- Идеология – атрибутивный признак государства. Государственная идеология, ее элементы и уровни
- Признаки и атрибуты государства.
- Атрибуты и признаки государства.
- Государство, его признаки, атрибуты и функции
- Теории о происхождении государства
- Признаки государства
- Атрибуты государства
- Классификация и виды функций
Идеология – атрибутивный признак государства. Государственная идеология, ее элементы и уровни
Эволюция содержания понятия «идеология» и его современное значение.
Идеология – понятие, обозначающее совокупность идей, представлений, политических лозунгов, программных документов партий, философских концепций и т.д., в которых отражаются жизненно практические интересы и цели общества и содержатся программы деятельности.
Ядром идеологии выступает круг идей, связанных с вопросом захвата, удержания и использования власти субъектами политики.
В ХХ веке идеология превратилась в одну из главных сфер деятельности государства и мощнейшее средство воздействия государства на людей. Главным заказчиком идеологии выступает государство. Основная функция идеологии – апологетика действующей политической власти, следовательно, государства.
Современное понимание идеологии.
Идеология — это относительно систематизированная совокупность взаимосвязанных идей, ценностей, принципов и представлений, которые исходят из интересов и устремлений определенных групп людей, выступают по форме или по существу как выражение интересов всего общества, направлены на закрепление или изменение существующего общественного устройства и служат в качестве инструмента коллективного политического действия.
Идеология – атрибутивный признак государства. Государственная идеология, ее элементы и уровни.
Атрибутивный признак государства
Атрибутивный признак — это существенный признак, внутренне присущий определенному явлению или объекту.
В качестве атрибутивных признаков государства обычно называют территорию, население, власть, суверенитет, право и налоги, хотя ими и не исчерпываются таковые. Без них государство как политическое сообщество действительно немыслимо и невозможно.
Государственная идеология выполняет такие же функции жизнедеятельности политического сообщества как и частные идеологии составляющих его групп людей: познавательную, прагматическую (оправдывающую) и мобилизационную. Без идеологии государство становится несостоятельным, оно утрачивает свою сущность как таковое.
Составляющие государственной идеологии
Культурно-историческая или цивилизационная составляющая государственной идеологии включает в себя совокупность устоявшихся идей и представлений относительно происхождения и формирования данного народа, развития его самосознания и становления в качестве самобытной этнической общности, а затем и особой нации.
Политическую составляющую государственной идеологии образует прежде всего комплекс идей и представлений данного народа относительно условий становления и особенностей институтов своего государства, степени их соответствия современным потребностям и интересам нации, а также относительно направлений и путей их дальнейшего развития. Экономическая составляющая государственной идеологии включает в себя разделяемые народом представления об особенностях организации экономической жизни страны, его отношение к различным видам собственности и формам хозяйствования, понимание им места и роли государства в экономических процессах, господствующие в обществе представления о справедливости в сфере распределения национального богатства, балансе интересов различных социальных классов, групп и слоев, жителей города и деревни.
Социогуманитарную составляющую государственной идеологии образует комплекс реализуемых государством идей, касающихся взаимоотношений общества и человека.
Уровни государственной идеологии.
Теоретико-концептуальный уровень государственной идеологии образуют литературные сочинения, претендующие на научность и содержащие концептуальный, системный анализ различных сторон жизнедеятельности данного общества. Это учебники, трактаты, монографии, диссертации, статьи, доклады, написанные с использованием формального научного аппарата.
Программно-политический уровень государственной идеологии составляют государственные документы, в которых закрепляются основные принципы, ценности, идеалы и устремления народа, основные направления и задачи внутренней и внешней политики государства. Это прежде всего конституция страны, которая есть не что иное, как свод идейно-политических постулатов, составляющих основу национально-государственной идеологии; другие законодательные акты, государственные программы, директивы, концепции, доктрины и т.п.
Обыденно-актуализированный уровень образуют средства человеческой деятельности, в которых так или иначе пропагандируется содержание государственной идеологии — политическая символика, популярные книги, статьи, лекции, интервью, произведения национальной кино- и телепродукции, художественная литература самых различных жанров, другие произведения искусства, концертные программы, школьные уроки, вузовские лекции и т.п.
Источник
Признаки и атрибуты государства.
