Идеология – атрибутивный признак государства. Государственная идеология, ее элементы и уровни
Эволюция содержания понятия «идеология» и его современное значение.
Идеология – понятие, обозначающее совокупность идей, представлений, политических лозунгов, программных документов партий, философских концепций и т.д., в которых отражаются жизненно практические интересы и цели общества и содержатся программы деятельности.
Ядром идеологии выступает круг идей, связанных с вопросом захвата, удержания и использования власти субъектами политики.
В ХХ веке идеология превратилась в одну из главных сфер деятельности государства и мощнейшее средство воздействия государства на людей. Главным заказчиком идеологии выступает государство. Основная функция идеологии – апологетика действующей политической власти, следовательно, государства.
Современное понимание идеологии.
Идеология — это относительно систематизированная совокупность взаимосвязанных идей, ценностей, принципов и представлений, которые исходят из интересов и устремлений определенных групп людей, выступают по форме или по существу как выражение интересов всего общества, направлены на закрепление или изменение существующего общественного устройства и служат в качестве инструмента коллективного политического действия.
Идеология – атрибутивный признак государства. Государственная идеология, ее элементы и уровни.
Атрибутивный признак государства
Атрибутивный признак — это существенный признак, внутренне присущий определенному явлению или объекту.
В качестве атрибутивных признаков государства обычно называют территорию, население, власть, суверенитет, право и налоги, хотя ими и не исчерпываются таковые. Без них государство как политическое сообщество действительно немыслимо и невозможно.
Государственная идеология выполняет такие же функции жизнедеятельности политического сообщества как и частные идеологии составляющих его групп людей: познавательную, прагматическую (оправдывающую) и мобилизационную. Без идеологии государство становится несостоятельным, оно утрачивает свою сущность как таковое.
Составляющие государственной идеологии
Культурно-историческая или цивилизационная составляющая государственной идеологии включает в себя совокупность устоявшихся идей и представлений относительно происхождения и формирования данного народа, развития его самосознания и становления в качестве самобытной этнической общности, а затем и особой нации.
Политическую составляющую государственной идеологии образует прежде всего комплекс идей и представлений данного народа относительно условий становления и особенностей институтов своего государства, степени их соответствия современным потребностям и интересам нации, а также относительно направлений и путей их дальнейшего развития. Экономическая составляющая государственной идеологии включает в себя разделяемые народом представления об особенностях организации экономической жизни страны, его отношение к различным видам собственности и формам хозяйствования, понимание им места и роли государства в экономических процессах, господствующие в обществе представления о справедливости в сфере распределения национального богатства, балансе интересов различных социальных классов, групп и слоев, жителей города и деревни.
Социогуманитарную составляющую государственной идеологии образует комплекс реализуемых государством идей, касающихся взаимоотношений общества и человека.
Уровни государственной идеологии.
Теоретико-концептуальный уровень государственной идеологии образуют литературные сочинения, претендующие на научность и содержащие концептуальный, системный анализ различных сторон жизнедеятельности данного общества. Это учебники, трактаты, монографии, диссертации, статьи, доклады, написанные с использованием формального научного аппарата.
Программно-политический уровень государственной идеологии составляют государственные документы, в которых закрепляются основные принципы, ценности, идеалы и устремления народа, основные направления и задачи внутренней и внешней политики государства. Это прежде всего конституция страны, которая есть не что иное, как свод идейно-политических постулатов, составляющих основу национально-государственной идеологии; другие законодательные акты, государственные программы, директивы, концепции, доктрины и т.п.
Обыденно-актуализированный уровень образуют средства человеческой деятельности, в которых так или иначе пропагандируется содержание государственной идеологии — политическая символика, популярные книги, статьи, лекции, интервью, произведения национальной кино- и телепродукции, художественная литература самых различных жанров, другие произведения искусства, концертные программы, школьные уроки, вузовские лекции и т.п.
Источник
Атрибутивный признак государства
В науке, в философии в частности, термином «атрибут» (от лат.- свойство, принадлежность) обозначается неотъемлемое свойство предмета, без которого предмет не может ни существовать, ни мыслиться. Атрибутивный признак — это существенный признак, внутренне присущий определенному явлению или объекту.
