Артикуляционный различительный признак формирующийся на основе

Артикуляционные признаки

Артикуляционная фонетика

Артикуляционная фонетика рассматривает анатомо-физиологическую базу артикуляции (речевой аппарат) и механизмы речепроизводства.

Работа органов речи, направленная на производство звуков речи, называется артикуляцией, которая складывается из 3 частей: приступа, или экскурсии, когда органы готовятся к произношению звука, средней части, или выдержки, когда органы устанавливаются в рабочее положение, и отступа, или рекурсии, когда органы возврщаются в нерабочее положение. Звуки с мгновенной выдержкой — мгновенные звуки (например, [п], [б], [т], [д], [ц], [ч], [к], [г]), их протягивать или вовсе нельзя (таковы [п], [б], [т], [д], [к], [г]), или же при протягивании они дают другое слуховое впечатление: [ц] → [с], [ч] → [щ]. Звуки с более или менее продолжительной выдержкой — длительные звуки. Хотя их длительность может и не всегда проявляться, но их при желании можно протягивать (таковы гласные, а также звуки [м], [н], [л], [р], [ф], [в], [с], [з], [ш], [ж], [й], [х]; в русском всегда длительно [щ]). Впрочем, благодаря тому, что вместо выдержки можно сделать задержку размыкания, получаются и долгие [п], [б], [т], [д], [ц], [ч], [к], [г], где долгота не от протягивания, а от времени, занимаемого задержкой размыкания (например, в таких случаях, как оббить, оттого, поддал, палаццо, так как и т. п.).

Все звуки речи делятся на гласные и согласные — это деление исходит из акустических и артикуляционных признаков.

Акустические признаки

Акустически звуки речи разделяются на сонорные (звучные) и шумные. Сонорные определяются резонаторными тонами, шумы в них или вовсе не присутствуют (гласные), или участвуют минимально (например, в [р] разного типа); в шумных (а это только согласные) тембр определяется характером данного шума. Самый сонорный звук: [а], самый шумный: [п].

В пределах шумных выделяют:

Звонкие шумные длительные (пр.: [вэ], [зэ], [жэ])

Звонкие шумные мгновенные (пр.: [бэ], [дэ], [гэ])

Глухие шумные длительные (пр.: [ф], [с], [ш], [х])

Глухие шумные мгновенные (пр.: [п], [т], [к])

Артикуляционные признаки

По артикуляционным признакам звуки делятся на ртосмыкатели (согласные) и ртораскрыватели (гласные).

Проход во рту, по которому идет струя воздуха из легких, может быть:

свободным, когда нет никакого препятствия и воздух проходит без трения о стенки; звуки свободного прохода — это гласные;

суженным, когда те или иные органы во рту, сближаясь, образуют щель, в которой струя воздуха производит трение о стенки прохода; звуки суженного прохода — это фрикативные согласные (иначе спиранты, щелевые, щелиные, проточные, придувные): к фрикативным согласным относятся [ф], [в], [с], [з], [ш], [ж], [j], [х], а также и гортанные придыхательные [h];

сомкнутым, когда на пути струи воздуха соприкасающиеся органы воздвигают полную преграду — смычку, которую либо надо прямо преодолеть, либо струе воздуха следует искать обхода смычки; это смычные согласные, подразделяющиеся на ряд подвидов в зависимости от того, как преодолевается смычка.

Смычные подразделяются на:

аффрикаты (смычно-фрикативные), когда смычка сама раскрывается для прохода струи воздуха в щель и воздух проходит через эту щель с трением, но в отличие от фрикативных не длительно, а мгновенно; это [пф], [ц], [дз], [ч], [дж];

носовые (или назальные), когда смычка остается ненарушенной, а воздух проходит обходом через нос (для чего надо опустить мягкое небо и продвинуть маленький язычок вперед, не разжимая смычки во рту, которая препятствует выходу воздуха через рот; различие носовых друг от друга объясняется различием ротового резонанса в зависимости от того, где образована смычка); это [м], [н] и другие н (gn французское, ng немецкое и английское);

боковые (или латеральные), когда смычка остается ненарушенной, но бок языка опущен вниз, и между ним и щекой образуется боковой обход, по которому и выходит воздух; такой способ возможен только при смыкании кончика языка с зубами или альвеолами, а также средней части языка с твердым небом; это разного типа [л];

дрожащие (или вибранты), когда смычка последовательно и периодически размыкается до свободного прохода и опять смыкается, то есть органы речи производят дрожание, или вибрацию, вследствие чего струя воздуха выходит наружу прерывисто только в моменты размыкания; это разного рода р; картавое язычковое, когда дрожит маленький язычок, соприкасаясь с задней частью большого языка; язычное, когда дрожит кончик языка, соприкасаясь с твердым небом (таково русское [р]), и, наконец, губное, когда дрожат губы (например, в слове тпру!).