При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:
— любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);
— данная организация служит интересам определенных социальных групп (содержательная сторона).
Признаки государства:
1) Наличие публичной власти. Публичная власть отделена от общества. Она не совпадает с организацией всего населения и имеет слой профессионалов-управленцев. Отсутствие государственности в этом аспекте трактуется как аномальное явление, т.к. ведет к анархизму, конфликтам и правовой незащищенности личности.
2) Суверенитет. Суверенность государства означает его верховную власть на определенной территории. В каждом обществе могут действовать различные властные структуры (партийные, производственные, семейные), но высшей властью обладает только государство, и его решения обязательны для всех граждан, организаций и учреждений в данном обществе.
— высшая и полная законная власть над всем, чем располагает данное общество (землями и водами, недрами и воздушным пространством);
— основа независимости каждого общества. На современном этапе развития цивилизации независимость должна достигаться не самоизоляцией и автаркией, а взаимным сотрудничеством на основе баланса интересов;
— государство имеет определенную власть по отношению к субъектам, действующим в пределах данного государства.
Т.о., государство является главным выразителем суверенитета своего общества. Сфера суверенности современных государств ограничивается международными экономическими, политическими и военными взаимозависимостями. Другие государства должны уважать принцип суверенитета.
4) Всеобщность. Как важнейший политический институт, государство отличается тем, что является организацией всего общества, а не отдельной его части. Государство выступает выразителем интересов граждан всех слоев общества и гарантом их безопасности.
5) Право. Государство не может существовать без права, т.к. оно юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т. п.
Атрибуты государства:
1) Территория государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на конкретной территории. Эта территория определяется границами, разделяющими сферы суверенности отдельных государств, которые, подтверждаются на формально-договорной основе всеми граничащими друг с другом государствами. Т.о., государство строится по территориальному принципу.
2) Население государства. На него распространяется власть государства.
4) Государственное принуждение включает широкий диапазон мер: от ограничения свободы до физического уничтожения человека, т.е. обладает такими полномочиями, как возможность лишить граждан жизни и свободы (высших ценностей). Государственное принуждение первично и приоритетно по отношению к праву использования принуждения другими органами в пределах данного государства.
Понятие функции государства не следует отождествлять с такими понятиями, как: цели и задачи государства или функции отдельных государственных органов, которые специально предназначены для определенного вида деятельности.
Функции государства охватывают его деятельность в целом, в них находят выражение социальная ценность и сущность государства, а их осуществлению подчинена работа всего государственного аппарата и каждого органа в отдельности.
Функции государства можно классифицировать по различным признакам:
1) В зависимости от продолжительности действия функции государства:
— выделяют постоянные, которые осуществляются на всех этапах развития,
— и временные, которые прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер;
2) на основные и не основные в зависимости от значения;
3) на внутренние и внешние в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются.
— функция охраны прав и свобод человека и гражданина,
— функция обеспечения правопорядка;
— экономическую функцию (вопрос о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями и т.д.);
— функция налогообложения (в современных условиях налог становится главным методом системы управления, универсальным регулятором, который используется как в экономической сфере, так и в социальной, юридической, внешнеполитической);
— функцию социальной защиты (обеспечение нормальных условий жизни для тех социально необеспеченных категорий граждан, инвалидов, пенсионеров, студентов и др.; также государство призвано поддерживать жилищное строительство, здравоохранение, общественный транспорт и т.п.);
— экологическая функция (установление правового режима природопользования, обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания);
— культурная функция (поддержка развития культуры: литературы, искусства, кино, музыки, СМИ, науки, образования и пр.).
К внешним функциям современного Российского государства относятся:
— функция обороны страны (базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности, отвечающeгo требованиям национальной безопасности, для защиты суверенитета и территориальной целостности, пресечения угрожающих интересам России вооруженных конфликтов);
— функция сотрудничества с другими государствами (установление и развитие экономических, политических и культурных отношений, гармонично сочетающих интересы России с интересами других государств) и т. п.
Типы и формы государства.
Государства каждого данного типа не могут воплощаться в любые формы, т.е. в такие, которые явно противоречат их содержанию и не соответствуют их экономической основе. Нельзя, например, представить себе рабовладельческое государство в форме демократической республики с представительными общенациональными учреждениями.
