Атрибутивным признаком государства являются

Идеология – атрибутивный признак государства. Государственная идеология, ее элементы и уровни

Эволюция содержания понятия «идеология» и его современное значение.

Идеология – понятие, обозначающее совокупность идей, представлений, политических лозунгов, программных документов партий, философских концепций и т.д., в которых отражаются жизненно практические интересы и цели общества и содержатся программы деятельности.

Ядром идеологии выступает круг идей, связанных с вопросом захвата, удержания и использования власти субъектами политики.

В ХХ веке идеология превратилась в одну из главных сфер деятельности государства и мощнейшее средство воздействия государства на людей. Главным заказчиком идеологии выступает государство. Основная функция идеологии – апологетика действующей политической власти, следовательно, государства.

Современное понимание идеологии.

Идеология — это относительно систематизированная совокупность взаимосвязанных идей, ценностей, принципов и представлений, которые исходят из интересов и устремлений определенных групп людей, выступают по форме или по существу как выражение интересов всего общества, направлены на закрепление или изменение существующего общественного устройства и служат в качестве инструмента коллективного политического действия.

Идеология – атрибутивный признак государства. Государственная идеология, ее элементы и уровни.

Атрибутивный признак государства

Атрибутивный признак — это существенный признак, внутренне присущий определенному явлению или объекту.

В качестве атрибутивных признаков государства обычно называют территорию, население, власть, суверенитет, право и налоги, хотя ими и не исчерпываются таковые. Без них государство как политическое сообщество действительно немыслимо и невозможно.

Государственная идеология выполняет такие же функции жизнедеятельности политического сообщества как и частные идеологии составляющих его групп людей: познавательную, прагматическую (оправдывающую) и мобилизационную. Без идеологии государство становится несостоятельным, оно утрачивает свою сущность как таковое.

Составляющие государственной идеологии

Культурно-историческая или цивилизационная составляющая государственной идеологии включает в себя совокупность устоявшихся идей и представлений относительно происхождения и формирования данного народа, развития его самосознания и становления в качестве самобытной этнической общности, а затем и особой нации.

Политическую составляющую государственной идеологии образует прежде всего комплекс идей и представлений данного народа относительно условий становления и особенностей институтов своего государства, степени их соответствия современным потребностям и интересам нации, а также относительно направлений и путей их дальнейшего развития. Экономическая составляющая государственной идеологии включает в себя разделяемые народом представления об особенностях организации экономической жизни страны, его отношение к различным видам собственности и формам хозяйствования, понимание им места и роли государства в экономических процессах, господствующие в обществе представления о справедливости в сфере распределения национального богатства, балансе интересов различных социальных классов, групп и слоев, жителей города и деревни.

Социогуманитарную составляющую государственной идеологии образует комплекс реализуемых государством идей, касающихся взаимоотношений общества и человека.

Уровни государственной идеологии.

Теоретико-концептуальный уровень государственной идеологии образуют литературные сочинения, претендующие на научность и содержащие концептуальный, системный анализ различных сторон жизнедеятельности данного общества. Это учебники, трактаты, монографии, диссертации, статьи, доклады, написанные с использованием формального научного аппарата.

Программно-политический уровень государственной идеологии составляют государственные документы, в которых закрепляются основные принципы, ценности, идеалы и устремления народа, основные направления и задачи внутренней и внешней политики государства. Это прежде всего конституция страны, которая есть не что иное, как свод идейно-политических постулатов, составляющих основу национально-государственной идеологии; другие законодательные акты, государственные программы, директивы, концепции, доктрины и т.п.

Обыденно-актуализированный уровень образуют средства человеческой деятельности, в которых так или иначе пропагандируется содержание государственной идеологии — политическая символика, популярные книги, статьи, лекции, интервью, произведения национальной кино- и телепродукции, художественная литература самых различных жанров, другие произведения искусства, концертные программы, школьные уроки, вузовские лекции и т.п.

Источник

Атрибутивный признак государства

В науке, в философии в частности, термином «атрибут» (от лат.- свойство, принадлежность) обозначается неотъемлемое свойство предмета, без которого предмет не может ни существовать, ни мыслиться. Атрибутивный признак — это существенный признак, внутренне присущий определенному явлению или объекту.