В качестве атрибутивных признаков государства обычно называют территорию, население, власть, суверенитет, право и налоги, хотя ими и не исчерпываются таковые. Без них государство как политическое сообщество действительно немыслимо и невозможно. Но столь же невозможно представить государство как субъект политики без его собственной идеологии. В политической науке бесспорным является положение, согласно которому группа людей становится социальным субъектом только в том случае, если она осознает себя имеющей специфический интерес общностью, выражает свой общий интерес, ставит перед собой обусловленные этим интересом цели и самоорганизуется для совместной деятельности по реализации своих целей и устремлений. Нация и есть общность людей, самоорганизовавшаяся в форме государства, чтобы с помощью государственной власти добиваться реализации своих индивидуальных, групповых и, главное, общих интересов. Государственная же идеология есть форма выражения сознания нации как совокупности граждан, ее специфического интереса и путей его реализации с помощью государственной власти. Таким образом, государственная идеология в любой из ее форм есть столь же неотъемлемый признак государства, как суверенитет, территория, власть, право. С утратой данного признака государство утрачивает субъектность и прекращает свое существование в качестве политически организованного сообщества.
Приведенное определение не следует отождествлять или смешивать с понятием государственной идеологии в идеократии.
В приведенной выше интерпретации государственная идеология не есть привнесенный извне в сознание народа некий отвлеченный от его реального жизненного процесса и довлеющий над ним комплекс идей; она есть воспринятая института-ми государства и подлежащая постоянной коррекции целостная совокупность представлений народа о самом себе, своем положении в окружающей действительности, своих интересах и устремлениях и путях их реализации.
Политическое сообщество всегда нуждается в поддерживаемой институтами государства совокупности идей, т.е. идеологии, которая выражает насущные интересы, чаяния и устремления народа; только такая система идей, ценностей и представлений позволяет объединить народ в единое целое во имя будущего, во имя ясно осознанной цели, во имя обеспечения устойчивого и динамичного развития. «Государство, — пи- сал испанский философ X. Ортега-и-Гассет, — каким бы оно не было — первобытным, античным, средневековым или со- временным, это всегда приглашение группой людей других людских сообществ для совместного осуществления какого-то замысла. Замысел, каковы бы ни были его частности, в конечном счете, заключается в организации нового типа общественной жизни. Государство и программа жизни, программа человеческой деятельности и поведения, — понятия неразделимые» [13]. Государственная идеология выполняет такие же функции в жизнедеятельности политического сообщества как и частные идеологии составляющих его групп людей: познавательную, прагматическую (оправдывающую) и мобилизационную. Без идеологии государство становится несостоятельным, оно утрачивает свою сущность как таковое. Деидеологизация государства фактически означает и упразднение самого государства.
Убедительным подтверждением сказанного является опыт Советского Союза. Идея деидеологизации политической жизни, которая активно внедрялась в общественное сознание в период так называемой перестройки, объективно служила задачам разрушения советского государства. Лишившись своей идеологической основы, Советский Союз перестал существовать как государство. На это, как основную предпосылку гибели СССР, указывают и его стратегические противники. В частности, тогдашний президент США Б. Клинтон в своем выступлении на закрытом совещании Объединенного комитета начальников штабов 25 октября 1995 г. отмечал: «Последние десять лет политика в отношении СССР и его союзников убедительно доказала правильность взятого нами курса на устранение одной из сильнейших держав мира, а также сильнейшего поенного блока. В годы так называемой перестройки в СССР многие наши военные и бизнесмены не верили в успех предстоящей операции. И напрасно. Расшатав идеологические основы |выделено нами. —В.М.], мы сумели бескровно вывести из войны за мировое господство государство, составляющее основную конкуренцию Америке» [14].
Хорошо сформулированная идеология государства, таким образом, есть непременное условие эффективности его как внутренней, так и внешней политики, обеспечения стабильности и динамического развития общества. Идеология обеспечивает нацию необходимыми ориентирами деятельности, оправдывает ее чаяния и устремления и мобилизует граждан па достижение общественно значимых целей — в этом ее основное предназначение. Отсутствие государственной идеологии, консолидирующей и активизирующей народ, отрицательно сказывается на состоянии не только дел в различных сферах общества, но и общественной психики. Проведенные психологами и медиками исследования доказывают, что при отсутствии в государстве идеологии «немыслима жизнь не только державы, но и отдельно живущего в ней человека». Жизнь без государственной идеологии, как показало недавнее прошлое, привела к тому, что свыше 70% населения России оказалось в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса, вызывающего рост депрессий, психозов, наркомании [15].
