Атрибутивным признаком налогового агента

Налоговые агенты, как субъекты налогового права

Определяя обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, Конституция РФ имеет в виду исключительно налогоплательщиков. Однако в ряде случаев законодатель возлагает исполнение налоговой обязанности на третьих лиц, именуемых НК РФ «налоговыми агентами». Согласно п. 1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налоговобязанности налогового агента ограничиваются уплатой исключительно налогов, но не сборов.

Статус налогового агента имеют, в частности: а) организации в отношении налога на доходы физических лиц; б) российские контрагенты иностранных юридических лиц, не имеющих постоянного представительства на территории Российской Федерации, в отношении некоторых налогов (НДС, налог на прибыль организаций); в) российские организации (хозяйственные общества), выплачивающие учредителям (акционерам) проценты или дивиденды.

Атрибутивным признаком налогового агента является его устойчивая правовая связь с налогоплательщиком. Причем, идет ли речь о трудовых, гражданско-правовых, договорных или иных правоотношениях, главным будет наличие финансовых (денежных) взаимодействий между налоговым агентом и налогоплательщиком Правовой статус налоговых агентов и налогоплательщиков во многом совпадает. Они имеют одинаковые права, если иное не предусмотрено НК РФ. Что касается обязанностей, они у налоговых агентов значительно сужены. Согласно п. 3 ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны:

а) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

б) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

в) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

г) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов. Указанный перечень носит исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежит.

Удержание налоговых платежей из средств, выплачиваемых налогоплательщику, производится без какого-либо согласования (одобрения, подтверждения) со стороны последнего. С другой стороны, налоговый агент не вправе отказаться от выполнения своих обязанностей, что свидетельствует об императивном, публично-правовом характере правоотношений «государство – налоговый агент – налогоплательщик». Обязанности налогового агента вытекают из закона, а не договора, то есть любые контрактные условия об удержании, исчислении и перечислении налогов в качестве налогового агента являются изначально ничтожными.

Источник

Налоговые агенты

Определяя обязанность каждого платить законно установленные на-логи и сборы, Конституция РФ имеет в виду исключительно налогопла-тельщиков. Однако в ряде случаев законодатель возлагает исполнение на-логовой обязанности на третьих лиц, именуемых НК РФ «налоговыми агентами». Согласно п. 1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (вне-бюджетный фонд) налогов. Термин «лица», использованный в этой дефи-ниции, указывает, что налоговыми агентами могут быть как организации, так и физические лица. При этом содержание понятий «лицо», «организа-ция», «физическое лицо» носит отраслевой, налогово-правовой характер и

раскрывается в ст. 11 НК РФ. Заметим, что обязанности налогового агента ограничиваются уплатой исключительно налогов, но не сборов.

Статус налогового агента имеют, в частности: а) организации в от-ношении налога на доходы физических лиц; б) российские контрагенты иностранных юридических лиц, не имеющих постоянного представитель-ства на территории Российской Федерации, в отношении некоторых нало-гов (НДС, налог на прибыль организаций); в) российские организации (хо-зяйственные общества), выплачивающие учредителям (акционерам) про-центы или дивиденды.

Атрибутивным признаком налогового агента является его устойчи-вая правовая связь с налогоплательщиком. Причем, идет ли речь о трудо-вых, гражданско-правовых, договорных или иных правоотношениях, глав-ным будет наличие финансовых (денежных) взаимодействий между нало-говым агентом и налогоплательщиком. Как правило, налоговым агентом является лицо, выплачивающее доходы налогоплательщику.

Во-вторых, в случаях, когда налогоплательщики объединены в рамках одного коллектива, экономически невыгодно взимать налоги у каждого из них в отдельности. В этом случае целесообразно, чтобы работодатель, вы-плачивая заработную плату и иные доходы работникам, исчислил и удер-жал бы у них соответствующие налоги, а затем уже перечислил бы общую массу собранных налогов в бюджет (внебюджетный фонд). При этом зна-чительно облегчаются возможности налогового контроля, ведь требуется проверить законность финансовой деятельности только одного лица вме-сто множества других – непосредственных налогоплательщиков.

В-третьих, когда налогоплательщиками выступают иностранные граждане и организации, возможности контроля и государственно-властного воздействия в отношении которых у российских налоговых ор-ганов существенно ограничены.

