Анкета признаки агрессивности для младших школьников

Лютова К.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Лютова К.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.

Оцените предложенные утверждения.

Утверждение о ребенке

Временами в него вселяется «злой дух»

Он не может промолчать, когда чем-то недоволен

Когда кто-то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же

Иногда ему без всякой причины хочется выругаться

Бывает, что он с удовольствием ломает вещи и рвет книги

Иногда он так настаивает на своем, что окружающие теряют терпение

Он не прочь подразнить животных

Очень сердится, когда кто-то подшучивает над ним

Кажется, что иногда у него вспыхивает желание сделать что-нибудь плохое, шокировать окружающих

В ответ на обычные просьбы стремится все сделать наоборот

Часто бывает ворчлив

Всегда воспринимает себя как самостоятельного и решительного человека

Любит быть первым, командовать, подчинять себе волю других

Неудачи вызывают у него сильное раздражение, он начинает искать виноватых

Легко ссорится, часто вступает в драки

Старается общаться с младшими и физически более слабыми детьми

У него нередко бывают периоды мрачной раздражительности

Он часто не считается со сверстниками, не уступает, не делится

Он всегда уверен, что любое задание выполнит лучше других

Положительный ответ по каждому утверждению оценивается в 1 балл. Подсчитайте, сколько утверждений, по вашему мнению, может быть отнесено к вашему ребенку.

15 – 19 баллов – высокий уровень агрессивности

7 – 14 баллов – средний уровень агрессивности

1 – 6 баллов – низкий уровень агрессивности

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое занятие «Красная шапочка» рекомендуется для работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими трудности в поведении (с признаками агрессивного и тревожного поведеия).

Заполнив анкету, родитель сможет выявить признаки агрессивности своего ребенка.

Из презентации Вы узнаете о причинах агрессивного поведения вашего ребенка, о том, как справиться с его агрессией.

Анкета для родителей «Признаки агрессивности».«Критерии выявления агрессивного ребенка».Консультация: «Способы выражения гнева».Консультация: «Разрядка г.

Анкета «Критерии агрессивности у ребенка»(Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко)С целью выявления агрессивности у ребенка в группе детского сада или в классе можно использовать специальную ан.

Карта наблюдения позволяет фиксировать признаки агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Разработана на основе имеющихся в современной науке и практике диагностических карт и тестов-опросн.

Источник

Анкета «Выявление агрессивности у ребенка»

Анкета проводится с целью выявления агрессивности у ребенка

Просмотр содержимого документа
«Анкета «Выявление агрессивности у ребенка»»

Мы приводим данные критерии для того, чтобы учитель, выявив агрессивного ребенка, в дальнейшем смог выработать свою стратегию поведения с ним, помог ему адаптироваться в детском коллективе.

.«ВЫЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКА»

Инструкция. Предлагается ответить на вопросы анкеты, позволяющие выявить степень агрессивности у подростка.

Временами мне кажется, что в меня вселился злой дух

Я не могу промолчать, когда чем-то недоволен(а)

Когда кто-то причиняет мне зло, я обязательно стараюсь отплатить тем же

Иногда мне без всякой причины хочется выругаться

Бывает, что я с удовольствием ломаю игрушки, что-то разбиваю

Иногда я так настаиваю на чём-то, что окружающие теряют терпение

Я не прочь подразнить животных

Переспорить меня трудно

Очень сержусь, когда мне кажется, что кто-то надо мной подшучивает

Иногда у меня вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

В ответ на обычные распоряжения стремлюсь сделать всё наоборот

Часто не по возрасту ворчлив(а)

Люблю быть первым(ой), командовать, подчинять себе других

Неудачи вызывают у меня сильное раздражение, желание найти виноватых

Легко ссорюсь, могу вступать в драку

У меня нередки приступы мрачной раздражительности

Не считаюсь со сверстниками, не уступаю, не делюсь

Уверен (а), что любое задание выполню лучше всех

Обработка результатов: положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл, отрицательный – 0.

