- Виды аутизма
- Виды детского аутизма
- Ранний детский аутизм
- Аутизм атипичного течения
- Синдром Аспергера
- Синдром Ретта
- Классификация аутизма
- Классический аутизм (Синдром Каннера)
- Синдром Аспергера
- Неуточнённое глубокое нарушение развития или атипичный аутизм (PDD-NOS)
- Синдром Геллера
- Синдром Ретта
- Стадии развития аутизма
- Высокофункциональный аутизм у детей
- Приобретенный аутизм
- Виртуальный аутизм
- Парааутизм: понятие, симптомы
- Эмоциональный аутизм
- Вербальный аутизм
- Органический аутизм
- Инфантильный аутизм
- Симптомы аутизма
- Начало проявления заболевания и классификация
- Главные признаки для диагностики аутизма
- Социальное взаимоотношение
- Речь и ее восприятие
- Ограниченность интересов
- Особенности движений
- Стереотипии
- Расстройство интеллекта
- Эмоциональные нарушения
- Клинические проявления форм аутизма
- Синдром Каннера или инфантильная форма аутизма
- Синдром Аспергера
- Атипичная форма
- Проявления аутизма у новорожденных
- Симптомы у детей младшего и школьного возраста
- Признаки аутизма в подростковом возрасте
- Аутизм у взрослых
- Признаки у плода при беременности
- Отличие аутизма от слабоумия
- Миф о поствакцинации
- Тестирование ребенка в домашних условиях
- M-CHAT тест или модифицированный скрининговый тест на аутизм
- Расшифровка теста
- Подводя итоги
Виды аутизма
Аутизм – это разновидность психического расстройства, имеющая свои формы и классификацию. Такая информация нужна врачам для оценки течения патологии, составления плана лечения и прогноза.
Проявления разнообразны, включают в себя ряд синдромов и объединяются в одной большой категории: расстройства аутического спектра (РАС). Как правило, являются врожденным дефектом развития ЦНС, закрепленным на генетическом уровне.
Первые признаки РАС бывают заметны уже во младенчестве или появляются в первые годы жизни. Однако некоторые типы аутизма у детей становятся заметны только после полового созревания или на его фоне.
Отличительная черта людей с аутизмом любого типа – проблемы во взаимодействии с обществом. Они воспринимают мир специфическим образом, не нуждаются в общении, часто не способны понимать переносное значение слов, подтекст того или иного явления.
Масса больных по мере взросления и при сопровождении правильно подобранной терапии, коррекционных занятий, адаптируются к нормальной жизни. Однако встречаются и тяжелые разновидности детского аутизма, признаки которых устранить невозможно даже медикаментозно.
Виды детского аутизма
Заболевание в отдельную категорию выделено меньше столетия назад. За прошедшее время ученые успели изучить его проявления и последствия. Ниже рассмотрим разновидности аутизма у детей, внесенные в МКБ-10.
Ранний детский аутизм
Также, ранний детский аутизм, называется по фамилии первооткрывателя синдромом Каннера. Проявляется в первые годы, а иногда и месяцы жизни. К 3 годам, симптомы, достаточные для установления диагноза, уже сформированы.
Спровоцировать ускорение развития болезни могут как внешние обстоятельства, так и личные особенности ЦНС ребенка.
Патогномоничными симптомами у пациента выступают:
Если малыш с первых месяцев показывает нежелание идти на руки, не любит тактильные контакты, не различает членов семьи и чужих, то это повод обратиться к педиатру за направлением на обследование. Позже заметными становятся другие признаки, в том числе серьезная УО (умственная отсталость), трудности с речью.
Синдром Каннера требует многолетнего лечения, работы с профильными докторами. Нужен план корректирующих занятий как в специальных центрах, так и дома.
В случае легкой степени заболевания, с возрастом ребенок обучается нужным для жизни навыкам и способен жить самостоятельно. Когда патология тяжелая, то пациент рискует остаться инвалидом.
Аутизм атипичного течения
Выявляется позже, иногда уже к подростковому возрасту.
В отличие от классической формы, проявляется не всеми характерными симптомами. Часто такой вариант РАС называют аутизмом взрослых из-за позднего обнаружения и запоздания с коррекционной работой.
Так как симптоматика носит поверхностный, слабо выраженный характер, то больные имеют хороший шанс со временем адаптироваться к жизни в обществе на уровне нормы.
Часто люди с этим типом одарены талантом в той или иной сфере, обладают уровнем интеллекта выше среднего. Симптоматика проявляется в заторможенности речевого развития, специфическом восприятии мира или неприятия общения с другими людьми.
Иногда симптомы атипичного аутизма выступают не самостоятельным заболеванием, а одним из проявлений детской шизофрении.
Синдром Аспергера
Специфическое аутическое расстройство, встречающееся, как правило, у мальчиков. Проявляется достаточно рано, но при этом считается достаточно легкой формой заболевания, так как охотно поддается коррекции.
Характерными симптомами являются:
Интеллект не страдает, а приобретает особенный характер. Из-за чего, в противовес Каннеру, синдром Аспергера называют высокофункциональным аутизмом.
