Аскриптивный статус приобретается благодаря наследуемым признакам

Определения основные понятий по дисциплине (глоссарий)

АНОМИЯ (буквально «без норм» – понятие, введенное в социологию Э. Дюркгеймом). Состояние общества, в котором те или иные области социальной жизни, типы социальных отношений и поведения людей выпадают из сферы нормативного регулирования со стороны общества вследствие отсутствия необходимых для этого норм, или в случае, когда значительная часть людей не считает обязательным следовать существующим нормам. Э. Дюркгейм дал образную характеристику данному состоянию ценностно-нормативного вакуума: «… когда старые боги умерли, а новые ещё не родились».

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ – это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования на практике. Классификация: разведывательное (пробное, пилотажное), описательное и аналитическое; точечное (монографическое) и повторное (лонгитюдное, когортное, трендовое, панельное); сплошное и выборочное; полевое и лабораторное; опрос, наблюдение, анализ документов и эксперимент.

Социологическое исследование включает следующие этапы:

1) подготовка исследования;

2) сбор первичной социологической информации;

3) обработка полученных данных;

4) анализ и обобщение полученной информации;

5) подготовка отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций.

МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ – основные способы сбора, обработки и анализа данных; правила и процедуры, с помощью которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и теориями.

МЕТОДЫ СБОРА ПЕРВИЧНОЙ СОЦИОЛоГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ – анкетирование, интервьюирование, анализ документов, наблюдение, социальный эксперимент.

КУЛЬТУРА В широком смысле культура понимается как результаты материальной и духовной деятельности людей. В узком – совокупность ценностей, норм, символов, образцов действий. Культура имеет две основные социальные функции: 1) интегративную, связанную с объединением людей в единое общество или общность на основе единых стандартов поведения, норм, ценностей, традиций; 2) регулятивную; выступая нормативной системой, культура упорядочивает, направляет и ориентирует действия людей.

ЛИЧНОСТЬ – системное качество человека, устойчивая совокупность социально-значимых черт и способностей, обусловленных его включенностью в общественные взаимодействия.

Мобильность социальная (Понятие введено в социологию П. Сорокиным) — процессы и результаты перемещения субъектов (индивидов, социальных групп) в социуме. Виды социальной мобильности: 1) по направленности перемещения: горизонтальная социальная мобильность, или перемещение индивида в рамках одного слоя; вертикальная мобильность — перемещение индивида или социальной группы из одной страты в другую, в результате которого изменяется социальный статус (повышается или понижается); 2) по характеру субъекта социальной мобильности: индивидуальная (перемещение одного человека) и групповая (перемещение группы); 3) по причинам перемещений: добровольные и вынужденные; 4) по виду стратификационной системы, в рамках которой рассматривается мобильность: экономическая, политическая, профессиональная и т. д.

ОБЩЕСТВО – сложная социальная система, целостное образование, основным элементом которого являются люди с их связями, взаимодействием и отношениями как исторический этап, определенная форма общественного развития.

ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ – стратегический документ научного исследования, цель которого представить общую схему или план будущего мероприятия, изложить концепцию всего исследования. Состоит из двух частей: I. Теоретико-методологическая: 1) формулировка и обоснование проблемы, 2) определение цели и задач, 3) определение объекта и предмета исследования, 4) логический анализ основных понятий, 5) формулировка гипотез; II. Методическая: 1) определение обследуемой совокупности, 2) характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации, 3) логическая структура инструментария, 4) логические схемы обработки информации на ЭВМ, 5) организационный план.

Социализация представляет собой процесс освоения индивидом в течение всей его жизни социальных норм, культурных ценностей, стереотипов поведения, социально-психологических свойств для успешного функционирования в обществе.

Выделяются две фазы социализациисоциальная адаптация и интериоризация. Социальная адаптация — это приспособление индивида к социальным условиям, ролевым функциям, нормам и социальным ожиданиям, к среде его жизнедеятельности. Интериоризация — это процесс включения социальных норм и культурных ценностей в сознание человека. Институтами или агентами социализацииназывают те социальные общности, социальные институты и организации, которые выступают трансляторами социального опыта новым поколениям.

СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА – это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной груп­пе и считаются ее членами с точки зрения других людей.

Под первичными группами принято понимать такие группы, в которых установлены эмоциональные личностные контакты (семья, сверстники, дружеская компания).

Вторичные группы возникают на основе вторичных отношений. Здесь социальные контакты носят безличностный характер. Эти группы объединяют людей в силу исполнения ими определенных ролей, обладания социальными статусами, а не наличия симпатии (школьный класс, студенческая группа, клуб, цех, ассоциация).

К большим группам относят многотысячные группы, выступающие носителем и хранителем истории, обычаев, традиций, ценностей (классовая, этническая, профессиональная, территориальная и др.).

Малые группы являются устойчивыми объединениями людей, в которых происходит прямое взаимодействие. В малой группе относительно небольшое число участников (от 2-3 до 20-25 человек).

Референтная группа это реальная или воображаемая группа выступающая для личности эталоном.

Социальная девиация – это любое отклонение от стандарта или нормы в поведении индивида. Признаки социальной девиации: несоответствие общепринятым нормам; абсолютный или относительный характер несоответствия; зависимость возникновения от особенностей социализации, социального статуса, ситуации; связь с особенностями субкультуры к которой принадлежит индивид.

СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА – стандарты, (правила), регулирующие поведение индивида в обществе.

СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ — совокупность людей, поддерживающих солидарные социальные связи (помощь, поддержка, совместное противостояние чему-либо или кому-либо, усиление защищенности, повышение эффективности своих действий и т. д. Разновидности общностей:

1. Мнимые общности, или множества, когда существует только видимость социальных связей. К таким общностям относятся определенные категории людей, выделяемые по какому-то признаку (возрастному, половому, профессиональному, семейному и др.); агрегации как объединения людей, пространственно находящиеся в одном месте (пассажиры поезда); массы, где люди выступают как разрозненные индивиды (слушатели радио, телезрители, избиратели).