Конкретная форма государства предопределяется историческим типом. Также она зависит и от ряда факторов:
— уровня экономического развития общества;
— соотношения различных сил в обществе;
— национальных и культурных традиций;
— международной обстановки и т. п.
Следовательно, тип и форма государства соотносятся как содержание и форма, где определяющую роль играет, естественно, содержание, т.е. тип.
На форму государства влияют: как социально-экономические факторы, природно-климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.
Элементами формы государства выступают:
— форма правления (характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением);
— форма государственного (административно-территориального) устройства (отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами);
— политический режим.
Итак, существуют две основные формы правления:
Монархия.
Признаки монархии: власть передается по наследству, осуществляется бессрочно и не зависит от населения.
В монархии формальным источником власти является одно лицо. Глава государства получает пост по наследству независимо от избирателей или представительных органов власти.
Монархия была господствующей формой правления на протяжении тысячелетий. В настоящее время монархий осталось немного и почти все они парламентские (Великобритания, Швеция, Дания, Испания). Правительство в них формируется парламентским большинством и подчинено парламенту, а не монарху. Поэтому, фактически эти государства мало отличаются от республик.
Республика.
— функции парламента: формирует и поддерживает правительство, издает законы, принимаемые правительствам к исполнению, утверждает государственный бюджет, осуществляет контроль над правительством вплоть до выражения вотума недоверия (эта ведет к отставке правительства или роспуску парламента). Парламент оценивает политику правительства и представляет альтернативные варианты курса.
— функции правительства: обладает исполнительной властью, иногда и правом законодательной инициативы.
2) Президентская. Это остаточно распространенная форма республиканского правления. Отличительная ее черта: президент одновременно является и главой государства, и главой правительства. Он руководит внутренней и внешней политикой, является главнокомандующим вооруженных сил. Президент избирается прямо народом или коллегией выборщиков. Президент сам (а в США с одобрения сената) назначает членов кабинета министров, которые ответственны только перед ним.
3) Полуnрезиденmская (или смешанная). Это Австрия, Ирландия, Португалия, Польша, Финляндия, Франция. Сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства.
Функции президента: глава государства, верховный главнокомандующий, представитель страны в международных вопросах. Ему принадлежит право вето на решения парламента, единоличного введения чрезвычайного положения. Правом законодательной инициативы обладает премьер-министр, он ответственен за работу правительства. Парламент же контролирует правительство через утверждение ежегодного бюджета или вынесения вотума недоверия.
Источник
Атрибуты и признаки государства.
В контексте рассмотрения вопроса о признаках государства, на наш взгляд, следует рассмотреть вопрос о элементы и атрибуты государства, и обратить внимание на то, что иногда:
• признаки государства смешивают с понятием «элементы государства»;
• до признаков государства относят ее атрибуты.
Из указанного выше ясно, что в таком случае смешение понятий «признак государства» и «элемент государства» является недопустимым.
Впрочем, атрибуты государства не следует рассматривать в качестве ее признаков, поскольку (а) отдельные атрибуты, которые мы находим у государства, могут иметь социальные институты, не имеющие даже ничего общего с государством (футбольные клубы, факультеты университетов, землячества и т.д.) ( б) отдельные атрибуты государства могут появляться значительно позже формирования самого государства и принципиально менять свою форму и вид в ходе исторического развития государства и т.д..
Очевидно атрибуты и символы государства имеют вспомогательное значение для формирования и функционирования государства. Именно поэтому проблемы, связанные с атрибутами и символами государства, не следует рассматривать как центральные для юриспруденции, хотя с точки зрения исторической или политической они (эти проблемы) могут приобретать серьезное значение.
На основании всего вышеизложенного сделаем следующие выводы:
• во признаком государства следует понимать внешние и внутренние характеристики государства как специфического общественного феномена, которые отличают его от других подобных общественных феноменов (например, общественных объединений, колоний и т.п.).