При своевременно начатой работе, пациенты с подобным РАС способны полноценно интегрироваться в мир, закончить общеобразовательную школу. Получают образование и профессию, работать и создают семьи. Могут испытывать проблемы с заведением друзей.
Такой синдром в той или иной мере отмечается у ряда успешных людей XX–XXI века.
Синдром Ретта
Едва ли не самая тяжелая форма из разновидностей аутизма у детей, вид, встречающийся только среди девочек. По крайней мере на данный момент ни одного случая среди мальчиков зафиксировано врачами не было.
Первые признаки проявляются уже к 8 месяцу жизни. Отклонения в поведении, интеллектуальном развитии сочетаются с аномалиями физического развития.
Источник
Классификация аутизма
По современному классификатору психических расстройств DSM-V расстройство аутистического спектра (РАС) включает в себя пять фронтальных детских состояний, известных как первазивное расстройство развития (PDD): классический аутизм, синдром Аспергера, синдром Ретта, синдром Хеллера и атипичный аутизм.
Классический аутизм (Синдром Каннера)
«Я не страдаю от аутизма, но я страдаю от того, как вы относитесь ко мне».
В 1943 году впервые было описано такое явление, которое носит название синдром Каннера или классический аутизм.
Спектр детей с классическим аутизмом включает триаду аутических расстройств, у них нарушена творческая игра, социальное взаимодействие и коммуникация. Часто проявляется стереотипное поведение, интересы и деятельность. Как правило, видны эти нарушения в возрасте от 1,5 до 3 лет. Часто дети с синдромом Каннера не говорят до 3-4 лет, начав говорить они, часто повторяют неосознанно заученные фразы, не общаются и не взаимодействуют с другими детьми. У большинства детей прослеживаются тяжёлые сенсорные трудности. В пример приведено описание одного из больных аутизмом Каннера опубликованное в 1956 году:
«Джей S, в настоящее время почти 15 лет, предоставлял в младших классах значительные трудности для учителей … он бродил в классе … и устраивал истерики. Он феноменально разбирается в математике … и сейчас заканчивает 11-й класс с хорошими оценками … в свободное время он изучает карты и собирает почтовые марки, Он достиг IQ больше 150 баллов».
Лео Каннер утверждал, что дети с аутизмом очень многого могут достичь в науке, они могут жить полноценной жизнью, если найдут свои интересы и увлечения.
История показывает, что многие люди, у которых бы в наше время диагностировали аутизм, сделали огромный вклад в искусстве, математике, науке и литературе.
И помните – «Аутисты нуждаются в принятии, а не лечении»
Синдром Аспергера
Дети с синдромом Аспергера, носят самую лёгкую степень из расстройств аутического спектра, в частности, потому, что симптомы более управляемым и эти дети, как правило, имеют прекрасный прогноз на будущее с помощью постоянных и правильных методов коррекции. У них часто не прослеживается значительной задержки речи по сравнению с другими в спектре, но у них так же возникают трудности в социализации и коммуникации.
Ниже приведено в пример поведение, которое тесно связанно с синдромом Аспергера:
Из-за отсутствия явных признаков аутизма этот синдром трудно заметить, пока ребенок не начнет посещать детски сад, школу и другие общественные места.
Часто симптомы этого синдрома путают с другими поведенческими проблемами, такими как синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ).
Еще одним распространённой чертой «аспергера» является неспособность понять намерения другого человека, действия, слова и поведение. Они не понимают юмор, сатиру, намёки и т.д. Кроме того, дети с этим синдромом не могут инстинктивно реагировать на «универсальные» невербальные сигналы, такие как улыбка, «хмурые» брови и т.д.
Некоторые люди с синдромом Аспергера имеют своеобразную манеру разговаривать: чрезмерно громко, монотонно или с необычной интонацией. «Аспергеры» испытывают трудности со своими эмоциями. Они могут плакать или смеяться в неподходящее время.
Как правило, «аспергеры» на первый взгляд мало чем отличаются от обычных детей. Они просто немного другие дети, их можно назвать вычурно общающимися, детьми с хорошей вербализацией, их называют детьми с высоко функциональным аутизмом. В мире уже подумывают о том, чтобы синдром Аспергера вынести из общего спектра аутизма
Неуточнённое глубокое нарушение развития или атипичный аутизм (PDD-NOS)
Диагноз «атипичный аутизм» применяется для детей, которые находятся в аутическом спектре, но не в полной мере отвечают критериям, которые подходят под классический аутизм или синдромом Аспергера.
Как и другие формы аутизма атипичный аутизм может сочетаться с широким спектром интеллектуальных способностей. Его определяющие черты — значительные проблемы в социальной сфере и развитии речи.
Это диагноз врачи используют для тех, кто имеет частичные характеристики аутизма или у кого очень умеренные симптомы. Например, человек может иметь значительные признаки аутизма в социальной сфере, но не иметь стереотипных повторяющихся движений.
Атипичный аутизм можно условно поделить на три подгруппы:
Синдром Геллера
Синдром Геллера известен как детское дезинтегративное расстройство, которое характеризуется потерей ранее приобретённых речевых и социальных навыков и постоянной задержкой развития в этих областях. Например, ребёнок, ранее говорил 2 или 3 словосочетания и постепенно или резко потерял способность общаться с помощью слов.
