Анкета выявления признаков психического напряжения и невротических тенденций

Анкета выявления признаков психического напряжения и невротических тенденций

Определение межполушарных дисфункций

Анкета выявления признаков психического напряжения и невротических тенденций

По И. Шванцара с соавт.

Просьба отметить из перечисленных ниже возможных жалоб имеющие или возникшие жалобы Вашего ребенка, время их появления, продолжительность и с чем Вы это связываете. Нужное подчеркнуть и/или дописать

Если какой-нибудь признак имеется, попытаться оценить его выраженность и напротив поставить соответствующую цифру:

3. Отсутствие аппетита

5. Засыпает медленно и с трудом

8. Жалуется на боли в голове

9. Жалуется на боли в животе, области сердца

10. Бывает часто тошнота, рвота

11. Бывает часто головокружение

13. Чрезмерно потеет

14. Краснеет, бледнеет

16. Часто дрожит от возбуждения или волнения

18. Часто моргает, морщит лоб, нос

19. Дергает рукой, плечом, раскачивает головой и т.д.

20. Недержание мочи (днем или ночью)

21. Недержание стула (днем, ночью)

22. Бывают припадки злости, грубости

23. Играет с какой-либо частью тела

24. Боится за свое здоровье

25.Бывают у него побуждения постоянно и церемонно что-либо дeлать

26. Бывает, что он замечтается и мысли его где-то далеко

27. Не может сосредоточиться, рассеян

28. Имеется что-нибудь, что для него всегда особенно важно

29. Он стал агрессивен, раздражителен

30. Он стал тревожен

31. Старается быть всегда тихим

33. Боится всего нового

34. Боится одиночества

35. Боится животных, каких

36. Боится чужих людей, учителя

38. Боится неудачи, в чем

39. У него бывает чувство стыда, позора или виновности

40. У него бывает чувство неполноценности, отчаяния

Год, число, месяц рождения.

Домашний адрес, телефон

Инструкция по заполнению анкеты:

Трудности поведения: а) имеются, б) отсутствуют

Трудности в обучении: а) имеются, б) отсутствуют

Источник

Опросник. Признаки психического напряжения у детей.

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.

ПРИЗНАКИ ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ И НЕВРОТИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ (ОПРОСНИК).

Инструкция: Оцените наличие или отсутствие перечисленных признаков у вашего ребёнка по степени выраженности

2 – средняя выраженность;

Затем подсчитайте общее количество баллов и определите степень выраженности психоэмоционального напряжения по схеме:

От 0 до 19 баллов – невысокая степень;

От 20 до 38 баллов – средняя степень;

От 39 до 58 баллов – высокая степень.

Данные опросника необходимы психологам как дополнительные сведения о ребёнке, который не бывает одинаковым в садике, в школе и дома.

Признаки психического напряжения и невротических тенденций.

Плохо, неохотно встаёт

Жалуется на головные боли

Жалуется на боли в животе

Часто бывает рвота

Часто бывают головокружения

Часто дрожит от возбуждения

Дёргает плечом, рукой

Бывают припадки злости

Играет какой-либо частью тела

Боится за своё здоровье

Бывают побуждения постоянно и церемонно что-либо делать

Часто мечтает, мысли его где-то далеко

Не умеет сосредоточиться

Старается быть всегда тихим

Видит фантастические предметы

Боится животных. Каких?

Боится чужих людей

Бывает чувство стыда, виновности

Бывает чувство неполноценности

Почему подростки хотят работать и как подросткам правильно зарабатывать: психологический и юридический аспект

2 – 4 марта 2021г 19:00 (МСК)

Свидетельство каждому участнику

Скидка на курсы для всех участников

Номер материала: ДБ-246286

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Анкета выявления признаков психического напряжения и невротических тенденций (Й. Шванцара)

Анкета выявления признаков психического напряжения и невротических тенденций (Й. Шванцара).

Автор рекомендует подвергнуть особому вниманию такие эмоциональные проявления детей, как сверхчувствительность, возбуждаемость, капризность, боязливость, плаксивость, злобность, весёлость, завистливость, ревность, обидчивость, упрямство, жестокость, ласковость, сочувствие, самомнение, агрессивность, нетерпеливость. С помощью систематически, регулярно проводимых наблюдений можно своевременно выявить также признаки психического напряжения и невротические тенденции.

Признаки психического напряжения и невротических тенденций.

3. Отсутствие аппетита.

5. Засыпает медленно и с трудом.

7. Встаёт в плохом настроении и неохотно.

8. Жалуется на головные боли.

9. Жалуется на боли в животе.

