- 40.1. Идеология — атрибутивный признак государства.
- 40.2. Национальная идея как базовое положение идеологии государства.
- Идеология – атрибутивный признак государства. Государственная идеология, ее элементы и уровни
- Атрибутивный признак государства
- Атрибутивный признак государства
- Атрибутивный признак государства
40.1. Идеология — атрибутивный признак государства.
Атрибутивный признак государства
Атрибутивный признак — это существенный признак, внутренне присущий определенному явлению или объекту.
В качестве атрибутивных признаков государства обычно называют территорию, население, власть, суверенитет, право и налоги, хотя ими и не исчерпываются таковые. Без них государство как политическое сообщество действительно немыслимо и невозможно.
Государственная идеология выполняет такие же функции жизнедеятельности политического сообщества, как и частные идеологии составляющих его групп людей: познавательную, прагматическую (оправдывающую) и мобилизационную. Без идеологии государство становится несостоятельным, оно утрачивает свою сущность как таковое.
40.2. Национальная идея как базовое положение идеологии государства.
Более широкий круг явлений отражает сознание национальной общности, организованной в государство и действующей как полноправный субъект политики. В данном случае нации являются носителями относительно целостной системы идей, ценностей и представлений, в которых они осознают себя, свое положение в окружающей действительности, свои потребности и интересы как единого целого, формулируют свои цели и устремления и обосновывают пути их достижения с помощью государственной власти. При этом каждая определяющая себя в качестве нации-государства общность людей вырабатывает и определенную сумму идей относительно своего прошлого, способов оформления в единое целое, путей поддержания своей целостности, форм взаимоотношений с другими народами, целей своего исторического развития. Указанную совокупность воззрений можно назвать не просто национальным самосознанием, а национальной идеологией.
Доминирующее в сознании определенной общности людей представление, согласно которому она рассматривает себя в качестве нации и в силу чего она считает себя вправе по собственному усмотрению строить как свою внутреннюю жизнедеятельность, так и свои отношения с другими народами, принято называть национальной идеей. Она есть исходный момент процесса формирования национальной идеологии, это – ее базовая идея. Содержание национальной идеи обычно конкретизируется ответами на ряд вопросов относительно исторического бытия общности. Среди них вопросы о «начале» исторической судьбы народа, его генетических истоках, процессе становления цивилизационной идентичности и социокультурной уникальности, месте в современном мире, отношениях с соседними народами, особенностях национального характера и др. Национальная идея всегда выступает как ядро национального сознания, отражающее основной итог исторического пути народа, его современное состояние, его чаяния и устремления; она служит основой программ деятельности общности по устройству и переустройству способов своего существования в меняющихся исторических условиях. Когда национальная идея овладевает сознанием группы (общности) людей, находящейся в составе политически организованного сообщества, то она, как правило, становится отправным моментом формирования движения данной общности за национальное освобождение. Если это движение наталкивается на сопротивление со стороны властей, то оно именуется борьбой за национальное освобождение.
Национальная идеология, будучи формой выражения (само) сознания народа, есть конкретно-исторический феномен, ее содержание формируется и развивается одновременно со становлением и развитием самой нации. Это означает, что от эпохи к эпохе национальная идеология видоизменяет свои формы и обогащает свое содержание, формируя новые приоритеты в устремлениях народа с учетом достигнутых результатов его развития и произошедших изменений в условиях его жизнедеятельности. При этом в содержании национальной идеологии сохраняется ее, так сказать, генетическая основа, т.е. базовые (жизненно важные) потребности, идеалы и ценности, в которых проявляются социокультурная самобытность, особенности мировосприятия, психологического (душевного) склада и характера данного народа. Утрата же народом по каким-либо причинам своих базовых ценностей или их замена смыслообразующими ценностями другого народа есть признак вырождения национальной идентичности данной общности или ее ассимиляции с другой национальной общностью.
Источник
Идеология – атрибутивный признак государства. Государственная идеология, ее элементы и уровни
Эволюция содержания понятия «идеология» и его современное значение.
Идеология – понятие, обозначающее совокупность идей, представлений, политических лозунгов, программных документов партий, философских концепций и т.д., в которых отражаются жизненно практические интересы и цели общества и содержатся программы деятельности.
