- Доктор Комаровский поведал, как разглядеть аутизм у маленького ребенка
- Евгений Комаровский про аутизм
- Как описывает симптомы аутизма Комаровский
- Мнение Комаровского о прививках и аутизме
- Методы лечения аутизма
- Мнение Комаровского об аутизме: отзывы родителей
- Вывод
- Как понять, что у ребенка аутизм?
- Детский аутизм
Доктор Комаровский поведал, как разглядеть аутизм у маленького ребенка
Все мы хотим, чтобы наши дети были здоровыми и счастливыми. Однако нередко случается так, что малыши появляются на свет с заболеваниями. И если некоторые из них легко поддаются лечению, то есть, к сожалению, и такие, вылечить которые очень сложно, а то и вовсе невозможно. Одно из таких заболеваний – аутизм.
Аутизм – это расстройство в организме человека, которое имеет место как следствие неправильного развития головного мозга. Детям (да и всем людям вообще), страдающим аутизмом, крайне тяжело находиться в обществе, взаимодействовать с ним и с его членами. За счёт этого возникают трудности в социализации, в реализации себя как личности. Аутисты практически не приспособлены к какой-либо более-менее серьёзной деятельности, они имеют очень узкий круг действий, которую они способны выполнять, ведь все действия аутистов очень монотонны и однотипны.
Вы знали, что признаки этой неприятной болезни можно распознать с самого раннего детства? Если нет, то эта статья для вас. Известный доктор Евгений Комаровский, ведущий одноимённую телепрограмму и являющийся владельцем и главным врачом частной клиники, дал несколько полезных и практичных советов, которые помогут вовремя разглядеть, что ваше чадо не такое, как другие. К сожалению, излечение от аутизма на текущий момент времени является невозможным. Единственный плюс: чем раньше заметить проблему, тем проще с ней бороться и хотя бы как-то социализировать вашего ребёнка, приспособив его к общественной жизни.
Итак, выделяются такие симптомы этого заболевания у маленьких детей:
Абсолютное отсутствие приспособляемости к любым изменениям. Ваш ребёнок крайне болезненно переносит любую смену обстановки или когда что-то не так, как обычно.
Неумение отличать опасную ситуацию от обычной. Ваш ребёнок может заинтересованно тянуться к огню или выбегать на проезжую часть, не понимая, что он подвергает себя и свою жизнь смертельной опасности.
Странное, не вполне адекватное отношение к бытовым предметам. Ваш ребёнок может сидеть и целый час трогать руками ножку стула или заинтересованно разглядывать тюбик зубной пасты. Не стоит путать с обычной детской любознательностью.
Слишком активное или же напротив, слишком пассивное поведение. Не перепутайте с обычным детским поведением, когда периоды суперактивности сменяются периодами вялости и лени.
Плохая, невнятная, слабая речь или полное её отсутствие. Это – один из главных тревожных признаков.
Плач либо смех без видимой на то причины.
Подозрительное отношение к любым посторонним звукам (либо полное игнорирование, либо исключительная концентрация на них)
Неумение играть обычными игрушками (пистолетиками, солдатиками, мячиками, машинками). Использование игрушек как угодно, но не по назначению.
Плохой контакт (либо его полное отсутствие) с другими детьми такой же возрастной группы.
Доктор Комаровский напоминает, что сами по себе практически все эти признаки безобидны или легко могут быть истолкованы как особенности детского поведения в младшем возрасте. Однако если три и больше признаков совпадают, присмотритесь повнимательнее к поведению вашего чада. Если чувствуете, что что-то не так – скорее обратитесь к врачу, ведь чем раньше сделать это, тем больше шансов не «упустить» вашего малыша.
Самое главное: если вам кажется или вы уже точно знаете, что ваш ребёнок – аутист, не впадайте в панику или любые другие крайности! Таким детям можно и нужно помогать, ничего сверхкритического, скорее всего, нет. Комплексная работа с группой врачей сможет дать вашему ребёнку максимально много из того, что ему можно дать в его состоянии. Поддерживайте ваше чадо, играйте с ним, учитесь, развивайте его, дарите как можно больше ласки, любви и заботы. Помните, что он в этом очень нуждается!