2. Контактные социальные общности. В них устанавливается социальная связь. К таким общностям относят аудиторию, где присутствует «ориентация на другого»; толпу как спонтанную временную общность (очередь, сборище, мятеж); социальные круги (статусные, профессиональные, дружеские и т. д.), которые основаны на контактах с очень слабо установленной связью и лишены устойчивых отношений между членами.

3. Групповые общности, или социальные группы – это общности людей с устойчивыми социальными взаимодействиями.

СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ – это такой способ совместной деятельности людей, при котором она принимает форму жестко упорядоченного, регулируемого, скоординированного и направленного на достижение конкретных целей взаимодействия.

Характерными признаками социальной организации являются следующие:

— направленность на достижение цели;

— распределение членов организации по ролям и статусам;

— разделение труда и его специализация;

— построение по иерархическому принципу;

— управление в единстве с самоорганизацией.

Основные элементы организации:

1. Социальная структура организации

2. Цели, ради достижения которых осуществляется деятельность организации.

3. Члены организации

5. Внешняя среда, окружающая организацию, включающая различные компоненты (государство, рынок, ресурсы, культура и т. д.).

Деловые организации (предприятия, учреждения и т. д.)

Общественные организации (партии, профсоюзы и т. д.)

Ассоциативные организации (неформальные группы и т.д.)

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС – это понятие, обозначающее последовательную смену явлений, состояний, событий, ситуаций, стадий и т.п.; совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенных результатов и целей. Социальный процесс связан с возникновением нового в жизни отдельных людей и общества в целом, с формированием и развитием их как субъектов социальных действий.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТА — это слой общества, социальное образование, выделяемое по различным критериям.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРа — это упорядоченность взаимоотношений людей в повторяющихся и устойчивых формах. Основные виды социальной структуры: социально-групповая, социально-институциональная, социально-организационная. Выделяют следующие разновидности социально-групповой структуры: социально-демографическая; социально-территориальная; социально-классовая; социально-этническая; социально-профессиональная и др.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ — деление общества на слои. Предполагается, что определенные социальные различия приобретают характер иерархического ранжирования («выше» — «ниже»). М. Вебер выделил три основных компонента неравенства: 1) имущественное неравенство (богатство); 2) неодинаковый престиж (группы людей в разной мере пользуются почетом и уважением); 3) неравный доступ к власти.

Социальное взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного воздействия индивидов друг на друга, при котором действия одного субъекта являются одновременно причиной или следствием ответных действий другого субъекта.

Признаки социального взаимодействия: взаимообусловленность, сопряжённость социальных действий индивидов; возможность возобновления.

Структура социального взаимодействия: два или более индивида, обуславливающих поведение друг друга; взаимные действия, влияющие на переживания и поступки индивидов; наличие проводников, передающих эти воздействия индивидов друг на друга; изменения во внешней среде.

Социальное действие – это преднамеренный поведенческий акт индивида, ориентированный на других людей, их возможные ответные действия (М.Вебер). Признаки: субъективная мотивация (осознанность) и ориентация на других людей. Структура: субъект действия (актор, деятель, действующее лицо); потребность в активизации поведения (мотив, интерес); объект действия; цель действия, методы достижения цели; результат. Внешний фактор, влияющий на социальное действие – ситуация (социальная среда, определяющая средства достижения цели).

Виды социального действия (по М. Веберу): целерациональное; ценностно-рациональное; традиционное; аффективное.

СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. Одно из наиболее общих социологических понятий. В зависимости от исследовательской парадигмы под социальным изменением понимается переход социального объекта из одного состояния в другое;

cмена общественно-экономической формации;

существенная модификация в социальной организации общества, его институтах и социальной структуре;

изменение установленных социальных образцов поведения;

обновление и рост многообразия институциональных форм.

РЕВОЛЮЦИЯ – комплексное изменение всех или большинства скачкообразный характер и представляет собой переход общества из одного качественного состояния в другое.

РЕФОРМА частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя.

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ является устойчивым комплексом формальных и неформальных норм, правил, принципов, регулирующих различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в системы социальных статусов и ролей.

Признаки социального института по С.С. Фролову: 1) установки и образцы поведения (например, привязанность, лояльность, ответственность и уважение в семье, послушание, лояльность и субординация в государстве), 2) символические культурные признаки (обручальное кольцо, флаг, герб крест, иконы и др.), 3) утилитарные культурные черты (дом для семьи, общественные здания для государства, магазины и фабрики для производства, учебные классы и библиотеки для образования, храмы для религии), 4) устный и письменный кодексы (запреты, правовые гарантии, законы, правила), 5) идеология (романтическая любовь в семье, демократизм в государстве, свобода торговли в экономике, академические свободы в образовании, православие или католицизм в религии). Функции социальных институтов:

1. удовлетворения общественных потребностей;

2. закрепления и воспроизводства общественных отношений;

3. регулятивная функция, связанная с обеспечением необходимого уровня социального контроля за деятельностью всех членов общества и направленностью их поведения;

4. интегративная функция, связанная с обеспечением сплоченности, взаимоответственности членов социальных групп, преемственности и социализации;

5. производства и распределения;

6. коммуникативная функция.

Социальный контроль – механизм саморегуляции социальной системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих его элементов посредством нормативного регулирования.

Социальный статус – положение, занимаемое индивидом (группой) в обществе. Различают статусы социально-групповой, определяемый социальным положением группы в социальной стратификации, и личностный, зависящий от индивидуальных качеств; предписанный (аскриптивный) статус (приобретается благодаря наследуемым признакам таким, как пол, национальность, социальное происхождение и т.д) и достигаемый ( приобретаемый благодаря собственным усилиям через получение высшего образования, повышение квалификации и т.д.).

ЦЕННОСТИ – социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о добре, любви, справедливости, патриотизме и т. д.; предметы, т. е. ценности бывают духовные и материальные. Выделяют ценности-цели (терминальные) и ценности-средства (инструментальные). К первой группе относятся семья, любовь, дружба и т. д.; ко второй – образование, деньги, карьера и т. д.

