Аппарат управления как признак государства

Признаки государственного аппарата.

1.Он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов, взаимосвязанных между собой. Все они вместе составляют единую систему властвования.

2.Это целостная иерархическая система государственных органов. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов, едиными задачами и целями деятельности.

3.Его основным элементом выступают государственные органы, обладающие властными полномочиями.

4.Государственный аппарат состоит из особого разряда людей, специализировано занимающихся управлением либо его непосредственным обслуживанием, т.е. государственных служащих.

5.Государственный аппарат во вне выступает как целостная организация, в силу чего государственные служащие действуют от имени и по поручению государства как его органы.

6.Государственный аппарат обладает монополией на совершение действий, находящихся в исключительной компетенции государства (издание нормативных актов, легальное принуждение).

7.Государственный аппарат является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов и выполняет функции государства.

Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

1.Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина. Предполагает соответствующие обязанности государственных органов и служащих признавать, соблюдать и защищать их.

2.Принцип демократизма. Выражается прежде всего в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов, в учете в политике государства разнообразных интересов населения.

3.Принцип суверенности. То есть независимости и самостоятельности государственной власти и ее органов.

4.Принцип единства системы государственной власти.

5.Принцип разделения властей.

6.Принцип выборности и назначаемости органов государственной власти.

7.Участие граждан в формировании и деятельности органов государственной власти.

8.Принцип государственной службы и равного доступа к ней.

9.Принцип гласности – обеспечивает информированность общественности о практической деятельности конкретных государственных органов, гарантирует «прозрачность» процесса функционирования государственных служащих.

10.Принцип сочетания коллегиальности и единоначалия – обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрократических начал государственного аппарата.

11.Принцип федерализма – учет интересов регионов в федеративных государствах.

12.Принцип профессионализма государственных служащих – создает благоприятные условия для использования квалифицированных работников в деятельности государственного аппарата, гарантирует высокий уровень решения основных вопросов.

13.Принцип иерархичности государственных органов заключается в том, что органы государства занимают в государственном аппарате разные уровни (одни органы подчинены другим, решение вышестоящих органов обязательны для нижестоящих).

Проблемы совершенствования государственного аппарата в Российской Федерации.

Вопрос 34. Юридическая техника: понятие, средства, приемы, правила.

Юридическая техника –это совокупность средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности.

Основным объектом юридической техники является текст правовых актов, информационное воплощение юридических предписаний. При их принятии важно учитывать, чтобы содержание таких предписаний (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, чтобы не было неясностей, двусмысленности.

Юридическая техника признана сконструировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным.

Технические средства.

Техническими средствами являются юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового акта) и юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, складывающееся из определенного сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запретов, приостановлений, наказания и т.п.). В качестве юридических конструкций выступают те или иные правовые режимы, юридический состав правонарушения и т.п.

Юридическая терминология. Термины –это словесные обозначения понятий, используемых при изложении содержания закона (иного нормативного юридического акта).

Виды терминов:

1.Общеупотребляемые, т.е. термины в общепринятом, в известном всем смысле; например, “строение”, “здание”, “документ”.

3.Специально-юридические,т.е. имеющие особый юридический смысл, выражающий своеобразие того или иного правового понятия; например, “залог”, “владение”, “перевод долга”.

Требования:

1. Единство терминологии:один и тот же термин (например “должностное лицо”, “несовершеннолетний”) должен употребляться в данном законе (и во всех других нормативных актах) в одном и том же смысле;

2. Общепризнанность термина:слова не должны быть “изобретены”, придуманы законодателем только для данного закона или применяться в нем в каком-то особом смысле теми или иными разработчиками законопроекта;

3. Стабильность терминов:они должны быть устойчивыми, их смысл не должен изменяться с каждым новым законом;

4. Доступность термина:при всей сложности юридической терминологии слова и выражения закона должны давать правильное представление о содержании его норм.

Юридическая конструкция –это своеобразное модельное построение прав, обязанностей, ответственности, их типовые схемы, в которые облекается юридический материал.

Технические правила.

1.Ясность и четкость, простота и доступность языка правовых актов.

2.Сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с требуемой абстракцией выражения соответствующих предписаний.

3.Последовательность в изложении юридической информации.

4.Взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала.