10. Часто бывает рвота.

11. Часто бывают головокружения.

13. Чрезмерно потеет.

14. Краснеет, бледнеет.

16. Часто дрожит от возбуждения или волнения.

19. Дёргает рукой, плечом и т. п.

20. Недержание мочи (днём или ночью).

21. Недержание стула (днём или ночью).

22. Припадки злости.

23. Играет с какой-либо частью тела.

24. Боится за своё здоровье.

25. Бывает, что замечтается и мысли его где-то далеко.

26. Не умеет сосредоточиться на чём-то.

27. Озабоченность (чем?).

29. Старается всегда быть тихим.

31. Часто видит во сне фантастические предметы.

32. Боится одиночества.

33. Боится животных (каких?).

34. Боится чужих людей.

36. Боится неудачи (в чём?).

37. Часто испытывает чувство стыда, позора или вины.

38. Испытывает чувство неполноценности.

Результаты наблюдений целесообразно представить в виде оценочной шкалы. По вертикали перечисляют эмоциональные проявления ребёнка, а по горизонтали отмечается степень выраженности каждого из них (0 – отсутствие эмоционального проявления; 1 – минимальное проявление; 2 – среднее; 3 – значительное проявление; 4 – крайне яркое проявление). В итоге создаётся профиль чувственных проявлений конкретного ребёнка.

Читайте также:  Выпиши существительные с предлогами и укажите их морфологические признаки

Методика PARI. Тест-опросник изучения родительских установок

Инструкция. «Перед вами вопросы, которые помогут выяснить, что родители думают о воспитании детей. Здесь нет ответов правильных и неправильных, т. к. каждый прав по отношению к собственным взглядам. Старайтесь отвечать точно и правдиво. Некоторые вопросы могут показаться Вам одинаковыми. Однако, это не так. Вопросы сходные, но не одинаковые. Сделано это для того, чтобы уловить возможные, даже небольшие различия во взглядах на воспитание детей. Не обдумывайте ответ долго, отвечайте быстро, стараясь дать правильный ответ, который придет к вам в голову.

Рядом с каждым положением находятся буквы А а б Б, их нужно выбрать в зависимости от своего убеждения в правильности данного предложения:

А — если с данным положением согласны полностью;

а — если с данным положением скорее согласны, чем не согласны;

б — если с данным положением скорее не согласны, чем согласны;

Б — если с данным положением полностью согласны.

Вопросы методики PARI.

