Аутизм 1 степени признаки

Содержание
  1. Признаки аутизма у ребенка, причины, методы коррекции
  2. Что такое аутизм?
  3. Причины аутизма
  4. Как аутичный ребенок воспринимает мир?
  5. Симптомы аутизма
  6. Нарушения социального взаимодействия
  7. Отсутствует или резко нарушен контакт глаза-в-глаза
  8. Скудная мимика, часто не адекватная ситуации
  9. Жесты используются лишь для обозначения нужд
  10. Неспособность понять эмоции окружающих
  11. Отсутствие интереса к ровесникам
  12. Трудности в играх с применением воображения и знанием социальных ролей
  13. Нет ответа на общение и проявлений эмоций родителями
  14. Нарушение коммуникации
  15. Выраженная задержка речи или ее отсутствие (мутизм)
  16. Аномальный характер речи (повторы, эхолалии)
  17. Стереотипное поведение
  18. Зацикленность на определенном занятии с невозможностью переключиться
  19. Выполнение ежедневных ритуалов
  20. Многократные повторения движений, лишенных смысловой нагрузки
  21. Ранние проявления аутизма у детей
  22. Памятка для родителей
  23. Уровень интеллекта при аутизме
  24. Синдром Аспергера
  25. Синдром Ретта
  26. Диагностика аутизма
  27. Лечение аутизма
  28. Этапы лечения аутизма
  29. Поведенческая терапия аутизма
  30. Логопедические занятия
  31. Выработка социальных навыков и навыков самообслуживания
  32. Медикаментозная терапия
  33. Состояния, имитирующие аутизм
  34. Тугоухость — нарушения слуха различной степени
  35. Шизофрения
  36. Признаки аутизма
  37. Характерные черты детей с аутизмом (РАС)
  38. Ранняя диагностика аутизма
  39. Легкая степень аутизма у детей
  40. Причины, классификация
  41. Причины
  42. Классификация
  43. Симптомы
  44. Диагностика, лечение
  45. Диагностика
  46. Лечение
  47. Рекомендации
  48. Аутизм – приговор?
  49. Аутизм 1 степени признаки
  50. Аутизм у детей. Симптомы, признаки и лечение
  51. Аутизм у детей. Симптомы, признаки и лечение
  52. Классификация заболевания и его виды
  53. Определение понятия и классификация
  54. Симптомы
  55. Причины возникновения
  56. Диагностика
  57. Характерные проявления
  58. Лечение психопатологии
  59. Терапия
  60. Прогноз
  61. Еще один медицинский спор
  62. Профилактические мероприятия
  63. Поведенческие отклонения
  64. НЕ ОТЧАИВАЙТЕСЬ ИЗ-ЗА ТЕКУЩЕЙ СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ
  65. Как определяется уровень функциональности
  66. Как распознать аутизм у ребенка?

Признаки аутизма у ребенка, причины, методы коррекции

Аутизм – диагноз, наводящий ужас на каждого родителя после разговора с детским психиатром. Проблема аутистических расстройств изучается очень давно, оставаясь при этом одной из самых загадочных патологий психики. Особенно ярко аутизм проявляется в раннем возрасте (ранний детский аутизм – РДА), изолируя ребенка от общества и собственной семьи.

Что такое аутизм?

Аутизм – общее расстройство развития с максимальным дефицитом сферы общения и эмоций. В самом названии болезни кроется ее суть: внутри себя. Человек с аутизмом никогда не направляет вовне свою энергию, речь, жесты. Все, что он делает, не имеет социального смысла. Чаще всего диагноз ставится до 3-5 лет, получая название РДА. Лишь в легких случаях аутизм впервые обнаруживается у подростков и взрослых людей.

Причины аутизма

В большинстве случаев дети с ранним детским аутизмом здоровы физически, у них нет видимых внешних недостатков. Беременность у матерей протекает без особенностей. Строение мозга больных малышей практически не отличается от среднестатистической нормы. Многие даже отмечают особую привлекательность лица у ребенка-аутиста. Но в некоторых случаях связь болезни с другими признаками все же присутствует:

Все эти состояния пагубно отражаются на мозге и могут приводить к аутистическим проявлениям. Есть данные, что генетическая предрасположенность играет свою роль: риск развития болезни при наличии аутиста в семье несколько выше. Но истинные причины аутизма не ясны до сих пор.

Как аутичный ребенок воспринимает мир?

Считается, что аутист не может объединять детали в единый образ. То есть человека он видит как несвязанные уши, нос, руки и другие части тела. Неживые предметы от одушевленных больной ребенок практически не отличает. Кроме того, все внешние воздействия (звуки, цвета, свет, прикосновения) причиняют дискомфорт. Малыш пытается уйти от окружающего мира внутрь себя.

Симптомы аутизма

Существует 4 главных признака аутизма у детей, которые проявляются в той или иной степени.

Нарушения социального взаимодействия

Отсутствует или резко нарушен контакт глаза-в-глаза

Ребенок-аутист не воспринимает образ собеседника целостным, поэтому часто смотрит «сквозь» человека.

Скудная мимика, часто не адекватная ситуации

Больные дети редко улыбаются при попытке их развеселить. Но часто они могут рассмеяться по своим причинам, никому из окружающих не понятным. Лицо аутиста обычно маскообразное, с периодическими гримасами.

Жесты используются лишь для обозначения нужд

Неспособность понять эмоции окружающих

Мозг здорового человека устроен так, что при взгляде на собеседника можно легко определить его настроение (радость, печаль, страх, удивление, гнев). Аутист не обладает такими способностями.

Отсутствие интереса к ровесникам

Дети с аутизмом не принимают участие в играх сверстников. Они располагаются рядом и погружаются в свой мир. Даже в толпе детишек можно быстро найти аутичного ребенка – он окружен «аурой» экстремального одиночества. Если аутист и обращает внимание на детей, то воспринимает их как неживые объекты.

Трудности в играх с применением воображения и знанием социальных ролей

Здоровый малыш быстро учится катать машинку, баюкать куклу, лечить плюшевого зайца. Аутичный ребенок не понимает социальные роли в игре. Более того, аутист не воспринимает игрушку как предмет в целом. Он может найти у машинки колесо и крутить его несколько часов подряд.