Подсчитайте результаты и оцените степень агрессивности подростка.

Высокая степень агрессивности от 15 до 20 баллов.

Средняя степень агрессивности от 7 до 14 баллов.

Низкая степень агрессивности от 1 до 6 баллов.

Критерии агрессивности подростка.

Часто теряет контроль над собой.

Часто спорит, ругается со взрослыми.

Часто отказывается выполнять правила.

Часто специально раздражает людей.

Часто винит других в своих ошибках.

Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

Часто завистлив, мстителен.

Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (сверстников и взрослых), которые нередко раздражают его.

Источник

Методики для исследования агрессивности младших школьников, рекомендации по их применению

Методики для исследования агрессивности младших школьников,

рекомендации по их применению

Условия проведения структурированного наблюдения

1. Обязательная договоренность с педагогом или воспитателем о времени и целях посещения психологом класса или группы детей.

Педагог (воспитатель) должен хорошо себе представлять, что другой специалист придет в класс не с целью проверки знаний детей или (что еще более серьезно) проверки его готовности, а совершенно по другому поводу. Это требует от психолога предварительной работы (по крайней мере, беседы) с педагогом, в процессе которой объясняются задачи — просто понаблюдать за тем, как ведут себя дети, а не за тем, как педагог научил их вести себя, посмотреть за их реакциями, за скоростью их утомления и т. п. Удобнее всего это сделать на консилиуме или в неформальной обстановке, однако имеет смысл рассказать о целях своего посещения уроков и на педсовете, чтобы и администрация школы была в курсе.

При этом не нужно, чтобы педагог предупреждал детей о целях визита психолога. Для детей он как бы просто приходит в гости на урок (занятие).

2. «Незаметность» специалиста.

В случае, если психолог не знаком с детьми, лучше всего заранее, скажем, накануне, прийти в класс (в группу) на перемене и немного пообщаться. Таким образом, снимается эффект «чужого человека». Это достаточно важно, так как в противном случае поведение детей может быть неестественным, они могут принять психолога за проверяющего, что, безусловно, скажется на их поведении и реакциях, по крайней мере, во время первого посещения. Опыт показывает, что дети достаточно быстро привыкают к тому, что рядом с ними иногда сидит психолог, и просто перестают замечать его присутствие.

3. «Неодноразовость» наблюдения.

Хотя, конечно, и однократное наблюдение за небольшим количеством детей может быть вполне информативным, но для задач выделения тех или иных особенностей детей, приводящих к проблемам обучения и/или поведения, однократного наблюдения будет явно недостаточно. В группу риска в таком случае могут не попасть дети, которых просто физически нет на занятии или уроке, а с другой стороны, вполне нормативный, но заболевающий ребенок легко, по косвенным признакам — быстрая утомляемость, раздражительность, низкий уровень психической активности — может попасть под прицел психолога.

Следует заметить, что дело даже не в количестве посещений детей одного и того же класса или группы. Наиболее важно то, что наблюдение должно происходить в различных учебных (жизненных) ситуациях.

Необходимые для наблюдения ситуации:

• Начало учебного дня: 1-2-й уроки.

• Конец учебного дня, 4-5-й уроки.

• Начало недели (четверти).

• Конец недели (четверти).

• Урок физкультуры, урок труда (в обоих случаях информация, получаемая в ходе наблюдения за детьми на этих уроках, крайне важна).

• Начало учебного дня, 1-2-й уроки — контрольная или самостоятельная работа.

• Конец учебного дня, 4-5-й уроки — контрольная или самостоятельная работа.

• Репетиция какого-либо действия.

• Сам праздник или какое-либо выступление.

• Свободное поведение детей на перемене.

• Дети во время прогулки.

4. Первичные результаты наблюдения удобно регистрировать в заранее приготовленные карты – схемы.

