Атрибуция литературного произведения по определенным признакам

Атрибуция произведения

Атрибуция (лат. attributio ) в филологии — определение подлинности или подложности рукописного текста и установление его автора. Атрибуция в искусствоведении — определение авторства художественного произведения.

Атрибуция некоторого произведения (текста в семиотическом понимании этого термина, то есть любого связанного набора знаков, в том числе фильма, картины, аудио-произведения, письма) затрагивает следующие аспекты его исследования:

Содержание

Виды атрибуции

Проблема атрибуции какого-либо произведения заключается в определении его автора. Под произведением может пониматься любой связанный набор знаков, в том числе фильм, картина, аудио-произведение, письмо.

Проблема установления авторства в литературе связана с существованием анонимных и псевдонимных текстов и представляет собой одну из древнейших филологических задач, входящих в область текстологии.

Атрибуцией иконы является обоснование принадлежности иконы к определённой школе или окружению, мастерской какого-либо иконописца.

Способы атрибуции

См. также

Литература

Марусенко М. А. Атрибуция анонимных и псевдонимных литературных произведений методами распознавания образов. — Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1990. — 164 с.

Смотреть что такое «Атрибуция произведения» в других словарях:

Атрибуция (значения) — Атрибуция (лат. attributio приписывание): Атрибуция произведения Атрибуция (психология) Атрибуция (авторское право) … Википедия

Атрибуция — У этого термина существуют и другие значения, см. Восприятие#Атрибуция. Атрибуция (от лат. attributio приписывание) механизм объяснения причин поведения другого человека: авторства; создания («Что? Где? Когда?» типа и сути, места и времени);… … Википедия

Атрибуция — (от лат. attributio приписывание), установление принадлежности анонимного художественного произведения определенному автору, местной или национальной художественной школе, а также определение времени его создания. В прошлом атрибуция… … Художественная энциклопедия

Атрибуция — (от лат. attributio приписывание) установление автора анонимного произведения или произведения, опубликованного под нераскрытым псевдонимом … Издательский словарь-справочник

АТРИБУЦИЯ — [лат. attributio приписывание] установление автора художественного произведения (книги, картины и т.д.) или времени и места его создания. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. АТРИБУЦИЯ лат. attributio, от attribuere, приписывать.… … Словарь иностранных слов русского языка

Атрибуция — англ. attribution от лат. attributum определение подлинности и авторства художественного произведения, а в крайнем случае определение школы, страны и времени создания. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

АТРИБУЦИЯ — (от латинского attributio приписывание), установление принадлежности анонимного художественного произведения определенному автору, местной или национальной художественной школе, а также определение времени его создания. Основан на эмпирических… … Современная энциклопедия

АТРИБУЦИЯ — (от лат. attributio приписывание) установление автора, времени и места создания художественного произведения. Опирается на анализ стиля, иконографии, сюжета, техники, на результаты физических и химических исследований и т. д … Большой Энциклопедический словарь

Атрибуция — (лат. atributio – приписывание) – установление автора художественного произведения или времени и места его создания. Опирается на анализ стиля, иконографии, сюжета, техники, на результаты физических и химических исследований и т.п. Большой… … Энциклопедия культурологии

Атрибуция — (от латинского attributio приписывание), установление принадлежности анонимного художественного произведения определенному автору, местной или национальной художественной школе, а также определение времени его создания. Основан на эмпирических… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Источник

Анализ эксперимента по атрибуции текста на уроках литературы в условиях ФГОС
статья по литературе (10, 11 класс) по теме

Данная методическая разработка представляет собой сводный анализ эксперимента по атрибуции текста как одной из форм и методик реализации научно-исследовательского компонента на уроках литературы в условиях ФГОС.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Атрибуция текста на уроках литературы

Идентификационные задачи позволяют проверить (подтвердить или исключить) авторство определенного лица, исходя из предположения, что автор и/или его характерные черты известны исследователю.

Диагностические задачи, напротив, позволяют определить личностные характеристики автора, который доподлинно неизвестен.

Методы атрибуции реализуются на пяти уровнях:

«Авторский текст» обычно проявляется в совокупности синтаксического, лексико-фразеологического и стилистического уровней.