Ядром идеологии выступает круг идей, связанных с вопросом захвата, удержания и использования власти субъектами политики.
В ХХ веке идеология превратилась в одну из главных сфер деятельности государства и мощнейшее средство воздействия государства на людей. Главным заказчиком идеологии выступает государство. Основная функция идеологии – апологетика действующей политической власти, следовательно, государства.
Современное понимание идеологии.
Идеология — это относительно систематизированная совокупность взаимосвязанных идей, ценностей, принципов и представлений, которые исходят из интересов и устремлений определенных групп людей, выступают по форме или по существу как выражение интересов всего общества, направлены на закрепление или изменение существующего общественного устройства и служат в качестве инструмента коллективного политического действия.
Идеология – атрибутивный признак государства. Государственная идеология, ее элементы и уровни.
Атрибутивный признак государства
Атрибутивный признак — это существенный признак, внутренне присущий определенному явлению или объекту.
В качестве атрибутивных признаков государства обычно называют территорию, население, власть, суверенитет, право и налоги, хотя ими и не исчерпываются таковые. Без них государство как политическое сообщество действительно немыслимо и невозможно.
Государственная идеология выполняет такие же функции жизнедеятельности политического сообщества как и частные идеологии составляющих его групп людей: познавательную, прагматическую (оправдывающую) и мобилизационную. Без идеологии государство становится несостоятельным, оно утрачивает свою сущность как таковое.
Составляющие государственной идеологии
Культурно-историческая или цивилизационная составляющая государственной идеологии включает в себя совокупность устоявшихся идей и представлений относительно происхождения и формирования данного народа, развития его самосознания и становления в качестве самобытной этнической общности, а затем и особой нации.
Политическую составляющую государственной идеологии образует прежде всего комплекс идей и представлений данного народа относительно условий становления и особенностей институтов своего государства, степени их соответствия современным потребностям и интересам нации, а также относительно направлений и путей их дальнейшего развития. Экономическая составляющая государственной идеологии включает в себя разделяемые народом представления об особенностях организации экономической жизни страны, его отношение к различным видам собственности и формам хозяйствования, понимание им места и роли государства в экономических процессах, господствующие в обществе представления о справедливости в сфере распределения национального богатства, балансе интересов различных социальных классов, групп и слоев, жителей города и деревни.
Социогуманитарную составляющую государственной идеологии образует комплекс реализуемых государством идей, касающихся взаимоотношений общества и человека.
Уровни государственной идеологии.
Теоретико-концептуальный уровень государственной идеологии образуют литературные сочинения, претендующие на научность и содержащие концептуальный, системный анализ различных сторон жизнедеятельности данного общества. Это учебники, трактаты, монографии, диссертации, статьи, доклады, написанные с использованием формального научного аппарата.
Программно-политический уровень государственной идеологии составляют государственные документы, в которых закрепляются основные принципы, ценности, идеалы и устремления народа, основные направления и задачи внутренней и внешней политики государства. Это прежде всего конституция страны, которая есть не что иное, как свод идейно-политических постулатов, составляющих основу национально-государственной идеологии; другие законодательные акты, государственные программы, директивы, концепции, доктрины и т.п.
Обыденно-актуализированный уровень образуют средства человеческой деятельности, в которых так или иначе пропагандируется содержание государственной идеологии — политическая символика, популярные книги, статьи, лекции, интервью, произведения национальной кино- и телепродукции, художественная литература самых различных жанров, другие произведения искусства, концертные программы, школьные уроки, вузовские лекции и т.п.
Источник
Атрибутивный признак государства
В науке, в философии в частности, термином «атрибут» (от лат.- свойство, принадлежность) обозначается неотъемлемое свойство предмета, без которого предмет не может ни существовать, ни мыслиться. Атрибутивный признак — это существенный признак, внутренне присущий определенному явлению или объекту.
