Идеология – атрибутивный признак государства. Государственная идеология, ее элементы и уровни
Эволюция содержания понятия «идеология» и его современное значение.
Идеология – понятие, обозначающее совокупность идей, представлений, политических лозунгов, программных документов партий, философских концепций и т.д., в которых отражаются жизненно практические интересы и цели общества и содержатся программы деятельности.
Ядром идеологии выступает круг идей, связанных с вопросом захвата, удержания и использования власти субъектами политики.
В ХХ веке идеология превратилась в одну из главных сфер деятельности государства и мощнейшее средство воздействия государства на людей. Главным заказчиком идеологии выступает государство. Основная функция идеологии – апологетика действующей политической власти, следовательно, государства.
Современное понимание идеологии.
Идеология — это относительно систематизированная совокупность взаимосвязанных идей, ценностей, принципов и представлений, которые исходят из интересов и устремлений определенных групп людей, выступают по форме или по существу как выражение интересов всего общества, направлены на закрепление или изменение существующего общественного устройства и служат в качестве инструмента коллективного политического действия.
Идеология – атрибутивный признак государства. Государственная идеология, ее элементы и уровни.
Атрибутивный признак государства
Атрибутивный признак — это существенный признак, внутренне присущий определенному явлению или объекту.
В качестве атрибутивных признаков государства обычно называют территорию, население, власть, суверенитет, право и налоги, хотя ими и не исчерпываются таковые. Без них государство как политическое сообщество действительно немыслимо и невозможно.
Государственная идеология выполняет такие же функции жизнедеятельности политического сообщества как и частные идеологии составляющих его групп людей: познавательную, прагматическую (оправдывающую) и мобилизационную. Без идеологии государство становится несостоятельным, оно утрачивает свою сущность как таковое.
Составляющие государственной идеологии
Культурно-историческая или цивилизационная составляющая государственной идеологии включает в себя совокупность устоявшихся идей и представлений относительно происхождения и формирования данного народа, развития его самосознания и становления в качестве самобытной этнической общности, а затем и особой нации.
Политическую составляющую государственной идеологии образует прежде всего комплекс идей и представлений данного народа относительно условий становления и особенностей институтов своего государства, степени их соответствия современным потребностям и интересам нации, а также относительно направлений и путей их дальнейшего развития. Экономическая составляющая государственной идеологии включает в себя разделяемые народом представления об особенностях организации экономической жизни страны, его отношение к различным видам собственности и формам хозяйствования, понимание им места и роли государства в экономических процессах, господствующие в обществе представления о справедливости в сфере распределения национального богатства, балансе интересов различных социальных классов, групп и слоев, жителей города и деревни.
Социогуманитарную составляющую государственной идеологии образует комплекс реализуемых государством идей, касающихся взаимоотношений общества и человека.
Уровни государственной идеологии.
Теоретико-концептуальный уровень государственной идеологии образуют литературные сочинения, претендующие на научность и содержащие концептуальный, системный анализ различных сторон жизнедеятельности данного общества. Это учебники, трактаты, монографии, диссертации, статьи, доклады, написанные с использованием формального научного аппарата.
Программно-политический уровень государственной идеологии составляют государственные документы, в которых закрепляются основные принципы, ценности, идеалы и устремления народа, основные направления и задачи внутренней и внешней политики государства. Это прежде всего конституция страны, которая есть не что иное, как свод идейно-политических постулатов, составляющих основу национально-государственной идеологии; другие законодательные акты, государственные программы, директивы, концепции, доктрины и т.п.
Обыденно-актуализированный уровень образуют средства человеческой деятельности, в которых так или иначе пропагандируется содержание государственной идеологии — политическая символика, популярные книги, статьи, лекции, интервью, произведения национальной кино- и телепродукции, художественная литература самых различных жанров, другие произведения искусства, концертные программы, школьные уроки, вузовские лекции и т.п.
Источник
Атрибутивный признак государства
В науке, в философии в частности, термином «атрибут» (от лат.- свойство, принадлежность) обозначается неотъемлемое свойство предмета, без которого предмет не может ни существовать, ни мыслиться. Атрибутивный признак — это существенный признак, внутренне присущий определенному явлению или объекту.