Нет ответа на общение и проявлений эмоций родителями

Раньше считалось, что аутисты вообще не способны на эмоциональную связь с родными. Но теперь известно, что уход мамы вызывает у больных детей беспокойство. В присутствии членов семьи ребенок контактнее, менее зациклен на своих занятиях. Разница лишь в реакции на отсутствие родителей. Здоровый малыш расстраивается, плачет, зовет маму, если он надолго ушла из его поля зрения. Аутист начинает тревожиться, но не предпринимает никаких действий для возвращения родителей. И нет возможности точно определить чувства, возникающие у него при разлуке.

Нарушение коммуникации

Выраженная задержка речи или ее отсутствие (мутизм)

При тяжелом аутизме дети не овладевают речью. Они употребляют несколько слов для обозначения потребностей, употребляя их в одной форме (пить, есть, спать). Если речь и появляется, то она носит бессвязный характер, не нацелена на понимание другими людьми. Дети могут часами повторять одну и ту же фразу, часто лишенную смысловой нагрузки. О себе аутисты говорят во втором и третьем лице (Коля хочет пить.)

Аномальный характер речи (повторы, эхолалии)

При ответе на вопрос больной ребенок повторяет всю фразу или часть ее.

Аутисты, в отличие от обычных детей, не пристают к родителям с сотнями вопросов об окружающем мире. Если этот период все же наступает, то вопросы очень однообразны и не несут практического значения.

Стереотипное поведение

Зацикленность на определенном занятии с невозможностью переключиться

Ребенок может часами строить башни или сортировать кубики по цветам. Выдернуть его из этого состояния бывает очень тяжело.

Выполнение ежедневных ритуалов

Аутисты чувствуют себя комфортно только в привычной им обстановке. Если поменять распорядок дня, маршрут прогулки или расстановку вещей в комнате – можно добиться ухода в себя или агрессивной реакции больного малыша.

Многократные повторения движений, лишенных смысловой нагрузки

Для детей-аутистов характерны эпизоды самостимуляции. Это стереотипные повторяющиеся движения, которые малыш использует в пугающей или непривычной обстановке.

Характерны навязчивые идеи, страхи. В пугающих ситуациях возможны приступы агрессии и самоагрессии

Ранние проявления аутизма у детей

Чаще всего болезнь дает о себе знать довольно рано. Уже к году можно заметить отсутствие улыбки, реакции на имя и необычное поведение малыша. Считается, что уже в первые три месяца жизни дети с аутизмом менее подвижны, имеют скудную мимику и неадекватные реакции на внешние раздражители.

Памятка для родителей

Если вы видите сильную истерику у чужого ребенка — это может быть ребенок с аутизмом или другим расстройством психики, поэтому следует вести себя максимально тактично.

Уровень интеллекта при аутизме

Большинство детей с аутизмом имеют легкую или умеренную степень умственной отсталости. Это связано с дефектами мозга и трудностями в обучении. Если болезнь сочетается с микроцефалией, эпилепсией и хромосомными аномалиями, то уровень интеллекта соответствует глубокой умственной отсталости. При легких формах болезни и динамичном развитии речи интеллект может быть нормальным или даже выше среднего.

Главной особенностью аутизма является избирательный интеллект. То есть дети могут быть сильны в математике, музыке, рисовании, но при этом намного отставать от сверстников по остальным параметрам. Явление, когда аутист чрезвычайно одарен в какой-либо области,называют савантизмом. Саванты могут сыграть мелодию, услышав ее всего один раз. Или нарисовать картину, увиденную единожды, с точностью до полутонов. Или держать в голове столбики цифр, производя сложнейшие вычислительные операции без дополнительных средств.

Синдром Аспергера

Существует особый вид аутистических расстройств, названный синдромом Аспергера. Считается, что это легкая форма классического аутизма, проявляющаяся в более позднем возрасте.

Большинство страдающих синдромом Аспергера успешно учатся в школах, институтах, находят работу, создают семьи при правильном воспитании и поддержке.

Синдром Ретта

Тяжелое заболевание нервной системы, связанное с нарушением в Х-хромосоме, встречается только у девочек. При аналогичных нарушениях плоды мужского пола нежизнеспособны и погибают внутриутробно. Частота заболевания примерно 1:10000 девочек. Помимо глубокой аутичности, полностью изолирующей ребенка от окружающего мира, для данного синдрома характерны следующие особенности:

В отличие от классического аутизма, при синдроме Ретта часто обнаруживают недоразвитие мозга и эпилептическую активность, прогноз при этом заболевании неблагоприятный. Коррекция аутизма и двигательных расстройств удается с трудом.

Диагностика аутизма

Родители и окружающие могут не правильно воспринимать поведение ребенка с аутизмом (см. таблица-памятка, объясняющая поведение ребенка).

Лечение аутизма

Ответ на главный вопрос: лечится ли аутизм? –Нет. Лекарства от этой болезни не существует. Нет такой таблетки, выпив которую аутичный ребенок выберется из своей «скорлупы» и социализируется. Единственный способ приспособить аутиста к жизни в обществе – упорные ежедневные занятия и создание благоприятной среды. Это большой труд родителей и педагогов, который почти всегда приносит свои плоды.

Принципы воспитания ребенка-аутиста:

Этапы лечения аутизма

Поведенческая терапия аутизма

Самая распространенная терапия синдрома детского аутизма проводится по принципам бихевиоризма (поведенческой психологии). Одним из подтипов такого лечения является АВА-терапия.

В ее основе лежит наблюдение за поведением и реакциями ребенка. После изучения всех особенностей конкретного малыша подбираются стимулы. Для кого-то это любимая еда, для кого-то – музыка, звуки или прикосновение ткани. Затем все желательные реакции подкрепляются таким поощрением. Проще говоря: сделал так, как надо – получил конфетку. Таким образом появляется контакт с ребенком, закрепляются необходимые умения и исчезает деструктивное поведение в виде истерик и самоагрессии.