Необходимо обратить внимание на то, что смена одних базовых ценностей социальной общности другими и, соответственно, одной системы идейных постулатов государства другой не столь частое явление. Постоянно рождающиеся практически во всех странах проекты социального реформирования, как правило, отвергают лишь ставшие одиозными принципы и формы организации общественной жизни, складывавшиеся же веками ценности и формы общежития при этом остаются в своей основе неизменными. Истории известно достаточно много примеров того, как вдохновлявшиеся радикальными идеями победоносные народные движения и восстания в различных странах, в том числе и в XX в., приводили к замене правящей элиты, переименованию некоторых институтов государства и новой политической риторике, но не более того. Появление же новой системы социальных ценностей связано с глубокими изменениями в экономической, социальной и духовной сферах жизнедеятельности сообщества и может стать основой для социальной революции и последующего радикального пере- устройства общества на новых идеях, принципах и представлениях. Но и при этом, как считает российский философ А.А. Зиновьев, действует объективный закон социальной регенерации, суть которого в следующем: если разрушается социальная организация, но сохраняется людской материал и основные условия его жизнедеятельности (геополитические, материально-культурные, традиции и пр.), то вновь создаваемая социальная организация в ряде существенных черт оказывается близкой к разрушенной [16].
Источник
40.1. Идеология — атрибутивный признак государства.
Атрибутивный признак государства
Атрибутивный признак — это существенный признак, внутренне присущий определенному явлению или объекту.
В качестве атрибутивных признаков государства обычно называют территорию, население, власть, суверенитет, право и налоги, хотя ими и не исчерпываются таковые. Без них государство как политическое сообщество действительно немыслимо и невозможно.
Государственная идеология выполняет такие же функции жизнедеятельности политического сообщества, как и частные идеологии составляющих его групп людей: познавательную, прагматическую (оправдывающую) и мобилизационную. Без идеологии государство становится несостоятельным, оно утрачивает свою сущность как таковое.
40.2. Национальная идея как базовое положение идеологии государства.
Более широкий круг явлений отражает сознание национальной общности, организованной в государство и действующей как полноправный субъект политики. В данном случае нации являются носителями относительно целостной системы идей, ценностей и представлений, в которых они осознают себя, свое положение в окружающей действительности, свои потребности и интересы как единого целого, формулируют свои цели и устремления и обосновывают пути их достижения с помощью государственной власти. При этом каждая определяющая себя в качестве нации-государства общность людей вырабатывает и определенную сумму идей относительно своего прошлого, способов оформления в единое целое, путей поддержания своей целостности, форм взаимоотношений с другими народами, целей своего исторического развития. Указанную совокупность воззрений можно назвать не просто национальным самосознанием, а национальной идеологией.
Доминирующее в сознании определенной общности людей представление, согласно которому она рассматривает себя в качестве нации и в силу чего она считает себя вправе по собственному усмотрению строить как свою внутреннюю жизнедеятельность, так и свои отношения с другими народами, принято называть национальной идеей. Она есть исходный момент процесса формирования национальной идеологии, это – ее базовая идея. Содержание национальной идеи обычно конкретизируется ответами на ряд вопросов относительно исторического бытия общности. Среди них вопросы о «начале» исторической судьбы народа, его генетических истоках, процессе становления цивилизационной идентичности и социокультурной уникальности, месте в современном мире, отношениях с соседними народами, особенностях национального характера и др. Национальная идея всегда выступает как ядро национального сознания, отражающее основной итог исторического пути народа, его современное состояние, его чаяния и устремления; она служит основой программ деятельности общности по устройству и переустройству способов своего существования в меняющихся исторических условиях. Когда национальная идея овладевает сознанием группы (общности) людей, находящейся в составе политически организованного сообщества, то она, как правило, становится отправным моментом формирования движения данной общности за национальное освобождение. Если это движение наталкивается на сопротивление со стороны властей, то оно именуется борьбой за национальное освобождение.