В качестве атрибутивных признаков государства обычно называют территорию, население, власть, суверенитет, право и налоги, хотя ими и не исчерпываются таковые. Без них государство как политическое сообщество действительно немыслимо и невозможно. Но столь же невозможно представить государство как субъект политики без его собственной идеологии. В политической науке бесспорным является положение, согласно которому группа людей становится социальным субъектом только в том случае, если она осознает себя имеющей специфический интерес общностью, выражает свой общий интерес, ставит перед собой обусловленные этим интересом цели и самоорганизуется для совместной деятельности по реализации своих целей и устремлений. Нация и есть общность людей, самоорганизовавшаяся в форме государства, чтобы с помощью государственной власти добиваться реализации своих индивидуальных, групповых и, главное, общих интересов. Государственная же идеология есть форма выражения сознания нации как совокупности граждан, ее специфического интереса и путей его реализации с помощью государственной власти. Таким образом, государственная идеология в любой из ее форм есть столь же неотъемлемый признак государства, как суверенитет, территория, власть, право. С утратой данного признака государство утрачивает субъектность и прекращает свое существование в качестве политически организованного сообщества.
Приведенное определение не следует отождествлять или смешивать с понятием государственной идеологии в идеократии.
В приведенной выше интерпретации государственная идеология не есть привнесенный извне в сознание народа некий отвлеченный от его реального жизненного процесса и довлеющий над ним комплекс идей; она есть воспринятая института-ми государства и подлежащая постоянной коррекции целостная совокупность представлений народа о самом себе, своем положении в окружающей действительности, своих интересах и устремлениях и путях их реализации.
Политическое сообщество всегда нуждается в поддерживаемой институтами государства совокупности идей, т.е. идеологии, которая выражает насущные интересы, чаяния и устремления народа; только такая система идей, ценностей и представлений позволяет объединить народ в единое целое во имя будущего, во имя ясно осознанной цели, во имя обеспечения устойчивого и динамичного развития. «Государство, — пи- сал испанский философ X. Ортега-и-Гассет, — каким бы оно не было — первобытным, античным, средневековым или со- временным, это всегда приглашение группой людей других людских сообществ для совместного осуществления какого-то замысла. Замысел, каковы бы ни были его частности, в конечном счете, заключается в организации нового типа общественной жизни. Государство и программа жизни, программа человеческой деятельности и поведения, — понятия неразделимые» [13]. Государственная идеология выполняет такие же функции в жизнедеятельности политического сообщества как и частные идеологии составляющих его групп людей: познавательную, прагматическую (оправдывающую) и мобилизационную. Без идеологии государство становится несостоятельным, оно утрачивает свою сущность как таковое. Деидеологизация государства фактически означает и упразднение самого государства.
Убедительным подтверждением сказанного является опыт Советского Союза. Идея деидеологизации политической жизни, которая активно внедрялась в общественное сознание в период так называемой перестройки, объективно служила задачам разрушения советского государства. Лишившись своей идеологической основы, Советский Союз перестал существовать как государство. На это, как основную предпосылку гибели СССР, указывают и его стратегические противники. В частности, тогдашний президент США Б. Клинтон в своем выступлении на закрытом совещании Объединенного комитета начальников штабов 25 октября 1995 г. отмечал: «Последние десять лет политика в отношении СССР и его союзников убедительно доказала правильность взятого нами курса на устранение одной из сильнейших держав мира, а также сильнейшего поенного блока. В годы так называемой перестройки в СССР многие наши военные и бизнесмены не верили в успех предстоящей операции. И напрасно. Расшатав идеологические основы |выделено нами. —В.М.], мы сумели бескровно вывести из войны за мировое господство государство, составляющее основную конкуренцию Америке» [14].