В качестве атрибутивных признаков государства обычно на­зывают территорию, население, власть, суверенитет, право и налоги, хотя ими и не исчерпываются таковые. Без них госу­дарство как политическое сообщество действительно немысли­мо и невозможно. Но столь же невозможно представить госу­дарство как субъект политики без его собственной идеологии. В политической науке бесспорным является положение, со­гласно которому группа людей становится социальным субъек­том только в том случае, если она осознает себя имеющей спе­цифический интерес общностью, выражает свой общий инте­рес, ставит перед собой обусловленные этим интересом цели и самоорганизуется для совместной деятельности по реализации своих целей и устремлений. Нация и есть общность людей, са­моорганизовавшаяся в форме государства, чтобы с помощью государственной власти добиваться реализации своих индиви­дуальных, групповых и, главное, общих интересов. Государ­ственная же идеология есть форма выражения сознания нации как совокупности граждан, ее специфического интереса и пу­тей его реализации с помощью государственной власти. Таким образом, государственная идеология в любой из ее форм есть столь же неотъемлемый признак государства, как суверенитет, территория, власть, право. С утратой данного признака госу­дарство утрачивает субъектность и прекращает свое существо­вание в качестве политически организованного сообщества.

Приведенное определение не следует отождествлять или сме­шивать с понятием государственной идеологии в идеократии.

В приведенной выше интерпретации государственная идео­логия не есть привнесенный извне в сознание народа некий от­влеченный от его реального жизненного процесса и довлею­щий над ним комплекс идей; она есть воспринятая института-ми государства и подлежащая постоянной коррекции целост­ная совокупность представлений народа о самом себе, своем положении в окружающей действительности, своих интересах и устремлениях и путях их реализации.

Политическое сообщество всегда нуждается в поддержива­емой институтами государства совокупности идей, т.е. идео­логии, которая выражает насущные интересы, чаяния и устремления народа; только такая система идей, ценностей и представлений позволяет объединить народ в единое целое во имя будущего, во имя ясно осознанной цели, во имя обеспече­ния устойчивого и динамичного развития. «Государство, — пи- сал испанский философ X. Ортега-и-Гассет, — каким бы оно не было — первобытным, античным, средневековым или со- временным, это всегда приглашение группой людей других людских сообществ для совместного осуществления какого-то замысла. Замысел, каковы бы ни были его частности, в конечном счете, заключается в организации нового типа обществен­ной жизни. Государство и программа жизни, программа чело­веческой деятельности и поведения, — понятия нераздели­мые» [13]. Государственная идеология выполняет такие же функции в жизнедеятельности политического сообщества как и частные идеологии составляющих его групп людей: по­знавательную, прагматическую (оправдывающую) и мобили­зационную. Без идеологии государство становится несостоя­тельным, оно утрачивает свою сущность как таковое. Деидеологизация государства фактически означает и упразднение самого государства.

Читайте также:  Признаки живого вещества в биологии

Убедительным подтверждением сказанного является опыт Советского Союза. Идея деидеологизации политической жиз­ни, которая активно внедрялась в общественное сознание в пе­риод так называемой перестройки, объективно служила зада­чам разрушения советского государства. Лишившись своей идеологической основы, Советский Союз перестал существовать как государство. На это, как основную предпосылку гибе­ли СССР, указывают и его стратегические противники. В част­ности, тогдашний президент США Б. Клинтон в своем выступ­лении на закрытом совещании Объединенного комитета на­чальников штабов 25 октября 1995 г. отмечал: «Последние де­сять лет политика в отношении СССР и его союзников убеди­тельно доказала правильность взятого нами курса на устране­ние одной из сильнейших держав мира, а также сильнейшего поенного блока. В годы так называемой перестройки в СССР многие наши военные и бизнесмены не верили в успех предсто­ящей операции. И напрасно. Расшатав идеологические основы |выделено нами. —В.М.], мы сумели бескровно вывести из вой­ны за мировое господство государство, составляющее основ­ную конкуренцию Америке» [14].