Читайте также:  Черные губы признак какой болезни

Дата добавления: 2015-01-01 ; просмотров: 21 ; Нарушение авторских прав

Источник

Приписываемый статус

Кроме рассмотренных видов статуса существуют и другие. Приписываемый статус (его еще называют аскриптивным) — это статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени.

ся, чувствовавший, мысливший и действовавший как девочка, усилиями медиков во взрослом возрасте становится женщиной. Он обретает свой истинный пол, к которому он был предрасположен психологически, но который не получил биологически. Какой пол — мужской или женский — следует в таких случаях считать прирожденным? Однозначный ответ до сих пор не найден.

В последнее время ученые начали сомневаться в том, существует ли вообще прирожденный статус, если пол, расу и национальность в отдельных случаях люди изменяют. Когда родители — лица разной национальности, трудно определить, какой национальности должны быть дети. Нередко они сами выбирают, что записывать в паспорте. Переселившись навсегда в другую страну, особенно в молодом или детском возрасте, русские эмигранты — тем более их дети — нередко забывали старые обычаи и в корне меняли национальные привычки, язык, стиль поведения.

Возраст — биологически определяемая черта, но он не является прирожденным статусом. В течение жизни человек переходит из одного возраста в другой. Каждой возрастной категории общество приписывает определенные права и обязанности, каких нет у других категорий. От конкретной возрастной категории люди ждут вполне определенного поведения: от молодых, например, ожидают уважения к старшим, от взрослых — заботу о детях и стариках.

После наступления определенного возраста сын короля наследует от отца корону. Король — приписываемый статус. Приобрести его может только тот, кто родился в королевской семье. Если учитывать кровнородственную связь, то приписываемый статус можно назвать также прирожденным, биологическим. В этом смысле дворянские титулы князя, графа, барона, передаваемые от отца к сыну, тоже являются прирожденными. Однако король за определенные провинности мог лишить человека дворянского титула. Стало быть, правильнее говорить о приписываемом (присваиваемом), а не о прирожденном статусе.

Система родства обладает целлям набором приписываемых статусов. Только часть из них является прирожденными статусами. К ним относятся статусы:»сын», «дочь», «сестра», «брат», «племянник», «дядя», «тетя», «бабушка», «дедушка», «кузен» и некоторые другие, выражающие кровное родство (попытайтесь завершить список). Кроме них существуют некровные родственники. Их еще называют «родственниками-в-законс». Женившись, мужчина получает в родственники всю кровную родню жены. У него появляется «мать-в-за-

коне» (теща), «отец-в-законе» (тесть) и т.д. Стать «родственником-в-законе» можно только через брак. Приобрести статус кровного родственника можно также и через закон, например, через усыновление. Статусы падчерицы и пасынка, хотя их называют дочерью и сыном, статусы крестного отца и крестной матери нельзя считать прирожденными.

Таким образом, приписываемым, или аскриптивным, является такое положение в обществе, над которым индивид не имеет контроля и/или которое он занимает независимо от своей воли, желания, усилий.

Определите, относятся ли к приписываемым следующие статусы: «император», «глава католической церкви», «сенатор», «президент», «свекр», «муж», «украинец’, «принц’, «герцог», «боярин», «опричник», «вельможа’.

Существенно отличается от приписываемого статуса достигаемый. Достигаемым называется статус, который человек получает благодаря собственным усилиям, желанию, свободному выбору либо приобретается благодаря удаче и везению. Если приписываемый статус неподконтролен индивиду, то достигаемый находится под контролем. Достигаемым считается всякий статус, который не назначается человеку автоматически самим фактом рождения.

Профессию водителя или инженера человек приобретает (достигает) благодаря собственным стараниям, подготовке и свободному выбору. Статус чемпиона мира, доктора наук или рок-звезды он приобретает также благодаря собственным усилиям, огромному труду.

С меньшим трудом даются такие статусы, как «школьник», «покупатель» и т.п.

Достигаемый статус требует принятия самостоятельного решения и самостоятельных действий. Статус мужа является достигаемым: чтобы его получить, мужчина принимает решение, наносит визит родителям невесты, делает официальное предложение и совершает массу других действий. К достигаемому статусу относятся позиции, которые люди занимают благодаря своим стараниям или заслугам. «Аспирант» — статус, которого выпускники вуза добиваются, конкурируя с другими и проявляя выдающиеся успехи в учебе. Почетным горожанином, почетным гражданином или почетным доктором зарубежного университета можно стать благодаря прошлым достижениям, иногда специально не добиваясь этого звания.

Чем динамичнее общество, тем больше в его социальной структуре ячеек, рассчитанных на достигаемые статусы. Чем больше в обществе достигаемых статусов, тем оно демократичнее. Проведя сравнительно-исторический анализ, ученые установили: раньше в европейском обществе было больше приписываемых, а сейчас больше достигаемых статусов.

Разберитесь со своим статусным набором: какие статусы являются в нем приписываемыми, а какие достигаемыми? А у ваших родителей, родственников и друзей?

Источник

ПРИПИСЫВАЕМЫЙ И ДОСТИГАЕМЫЙ СТАТУСЫ

Впервые употребил понятия «достигаемый и приписываемый статус» в современном понимании выдающийся американский антрополог и социо­лог Ральф Л интон».

В литературе и преподавательской практике не сложилась устойчивая традиция словоупотребления статусных наименований. Нередко один и тот же статус называют по-разному. Так произошло с терминами «приписывае­мый статус» (ascriptive status) и «достигаемый статус» (achievedstatus). В рав­ной мере часто встречаются написания предписанный, приписываемый и при­рожденный статус для обозначения одного и того же явления. То же можно сказать и о достигаемом статусе, который часто именуется достигнутым и приобретенным. Мы считаем, что любой вариант легитимен.