Хорошо сформулированная идеология государства, таким образом, есть непременное условие эффективности его как внутренней, так и внешней политики, обеспечения стабильности и динамического развития общества. Идеология обеспечивает нацию необходимыми ориентирами деятельности, оправдывает ее чаяния и устремления и мобилизует граждан па достижение общественно значимых целей — в этом ее основное предназначение. Отсутствие государственной идеологии, консолидирующей и активизирующей народ, отрицательно сказывается на состоянии не только дел в различных сферах общества, но и общественной психики. Проведенные психологами и медиками исследования доказывают, что при отсутствии в государстве идеологии «немыслима жизнь не только державы, но и отдельно живущего в ней человека». Жизнь без государственной идеологии, как показало недавнее прошлое, привела к тому, что свыше 70% населения России оказалось в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса, вызывающего рост депрессий, психозов, наркомании [15].
Необходимо обратить внимание на то, что смена одних базовых ценностей социальной общности другими и, соответственно, одной системы идейных постулатов государства другой не столь частое явление. Постоянно рождающиеся практически во всех странах проекты социального реформирования, как правило, отвергают лишь ставшие одиозными принципы и формы организации общественной жизни, складывавшиеся же веками ценности и формы общежития при этом остаются в своей основе неизменными. Истории известно достаточно много примеров того, как вдохновлявшиеся радикальными идеями победоносные народные движения и восстания в различных странах, в том числе и в XX в., приводили к замене правящей элиты, переименованию некоторых институтов государства и новой политической риторике, но не более того. Появление же новой системы социальных ценностей связано с глубокими изменениями в экономической, социальной и духовной сферах жизнедеятельности сообщества и может стать основой для социальной революции и последующего радикального пере- устройства общества на новых идеях, принципах и представлениях. Но и при этом, как считает российский философ А.А. Зиновьев, действует объективный закон социальной регенерации, суть которого в следующем: если разрушается социальная организация, но сохраняется людской материал и основные условия его жизнедеятельности (геополитические, материально-культурные, традиции и пр.), то вновь создаваемая социальная организация в ряде существенных черт оказывается близкой к разрушенной [16].
Источник
Атрибуты и признаки государства.
В контексте рассмотрения вопроса о признаках государства, на наш взгляд, следует рассмотреть вопрос о элементы и атрибуты государства, и обратить внимание на то, что иногда:
• признаки государства смешивают с понятием «элементы государства»;
• до признаков государства относят ее атрибуты.
Из указанного выше ясно, что в таком случае смешение понятий «признак государства» и «элемент государства» является недопустимым.
Впрочем, атрибуты государства не следует рассматривать в качестве ее признаков, поскольку (а) отдельные атрибуты, которые мы находим у государства, могут иметь социальные институты, не имеющие даже ничего общего с государством (футбольные клубы, факультеты университетов, землячества и т.д.) ( б) отдельные атрибуты государства могут появляться значительно позже формирования самого государства и принципиально менять свою форму и вид в ходе исторического развития государства и т.д..
Очевидно атрибуты и символы государства имеют вспомогательное значение для формирования и функционирования государства. Именно поэтому проблемы, связанные с атрибутами и символами государства, не следует рассматривать как центральные для юриспруденции, хотя с точки зрения исторической или политической они (эти проблемы) могут приобретать серьезное значение.
На основании всего вышеизложенного сделаем следующие выводы:
• во признаком государства следует понимать внешние и внутренние характеристики государства как специфического общественного феномена, которые отличают его от других подобных общественных феноменов (например, общественных объединений, колоний и т.п.).