Хорошо сформулированная идеология государства, таким образом, есть непременное условие эффективности его как внутренней, так и внешней политики, обеспечения стабиль­ности и динамического развития общества. Идеология обес­печивает нацию необходимыми ориентирами деятельности, оправдывает ее чаяния и устремления и мобилизует граждан па достижение общественно значимых целей — в этом ее ос­новное предназначение. Отсутствие государственной идеоло­гии, консолидирующей и активизирующей народ, отрица­тельно сказывается на состоянии не только дел в различных сферах общества, но и общественной психики. Проведенные психологами и медиками исследования доказывают, что при отсутствии в государстве идеологии «немыслима жизнь не только державы, но и отдельно живущего в ней человека». Жизнь без государственной идеологии, как показало недав­нее прошлое, привела к тому, что свыше 70% населения Рос­сии оказалось в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса, вызывающего рост депрессий, психо­зов, наркомании [15].

Необходимо обратить внимание на то, что смена одних ба­зовых ценностей социальной общности другими и, соответ­ственно, одной системы идейных постулатов государства дру­гой не столь частое явление. Постоянно рождающиеся практи­чески во всех странах проекты социального реформирования, как правило, отвергают лишь ставшие одиозными принципы и формы организации общественной жизни, складывавшиеся же веками ценности и формы общежития при этом остаются в своей основе неизменными. Истории известно достаточно мно­го примеров того, как вдохновлявшиеся радикальными идеями победоносные народные движения и восстания в различных странах, в том числе и в XX в., приводили к замене правящей элиты, переименованию некоторых институтов государства и новой политической риторике, но не более того. Появление же новой системы социальных ценностей связано с глубокими из­менениями в экономической, социальной и духовной сферах жизнедеятельности сообщества и может стать основой для со­циальной революции и последующего радикального пере- устройства общества на новых идеях, принципах и представле­ниях. Но и при этом, как считает российский философ А.А. Зи­новьев, действует объективный закон социальной регенера­ции, суть которого в следующем: если разрушается социальная организация, но сохраняется людской материал и основные условия его жизнедеятельности (геополитические, материально-культурные, традиции и пр.), то вновь создаваемая социальная организация в ряде существенных черт оказывается близкой к разрушенной [16].

Источник

Атрибуты и признаки государства.

В контексте рассмотрения вопроса о признаках государства, на наш взгляд, следует рассмотреть вопрос о элементы и атрибуты государства, и обратить внимание на то, что иногда:

• признаки государства смешивают с понятием «элементы государства»;

• до признаков государства относят ее атрибуты.

Из указанного выше ясно, что в таком случае смешение понятий «признак государства» и «элемент государства» является недопустимым.

Впрочем, атрибуты государства не следует рассматривать в качестве ее признаков, поскольку (а) отдельные атрибуты, которые мы находим у государства, могут иметь социальные институты, не имеющие даже ничего общего с государством (футбольные клубы, факультеты университетов, землячества и т.д.) ( б) отдельные атрибуты государства могут появляться значительно позже формирования самого государства и принципиально менять свою форму и вид в ходе исторического развития государства и т.д..

Очевидно атрибуты и символы государства имеют вспомогательное значение для формирования и функционирования государства. Именно поэтому проблемы, связанные с атрибутами и символами государства, не следует рассматривать как центральные для юриспруденции, хотя с точки зрения исторической или политической они (эти проблемы) могут приобретать серьезное значение.

На основании всего вышеизложенного сделаем следующие выводы:

• во признаком государства следует понимать внешние и внутренние характеристики государства как специфического общественного феномена, которые отличают его от других подобных общественных феноменов (например, общественных объединений, колоний и т.п.).

• все признаки государства с точки зрения их природы можно разделить на следующие группы, а именно:

1) субстанционально-пространственные признаки, т.е. признаки, касающиеся предпосылок возникновения государства и характеризующие ее через пространственно-временные и субстанциональные характеристики (территория, границы, население и т.п.);

2) содержательно-публичные признаки, т.е. признаки, которые характеризуют государство с точки зрения ее как специфического субъекта социальной сферы бытия человечества, а именно в зависимости от того социального назначения, которое она играет (публичная власть, суверенитет и т.д.). Данная группа включает также и социально-экономические признаки государства (налоги, сборы, экономическую политику и т.п.);

3) институциональные признаки, характеризующие внутреннюю структуру государственной власти, как определенным образом организованную совокупность материально-вещественных элементов (органы государства, должностные лица, аппарат государства и т.п.);

4) регулятивно-нормативные признаки, т.е. признаки, характеризующие государство как систему взаемовпорядкованих связей с:

(А) окружающими ее общественными субъектами;

(Б) ее внутриструктурных элементами. Основными вопросами теории государства и права

по рассматриваемому вопросу, являются:

• определение понятия «признак государства», а также отграничения этого понятия от других подобных понятий социально-политических и государственно-правоведческих наук;

Читайте также:  Признаки острого тонзиллита у детей

• установление предельно необходимого (минимального) конкретного перечня признаков, характеризующих государство;

• наполнение конкретным содержанием каждого признака государства таким образом, чтобы она могла быть четко отделена от других понятий социально-политических и государственно-правоведческих наук, а также находилась в пределах определенного аттрактора, то есть те изменения, происходящие в ней в зависимости от места и времени, не меняли ее субстанции.

При этом следует учитывать, что конкретизация понимания содержания каждой отдельно взятой признаки государства, этапов и механизмов ее формирования и т.д., порождает огромное количество проблем, в том числе таких, которые должны быть решены в рамках юридической теории. Например, с таким признаком государства, как население, связаны такие проблемы, имеющие прямой выход в юридическую пловдину, как проблема титульной нации, правовых иммунитетов, проблема самоопределения нации и т.д..

Говоря о государственном суверенитете, следует помнить, что в его контексте прежде учитывают проблематику, связанную с соотношением государства и личности, народного суверенитета (которая имеет прямой выход к вопросам, касающимся демократии, как формы государственно-правового взаимодействия в процессе управления обществом и государством) и другие.

Аналогичное можно сказать и про все другие перечисленные признаки государства.

Наряду с понятием «признак государства» в литературе используются понятия «элемент государства», «атрибут государства» и «символ государства». Эти понятия нельзя смешивать, хотя у них есть свои точки пересечения содержательных нагрузок.

Типология государства.

Тип государства характеризуется:

• элитой (классом, социальной группой), которая находится при власти;

• системой производственных отношений и форм собственности, на которых эта власть основывается;

• системой методов и средств, применяемых эта власть для защиты производственных отношений и форм собственности;

• реальным (а не декларируемым) общесоциальным содержанием политики государства, ее настоящей роли в обществе;

• уровнем культурно-духовного развития населения государства в целом и личности в частности.

Понятие исторического типа государства связывается с установлением закономерной зависимости классовой сущности государства от экономических отношений, доминирующих в обществе на определенном этапе его развития. Исторический тип согласно марксистско-ленинской теории отражает единство классовой сущности всех государств, имеющих общую основу, обусловленную господством данного типа собственности на средства производства.

Классово-формационный подход к типологии государств был единственным в нашей научной и учебной литературе до 90-х годов XX ст.

Исходя из степени духовности народа, культуры, идеологии, национального характера, менталитета, географической среды и других факторов, сторонники цивилизационного подхода делят цивилизации на:

Первичным цивилизациям присуще командно-административная организация государственной власти. Государство обеспечивает как политическое, так и хозяйственно-социальное функционирование общества, а не определяется ими. Из первичных цивилизаций сохранились лишь те, что смогли последовательно развить духовно-культурные основы во всех видах деятельности человека (египетская, китайская, мексиканская, западная, православная, арабский и др.)..

Вторичные цивилизации (государства Нового и Новейшего времени, современные государства) возникли на основе различия, сказалась с самого начала между государственной властью и культурно-религиозным комплексом. Власть оказалась не такой всемогущей и все проникающей силой, какой она представала в первичных цивилизациях. Европейская цивилизация, начиная с античности, тяготеет к ринкововласницького устройства, гражданского общества и правовой организации. Государства Северной Америки восприняли и развили эту направленность европейских государств.

Отличие цивилизационного подхода от формационного состоит в возможности раскрытия сущности любой исторической эпохи через человека, через совокупность господствующих в данный период представлений каждой личности о характере общественной жизни, о ценностях и целях ее собственной деятельности. Цивилизационный подход позволяет видеть в государстве не только инструмент политического господства эксплуататоров над эксплуатируемыми, но и важный фактор духовно-культурного развития общества.

Таким образом, согласно цивилизационного подхода:

(1) сущность государства определяется как соотношение соци-аиьних сил, так и накоплением, преемственностью культурно-духовных образцов поведения;

(3) разнообразие национальных культур определяет пути развития государств, их типы.