Если дети считают свои взгляды правильными, они могут не соглашаться со взглядами родителей. Хорошая мать должна оберегать своих детей даже от маленьких трудностей и обид. Для хорошей матери дом и семья — самое важное в жизни. Некоторые дети настолько плохи, что рад и их же блага нужно научить их бояться взрослых. Дети должны отдавать себе отчет в том, что родители делают для них очень много. Маленького ребенка всегда следует крепко держать в руках во время мытья, чтобы он не упал. Люди, которые думают, что в хорошей семье не может быть недоразумений, не знают жизни. Ребенок, когда повзрослеет, будет благодарить родителей за строгое воспитание. Пребывание с ребенком целый день может довести до нервного истощения. Лучше, если ребенок не задумывается над тем, правильны ли взгляды его родителей. Родители должны воспитывать в детях полное доверие к себе. Ребенка следует учить избегать драк, независимо от обстоятельств. Самое плохое для матери, занимающейся хозяйством, чувство, что ей нелегко освободиться от своих обязанностей. Родителям легче приспособиться к детям, чем наоборот. Ребенок должен научиться в жизни многим нужным вещам, и поэтому ему нельзя разрешать терять ценное время. Если один раз согласиться с тем, что ребенок съябедничал, он будет это делать постоянно. Если бы отцы не мешали в воспитании детей, матери бы лучше справлялись с детьми. В присутствии ребенка не надо разговаривать о вопросах пола. Если бы мать не руководила домом, мужем и детьми, все происходило бы менее организованно. Мать должна делать все, чтобы знать, о чем думают дети. Если бы родители больше интересовались делами своих детей, дети были бы лучше и счастливее. Большинство детей должны самостоятельно справляться с физиологическими нуждами уже с 15 месяцев. Самое трудное для молодой матери — оставаться одной в первые годы воспитания ребенка. Надо способствовать тому, чтобы дети высказывали свое мнение о жизни и о семье, даже если они считают, что жизнь в семье неправильная. Мать должна делать все, чтобы уберечь своего ребенка от разочарований, которые несет жизнь. Женщины, которые ведут беззаботную жизнь, не очень хорошие матери. Надо обязательно искоренять у детей проявления рождающейся ехидности. Мать должна жертвовать своим счастьем ради счастья ребенка. Все молодые матери боятся своей неопытности в обращении с ребенком. Супруги должны время от времени ругаться, чтобы доказать свои права. Строгая дисциплина по отношению к ребенку развивает в нем сильный характер. Матери часто настолько бывают замучены присутствием своих детей, что им кажется, будто они не могут с ними быть ни минуты больше. Родители не должны представать перед детьми в плохом свете. Ребенок должен уважать своих родителей больше других. Ребенок должен всегда обращаться за помощью к родителям или учителям вместо того, чтобы разрешать свои недоразумения в драке. Постоянное пребывание с детьми убеждает мать в том, что ее воспитательные возможности меньше умений и способностей (могла бы, но…). Родители своими поступками должны завоевывать расположение детей. Дети, которые не пробуют своих сил в достижении успехов, должны знать, что потом в жизни могут встретиться с неудачами. Родители, которые разговаривают с ребенком о его проблемах, должны знать, что лучше ребенка оставить в покое и не вникать в его дела. Мужья, если не хотят быть эгоистами, должны принимать участие в семейной жизни. Нельзя допускать, чтобы девочки и мальчики видели друг друга голыми. Если жена достаточно подготовлена к самостоятельному решению проблем, то это лучше и для детей, и для мужа. У ребенка не должно быть никаких тайн от своих родителей. Если у Вас принято, что дети рассказывают Вам анекдоты, а Вы — им, то многие вопросы можно решить спокойно и без конфликтов. Если рано научить ребенка ходить, это благотворно влияет на его развитие. Нехорошо, когда мать одна преодолевает все трудности, связанные с уходом за ребенком и его воспитанием. У ребенка должны быть свои взгляды и возможность их свободно высказывать. Надо беречь ребенка от тяжелой работы. Женщина должна выбирать между домашним хозяйством и развлечениями. Умный отец должен научить ребенка уважать начальство. Очень мало женщин получает благодарность детей за труд, затраченный на их воспитание. Если ребенок попал в беду, в любом случае мать всегда чувствует себя виноватой. У молодых супругов, несмотря на силу чувств, всегда есть разногласия, которые вызывают раздражение. Дети, которым внушили уважение к нормам поведения, становятся хорошими и уважаемыми людьми. Редко бывает, что мать, которая целый день занимается ребенком, сумела быть ласковой и спокойной. Дети не должны вне дома учиться тому, что противоречит взглядам их родителей. Дети должны знать, что нет людей более мудрых, чем их родители. Нет никакого оправдания ребенку, который бьет другого ребенка. Молодые матери страдают по поводу своего заключения дома больше, чем по какой-нибудь другой причине. Заставлять детей отказываться и приспосабливаться — плохой метод воспитания. Родители должны научить детей найти занятие и не терять свободного времени. Дети мучают своих родителей мелкими проблемами, если с самого начала к этому привыкнут. Когда мать плохо выполняет свои обязанности по отношению к детям, это, пожалуй, значит, что отец не выполняет своих обязанностей по содержанию семьи. Детские игры с содержанием элементов близости могут привести детей к преступлениям на половой почве Планировать должна только мать, так как только она знает, как положено вести хозяйство. Внимательная мать знает, о чем думает ее ребенок. Родители, которые выслушивают с одобрением откровенные высказывания детей о их переживаниях на свиданиях, товарищеских встречах, танцах и т. п., помогают им в более быстром социальном развитии. Чем быстрее слабеет связь детей с семьей, тем быстрее дети научатся разрешать свои проблемы. Умная мать делает все возможное, чтобы ребенок до и после рождения находился в хороших условиях. Дети должны принимать участие в решении важных семейных вопросов. Родители должны знать, как нужно поступать, чтобы дети не попали в трудные ситуации. много женщин забывает о том, что их надлежащим местом является дом. Дети нуждаются в материнской заботе, которой им иногда не хватает. Дети должны быть более заботливы и благодарны своей матери за труд, вложенный в них. Большинство матерей опасаются мучить ребенка, давая ему мелкие поручения. В семейной жизни существует много вопросов, которые нельзя решить путем спокойного обсуждения. Большинство детей должны воспитываться более строго, чем происходит на самом деле. Воспитание детей — тяжелая, нервная работа. Дети не должны сомневаться в разумности родителей. Больше всех других дети должны уважать родителей. Не надо способствовать занятиям детей боксом или борьбой, так как это может привести к серьезным проблемам. Одно из плохих явлений заключается в том, что у матери нет свободного времени для любимых занятий. Родители должны считать детей равноправными во всех вопросах жизни. Когда ребенок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и будет счастлив. Надо оставить ребенка, которому грустно, в покое и не заниматься им. Самое большое желание любой матери — быть понятой мужем. Одним из самых сложных моментов в воспитании детей являются межполовые отношения. Если мать руководит домом и заботится обо всем, вся семья чувствует себя хорошо. Так как ребенок — часть матери, он имеет право знать все о ее жизни. Дети, которым разрешается шутить и смеяться вместе с родителями, легче принимают их советы. Родители должны приложить все усилия, чтобы как можно раньше справляться с физиологическими нуждами. Большинство женщин нуждаются в большем количестве времени для отдыха после рождения ребенка, чем им дается на самом деле. У ребенка должна быть уверенность в том, что его не накажут, если он доверит родителям свои проблемы. Ребенка не нужно приучать к тяжелой работе дома, чтобы он не потерял охоту к любой работе. Для хорошей матери достаточно общения с семьей. Порой родители вынуждены поступать против воли ребенка. Матери жертвуют всем ради блага собственных детей. Самая главная забота матери — благополучие и безопасность ребенка. Естественно, что двое людей с противоположными взглядами в супружестве ссорятся. Воспитание детей в строгой дисциплине делает их более счастливыми. Естественно, что мать “сходит с ума”, если у нее дети эгоисты и очень требовательны. Ребенок никогда не должен слушать критические замечания о своих родителях. Прямая обязанность детей — доверие по отношению к родителям. Родители, как правило, предпочитают спокойных детей драчунам. Молодая мать несчастна, потому что многие вещи, которые ей хотелось бы иметь, для нее недоступны. Нет никаких оснований, чтобы у родителей было больше прав и привилегий, чем у детей. Чем раньше ребенок поймет, что нет смысла терять время, тем лучше для него. Дети делают все возможное, чтобы заинтересовать родителей своими проблемами. Немногие мужчины понимают, что матери их ребенка тоже нужна радость. С ребенком что-то не в порядке, если он много расспрашивает о межполовых отношениях. Выходя замуж, женщина должна отдавать себе отчет в том, что будет вынуждена руководить семейными делами. Обязанностью матери является знание тайных мыслей ребенка. Если включать ребенка в домашние заботы, он легче доверяет им свои проблемы. Надо как можно раньше прекратить кормить ребенка грудью и из бутылочки (приучить самостоятельно питаться). Нельзя требовать от матери слишком большого чувства ответственности по отношению к детям.