• все признаки государства с точки зрения их природы можно разделить на следующие группы, а именно:
1) субстанционально-пространственные признаки, т.е. признаки, касающиеся предпосылок возникновения государства и характеризующие ее через пространственно-временные и субстанциональные характеристики (территория, границы, население и т.п.);
2) содержательно-публичные признаки, т.е. признаки, которые характеризуют государство с точки зрения ее как специфического субъекта социальной сферы бытия человечества, а именно в зависимости от того социального назначения, которое она играет (публичная власть, суверенитет и т.д.). Данная группа включает также и социально-экономические признаки государства (налоги, сборы, экономическую политику и т.п.);
3) институциональные признаки, характеризующие внутреннюю структуру государственной власти, как определенным образом организованную совокупность материально-вещественных элементов (органы государства, должностные лица, аппарат государства и т.п.);
4) регулятивно-нормативные признаки, т.е. признаки, характеризующие государство как систему взаемовпорядкованих связей с:
(А) окружающими ее общественными субъектами;
(Б) ее внутриструктурных элементами. Основными вопросами теории государства и права
по рассматриваемому вопросу, являются:
• определение понятия «признак государства», а также отграничения этого понятия от других подобных понятий социально-политических и государственно-правоведческих наук;
• установление предельно необходимого (минимального) конкретного перечня признаков, характеризующих государство;
• наполнение конкретным содержанием каждого признака государства таким образом, чтобы она могла быть четко отделена от других понятий социально-политических и государственно-правоведческих наук, а также находилась в пределах определенного аттрактора, то есть те изменения, происходящие в ней в зависимости от места и времени, не меняли ее субстанции.
При этом следует учитывать, что конкретизация понимания содержания каждой отдельно взятой признаки государства, этапов и механизмов ее формирования и т.д., порождает огромное количество проблем, в том числе таких, которые должны быть решены в рамках юридической теории. Например, с таким признаком государства, как население, связаны такие проблемы, имеющие прямой выход в юридическую пловдину, как проблема титульной нации, правовых иммунитетов, проблема самоопределения нации и т.д..
Говоря о государственном суверенитете, следует помнить, что в его контексте прежде учитывают проблематику, связанную с соотношением государства и личности, народного суверенитета (которая имеет прямой выход к вопросам, касающимся демократии, как формы государственно-правового взаимодействия в процессе управления обществом и государством) и другие.
Аналогичное можно сказать и про все другие перечисленные признаки государства.
Наряду с понятием «признак государства» в литературе используются понятия «элемент государства», «атрибут государства» и «символ государства». Эти понятия нельзя смешивать, хотя у них есть свои точки пересечения содержательных нагрузок.
Типология государства.
Тип государства характеризуется:
• элитой (классом, социальной группой), которая находится при власти;
• системой производственных отношений и форм собственности, на которых эта власть основывается;
• системой методов и средств, применяемых эта власть для защиты производственных отношений и форм собственности;
• реальным (а не декларируемым) общесоциальным содержанием политики государства, ее настоящей роли в обществе;
• уровнем культурно-духовного развития населения государства в целом и личности в частности.
Понятие исторического типа государства связывается с установлением закономерной зависимости классовой сущности государства от экономических отношений, доминирующих в обществе на определенном этапе его развития. Исторический тип согласно марксистско-ленинской теории отражает единство классовой сущности всех государств, имеющих общую основу, обусловленную господством данного типа собственности на средства производства.
Классово-формационный подход к типологии государств был единственным в нашей научной и учебной литературе до 90-х годов XX ст.
Исходя из степени духовности народа, культуры, идеологии, национального характера, менталитета, географической среды и других факторов, сторонники цивилизационного подхода делят цивилизации на:
Первичным цивилизациям присуще командно-административная организация государственной власти. Государство обеспечивает как политическое, так и хозяйственно-социальное функционирование общества, а не определяется ими. Из первичных цивилизаций сохранились лишь те, что смогли последовательно развить духовно-культурные основы во всех видах деятельности человека (египетская, китайская, мексиканская, западная, православная, арабский и др.)..
Вторичные цивилизации (государства Нового и Новейшего времени, современные государства) возникли на основе различия, сказалась с самого начала между государственной властью и культурно-религиозным комплексом. Власть оказалась не такой всемогущей и все проникающей силой, какой она представала в первичных цивилизациях. Европейская цивилизация, начиная с античности, тяготеет к ринкововласницького устройства, гражданского общества и правовой организации. Государства Северной Америки восприняли и развили эту направленность европейских государств.
Отличие цивилизационного подхода от формационного состоит в возможности раскрытия сущности любой исторической эпохи через человека, через совокупность господствующих в данный период представлений каждой личности о характере общественной жизни, о ценностях и целях ее собственной деятельности. Цивилизационный подход позволяет видеть в государстве не только инструмент политического господства эксплуататоров над эксплуатируемыми, но и важный фактор духовно-культурного развития общества.