Атрибуция текста обладает инструментарием для решения научно-исследовательских задач или учебно-исследовательских в высшей школе, однако часто всерьез не рассматривается для решения учебно-исследовательских проблем на уроках литературы в школе или учреждениях СПО.

Основными целями использования атрибутивных методов на уроках литературы является актуализация усвоенных знаний и умений, формирование аналитико-критического типа мышления через стимулирование студентов к научно-исследовательской деятельности.

Атрибуция текста обычно используется как вспомогательная методика для оценки полученных знаний и их воспроизведения.

В данной статье описывается опыт применения атрибутивных методов как краеугольного камня для составления комплекта оценочных средств в рамках действующих Федеральных государственных стандартов.

В 2014 году студентам первого курса Невского машиностроительного техникума на итоговом зачете по литературе было предложено распознать произведение известного им автора, проанализировав полученный текст по пяти основным уровням. При проведении зачета был реализован принцип дифференцирования, рекомендованный актуальным законодательством. Ребята слабее могли пользоваться списком произведений, отрывки из которых они исследовали. Если студент затруднялся однозначно ответить на вопрос, он мог показать навыки рассуждения «от противного».

Стоит уточнить, что подобный тип работы был студентам знаком, на занятиях они могли выбрать атрибуцию в качестве текущей или рубежной аттестации по конкретной теме. Студентам также были предоставлены устные и письменные указания к выполнению.

Особенности выбора отрывка для атрибуции.

Согласно разработанным методическим указаниям текст для атрибуции должен быть отрывком из произведений русской классической литературы девятнадцатого века, так как изучение таких произведений предусматривает обязательное прочтение. Отрывок должен быть небольшим по объему, законченным по композиции, содержать указание на героев произведения, ключевое событие или являться ярким образцом авторской лексико-стилистической характеристики. По просьбе студентов им может быть предоставлен список произведений, участвующих в атрибуционном эксперименте.

Читайте также:  Нарушение функции гипоталамуса признаки

Пример отрывка для атрибуции.

«Действительно, на антресолях графинчики следовали друг за другом с изумительной быстротой. Уединившись с самим собой, Павел Владимирыч возненавидел общество живых людей и создал для себя особенную, фантастическую действительность. Это был целый глупо-героический роман, с превращениями, исчезновениями, внезапными обогащениями, роман, в котором главными героями были: он сам и кровопивец Порфишка. Он сам не сознавал вполне, как глубоко залегла в нем ненависть к Порфишке. Он ненавидел его всеми помыслами, всеми внутренностями, ненавидел беспрестанно, ежеминутно. Словно живой, метался перед ним этот паскудный образ, а в ушах раздавалось слезнолицемерное пустословие Иудушки, пустословие, в котором звучала какая-то сухая, почти отвлеченная злоба ко всему живому, не подчиняющемуся кодексу, созданному преданием лицемерия. Павел Владимирыч пил и припоминал. Припоминал все обиды и унижения, которые ему приходилось вытерпеть, благодаря претензии Иудушки на главенство в доме. В особенности же припоминал раздел имения, рассчитывал каждую копейку, сравнивал каждый клочок земли — и ненавидел. В разгоряченном вином воображении создавались целые драмы, в которых вымещались все обиды и в которых обидчиком являлся уже он, а не Иудушка. То будто выиграл он двести тысяч и приезжает сообщить об этом Порфишке (целая сцена с разговорами), у которого от зависти даже перекосило лицо. То будто умер дедушка (опять сцена с разговорами, хотя никакого дедушки не было), ему оставил миллион, а Порфишке-кровопивцу — шиш. То будто он изобрел средство делаться невидимкой и через это получил возможность творить Порфишке такие пакости, от которых тот начинает стонать. В изобретении этих проказ он был неистощим, и долго нелепый хохот оглашал антресоли, к удовольствию Улитушки, спешившей уведомить о происходящем братца Порфирия Владимирыча.

Таким образом шли дни за днями, покуда наконец Павел Владимирыч не очутился лицом к лицу с смертным недугом [2] ».

Дойдя до поворота во вчерашнюю улицу, он с мучительною тревогой заглянул в нее, на тот дом. и тотчас же отвел глаза.