Источник
Евгений Комаровский про аутизм
До сих пор доктора во всем мире не могут прийти к единому мнению относительно причин появления, симптомов, классификации и лечения расстройства аутистического спектра. Педиатр Евгений Комаровский выразил свое мнение относительно детского аутизма.
Как описывает симптомы аутизма Комаровский
Основные симптомы РАС по мнению Комаровского:
В статьях https://autizmy-net.ru/priznaki-autizma/ и https://autizmy-net.ru/priznaki-autizma-u-podrostkov/, описывались эти признаки более подробно. Педиатр грамотно обобщает информацию.
Мнение Комаровского о прививках и аутизме
В своей очередной программе педиатр, Евгений Комаровский затронул вопрос относительно влияния прививок на развитие аутизма.
Доктор подчеркнул, что несколько десятилетий назад аутизм часто путали с шизофренией, и только недавно заболевание начали выделять как отдельное психическое расстройство. Нужно понимать, что сам по себе «аутизм» – это целый комплекс РАС (расстройств аутистического спектра).
Примерно в 90-х годах был поднят вопрос о влиянии прививок на развитие РАС. Впервые об этом заговорил в своей статье гастроэнтеролог Эндрю Вейкфилд (Англия). Его обнародованные результаты исследований, что прививка АКДС вызывает аутизм, повергли в шок общественность.
Многие ученые, услышав о сенсационном открытии Вейкфилда, поспешили повторить его исследование, но усилия были безуспешными. После, когда начали детально рассматривать работу британца, были обнаружены многие несоответствия, и даже диагнозы пациентов были сфабрикованы. В результате британца назвали шарлатаном, который по договоренности с «Сообществом Против Вакцинации», пытался одурачить весь мир.
Подробно связь комплексной вакцинации АКДС с аутизмом можно прочесть в статье: https://autizmy-net.ru/vyizyivaet-li-privivka-akds-autizm/
В результате обсуждения данной темы Комаровский подвел итог: «Взаимосвязь прививок и аутизма находится на уровне обсуждений и теорий. Сегодня различают много разновидностей заболевания, что и существенно затрудняет исследовательскую работу относительно причин происхождения РАС».
Доктор Комаровский говорит про аутизм: «Объяснить причины появления заболевания у детей наука пока не может. Поэтому основная задача и ответственность возлагается на родителей: своевременно распознать признаки заболевания и обратиться к специализированным докторам за профессиональной помощью. Важно понимать, что большая часть проблем легко определяется по внешним признакам».
Методы лечения аутизма
Евгений Комаровский утверждает, что явного медикаментозного лечения РАС нет, есть лекарственные курсы для борьбы с сопутствующими симптомами заболевания, и масса терапий, которые помогут скорректировать поведенческие, речевые, социальные и психологические особенности детей и взрослых с РАС.
Подробно о методиках можно прочитать, перейдя по ссылкам:
Комаровский дает такие советы родителям «особенных» детей:
Мнение Комаровского об аутизме: отзывы родителей
Евгений Комаровский зарекомендовал себя как грамотный практикующий педиатр. В таблице собраны отзывы родителей аутичных детей со следующих интернет-площадок: https://www.7ya.ru/article/Autizm-ne-bolezn-jeto-narushenie-razvitiya/
Положительные
Отрицательные
С удовольствием смотрю все передачи с Евгением Комаровским, в том числе и «Школу доктора Комаровского», все очень доходчиво и понятно объясняет. А после передачи про детский аутизм, я стала пристально наблюдать за двухгодовалым сыном, и заметила некую замкнутость, которую мы быстро преодолели до 3 лет. Правду говорит, все нужно делать вовремя, и все в первую очередь зависит от родителей. (София)
Я вот считаю, что много симптомов просто дополнительно приписывают аутизму. Вот я сама по себе замкнутая, могу часами вязать, и лишь бы меня никто не трогал, не люблю шумные компании, у меня ограниченный круг друзей – но я не аутист, у меня нет никаких социальных проблем (если нужно я буду разговаривать с посторонними. Работаю в крупной фирме, где без контактов нельзя, с речью и умственным развитием тоже нет проблем. Так что любовь к одиночеству – это не аутизм, это такая черта характера. Все-таки все сыро еще с диагностикой аутизма. (Рита)