5.Последовательность и компактность изложения юридических норм.

6.Однородность содержания.

7.Исключение противоречий.

8.Соответствие содержания закона его наименованию.

9.Исключение пробелов, использование с этой целью отсылочных статей.

10.Издание вместо нового закона поправок к ранее принятому действующему закону или издание действующего акта в новой редакции.

11.Приведение в каждом случае перечня отмененных актов.

12.Конкретность, ясность и исчерпывающая полнота правового регулирования.

13.Отсутствие противоречий, пробелов, коллизий как в нормативном акте, так и во всей системе законодательства.

14.Краткость и компактность изложения правовых норм, сокращение до минимума дублирования нормативного материала по одному и тому же вопросу.

Способы изложения.

1. Абстрактный способ характеризуется тем, что признаки явлений, их многообразие даются в обобщенном виде, т.е. в виде абстрактного понятия.

2. Казуистический способ– такой, когда явления, их разновидности, факты характеризуются индивидуальными признаками, путем перечисления тех или иных случаев – казусов.

Юридический стиль– законы, иные нормативные акты имеют особый, юридический стиль изложения: они должны быть официально и терминологически строги, в них не должно быть художественной красивости, текст нормативного акта нельзя загружать декларативными положениями, лозунгами, призывами.

Юридический язык –язык закона – общелитературный, однако он имеет особенности, что позволяет условно говорить о “юридическом языке”. Эти особенности – четкость, сжатость, определенность и точность мысли законодателя, повелительный, императивный характер изложения, специальная терминология.

Технические приемы.

Технические приемы –это способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурная организация правового акта (вводная часть – преамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т.д.).

Существенное значение при изложении норм в законе имеет формулирование в каждой статье заголовка. Этот технико-юридический прием используется преимущественно в кодексах; благодаря ему легче найти в кодексе ту или иную статью, лучше понять содержание юридической нормы.

Читайте также:  Признаки поломки монитора ноутбука

Цель юридической техники – рационализирование юридической деятельности, достижение ясности, простоты, краткости, определенной стандартности, единообразия (унифицированности) юридических документов.

Виды юридической техники.

1.Законодательная (правотворческая техника).

2.Техника систематизация нормативных актов.

3.Техника учета нормативных актов.

4.Правоприменительная (техника индивидуальных правовых актов).

Две основные цели:

1) Рационально, адекватно урегулировать общественные отношения, не допустить пробелов, изложить нормативные акты достаточно четко, недвусмысленно, определенно и в то же время достаточно кратко, экономично, в определенной мере единообразно, стандартно.

2)Сделать нормативные акты достаточно понятными, ясными для лиц, которым они адресованы, чтобы у них не возникали сомнения относительно своих прав и обязанностей, предусмотренных нормативными актами.

Правила законодательной (правотворческой) техники можно подразделить на три вида.

1. Правила, относящиеся к внешнему оформлению нормативных актов.

Каждый нормативный акт должен иметь необходимые реквизиты, которые отражали бы его юридическую силу, предмет регулирования, придавали бы ему официальность; название вида нормативного акта (закон, указ, постановление и т.д.), название органа, его издавшего, наименование акта, отражающего его содержание, предмет регулирования; дату и место его принятия, а для более рационального учета нормативных актов и его номер; подпись соответствующего должностного лица.

Источник

Понятие, признаки и назначение государственного аппарата. Основные принципы его организации и деятельности.

Государственная власть не только оформляется, выражается вовне (формы государства). Она «материализуется» в государственном аппарате.

Государственный аппарат составной элемент любого государства, в нем находит «материализацию» государственная власть.

Сущность государственного аппарата проявляется в принципах его организации и деятельности, отражающих в условиях глобализации действие абсолютных общечеловеческих ценностей.

Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата [8] :

Основным структурным элементом государственного аппарата является государственный орган. Каждый орган государственной власти представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, осуществляющее строго определенные функции, регламентируемые законодательством.

Органы государственной власти обладают рядом таких характерных качеств или признаков, которые позволяют отличать их от других органов негосударственных общественно-политических организаций.

Во-первых, порядок организации и деятельности органов государственной власти основан на единстве правовых принципов, закрепленных в конституции страны и других законодательных актах.

Во-вторых, органы государственной власти для выполнения возложенных на них функций и задач наделены государственно-властными полномочиями.