Карта наблюдения за проявлением агрессии в поведении детей в школе

(составлена на основе материалов, представленных в источнике: Долгова у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. М., Генезис, 2009)

Читайте также:  Температура при беременности как признак беременности

Дата проведения наблюдения ________________ Класс ________________

Условия проведения наблюдения (на уроке, на перемене, на прогулке и т. п.)_________________________________________________________

Источник

Опросник «Агрессивное поведение» (детский вариант)

Диагностические критерии агрессивности

(схема наблюдения за ребенком)

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.
Как правило, для воспитателей и учителей не составляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности. В спорных случаях можно воспользоваться критериями определения агрессивности, разработанными американскими психологами М. Алворд и П. Бейкер

Ребенок:
1. Часто теряет контроль над собой.
2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
3. Часто отказывается выполнять правила.
4. Часто специально раздражает людей.
5. Часто винит других в своих ошибках.
6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
7. Часто завистлив, мстителен.
8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.
Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста: психолога или врача.

Диагностические критерии агрессивности у ребенка (анкета)

С целью выявления агрессивности у ребенка в группе детского сада или в классе можно использовать специальную анкету, разработанную для воспитателей

1. Временами кажется, что в него вселился злой дух..
2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
7. Он не прочь подразнить животных.
8. Переспорить его трудно.
9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
12. Часто не по возрасту ворчлив.
13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
16. Легко ссорится, вступает в драку.
17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.
19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Опросник агрессивности А. Басса, А. Дарки

Цель
Диагностируется мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень данных деструктивных тенденций, можно с большей степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии [10].

Диапазон применения методики
Методика применяется для изучения агрессивности начиная с подросткового возраста.

Текст опросника

Опросник «Агрессивное поведение» (детский вариант)

Цель
Опросник применяется для выявления склонности к вербальной и физической агрессии
Возрастной диапазон – начиная с младшего подросткового возраста.

Инструкция
Вам предлагается несколько вопросов об особенностях Вашего поведения и чувств. На каждое утверждение опросника нужно дать ответ «Да» или «Нет». Работайте быстро, не тратя слишком много времени на обдумывание вопросов, так как наиболее интересна Ваша первая реакция, а не результат слишком долгих размышлений. Помните, что отвечать нужно на каждый вопрос, не пропуская ни одного. Здесь нет хороших или плохих ответов, это не испытание Ваших способностей, а лишь выявление особенностей Вашего поведения.

Текст опросника
1. Я не могу удержаться от грубых слов, если кто-то не согласен со мной.
2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.
3. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.
4. Я редко даю сдачи, если меня ударят.
5. Подчас я в резкой форме требую, чтобы уважали мои права.
6. От злости я часто про себя посылаю проклятия обидчику.
7. Бывали случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся под руки вещь и ломал ее.
8. Если я разозлюсь, то могу ударить кого-нибудь.
9. Если кто-нибудь раздражает меня, я говорю ему все, что о нем думаю.
10. При возникновении конфликта в классе (школе) я чаще всего «выплескиваю» свое раздражение в разговоре с друзьями и близкими.
11. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу по столу кулаком.
12. Если для защиты своих прав мне надо применить физическую силу, я ее применяю.
13. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.
14. Я часто рассказываю дома о недостатках одноклассников, которые критикуют меня.
15. С досады я могу пнуть ногой все, что подвернется.
16. В детстве мне нравилось драться.
17. Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.
18. Я часто про себя обдумываю, что мне надо высказать учителю (тренеру, руководителю кружка), но так и не делаю этого.
19. Я считаю неприличным стучать по столу, даже если человек очень сердит.
20. Если кто-то взял мою вещь, не отдает ее, то я могу применить силу.
21. В споре я часто начинаю сердиться и кричать.
22. Я считаю, что осуждать человека «за глаза» не очень этично.
23. Не было случая, чтобы я от злости что-нибудь сломал.
24. Я никогда не применяю физическую силу для решения спорных вопросов.
25. Даже если я злюсь, Яне прибегаю к сильным выражениям.
26. Я не сплетничаю о людях, даже если они мне очень не нравятся.
27. Я могу так рассвирепеть, что буду крушить все подряд.
28. Я не способен ударить человека.
29. Я не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.
30. Иногда я про себя обзываю учителя (тренера, руководителя кружка), если остаюсь недоволен его решением.
31. Вымещать зло на детях, раздавая им подзатыльники, я считаю не допустимо.
32. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их ударили.
33. Как бы я ни был зол, я стараюсь не оскорблять других.
34. После неприятностей в школе я часто грублю дома родителям.
35. Когда я раздражаюсь, то, уходя, хлопаю дверьми.
36. Я никогда не любил драться.
37. Я бываю грубоват с людьми, которые мне не нравятся.
38. Если в транспорте мне наступили на ногу, то я про себя ругаюсь всякими словами.
39. Всегда осуждаю родителей, бьющих своих детей только потому, что у них самих плохое настроение.
40. Лучше убедить человека, чем принуждать его физически.