Также характерным для этого расстройства является социальный и эмоциональный регресс развития. Например, ребёнок, который любил сидеть на руках родителей и обниматься теряет эту способность.
Детское дезинтегративное расстройство, как правило, проявляется на четвёртом году жизни.
В целом, социальные, коммуникативные, поведенческие и особенности этого расстройства напоминают аутизм. Ранее приобретённые двигательные навыки теряются (например, ребёнок раньше мог ездить на велосипеде или рисовать фигуры).
Синдром Ретта
Синдром Ретта является редким, но тяжёлым расстройством мозга, которое встречается у девочек. Это расстройство, как правило, обнаружили в первые два года жизни.
При синдроме Ретта проявляются симптомы, такие как потеря двигательных и коммуникативных навыков после периода нормального развития. Дети, пострадавшие от этого расстройства часто теряют способность говорить. У них очень часто проявляются стереотипные движений рук, таких как ломание, хлопанье и беспрерывное «мытье» рук.
Замедление роста головы и потеря мышечного тонуса является одним из первых признаков при синдроме Ретта.
В возрасте с 1 до 4 лет, социальные и речевые навыки ухудшаются. Ребёнок замолкает и появляется незаинтересованность в других людях.
Синдром Ретта также вызывает проблемы с мышцами и координацией. Бег и ходьба становятся неуклюжими, прерывистыми. Дети с этим синдромом часто страдают неравномерным дыханием и судорогами.
В большинстве случаев этот синдром вызван мутацией (изменением в ДНК) в гене MECP2, который находится на Х-хромосоме (одной из половых хромосом).
Несмотря на трудности связанные с симптомами, многие люди с синдромом Ретта приспосабливаются к нормальной жизни, главное для них чувствовать любовь и поддержку близких.
Стадии развития аутизма
Люди с аутизмом начальной (ранней) стадии имеют заметные проблемы с навыком общения с окружающими. Обычно они могут разговаривать, но им трудно поддерживать диалог.
Другим на этом уровне может быть тяжело искать новых друзей.
Симптомы ранней стадии аутизма:
Люди с аутизмом начальной стадии часто поддерживают высокое качество жизни с небольшой поведенческой и психоэмоциональной коррекцией. Своевременная коррекция поможет улучшить социальные и коммуникативные навыки.
Пациенты с легкой стадией аутизма уже нуждаются в серьезной коррекционной поддержке. Симптомы, связанные с этим уровнем, включают более серьезную нехватку словесных и невербальных навыков общения. Это часто затрудняет повседневную деятельность.
Симптомы легкой стадии:
Люди с аутизмом второго уровня обычно нуждаются в большей поддержке, чем люди с аутизмом уровня 1. Даже при поддержке они могут с трудом адаптироваться к изменениям в своей среде.
Может помочь целый ряд методов лечения. Например, сенсорная интеграционная терапия может использоваться на этом уровне. Она помогает научиться справляться с сенсорными данными, такими как: запах, громкие или раздражающие звуки, отвлекающие визуальные изменения, мигающие огни.
Своевременная терапия развивает навыки, необходимые для выполнения повседневных задач, таких как принятие решений или навыки работы.
Это самая тяжелая стадия аутизма. На ней требуется существенная поддержка. В дополнение к более серьезной нехватке навыков общения люди с аутизмом 3-го уровня также демонстрируют повторяющееся или ограничительное поведение.
Повторяющееся поведение относится к тому, чтобы делать одно и то же снова и снова, независимо от того, является ли это физическим действием или говорение одной и той же фразы.
Ограничительное поведение – человек имеет тенденцию замыкаться в себе и ограждать от общения с окружающим миром. Это может быть связано с невозможностью адаптироваться к изменениям или наличием интересов по очень конкретным темам.
Симптомы тяжелой стадии аутизма:
Люди с аутизмом 3-го уровня нуждаются в интенсивной терапии, которая фокусируется на различных проблемах, включая общение и поведение.
Часто им назначается и медикаментозное лечение. Хотя нет лекарств, которые специально относятся к аутизму, некоторые препараты могут помочь справиться с определенными симптомами или сопутствующими нарушениями, такими как депрессия или проблемы с концентрацией.
Дети с тяжелой стадией РАС нуждаются в постоянном сопровождении взрослых, которые будут помогать осваивать базовые навыки.
Высокофункциональный аутизм у детей
Сегодня различают несколько классификаций РАС. Среди которых есть и высокофункциональный аутизм (ВФА) у детей. Обычно считают, что пациенты с диагностированным ВФА – это в своем роде гении.
Признаки высокофункционального аутизма:
Из научных статей можно сделать вывод, что при данной категории РАС, проблемы поведенческого спектра начинают проявляться в школьном или даже подростковом возрасте. Для коррекции часто применяют слабые медикаменты, которые воздействуют на функциональность мозговой деятельности (стимуляторы).
ВФА может проявляться в:
Приобретенный аутизм
Часто можно услышать истории мам, которые говорят: «Мой малыш развивался полноценно, а потом, в один момент, исчезли отдельные навыки, пропала речь, ребенок стал замкнутым. Как результат всей этой симптоматики нам поставили диагноз «приобретенной аутизм»».