В английском языке achieved status обозначает нечто, что уже совершилось, а не продолжает совершаться. Логичнее его переводить как достигнутый ста­тус, а термин «ascriptivestatus» — как приписываемый статус. В отечественной литературе одинаково часто используют термины «приписываемый» и «пред-

» Linton R. The Study of Man. N.Y., 1936.

писанный» статус. Будем следовать этой практике и мы, считая, что оба вари­анта написания имеют одинаковое право на существование и что студент, встретившись с одним из них, будет точно знать, о каком явлении идет речь. Но как бы мы ни писали данное слово, всегда возникает вопрос: кто или что предписало человеку такой статус — природа, общество, божество? В од­ном случае статус предписывает природа, если, к примеру, речь идет о муж­чинах и женщинах, а в других — общество, создающее такие законы, по ко­торым статус, скажем, короля, мог наследоваться и передаваться представи­телям одного и того же рода в течение многих веков. Но были общества, где верили, что все на Земле происходит от бога или божества, поэтому место

человека в обществе предписывается сакральными законами.

В разряд предписанных (или припи­сываемых) статусов входят пол, возраст, национальность, раса. Цвет кожи «пред­писан» природой. Его невозможно по­менять, если не произвести специаль­ной и очень дорогостоящей хирургичес­кой операции. Точно так же обстоит дело с полом — его предопределила нам природа. Но статус короля — не природ­ная, а социальная предзаданность — его предписало общество.

Статус крепостного — предписанный, унаследованный от родителей и передаваемый детям. Статус раба тоже надо считать предписанным, по­скольку ребенок, рожденный от раба, автоматически становился рабом, т.е. наследовал статус родителей. Римские рабовладельцы в первые века нашей эры и американские плантаторы XVIII в. специально стимулировали высо­кую рождаемость у рабов, поскольку такой способ получения дополнитель­ной рабочей силы был относительно дешев.

Рабство обозначало принудительный труд в любой сфере экономики, а крепостничество — только в сфере сельского и домашнего хозяйства. Кре­постной — подчиненный кому-то крестьянин. Раб —личная собственность господина, чаще всего иностранец. Крепостной — из местных. Хозяин мог продать своего раба, но феодал не мог продать крепостного. Если он разо­рялся, то продавал землю вместе с крестьянами.

В истории рабами становились целые племена, на которых возлагались те или иные трудовые повинности, например заготовлять лес для строительства

12 Bergel E. Social Stratification. N.Y., 1962. P. 76.

кораблей. Покоренные племена часто лишались всех прав и становились рабами, но иногда они сохраняли часть прав и превращались в крепостных-сервов. В эпоху Каролингов крестьяне-колоны были частично свободными: могли жениться и владеть частью имущества, но не имели права покидать землю. В их обязанности входили работы (три дня в неделю они трудились на феодала) и ручные работы, строительство, разгрузка, транспортировка, сбор плодов. По мере развития общества сложился круг постоянных работ, за выполнением которых закреплялось зависимое население. Строительство (жилые дома, замки, фортификация, дороги), домашние работы, ремесла приобрели разный статус и постепенно стали наследственными.

В вождествах в приписывании стату­са основную роль играет принцип стар­шинства и генеалогия человека, а в госу­ дарствах-нациях — принцип наследова­ния богатства, благодаря которому формировалась богатая аристократическая прослойка. Наследование имений, титулов и званий в течение многих поколений позволяло детям получать та­кие стартовые возможности (жизненные шансы), которых никогда не имели выходцы из бедных семей. Статус короля передается по наследству, и насле­дование — один из важных социально-политических институтов общества.

Приписываемый статус (предписанный, аскриптивный) — это статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии вре­мени. Этот статус не совпадает с прирожденным. Прирожденными в стро­гом смысле считаются только три социальных статуса: раса, пол, националь­ность. Так, чернокожий — прирожденный статус, характеризующий расу; мужчина — прирожденный статус, описывающий пол; русский — прирож­денный статус, показывающий национальность. Раса, пол и национальность заданы биологически, человек наследует их помимо своей воли и сознания. Правда, пол и цвет кожи можно изменить в результате хирургической опе­рации. В связи с этим появились понятия биологического пола и социально приобретенного. Хирургическое вмешательство понадобилось потому, что две разновидности пола пришли в противоречие. Мужчина, с детских лет игравший в куклы, одевавшийся, чувствовавший, мысливший и действовав­ший, как девочка, усилиями медиков во взрослом возрасте становится жен­щиной. Он обретает свой истинный пол, к которому он был предрасположен психологически, но который не получил биологически. Какой пол — муж­ской или женский — следует считать прирожденным? Однозначный ответ до сих пор не найден.

В последнее время ученые начали сомневаться в том, существует ли во­обще прирожденный статус, если пол, расу и национальность в отдельных случаях люди изменяют. Если родители —лица разной национальности, труд­но определить, какой национальности должны быть дети. Нередко они сами выбирают национальность. Переселившись навсегда в другую страну, осо­бенно в молодом или детском возрасте, русские эмигранты забывали старые обычаи и в корне меняли национальные привычки, язык, стиль поведения, мало отличаясь от коренных жителей. Биологическая национальность вытес­нялась социально приобретенной.

Возраст — биологически определяемая черта, но он не является прирож­денным статусом. В течение жизни человек переходит из одного возраста в

другой. Каждой возрастной категории общество приписывает определенные права и обязанности, каких нет у других категорий. От конкретной возраст­ной категории люди ждут вполне определенного поведения: от молодых ожидается уважение к старшим, от взрослых — забота о детях и стариках.

Рис. 12. Каждой возрастной категории общество приписывает определенные права и обязанности, и от конкретной возрастной категории люди ждут вполне определенного поведения

В определенный момент сын короля наследует от отца престол. Король — приписываемый статус. Его может приобрести только тот, кто родился в королевской семье. Если учитывать кровно-родственную связь, то этот при­писываемый статус можно назвать также прирожденным, биологическим. Тогда дворянские титулы князя, графа, барона, передаваемые от отца сыну, можно назвать прирожденными. Однако король за определенные провинно­сти мог лишить человека дворянского титула. Стало быть, правильнее гово­рить о приписываемом (присваиваемом), а не о прирожденном статусе.