Правовой статус налоговых агентов и налогоплательщиков во многом совпадает. Они имеют одинаковые права, если иное не предусмотрено НК РФ. Что касается обязанностей, они у налоговых агентов значительно су-жены. Согласно п. 3 ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны:

Читайте также:  Первые признаки порчи на отношения

1 Налоговое право: Учебник / под ред. С.Г.Пепеляева. – М., 2003. – С. 185.

а) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, вы-
плачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюд-
жетные фонды) соответствующие налоги;

б) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по
месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика
и о сумме задолженности налогоплательщика;

в) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержан-
ных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том
числе персонально по каждому налогоплательщику;

г) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы,
необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления,
удержания и перечисления налогов. Указанный перечень носит исчерпы-
вающий характер и расширительному толкованию не подлежит.

Удержание налоговых платежей из средств, выплачиваемых налого-плательщику, производится без какого-либо согласования (одобрения, подтверждения) со стороны последнего. С другой стороны, налоговый агент не вправе отказаться от выполнения своих обязанностей, что свиде-тельствует об императивном, публично-правовом характере правоотноше-ний «государство – налоговый агент – налогоплательщик». Обязанности налогового агента вытекают из закона, а не договора, то есть любые кон-трактные условия об удержании, исчислении и перечислении налогов в ка-честве налогового агента являются изначально ничтожными.

Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, пре-дусмотренном для уплаты налога налогоплательщиком. Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом. Не удержанные налого-вым агентом суммы налога не могут быть взысканы из его собственных средств.

1 См.: п. 10 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 11.06.99 № 41/9 «О некоторых вопросах, свя-занных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации»; п. 44 Поста-новления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налого-вого кодекса Российской Федерации».

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Представительство в налоговых правоотношениях

Исключением могут быть случаи, когда нормами НК РФ устанавливается выполнение определенных обязанностей лично налогоплательщиком, а также когда устанавливается, что определенные обязанности за налогоплательщика должны выполняться его представителями.

Следует учитывать п. 7 Постановления ВАС РФ N 5, в котором отмечается, что по смыслу гл. 4 НК РФ, в том числе п. 1 ст. 26 НК РФ, субъектом налогового правоотношения является сам налогоплательщик независимо от того, лично ли он участвует в этом правоотношении либо через законного или уполномоченного представителя.

Таким образом, при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к ответственности за то или иное нарушение законодательства о налогах и сборах действия (бездействие) его представителя расцениваются как действия (бездействие) самого налогоплательщика. За нарушения, допущенные законным или уполномоченным представителем налогоплательщика в сфере налогообложения, налоговую ответственность несет налогоплательщик, а последствия ненадлежащего исполнения представителем возложенных на него обязанностей в сфере налогообложения определяются для последнего правилами соответственно гражданского, семейного или трудового законодательства.

Помимо этого, в п. 34 указанного выше Постановления отмечается, что при решении вопроса об ответственности должностных лиц организаций-налогоплательщиков (п. 4 ст. 108 НК РФ, п. 7 ст. 101 НК РФ), осуществляющих функции представительства в налоговых правоотношениях, необходимо принимать во внимание, что указанные лица не являются субъектами налоговых правоотношений и не могут быть привлечены к ответственности в соответствии с положениями НК РФ. Названные лица при наличии оснований могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности.

Согласно п. 2 ст. 26 НК РФ личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях. В связи с этим можно сделать вывод, что налогоплательщика, лично участвующего в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут представлять в этих отношениях в одно и то же время как законный, так и уполномоченный представитель. К тому же количество уполномоченных представителей законом не ограничивается.

Согласно п. 3 ст. 26 НК РФ полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами.

К иным федеральным законам, в соответствии с которыми должны быть документально подтверждены полномочия законного и уполномоченного представителя, в частности, относятся ГК РФ, СК РФ, Трудовой кодекс РФ.

Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков является уполномоченным представителем всех участников консолидированной группы налогоплательщиков на основании закона. Независимо от положений договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник этой группы вправе представлять интересы участников указанной консолидированной группы в следующих правоотношениях:

Читайте также:  Признаки изгоя в коллективе

1) в правоотношениях, связанных с регистрацией в налоговых органах договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, а также изменений указанного договора, решения о продлении срока действия договора и его прекращения;

2) в правоотношениях, связанных с принудительным взысканием с участника консолидированной группы налогоплательщиков недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков;

3) в правоотношениях, связанных с привлечением организации к ответственности за налоговые правонарушения, совершенные в связи с участием в консолидированной группе налогоплательщиков;

4) в других случаях, когда по характеру совершаемых налоговым органом действий (бездействия) они непосредственно затрагивают права организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков.