Логопедические занятия

Почти все аутисты имеют те или иные проблемы с речью, мешающие им общаться с окружающими их людьми. Регулярные занятия с логопедами позволяют наладит интонацию, правильное произношение и подготовить ребенка к обучению в школе.

Выработка социальных навыков и навыков самообслуживания

Основная проблема аутичных детей – отсутствие мотивации к повседневным делам и играм. Их сложно увлечь, сложно приучить к распорядку дня, поддержанию гигиены. Для закрепления полезных навыков используются специальные карточки. На них подробно написана или нарисована последовательность действий. Например, встал с кровати, оделся, почистил зубы, причесался и так далее.

Читайте также:  Первые признаки цирроза печени у мужчин при алкоголизме

Медикаментозная терапия

Лечение аутизма препаратами применяется только в кризисных ситуациях, когда деструктивное поведение мешает малышу развиваться. Но нельзя забывать, что истерики, плач, стереотипные действия – это все же способ общаться с миром. Гораздо хуже, если спокойный малыш с аутизмом целыми днями сидит в комнате и рвет бумагу, не выходя на контакт. Поэтому применение всех успокаивающих и психотропных препаратов должно быть строго по показаниям.

Есть мнение, что безглютеновая диета способствует быстрому выздоровлению аутиста (см. симптомы целиакии). Но пока достоверные научные данные о таких чудесных исцелениях отсутствуют.

К сожалению, популярными остаются шарлатанские методы лечения стволовыми клетками, микрополяризация и применение ноотропов (глицин и пр.). Эти способы не только бесполезны, но и могут быть опасными для здоровья. А учитывая особую ранимость аутичных детей, вред такого «лечения» может быт колоссальным.

Состояния, имитирующие аутизм

Часто за аутистические проявления принимают синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Считается, что у каждого третьего ребенка есть те или иные признаки этого синдрома. Главные симптомы дефицита внимания: неусидчивость, сложности в обучении школьной программе. Дети не могут концентрироваться на одном занятии долгое время, ведут себя чересчур подвижно. Отголоски СДВГ есть и у взрослых, которым трудно принимать зрелые решения, запоминать даты и события. Такой синдром нужно выявлять как можно раньше и начинать лечение: психостимуляторы и успокаивающие средства в совокупности с занятиями с психологом позволят скорректировать поведение.

Тугоухость — нарушения слуха различной степени

Шизофрения

Долгое время аутизм считался одним из проявлений детской шизофрении. В настоящее время известно, что это два совершенно разных заболевания, никак не связанных друг с другом.

Шизофрения, в отличие от аутизма, начинается в более позднем возрасте. Раньше 5-7 лет она практически не встречается. Симптомы развиваются постепенно. Родители отмечают странности в поведении ребенка: страхи, навязчивости, уход в себя, разговоры с самим собой. Позже присоединяется бред и галлюцинации. В течении болезни наблюдаются небольшие ремиссии с последующим ухудшением. Лечение шизофрении медикаментозное, его назначает психиатр.

Аутизм у ребенка – это не приговор. Никто не знает, почему возникает это заболевание. Мало кто может объяснить, что ощущает аутичный ребенок при контактах с внешним миром. Но точно известно одно: при правильном уходе, коррекции раннего аутизма, занятиях и поддержке родителей и педагогов дети могут вести нормальную жизнь, обучаться, работать и быть счастливыми.

Источник

Признаки аутизма

Аутизм – это не одно заболевание, а большой комплекс нарушений развития нервной системы различного происхождения, обозначаемый как расстройства аутистического спектра (РАС). По современным данным, частота встречаемости составляет 5:1000 (источник: Чарльз Ньокиктьен «Детская поведенческая неврология», 2018 г.). У мальчиков встречается в 4 раза чаще, чем у девочек. Кажущееся увеличение заболеваемости РАС (по старым данным распространенность составляла 4:10000) связано с улучшением диагностики и расширением ее критериев. Само понятие спектра появилось относительно недавно, в 2013 году, когда было принято новое издание DSM-5, до этого рассматривали лишь отдельные виды аутизма. По международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10), в настоящее время выделяются детский аутизм (F84.0), атипичный аутизм (F84.1), синдром Ретта (F84.2), синдром Аспергера (F84.5) и несколько других форм. Однако, в уже принятой во многих странах МКБ-11 (в нашей стране будет действовать с 2022 года) «расстройство аутистического спектра» фигурирует как основная нозологическая единица, а ее формы выделяются, исходя из имеющихся интеллектуальных и языковых дефицитов, например: «РАС с нарушением интеллектуального развития и с мягким или отсутствующим нарушением функционального языка», «РАС без нарушения интеллектуального развития и с нарушением функционального языка» и другие.

РАС могут различаться по степени тяжести и по патогенетическим механизмам, что сильно влияет на клиническую картину, прогноз и социальную адаптацию.

Характерные черты детей с аутизмом (РАС)

Ранняя диагностика аутизма

Ощущение того, что с ребенком «что-то не то», может возникать у родителей, когда ребенок еще совсем маленький (до года). Слабость глазного контакта и чрезмерная фиксация на самом себе являются первыми признаками аутизма. До 18 месяцев нельзя определить, разовьется ли у малыша символическая игра. Очень важные диагностические критерии при определении аутизма по достижении 18 месяцев – указательный жест и совместное внимание, когда ребенок сам показывает что-то интересное и смотрит в том же направлении, что и взрослый. Также важно учитывать то, как развивается речь ребенка.

В развитых странах применяют специальные опросники для родителей, такие, как CHAT и ADI-R. CHAT можно использовать с 18 месяцев, и его заполнение займет около 10 минут. В 90% случаев диагноз будет подтвержден, однако есть и вероятность ошибки, поэтому результаты опросника стоит рассматривать лишь как предварительные данные.

В 0-1 года необходимо оценить:

В 1-2 года:

В 2-3 года:

В 3 года:

Признаки аутизма в 4 года и старше:

За единичными проявлениями не обязательно стоит диагноз в целом. Важна целостная клиническая картина. Для диагностики сейчас широко используются семейные видео, чтобы понимать, в каком возрасте ребенок что умел и как развивался.