Национальная идеология, будучи формой выражения (само) сознания народа, есть конкретно-исторический феномен, ее содержание формируется и развивается одновременно со становлением и развитием самой нации. Это означает, что от эпохи к эпохе национальная идеология видоизменяет свои формы и обогащает свое содержание, формируя новые приоритеты в устремлениях народа с учетом достигнутых результатов его развития и произошедших изменений в условиях его жизнедеятельности. При этом в содержании национальной идеологии сохраняется ее, так сказать, генетическая основа, т.е. базовые (жизненно важные) потребности, идеалы и ценности, в которых проявляются социокультурная самобытность, особенности мировосприятия, психологического (душевного) склада и характера данного народа. Утрата же народом по каким-либо причинам своих базовых ценностей или их замена смыслообразующими ценностями другого народа есть признак вырождения национальной идентичности данной общности или ее ассимиляции с другой национальной общностью.
Источник
ПРИЗНАКИ (АТРИБУТЫ) ГОСУДАРСТВА.
Ключевыми составляющими элементами или атрибутами любого государства являются: ТЕРРИТОРИЯ, НАСЕЛЕНИЕ, АППАРАТ (система государственных институтов), НАЛИЧИЕ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ, НАЛОГИ, СУВЕРЕНИТЕТ, МОНОПОЛИЯ НА ПРАВОТВОРЧЕСТВО (исключительное право государства издавать законы и др. нормативные акты, общеобязательные для всей страны).
ТЕРРИТОРИЯ – это пространственная основа государства.
НАСЕЛЕНИЕ– это сообщество людей, проживающих на территории данного государства, которое отличает множество специфических национальных, социально-экономических и социокультурных характеристик. Они существенным образом влияют на внешний облик – формы и типы конкретной государственности. Существует проблема взаимоотношений между народом и властью. Народ, как родовое понятие, может быть определён как единственный и естественный источник государственности в данном обществе, члены которого обладают чувством принадлежности к особой человеческой общности, отличающейся от прочих. НАРОД – коллективный феномен, внутри которого имеются «подгруппы», неоднородные по своим социально-экономическим интересам.
ЭЛЕМЕНТЫ ГОСУДАРСТВА
Представительные органы (парламент) | Структура государства | Исполнительно- Распорядительные органы: президент, премьер, правительство |
Надзорно-контрольные органы | Судебная система | |
Органы охраны Общественного порядка | Орган государственной безопасности |
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА:
Сфера реализации государственных целей применительно ко всем типам современных государств обнаруживается при выполнении ими функций внутренних и внешних.
ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ выполняются в следующих сферах:
· экономической – государство выступает как организатор, координатор, центр планирования экономических процессов в стране;
· социальной – государство обеспечивает социальные гарантии через взаимное страхование, спец. программы помощи и содействия, организует систему социального обеспечения малоимущих, нетрудоспособных и пенсионеров, используя механизмы компенсации (стипендий и др. выплат). Социальная политика находится в центре внимания практически всех государств как средство регулирования и формирования « уровня богатства» посредством налоговой системы;
· обеспечение порядка – элементарное обеспечение правопорядка (преследование преступлений), карающая роль государства в обеспечении «размера» справедливости, охрана общественного строя от деструкций (саморазрушительных процессов внутри общества).
ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ государства на международной арене также классифицируются исходя из главных целей его существования и интересов. Приоритетами внешнего характера являются действия, направленные на осуществление следующих функций:
· существования – сохранение целостности, безопасности государства;
Формы государства
Формы государства определяются тремя категориями:
—государственное устройство – отношения между центральной властью и властью на местах,
— политический режим – совокупность средств и методов осуществления государственной власти.
3.1. Формы правления:
По формам правления государства бывают МОНАРХИИ или РЕСПУБЛИКИ.
· высшая власть сосредоточена полностью или частично в руках одного лица, являющегося главой государства обычно по праву наследования престола. (император, король, князь, герцог, магистр, фараон, султан. шейх, хан..)
· по объему властных полномочий монарха подразделяется на АБСОЛЮТНУЮ (неограниченную или самодержавную) и ОГРАНИЧЕННУЮ (конституционную и дуалистическую).
В АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ все политические решения в законодательной, исполнительной и судебной сферах деятельности монарх принимает единолично. Другое дело, что он может советоваться и консультироваться с авторитетными для него людьми и даже на своё усмотрение может создавать те или иные совещательные органы (Государственный совет, Собрание старейшин, Верховный диван), назначать мигн7истров, судей, принимающих решения от его имени. Оман, Саудовская Аравия, Катар.