Каждый из двух подходов имеет свои достоинства и недостатки. Недостатком цивилизационного подхода является нередкая недооценка социально-экономического фактора, возвеличивание культурного элемента как «души, крови, лимфы, сущности цивилизации» (А. Тойнби). К недостаткам формационного подхода относится переоценка классово-экономического фактора. Вне поля его зрения остается огромный пласт культурно-ценностных идей и представлений, которые нельзя охарактеризовать как классу. Нельзя принять и существующую в рамках формационного подхода неоправданную апологетику социалистического государства как высшего и последнего исторического типа.

Какой из двух подходов к типологии государств следует отдать предпочтение?

Отметим, что классификация государств по типам может быть осуществлена ​​по другим критериям.

Типы государств по уровню защиты прав и свобод человека:

— Правовые: государства с режимом конституционной законности;

— Неправовые: либо государства с режимом беззакония, или государства с режимом революционной законности.

Типы государств по способу получения власти:

— Легитимные (приобретение власти признано законным со стороны населения страны и международного сообщества);

— Нелегитимные, но существующие де-факто (приобретение власти осуществлено незаконным путем).

Источник

Признаки и атрибуты государства.

При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:

— любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);

— данная организация служит интересам определенных со­циальных групп (содержательная сторона).

Признаки государства:

1) Наличие публичной власти. Публичная власть отделена от общества. Она не совпадает с организацией всего населения и имеет слой профессионалов-управленцев. Отсутствие государ­ственности в этом аспекте трактуется как аномальное явление, т.к. ведет к анархизму, конфликтам и правовой незащи­щенности личности.

2) Суверенитет. Суверенность государства означает его вер­ховную власть на определенной территории. В каждом общест­ве могут действовать различные властные структуры (партий­ные, производственные, семейные), но высшей властью обладает только государство, и его решения обязательны для всех граждан, организаций и учреждений в данном обществе.

— высшая и полная законная власть над всем, чем распола­гает данное общество (землями и водами, недрами и воз­душным пространством);

— основа независимости каждого общества. На современном этапе развития цивилизации независимость должна дости­гаться не самоизоляцией и автаркией, а взаимным сотруд­ничеством на основе баланса интересов;

— государство имеет определенную власть по отношению к субъектам, действующим в пределах данного государст­ва.

Т.о., государство является главным выразителем суверени­тета своего общества. Сфера суверенности современных государств ограничивает­ся международными экономическими, политическими и военны­ми взаимозависимостями. Другие государства должны уважать принцип суверенитета.

Читайте также:  Какие признаки бывают при пороке сердца

4) Всеобщность. Как важнейший политический институт, го­сударство отличается тем, что является организа­цией всего общества, а не отдельной его части. Госу­дарство выступает выразителем интересов граждан всех слоев общества и гарантом их безопасности.

5) Право. Государство не может существовать без права, т.к. оно юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т. п.

Атрибуты государства:

1) Территория государства. Законы и полномочия государ­ства распространяются на людей, проживающих на конкретной территории. Эта территория определяется границами, разделяю­щими сферы суверенности отдельных государств, которые, подтверждаются на формально-договорной основе всеми граничащими друг с другом государствами. Т.о., государство строится по территориальному принципу.

2) Население государства. На него распространяется власть государства.

4) Государственное принуждение включает широкий диапа­зон мер: от ограничения свободы до физического уничтожения человека, т.е. обладает такими полномочия­ми, как возможность лишить граждан жизни и свободы (высших ценностей). Государственное принуждение первично и приоритетно по отно­шению к праву использования принуждения другими ор­ганами в пределах данного государства.

Понятие функции государства не следует отождествлять с та­кими понятиями, как: цели и задачи государства или функции отдельных государственных органов, которые специально предназначены для определенного вида деятельности.

Функции государства охватывают его деятельность в целом, в них находят выражение социальная ценность и сущность го­сударства, а их осуществлению подчинена работа всего государ­ственного аппарата и каждого органа в отдельности.

Функции государства можно классифицировать по различным признакам:

1) В зависимости от продолжительности действия функции государства:

— выделяют постоянные, которые осуществляются на всех этапах развития,

— и временные, которые прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер;

2) на основные и не основные в зависимости от значения;

3) на внутренние и внешние в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются.