Причины приобретенного аутизма:
Так может ли аутизм быть приобретенным?
Официального подтверждения данной теории нет, но многие исследователи считают, что РАС – это, скорее всего, генетическое, а значит наследственное, а не приобретенное заболевание. Известно только то, что, в некоторых случаях симптомы заболевания проявляются в раннем младенческом возрасте, а некоторые проявляются в более позднем возрасте.
Болезни, травмы и прививки могут стать своеобразным раздражающим элементом, после которого заболевание начинает прогрессировать.
По данному вопросу ведутся исследования.
Виртуальный аутизм
По последним результатам исследований, дети, которые большой промежуток времени пребывают перед экранами телевизоров, мониторами, планшетами, мобильными телефонами, начинают проявлять специфические для РАС симптомы. Данному явлению дали название «виртуальный аутизм».
Современные интернет-технологии могут играть отягчающую роль в проявлении заболевания, его стадии и формы. В период длительного просмотра мультфильмов или за игрой на ПК или смартфоне у ребенка происходит торможение работы нейронных областей, иными словами, он полностью зацикливается на одном действии, запуская необратимый процесс деструкции в мозге.
По наблюдениям врачей, у пациентов отмечались улучшения состояния после полной изоляции от экранов в течение 7 дней.
Да, в эру современных технологий сложно оградить ребенка полностью от гаджетов. Поэтому рекомендуем постепенно сокращать время просмотра любимых передач или мультфильмов, подбирая замещающие интересные действия – например, чаще выходите на прогулки, играйте в подвижные игры (прятки, догонялки), лепите, рисуйте и т.д. Ребенку нужно внимание.
Парааутизм: понятие, симптомы
Парааутизм – это условное обозначение схожих между собой психологических феноменов из группы расстройства развития у детей, которые схожи с симптомами РАС или шизофрении.
Приставка «пара» обозначает наличие некоторых отличий от стандартной симптоматики.
Симптомы проявления парааутизма:
Если игнорировать долгий промежуток времени все эти симптомы, с большой вероятностью наступят осложнения (соматизированные):
Часто наблюдается депрессивное состояние, замкнутость, плаксивость. Постепенно искажаются когнитивные, эмоциональные и волевые навыки.
Эмоциональный аутизм
Эмоциональный интеллект (ЭИ) определяется как способность идентифицировать, оценивать и контролировать эмоции самого себя, других и групп. Интерес и исследования, связанные с EИ, за последнее десятилетие резко возросли.
Существует две конструкции эмоционального интеллекта:
Они дифференцируются по типу измерения, используемому в процессе операционализации. Например, перспектива возможностей подразумевает ЭИ как форму интеллекта, которая лучше всего оценивается с помощью тестов производительности и имеет более сильные отношения с иерархиями когнитивных способностей.
Таким образом, способность ЭИ относится к индивидуальным различиям в способности обрабатывать и использовать эмоциональную информацию для содействия эффективному функционированию в повседневной жизни.
Определяющей особенностью расстройств аутистического спектра (РАС) является нарушение межличностного общения и контакта. Это включает в себя трудности с:
К сожалению, основные особенности РАС не могут уменьшаться с возрастом. Как правило, люди не «перерастают» свои дефициты.
Эмоциональный аутизм может фактически увеличивается по мере того, как социальная среда становится более сложной. Эти трудности могут затем переходить во взрослую жизнь и привести к сопутствующим эмоциональным симптомам. Действительно, высокий стресс, беспокойство и депрессия регулярно присутствуют у лиц с РАС.
РАС включает дефициты, которые имеют непосредственное отношение к созвездию эмоционального самовосприятия, охватываемого признаком ЭИ. Признак эмоционального интеллекта (черта ЭИ) охватывает многие аспекты социально-эмоционального функционирования, которые, как было показано, нарушаются в РАС в форме самовосприятия.
Вербальный аутизм
У детей с вербальным аутизмом (ВА) нет проблем с развитием речевых навыков, они имеют широкий словарный запас, могут складывать целые предложения. Основная проблема в данном случае – это нарушения социального и когнитивного спектра.
Дети с диагностированным ВА предпочитают находиться в одиночестве, сложно находят контакт с окружающим миром, не признают увлечения окружающих, зацикливаются на своих интересах.
При раннем диагностировании, с подбором технологий коррекции, можно несколько сгладить социальный барьер, приблизить ребенка к «комфортному» социуму.
Мери Линч Барбера предлагает ознакомиться с ее книгой, основанной на методах Фрейда, «Детский аутизм и вербально-поведенческий подход» https://ufreida.com.ua/autizm/524/»>https://ufreida.com.ua/autizm/524/
Органический аутизм
Органический ранний аутизм – это классическая форма аутизма, так называемый синдром Каннера (Информация о нем представлена в начале нашей статьи).
Инфантильный аутизм
Признаки инфантильного аутизма просматриваются обычно в раннем детском возрасте (до 3 лет).