В-третьих, между органами государственной власти и функциями государства существует тесная обратная связь.

В-четвертых, органы государственной власти для обеспечения возложенных на них задач и функций располагают необходимыми материальными средствами.

Классификация органов государственной власти осуществляется по различным основаниям.

По источнику формирования органы государственной власти делятся на первичные и производные.

По территориальному признаку органы государственной власти подразделяются на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ. Федеральные органы государственной власти осуществляют свою деятельность на всей территории РФ. К ним относятся: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Генеральная Прокуратура РФ, Счетная палата РФ, федеральные министерства и т. д.

Органы государственной власти субъектов РФ ограничивают свою деятельность на территории соответствующего субъекта РФ (глава субъекта РФ, представительный (законодательный) орган субъекта РФ, правительство субъекта РФ и т. д.). По характеру компетенции выделяют органы государственной власти общей компетенции и органы государственной власти специальной компетенции.

Органы государственной власти общей компетенции имеют широкий круг полномочий (Президент РФ, Правительство РФ и др.).

Органы государственной власти специальной компетенции имеют ограниченный круг полномочий в своей деятельности (например, Министерство иностранных дел, Министерство здравоохранения, Министерство образования и т. д.).

По порядку реализации полномочий органы государственной власти осуществляют свою деятельность коллегиально (Федеральное Собрание РФ, представительные (законодательные) органы субъектов РФ) и единолично (Президент РФ, глава субъекта РФ и др.).

По форме осуществления государственной деятельности (функций), которые выполняют органы государства в системе государственной власти, они подразделяются на следующие группы:

· органы представительной (законодательной) власти;

· органы исполнительной власти;

· органы судебной власти;

· контрольно-надзорные органы государственной власти.

Рассматривая политическую систему общества, следует подчеркнуть, что в ее основе лежат политические отношения, политика, которая формируется в государственно-образованном обществе в соответствующих формах, но на первых парах она характеризуется неразвитостью, хотя уже с появлением государства возникают первые формальные и неформальные жреческие объединения.

Понятие «политическая система» выражает многообразие структур, взаимосвязей, коммуникаций, нормативов, процессов, с помощью которых властные отношения систематически воспроизводятся на всех уровнях, в разных формах и на всей территории страны. Для изучения политической системы необходимо наблюдение не только за собственно механизмом властвования, но и земель, а воздействием на не всей окружающей среды.

Политическая система страны представляет собой универсальную управляющуюся систему классового, социально ассиметричного общества, компоненты которой (институциональный, нормативный, функциональный, идеологический) объединяется в диалектические противоречивые, но целостные образования «вторичными» политическими отношениями (они сложились на базе «первичных» между классами другими социальными общностями). Эта система, в конечном счете, регулирует производство и распределение социальных благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.

Центральным элементом, стержнем политической системы является политическая власть. Политическая власть в основе своей государственная. Она составляет, по определению основоположников марксизма, суть политики, политической борьбы. Политическая власть затрагивает интересы огромных масс людей, выражается в руководстве обществом со стороны социальных групп, занимающих господствующие позиции в жизни государства. Это руководство проявляет себя в конечном счете как общеобязательное и осуществляется как при непосредственном участии доминирующих в обществе социальных сил, так и через государство, общественно-политические организации и движения, политические группы и их лидеров.

Политическая система общества состоит из подсистем, которые взаимосвязаны друг с другом и обеспечивают функционирование публичной власти. Различные исследователи называют разное количество таких подсистем. По функциональному признаку можно выделить определенные подсистемы: Институциональная; Нормативная; Коммуникативная; Культурная; Функциональная.

Следуя таким формализованным и неформализованным правилам, политические субъекты вступают во взаимодействие. Формы подобных взаимодействий, основанных на согласии или конфликте (например, между личностью и государством; между политическими системами различных стран), их интенсивность и направленность составляют коммуникационную подсистему. Система коммуникаций характеризует открытость власти, ее способность вступать в диалог, стремиться к согласию, реагировать на актуальные требования различных групп, обмениваться информацией с обществом.