Читайте также:  По каким признакам классифицируются автомобильные двигатели

Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия.

Сумма цифровой значимости определяет выраженность признака

• 20 – максимальная оценка признака;

• 18, 19, 20 – высокие оценки;

• 8, 7, 6 – низкие оценки;

• 5 – минимальная оценка признака.

Имеет смысл в первую очередь анализировать высокие и низкие оценки.

Источник

Признаки психического напряжения и невротических тенденций

3. Отсутствие аппетита?

5. Засыпает медленно и с трудом?

7. Встаёт бодро и охотно?

8. Жалуется на головные боли?

9. Жалуется на боли в животе?

10. Часто бывает рвота?

12. Чрезмерно потеет?

13. Краснеет, бледнеет?

17. Дёргает рукой, плечом?

18. Недержание мочи (днём или ночью)?

19. Бывают припадки злости?

22. Боится одиночества?

23. Бывает ли чувство стыда, позора?

24. Испытывает ли чувство неполноценности?

Работая с такими детьми психологу важно установить контакт не только с родителями, но и с воспитателями.

Воспитателям можно дать следующие рекомендации:

1. не подгонять тревожных детей флегматического и меланхолического типов темперамента, давать им возможность действовать в привычном для них темпе (такого ребёнка можно чуть раньше посадить за стол, чем остальных ).

2. попросить ребёнка быть помощником воспитателя, если ребёнок не отходит от него ни на шаг.

3.обращать внимание на успехи ребёнка

Работа с родителями.

Родители не только не мешают и

не препятствуют работе,

наоборот могут способствовать

Специалисты утверждают, что на формирование личности ребёнка оказывают влияние как генетические факторы, так и окружающие его обстановка и люди. До начала систематического посещения детского дошкольного учреждения ребёнок чаще всего проводит большую часть времени с родителями. Поэтому мама и папа ребёнка – порой единственные взрослые люди, которые обладают полной информацией о его развитии и поведении.