Я как отчаявшаяся мама двух дочечек с атипичным аутизмом, была в восторге от программы Комаровского про аутизм. Руки опускались, полный клев себя, что ты такая бессильная в данной ситуации – это титанически убивало. Но, Евгений Олегович, мне как мозг промыл через монитор, я поняла, что слабая я = отсутствию счастливой жизни моих малышек. Методик уйма, нужно прислушиваться, пробовать и экспериментировать (с умом). Комаровский теперь мой наставник и кумир! (Лида)
У нас первые признаки аутизма как раз начали проявляться после вакцинации АКДС, мы впервые ее сделали в возрасте 1,5 лет (не было вакцин в поликлинике), до прививки была полностью здоровой малышкой, а потом начался «откат», речь восстановилась, координация движений нарушилась, появилась замкнутость, и пропало желание приобретать важные для жизни навыки. Вакцины АКДС влияют на развитие аутизма, как ни крути! (Катя)
Браво таким людям, говорит все с пониманием дела, на доступном всем языке. Хотела бы я попасть лично к нему на прием. (Аня)
У нас проблемы были с самого рождения: проблемы со сном (он боялся засыпать), ночные истерики, полное отсутствие контакта с окружающим миром (его вообще ничего не интересовало) и многое другое. На мои просьбы к педиатру обратить внимание на эти особенности я слышала только отговорки по типу «это особенности у него такие характера, все нормально». После того как я увидела программу про аутизм с Евгением Олеговичем я набралась смелости и пошла выбивать направление к невропатологу и психиатру, и как оказалось не зря. Нам поставили диагноз и это в 1,5 года, и мы уже активно проходим разные терапии: плавание, иглоукалывание, массажи и т.д. Спасибо Комаровскому за вдохновение! (Алена)
Спасибо доктору за подробное и понятное комплексное описание всех проблем, как-то я лучше воспринимаю услышанное, чем прочтенное. Теперь я смотрю все передачи Евгения Олеговича, и бывает по несколько раз. (Лиля)
Вывод
Евгений Олегович обращает внимание, что дети с аутизмом не лишены способности выражать свои эмоции, они просто их выражают по-своему. Главная задача, в первую очередь, родителей, а потом и врачей, помочь ребенку научиться контактировать с окружающим миром. Чем раньше начать работу над проблемой, тем проще с ней будет справиться.
Три важных аспекта лечения: внимание, любовь, целеустремленность.
Могу ли спровоцировать появление аутизма бытовые химикаты или окружающие нас токсины?
Могут. Это так называемые неспецифические агенты, которые негативно могут влиять на развитие и полноценное функционирование ЦНС.
Источник
Как понять, что у ребенка аутизм?
Детский аутизм
Что это – болезнь или особенность развития? Как и кем ставится подобный диагноз? Как понять, что с ребенком что-то не так – и куда обратиться, чтобы получить бесплатную квалифицированную помощь?
Для начала, аутизм – это заболевание или что-то другое?
На сегодняшний день детский аутизм рассматривается в качестве «общего (всеобъемлющего, первазивного) расстройства развития». То есть, это не совсем заболевание, но это тяжелое нарушение психического развития. Ребенок с расстройством аутистического спектра (РАС) нуждается в особом внимании врачей, педагогов, психологов и, конечно, родителей.
Аутизм – так и звучит диагноз?
Существует несколько вариантов расстройств аутистического спектра. Согласно международной классификации болезней МКБ-10, выделяют четыре типа:
1) F84.0 – детский аутизм (аутистическое расстройство, инфантильный аутизм, инфантильный психоз, синдром Каннера);
2) F84.1 – атипичный аутизм;
3) F84.2 – синдром Ретта;
4) F84.5 – синдром Аспергера, аутистическая психопатия.
В последнее время все аутистические расстройства стали объединять под общей аббревиатурой РАС – расстройство аутистического спектра.