Политические взаимодействия обусловливаются характером культурно-религиозной среды, ее однородностью. Совокупность субкультур, конфессиональная (религиозная) система, определяющая приоритетные ценности, убеждения, стандарты политического поведения, политическую ментальность составляют культурную подсистему. Она придает общезначимые смыслы политическим действиям, отношениям различных субъектов, стабилизирует общество и выступает матрицей (основой) взаимопонимания и согласия. Базовым элементом культурной подсистемы является господствующая в обществе религия, которая определяет модели взаимодействия индивидов и стандарты индивидуального поведения.

Читайте также:  Признаки беременности на 1 неделе болит живот

Желаемые модели общества, отраженные в системе культурных ценностей и идеалов, определяют совокупность способов и методов реализации власти. Данная совокупность политических технологий составляет функциональную подсистему. Преобладание методов принуждения или согласия в реализации властных отношений определяет характер взаимоотношений власти и гражданского общества, способы его интеграции и достижения целостности.

Все подсистемы политической сферы связаны отношениями взаимозависимости. Взаимодействуя друг с другом, они обеспечивают жизнедеятельность политической системы, способствуют эффективной реализации ее функций в обществе.

В практическом плане, с точки зрения проявления ее реальной сущности, содержания и назначения, а также в других отношениях политическая система современного российского общества значительно отличается как от политических систем других стран, так и от политической системы России «доперестроечного» периода. Особенности данной политической системы, равно как и особенности других политических систем, обусловливаются теми конкретными экономическими, политическими, социальными и иными объективными и субъективными жизненными обстоятельствами, при которых эта система возникает, укрепляется и развивается.

Государство занимает в политической системе ведущее место. Именно государство организует и направляет векторы взаимодействий различных общественных отношений друг с другом и с собой.

Такая его позиция вытекает из презумпции, что именно государство объединяет население на своей территории, выражает общие интересы общества, определяет основные направления развития и функционирования общества.

С общественными и религиозными организациями государство стремится к сотрудничеству, обеспечивая, таким образом, важнейшие права гражданам на объединение по интересам и свободу совести.

Выделяются три основных направления сотрудничества государства с общественными объединениями:

1) информирование государством о положении дел в совместных сферах деятельности, и о принимаемых в этой связи государством решениях;

2) совместная деятельность в разрешении социально значимых проблем;

3) общественные объединения помогают государству в создании наиболее точно отвечающих потребностям населения законов путем изучения общественного мнения.

С другой стороны, государство контролирует законность деятельности и доходов общественных отношений.

Важной в политической системе сферой является сотрудничество государства и политических партий. Взаимодействия государства и партий происходит по нескольким направлениям:

1. партии участвуют в формировании высших органов государственной власти;

2. партии разрабатывают программы политического и экономического развития страны;

3. партии представляют интересы различных социальных групп;

4. многопартийность обеспечивает компромисс между обществом и властью, и позволяет безболезненно разрешать социальные конфликты.

Классификация политических систем довольно разнообразна и основывается на различных критериях. Рассмотрим основные черты общепризнанных политических систем.

1. Англо-американская система характеризуется гомогенной политической культурой. Она гомогенна в том смысле, что политические цели и средства их достижения разделяют практически все. Для данной политической культуры свойственна специализация политических отношений (партий, групп интересов и др.) на выполнении особых функций. Власть и влияние внутри политической системы разделены, структура ролей в этой группе политических систем глубоко дифференцирована, четко выражена, организована и бюрократизирована.

2. Континентально-европейские системы отличаются фрагментарностью политической культуры, имеющей в целом общие корни и общее наследие. Для них характерно сосуществование старых и новых культур. Политические системы такого типа существуют во Франции, Германии, Италии. Страны Скандинавии и Бенилюкса занимают промежуточные позиции между континентально-европейской и англо-американской системами.

3. Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру. Трудности коммуникации и координации, резко расходящиеся политические ориентации, слабая степень диверсификации ролей всех звеньев системы порождают необходимость применения насилия.

4. Политические системы тоталитарного типа. Тоталитарная политическая культура создает принудительный тип политической активности. В ней отсутствуют добровольные объединения, а политическая жизнь контролируется монолитной партией.

Понятие «тоталитаризм» происходит от лат. totalis – всеобщий, целый и означает стремление власти контролировать все сферы общественной жизни. Характерные черты тоталитаризма:

— Всеобщая политизация и идеологизация общества. Законодательная, исполнительная и судебная системы контролируются из одного центра – политического и идеологического института – партии.