Источник
Симптомы аутизма
Симптомы аутизма – это совокупность причин и факторов, приводящих к различным изменениям в организме человека, чаще в детском возрасте, что может свидетельствовать о возникновении и развитии данного заболевания. Аутизм и аутистические расстройства – это болезнь, представляющая собой одну из форм психического расстройства, при котором у детей выявляются значительные нарушения в развитии, выражающиеся в искаженном восприятии действительности и отрицании социального взаимодействия. Как же выявить аутизм, в чем он выражается, какие критерии могут свидетельствовать о начале заболевания? Ответы на эти и многие другие вопросы можно найти, прочитав следующую статью.
Начало проявления заболевания и классификация
Такое заболевание у детей встречается в двух-четырех случаях на сто тысяч человек. Если к этому добавить еще и скрытый атипичный аутизм, когда основное заболевание сопровождается умственной отсталостью, то это число сразу же возрастет до двадцати. При этом аутизм у мальчиков проявляется в четыре раза чаще, чем у девочек.
Аутистическое расстройство может проявиться у любого человека абсолютно в любом возрасте, но клинические признаки заболевания будут значительно разниться у детей, подростков и у взрослых.
Принято различать: ранний детский аутизм (РДА), который можно выявить у малышей в возрасте до трех лет, детский аутизм, проявляющийся от трех до одиннадцати лет, и подростковый аутизм, обычно обнаруживается у людей после одиннадцати лет.
Существует несколько видов такого заболевания. Они имеют различные симптомы и некоторые специфические особенности, характерные для того или иного типа болезни. Согласно данным международной классификации болезней существуют: синдром Каннера или классический аутизм, синдром Аспергера, синдром Ретта и атипичный аутизм.
Проявление первых признаков детского аутизма можно заметить уже у годовалого ребенка. Хотя более ярко выраженные симптомы заболевания проявляются, как правило, в два с половиной – три года. В этот период наиболее заметны замкнутость ребенка, уход в себя и ограниченность его интересов.
Если такой ребенок в семье не первый, то мама видит начальные признаки болезни еще в младенчестве, так как можно провести сравнение между этим малышом и его старшим братом или сестрой. В противном же случае, понять что с ребенком что-то не так, достаточно сложно. Обычно, это проявляется в тот момент, когда малыш аутист идет в детский сад, то есть намного позже.
Бывает, что диагноз аутизм ставится и после пяти лет. Для таких детей характерно:
Практически всегда между первыми признаками проявления аутизма и непосредственной постановкой диагноза существует определенный промежуток времени. Ведь позже, когда у ребенка появляется необходимость в общении не только с родными и близкими людьми, возникают и другие черты характера, которым родители раньше вообще не придавали значения. Другими словами, заболевание не наступает внезапно, просто на начальном этапе распознать его довольно сложно.
Главные признаки для диагностики аутизма
Хотя симптоматика заболевания значительно изменяется в зависимости от формы аутизма, возраста ребенка и других факторов, существуют основные признаки болезни, присущие всем аутистам. При этом следует понимать, что наличие одного из симптомов недостаточно для постановки такого диагноза. В таких случаях для диагностики используется так называемая триада – три самых явных признаков, по которым можно определить наличие данного заболевания. Рассмотрим каждый из основных признаков более подробно.
Социальное взаимоотношение
Эта характеристика является основной для детей с аутизмом. Аутисты сторонятся внешнего окружения, замыкаясь в своем придуманном мире. Они не любят общаться и всячески избегают различных коммуникаций.
Насторожить маму должно уже то, что младенец вообще не просится на руки, малоподвижен, слабо реагирует на новые игрушки, не хлопает в ладоши, редко улыбается, не смотрит в глаза при общении с ним. Больные дети, как правило, не отзываются на собственное имя, плохо реагируют на звуки и свет. При попытке наладить с ними общения они пугаются, либо впадают в агрессию. Отсутствие зрительного контакта характерен для более тяжелых форм аутизма и проявляется этот признак не у всех больных. Часто такие дети могут подолгу смотреть в одну точку, как бы сквозь человека.
Взрослея, ребенок все чаще уходит в себя, практически никогда не обращается за помощью, мало контактирует с другими членами семьи. Многие из заболевших не переносят объятий и прикосновений.
Речь и ее восприятие
Нарушения вербального общения всегда возникают при аутизме. У одних они могут быть ярко выраженные, у других – слабые. При этом может наблюдаться как задержка речи, так и полное отсутствие речевой функции.
При раннем детском аутизме это проявляется более наглядно. У маленьких детей речь может даже полностью отсутствовать. В некоторых случаях же, наоборот: ребенок начинает говорить, а спустя некоторое время замыкается в себе и замолкает. Бывает, что такие дети изначально опережают своих сверстников в речевом развитии, а затем, примерно с полутора лет происходит регрессивный спад, и они перестают говорить вообще. Однако при этом часто разговаривают сами с собой, а иногда и во сне.
Также у малышей зачастую отсутствует лепет и гуление, редко используются различные жесты и мимика. Взрослея, ребенок начинает говорить косноязычно, путает местоимения. Говоря о себе, они обычно используют обращение в третьем лице: «он хочет есть», «Андрей хочет есть» и так далее.
Находясь среди других людей, такие дети обычно молчаливы, не склонны к общению и могут не отвечать на вопросы. Однако, оставаясь наедине с собой, они часто комментируют свои действия, говорят сами с собой и даже читают стихи.
Речь таких детей отличается монотонностью, отсутствием интонации. В ней преобладают цитаты, различные команды, странные слова, рифмы.