За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл. Чем больше сумма набранных баллов, тем выше склонность испытуемого к данному виду агрессивного поведения.
Сумма баллов за прямую и косвенную физическую агрессию дает возможность судить о несдержанности или о сдержанности данного человека.
Количество баллов по косвенной вербальной агрессии говорит только о степени склонности к данному виду агрессии.
Для того, чтобы сделать вывод о степени выраженности склонности к проявлению прямой и косвенной физической, вербальной агрессии необходимо результаты испытуемого сравнить со среднегрупповыми значениями для данного возраста.

Дата добавления: 2019-02-22 ; просмотров: 4088 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Диагностика агрессивности

Диагностика агрессивности

Диагностика агрессивности:

Критерии выявления агрессивного ребенка:

С данной таблицей могут работать педагоги, родители (используется на предварительном этапе диагностики), а также психолог в плане наблюдения.

Работа с картой-таблицей: Отметьте в одной из граф («часто», редко») напротив каждого утверждения в соответствии с личностными особенностями наблюдаемого ребенка:

Особенности поведения ребенка

Спорит, ругается со взрослыми

Теряет контроль над собой

Винит других в своих ошибках

Сердится и отказывается что-либо делать

Специально раздражает людей

Отказывается подчиняться правилам

Читайте также:  Фонетические признаки старославянизмов примеры

Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают их

Анализ результатов: Подсчитывается общее количество ответов «часто».

Если от 4 до 8 критериев часто проявляются у ребенка не менее чем в течение 6 месяцев, то можно предположить, что ребенок является агрессивным.

Анкета «Признаки агрессивности»

(может быть использована психологом в работе с педагогами. родителями на этапе предварительной диагностики)

Работа с анкетой: На каждое утверждение-показатель поведения необходимо ответить «да» или «нет», сделав отметку в соответствующей графе анкеты-таблицы.

Особенности поведения исследуемого ребенка

«Злой дух» временами вселяется в него

Он не может промолчать, когда чем-то недоволен

Когда кто-то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же

Иногда ему без всякой причины хочется выругаться

Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки

Иногда он так настаивает на чем-либо, что окружающие теряют терпение

Он не прочь подразнить животных

Очень сердится, если ему кажется, что кто-то подшучивает над ним

Кажется, что иногда у него вспыхивает желание сделать плохое, шокирующее окружающих

В ответ на обычные распоряжения стремится все сделать наоборот

Часто не по возрасту ворчлив

Воспринимает себя как самостоятельного и решительного

Любит быть первым, командовать, подчинять себе других

Неудачи вызывают у него сильное раздражение, поиски виноватых

Легко ссорится, вступает в драку

Старается общаться с младшими и более слабыми

У него нередки периоды мрачной раздражительности

Не считается со сверстниками, не уступает, не делится

Уверен, что любое задание выполнит лучше других

Ответ «да» на каждое утверждение оценивается в 1 балл.

Подсчитывается общее количество утверждений «да», относящихся к конкретному ребенку.

15 – 20 баллов – высокая агрессивность

Диагностическая работа психолога:

Назначение методики: диагностика направленности и интенсивности выраженности агрессивности

Применение методики: с детьми старше 3-х лет (младший, средний и старший дошкольный возраст).