В качестве атрибутивных признаков государства обычно называют территорию, население, власть, суверенитет, право и налоги, хотя ими и не исчерпываются таковые. Без них государство как политическое сообщество действительно немыслимо и невозможно. Но столь же невозможно представить государство как субъект политики без его собственной идеологии. В политической науке бесспорным является положение, согласно которому группа людей становится социальным субъектом только в том случае, если она осознает себя имеющей специфический интерес общностью, выражает свой общий интерес, ставит перед собой обусловленные этим интересом цели и самоорганизуется для совместной деятельности по реализации своих целей и устремлений. Нация и есть общность людей, самоорганизовавшаяся в форме государства, чтобы с помощью государственной власти добиваться реализации своих индивидуальных, групповых и, главное, общих интересов. Государственная же идеология есть форма выражения сознания нации как совокупности граждан, ее специфического интереса и путей его реализации с помощью государственной власти. Таким образом, государственная идеология в любой из ее форм есть столь же неотъемлемый признак государства, как суверенитет, территория, власть, право. С утратой данного признака государство утрачивает субъектность и прекращает свое существование в качестве политически организованного сообщества.
Приведенное определение не следует отождествлять или смешивать с понятием государственной идеологии в идеократии.
В приведенной выше интерпретации государственная идеология не есть привнесенный извне в сознание народа некий отвлеченный от его реального жизненного процесса и довлеющий над ним комплекс идей; она есть воспринятая института-ми государства и подлежащая постоянной коррекции целостная совокупность представлений народа о самом себе, своем положении в окружающей действительности, своих интересах и устремлениях и путях их реализации.
Политическое сообщество всегда нуждается в поддерживаемой институтами государства совокупности идей, т.е. идеологии, которая выражает насущные интересы, чаяния и устремления народа; только такая система идей, ценностей и представлений позволяет объединить народ в единое целое во имя будущего, во имя ясно осознанной цели, во имя обеспечения устойчивого и динамичного развития. «Государство, — пи- сал испанский философ X. Ортега-и-Гассет, — каким бы оно не было — первобытным, античным, средневековым или со- временным, это всегда приглашение группой людей других людских сообществ для совместного осуществления какого-то замысла. Замысел, каковы бы ни были его частности, в конечном счете, заключается в организации нового типа общественной жизни. Государство и программа жизни, программа человеческой деятельности и поведения, — понятия неразделимые» [13]. Государственная идеология выполняет такие же функции в жизнедеятельности политического сообщества как и частные идеологии составляющих его групп людей: познавательную, прагматическую (оправдывающую) и мобилизационную. Без идеологии государство становится несостоятельным, оно утрачивает свою сущность как таковое. Деидеологизация государства фактически означает и упразднение самого государства.
Убедительным подтверждением сказанного является опыт Советского Союза. Идея деидеологизации политической жизни, которая активно внедрялась в общественное сознание в период так называемой перестройки, объективно служила задачам разрушения советского государства. Лишившись своей идеологической основы, Советский Союз перестал существовать как государство. На это, как основную предпосылку гибели СССР, указывают и его стратегические противники. В частности, тогдашний президент США Б. Клинтон в своем выступлении на закрытом совещании Объединенного комитета начальников штабов 25 октября 1995 г. отмечал: «Последние десять лет политика в отношении СССР и его союзников убедительно доказала правильность взятого нами курса на устранение одной из сильнейших держав мира, а также сильнейшего поенного блока. В годы так называемой перестройки в СССР многие наши военные и бизнесмены не верили в успех предстоящей операции. И напрасно. Расшатав идеологические основы |выделено нами. —В.М.], мы сумели бескровно вывести из войны за мировое господство государство, составляющее основную конкуренцию Америке» [14].
Хорошо сформулированная идеология государства, таким образом, есть непременное условие эффективности его как внутренней, так и внешней политики, обеспечения стабильности и динамического развития общества. Идеология обеспечивает нацию необходимыми ориентирами деятельности, оправдывает ее чаяния и устремления и мобилизует граждан па достижение общественно значимых целей — в этом ее основное предназначение. Отсутствие государственной идеологии, консолидирующей и активизирующей народ, отрицательно сказывается на состоянии не только дел в различных сферах общества, но и общественной психики. Проведенные психологами и медиками исследования доказывают, что при отсутствии в государстве идеологии «немыслима жизнь не только державы, но и отдельно живущего в ней человека». Жизнь без государственной идеологии, как показало недавнее прошлое, привела к тому, что свыше 70% населения России оказалось в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса, вызывающего рост депрессий, психозов, наркомании [15].