Согласные, характерным признаком которых является шум от сближения органов произношения, который или составляет всё содержание звука (глухие шумные согласные), или преобладает над голосом (звонкие шумные согласные). Голос при произношении шумных согласных или отсутствует, или играет второстепенную роль. В русском языке к шумным согласным принадлежат: а) глухие шумные согласные [к], [х], [п], [ф], [т], [с], [ш], [ч], [ц] и б) звонкие шумные согласные [г], [й], [б], [в], [д], [з], [ж]. Однако согласные [в] и [й] занимают промежуточное положение между звонкими шумными согласными и сонорными.

В русском языке к сонорным согласным относятся р, л, м, н, й’ (р’, л’, м’, н’)

Гласные звуки и их классификация

Гласные звуки отличаются от согласных наличием голоса — музыкального тона и отсутствием шума.

Существующая классификация гласных учитывает следующие условия образования гласных: 1) степень подъема языка, 2) место подъема языка и 3) участие или неучастие губ. Самым существенным из этих условий является положение языка, изменяющее форму и объём полости рта, от состояния которых и зависит качество гласного.

По степени вертикального подъема языка различаются гласные трех степеней подъема: гласные верхнего подъема [и], [ы], [у]; гласные среднего подъема э [е], [о]; гласный нижнего подъема [а].

Движение языка по горизонтали приводит к образованию гласных трех рядов: гласные переднего ряда [и], э [е]; гласные среднего ряда [ы], [а] и гласные заднего ряда [у], [о].

Участие или неучастие губ в образовании гласных является основой для деления гласных на лабиализованные (огубленные) [о], [у] и нелабиализованные (неогубленные) [а], э [е], [и], [ы].

Читайте также:  Признаки неисправного клапана vvti

Источник

Артикуляционные признаки звуков речи

Тема 3. Произносительная сторона речи.

Одним из разделов общей культуры речи, характеризующей­ся степенью соответствия речи говорящего нормам литературно­го языка, является звуковая культура речи, или ее произноситель­ная сторона. Основные компоненты звуковой культуры речи: интонация (ритмико-мелодическая сторона) и система фонем (зву­ки речи). Остановимся подробнее на каждом.

Интонация

Интонация — это совокупность звуковых средств языка, кото­рые фонетически организуют речь, устанавливают смысловые от­ношения между частями фразы, сообщают фразе повествователь­ное, вопросительное или повелительное значение, позволяют го­ворящему выражать разные чувства. В письме интонация в из­вестной мере выражается посредством знаков препинания.

Интонация включает следующие элементы: мелодику, ритм, темп, тембр речи и логическое ударение. Мелодика речи — повы­шение и понижение голоса для выражения утверждения, вопроса, восклицания во фразе. Ритм речи — равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса. Темп — скорость произнесения речи. Он может быть уско­ренным или замедленным в зависимости от содержания и эмоцио­нальной окраски высказывания. При ускоренном темпе речи сни­жается ее отчетливость, внятность. При замедленном темпе речь теряет свою выразительность. Для подчеркивания смысловых час­тей высказывания, а также для отделения одного высказывания от другого используются паузы — остановки в потоке речи. В детс­кой речи часто наблюдаются паузы, связанные с несформированностью речевого дыхания, с неумением ребенка распределить ре­чевой выдох в соответствии с длиной высказывания. Тембр — эмо­циональная окрашенность высказывания, выражающая различные чувства и придающая речи многообразные оттенки: удивления, грусти, радости и т. д. Тембр речи, ее эмоциональная окрашенность достигаются путем изменения высоты тона, силы голоса при произнесении фразы, текста.

Логическое ударение — смысловое выделение слова во фразе путем усиления голоса в сочетании с увеличением длительности произнесения.

Для формирования у детей ритмико-мелодической стороны речи необходимо развивать речевой слух — такие его компоненты, как восприятие соответствующего ситуации темпа и ритма речи, а также звуковысотный слух — восприятие движений тона голоса (повышение и понижение); основные качества голосасилу и высоту; речевое дыхание — его длительность и интенсивность.