В КОНСТИТУЦИОННЫХ МОНАРХИЯХ сфера полномочий монарха ограничена выбранными представительным органом законодательной власти (парламент, дума, вече…) Правительство подотчётно не монарху, а парламенту и создаётся партией, полбедившей на выборах.– Великобритания, Испания, Швеция, Бельгия, Нидерланды, Норвегия, Люксембург, Лихтенштейн, Монако, Япония
ДУАЛИСТИЧЕСКАЯ МОНАРХИЯ – государство, где монарх наделён преимущественно исполнительной властью и лишь частично – законодательной – Иордания, Кувейт, Марокко.
ТЕОКРАТИЧЕСКИЕ МОНАРХИИ – Ватикан.
ВЫБОРНЫЕ МОНАРХИИ – Речь Посполитая в 16-18 вв., ОАЭ, Малайзия.
В настоящее время в большинстве конституционных монархий, особенно в европейских королевствах, реальный акцент в о властных полномочиях смещён в пользу выборных парламентов и правительств, а монархии выполняют в основном представительные функции.
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ – форма правления, когда высшие органы власти формируются на выборной основе.
Цицерон: «Республика является делом народа».
По объему полномочий и компетенций ветвей власти различают следующие модели:
— республика советского типа.
ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов. – США, Бразилия, Аргентина, Мексика.
· президент – глава государства,
· и президент, и парламент избираются всенародно и независимо друг от друга,
· президент самостоятельно формирует правительство, руководит его деятельностью, ведет его заседания и при этом обладает решающим голосом;
· отдельные ветви власти – законодательная (парламент) и исполнительная (правительство) – обладают значительной самостоятельностью. Они могут отменять или приостанавливать решения друг друга.
Президентская форма правления имеет свои преимущества.
Во-первых, президент избирается всем народом и несёт персональную ответственность за всё, что происходит в стране.
Во-вторых, возрастает возможность быстрого и своевременного принятия решений.
В-третьих, в президентской республике более строгое разделение властей, т.е. гарантии против злоупотребления ею.
· власть президента может обернуться единоличной диктатурой;
· увеличивается вероятность конфликтов между законодательной и исполнительной властями;
· данная форма правления зависит от интеллектуальных, нравственных, да и просто физических качеств одного человека.
ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА – форма государственного устройства, при которой в условиях разделения властей ведущая роль в политической жизни общества принадлежит парламенту. – ФРГ, Италия, Австрия, Индия.
*большие полномочия сосредоточены в руках парламента.
* глава правительства в парламентской системе фактически является главой государства.
Во-первых, основной объем власти сконцентрирован в руках одного органа власти. Для принятия решения в данном случае требуется большинство голосов в парламенте.
Во-вторых, в парламентской системе менее вероятны конфликты между ветвями власти.
В-третьих, парламент – коллегиальный (коллективный) орган управления, что защищает страну от возможного сосредоточения власти в руках одного человека.
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ парламентской системы:
· непрочность многопартийной коалиции;
· в этой системе парламент не сдерживается и не уравновешивается каким-либо другим органом власти.
Каждое государство как бы «примеряет» на себя различные элементы той или иной формы правления и находит подходящее сочетание.
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ:
Президент РБ формирует Совет Министров (правительство). Он определяет структуру правительства, назначает премьер-министра (с согласия Палаты представителей), а также его заместителей, министров и других членов правительства. Кроме того, с согласия Совета Республики Президент назначает Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора и целый ряд других высших должностных лиц.
Парламент РБ даёт (или не дает) согласие президенту на назначение премьер-министра, заслушивает доклады премьер-министра о программе деятельности правительства и одобряет или отклоняет её. палата представителей может выразить вотум недоверия правительству.
В процессе принятия законов президент, Палата Представителей и Совет Республики общаются между собой. Для этого предусмотрен особый порядок.
Президент может распустить парламент в случаях, которые оговорены в Конституции. Со своей стороны, и парламент может досрочно освободить президента от должности (например, в случае государственной измены). Последовательность и сроки такой процедуры оговорены в Конституции.
Таким образом, мы видим, что форма правления в РБ ближе к модели президентской республики, хотя Президент и парламент связаны друг с другом некоторыми взаимными обязательствами.
Ж.Ж.Руссо: «Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам».
3.2. Формы государственного устройства (национально-территориальной организации):
Существуют следующие типы форм национально-территориальной организации государств:
Источник