Необходимо обратить внимание на то, что смена одних базовых ценностей социальной общности другими и, соответственно, одной системы идейных постулатов государства другой не столь частое явление. Постоянно рождающиеся практически во всех странах проекты социального реформирования, как правило, отвергают лишь ставшие одиозными принципы и формы организации общественной жизни, складывавшиеся же веками ценности и формы общежития при этом остаются в своей основе неизменными. Истории известно достаточно много примеров того, как вдохновлявшиеся радикальными идеями победоносные народные движения и восстания в различных странах, в том числе и в XX в., приводили к замене правящей элиты, переименованию некоторых институтов государства и новой политической риторике, но не более того. Появление же новой системы социальных ценностей связано с глубокими изменениями в экономической, социальной и духовной сферах жизнедеятельности сообщества и может стать основой для социальной революции и последующего радикального пере- устройства общества на новых идеях, принципах и представлениях. Но и при этом, как считает российский философ А.А. Зиновьев, действует объективный закон социальной регенерации, суть которого в следующем: если разрушается социальная организация, но сохраняется людской материал и основные условия его жизнедеятельности (геополитические, материально-культурные, традиции и пр.), то вновь создаваемая социальная организация в ряде существенных черт оказывается близкой к разрушенной [16].
Источник
Атрибутивный признак государства
В науке, в философии в частности, термином «атрибут» (от лат. atributum — свойство, принадлежность) обозначается неотъемлемое свойство предмета, без которого предмет не может ни существовать, ни мыслиться. Атрибутивный признак — это существенный признак, внутренне присущий определенному явлению или объекту.
В качестве атрибутивных признаков государства обычно называют территорию, население, власть, суверенитет, право и налоги, хотя ими и не исчерпываются таковые. Без них государство как политическое сообщество действительно немыслимо и невозможно. Но столь же невозможно представить государство как субъект политики без его собственной идеологии. В политической науке бесспорным является положение, согласно которому группа людей становится социальным субъектом только в том случае, если она осознает себя имеющей специфический интерес общностью, выражает свой общий интерес, ставит перед собой обусловленные этим интересом цели и самоорганизуется для совместной деятельности по реализации своих целей и устремлений. Нация и есть общность людей, самоорганизовавшаяся в форме государства, чтобы с помощью государственной власти добиваться реализации своих индивидуальных, групповых и, главное, общих интересов. Государственная же идеология есть форма выражения сознания нации как совокупности граждан, ее специфического интереса и путей его реализации с помощью государственной власти. Таким образом, государственная идеология в любой из ее форм есть столь же неотъемлемый атрибут государства, как суверенитет, территория, власть, право. С его утратой государство утрачивает субъектность и прекращает свое существование в качестве политически организованного сообщества.
Приведенное определение государственной идеологии не следует отождествлять или смешивать с феноменом идеократии.
Очевидно, что государственная идеология в приведенной выше интерпретации являетя иным, нежели идеократия, феноменом; она не есть привнесенный извне в сознание народа некий отвлеченный от его реального жизненного процесса и довлеющий над ним комплекс идей. Государственная идеология есть воспринятая институтами государства и подлежащая постоянной коррекции целостная совокупность представлений народа о самом себе, своем положении в окружающей действительности, своих интересах и устремлениях и путях их реализации.
Государственная идеология, таким образом, выполняет те же функции в жизнедеятельности политического сообщества, как и частные идеологии в жизни своих носителей: познавательную, прагматическую (оправдывающую) и мобилизационную. Без идеологии государство становится несостоятельным, оно утрачивает свою сущность как таковое. Деидеологизация государства фактически означает и упразднение самого государства.
Исходя из вышеизложенного, можно дать следующее определение идеологии белорусского государства, или белорусской государственной идеологии. Это — целостная, относительно систематизированная совокупность взаимосвязанных идей, ценностей и представлений, в которых белорусский народ осознает себя и свое положение в окружающей действительности, выражает свои потребности и интересы как единого целого, определяет формы организации своего бытия, формулирует и оправдывает свои цели и устремления и обосновывает пути их достижения посредством использования государственной власти.