По окончании срока действия, при досрочном расторжении или прекращении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков лицо, являвшееся ответственным участником этой группы, сохраняет эти полномочия.

Лицо, являющееся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, вправе делегировать предоставленные ему НК РФ полномочия по представлению интересов участников этой группы третьим лицам на основании доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.

21. Налоговые агенты: понятие и правовой статус

Согласно п. 1 ст. 24 НК РФналоговымиагентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Термин «лица», использованный в этой дефиниции, указывает, что налоговыми агентами могут быть как организации, так и физические лица. При этом содержание понятий «лицо», «организация», «физическое лицо» носит отраслевой, налогово-правовой характер и раскрывается в ст. 11 НК РФ. Заметим, что обязанности налогового агента ограничиваются уплатой исключительно налогов, но не сборов. Статус налогового агента имеют, в частности:

а) организации в отношении налога на доходы физических лиц;

б) российские контрагентыиностранныхюридическихлиц, не имеющих постоянного представительства на территории РФ, в отношении некоторых налогов (НДС, налог на прибыль организаций);

в) российские организации (хозяйственные общества), выплачивающиеучредителям (акционерам) проценты или дивиденды.

Атрибутивным признаком налогового агента является его устойчивая правовая связь с налогоплательщиком. Причем, идет ли речь о трудовых, гражданско-правовых, договорных или иных правоотношениях, главным будет наличие финансовых (денежных) взаимодействий между налоговым агентом и налогоплательщиком. Как правило, налоговым агентом является лицо, выплачивающее доходы налогоплательщику.

Цели института.

1. Возложение обязанности по исчислению и уплате налога непосредственно на физических лиц является для них чрезмерно обременительным, прежде всего, в силу экономико-правовой квалификации. Такая ситуация очевидна при уплате налога на доходы работодателями в отношении своих работников. Квалифицированным специалистам бухгалтерии намного проще исчислить налог, чем обычным работникам, зачастую вовсе не знакомым с налоговым законодательством.

3. Когда налогоплательщиками выступают иностранные граждане и организации, возможности контроля и государственно-властного воздействия в отношении которых у российских налоговых органов существенно ограничены.

Правовой статус налоговых агентов и налогоплательщиков во многом совпадает. Они имеют одинаковые права, если иное не предусмотрено НК РФ. Что касается обязанностей, они у налоговых агентов значительно сужены. Согласно п. 3 ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны:

а) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

б) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможностиудержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

в) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

г) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов. Указанный перечень носит исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежит.

Обязанности налогового агента вытекают из закона, а не договора, то есть любые контрактные условия об удержании, исчислении и перечислении налогов в качестве налогового агента являются изначально ничтожными.

Обращаем внимание, что согласно ст. 24 НК РФ налоговый агент обязан вести учет не просто начисленных, а реально выплаченных налогоплательщикам доходов. Выплата доходов (в частности, заработной платы) физическим лицам в натуральной форме не создает у налогового агента обязанности удерживать налог. В этом случае налоговый агент обязан письменно уведомить налоговый орган о невозможности удержать налог. Правонарушение, предусмотренное ст. 123 НК РФ «Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов», может быть вменено налоговому агенту только в том случае, когда он имел возможность удержать соответствующую сумму у налогоплательщика, имея в виду, что удержание осуществляется из выплачиваемых налогоплательщику денежных средств. См.: п. 10 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 11.06.99 N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ»; п. 44 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ».

Читайте также:  Признак не характерный для воздуха

Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном для уплаты налога налогоплательщиком. Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом. Не удержанные налоговым агентом суммы налога не могут быть взысканы из его собственных средств.

Источник

Налоговый агент

Можно сказать, что налоговые агенты являются законными посредниками между налогоплательщиками и фискальными органами по вопросам взимания и перечисления налогов.

Налоговым агентам государством предоставлены те же права, что и налогоплательщикам.

Налоговый агент удерживает исчисленный налог из денежных выплат налогоплательщику.

Если же удержать налог невозможно (например, при выдаче доходов в натуральной форме), то налоговый агент обязан сообщить об этом и о сумме задолженности в свою ИФНС.