Читайте также:  Признаки перпендикулярности прямых 7 класс

Цвет кожи не имел бы значения, если бы люди не нагружали его соци­альной атрибутикой. Какая разница, белый ты или черный, для людей важ­нее личные качества и достоинства человека. Тем не менее еще в древней­шие времена человек превратил биологические атрибуты в признаки или даже основание для социального неравенства. Еще в эпоху вождеств главой пле­мени выбирали исключительно человека, обладающего гладкой и здоровой кожей (конечно, помимо прочих необходимых качеств — мудрости, оратор­ского искусства, бесстрашия).

Негр — биологически прирожденный статус в том смысле, что невозмож­но изменить цвет кожи и связанные с ним физиологические особенности организма. Однако чернокожие в США, ЮАР и на Кубе имеют разные со­циальные статусы. На Кубе негр — представитель коренного населения, составляющего абсолютное большинство, имеет равные с другими права.

В ЮАР, как и на Кубе, негры большинство населения, но в период апартеи­да они подвергались политической и социальной дискриминации. В США негры составляют меньшинство населения, но правовая ситуация в извест­ный исторический период напоминала ситуацию в ЮАР.

В кастовой системе место человека обусловлено рождением. Это припи­сываемый статус. Он определяет практически все жизненные траектории индивида: какое образование он сможет получить, каким занятием овладеть, с кем вступить в брак. Кастовая система основана на приписывании и харак­теризуется очень сильной инерционностью, когда человеку приходится пре­одолевать стратификационные барьеры.

Процесс приписывания неравных позиций разным статусам начался давно и сохраняется сейчас, т.е. это незавершенный процесс. Бомж — признак со­циального аутсайдера. Ранг данного статуса очень низкий. Хотя в ряде слу­чаев быть человеком без определенного места жительства если не почетно, то уж по крайней мере не зазорно. Большую часть истории человечество не имело паспортов, которые юридически прикрепляют человека к единствен­ному месту в социальном пространстве. Можно привести множество соци­альных групп, например бродячие музыканты или цыгане, которые по ста­рым советским меркам подпадают под категорию бомжей.

Таким образом, приписывание является: а) универсальной чертой, свой­ственной всем культурам и эпохам; б) специфическим свойством, различаю­щимся в разных культурах и в разные исторические эпохи, в) чисто социаль­ной характеристикой, не встречающейся в природе; г) неоконченным социо­культурным и историческим процессом.

Итак, по отношению к данной разновидности в одинаковой мере приме­нимы названия — «предписанный» и «приписываемый» статус. Их можно употреблять как синонимы, и ошибки не будет. Таковы особенности пере­вода на русский язык некоторых иностранных терминов.

Приписываемымназывается статус, обладание или изменение которого находится вне контроля человека, зависит либо от природы, либо от институ­та наследования (принц станет королем). Биологическое наследование — раса, национальность. Общество позволяет наследовать титулы (дворянский титул). Негр — биологический статус. Социальным статусом делает его положение данного статуса в обществе (отношение, как к людям второго сорта, в Брази­лии). Таким образом, на биологическую сущность накладываются социальные характеристики. Свойство приписывать, т.е. придавать то или иное социокуль­турное значение, присуще только человеческому обществу. Все природные явления, попадая в общественный оборот, проходят процедуру приписывания, т.е. наделения их новым качеством, которого у них раньше не было.

Например, в России рабочие в XVIIIв. считались неудачниками (как ни­щие, бомжи, бродяги — социальные аутсайдеры). В советское время статус рабочего поднялся, у них появилась своя партия, которая не только выражала их идеи, но и навязывала свои взгляды всему населению, включая искусст­во, образование, т.е. они были выразителями господствующей идеологии в обществе. Получение статуса рабочего потребовало обучения.

Два биологически равных пола — мужчина и женщина, попав в соци­альную среду, наделяются разными значениями, т.е. им приписываются раз­ные социальные качества. В результате биологический пол превращается в социальный род — тендер. Общество перечеркнуло то, что предписала ему

природа, и создало новую структуру отношений двух полов, превратив их в социальные характеристики, социальные статусы. Феминизм выступает за перераспределение ролей между мужчиной и женщиной; суть этого движе­ния — уравнивание прав двух полов и устранение социальной дискримина­ции, но вовсе не господство одного из полов над другим. Феминизм не вы­ступает зато, чтобы женщина встала во главе всей социальной пирамиды.

Итак, приписываемымназывается статус, в котором человек рожден (прирож­денный статус), но который позже обязательно признан таковым обществом или группой. Таким образом, чернокожий — не только прирожденный (заданный природой) статус, но и приписываемый. К приписываемым и прирожденным ста­тусам относятся: «член королевской се­мьи», «потомок дворянского рода» и т.д. Они являются прирожденными потому, что королевскими и дворянскими приви­легиями ребенок наделяется по наслед­ству как кровный родственник. Статус верховного правителя, т.е. титул короля, переходил к сыну по праву его рожден ия, подобно тому как в вождествах наследо­вался статус вождя. Ликвидация монар­хического строя, уничтожение дворянс­ких привилегий свидетельствуют об отно­сительности подобных статусов.

Прирожденный статус должен полу­чить подкрепление в общественном мнении, социальном устройстве обще­ства. Только тогда он будет прирожден­ным и приписываемым одновременно. Система родства обладает набором приписываемых статусов, и только часть из них является прирожденными. К ним относятся сын, дочь, сестра, брат, племянник, дядя, тетя, бабушка, дедушка, кузен и некоторые другие, выра­жающие кровное родство (попытайтесь завершить список). Существуют так­же некровные родственники. Англичане называют их «родственники-в-зако-не», а русские «свойственники». Женившись, мужчина получает в родствен­ники всю кровную родню жены. У него появляются мать-в-законе (теща), отец-в-законе (тесть) и т.д. Стать родственником-в-законе можно только че­рез брак. Но кровным родственником можно стать также через закон, напри­мер через усыновление. Статус падчерицы и пасынка, хотя их называют доче­рью и сыном, статус крестного отца и крестной матери нельзя считать при­рожденными. Даже приписываемыми их следует называть лишь в той мере, в какой человек, получающий подобный статус, не волен выбирать его, иначе говоря, если усыновление происходило без согласия ребенка.