Если же говорить предельно просто, то идеология белорусского государства есть сумма ответов народа на вопросы смысложизненного характера: Кто мы, белорусы, есть? Почему мы именно такие? Каковы наши ценности и идеалы? Каково наше положение в существующей действительности? Почему мы именно так, а не иначе устраиваем свое бытие? Каковы наши цели и устремления? Какими путями мы будем их достигать? Суть ответов на данные вопросы — обеспечиваемая посредством государственной власти совокупность фундаментальных идей, представлений, ценностей, целей и устремлений, отвечающих интересам белорусского народа.
1.3.6 Соотношение понятий «идеология», «государственная ндеология» и «идеология государства»
С введением термина «идеология белорусского государства» закономерно встал вопрос о соотношении понятий «идеология», «государственная идеология», «национально-государственная идеология» и «идеология государства». Не представляет сложности установить, что они соотносятся как родовое, видовое и единичное понятия.
В логике из двух классов явлений родом называется тот, что содержит в себе другой, а тот, что содержится — видом. Единичным считается любое отдельно взятое явление данного рода или вида явлений. Соответственно, и понятия, которыми обозначаются данные род и вид явлений и любое отдельно взятое из них явление, называются родовым, видовым и единичным. В рассматриваемом нами случае родовым является понятие «идеология»: оно охватывает все возможное множество явлений, которым присущ данный феномен. Видовым является понятие «государственная идеология»: оно служит для обозначения специфических особенностей идеологии, присущей такому виду (классу) ее носителей, как государства. Термин «идеология государства» (например, «идеология белорусского государства») выступает как единичное понятие: он служит для обозначения государственной идеологии в ее индивидуальной конкретности, характерной для определенного государства.
Таким образом, предметное значение понятий «государственная идеология», «национально-государственная идеология» и «идеология государства» совпадают. Это означает, что в соответствующих контекстах данные термины могут быть взаимозаменимы и из них вместе с родовым понятием «идеология» можно конструировать, согласно правилам логики, новые словосочетания, синонимичные исходным терминам. К примеру, абсолютно тождественными являются термины «идеология современного белорусского государства» и «государственная идеология Республики Беларусь». Без такого рода логических операций немыслим ни один научный или просто литературный текст.
Тема 1.4Государственная идеология как социально-политический феномен
Источник
Атрибутивный признак государства
В науке, в философии в частности, термином «атрибут» (от лат.- свойство, принадлежность) обозначается неотъемлемое свойство предмета, без которого предмет не может ни существовать, ни мыслиться. Атрибутивный признак — это существенный признак, внутренне присущий определенному явлению или объекту.
В качестве атрибутивных признаков государства обычно называют территорию, население, власть, суверенитет, право и налоги, хотя ими и не исчерпываются таковые. Без них государство как политическое сообщество действительно немыслимо и невозможно. Но столь же невозможно представить государство как субъект политики без его собственной идеологии. В политической науке бесспорным является положение, согласно которому группа людей становится социальным субъектом только в том случае, если она осознает себя имеющей специфический интерес общностью, выражает свой общий интерес, ставит перед собой обусловленные этим интересом цели и самоорганизуется для совместной деятельности по реализации своих целей и устремлений. Нация и есть общность людей, самоорганизовавшаяся в форме государства, чтобы с помощью государственной власти добиваться реализации своих индивидуальных, групповых и, главное, общих интересов. Государственная же идеология есть форма выражения сознания нации как совокупности граждан, ее специфического интереса и путей его реализации с помощью государственной власти. Таким образом, государственная идеология в любой из ее форм есть столь же неотъемлемый признак государства, как суверенитет, территория, власть, право. С утратой данного признака государство утрачивает субъектность и прекращает свое существование в качестве политически организованного сообщества.
Приведенное определение не следует отождествлять или смешивать с понятием государственной идеологии в идеократии.
В приведенной выше интерпретации государственная идеология не есть привнесенный извне в сознание народа некий отвлеченный от его реального жизненного процесса и довлеющий над ним комплекс идей; она есть воспринятая института-ми государства и подлежащая постоянной коррекции целостная совокупность представлений народа о самом себе, своем положении в окружающей действительности, своих интересах и устремлениях и путях их реализации.