1) невозможность устанавливать полноценный контакт с людьми с начала жизни, особенности сферы привязанности;
2) крайняя отгороженность от внешнего мира;
3) игнорирование внешних и внутренних раздражителей, до тех пор, пока они не станут болезненными;
4) недостаточность использования коммуникативной функции речи;
5) отсутствие или недостаточность зрительного контакта;
6) страх изменений в окружающей обстановке;
7) непосредственные и отставленные эхолалии (неконтролируемое автоматическое повторение слов и фраз за другими людьми);
8) стереотипное и импульсивное поведение и манипулятивные игры;
9) задержка развития.
Многие симптомы схожи с синдромом Каннера: коммуникативные нарушения и стереотипный круг интересов, слабая реакция на внешние раздражители. Добавляются следующие признаки:
1) Контрастные желания и представления;
2) Часто – способность к необычному, нестандартному пониманию себя и окружающих;
3) Сохраненное или даже хорошо развитое логическое мышление при неустойчивом внимании;
4) Задержка речевого и когнитивного развития, как правило, отсутствует;
5) Речь – своеобразная по мелодике, ритму и темпу;
6) Отрешенный, рассеянный взгляд, скудная мимика;
Проявляется в возрасте 8-30 месяцев без каких-либо внешних причин. Это самое тяжелое нарушение среди РАС.
1) Проявляется на фоне нормального моторного развития;
2) Постепенно утрачиваются уже приобретенные навыки, в том числе речевые;
3) Насильственные движения «моющего типа» в кистях рук;
4) Утрата способности удерживать в руках предметы, дистония, мышечные атрофии, кифоз, сколиоз, жевание заменяется сосанием, расстраивается дыхание.
Несмотря на прогрессирующее заболевание и тотальный распад всех сфер жизни, у ребенка обычно сохраняются эмоциональная адекватность и привязанности.
Расстройство, сходное с синдромом Каннера, но при этом хотя бы один из обязательных диагностических критериев отсутствует. Часто тот или иной признак нарушенного развития проявляется у ребенка в возрасте после 3-х лет.
Какой врач может поставить ребенку диагноз – аутизм?
Согласно Международной классификации болезней, аутистические расстройства входят в раздел «Психические расстройства и расстройства поведения», поэтому ведущая роль в диагностике и формировании лечебно-коррекционной программы принадлежит врачу-психиатру. Одновременно с этим на разных этапах в работе с ребенком могут участвовать неврологи, генетики, психологи, логопеды, дефектологи и другие специалисты.
А как быть, если картина недостаточно точна, чтобы поставить ребенку конкретный диагноз?
Если клиническая картина состояния ребенка недостаточно ясна, врач-психиатр ставит диагноз «Аутистическое поведение». Это означает: у нас мало информации, но поведение ребенка очень похоже по симптомам на аутизм. Этот диагноз требует дальнейшего уточнения.
Чем ребенок с аутизмом отличается от других?
В самом общем виде, аутизм характеризуют задержка развития и нежелание контактировать с другими людьми. Важно понимать, что это расстройство имеет множество проявлений: в развитии моторики, нарушении речи, внимания, восприятия. Ребенка с аутизмом можно распознать по таким частным признакам:
Ребенок не ищет контакта с другими людьми, не реагирует на них, словно не замечает;
Он часто совершает одни и те же повторяющиеся движения: потряхивает руками, подпрыгивает, совершает сложные ритуалы (повторяющиеся действия);
Круг его интересов ограничен, ему сложно увлечься чем-нибудь новым;
Поведение ребенка часто деструктивно: он агрессивен, может кричать, наносить себе повреждения и т.д.
Что может вызвать у ребенка аутизм?
К сожалению, четкого ответа на этот вопрос ученые пока не дали. Существует множество теорий, но ни одна из них не является исчерпывающей.
В каком возрасте ребенку могут поставить диагноз «расстройство аутичного спектра»?
Как правило, ребенок попадает в поле зрения специалистов не ранее 2-3-х лет. В этом возрасте нарушения становятся достаточно явными. Хотя первые признаки расстройства могут быть заметны еще раньше. Например, ребенок не тянулся к родителям, когда его собирались взять на руки, был пассивен, боялся громких звуков и не привыкал к ним, был всегда избирателен в еде, его невозможно было уговорить попробовать пищу определенного цвета, вкуса или запаха. Родители обычно говорили о своем ребенке – «он у нас странный», «не такой, как все».