Задержка речи является частой причиной обращения родителей к логопеду или дефектологу. Специалист может определить, что именно вызвало нарушение речевой функции. При аутизме это связано с нежеланием коммуникаций, общения с кем бы то ни было, отрицанием взаимодействий с окружающим миром. Задержка речевого развития в таких случаях свидетельствует о серьезных нарушениях в социальной сфере.
Ограниченность интересов
Дети аутисты чаще всего проявляют интерес к какой-либо одной игрушке и он сохраняется на протяжении долгих лет. Игры таких детей однообразны, либо они не играют в принципе. Зачастую можно видеть как ребенок часами наблюдает за движением солнечного зайчика или несколько раз пересматривает один и тот же мультфильм. Они могут быть настолько поглощены одним занятием, что создают впечатление полной отрешенности от внешнего мира, а попытки оторвать их от этого заканчиваются приступами истерики.
Дети, страдающие аутизмом, чаще всего не играют своими игрушками, а склонны в большей степени выстраивать их в определенном порядке и постоянно сортировать: по форме, размеру или цвету.
Интересы аутистов сводятся к постоянному пересчитыванию и сортировке предметов, а также выстраиванию их в определенном порядке. Иногда они увлекаются коллекционированием, конструированием. Любой из интересов, которые встречаются у аутистов, отличается отсутствием социальных взаимоотношений. Аутисты ведут замкнутый, нетипичный для их сверстников, образ жизни, и не допускают в свои игры никого, даже таких же больных детей, как и сами.
Часто их привлекает не сама игра, а определенные алгоритмы, в них происходящие. Для таких детей свойственно периодически включать и выключать кран, глядя на бегущую воду и совершать другие подобные действия.
Особенности движений
Детей, больных аутизмом нередко можно узнать по специфической походке и движениям. Они часто при ходьбе сильно размахивают руками и становятся на носочки. Многие предпочитают передвигаться вприпрыжку. Для детей аутистов характерны неловкость, неуклюжесть в движениях. А при беге они часто бесконтрольно машут руками и делают чересчур большие шаги.
Зачастую у таких пациентов можно наблюдать хождение по строго определенному маршруту, раскачивание из стороны в сторону во время ходьбы, а также марширование приставным шагом.
Стереотипии
Стереотипии, стимы или постоянно повторяющиеся действия характерны практически для всех детей, страдающих от данного заболевания. Проявляются они, как правило, в речи и в поведении. Наиболее часто встречающимися являются двигательные стереотипии, которые выглядят как: сжимание, разжимание пальцев в кулак, подергивание плечами, повторяющиеся повороты головы, раскачивание из стороны в сторону, бег по кругу и так далее. Иногда можно наблюдать, как ребенок постоянно раскачивает дверь, пересыпает песок или крупы, монотонно щелкает выключателем, рвет или мнет бумагу. Все это также относится к стереотипиям при аутизме.
Речевые стереотипии носят название эхолалия. При этом дети могут постоянно повторять одни и те же звуки, слоги, слова и даже отдельные фразы. Обычно, это словосочетания, услышанные от родителей или извлеченные из любимого мультфильма. Характерно также то, что дети говорят фразы абсолютно неосознанно и не вкладывая в них никакого смысла.
Можно также выделить стимы в одежде, еде, прогулках. Дети склонны к формированию определенных ритуалов: ходить по определенному маршруту, одной и той же дорогой, не наступать на трещины на асфальте, надевать одну и ту же одежду, поглощать одну и ту же пищу. Они склонны к выстукиванию определенного ритма, раскачиваниям на стуле под определенный такт, перелистыванию страниц в книге туда и обратно без особого интереса.
Почему именно возникают стереотипии при аутизме нет однозначного ответа. Некоторые считают, что постоянно повторяющиеся действия стимулируют нервную систему, другие, наоборот, предполагают что таким образом ребенок успокаивается. Наличие стимов при таком заболевании позволяет человеку отгородиться от внешнего мира.
Расстройство интеллекта
Частым симптомом при аутизме, проявляющимся у семидесяти пяти процентов больных, является расстройство интеллектуальных способностей. Это может начинаться с задержки в интеллектуальном развитии и в итоге привести к умственной отсталости. Обычно такое состояние представляет собой различные степени отставания в развитии головного мозга. Такому ребенку тяжело концентрировать свое внимание, сосредоточиться на чем-либо. Часто наблюдается быстрая потеря интересов, невозможность применения общепринятых обобщений и ассоциаций.
В некоторых случаях при аутистических расстройствах у ребенка проявляется интерес к определенным занятиям, в связи с чем формируются лишь отдельные интеллектуальные способности.
Легкая и средняя степень умственной отсталости при аутизме отмечается у большей половины пациентов. У трети больных коэффициент интеллектуальности редко превышает семьдесят. Но следует знать, что обычно такое состояние не прогрессирует, и редко доходит до полного слабоумия. Дети с высоким IQ часто обладают нестандартным мышлением, что выделяет их среди других детей и зачастую является причиной их ограниченного социального взаимодействия. Также нужно отметить, что чем ниже уровень умственных способностей ребенка, тем тяжелее им адаптироваться в социальной сфере.