Система фонем

В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слов. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличать одно слово от другого (дом, ком, том, лом, сом). Такой звук-смыслоразличитель называется фонемой. Все звуки речи раз­личаются на основе артикуляторных (разница в образовании) и акустических (разница в звучании) признаков.

Звуки речи являются результатом сложной мускульной работы различных частей речевого аппарата. В их образовании прини­мают участие три отдела речевого аппарата: энергетический (дыхательный) — легкие, бронхи, диафрагма, трахея, гортань; генераторный (голосообразующий) — гортань с голосовыми складками и мышцами; резонаторный (звукообразующий) — полость рта и носа.

Взаимосвязанная и координированная работа трех частей ре­чевого аппарата возможна лишь благодаря центральному управ­лению процессами рече- и голосообразования, т. е. процессы дыха­ния, голосообразования и артикуляции регулируются деятель­ностью центральной нервной системы. Под ее влиянием осущест­вляются действия на периферии. Так, работа дыхательного аппа­рата обеспечивает силу звучания голоса; работа гортани и голо­совых складок — его высоту и тембр; работа ротовой полости обеспечивает образование гласных и согласных звуков и их диф­ференциацию по способу и месту артикуляции. Носовая полость выполняет резонаторную функцию — усиливает или ослабляет обертоны, придающие голосу звонкость и полетность.

В образовании звуков принимает участие весь речевой аппарат (губы, зубы, язык, нёбо, маленький язычок, надгортанник, по­лость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма).. Источником образования звуков речи служит струя воздуха, иду­щая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. В образовании многих звуков участвует голос. Струя, воздуха, выходящая из трахеи, должна пройти через голосовые складки. Если они не напряжены, раздвинуты, то воздух проходит свободно, голосовые складки не вибрируют, и голос не образуется, а если складки напряжены, сближены, струя воздуха, проходя между ними, колеблет их, в результате чего образуется голос. Звуки речи образуются в ротовой и носовой полостях. Эти полости разделяет нёбо, передняя часть которого — твердое нёбо, задняя часть — мягкое нёбо, заканчивающееся маленьким язычком. Наи­большую роль в образовании звуков играет ротовая полость, так как она может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных органов: губ, языка, мягкого нёба, маленького язычка.

Самыми активными, подвижными органами артикуляционного аппарата являются язык и губы, которые производят наиболее разнообразную работу и окончательно формируют каждый звук речи.

Язык состоит из мышц, идущих в различных направлениях. Он может изменять форму и производить разнообразные движе­ния. В языке различают кончик, спинку (переднюю, среднюю и заднюю части спинки), боковые края и корень. Язык производит движения вверх-вниз, вперед-назад не только всем телом, но и от­дельными частями. Так, кончик языка может лежать внизу, а пе­редняя часть спинки подниматься к альвеолам (при звуке с); кончик, передняя, средняя части спинки языка могут быть опуще­ны, а задняя — высоко подниматься вверх (при звуке к); кон­чик языка может подниматься, а передняя и средняя части спин­ки вместе с боковыми краями — опускаться (при звуке л). Благо­даря чрезвычайной гибкости, эластичности языка, он может со­здавать разнообразие артикуляций, дающих всевозможные акус­тические эффекты, воспринимаемые нами как различные звуки речи.

Каждый отдельный звук характеризуется только ему прису­щей комбинацией различительных признаков, как артикуляцион­ных, так и акустических. Знание этих признаков необходимо для правильной организации работы по формированию и исправлению звукопроизношения.

Артикуляционные признаки звуков речи

Рассмотрим артикуляционные признаки звуков речи, знание которых дает возможность фиксировать внимание де­тей на определенных движениях органов артикуляционного аппарата, выявлять нарушения в артикуляции звуков и находить наиболееэффективные пути их устранения.

В русском языке различают 42 звука речи, или, пользуясь другим термином, 42 фонемы (от греч. слова phonema, что означает «звук речи»).

По механизму образования фонемы делятся прежде всего на гласные и согласные (6 гласных и 36 согласных).

Для всех гласных характерны фонация (голосообразование), обусловленная вибрацией голосовых связок, и свободный проход выдыхаемого воздуха через ротовую полость.

Для согласных характерно образование в ротовой полости преград на пути выдыхаемого воздуха либо в виде смычки тех или иных речевых органов, либо в виде образованных ими более или менее узких щелей и проходов, либо, наконец, и виде последо­вательного соединения смычки со щелью. При образовании одних согласных фонем указанные преграды сочетаются с фонацией, при образовании других фонация отсутствует.