— функция охраны прав и свобод человека и гражданина,

— функция обеспечения правопорядка;

— экономическую функцию (вопрос о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отно­шениями и т.д.);

— функция налогообложения (в современных условиях на­лог становится главным методом системы управления, универсальным регулятором, который используется как в экономической сфере, так и в социальной, юридической, внеш­неполитической);

— функцию социальной защиты (обеспечение нормальных условий жизни для тех социально необеспеченных категорий граждан, инвалидов, пенсионеров, студентов и др.; также государство призвано поддерживать жилищ­ное строительство, здравоохранение, общественный транспорт и т.п.);

— экологическая функция (установление правового режима природопользования, обязательства перед своими гражданами по обес­печению нормальной среды обитания);

— культурная функция (поддержка развития культуры: литературы, искусства, кино, музыки, СМИ, науки, образования и пр.).

К внешним функциям современного Российского государства относятся:

— функция обороны страны (базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности, отвечающeгo требованиям национальной безопасности, для защиты суверенитета и территориальной целост­ности, пресечения угрожающих интересам России вооруженных конфликтов);

— функция сотрудничества с другими государствами (уста­новление и развитие экономических, политических и культурных отношений, гармонично сочетающих интересы России с интересами других государств) и т. п.

Типы и формы государства.

Государства каждого данного типа не могут воплощаться в любые формы, т.е. в такие, которые явно противоречат их содержанию и не соответствуют их экономической основе. Нельзя, например, представить себе рабовладельческое государ­ство в форме демократической республики с представительны­ми общенациональными учреждениями.

Конкретная форма государства предопределяется исто­рическим типом. Также она зависит и от ряда факторов:

— уровня экономического развития общества;

— соотношения различных сил в обществе;

— национальных и культурных традиций;

— международной обстановки и т. п.

Следовательно, тип и форма государства соотносятся как со­держание и форма, где определяющую роль играет, естественно, содержание, т.е. тип.

На форму государства влияют: как социально-экономиче­ские факторы, природно-климатические условия, нацио­нально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.

Элементами формы государства выступают:

форма правления (характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаи­моотношения друг с другом и населением);

форма государственного (административно-территориального) устройства (отражает территори­альную структуру государства, соотношение между государст­вом в целом и его составными территориальными единицами);

политический режим.

Итак, существуют две основные формы правления:

Монархия.

Признаки монархии: власть передается по наследству, осуществляется бессрочно и не зависит от населения.

В монархии формальным источником власти является одно лицо. Глава государства получает пост по наследству независи­мо от избирателей или представительных органов власти.

Монархия была господствующей формой правления на протяжении тысячелетий. В настоящее время монархий осталось немного и почти все они парламентские (Великобритания, Швеция, Дания, Испания). Правительство в них формируется парламентским большинством и подчинено парламенту, а не монарху. Поэтому, фактически эти государства мало отличаются от республик.

Республика.

— функции парламента: формирует и поддерживает пра­вительство, издает законы, принимаемые правительствам к ис­полнению, утверждает государственный бюджет, осуществляет контроль над правительством вплоть до выражения вотума недоверия (эта ведет к отставке правительства или рос­пуску парламента). Парламент оценивает политику правитель­ства и представляет альтернативные варианты курса.

— функции правительства: обладает исполнительной властью, иногда и правом законодательной инициативы.

2) Президентская. Это остаточно распространен­ная форма республиканского правления. Отличительная ее чер­та: президент одновременно является и главой государства, и главой правительства. Он руководит внутренней и внешней политикой, является главнокомандующим вооруженных сил. Президент избирается прямо народом или коллегией выборщиков. Президент сам (а в США с одобрения сената) назначает членов кабинета министров, которые ответственны только перед ним.

3) Полуnрезиденmская (или смешанная). Это Австрия, Ирландия, Португалия, Польша, Финляндия, Франция. Сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства.

Функции президента: глава государства, верховный главнокомандующий, представитель страны в международных вопросах. Ему принадлежит право вето на решения парламента, единоличного введения чрезвычайного положения. Правом законодательной инициативы обладает премьер-министр, он ответственен за работу правительства. Парламент же контролирует правительство через утверждение ежегодного бюджета или вынесения вотума недоверия.

Источник