Тем не менее такие дети больше других склонны к самообучению. Многие из них сами учатся читать, овладевают простыми математическими способностями. Некоторые надолго сохраняют музыкальные умения, математические и механические навыки.
Обычно умственные расстройства имеют периодический характер: наблюдаются периоды улучшения и ухудшения, возникновение которых могут спровоцировать различные факторы: стрессовые состояния, тревожность, вмешательство в замкнутый мир аутиста.
Эмоциональные нарушения
К эмоциональным нарушениям при аутизме можно отнести внезапные вспышки агрессии, аутоагрессии, немотивированного гнева или страха. Чаще всего такие состояния возникают внезапно и не имеют под собой никаких очевидных причин. Такие дети подвержены гиперактивности, либо наоборот замкнуты, заторможены и растеряны. Такие дети склонные к самоповреждению. Часто их агрессивное поведение направлено на самого себя и проявляются кусанием, вырыванием волос, царапанием и другими видами самоистязания. У таких детей практически отсутствуют болевые ощущения, либо реакция на боль атипична.
Клинические проявления форм аутизма
У каждой формы аутизма также существуют свои определенные признаки и симптомы. Рассмотрим подробнее наиболее распространенные из них.
Синдром Каннера или инфантильная форма аутизма
В эту категорию относят детский, инфантильный аутизм и другие аутистические расстройства проявляющиеся у детей от одного года до трех лет.
Для них характерны следующие признаки:
Синдром Аспергера
Синдром Аспергера или высокофункциональный аутизм во многом схож с синдромом Каннера. Однако при такой форме заболевания отсутствуют нарушения в речевом развитии и высоко развиты когнитивные способности.
При такой форме мягкого аутизма у детей хорошо развиты мыслительные процессы, существует искаженное восприятие окружающей действительности и самого себя, наблюдается сложность в концентрации внимания. Другие психологические и физиологические симптомы данного заболевания выглядят следующим образом:
Атипичная форма
Для атипичной формы аутизма характерно проявление в более позднем возрасте. Также возникает он и у взрослых, особенно при наличии умственной отсталости и других заболеваний, связанных с развитием. К признакам такой формы болезни относятся:
Проявления аутизма у новорожденных
У грудничков и новорожденных детей значительно выражены внешние признаки, которые указывают на наличие заболевания: отсутствие улыбки, ярких эмоций, активности, присущей другим детям их возраста, мимики и многих жестов. Взгляд младенца зачастую устремлен в одну и ту же точку или на какой-либо определенный предмет.
Такие дети практически не просятся на руки и не копируют эмоции взрослых. У грудных детей аутистов практически отсутствует плач, он не создает проблем родителям, способен часами самостоятельно занимать себя, не проявляя никакого интереса к окружающему миру. Малыш не гулит, не лепечет, не отзывается на собственное имя. Для таких детей характерна некоторая задержка в развитии: поздно начинает сидеть и ходить, наблюдается отсталость в росте и весе.
Такие дети зачастую отказываются от грудного вскармливания и не приемлют прикосновений отца или матери.
Симптомы у детей младшего и школьного возраста
Пациенты младшего и школьного возраста отличаются отсутствием эмоций и замкнутостью. Примерно в полтора-два года у таких детей может полностью отсутствовать речевая функция, наблюдается нежелание идти на зрительный контакт. Часто нарушения речи в это время обусловлены нежеланием общаться в социуме. Когда же пациенты все-таки начинают говорить, то сталкиваются с определенными трудностями. Они часто говорят о себе в третьем лице, путают местоимения, повторяют одни и те же слова, звуки и фразы. Часто у таких детей возникают вокализации, как одна из разновидностей стереотипий.
Часто у аутистов преобладает гиперактивность, но их движения однообразны и носят повторяющийся характер. Также такие дети практически не плачут, даже когда сильно ударятся. Они избегают общества сверстников, в детских садах или школе, как правило, сидят в одиночестве. Иногда у них возникают приступы агрессии или аутоагрессии.
Ребенок может не обращать внимание на весь предмет в целом, но его привлекают некоторые его элементы. Так например, он может зациклиться на колесах или руле автомобиля, постоянно вращая их в руках. Игрушки не интересуют аутиста как таковые, но зато они очень любят сортировать их и выкладывать в определенном порядке.
Такие дети очень избирательны в еде или в одежде. У них присутствует множество различных страхов: страх темноты, различных шумов. При прогрессировании заболевания ухудшаются и возможные страхи. Они боятся выходить из дома, а в особо тяжелых случаях вообще покидать свою комнату и остаются в одиночестве. Их пугает любая смена обстановки, и оказавшись не на свое месте, они часто закатывают истерики.
Аутисты школьного возраста могут посещать обычные или специализированные школы. У таких детей наблюдается увлечение каким-либо одним из предметов. Чаще всего это рисование, музыка или математика. Преобладает у подростков аутистов значительная рассеянность внимания, также они испытывают значительные трудности со чтением.
У некоторых аутистов встречается синдром саванта, характеризующийся невероятными способностями в каких-либо определенных дисциплинах. Они могут отличаться талантами в музыкальной сфере или изобразительном искусстве, а также обладать феноменальной памятью.