Достоверно диагноз может быть поставлен врачом-психиатром с 2 лет. Обязательно необходимо провести дифференциальную диагностику с другими похожими расстройствами: алалией (дисфазией), детской шизофренией, детской депрессией, СДВГ, обсессивно-компульсивным расстройством, синдромом Туретта.

После диагностики необходимо консультирование для родителей и терапия для ребенка. В нашем центре проводятся консультации и занятия для семей, имеющих детей с особенностями поведения по аутичному типу (независимо от того, поставлен официальный диагноз или нет). Первичный прием проходит в форме консилиума из 2 специалистов (нейропсихолога и логопеда-дефектолога). На консультации определяется структура нарушения, какие виды дефицитов есть, а какие звенья нервной системы сохранны. Составляется программа коррекции, которая может включать:

Источник

Легкая степень аутизма у детей

Аутизм – болезнь, при которой происходит нарушение социальной адаптации, психики и речевых навыков человека. Она может проявляться в разных формах. Если ее выявить на начальных стадиях, то шансы на благоприятный прогноз будут намного выше. Поэтому важно знать, в каком возрасте проявляется аутизм, и что он собой представляет.

Причины, классификация

Болезнь развивается на фоне нарушения слаженной работы компонентов головного мозга. Избавиться от аутизма полностью не получится, но при хорошем лечении можно рассчитывать на устранение большинства симптомов. Однако это относится только к легкой форме болезни, а при более серьезном ее развитии добиться положительных изменений будет очень трудно.

Причины

Столкнуться с аутизмом может каждый. Заболевание считается врожденным, но способно развиваться в разном возрасте, чаще всего оно проявляется именно в первые годы жизни малыша или в дошкольный период. Младенец не обладает ярко выраженными признаками аутизма, но выявление проблемы вполне возможно. Не исключены даже случаи появления болезни у взрослых. Точные причины до сих пор остаются предполагаемыми, т.к. сделать однозначные выводы о том, что именно вызывает аутизм, довольно тяжело даже для врачей с современным медицинским оборудованием.

К основным причинам относят:

Считается, что даже вакцинация от различных заболеваний может спровоцировать развитие аутизма у ребенка. Из-за этого многие мамы винят врачей и отказываются от прививок для своих малышей. Но куда важнее понимать, бывает ли приобретенный аутизм. В большинстве случаев он является врожденным, но проявлять себя начинает спустя некоторое время. Поэтому никакой вины врачей в таком случае нет. Однако иногда болезнь все же имеет приобретенный характер, что никак не связано с вакцинацией, а точные причины ее развития неизвестны.

Классификация

Врачи классифицируют аутизм по нескольким критериям. Поэтому при постановке диагноза учитываются степени, которые так же называются стадиями, и виды заболевания. Они помогают максимально правильно подобрать способ лечения и описать симптомы пациента.

Степени характеризуют то, насколько сильно развита болезнь. Они могут переходить из одной в другую, что осложнит ситуацию. Всего их 4:

Дополнительно врачи выделяют несколько видов аутизма, которые помогают точнее описать болезнь. К ним относятся:

Последняя форма наиболее опасна, т.к. может приводить к тяжелейшим осложнениям, которые порой становятся причиной летального исхода. Приобретать такую болезнь страшно любому человеку, что заставляет следить за здоровьем не только ребенка, но и за своим.

Примерно у 1% населения есть аутизм. Мальчики с ним сталкиваются чаще (2%), девочки же могут заболеть с меньшей вероятностью (0,5%).

Симптомы

Выражаться аутизм может по-разному. Все зависит от его вида, а также возраста и индивидуальных особенностей больного. Чаще всего родителям удается заметить признаки болезни у ребенка на ранних стадиях, что помогает своевременно начать лечение, избежав осложнений. Большое значение имеет опыт врача, т.к. иногда аутизм можно спутать с другими нарушениями нервной системы или психики человека.

Любые проявления этой болезни очень неприятны. Даже при легкой степени тяжести ребенок может испытывать невероятно большое количество трудностей на своем пути. Поэтому крайне важно заниматься лечением, стараясь свести симптомы к минимуму.

Хуже всего приходится подросткам – в этом возрасте симптомы болезни максимально выражены и могут проявляться внезапно.

Диагностика, лечение

Перед началом лечения любой стадии аутизма у детей требуется обязательно пройти все диагностические процедуры, чтобы точно убедиться, что у ребенка есть это заболевание. Особую важность имеет его дифференцирование с другими болезнями, т.к. иногда симптоматика схожа с иными нарушениями в организме. Известны случаи, когда аутист получал лечение, которое приносило больше вреда, чем пользы.

Диагностика

Первыми способами диагностики, позволяющими распознавать аутизм, являются опрос и наблюдение. Для этого врач побеседует с малышом, постарается выявить особенности его поведения или движений. Также очень важно, чтобы родители смогли максимально четко описать проблему, рассказав о том, что видели лично.

После этого можно приступать к проведению специальных тестов. Они показывают состояние психики и интеллекта, а также помогают определять наличие иных отклонений, свойственных другим заболеваниям. Среди таких тестов:

Если после их проведения подозрения на аутизм останутся, то врач назначит применение других методов диагностики. Они покажут физическое состояние организма, на котором будут заметны отклонения при наличии аутизма. Наиболее эффективны следующие процедуры:

Когда все процедуры будут завершены, врач сможет сделать точное заключение. Сразу же ребенку будут выписаны все необходимые лекарства, а родителям выдадут ряд рекомендаций. При это очень важно уделить внимание выявлению других патологий, чтобы исключить побочные эффекты, связанные с терапией.

Лечение

С помощью применения лекарственных препаратов получится смягчить симптомы болезни, сделав жизнь ребенку несколько проще. Но стоит понимать, что избавиться от нее полностью не получится даже при сильном желании. Проще всего подавить лекарствами агрессию, апатию, замкнутость, а также простимулировать работу мозга, что очень важно при таком недуге.