Подведем итоги. Приписываемый статус очень напоминает прирожден­ный, но к нему не сводится, поскольку тот является биологически унасле­дованным качеством. В строгом смысле приписываемый — это социально приобретаемый, но одинаковый по названию с прирожденным статусом. Так, «сын» может быть и прирожденным, и приписываемым статусом. Для того чтобы не возникало лишней путаницы, социологи договорились называть тот и другой типы статуса «приписываемый статус».

Таким образом, приписываемым, или аскриптивным, является такое по­ложение в обществе, над которым индивид не имеет контроля и (или) кото­рое он занимает независимо от своей воли, желания, усилий.

Если приписываемый — это любой статус, полученный не по своей воле, над которым индивид не имеет контроля, то достигаемый статус приобрета­ется в результате свободного выбора, личных усилий и находится под конт­ролем человека. Таковы статусы президента, банкира, студента, профессо­ра, православного, члена консервативной партии и множество других.

Достигаемый статус не подлежит автоматической передаче, его можно только заслужить, приложив усилия и проявив свои достоинства и таланты. В жизни сложнее, чем в теории, провести четкое разграничение между дву­мя видами статуса. Старший сын монарха обладает статусом наследника тро­на благодаря рождению (предписанный статус), но не через собственные усилия или достижения. Однако он может и не стать королем. Отречение от престола — событие не частое, но возможное — как свободный выбор наслед­ника (достигнутый статус).

Антропологи выявили следующую закономерность: число социальных ста­тусов возрастает пропорционально усложнению социальной структуры. Более развитые и более сложные общества предоставляют индивиду большую сво­боду выбора. В таком обществе, в частности, возрастает, число достигаемых статусов. В современном мире человек может выбирать, вступать ли ему в брак и иметь ли детей, т.е. даже такие статусы, как супруг и родитель, по сути являются приобретенными. В традиционном обществе люди обладают мень­шей свободой выбора в том, что касается брака и продолжения рода.

Иногда довольно сложно провести границу между приписываемым и достигаемым статусами. Например, хотя индивид сам выбирает вуз (из чис­ла тех, куда он подавал документы и куда был принят) или место работы (куда индивид обращался и где его получил), но на успех во многом влияют семей­ная принадлежность и социальное происхождение. Например, в американ­ской культуре высоко ценятся личные достижения человека, самостоятель­но пробивающего себе дорогу в жизни («из грязи в князи»), но рассчитывать на успех больше может представитель среднего или высшего класса, нежели выходец из низов. Статусы мужа, жены, крестного отца и крестной матери — достигаемые, поскольку их получают по собственному желанию.

Раньше некоторые должности могли занимать только мужчины, напри­мер полицейский, солдат, генерал. Это приписываемые статусы. Но когда и женщинам разрешили служить в полиции и армии, статус стал достигаемым. Папа римский — только мужская должность.

Статус меньше зависит от того, что делает человек, но больше от того, кем он является, кто он есть, особенно если статус предписываемый (предписан­ный), а не достигаемый. В этом смысле не существует предписываемого престижа — он может быть только достигаемым.

13 Kottak С. Op. cit. P. 265^270.

Чем динамичнее общество, тем больше в его социальной структуре яче­ек, рассчитанных на достигаемые статусы. Чем больше в обществе достига­емых статусов, тем оно демократичнее. Проведя сравнительно-исторический анализ, ученые установили, что раньше в европейском обществе было боль­ше приписываемых статусов, а сейчас — больше достигаемых.

От приписываемого статуса существенно отличается достигаемый — ста­тус, который человек получает благодаря собственным усилиям, желанию, свободному выбору либо благодаря удаче и везению. Если приписываемый статус неподконтролен индивиду, то достигаемый находится под его конт­ролем. Достигаемым считается всякий статус, который не назначается чело­веку автоматически самим фактом рождения.

Профессию водителя или инженера человек получает благодаря собствен­ным стараниям, подготовке, свободному выбору. Статус чемпиона мира, доктора наук или рок-звезды он приобретает также благодаря собственным усилиям, огромному труду. С меньшим трудом даются такие статусы, как школьник или покупатель.

Достигаемый статус требует принятия самостоятельного решения и само­стоятельных действий. Статус мужа является достигаемым: чтобы его полу­чить, мужчина принимает решение, наносит визит родителям невесты, де­лает официальное предложение и совершает другие действия. Кдостигаемому статусу относятся позиции, которые люди занимают в результате своих ста­раний или заслуг. Аспирант — статус, которого выпускники вуза добивают­ся, конкурируя с другими и проявляя успехи в учебе. Почетным горожани­ном, почетным гражданином или почетным доктором зарубежного универ­ситета можно стать благодаря совершенным в прошлом достижениям, иногда специально не добиваясь этого звания.

СМЕШАННЫЙ СТАТУС

Иногда очень трудно определить, к какому типу относится тот или иной статус. К примеру, статус безработного не является такой позицией, к кото­рой стремится большинство людей; напротив, ее избегают. Человек оказы­вается безработным чаше всего помимо своей воли и желания. Причиной служат не зависящие от него факторы: экономический кризис, охватываю­щий отрасль или общество в целом, массовые сокращения штатов, разоре­ние фирмы, структурная перестройка производства. Подобные процессы не находятся под контролем отдельного человека. В его власти — предприни­мать усилия в поисках работы или не делать этого, смирившись с судьбой.

Статус безработного считается смешанным, если он получен не доброволь­но, а в результате массового сокращения производства, экономического кризиса.