• все признаки государства с точки зрения их природы можно разделить на следующие группы, а именно:
1) субстанционально-пространственные признаки, т.е. признаки, касающиеся предпосылок возникновения государства и характеризующие ее через пространственно-временные и субстанциональные характеристики (территория, границы, население и т.п.);
2) содержательно-публичные признаки, т.е. признаки, которые характеризуют государство с точки зрения ее как специфического субъекта социальной сферы бытия человечества, а именно в зависимости от того социального назначения, которое она играет (публичная власть, суверенитет и т.д.). Данная группа включает также и социально-экономические признаки государства (налоги, сборы, экономическую политику и т.п.);
3) институциональные признаки, характеризующие внутреннюю структуру государственной власти, как определенным образом организованную совокупность материально-вещественных элементов (органы государства, должностные лица, аппарат государства и т.п.);
4) регулятивно-нормативные признаки, т.е. признаки, характеризующие государство как систему взаемовпорядкованих связей с:
(А) окружающими ее общественными субъектами;
(Б) ее внутриструктурных элементами. Основными вопросами теории государства и права
по рассматриваемому вопросу, являются:
• определение понятия «признак государства», а также отграничения этого понятия от других подобных понятий социально-политических и государственно-правоведческих наук;
• установление предельно необходимого (минимального) конкретного перечня признаков, характеризующих государство;
• наполнение конкретным содержанием каждого признака государства таким образом, чтобы она могла быть четко отделена от других понятий социально-политических и государственно-правоведческих наук, а также находилась в пределах определенного аттрактора, то есть те изменения, происходящие в ней в зависимости от места и времени, не меняли ее субстанции.
При этом следует учитывать, что конкретизация понимания содержания каждой отдельно взятой признаки государства, этапов и механизмов ее формирования и т.д., порождает огромное количество проблем, в том числе таких, которые должны быть решены в рамках юридической теории. Например, с таким признаком государства, как население, связаны такие проблемы, имеющие прямой выход в юридическую пловдину, как проблема титульной нации, правовых иммунитетов, проблема самоопределения нации и т.д..
Говоря о государственном суверенитете, следует помнить, что в его контексте прежде учитывают проблематику, связанную с соотношением государства и личности, народного суверенитета (которая имеет прямой выход к вопросам, касающимся демократии, как формы государственно-правового взаимодействия в процессе управления обществом и государством) и другие.
Аналогичное можно сказать и про все другие перечисленные признаки государства.
Наряду с понятием «признак государства» в литературе используются понятия «элемент государства», «атрибут государства» и «символ государства». Эти понятия нельзя смешивать, хотя у них есть свои точки пересечения содержательных нагрузок.
Типология государства.
Тип государства характеризуется:
• элитой (классом, социальной группой), которая находится при власти;
• системой производственных отношений и форм собственности, на которых эта власть основывается;
• системой методов и средств, применяемых эта власть для защиты производственных отношений и форм собственности;
• реальным (а не декларируемым) общесоциальным содержанием политики государства, ее настоящей роли в обществе;
• уровнем культурно-духовного развития населения государства в целом и личности в частности.
Понятие исторического типа государства связывается с установлением закономерной зависимости классовой сущности государства от экономических отношений, доминирующих в обществе на определенном этапе его развития. Исторический тип согласно марксистско-ленинской теории отражает единство классовой сущности всех государств, имеющих общую основу, обусловленную господством данного типа собственности на средства производства.
Классово-формационный подход к типологии государств был единственным в нашей научной и учебной литературе до 90-х годов XX ст.
Исходя из степени духовности народа, культуры, идеологии, национального характера, менталитета, географической среды и других факторов, сторонники цивилизационного подхода делят цивилизации на:
Первичным цивилизациям присуще командно-административная организация государственной власти. Государство обеспечивает как политическое, так и хозяйственно-социальное функционирование общества, а не определяется ими. Из первичных цивилизаций сохранились лишь те, что смогли последовательно развить духовно-культурные основы во всех видах деятельности человека (египетская, китайская, мексиканская, западная, православная, арабский и др.)..
Вторичные цивилизации (государства Нового и Новейшего времени, современные государства) возникли на основе различия, сказалась с самого начала между государственной властью и культурно-религиозным комплексом. Власть оказалась не такой всемогущей и все проникающей силой, какой она представала в первичных цивилизациях. Европейская цивилизация, начиная с античности, тяготеет к ринкововласницького устройства, гражданского общества и правовой организации. Государства Северной Америки восприняли и развили эту направленность европейских государств.