Контора была от него с четверть версты. Она только что переехала на новую квартиру, в новый дом, в четвертый этаж. На прежней квартире он был когда-то мельком, но очень давно. Войдя под ворота, он увидел направо лестницу, по которой сходил мужик с книжкой в руках: «дворник, значит; значит, тут и есть контора», и он стал подниматься наверх наугад. Спрашивать ни у кого ни об чем не хотел.

Он показал повестку из конторы [3] ».

Здесь вариант усложненный, студент должен вспомнить и прочувствовать атмосферу произведения, выраженную художественными деталями (вонь, духота), проанализировать авторскую стилистику и вспомнить контекстно-событийную характеристику произведения без подсказки в виде имени героя.

Методические указания для атрибуции текста.

По окончании аттестации можно заметить, что наименьшие трудности вызвали романы-«гиганты». Усложненный синтаксис и лексические особенности Л.Н. Толстого не ввели в заблуждение студентов, получивших для исследования публицистический отрывок из романа «Война и мир». Несмотря на отсутствие каких-либо указаний на героев, испытуемые опознали программную авторскую метафору «город-улей».

Ассоциативное мышление помогло всем студентам правильно указать на авторство Ф.М. Достоевского в вышеприведенном примере.

Вспоминая изученное, сопоставляя факты и события, приведенные в отрывках, со знакомыми им литературными реалиями, студенты тренировали аналитические когнитивные методы и репродуктивные мыслительные функции.

Элементы критического мышления проявлялись в ситуациях выбора, когда складывалась ассоциация с двумя произведениями.

Научно-исследовательский подход реализовался в процессе изучения приведенных выше уровней авторского текста, то есть в попытках найти авторское «самое», отличное от других.

Были случаи, когда студенты пытались наугад указать на первый вспомнившийся им текст, но, отвечая на дополнительные вопросы, убеждались в правомерности/неправомерности собственного суждения.

Рассуждение «от противного». «Маленькая хитрость» преподавателя. В качестве своеобразной разрядки студентам был предложен «бонусный» билет. Эксперимент требовал жесткого отбора текстов русской классической литературы девятнадцатого века, однако один из вариантов содержал отрывок повести братьев Стругацких «Трудно быть богом»:

«Ложа Анкиного арбалета была выточена из черной пластмассы, а тетива была из хромистой стали и натягивалась одним движением бесшумно скользящего рычага. Антон новшеств не признавал: у него было доброе боевое устройство в стиле маршала Тоца, короля Пица Первого, окованное черной медью, с колесиком, на которое наматывался шнур из воловьих жил. Что касается Пашки, то он взял пневматический карабин. Арбалеты он считал детством человечества, так как был ленив и неспособен к столярному ремеслу.

Они причалили к северному берегу, где из желтого песчаного обрыва торчали корявые корни мачтовых сосен. Анка бросила рулевое весло и оглянулась. Солнце уже поднялось над лесом, и все было голубое, зеленое и желтое – голубой туман над озером, темно-зеленые сосны и желтый берег на той стороне. И небо над всем этим было ясное, белесовато-синее.

– Ничего там нет,– сказал Пашка.

Ребята сидели, перегнувшись через борт, и глядели в воду.

– Громадная щука,– уверенно сказал Антон.

– С вот такими плавниками? – спросил Пашка.

Антон промолчал. Анка тоже посмотрела в воду, но увидела только собственное отражение.

– Искупаться бы,– сказал Пашка, запуская руку по локоть в воду.– Холодная,– сообщил он.

Антон перебрался на нос и спрыгнул на берег. Лодка закачалась. Антон взялся за борт и выжидательно посмотрел на Пашку. Тогда Пашка поднялся, заложил весло за шею, как коромысло, и, извиваясь нижней частью туловища, пропел:

Старый шкипер Вицлипуцли!

Ты, приятель, не заснул?

Берегись, к тебе несутся

Настроенные на работу студенты, естественно, не ожидали незнакомого текста, однако подавляющее большинство ребят разгадали шуточный замысел преподавателя. Ход мыслей испытуемых представляет особую научную ценность.