К смешанным статусамотносятся такие позиции, которые обладают од­новременно свойствами и приписываемого статуса, и достигаемого, напри­мер профессия юриста и династическое предопределение этой профессии.

Читайте также:  Первые признаки кровотечения у женщин при месячных

Политические потрясения, государственные перевороты, социальные революции, войны могут изменить либо даже отменить некоторые статусы огромных масс людей помимо их воли и желания. После Октябрьской рево­люции 1917 г.дворяне превратились в эмигрантов либо остались в стране и стали чиновниками, инженерами, рабочими, учителями, потеряв исчезнув-

ший из социальной структуры приписываемый статус дворянина. В начале 1990-х гг. на предприятиях и в учреждениях были ликвидированы партко­мы, и тысячи людей вышли из состава коммунистической партии.

Резкие изменения могут происходить и на индивидуальном уровне. Допус­тим, в 30 лет человек стал инвалидом. Его социально-экономическое положе­ние существенно изменилось: если раньше он самостоятельно зарабатывал на хлеб, то теперь стал целиком зависеть от помощи государства. О каком статусе здесь идет речь? Достигаемым назвать его трудно, поскольку по собственной воле никто не желает стать инвалидом. Его можно было бы считать приписываемым, но 30-летний калека не является инвалидом по рождению. Он стал инвалидом

в результате стечения обстоятельств, ко­торые находились вне его контроля.

Рассмотрим другой пример. Звание академика поначалу является достигае­мым статусом, но позже оно превращает­ ся в приписываемый, так как считается по­жизненным, хотя и не наследуемым. По­жизненным является звание олимпийского чемпиона, азвание чемпиона мира в каком-либо виде спорта могут отобрать те, кто показал лучшие результаты на новых мировых чемпионатах. Это — переходящее звание. Транссексуал —лицо, меняющее свой пол в зрелом возрасте.

Описанные выше случаи можно отнести к смешанному статусу. Он обла­дает чертами и приписываемого, и достигаемого статусов. Человек, достиг­ший степени доктора наук, не может передать ее своему сыну, однако тот может пользоваться определенными преимуществами, если решит двигать­ся по научной стезе: коллеги отца всегда будут покровительствовать юноше, и он приобретает приписываемый статус сына доктора наук. То же можно сказать о детях влиятельных политических деятелей, выдающихся спортсме­нов, артистов, кинозвезд.

Если на занятие той или иной должности накладываются социально-де­мографические ограничения, то эта должность перестает выступать как до­стигаемый статус.

Таким же неопределенным является статус друга. Дети быстро заводят друзей и быстро их теряют. В подростковом возрасте формируются более

устойчивые межличностные отношения, и часто друг детства остается дру­гом на всю жизнь. Как установили социологи, на протяжении человеческой жизни устойчивые связи, которые можно квалифицировать как дружеские, устанавливаются с 8—10 людьми. Разумеется, эмоциональная и социальная привязанность осуществляется с гораздо большим числом людей. Но эти другие имеют статус приятеля или товарища.

В детском возрасте мальчишки и девчонки подыскивают себе товарищей по играм, с которыми легко находят общие интересы и увлечения. Они по-дружески соперничают, могут завоевывать или утрачивать доверие, но глубо­кой привязанности и эмоциональных контактов между ними практически нет. Они выбирают друзей преимущественно среди учеников своей школы, свое­го класса и, как правило, того же пола. В подростковый период картина меня­ется. В это время весьма ощутимой становится потребность в глубокой лич­ной привязанности. Подростки начинают тянуться к своим ровесникам, что­бы найти у них то, что раньше давали им родители — совет, помощь, участие.

Рис. 13. Три типа социальных статусов: асмешанный; бприписываемый; вдостигаемый

Сравнивая различные этапы жизненного цикла человека, можно заклю­чить, что до 30 лет мы занимаемся тем, что находим друзей, а потом — до 80 лет — их теряем. Чем больше мы найдем друзей, тем больше их потеряем. Наша жизнь — это своеобразная эстафета дружеских связей: мы передаем свои эмоции от одного человека к другому. Эмоциональная привязанность принадлежит только нам, и ее объем ограничен. Если мы разделим этот объем в данный момент времени между очень многими людьми, то каждому дос­танется очень мало. Тогда это будут не друзья, а приятели. Друзей немного, и в разные периоды жизни статус нашего друга могут получать разные лица. Человек склонен выбирать друзей, ценности которых похожи на его соб­ственные. Но поскольку взгляды с течением жизни меняются, то меняются и друзья. Это вполне объективная закономерность, хотя по-человечески нам очень горько терять старых друзей. Мало кто может похвастаться тем, что к

старости он сохранил одного или пару друзей детства, которые были верны ему всю жизнь.

К смешанным статусам, видимо, надо отнести и такие социальные пози­ции, как налогоплательщик, уклонист (от службы в армии), халявщик, не­плательщик налогов, сосед, донор.

ЭПИЗОДИЧЕСКИЕ СТАТУСЫ

Статусный портрет, составленный только из социальных статусов, ока­зывается неполным. Мы не включили в него личные статусы и статусы си­туационные, или эпизодические. Если за образование социальных статусов отвечает общественное разделение труда, то о личных (или межличностных) статусах такого сказать нельзя. Они — результат системы распределения ро­лей в малой группе. Если мы добавим к совокупности социальных статусов еще и личные, то полностью установим статусный портрет человека, кото­рый живет в этой квартире, относится к этому полу и имеет эту профессию.

Личные и социальные статусы именуются постоянными, или основны­ми. Наряду с ними существует группа неосновных, или эпизодических. К примеру, статус пассажира существует столько времени, сколько человек едет в троллейбусе, автобусе, поезде, такси, метро или летит на самолете. К эпизодическим относятся статусы пешехода, покупателя, больного, гостя, посетителя ресторана, ожидающего в очереди и т.д.

ЭПИЗОДИЧЕСКИМ считается такой статус, который принадлежит человеку достаточно короткое время.