Читайте также:  Перечислите признаки нормативно правового акта

Назначения для каждого ребенка индивидуальны. Вариантов лечения может существовать очень много, т.к. все зависит от желаемого эффекта, возраста и здоровья малыша, течения болезни, а также возможных рисков, связанных с приемом некоторых препаратов.

В большинстве случаев врачи назначают 4 группы препаратов:

Легкая степень аутизма у детей может быть частично подавлена даже простым приемом витаминно-минеральных комплексов. Они нормализуют работу мозга, улучшают обмен веществ, а также защищают нервную систему от негативного воздействия.

Если врач говорит, что можно обойтись без приема лекарств, то стоит к нему прислушаться. Без необходимости применять их не стоит, т.к. они могут навредить здоровью.

Рекомендации

Лечить болезнь можно с помощью иных средств. Они показывают высокую эффективность, помогая устранять проявления аутизма. Однако не нужно ждать больших результатов при серьезных симптомах, т.к. на высших стадиях заболевания воздействовать на него практически невозможно. Тем не менее пробовать стоит.

Можно воспользоваться следующими вариантами:

Дополнительно следует воспользоваться простыми рекомендациями, которые касаются повседневной жизни ребенка, чтобы нормализовать его состояние. Выполнять лучше всего каждую из них:

Если есть возможность, то стоит привлечь ребенка к спортивным тренировкам. Физическая активность положительно сказывается на общем состоянии организма.

Даже при отсутствии результата сдаваться не стоит – положительные изменения могут произойти в любой момент.

Аутизм – приговор?

После того как удалось выявить аутизм у ребенка, следует сразу позаботиться о лечении и выполнении всех рекомендаций. При правильном подходе к проблеме получится избавиться от ряда симптомов, а также улучшить состояние больного. Иногда можно практически полностью нормализовать работу его мозга. Поэтому не стоит переживать – гораздо правильнее будет начать действовать.

Источник

Аутизм 1 степени признаки

Аутизм у детей. Симптомы, признаки и лечение

Аутизм у детей. Симптомы, признаки и лечение

Классификация заболевания и его виды

Ученые до сих пор не имеют однозначного ответа на этот вопрос. Но международные диагностические системы (DSM-1Y и МКБ-10) склоняются к тому, что основными факторами все-таки являются биологические нарушения. Поэтому причинами аутизма считают:

Согласно данному перечню можно сделать вывод, что аутизм, причины которого многочисленны, является полиэтиологическим заболеванием, которое возникает в пределах разных патологий.

Итак, в группе риска находятся дети, которые в пренатальном периоде и в раннем постнатальном были поражены:

К этой группе причисляются малыши, отцы которых имеют преклонный возраст на момент их зачатия.

Диагноз «аутизм» присущ также детям с такими генетическими заболеваниями, как:

Несмотря на то, что дети, имеющие синдром аутизма, иногда производят довольно гнетущее впечатление из-за своей отстраненности и странных занятий, у них все же есть хорошая перспектива развития. Основным условием остается ранняя диагностика и ранняя коррекция.

Аутисты, достигшие мирового признания своими неординарными способностями: Альберт Эйнштейн, Дэниел Таммет, Билл Гейтс.

Сопровождается тотальными нарушениями высшей нервной деятельности. Страдающие не могут обслуживать себя в быту, лишены возможности обучаться. О профессиональной реализации речи не идет вообще. Терапия имеет малую эффективность в большинстве случаев. Требуется дифференциальная диагностика с олигофренией, умственной отсталостью на фоне органических поражений головного мозга.

Включает в себя несколько форм. В наиболее благоприятных случаях пациент ощущает минимальные нарушения в контактах с окружающими. Основные функции сохранены. Коррекция предполагает повышение социальной активности, привитие коммуникативных навыков. Обучение практически не страдает, интеллект находится в пределах возрастной нормы или даже выше.

Виды аутизма подразделяются по интегральному критерию течения и превалирующего психопатологического комплекса. Это самая используемая классификация. Она продолжает и уточняет предыдущую.

Тяжелая форма. Низкофункциональный. Сопровождается грубыми нарушениями высшей нервной деятельности. Пациент отрешенный, интерес в контактах с окружающими отсутствует полностью, эмоциональность минимальная или полностью отсутствует. Ребенок занимается стереотипной деятельностью, не стремится к обучению.

Интеллект обычно существенно ниже нормы. Это наиболее неблагоприятный в плане терапии вид дисфункции. При грамотном подходе удается вовлечь пациента в трудовую и социальную деятельность, но без постоянного поддержания результата на этом уровне, аутизм прогрессирует и происходит откат к предыдущему, исходному состоянию.

Также относится к низкофункциональному типу. Но нарушения не столь грубые, есть возможность коррекции. Наблюдается снижение уровня интеллекта и эффективности всех высших нервных функций. Эмоциональные контакты минимальные, ребенок в привычной обстановке проявляет некоторую заинтересованность в общении.

Высокофункциональный, но с выраженными симптомами. Больной ведет себя с точки зрения стороннего наблюдателя странно, нетипично ситуации. Отличается нормальным уровнем интеллекта или выше того, проявляет интерес к областям науки или искусства, заучивает факты, но плохо ориентируется в построении причинно-следственных связей и логических заключениях, что указывает на нарушения со стороны мыслительной активности.

Третий тип характеризуется повышенной склонностью к девиантному, асоциальному поведению. Потому такие люди должны находиться под сторонним контролем. Без коррекции вероятна преступная деятельность.

Легкая форма. Пациенты с подобной разновидностью мало отличаются от окружающих. Возможна некоторая чудаковатость в поведении, необычность интересов. Однако при своевременной коррекции удается нормализовать психоэмоциональную, волевую, мнестическую сферы и полноценно включить больного в социальную и трудовую активность почти без ограничений. Без помощи со стороны возможен «откат» в обратном направлении. Регресс встречается и спонтанно.