Например, суждение, что автор «бонусного» текста Ф.М. Достоевский, было сразу отвергнуто из-за интуитивного ощущения стилистического различия между авторами. И.С. Тургенев также не подошел стилистически, его произведения, по словам студентов, более «гладкие», «красивые», «классические» (пояснили, что Иван Сергеевич Тургенев не использовал бы детскую считалочку про Вицлипуцли).

Читайте также:  Признаки бешенства у птиц

Для Л.Н. Толстого, по мнению испытуемых, характерен более сложный синтаксис. Две студентки указали, что Толстой не использовал оценочные суффиксы для создания имен героев (Анка, Пашка). Такие номинации, по их мнению, не характерны для всей классической русской литературы.

Трудность у большинства студентов вызвало мысленное сравнение отрывка с произведениями Н.В. Гоголя и М.Е. Салтыкова-Щедрина, что обусловлено общим представлением о том, что этими авторами используются иронические и сатирические элементы. Однако никто не высказался в пользу одного из них, сославших на интуитивное представление. Один человек также сравнил ономастику отрывка с именами героев «Господ Головлевых», вспомнив, что Салтыков-Щедрин выстраивает принцип антитезы с использованием суффиксов субъективной оценки (так называемых «уменьшительно-ласкательных»).

Также подавляющее большинство высказалось, что отрывок «не похож на произведения девятнадцатого века» по форме (в том числе, детская считалочка с непривычным упоминанием «жареных акул»).

Кроме того, дети обратили внимание на несоответствие с заявленным девятнадцатым веком по объективно-фактическим признакам («выточена из черной пластмассы»).

Таким образом, эксперимент с «бонусным» отрывком состоялся и может быть признан удачным. Студенты проявили навыки систематизации накопленных знаний и обобщение полученного опыта. Метод рассуждения «от противного» позволил студентам избежать стресса в заведомо неизвестной обстановке, а также проявить прежде всего для себя свои умения ориентироваться в сложной ситуации, используя «подручный» инструментарий, что положительно влияет на самооценку студента и мотивирует его к дальнейшей исследовательской деятельности.

Проведенный после зачета опрос показал, что студентам в целом понравилась форма проведения аттестации, удачно решенная смоделированная задача «заведомого неузнавания» доставила удовлетворение. Студенты положительно оценили «шутку» преподавателя, отметили улучшение настроения и общий позитивный эмоциональный фон.

В заключение стоит отметить, описанный опыт атрибуции текста следует также признать положительным и полностью соответствующим требованиям ФГОС. Новаторская форма зачета поможет студентам легче адаптироваться в напряженный период промежуточной аттестации, а также актуализирует аналитические умения и навыки сопоставления, создает необходимый для научно-исследовательской работы творческий импульс, что способствует формированию общих и профессиональных компетенций, основного требования действующего законодательства в части воспитания и обучения высококвалифицированного специалиста.

Источник

Атрибуция

Добавлено в закладки: 0

Что такое атрибуция – это термин, который используется преимущественно в отношении к предметам искусства. Под ним подразумевается процесс определения авторства произведения искусства и его подлинности. Под атрибуцией подразумевают также определение школы или определение времени создания произведения, авторство которого известно. Этот процесс производится на основе знаний об исторических особенностях, стиле, технике мастеров определенного периода. Кроме собственно знаний экспертов, которые проводят атрибуцию, в этом процессе также могут быть задействованы методы химических и физических исследований.

Атрибуция (лат. attributio) в филологии — определение подложности или подлинности рукописного текста и установление его автора. В искусствоведении атрибуция — определение авторства художественного произведения. В музееведении атрибуция — описание экспоната по признакам, к числу которых принадлежат: назначение, название, конструкция, форма, размеры, материал, техника изготовления, авторство.

Атрибуцией текста называют как исследование по определению его авторства, так и итог данного исследования. В литературе проблема установления авторства связывается с существованием псевдонимных и анонимных текстов и являет собой одну из самых древних филологических задач, которые входят в область текстологии. В задачах атрибуции в последние десятилетия применяют математические методы, предпринимают старания автоматизировать эксперимент по определению авторства.