Дети с низким коэффициентом интеллекта чаще всего замыкаются в себе и уходят в свой придуманный мир. У таких детей часто отмечаются нарушения в речевом развитии и социальной сфере. Малыш старается прибегать к речи только в очень исключительных случаях. Они никогда не жалуются и стараются ни о чем не просить, стараясь всячески избегать любого общения.
В таком возрасте у детей часто появляются серьезные отклонения в пищевом поведении, вплоть до полного отказа от пищи, что зачастую приводит к заболеваниям желудочно-кишечного тракта. Прием пищи сводится к определенным ритуалам, еда выбирается определенного цвета или формы. Вкусовые критерии пищи при этом не учитываются.
При своевременной диагностике заболевания и квалифицированном лечении, дети аутисты могут жить вполне нормальной жизнью, посещать общеобразовательные школы, осваивать профессиональные навыки. Лучших успехов при этом добиваются аутисты, речевые и интеллектуальные нарушения у которых сведены к минимуму.
Признаки аутизма в подростковом возрасте
У большинства подростков-аутистов значительно изменяется поведение. Они приобретают новые умения, однако общение со сверстниками вызывает у них определенные трудности. Особенно тяжело для таких детей происходит половое созревание. Аутисты в подростковом возрасте наиболее подвержены депрессивным состояниям, развитию различных страхов, фобий и панических состояний. Также у них часто можно наблюдать эпилептические припадки.
Аутизм у взрослых
Взрослые мужчины и женщины, страдающие аутизмом, чаще всего могут жить и работать самостоятельно. Это напрямую зависит от их интеллектуальных способностей и от социальной активности. Около тридцати трех процентов таких людей достигают частичной независимости.
Те же взрослые, интеллект которых снижен, или общение сведено к минимуму требуют к себе достаточно много внимания. Они не могут находиться без какой-либо опеки, что значительно осложняет их жизнь и жизнь их родных.
Люди со средним уровнем интеллекта или имеющие IQ выше среднего часто добиваются значительных успехов в профессиональной сфере и вполне могут жить полноценной жизнью: вступать в брак, заводить семью. Однако это удается не многим, так как у них возникают значительные трудности при взаимоотношениях с противоположным полом.
Признаки у плода при беременности
Распознать наличие аутизма у плода можно еще во время беременности. Это можно заметить во втором триместре при проведении ультразвукового исследования. Учеными доказано, что интенсивный рост тела плода и головного мозга в начале второго триместра дают возможность предположить, что ребенок родится с аутизмом.
Причиной такого интенсивного роста может быть наличие серьезных инфекционных заболеваний у женщин: кори, ветряной оспой, краснухи. Особенно, если будущая мама перенесла их во втором триместре, когда формируется головной мозг ребенка.
Отличие аутизма от слабоумия
Часто аутизм путают с другими похожими заболеваниями, к примеру, со слабоумием. Действительно, симптоматика таких заболеваний довольно схожа. Однако дети, страдающие слабоумием отличаются от детей аутистов:
Такие симптомы не характерны для аутизма, но при таком заболевании у пациентов может наблюдаться и умственная отсталость.
Миф о поствакцинации
Бытует мнение, что аутизм у ребенка развивается после вакцинации детей раннего возраста. Однако такая теория не имеет абсолютно никакой доказательной базы. Было проведено множество научных исследований, и ни одно из них не выявило связи между вакцинацией и возникновением заболевания.
Может случиться так, что время, когда проводилась вакцинация ребенка, просто совпало с тем моментом, когда родители заметили первые признаки аутизма. Но не более. Заблуждение в этом вопросе привела к резкому снижению уровня вакцинации населения, и как следствие к вспышкам инфекционных заболеваний, в частности, кори.
Тестирование ребенка в домашних условиях
Выявить наличие аутизма ребенка в домашних условиях можно при помощи различных тестов. При этом следует знать, что одних лишь результатов тестирования недостаточно для того, чтобы поставить диагноз, однако это будет лишним поводом для обращения к специалисту. Существует множество тестов, предназначенных для детей определенного возраста:
M-CHAT тест или модифицированный скрининговый тест на аутизм
Расшифровка теста
На каждый вопрос теста следует дать ответ «Да» или «Нет», а после сравнить полученные результаты с приведенными в расшифровке:
Если совпали ответы на три обычных пункта или два критических, то такого ребенка необходимо проконсультировать у специалиста.
Подводя итоги
Аутизм – это заболевание, преимущественно детского возраста, для которого характерно наличие ряда специфических симптомов и признаков. Описание их зачастую различается в зависимости от формы психического расстройства, возраста ребенка и множества других факторов.
Необходимо знать наличие каких именно признаков говорит о возникновении данного заболевания, чтобы не спутать его с другими болезнями. А при возникновении нескольких из них необходимо как можно скорее обратиться за консультацией к специалисту.
Больше свежей и актуальной информации о здоровье на нашем канале в Telegram. Подписывайтесь: https://t.me/foodandhealthru
Опыт работы инфекционистом более 3 лет.
Имеет патент по теме «Способ прогнозирования высокого риска формирования хронической патологии адено-тонзиллярной системы у часто болеющих детей». А также автор публикаций в журналах ВАК.
Источник