Читайте также:  Осушитель кондиционера признаки неисправности

(При образовании гласных (а, э, о, и, у, ы) выходящая струя воздухане встречает в ротовой полости преграды. И наоборот, при образовании согласных выходящая струя воздуха встречает в ротовой полости различные преграды).

Разное звучание гласных и согласных звуков определяется в основном тем, что полость рта может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных органов артикуляционного аппарата (губ, нижней челюсти, языка, мягкого нёба), а также работой гортани.

(При образовании гласных звуков голосовые складки сомкнуты и вибрируют, при этом образуется голос).

Артикуляционная классификация гласных строится с учетом:

1) участия или неучастия губ. В артикуляции гласных о и у, кроме языка, активное участие принимают губы, которые при произнесении этих фонем выдвигаются вперед и округляются. Поэтому гласные о, у называют лабиализованными (от лат. 1аbiа — губы), а все остальные гласные — нелабиализованн ы м и;

(В зависимости от степени выдвижения губ вперед различа­ют гласные неогубленные (нелабиализованные)а, ы (губы в нейтральном положении), э, и (губы растянуты, как при улыб­ке) и огубленные (лабиализованные)о, у (губы округляют­ся и выдвигаются вперед).

2) степени подъема языка к нёбу (верхний, средний и нижний
подъем);

(Степень подъема передней, средней или задней части спинки языка определяет гласные нижнего подъема (а), среднего подъема (э, о) и верхнего подъема (и, ы, у).

3) места подъема языка (передний, средний и задний ряд).

(При участии передней части спинки языка образуются звуки и, эгласные переднего ряда, средней части спинки языка — а, ыгласные среднего ряда, задней части спинки языка — о, угласные заднего ряда).

Описанная выше классификация гласных фонем представлена в таблице 1.

Артикуляционная классификация согласных строится с учетом пяти основных признаков:

1) наличие или отсутствие вибрации голосовых складок;

2) способ артикуляции;

3) место артикуляции;

4) наличие или отсутствие дополнительного подъема спинки языка к твердому нёбу;

5) место резонирования.

По первому признаку (по наличию или отсутствию вибрации голосовых складок) согласные делятся на:

1) звонкие, при образовании которых тон голоса сочетается с резко выраженным шумом: б,б’, д,д’, г,г’, в,в’, 3,3′, ж,ж’;

2) сонорные (от лат. sono — звучу), при образовании которых шум почти не присутствует и преобладает тон голоса: л,л’, р,р’, м,м’, н,н’, й (j);

(При образовании звонких согласных (в, в’, з, з’, ж, б, б′, д, д’, г, г’) и сонорных (звучных) согласных (j, м, м’, н, н’, л, л’, р, р’) голосовые складки сомкнуты и вибрируют, при этом образуется голос).

3) глухие, в образовании которых участвует только шум: п,п’, т,т’, к,к’, ф,ф’, с,с’, х, ц, ч’, ш, щ.

(При образовании глухих согласных (ф, ф’, с, с’, ш, п, п’, т, т’, к, к’, х, х’, ц, ч, щ) голосовые складки раскрыты, не вибрируют, и голос не образуется).

По второму признаку (по способу артикуляции)

(Способ образования отражает характер преграды, т. е. в фор­ме чего она образуется: смычка органов артикуляции, щель между ними и т. п.).

согласные делятся на:

1) смычные — смычно-взрывные: 6,6′, п,п’, д,д’, т,т’, г,г’, к,к’

(Смычно-взрывные – органы артикуляционного аппарата образуют смычку, а потом эта смычка с шумом взрывается выходя­щей изо рта воздушной струей:

п, п’, 6, б’ — смычку образуют губы;

т, т’, д, д’ — передняя часть спинки языка образует смыч­ку с верхними зубами или альвеолами;

к, к’, г, г’ — задняя часть спинки языка образует смычку с мягким нёбом или задним краем твердого нёба).

и смычно-проходные: м,м’, н,н’, л,л’;

(Смычно-проходные — органы артикуляционного аппарата об­разуют смычку, но для выходящей струи воздуха остается про­ход в другом месте:

м, м’ — смычку образуют губы, воздушная струя идет через нос;

н, н′ — передняя часть спинки языка образует смычку с верх­ними зубами или альвеолами, воздушная струя идет через нос;

л, л’ — кончик языка образует смычку с альвеолами или верхними зубами, воздушная струя идет по бокам языка, между языком и щекой).