Аутизм сам по себе — не единое заболевание. Это целый спектр отклонений от нормы. Ещё один способ классификации основан на типичных разновидностях такового. Среди самых распространенных можно назвать такие:

Он же синдром Каннера. Для него типичны основные признаки рассматриваемого диагноза. Когда говорят об аутизме, имеют в виду именно этот диагноз. Развивается у детей до 1 года. Признаки видны сразу после появления на свет. Ранний детский аутизм имеет туманные прогнозы.

В российской клинической практике и практике стран бывшего Союза такого состояния официально нет. Хотя врачи все больше склоняются к диагностике его как отдельной нозологической единицы. Люди с расстройством мало отличаются от прочих. Однако испытывают трудности в построении социальных контактов. Нужно отграничивать синдром Аспергера и социофобию. Преимущественно, манифестирует у подростков.

Тяжелое нарушение, при котором наблюдается или раннее начало, или несоответствие общепринятым критериям классификации состояния.

Нужно отграничивать аутизм как самостоятельный диагноз и синдром аутизма, как часть симптоматического комплекса на фоне шизофрении и прочих заболеваний.

Виды аутизма используются в практике врачей для прогнозирования и разработки тактики терапии. Понятие стадии аутизма используется редко, потому как заболевание крайне редко склонно к спонтанному прогрессированию. К тому же, этот момент трудно засечь, обнаружить углубление тяжести.

Определение понятия и классификация

Аутизмом называют заболевание, обусловленное генетическими дефектами в центральной нервной системе. Как правило, данное состояние диагностируется уже в первые годы жизни.

У взрослых выделяют ряд форм аутизма.

Симптомы

Клиническая картина зависит от типа патологического процесса. Его формы, тяжести, возраста манифестации, причины. В классических случаях, речь идет о триаде признаков:

Больные с рассматриваемым диагнозом не склонны к социальной коммуникации. Их мало интересует общение, потребность в контактах, самоактуализации, дружбе и прочих категориях минимальна или отсутствует вообще. В таком режиме обследуемый функционирует долгие годы. По мере взросление возможно спонтанное улучшение или, напротив, усугубление течения болезни.

В случае с высокофункциональными формами, пациенты могут испытывать потребность в контактах, но отсутствие опыта и замкнутость, неумение чувствовать эмоции собеседника, полное отсутствие эмпатии выступают сдерживающими факторами. Такая жизнь с аутизмом вызывает стрессовые ситуации и провоцирует еще большее усиление замкнутости.

Присутствуют почти всегда. Многие высокофункциональные страдающие не имеют проблем с мыслительной активностью. Но испытывают трудности с «прикладным» применением знаний, собственной интеллектуальной активности. Во многих случаях пациенты находятся в состоянии глубокой умственной отсталости. Вопреки распространенному мнению, ни аутизм, ни его разновидности, в том числе синдром Аспергера, не дают своим носителям одаренности. Процент таковых порядка 0,3-2% или чуть более, по разным оценкам.

Стереотипность в игровой деятельности, во всем поведении вызывает у стороннего наблюдателя ощущение автоматичности жизни больного. Так оно и есть. Ребенок может раскладывать вещи в определенной последовательности и перемещать их без понятного стороннему смысла, читать одну и ту же книгу и пр. Подобное поведение проявляется во всем.

Встречаются и частные варианты клинических признаков. Например, аутоагрессия. Нанесение повреждений самому себе. Царапины, порезы, укусы, ушибы. В сложных случаях встречаются переломы и прочие увечья.

Как проявляется аутизм кроме этого?

Нарушениями речи. Лексикон скудный в сложных случаях или же процесс говорения отсутствует в принципе. Высокофункциональные формы не дают выраженных проблем с речью. Но возникают проблемы с подбором верных терминов в непривычной обстановке. Сродни рассеянности внимания.

Многие страдающие в детстве отличаются дефицитом внимания и гиперактивностью, что не вяжется на первый взгляд с картиной типичного аутизма. На деле же это проявления повышенной возбудимости нервной системы. Часто обнаруживается эпилепсия, хотя и не всегда.

Симптомы аутизма у взрослых примерно те же. Однако нужно четко разграничивать группу состояний. У пациентов старшей группы обнаружить границу нормы и патологии сложно, потому как специфические проявления отсутствуют, те что были — сглаживаются, а вывести взрослого аутиста на контакт крайне непросто.

Характерной чертой болезни выступает склонность к спонтанному частичному регрессу по мере взросления. На фоне терапии эффект еще более обнадеживающий. Насторожиться нужно, если манифестация аутизма начинается внезапно, создает разительный контракт с личностью человека. Вполне возможно, что это первый признак психопатологии: от шизофрении до тяжелой депрессии. В такой ситуации не обойтись без консультации психиатра или психотерапевта.

Причины возникновения

Родовые травмы могут приводить к развитию аутизма

К возможным факторам, влияющим на развитие аутизма, относятся:

Диагностика

Диагностика аутизма проводится с первых же дней жизни. Ребенок ведет себя не так, как прочие дети, едва появившись на свет. В начальный период жизни превалируют нарушения контактов с матерью и выражения простейших эмоций.

Такие младенцы практически не плачут, ведут себя отрешенно. Взгляд фиксируют на сторонних предметах, избегают смотреть на родителей и людей, тем более не смотрят в глаза. Плохо спят и недостаточно питаются. По мере взросления возникают проблемы еще и с выражением потребностей простейшими способами. Ребенок не указывает на предметы и не тянется к ним, не выражает интереса во взаимодействии с окружающими, не улыбается и не смеется.

Также гораздо позже начинает говорить. Возможна серьезная задержка в речевом развитии, вплоть до полного отсутствия вербальной функции. Это свидетельствует в пользу низкофункциональной формы патологического процесса. Атипичные разновидности манифестируют после 3-х лет.

При наличии настораживающих признаков, родителям рекомендуется обращаться к врачам. Профильные специалисты, работающие с больными — невролог, психотерапевт, дефектолог, логопед. Начать рекомендуется с консультации невролога, он подскажет, в каком направлении двигаться.

Распознать аутизм с ходу практически невозможно. Подчас, требуется не один месяц для установки окончательного диагноза. Все это время обследуемый находится под динамическим наблюдением у группы специалистов. Проходит специфические тесты, для оценки возрастного развития интеллекта, памяти, внимания.