Политическое сообщество всегда нуждается в поддерживаемой институтами государства совокупности идей, т.е. идеологии, которая выражает насущные интересы, чаяния и устремления народа; только такая система идей, ценностей и представлений позволяет объединить народ в единое целое во имя будущего, во имя ясно осознанной цели, во имя обеспечения устойчивого и динамичного развития. «Государство, — пи- сал испанский философ X. Ортега-и-Гассет, — каким бы оно не было — первобытным, античным, средневековым или со- временным, это всегда приглашение группой людей других людских сообществ для совместного осуществления какого-то замысла. Замысел, каковы бы ни были его частности, в конечном счете, заключается в организации нового типа общественной жизни. Государство и программа жизни, программа человеческой деятельности и поведения, — понятия неразделимые» [13]. Государственная идеология выполняет такие же функции в жизнедеятельности политического сообщества как и частные идеологии составляющих его групп людей: познавательную, прагматическую (оправдывающую) и мобилизационную. Без идеологии государство становится несостоятельным, оно утрачивает свою сущность как таковое. Деидеологизация государства фактически означает и упразднение самого государства.
Убедительным подтверждением сказанного является опыт Советского Союза. Идея деидеологизации политической жизни, которая активно внедрялась в общественное сознание в период так называемой перестройки, объективно служила задачам разрушения советского государства. Лишившись своей идеологической основы, Советский Союз перестал существовать как государство. На это, как основную предпосылку гибели СССР, указывают и его стратегические противники. В частности, тогдашний президент США Б. Клинтон в своем выступлении на закрытом совещании Объединенного комитета начальников штабов 25 октября 1995 г. отмечал: «Последние десять лет политика в отношении СССР и его союзников убедительно доказала правильность взятого нами курса на устранение одной из сильнейших держав мира, а также сильнейшего поенного блока. В годы так называемой перестройки в СССР многие наши военные и бизнесмены не верили в успех предстоящей операции. И напрасно. Расшатав идеологические основы |выделено нами. —В.М.], мы сумели бескровно вывести из войны за мировое господство государство, составляющее основную конкуренцию Америке» [14].
Хорошо сформулированная идеология государства, таким образом, есть непременное условие эффективности его как внутренней, так и внешней политики, обеспечения стабильности и динамического развития общества. Идеология обеспечивает нацию необходимыми ориентирами деятельности, оправдывает ее чаяния и устремления и мобилизует граждан па достижение общественно значимых целей — в этом ее основное предназначение. Отсутствие государственной идеологии, консолидирующей и активизирующей народ, отрицательно сказывается на состоянии не только дел в различных сферах общества, но и общественной психики. Проведенные психологами и медиками исследования доказывают, что при отсутствии в государстве идеологии «немыслима жизнь не только державы, но и отдельно живущего в ней человека». Жизнь без государственной идеологии, как показало недавнее прошлое, привела к тому, что свыше 70% населения России оказалось в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса, вызывающего рост депрессий, психозов, наркомании [15].
Необходимо обратить внимание на то, что смена одних базовых ценностей социальной общности другими и, соответственно, одной системы идейных постулатов государства другой не столь частое явление. Постоянно рождающиеся практически во всех странах проекты социального реформирования, как правило, отвергают лишь ставшие одиозными принципы и формы организации общественной жизни, складывавшиеся же веками ценности и формы общежития при этом остаются в своей основе неизменными. Истории известно достаточно много примеров того, как вдохновлявшиеся радикальными идеями победоносные народные движения и восстания в различных странах, в том числе и в XX в., приводили к замене правящей элиты, переименованию некоторых институтов государства и новой политической риторике, но не более того. Появление же новой системы социальных ценностей связано с глубокими изменениями в экономической, социальной и духовной сферах жизнедеятельности сообщества и может стать основой для социальной революции и последующего радикального пере- устройства общества на новых идеях, принципах и представлениях. Но и при этом, как считает российский философ А.А. Зиновьев, действует объективный закон социальной регенерации, суть которого в следующем: если разрушается социальная организация, но сохраняется людской материал и основные условия его жизнедеятельности (геополитические, материально-культурные, традиции и пр.), то вновь создаваемая социальная организация в ряде существенных черт оказывается близкой к разрушенной [16].
Источник