Это можно вылечить?
Полностью – нет. К сожалению, аутизм – это нарушение развития, от которого нет таблеток, и ребенок его не «перерастет». Но, если вовремя поставить диагноз и начать грамотную корректирующую терапию, ребенку можно помочь освоить навыки самообслуживания и коммуникации, можно научить его замечать других людей, контролировать эмоции, справляться со страхами. До 80% детей с аутизмом получают инвалидность, однако, при определенных обстоятельствах ребенок может, когда вырастет, перейти к самостоятельной жизни.
Как оценить интеллект ребенка с аутизмом, если он не идет на контакт с незнакомыми людьми, отказывается выполнять инструкции? Как понять, что у него нет умственной отсталости?
Конечно, это сложно, особенно при отсутствии у ребенка сформированной речи. Для этого специалист опирается на данные, полученные при наблюдении за пациентом, на рассказы родителей о поведении и возможностях ребенка в разных ситуациях.
Результаты психометрической (тестовой) оценки интеллекта интерпретируются с учетом трудностей контакта и возможного искажения количественных показателей. Тестов оценки интеллекта у аутичных детей, дающих достоверные данные при однократной консультации, на сегодняшний день нет.
Достаточно надежная оценка возможна в условиях длительного наблюдения в течение нескольких недель или месяцев. В ряде случаев в процессе роста, развития ребенка и улучшения коммуникативных возможностей, мы можем составить более полное представления об уровне его интеллекта.
Помощь ребенку с аутистическим расстройством должна быть комплексной. Всем детям обязательно нужно проходить психолого-педагогическую коррекцию.
Кроме того, при аутистических расстройствах часто наблюдаются болезненные проявления, успешнее всего поддающиеся именно биологической, в т.ч. медикаментозной терапии. Она к тому же повышает продуктивность занятий с педагогами и психологами. В некоторых случаях лекарственное лечение становится просто необходимым.
Какое медикаментозное лечение могут назначить ребенку с РАС?
Для каждого ребенка и каждого случая лечение подбирается индивидуально. Как правило, медикаментозное лечение, назначенное ребенку с РАС, преследует следующие цели:
1. Купирование болевого синдрома. Далеко не все дети с аутизмом владеют речью – значит, не всегда мы узнаем их жалобы. Возможна ситуация, когда ребенок, например, в кровь кусает себе губы и не может сказать, что ему не нравится. Его поведение расценивают как аутоагрессию – а у него просто очень болят зубы. Или ребенок не может ни минуты усидеть на месте, а причиной тому – постоянная боль в животе. Если нам удается распознать, что ребенка мучает боль, мы назначаем обезболивающие.
2. Лечение сопутствующей соматической патологии. К примеру, около 60% детей имеют патологию ЖКТ, как правило, требующую медикаментозного лечения.
3. Коррекция поведенческих нарушений. Часто аутизм сопровождается аутоагрессией, импульсивным поведением ребенка. Хорошо подобранный нейролептический препарат может улучшить качество жизни ребенка. Обычно врачи следят за тем, чтобы препарат хорошо переносился. При правильно подобранной дозе и препарате – ребенок не будет страдать от сонливости, расторможенности или других побочных эффектов.
4. Помощь в вопросах развития. Иногда под воздействием ноотропных средств, взятых в очень деликатной дозировке, у ребенка с РАС происходит прорыв – например, речевой функции. Препарат способен помочь ребенку «усидеть» на коррекционном занятии – что тоже помогает ребенку достигать успеха при психолого-педагогической коррекции.
5. Корректировка нарушения сна. Дети с РАС часто не спят ночами: это крайне тяжело как для самого ребенка, так и для всей семьи. Мы не ставим перед собой задачу просто уложить ребенка спать, поэтому мы не прописываем снотворных препаратов. Для нас важнее настроить биоритмы ребенка, в этом помогают средства с седативным эффектом.
Как заметить, что у ребенка признаки аутизма?
Все, что вам нужно – это с первых дней жизни внимательно следить за тем, как ребенок развивается, как реагирует на вас, на близких людей и окружающий мир.