Что касается подростков и взрослых, используется сочетанная методика. Поводится устная беседа с клиническим психологом, чтобы выявить волевые, эмоциональные, мнестические и когнитивные нарушения. Назначается серия простейших тестов: определить эмоции по фотографии или схематической картинке, составить рассказ по графическому материалу, прочитать текст, пересказать его, запомнить количество предметов и их форму, тип, а затем воспроизвести по памяти и прочие формы работы. Это позволяет оценить разные аспекты интеллектуальной активности и поведенческих составляющих.

Читайте также:  Признаки родов при второй беременности через 10 лет

В большинстве случаев, все становится ясно уже на этом этапе. Если патология развилась спонтанно, имеете смысл обследовать головной мозг и эндокринную сферу, сосудистую систему. Обязательно назначается МРТ, возможно с контрастным усилением, ангиография. Допплерография и дуплексное сканирование сосудов головного мозга, шеи.

В отсутствии данных за органические поражения головного мозга, можно говорить о диагнозе.

Диагностика аутизма и верификация патологии также требует отграничения от прочих расстройств. Исследование предполагает дифференциальную диагностику с социофобией, социопатией, органическими заболеваниями головного мозга, олигофренией, шизофренией. В спорных случаях, возможно, потребуется госпитализация в психоневрологический диспансер.

Характерные проявления

Боязнь общения с людьми, социальная изолированность могут указывать на наличие аутизма

Существуют определенные признаки, которые могут указывать на наличие аутизма у мужчины или женщины. Среди них отмечают:

Если Вас интересует вопрос, как проявляется данное заболевание у мужчин и женщин, то у первых присутствует постоянство, которое напоминает циклическую деятельность, которую можно спутать с паранойей. Самое важное для такого человека систематизировать предметы, которые его окружают. Подобными действиями мужчина предотвращает возникновение панической атаки и приступов агрессии.

У представителей мужского пола данное состояние диагностируют чаще, чем у женщин. У последних аутизм может оставаться не диагностированным до самой смерти. У женщин заболевание могут сопровождать следующие симптомы: неряшливость, нежелание заниматься совершенствованием себя, отсутствие стремлений в жизни, невосприятие родительской ответственности, безучастность к жизни ребенка.

Лечение психопатологии

Лечится или нет аутизм? На уровне современной медицины тотальным образом повлиять на состояние возможности нет. Часто не удается скорректировать расстройство вообще. Эффективных методик не существует.

Возможно применение медикаментов. В основном это антидепрессанты с мягким эффектом, чтобы нормализовать эмоционально-волевую сферу. Применение нейролептиков требуется в крайних случаях. Транквилизаторы вроде Диазепама назначаются в минимальных дозировках при развитии агрессии, склонности к девиантному поведению. Для длительного применения транквилизаторы не подходят.

Основное лечение аутизма заключается в продолжительной поведенческой терапии. Пациента учат общаться, понимать и выражать собственные эмоции, развивать интеллектуальную сферу. Предпочтение отдается групповой терапии, в небольших коллективах. Однако не сразу, начинать нужно с индивидуальной подготовки, чтобы не провоцировать стресс и уход в себя. Задача деликатная.

Хорошие результаты показывает трудотерапия, арт-терапия, игровая терапия. Все формы деятельности, которые вовлекают больного в групповую активность, выражение собственных эмоций, желаний и стремлений. Изолировать ни в коем случае нельзя. Большая часть страдающих имеет проблемы с речью, в том числе построением логики высказываний. Потому не обойтись и без работы с логопедом-дефектологом. Он поможет сформировать навыки устной речи.

В последние годы широко распространена пет-терапия или взаимодействие с животными: собаками, кошками, лошадьми.

К моменту начала обучения в школе, пациенты с низкофункциональными формами аутизма обучаются на дому. С прочими разновидностями — в коррекционных или массовых школах, на усмотрение психиатра и логопеда. Вопрос решается с учетом мнения психолого-педагогической комиссии.

Лечение у взрослых идентично. Принципиальной разницы нет.

При развитии аутизма как синдрома требуется лечение первичной болезни: эпилепсии, объемных образований, инфекций, шизофрении, депрессии, психических расстройств.

Терапия

Лечение аутизма включает в себя целый комплекс мероприятий.

Кроме этого эффективно зарекомендовали себя и такие методы лечения:

Взрослый человек, имеющий диагноз «аутизм», может нормально существовать в обществе, если ему своевременно окажут помощь, в частности, психологическую.

Теперь Вам известно, что означает аутизм, что это за болезнь. Как видите, в зависимости от формы недуга, могут различаться характерные проявления и тяжесть протекания заболевания. Если среди Ваших близких имеется аутист, относитесь к нему с пониманием, учитывайте его особенности, как личности, окружите своей поддержкой и заботой.

Прогноз

Прогноз зависит от массы факторов. Роль играют такие моменты:

Практика показывает, что сразу же оценивать перспективы нельзя почти никогда. Промежуточные итоги подводят после проведенного комплексного лечения. Согласно обобщенным выкладкам, вероятность достижения стойкой ремиссии и полноценного функционирования в социуме составляет около 25%. То есть не более четверти людей удается достигнуть условного восстановления базовых функций.

Что касается вторичных форм, когда расстройство входит в состав синдрома. Большая часть психотических расстройств шизофренического спектра имеют неблагоприятный прогноз. Аутизация — закономерная часть так называемого дефекта. Он сохраняется постоянно и с течением времени без лечения усугубляется. Заболевания головного мозга не так очевидны в плане перспектив.

Еще один медицинский спор

Целый ряд ученых считает ошибочным утверждение, что высокофункциональный аутизм – это синдром Аспергера. Они утверждают, что это разные заболевания с похожими симптомами. Попробуем объяснить, на чем основаны эти сомнения:

И тем не менее эти два состояния многие считают одним заболеванием с незначительной разницей в симптомах и течении.