2) щелевые (фрикативные): в,в’, ф,ф’, з,з’, с,с’, ш, ж, щ, х,х’, й (j);

(Щелевые (фрикативные) — органы артикуляционного аппара­та сближаются между собой, образуя щель, в которую идет выды­хаемая струя воздуха:

ф, ф’, в, в’ — нижняя губа образует щель с верхними зубами; с, с’, з, з’ — передняя часть спинки языка образует щель с верх­ними зубами и деснами — мягкими тканями, покрывающими аль­веолярный (луночковый) край челюсти от шеек зубов и пере­ходящими в слизистую оболочку нёба;

ш, ж, щ — поднятый широкий кончик языка образует щель сальвеолами или твердым нёбом. Может быть правильное зву­чание шипящих звуков при нижней их артикуляции (кончик язы­ка находится за нижними зубами, а щель образуется передней частью спинки языка с альвеолами или твердым нёбом);

х, х’ — задняя часть спинки языка образует щель с мягким нёбом;

j — средняя часть спинки языка образует щель с твердым нёбом).

(Смычно-щелевые (аффрикаты) — органы артикуляционного аппарата смыкаются, но смычка не взрывается, а переходит в щель, т. е. это согласные со сложной артикуляцией, имеющие смычное начало и щелевой конец, причем переход от одной ар­тикуляции к другой совершается незаметно:

ц — передняя часть спинки языка при опущенном кончике языка сначала образует смычку с верхними зубами или альвео­лами, которая незаметно переходит в щель между ними;

ч — кончик языка вместе с передней частью спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами, переходя­щую незаметно в щель между ними (правильное звучание быва­ет и при нижнем положении кончика языка).

р, р’ — кончик языка поднят вверх и ритмично колеблется (вибрирует) в проходящей воздушной струе).

По третьему признаку (по месту артикуляции)

(Место образования определяется подвижными органами (язы­ком или губами), которые образуют преграду для выходящей воздушной струи).

Читайте также:  Геометрия 7 класс урок по теме первый признак равенства треугольников

согласные делятся на:

1) губные — губно-губные: м,м’, п,п’, б,б’ и губно-зубные: ф,ф’, в,в’;

(Губно-губные: п, п′, 6, б’, м, м′ — преграда образуется ниж­ней и верхней губой; Губно-зубные: ф, ф′, в, в’ — преграда образуется нижней губой и верхними зубами).

2) язычные — язычно-зубные: т, т’, д,д’, н,н’, с,с’, з,з’, ц;
язычно-альвеолярные: л,л’, р,р’; язычно-передненебные: ш, ж, ч, щ;
язычно-средненёбные: к’, г’, х,’ й (j); заднеязычные (задненёбные):

(Переднеязычные: т, д, н, л, л′, р, р’, ш, ж, ч, щ, т′, д’, н’, с, с′, з, з’, ц — преграда образуется передней частью спинки языка.

Среднеязычные: j (йот) — преграда образуется средней частью спинки языка.

Заднеязычные: к, к’, г, г’, х, х’ — преграда образуется зад­ней частью спинки языка).

По четвертому признаку (по наличию или отсутствию подъема спинки языка) согласные делятся на:

1) твердые: твердые пары всех согласных, кроме ч, щ;

2) мягкие: мягкие пары всех согласных, кроме ш, ж, ц.

(При классификации согласных звуков по артикуляторным признакам, помимо указанных выше, необходимо еще учиты­вать и так называемую дополнительную артикуляцию — п о д ъ е м средней части языка к нёбу. Если к основной артикуляции звука добавляется подъем средней части языка к нёбу, то образуется мягкий звук. В русском языке согласные в основном парные по твердости и мягкости, например, л и л′: пылпыль, луклюк и т. д. Но есть и непарные звуки: толь­ко твердые — ш, ж, ц, только мягкие — ч, щ, j.

Различие согласных по твердости и мягкости требует осо­бенного внимания. Твердые и мягкие парные согласные обозна­чаются одной буквой, а различие на письме достигается с помо­щью других средств (написания после мягких согласных букв ь, я, е, ё, ю, и).

По пятому признаку (по месту резонирования) согласные делятся на:

(При образовании носовых звуков (м, м’, н, н’) мягкое нёбо опущено, воздух проходит через нос).

ротовые: все остальные согласные.

(При образовании ротовых звуков (все остальные) мягкое нёбо поднято, маленький язычок прижат к задней стенке глотки, воздух попадает только в ротовую полость).

Таким образом, каждый согласный звук (фонема) имеет целый ряд артикуляционных особенностей и в зависимости от этого может быть отнесен одновременно к нескольким группам.