Таким образом, согласно цивилизационного подхода:
(1) сущность государства определяется как соотношение соци-аиьних сил, так и накоплением, преемственностью культурно-духовных образцов поведения;
(3) разнообразие национальных культур определяет пути развития государств, их типы.
Каждый из двух подходов имеет свои достоинства и недостатки. Недостатком цивилизационного подхода является нередкая недооценка социально-экономического фактора, возвеличивание культурного элемента как «души, крови, лимфы, сущности цивилизации» (А. Тойнби). К недостаткам формационного подхода относится переоценка классово-экономического фактора. Вне поля его зрения остается огромный пласт культурно-ценностных идей и представлений, которые нельзя охарактеризовать как классу. Нельзя принять и существующую в рамках формационного подхода неоправданную апологетику социалистического государства как высшего и последнего исторического типа.
Какой из двух подходов к типологии государств следует отдать предпочтение?
Отметим, что классификация государств по типам может быть осуществлена по другим критериям.
Типы государств по уровню защиты прав и свобод человека:
— Правовые: государства с режимом конституционной законности;
— Неправовые: либо государства с режимом беззакония, или государства с режимом революционной законности.
Типы государств по способу получения власти:
— Легитимные (приобретение власти признано законным со стороны населения страны и международного сообщества);
— Нелегитимные, но существующие де-факто (приобретение власти осуществлено незаконным путем).
Источник
Признаки и атрибуты государства.
При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:
— любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);
— данная организация служит интересам определенных социальных групп (содержательная сторона).
Признаки государства:
1) Наличие публичной власти. Публичная власть отделена от общества. Она не совпадает с организацией всего населения и имеет слой профессионалов-управленцев. Отсутствие государственности в этом аспекте трактуется как аномальное явление, т.к. ведет к анархизму, конфликтам и правовой незащищенности личности.
2) Суверенитет. Суверенность государства означает его верховную власть на определенной территории. В каждом обществе могут действовать различные властные структуры (партийные, производственные, семейные), но высшей властью обладает только государство, и его решения обязательны для всех граждан, организаций и учреждений в данном обществе.
— высшая и полная законная власть над всем, чем располагает данное общество (землями и водами, недрами и воздушным пространством);
— основа независимости каждого общества. На современном этапе развития цивилизации независимость должна достигаться не самоизоляцией и автаркией, а взаимным сотрудничеством на основе баланса интересов;
— государство имеет определенную власть по отношению к субъектам, действующим в пределах данного государства.
Т.о., государство является главным выразителем суверенитета своего общества. Сфера суверенности современных государств ограничивается международными экономическими, политическими и военными взаимозависимостями. Другие государства должны уважать принцип суверенитета.
4) Всеобщность. Как важнейший политический институт, государство отличается тем, что является организацией всего общества, а не отдельной его части. Государство выступает выразителем интересов граждан всех слоев общества и гарантом их безопасности.
5) Право. Государство не может существовать без права, т.к. оно юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т. п.
Атрибуты государства:
1) Территория государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на конкретной территории. Эта территория определяется границами, разделяющими сферы суверенности отдельных государств, которые, подтверждаются на формально-договорной основе всеми граничащими друг с другом государствами. Т.о., государство строится по территориальному принципу.
2) Население государства. На него распространяется власть государства.
4) Государственное принуждение включает широкий диапазон мер: от ограничения свободы до физического уничтожения человека, т.е. обладает такими полномочиями, как возможность лишить граждан жизни и свободы (высших ценностей). Государственное принуждение первично и приоритетно по отношению к праву использования принуждения другими органами в пределах данного государства.
Понятие функции государства не следует отождествлять с такими понятиями, как: цели и задачи государства или функции отдельных государственных органов, которые специально предназначены для определенного вида деятельности.
Функции государства охватывают его деятельность в целом, в них находят выражение социальная ценность и сущность государства, а их осуществлению подчинена работа всего государственного аппарата и каждого органа в отдельности.