Сверяйтесь с нормами развития, установленными врачами. Конечно, у каждого ребенка свой темп развития, но в целом, если ваш ребенок на каждом этапе развития осваивает те или иные навыки, скорее всего, у него нет признаков РАС.
Памятка маме: развитие ребенка от 3 месяцев до 3 лет
Действия и умения ребенка, говорящие о его здоровом развитии
с интересом изучает лица окружающих и следит за движущимися предметами;
начинает узнавать предметы и людей;
улыбается при звуке вашего голоса;
начинает улыбаться при общении;
поворачивает голову на звуки.
начинает реагировать на эмоции окружающих людей;
может находить не тщательно спрятанные предметы;
изучает предметы при помощи рук, тянет их в рот;
тянется к предметам, находящимся на удаленном расстоянии;
выражает радость или недовольство голосом;
произносит наборы звуков.
начинает охотно подражать окружающим;
становится очевидным, что ребёнок вас понимает;
может находить спрятанные предметы;
реагирует на «нельзя»;
изображает простые жесты, например, может указать на предмет;
«разговаривает» сам с собой на разные лады;
может произносить отдельные слова: «мама», «папа», «ой»;
реагирует на свое имя, когда к нему обращаются.
подражает поведению окружающих;
радуется обществу других детей;
понимает многие слова;
находит тщательно спрятанные предметы;
указывает на называемые картинки и предметы;
начинает сортировать предметы по форме и цвету;
начинает играть в простые игры с воображением;
начинает узнавать имена знакомых ему людей, различает названия предметов;
может выполнять простые поручения;
может произносить предложения, состоящие из двух слов, например: «еще печенья», «мыть руки».
начинает открыто выражать нежное отношение к другим, имеет более обширный диапазон эмоций;
может заводить механическая игрушки, играть в игры с воображением;
сортирует предметы по форме и цвету;
сопоставляет предметы с картинками;
выполняет более сложные указания, состоящие из 2-3 слов;
пользуется простыми предложениями при общении;
правильно пользуется местоимениями («я», «ты», «меня»);
начинает использовать множественное число («машины», «собачки»).
Есть ли более или менее достоверные критерии, по которым можно сказать, что у ребенка расстройство аутистического спектра?
Существует два международных теста, переведенных на многие языки мира, в том числе и на русский. Их проходят родители, чтобы определить, насколько поведение их детей попадает под описание РАС.
Модифицированный скрининговый тест используется для выявления признаков РАС у детей от 16 до 30 месяцев. Он помогает найти у вашего ребенка особенности, которые требуют более внимательной диагностики сложностей развития.
Тест используется более чем в 25 странах мира. Он очень короткий: заполнение занимает не более 3-х минут. В качестве результата вы получаете приблизительную оценку риска и, возможно, рекомендации по дальнейшему наблюдению у врача.
Тест для детей старше 30 месяцев, используется не только выявления проблем, но и отслеживания динамики. Он содержит 77 вопросов, которые разделены по темам: развитие речи, социализация, сенсорные навыки/познавательные способности и здоровье/физическое развитие/поведение.
Обратите внимание! Пройдя субъективный тест, вы получаете примерную оценку ситуации, но не диагноз. Если по результатам теста родители заподозрили у ребенка аутистическое расстройство, необходимо обратиться к врачу-психиатру.
Куда обращаться, если вы подозреваете у ребенка расстройство аутистического спектра?
Проконсультироваться с детским психиатром Вы можете в консультативно-поликлиническом отделении Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ (далее Центр) по адресу: 119334, г. Москва, 5-й Донской проезд, дом 21А. Телефон 8(495)954-37-54.
Консультация в Центре не ведет к постановке ребенка на учет, но поможет выстроить для него индивидуализированный план лечебно-реабилитационных мероприятий и коррекционных занятий.
Важно! Центр сотрудничает с р егиональной общественной организацией помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт». Раз в месяц представители организации проводят в стенах Центра консультации по вопросам образовательного маршрута для детей с РАС. Обратившись в Центр, вы сможете узнать, как правильно оформить документы для медико-педагогической комиссии, как взаимодействовать с образовательной организацией, на что обратить внимание при выборе школы для ребенка и оформлении инвалидности.
Источник