Атрибуция произведения искусства (текста в семиотическом понимании данного термина, то есть любого связанного набора знаков, включая картины, фильмы, аудио-произведения, письма) ставят задачу нахождения следующих данных:

Атрибуция иконы — обоснование принадлежности иконы к определённой школе или окружению, мастерской какого-нибудь иконописца.

В СПбГУ под руководством М. А. Марусенко исполняются исследования, которые основаны на идеях теории распознавания образов. В лаборатории компьютерной и общей лексикографии и лексикологии МГУ создана методика атрибуции, которая основана на представлении элементов текста как реализации цепи Маркова. Методы иерархического кластерного анализа используются для атрибуции в исследованиях, выполненных в ПетрГУ под руководством Захарова В. Н.

Рассмотрим, более детально, ч то значит атрибуция. Мы встречаем день ото дня большое число людей, думаем о них, наблюдаем за их поведением, стараемся понять, о чем они говорят. Нам может казаться, что мы видим не лишь то, высокий или низкий человек, худощавый или полный, какого цвета у него волосы или глаза, но и то, умный он или глупый, солидный или нет, грустно или весело ему… Какой смысл вкладывается в определенные события? Как мы поясняем поведение близких или свое поведение? К примеру, почему человек злится, сердится, может, что-то произошло? Все это поясняет такое понятие, как атрибуция. Как этим пользоваться и что это такое? Давайте постараемся разобраться вместе с такими вопросами.

С научной точки зрения атрибуция – процесс, при котором люди используют определенную информацию, чтобы сделать выводы о причинах происходящих событий и поведении других людей. В течение дня человеку свойственно делать выводы о мышлении окружающих и собственном поведении. Проще говоря, атрибуция – обыкновенные мысли и действия, которые сделаны без осознания глубинных процессов и предубеждений, которые приводят к определенным выводам.

Есть 2 типа атрибуции для объяснения поведения других людей. Во-первых, можно объяснить поступок одной личности в отношении к другой. Во-вторых, поведение в отношении к ситуации. К примеру, когда студент ведет в первый день обучения себя скромно и тихо, мы можем сделать вывод, что застенчивость — причина такого поведения человека. Это диспозиционная атрибуция (в отношении к человеку). Или же можно предположить, что причина застенчивости – личные проблемы студента (ситуационная) или недосыпание. Итак, атрибуция в психологии – выводы, которые делают люди о поступках других личностей и причинах событий. Люди делают их, чтобы объяснить и понять те или другие процессы. А эти выводы влияют, в свою очередь, на взаимодействие с другими.

Читайте также:  Доказать сходимость данных рядов с помощью признака даламбера

К примеру, вы сдаете экзамен, и у вас выходит неплохо, а ваш друг его провалил. Можно сделать вывод, что вы являетесь умным, так как с заданием справились, но в то же время легко можно предположить, что вашему другу это не удалось, так как всю ночь он провел в каком-то клубе и просто не может сдать материал. Психология человека устроена так, что он припишет вам определенную характеристику в итоге успешной сдачи экзамена, а вашему другу наоборот.

Типы атрибуции

Когда вы рассказываете историю группе знакомых или друзей, вы, вероятно, желаете поведать ее так увлекательно и интересно, как это только возможно. Зачем? Чтобы ваши друзья о вас сделали положительный вывод. Когда автомобиль разрушен, вы можете связать преступление с тем, что машина находилась не в том месте. В итоге такого события вы не будете оставлять на той самой стоянке машину, чтобы избежать в дальнейшем вандализма. Атрибуция причины (пояснительная или казуальная) помогает разобраться в окружающем мире. Некоторые люди склонны к оптимистическому пояснению событий, а другие обычно более пессимистичны.

Теория атрибуции

Она старается пояснить, почему и как обычные люди делают определенные выводы и как они поясняют причины и их события. Фриц Хайдер (1958 год) полагал, что люди являются наивными психологами, пытающимися разобраться в социальном мире, они склонны видеть причинно-следственные связи даже там, где они отсутствуют. Но все же ученый выдвинул две главные теории возникновения атрибуции: когда объясняем поведение других, то стараемся отталкиваться от внутренних атрибуций, таких как черты личности, к примеру, мы связываем поведение человека с его надежностью или наивностью; когда мы стараемся объяснить свое собственное поведение, склонны отталкиваться от ситуационных (внешних) атрибуций.