Профилактические мероприятия

Можно ли избежать аутизма? Избежать заболевания невозможно, потому как нет четкого понимания механизма развития. Единственное, что можно сделать — минимизировать влияние негативных факторов. Это касается беременной женщины, будущей матери. Рекомендуется отказаться от курения, спиртного. Избегать избыточной физической активности, стрессов (по возможности), скорректировать рацион, лучше под контролем врача. Еще на этапе планирования беременности стоит санировать все очаги инфекционного поражения, чтобы снизить риски заражения плода.

Поведенческие отклонения

Высокофункциональный аутизм, признаки которого рассматриваются в этом разделе, имеет ряд физических и поведенческих проявлений. Наблюдения проводились у больших групп пациентов разными учеными, которые подметили определенную закономерность.

К физиологическим признакам, часто встречающимся у детей с ВФА, можно отнести:

Высокофункциональный аутизм у детей имеет целый ряд поведенческих особенностей:

Высокофункциональный аутизм, симптомы которого рассматриваются в статье, дает возможность ребенку обучаться в обычной школе. Однако для этого родителям придется приложить массу усилий.

НЕ ОТЧАИВАЙТЕСЬ ИЗ-ЗА ТЕКУЩЕЙ СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ

Особенности каждого из этих расстройств аутистического спектра можно описать так:

Эта промежуточная степень тяжести встречается при большинстве РАС, кроме синдрома Аспергера. Взрослые с таким аутизмом способны к некоторому уровню самостоятельности и нередко могут вести частично независимую жизнь – под обязательным контролем наставника, социального работника или опекуна.

Помните главное: степень тяжести, установленная в диагнозе в данный момент — это лишь констатация фактов по тем навыкам и возможностям, которые доступны вам или ребёнку на текущем этапе развития. Перемены могут прийти с течением времени — по ходу терапии, и степень тяжести будет снижена.

Как определяется уровень функциональности

Чаще всего мы читаем описание аутизма со словами «спектр признаков». Опираясь на слово «спектр» гораздо легче понять всю широту возможных сценариев болезни, а также исходов развития к моменту окончательного взросления человека с аутизмом.

Высокая функциональность предполагает возможность вести самостоятельную независимую жизнь, будучи взрослым. Человек со средним уровнем функциональности зачастую может осуществлять режимное самообслуживание, но не обладает хорошо развитой речью и коммуникацией, или имеет не достаточно высокий интеллект, что ограничивает возможности трудоустройства и общения с окружающими.

Низкофункциональный аутизм предполагает отсутствие полного самообслуживания даже в простых рутинных моментах (приготовление еды, уборка, одевание) и отсутствие применения речи как средства для коммуникации. Плюс к этому столь же выраженными, как и в детстве, остаются яркие признаки аутизма – отсутствие глазного контакта и разделённого внимания.

Тест для детей в возрасте 16-30 месяцев (опросник M-CHAT-R ™)

Рейтинговая шкала аутизма у детей C.A.R.S. — для детей от 2 до 4 лет

Анкета оценки эффективности лечения аутизма (АТЕС)

Столкнувшись с диагнозом РАС, важно помнить, что уровни функциональности могут меняться в процессе адекватной терапии. И не просто меняться – постепенно и градуировано, но и переходить от тяжёлого к лёгкому, иногда достаточно быстро и скачкообразно.

Большинство исследований сходятся в том, что раннее вмешательство (до 3 лет) с поведенческой терапией и медикаментозной коррекцией (при необходимости) существенно повышают IQ ребёнка с РАС — до 17,6 пунктов (!)

Также раннее вмешательство широко развивает адаптивные и коммуникационные способности. Положительная динамика может коснуться всех сфер высшей нервной деятельности: социального взаимодействия, речевой коммуникации, адаптивного поведения в изменчивой среде. Именно такие улучшения становятся основанием для корректировки диагноза — с изменением степени тяжести.

Как распознать аутизм у ребенка?

Некоторые заболевания, особенно на генетическом уровне, имеют свое «лицо», т.е. общие внешние черты. Таковыми являются синдром Дауна, синдром Ангельмана, синдром Коэна. Аутистам тоже приписывают внешние сходства. Л. Каннер, первый исследователь этого заболевания, в своих трудах писал, что дети, рожденные с диагнозом «аутизм», имеют утонченные черты лица. Он называл этот признак «лицом принца».

Все остальные симптомы касаются развития и поведения малыша. Мы уже знаем, что очень часто ребенок-аутист развивается соответственно норме, а потом резко в периоде от 1 года до 3 лет у него происходит утрата приобретенных навыков и функций. Это первый и важный сигнал о начале заболевания.

Хотя если внимательно наблюдать за малышом, то уже в раннем периоде его развития можно отметить такие особенности

Возраст Нарушения в развитии
1 месяц Плач плохо интерпретируется; гуление ограниченное, более напоминает крик, ребенок может визжать; имитация звуков отсутствует
2 месяца У ребенка отсутствует оживление в виде двигательных реакций, когда ему предлагается игрушка или когда появляются взрослые
6 месяцев Отсутствует вокализация разными тембрами и интонацией, т.е. построит «диалог» с ребенком невозможно
8 месяцев Не повторяет слоги «па-па-па», «ма-ма-ма»
9-10 месяцев Не формируются указательные и другие социальные жесты («дай-дай», «на-на»)
18 месяцев Плохо реагирует на обращение, не указывает на предметы, не наследует взрослых, не хочет с ними общаться.

Аутизм – неизлечимое заболевание. Он сопровождает человека всю жизнь. Ребенок вырастает, и качество его взрослой жизни зависит настойчивости его окружения. Если взрослые не занимались коррекционной терапией и не учили ребенка взаимодействовать с окружающими людьми и предметами, то он никогда не станет самостоятельным.

Существует ряд рекомендаций, как организовать жизнь аутиста с высокофункциональной формой заболевания. Их выполнение облегчает аутисту взаимодействие с окружающим миром:

Не отказывайтесь от помощи психологов, логопедов и коррекционных программ. Это поможет ребенку с высокофункциональным аутизмом немного адаптироваться в сложном и враждебном для него мире.

Источник