— Политические свободы и права граждан зафиксированы формально, но реально отсутствуют. Законы защищают только интересы государства. Действует принцип: «Запрещено все, что не приказано».

— Легальная политическая оппозиция отсутствует. Оппозиционные взгляды проявляются преимущественно в форме диссидентства.

— В стране признается право на существование только одной правящей партии. Подавляются всякие попытки создания альтернативных политических и общественных объединений.

— Существует строгая цензура над всеми СМИ, запрещено критиковать представителей власти.

— Полиция, армия, спецслужбы наряду с функциями обеспечения правопорядка выполняют функции карательных органов государства и выступают в качестве инструмента массовых репрессий.

— В обществе функционирует только одна официальная идеология, жестокому преследованию подвергаются все иные идейные течения.

— Экономика находится под жестким контролем государственных органов.

Демократическая политическая система характеризуется следующими признаками:

· Власть разделена на независимые друг от друга исполнительную, законодательную и судебную власти. Верховный законодательный орган – парламент. Высшая исполнительная власть действует в пределах своих полномочий. Судебная власть может отменить как решения законодательной, так и исполнительной власти.

· Граждане обладают большим объемом прав и свобод, которые не только провозглашаются, но и юридически закрепляются за ними. Закон защищает, прежде всего, права личности. Главный принцип: «Все, что не запрещено – разрешено».

· Легальная оппозиция пользуется всеми политическими правами и свободами. В демократическом обществе оппозиция является неотъемлемым элементом политического процесса.

· Функционирует многопартийная система, при которой одна партия может сменить у власти другую на законных основаниях в результате выборов.

· СМИ полностью свободны от цензуры и могут не только критиковать власти на законных основаниях, но и существующую форму государственного правления, не призывая при этом к его насильственному свержению, что в условиях демократии запрещено законом.

· В обществе отсутствует какая-либо одна официальная идеология. В условиях плюрализма многие идейные течения противостоят друг другу; сохраняются общенациональные мировоззренческие ценности. Церковь отделена от государства и государство не вмешивается в дела церкви. Государственная власть носит светский характер.

· В демократическом обществе могут происходить многие негативные явления, и в то же время дисциплина основывается преимущественно на личном интересе, а не на принуждении со стороны властей. Демократии часто может сопутствовать высокий уровень преступности.

Существуют и другие классификации. Многообразие классификаций свидетельствует о многомерности политического мира. Сложность политических систем такова, что один взятый в отдельности подход или метод недостаточен, чтобы дать полную картину. Для анализа многомерных политических систем требуется многомерный подход.

Основными признаками правового государства являются:

1. верховенство закона во всех сферах жизни общества;

Читайте также:  Кд умнички группируем по признакам

2. деятельность органов правового государства, которая базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

3. взаимная ответственность личности и государства;

4. реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;

5. политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов;

6. стабильность законности и правопорядка в обществе.

К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства, видимо, можно отнести следующие:

В чем же заключается отличие правового государства от государства как такового? Государство как таковое характеризуется его всевластием, несвязанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц.

В отличие от него правовое государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан.

Вместе с тем правовое государство, как и всякое государство, обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:

1. ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней и внешней политики;

2. оно представляет собой политическую организацию общества, основанную на соответствующем социально-экономическом базисе общества;

3. располагает специальным государственным механизмом;

4. обладает определенной административно-территориальной организацией на своей территории;

5. существует благодаря налогам и другим сборам;

6. обладает государственным суверенитетом.

Идея гражданского общества возникла в глубокой древности как противопоставление произволу государственной власти, как начало контроля за ее деятельностью и компромисс между централизованным государственным управлением и самоуправлением.

Составными элементами гражданского общества являются: 1) личность; 2) семья; 3) школа; 4) церковь; 5) собственность и предпринимательство; 6) социальные группы, слои, классы; 7) частная жизнь граждан и ее гарантии; 8) институты демократии; 9) общественные объединения, политические партии и движения; 10) независимое правосудие; 11) система воспитания и образования; 12) свободные средства массовой информации; 13) негосударственные социально-экономические отношения и др.

Общие идеи и принципы, лежащие в основе понимания современного гражданского общества.

1. Экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения.

2. Безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина.

3. Легитимность и демократический характер власти.

4. Равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности.

5. Правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей.

6. Политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции.

7. Свобода слова и печати, независимость средств массовой информации.

8. Невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности, ответственность.

9. Сотрудничество, партнерство и национальное согласие.

10. Эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Регулирующая роль государства сводится к необходимому минимуму: охране правопорядка, борьбе с преступностью, созданию нормальных условий для деятельности собственников, реализации ими своих прав и свобод, активности и предприимчивости. Таким образом, государство должно выполнять в основном функции «по ведению общих дел».

Централизованное воздействие государства сохраняется, но не путем принудительных и волевых методов, а через такие инструменты, как налоги, льготы, кредиты, субсидии, информация, социальные институты, политическая стабильность, выработка общих ориентиров и приоритетов, поддержка базовых отраслей промышленности, протекционизм (Н.И. Матузов, А.В. Малько).

В гражданском обществе государство координирует развитие науки, культуры, здравоохранения, социальной сферы.

Гражданское общество не совместимо с директивно-распределительной экономикой, навязыванием сверху принудительных образцов жизни и деятельности.

В гражданском обществе центральное место занимает человек, гражданин, личность. Это антитоталитарное общество, поскольку тоталитаризм в основе своей есть не что иное, как поглощение гражданского общества государством.

Россия провозгласила цель построения гражданского общества и правового государства. Конституция РФ 1993 г. закрепила в двух первых главах («Основы конституционного строя» и «Права и свободы человека и гражданина») основные условия и предпосылки, необходимые для формирования новой экономической системы и гражданского общества в целом: равенство всех форм собственности, единое экономическое пространство, широкий круг прав и свобод, в том числе обеспечивающих свободу экономической деятельности, свободу труда, государственное покровительство семье и т.д.

Основу гражданского общества должна составлять свободная личность, ограниченная в своем социально значимом поведении интересами других людей. Это есть условие существования указанных сфер гражданского общества.

— отношения производства материальных и нематериальных благ;

— отношения распределения, обмена и потребления;

— частные, государственные, муниципальные предприятия и другие экономические институты.

— политические партии, общественные движения, организации, профсоюзы и т.д.;

— политические отношения между элементами данной системы;

— политические нормы, традиции;

— отношения между крупными социальными группами (классами, сословиями, национальностями и т.д.).

— отношения, связанные с образованием;

Социальные нормы — это правила, регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях( “Социальный” происходит от латинского слова socialis, что означает “общественный”.).

Как отмечалось ранее, потребность в социальных нормах возникла на самых ранних ступенях развития человеческого общества в связи с необходимостью урегулировать поведение людей общими правилами. При помощи социальных норм достигается наиболее целесообразное взаимодействие людей, решаются задачи, которые не под силу отдельному человеку.

Социальные нормы характеризуются рядом признаков:

1. Социальные нормы являются правилами поведения людей. Они указывают, какими должны или могут быть человеческие поступки по мнению определенных коллективов людей, различных организаций или государства. Это образцы, в соответствии с которыми люди сообразуют свое поведение.

2. Социальные нормы — это правила поведения общего характера (в отличие от индивидуальных правил). Общий характер социальной нормы выражается в том, что ее требования относятся не к конкретному лицу, а ко многим людям. В силу данного свойства предписание нормы должно исполняться всякий раз каждым, кто окажется в сфере ее действия.

3. Социальные нормы — это не только общие, но и обязательные правила поведения людей в обществе. Не только правовые, но и все другие социальные нормы являются обязательными для тех, к кому они относятся. В необходимых случаях обязательность социальных норм обеспечивается принуждением. Поэтому к лицам, нарушающим требования социальных норм, в зависимости от характера нарушения могут быть применены меры государственного или общественного воздействия. Если лицо совершило нарушение правовой нормы, то к нему применяются меры государственного принуждения. Нарушение же требований моральной нормы (аморальный поступок) может повлечь за собой применение мер общественного воздействия: общественного осуждения, порицания и других мер.

Благодаря указанным признакам социальные нормы становятся важным регулятором общественных отношений, активно воздействуют на поведение людей и определяют его направление в различных жизненных ситуациях.

Источник

Adblock
detector