Эдвард Джонс и Кит Дэвис (1965 год) считали, что люди уделяют особенное внимание преднамеренному поведению (в отличие от бездумного или случайного). Эта теория поясняет процесс создания внутренней атрибуции. То есть атрибуция в их понимании – это выполнение определенных действий ввиду связи меж мотивом поведения человека и непосредственно поведением.

Модель ковариации Гарольда Келли (1967 год) является самой известной теорией атрибуции. Он создал логическую модель для того, чтобы оценить то или иное действие, которое необходимо отнести к одной характеристике: человека – к внутренней, окружающую среду – к внешней. Термин “ковариация” обозначает, что у человека есть данные из нескольких источников, которую он в разное время получил и в разных ситуациях, ввиду чего делает вывод о причинах и наблюдаемом событии. Келли полагает, что есть три вида причинной информации, которые оказали влияние на суждения: отличительность; консенсус; последовательность. Итак, мы видим, что два события проходят одновременно, и потому считаем, что одно вызывает другое. Такое пояснение причин событий называется не иначе, как социальная атрибуция. Это явление каждый из нас может видеть в повседневной жизни.

Ошибка атрибуции

Фундаментальная ошибка – распространенный тип когнитивной предвзятости в социальной психологии. По сути, это обращение внимания на личностных внутренних характеристиках для пояснения поведения в конкретной ситуации, а не на ситуационных внешних факторах. Обратной стороной данной ошибки является то, что люди обычно, недооценивают роль ситуации в поведении и подчеркивают собственную роль. Это иллюстрирует, в свою очередь, несколько типов когнитивных отклонений. К примеру, человек идет, несет полные сумки продуктов, которые, вероятно, мешают другим людям проходить. Когда велосипедист, который проезжает мимо столкнется с данным человеком, тот может подумать, что водитель весьма невоспитан и не имеет к проходящим мимо ни капли уважения. В данной ситуации человек не может рассмотреть ситуационные факторы, такие как то, что его сумки занимают больше места, чем он думает, вынуждая тем самым людей с ним сталкиваться. Чтобы избегнуть фундаментальной ошибки атрибуции, человек обязан поставить себя на место другого и подумать, что он может сделать в аналогичной ситуации.

Оборонительная атрибуция

Оборонительная гипотеза атрибуции – социально-психологический термин, который относится к набору убеждений, которые принадлежат личности с функцией защиты себя от беспокойства. Обычно оборонительные атрибуции имеют место тогда, когда человек был свидетелем определенной катастрофы. Приписывание ответственности в таких ситуациях и создание своих выводов будут связаны с тяжестями результатов неудачи и уровней ситуативного и личностного сходства меж жертвой и человеком. Пример оборонительной атрибуции известная всем гипотеза “хорошие вещи случаются с хорошими людьми, а плохие вещи с плохими людьми случаются”. Все верят в это, так как чувствуют себя уязвимыми, когда не могут контролировать. Это в то же время приводит к обвинению даже в трагической ситуации жертвы. Так как когда люди слышат, что кто-нибудь умер в итоге автомобильной аварии, они решают, что водитель в момент катастрофы был пьян, и пытаются убедить себя в том, что несчастный случай никогда с ними не случится. Но, как ни странно, некоторые верят, что позитивные события происходят чаще с ними, чем с другими, а отрицательные, соответственно, реже. К примеру, курильщик полагает, что имеет меньше шансов получить рак легких, нежели другие курильщики.

Использование атрибуция в психологии

Все описанные выше теории и психологические термины мы используем в реальной жизни. К примеру, “дописывание” истории, чувство беспомощности, образа человека, самокритика и критика – следствие определенного типа атрибуции. Итак, результат.

Атрибуция – процесс выведения поведения или причины событий ввиду человеческого любопытства или при старании избегнуть неудобных, а иногда опасных ситуаций.

Мы пос тарались дать наиболее полное определение и понятие термина атрибуция, раскрыть его суть, виды, особенности использования

Источник

Adblock
detector