Читайте также:  Признаки туберкулеза при беременности

Для работы с родителями хорошо использовать наглядную информацию – например, на стенде можно разместить теоретический материал о причинах возникновения того или иного нарушения в поведении ребёнка, советы и рекомендации психологов по снятию эмоционального напряжения, несложные релаксационные упражнения. Необходимо подчеркнуть какое большое значение имеют игры для детей: игры с песком, с водой.

Формы работы с родителями могут быть самыми различными,

Д. Лешли приводит такие варианты взаимодействия:

-первые контакты между семьями и учреждениями – представление родителям письменной информации о работе учреждения, предварительное собрание для родителей, анкеты для родителей.

-дальнейшие контакты между родителями и специалистами –размещение необходимой информации для родителей на стенде, участие родителей в разнообразных играх – занятиях.

Рекомендации родителям:

1. Требуйте от ребёнка только того, что соответствует его физическим и умственным возможностям. Если в определённое время не удаётся изменить ситуацию дома, отправьте ребёнка в санаторно – лесную школу.

2. Повысить жизненный тонус ребёнка помогут:

-поливитамины с минеральными добавками, особенно с кальцием и фосфором.

— экстракт элеутерококка из расчёта 1 капля на 1 год жизни ребёнка утром и днём в течение месяца.

3. Улучшению сна способствуют травяные настои валерианы или пустырника (1 столовая ложка на 200 мл кипятка, настоять 8 часов). Давать по столовой ложке утром и вечером после еды в течение одного месяца.

4. Запомните: Вы сами можете стать причиной болезни. Будьте уравновешенны, не конфликтуйте, не завышайте требования к нему.

5. Соматическое состояние, настроение улучшат гигиеническая гимнастика, водные процедуры.

6. Советуем обратиться к психотерапевту, лучше к детскому. Медикаментозное лечение может назначить только врач – специалист: невропатолог иди психиатр.

Тема:

Игра как способ коррекции.

Большие возможности для коррекции эмоциональных состояний, личностных качеств представляют игры дошкольников.

Важное значение в плане коррекции негативных эмоциональных состояний имеют данные исследования К. Левина и его сотрудников о роли воображаемой ситуации в преодолении барьеров. Часто замещение одного предмета другим невозможно вне игровой ситуации. Это означает, что динамика эмоциональных состояний в реальной действительности и в условиях игры различна. Стойкие аффективные барьеры, возникающие в жизни ребёнка, преодолеваются им гораздо легче в игре. На это свойство игровой, «мнимой» ситуации указывал Л. С. Выготский, говоря о том, что именно в условиях «мнимой» ситуации ребёнку легче принять на себя роль другого.

Игровая деятельность представляет особые возможности для изучения и перестройки эмоциональной сферы детей с трудностями в развитии. Прежде всего, игра является деятельностью привлекательной и близкой дошкольникам, поскольку исходит из непосредственных интересов и потребностей. Как ведущая деятельность, определяющая психическое развитие ребёнка дошкольного возраста, игра является и наиболее адекватным средством для коррекции различных нарушений не только в развитии личности ребёнка в целом. Именно эти психологические особенности используются в современной психотерапии, где существует особая область – «игровая психотерапия».

Разные игры с успехом используются в коррекционных целях в работе с дошкольниками. Интересна специальная игровая методика, разработанная А. И. Захаровым, направленная на преодоление детьми страхов. Игры широко используются в работе как со страдающими детьми неврозами детьми, так и со здоровыми. Предметом коррекции игровой психотерапией могут быть и бедность эмоционального мира дошкольника, эмоциональная неотзывчивость, неадекватное эмоциона䯐ьное реагирование.

Известный специалист в области психокоррекции дошкольника А. С. Спиваковская, отмечая специфичность, использование игры в коррекционных занятиях, обращает внимание, на её полифункциональность. При помощи игры можно решать самые разные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством повышения самооценки, а для другого оказывать растормаживающий тонизирующий эффект.

Богаты коррекционные возможности не только сюжетных игр, но и игр – драматизаций. Разыгрывая ранее встречающиеся трудные ситуации в играх – драматизациях типа «Какая Я», «Какая наша группа», дети получают возможность выплеснуть чувства, подавляемые в конфликтных ситуациях.

Особую ценность представляют игры – драматизации по специально подобранным в коррекционных целях произведениям, прежде всего сказкам.

В исследовании, проведённом Е. А. Панько, С. Н. Жданович, Л. С. Ходонович, выявлено, что наиболее успешна корреционная работа, тогда, когда она осуществляется комплексно, как и с помощью игры, так и посредством разных видов искусства.

Источник

Adblock
detector