Отличие цивилизационного подхода от формационного состоит в возможности раскрытия сущности любой исторической эпохи через человека, через совокупность господствующих в данный период представлений каждой личности о характере общественной жизни, о ценностях и целях ее собственной деятельности. Цивилизационный подход позволяет видеть в государстве не только инструмент политического господства эксплуататоров над эксплуатируемыми, но и важный фактор духовно-культурного развития общества.
Таким образом, согласно цивилизационного подхода:
(1) сущность государства определяется как соотношение соци-аиьних сил, так и накоплением, преемственностью культурно-духовных образцов поведения;
(3) разнообразие национальных культур определяет пути развития государств, их типы.
Каждый из двух подходов имеет свои достоинства и недостатки. Недостатком цивилизационного подхода является нередкая недооценка социально-экономического фактора, возвеличивание культурного элемента как «души, крови, лимфы, сущности цивилизации» (А. Тойнби). К недостаткам формационного подхода относится переоценка классово-экономического фактора. Вне поля его зрения остается огромный пласт культурно-ценностных идей и представлений, которые нельзя охарактеризовать как классу. Нельзя принять и существующую в рамках формационного подхода неоправданную апологетику социалистического государства как высшего и последнего исторического типа.
Какой из двух подходов к типологии государств следует отдать предпочтение?
Отметим, что классификация государств по типам может быть осуществлена по другим критериям.
Типы государств по уровню защиты прав и свобод человека:
— Правовые: государства с режимом конституционной законности;
— Неправовые: либо государства с режимом беззакония, или государства с режимом революционной законности.
Типы государств по способу получения власти:
— Легитимные (приобретение власти признано законным со стороны населения страны и международного сообщества);
— Нелегитимные, но существующие де-факто (приобретение власти осуществлено незаконным путем).
Источник
Государство, его признаки, атрибуты и функции
Согласно историческому плану, государство можно определить, как – общественное образование, которое управляет людьми с помощью власти, проживающее на закреплённой границами территории. Существование государства обусловлено защитой, обеспечением порядка и предоставлению благ гражданам страны.
В структурной форме государство – совокупность организаций, призванных выполнять законодательную, исполнительную и судебную власть.
Государство – территориальное образование, с наличием политической власти, регулирующей специальными манизмами управления общество, для функционирования и жизнедеятельности страны. Государство представлено важным институтом в обществе, обусловлено суверенностью и управляющее жизнедеятельностью населения.
Теории о происхождении государства
Признаки государства
Атрибуты государства
Территория – официально закреплённые границы страны, разделяющие суверенность других стран.
Население – граждане страны, на которых действует законодательство, власть и обеспечивается государственная защита.
Аппарат – совокупность учреждений, наличие управляющего класса, с помощью которых обеспечивается деятельность государства, издание или изменение законов, обязательных для всех индивидов.
Функции государства – направления жизнедеятельности государства, наполненные содержанием, где объясняется смысл и сущность государства и общественной жизни.
Классификация и виды функций
Внутренние функции – деятельность государства, направленная на управление жизнедеятельности населения. Они разделяются на:
1. Основные – осуществимые правительством. Основные задачи выражены в обеспечении социального порядка, охраны, свободы населения; установление законов; охрана общественных отношений; финансовое регулирование; налогообложение; распределение финансов по различным областям.
2. Неосновные – характеризуются традиционным характером, т.е. основные вопросы здравоохранения, транспортной системы, образования, управление СМИ.
Политические функции – организация народовластия и функционирование демократического строя.
Экономические функции – регулирование экономических взаимоотношений, контроль за экономическими оборотами.
Социальная функция – регулирование общественных стандартов жизни (прожиточный минимум, установление пенсий и заработных плат), поддержка некоторых категорий населения (инвалиды, малоимущие и т.д.).
Финансовый контроль – контроль за сбором налогов; создание государственного бюджета; установление денежной политики.
Правоохранительные функции – обеспечение безопасности населению; защита имущества; функционирование законов; борьба с преступностью.
Экологические функции – программы по защите окружающей среды; правила природного пользования; регулирование экологических стандартов.
Функция развития культуры, научной деятельности, образования, направленная на самосовершенствования личности.
Регулирование этнических отношений.