Наглядное представление о распределении согласных по пяти произносительным признакам можно составить по таблице 2.

Источник

Артикуляционный различительный признак формирующийся на основе

Дефектология Проф

Ожидайте

Перезвоните мне

Аннотация: Артикуляция – это грамотное и членораздельное проговаривание фонем, которое обеспечивается функционированием аппарата речи – подвижных и неподвижных артикуляционных органов.

Статья:

Артикуляция – это грамотное и членораздельное проговаривание фонем, которое обеспечивается функционированием аппарата речи – подвижных (язык, губы) и неподвижных (зубы, десны, небо) артикуляционных органов.

Артикуляция – сложный механизм, функционирование которого обусловлено скоординированной работой:

Членораздельное проговаривание звуков зависит от подвижности речевого аппарата, тогда человеку не требуется прилагать усилия. В фонетике все звуки русского языка подразделяют на гласные и согласные. Их образование имеет свои особенности.

Произношение гласных

Гласные, или тоновые, фонемы формируются посредством движения голосовых связок при прохождении воздушных потоков через гортань. Периодически изменяясь, они образуют тон и звук музыки. При формировании гласных поток воздуха легко проникает через рот, не ощущая преграды.

Характерной особенностью формирования гласных является слабый поток воздуха и равномерное распределение напряжения во всех мышцах рта и гортани.

В логопедии гласные классифицируют по 3 характеристикам:

Существует 6 гласных звуков: а, о, ы, и, у, э. В соответствии с горизонтальным движением гласные разделяют на три ряда:

В зависимости от вертикального движения гласные классифицируют на три подъема:

Произношение согласных

Согласных звуков в нашем языке – 37. Для их формирования поток воздуха задерживается разными преградами. Такие фонемы складываются из шума, а также шума и голоса. Шум образуется во время столкновения потока воздуха с препятствием.

Для прохождения преграды при формировании согласных требуется больший поток воздуха.

При формировании согласного напрягаются мышцы там, где образуется препятствие – сомкнутые губы или зубы, соприкосновение языка с небом или зубами. Активным становится элемент, который создает препятствие – губы, зубы. Незадействованные при проговаривании органы называют пассивными. Это может быть небо, губа, зубы. В зависимости от активности элементов, согласные классифицируют на:

Каждый согласный имеет характерные признаки:

Формирование артикуляции

Фонемы, звукосочетания и слова образуются при скоординированном движении кинем – органов речи. Это согласованное двигательное умение, которое развивается при освоении новых фонем. Высокая двигательная активность органов речи позволяет четко и внятно проговаривать отдельные фонемы обособленно и в произвольной речи.

Ребенок с младенчества разрабатывает артикуляционные навыки, двигая язычком, губами, лицевыми мышцами, сопровождая мимику и жесты диффузными звуками – гулением, лепетом или бормотанием.

Это начальная стадия формирования артикуляции. Непроизвольные движения становятся гимнастикой для речевой системы. Постепенно нарастает сила и разнообразие речевых навыков.

Членораздельная и понятная речь появляется при развитых и подвижных артикуляционных органах. Четкость и разборчивость зависит от напряжения разнообразных мышц – жевательных, мимических, глотательных. Формирование умения проходит с вовлечением дыхательной системы.

При речевом расстройстве дефектолог определяет положение органов речевого аппарата, требуемого для правильного проговаривания фонем. Помочь в формировании четкого произношения могут занятия вокалом, хоровое пение, чтение вслух. Иногда требуется консультация специалиста по стоматологии. Неправильный прикус нарушает дикцию.

Дополнительные занятия с дефектологом и артикуляционная гимнастика ускоряют развитие четкой и понятной речи. Цель упражнений – усвоение навыков членораздельного проговаривания фонем и исправление имеющихся дефектов артикуляции вне зависимости от этиологии (причин появления речевого расстройства). Занятия включают выполнение упражнения для формирования двигательной активности мышц рта, усвоения нужного положения языка, губ и мягкого неба.

Во время занятий важно избегать упоминания фонемы, с которой проводится коррекционная работа.

Во время коррекционной работы логопед при выполнении ребенком упражнения проверяет, правильно ли выбрано положение для произношения выбранного звука.

Задача логопедических занятий – отработка движений и запоминание положения органов речевого аппарата для формирования правильной артикуляции. Артикуляционная гимнастика включает упражнения для разработки мускулатуры лица, органов ротовой полости, мышц плечевого пояса и грудной клетки.

Источник

Adblock
detector