Функции государства можно классифицировать по различным признакам:
1) В зависимости от продолжительности действия функции государства:
— выделяют постоянные, которые осуществляются на всех этапах развития,
— и временные, которые прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер;
2) на основные и не основные в зависимости от значения;
3) на внутренние и внешние в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются.
— функция охраны прав и свобод человека и гражданина,
— функция обеспечения правопорядка;
— экономическую функцию (вопрос о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями и т.д.);
— функция налогообложения (в современных условиях налог становится главным методом системы управления, универсальным регулятором, который используется как в экономической сфере, так и в социальной, юридической, внешнеполитической);
— функцию социальной защиты (обеспечение нормальных условий жизни для тех социально необеспеченных категорий граждан, инвалидов, пенсионеров, студентов и др.; также государство призвано поддерживать жилищное строительство, здравоохранение, общественный транспорт и т.п.);
— экологическая функция (установление правового режима природопользования, обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания);
— культурная функция (поддержка развития культуры: литературы, искусства, кино, музыки, СМИ, науки, образования и пр.).
К внешним функциям современного Российского государства относятся:
— функция обороны страны (базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности, отвечающeгo требованиям национальной безопасности, для защиты суверенитета и территориальной целостности, пресечения угрожающих интересам России вооруженных конфликтов);
— функция сотрудничества с другими государствами (установление и развитие экономических, политических и культурных отношений, гармонично сочетающих интересы России с интересами других государств) и т. п.
Типы и формы государства.
Государства каждого данного типа не могут воплощаться в любые формы, т.е. в такие, которые явно противоречат их содержанию и не соответствуют их экономической основе. Нельзя, например, представить себе рабовладельческое государство в форме демократической республики с представительными общенациональными учреждениями.
Конкретная форма государства предопределяется историческим типом. Также она зависит и от ряда факторов:
— уровня экономического развития общества;
— соотношения различных сил в обществе;
— национальных и культурных традиций;
— международной обстановки и т. п.
Следовательно, тип и форма государства соотносятся как содержание и форма, где определяющую роль играет, естественно, содержание, т.е. тип.
На форму государства влияют: как социально-экономические факторы, природно-климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.
Элементами формы государства выступают:
— форма правления (характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением);
— форма государственного (административно-территориального) устройства (отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами);
— политический режим.
Итак, существуют две основные формы правления:
Монархия.
Признаки монархии: власть передается по наследству, осуществляется бессрочно и не зависит от населения.
В монархии формальным источником власти является одно лицо. Глава государства получает пост по наследству независимо от избирателей или представительных органов власти.
Монархия была господствующей формой правления на протяжении тысячелетий. В настоящее время монархий осталось немного и почти все они парламентские (Великобритания, Швеция, Дания, Испания). Правительство в них формируется парламентским большинством и подчинено парламенту, а не монарху. Поэтому, фактически эти государства мало отличаются от республик.
Республика.
— функции парламента: формирует и поддерживает правительство, издает законы, принимаемые правительствам к исполнению, утверждает государственный бюджет, осуществляет контроль над правительством вплоть до выражения вотума недоверия (эта ведет к отставке правительства или роспуску парламента). Парламент оценивает политику правительства и представляет альтернативные варианты курса.
— функции правительства: обладает исполнительной властью, иногда и правом законодательной инициативы.
2) Президентская. Это остаточно распространенная форма республиканского правления. Отличительная ее черта: президент одновременно является и главой государства, и главой правительства. Он руководит внутренней и внешней политикой, является главнокомандующим вооруженных сил. Президент избирается прямо народом или коллегией выборщиков. Президент сам (а в США с одобрения сената) назначает членов кабинета министров, которые ответственны только перед ним.
3) Полуnрезиденmская (или смешанная). Это Австрия, Ирландия, Португалия, Польша, Финляндия, Франция. Сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства.
Функции президента: глава государства, верховный главнокомандующий, представитель страны в международных вопросах. Ему принадлежит право вето на решения парламента, единоличного введения чрезвычайного положения. Правом законодательной инициативы обладает премьер-министр, он ответственен за работу правительства. Парламент же контролирует правительство через утверждение ежегодного бюджета или вынесения вотума недоверия.
Источник