Внешние функции – деятельность государства на мировом уровне:
Формы осуществления функций государства – реализация функций государства, по средствам специализированных органов.
Методы осуществления функций государства – обеспечение функций государственных органов, через убеждение или принуждение, санкции или поощрение.
Государство придавлено многофункциональным институтом, который включает в себя: законодательные органы, исполнительные учреждения, правоохранительные органы, судебная система и т.д. Правительство – главный распорядительный орган в государстве.
Форма государства определяется культурным развитием (традициями, ценностями, нормами); внешнеполитическими отношениями, историческим прошлым. Она включает в себя: форму правления, устройство и политический режим, которые представляют единое целое.
1. Форма правления – организация государственной власти, которая задаёт структуру органов, тип отношений с населением, участие людей в образовании государственных органов.
Монархия – тип правления, характеризующийся сосредоточением всей власти в руках одного человека или семьи, которая передаётся из поколения в поколение. Она разделяется на:
Абсолютная монархия | – государственная власть всецело принадлежит монарху (королю, императору, эмиру и т.д.), не ограничиваясь государственными органами. В странах с абсолютной монархией присутствует парламент, но он не имеет власти, а носит консультативный характер. Страны-представители – Бруней, Оман, Бутан, Катар, Бахрейн и Саудовская Аравия. |
Ограниченная монархия | – государственная власть помимо монарха, принадлежит парламенту, действующим на основании конституции. Она разделяется на дуалистический и парламентский тип. |
Дуалистическая монархия | – глава государства выполняет свои функции вместе с представительными органами (парламентом). Монарх вправе выбрать членов парламента, которые будут нести ответственность перед главой. Дуалистическая монархия представлена в Непале, Кувейте и Иордании. |
Парламентская монархия | – власть главы государства ограничена представительными органами. Правительство представляет результат победы партии, выигравшей в голосовании. Парламент выбирается населением. Глава государства носит церемониальный характер, представляя традиции и обычаи государства. Парламентские монархии – Дания, Испания, Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Норвегия и т.д. |
Республика – тип правления, характеризуется избранием государственного правительства населением страны, на основании государственного голосования. Правительственные органы носят коллегиальный характер в то врем как народ представлен источников власти. Выбранные лица или политические партии несут ответственность перед населением.
Президентская республика | – глава государства представлен главной исполнительной власть. Который назначает и снимает с должности членов государственных органов. Правительство отчитывается перед президентом, т.к. имеет разделение власти. Глава выбирается на определённый срок путём всеобщего голосования. Страны-представители: США, Бразилия, Аргентина, Египет и т.д. |
Парламентская республика | – власть в государстве принадлежит председателю правительства. Парламент определяет правительство, где парламент несёт ответственность за свои действия перед правительством. Страны-представители: Греция, Германия, Индия, Италия и т.д. |
Парламентско-президентская республика (смешанная) | – представлена смешанным типом, где парламент и президент имеют взаимоуровновешеваемую власть. В число представителей этого вида входит и РФ. |
2. Политический режим – комплекс мер осуществления верховной власти, задающий обстановку в стране (уровень свободы индивидов, наличие прав). Политический режим разделяется на демократический и недемократический.
3. Территориальное устройство государства – официально закреплённые границы государства. Проявляется в взаимоотношениях страны с составными частями.
Формы государственно-территориального устройства
1. Унитарное государство – страна представлена административно-территориальными частями, которые находятся в подчинении государственной власти, обладают суверенитетом и единством. Признаки унитарного государства: наличие административно-территориальных единиц; действие законодательства на территории областей; наличие судебной системы; гражданство; пользование финансов из общего бюджета страны.
Унитарные государства в свою очередь разделяются на:
2. Федерация – объединённые территориальные подразделения в союзное государство, в состав которых входят субъекты, обладающие самостоятельностью и отдельной властью. Федерация – результат соединения независимых стран в одну.
Признаки федеративного государства: объединённые территориальные единицы в единой государство; федеральные органы представлены верховной властью; административные-территории обладают своей конституцией.
3. Конфедерация – достижение целей, при помощи объединении государств. Такие союзы носят неустойчивый характер с шансом объединения в федерация. Пример: Германский союз, Швейцарский союз и т.д.
Источник