Яркий пример эпизодического статуса —находящийся в очереди. Очередь со своими общепринятыми нормами и правилами, распределением ролей и не­формальных статусов возникает стихийно и существует непродолжительное время. Через некоторое время человек покинул магазин и вышел на улицу. Теперь у него эпизодический статус прохожего. А через 10 минут он вошел в метро и превратился в пассажира. На стенЬ вагона метро вывешено объявле­ние, где указаны права и обязанности, предписанные данному статусу.

К эпизодическим статусам относятся временно проживающие и времен­но отсутствующие. Временно проживающие — те, кто не живет и не собира­ется жить в данном месте постоянно, но находился там на момент переписи населения. Как правило, для живущих непостоянно берется временной кри­терий, равный 6 месяцам. К эпизодическим статусам относятся также: рек­рут — лицо, принятое на военную службу по найму или по повинности; но­вобранец — лицо, призванное на основе всеобщей воинской повинности; вольнослушатель — лицо, допускавшееся к занятиям в высшие учебные за­ведении, но не являвшееся студентом.

Среди эпизодических статусов можно также назвать следующие: перепис­чики в период проведения Всероссийской переписи населения, руководитель временной рабочей группы, свидетель, автомобилист, пешеход, покупатель, проситель, заимодавец, должник, пострадавший, отвечающий урок, разго­варивающий по телефону, беседующий и др.

Политические статусы бывают временными и постоянными. Постоян­ные — те, которые включены в систему государства (правительство, мили-

ция). Временные политические статусы — избиратель, доверенное лицо пре­зидента в избирательной кампании, кандидат в президенты, но представи­тель президента на местах — постоянный статус.

Благодаря эпизодическим статусам место человека четко фиксируется и в социальном пространстве, и в социальном времени. Конечно, не только эпизодические статусы, но и многие другие, социачьные и межличностные, существуют какое-то время, а потом исчезают. Сыном человек остается толь­ко до тех пор, пока живы родители, акционером — пока он не продал свои ценные бумаги, учащимся — до окончания школы и т.д.

Все перечисленные и многие другие статусы существуют во времени, если

под временем понимать жизнь челове­ка. С его смертью заканчивается его со­циальное время. У человеческого обще­ства время тянется гораздо дольше.

Некоторые статусы индивида (их именуют приписываемыми) не исчезают до тех пор, пока он жив. В нашем смыс­ле они существуют вечно. Вневременны­ми являются такие статусы, как пол, на­циональность, раса и некоторые другие. Большинство статусов временные, и са­мые яркие из них — эпизодические. Они и названы так благодаря своей кратко­временности. Гостем вы можете быть не­сколько часов или дней, но вряд ли не­сколько лет. То же самое можно сказать о пассажире, покупателе или пациенте поликлиники.

Следовательно, графическое изобра­жение социального пространства долж­но пополниться еще одной осью, что дает единый континуум пространства-времени.

Из курса школьной физики известно, что физическое время в разных точках пространства может протекать с неодинаковой скоростью. В отличие от равно­мерного пространства время неравномерно. Это свойство выявил А. Эйнштейн. Согласно теории относительности, время протекает неравномерно и зависит от скорости, с которой движется тело. Другая особенность пространственно-вре­менного континуума — различный ход времени в разных физических системах: в одной системе время протекает быстрее, в другой — медленнее, если их срав­нивать между собой. Системы движутся относительно друг друга.

В социальном пространственно-временном континууме неравномерны обе характеристики — и пространство, и время (рис. 14). Правда, в отличие от физики в социологии социальное время никакими материальными при­борами не фиксируется. Оно субъективно, т.е. у каждого человека и в каж­дой социальной системы оно свое.

Время нагружено социокультурным содержанием. Это означает, что оно ощущается и измеряется разными народами по-разному. Временные разли-

чия отражаются в том наборе культурных символов, правил взаимоотноше­ний, традиций и обычаев, которые существуют в каждой культуре.

Существование конвенций или правил, регулирующих временной аспект поведения людей, мы легко обнаруживаем, когда, здороваясь, пытаемся по­жать руку другого человека не 5 секунд, как принято, а, скажем, 50 секунд. Мы сразу почувствуем неловкость и нарушение привычных культурных норм.

Временные конвенции широко ранжируются. К примеру, посетители в учреждении начинают обычно с фразы: «Я знаю, вы очень заняты, но. » Очевидно, что секунды, минуты и часы — не просто количественные меры времени, имеющие постоянное значение, они подразумевают различные сим­волические ценности в различных контекстах, в различных обстоятельствах, перед лицом различных аудиторий.

Рис 14. Социальный континуум пространства-времени

Каждый из нас хотя бы один раз оказывался в ситуации ожидания в прием­ной чиновника. Для него посетители не имеют социальной ценности. Но благо­даря своему служебному положению чиновник контролирует доступ к ресурсам, которые ценны для посетителей. Например, нам нужны водительские права, которые выдает низший чин в иерархии ГИ БДД. Другие заставляют нас ожидать потому, что высоко ценят те услуги или знания, которые собираются нам пред­ложить. Так, врач вынуждает ждать в очереди своих пациентов. В целом, чем больше власти и важности у человека, тем более он регулирует доступ к себе.

Мы составляем план распределения своего времени. Пунктуальность — взаимные ожидания во многих социальных кругах, предполагающие, что, например, гости не должны опаздывать и прибыть от 18.30 до 19.00 на вече­ринку. В некоторых странах пунктуальность ценится не очень высоко. Так, в Латинской Америке люди могут опаздывать на встречу на час и более, даже не предъявляя объяснений.

В историческом времени одни общества развиваются быстрее, другие — медленнее. У них разная скорость социального прогресса. Но также ведут себя и люди: одни успевают за свою жизнь либо за более короткий ее отрезок сде­лать очень многое, а другие — очень мало или почти ничего.

Обломов у И.А. Гончарова — символ застывшего социального времени. Со­хранившиеся с допотопных времен дикие племена, затерявшиеся в джунглях Амазонии, тоже застыли в историческом времени, у них свой временной ритм.

Источник

Adblock
detector