По общему правилу сделать это нужно в течение месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о невозможности удержать налог.

Также налоговый агент должен:

вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов и исчисленных с них налогов;

отчитываться в свою ИФНС об исполнении обязанностей налогового агента.

Таким образом, в обязанности налоговых агентов входит:

правильно и своевременно исчислять, удерживать и уплачивать в бюджет налоги;

письменно сообщать специалистам налоговых органов о невозможности удержать налог, и о сумме не удержанного налога;

вести аналитический учет начисленных и выплаченных доходов, в том числе, и в разрезе налогоплательщиков;

переставлять в налоговый орган документы, подтверждающие полноту и правильность начисления и уплаты налогов;

течение 4 лет обеспечивать сохранность указанных выше документов.

Налоговый агент по НДФЛ

Налоговыми агентами по НДФЛ являются все организации.

При выплате физлицам зарплаты или иных доходов в денежной форме, в том числе по гражданско-правовым договорам о выполнении работ, оказании услуг или авторским договорам, организация должна исчислить и удержать из их доходов НДФЛ и перечислить налог в бюджет.

Налоговый агент по НДС

Налоговым агентом по НДС организация может стать, если совершает, в частности, следующие операции:

арендует муниципальное или государственное имущество у органов власти;

приобретает у иностранного продавца, не состоящего на учете в налоговых органах РФ, товары (работы, услуги), местом реализации которых признается территория РФ.

Налоговый агент по налогу на прибыль

Налоговым агентом по налогу на прибыль организация становится:

при выплате дивидендов другой организации;

при выплате доходов иностранной организации, не имеющей постоянного представительства в РФ.

Штрафные санкции

Если налоговый агент не удержит или не перечислит (не полностью удержит или перечислит) налог в срок, ИФНС может оштрафовать организацию на 20% от суммы, подлежащей удержанию или перечислению.

Кроме того, за несвоевременное удержание и (или) перечисление налога налоговому агенту будут начислены пени.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Источник

ФНС рассказала о новых строках в декларации по налогу на имущество

ФНС разъяснила, какие организации должны заполнять строки «Признак СЗПК» в декларации по налогу на имущество.

В своем письме от 22.10.2020 № БС-4-21/17366@ ведомство поясняет, что с отчетности за 2020 год вводится новая форма декларации по налогу на имущество организаций, утвержденная приказом от 28.07.2020 № ЕД-7-21/475@.

Согласно новому порядку заполнения декларации, разделы 1, 2 и 3 декларации содержат строки «Признак СЗПК». В них указывается признак исчисления сумм налога налогоплательщиком, заключившим соглашение о защите и поощрении капиталовложений в РФ, предусмотренное Федеральным законом от 01.04.2020 № 69-ФЗ.

Напомним, положения пункта 4.3 статьи 5 НК РФ разрешают не применять в отношении организаций, которые заключили соглашение о защите и поощрении капиталовложений, законодательные поправки в части изменения порядка определения налоговой базы, налоговых ставок, налоговых льгот, порядка и (или) сроков уплаты по налогу на имущество.

Учитывая изложенное, организации, которые не заключали подобных соглашений и не применяют положения пункта 4.3 статьи 5 НК РФ, строки «Признак СЗПК» Разделов 1, 2 и 3 декларации не заполняют.

Организации обязаны сдавать налоговые декларации по налогу на имущество не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Расчеты по авансовым платежам по налогу с 2020 года не сдаются. Все суммы авансовых платежей по налогу на имущество организации за первый, второй и третий кварталы указываются в самой налоговой декларации.

Налоговые декларации должны представляться в каждую налоговую инспекцию по месту нахождения принадлежащих организации объектов недвижимого имущества. При этом организации, состоящие на учете сразу в нескольких ИФНС по месту нахождения принадлежащих им объектов недвижимого имущества на территории одного субъекта РФ, вправе сдавать единую декларацию в одну из налоговых инспекций по своему выбору.

О сдаче единой декларации необходимо будет уведомить региональное УФНС. Сдавать единую декларацию могут только те организации, у которых налоговая база по налогу на имущество определяется как среднегодовая стоимость данного имущества. Если законом субъекта РФ, в котором состоит на налоговом учете организация, установлены нормативы отчислений от налога на имущество в местные бюджеты, то единую декларацию сдавать нельзя.

Источник