Материал: листы бумаги формата А4, простой карандаш; возможен вариант с использованием цветных карандашей (8 цветов по тесту Люшера), в таком случае при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Ребенку дается инструкция – «На листе бумаги нарисуй кактус – такой, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные пояснения не допускаются.

Во внимание принимается: пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, нажим карандаша.

Учитываются показатели, специфичные для данной методики:

Отражение в рисунке

Отрывистость линий, сильный нажим

Эгоцентризм, стремление к лидерству

Крупный рисунок в центре листа

Наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм

Неуверенность в себе. Зависимость

Маленький рисунок. Расположение внизу листа

Расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса

Использование ярких цветов, «радостные» кактусы

Использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями

Наличие украшений, цветов. мягких линий и форм

Наличие на рисунке других кактусов, цветов

На рисунке изображен один кактус

Стремление к домашней защите

Наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения

Отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества

Дикорастущие, «пустынные» кактусы».

Беседа с ребенком после завершения рисунка:

Предназначена для определения уровня выраженности и структуры агрессивного поведения у ребенка.

Методика регистрации проявлений агрессии «Ребенок глазами взрослого».

Процедура исследования: В регистрационном бланке отмечаются

ситуационное формы проявления ребенком агрессии, частота проявления выражается по шкале от 0 до4 баллов.

Выраженность ситуационно-личностных агрессивных реакций определяется по общему количеству баллов по 19 признакам.

Бланк методики:

Ф.И.О., возраст ребенка _________________________________________________________

Варианты оценки ситуационно-личностных реакций (в баллах):

Признаки проявления агрессивности у ребенка

Как проявляется агрессивность

1. Вегетативные признаки

Краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения (гнева)

Облизывает губы в состоянии раздражения, гнева

2. внешние проявления агрессивности

Кусает губы в состоянии раздражения

Сжимает кулаки в состоянии раздражения, гнева

Сжимает губы, кулаки, когда обижают

Тревожное напряжение разрешается гневом

3. длительность агрессии

После агрессивной реакции не успокаивается >15 мин

После агрессивной реакции не успокаивается в течение 30 мин

4. чувствительность к помощи взрослого

Помощь взрослого не помогает ребенку овладевать собственной агрессией

Помощь взрослого не помогает ребенку успокоиться

Замечания в словесной форме не тормозят проявления вербальной агрессии

Замечания в словесной форме не тормозят проявления физической агрессии

Чувство неприязни к другим не корректируется извне

5. особенности отноше-ния к собственной агрессии

Ребенок говорит, что поступил «плохо», но все равно продолжает вести себя агрессивно

Ребенок не воспринимает собственные агрессивные действия как таковые

6. недостаточность в проявлении гуманных чувств

Стремится делать назло другим

Проявляет безразличие к страданиям других

Стремится причинить другому страдание

7. реакция на новизну

Новизна (непривычность обстановки) не тормозит проявления агрессивности

В новой, незнакомой обстановке проявляет агрессив-ные реакции

8. реакция на ограничение

При попытке удержать в состоянии гнева яростно сопротивляется

9. реактивность (чувствительность к агрессии других)

Проявляет агрессивные реакции первым

Первым отнимает игровой предмет, игрушки у другого ребенка

Проявляет агрессивные реакции на действия других

Толкается, когда обижают

Бьет других детей, если ребенка случайно толкнули

10. чувствительность к присутствию других

Щипается на глазах у всех

Толкает сверстника на глазах у всех

Ситуация совместной деятельности провоцирует агрессивное поведение у ребенка

11. физическая агрессия, направленная на предмет

Ломает постройку на глазах у всех

Ребенок стремится разорвать игровую предметную карточку, книжку

Ребенок бросает предмет об стенку

Ребенок стремится бросить мяч в другого человека сильнее, чем это требуется по правилам игры

Отрывает руки, ноги кукле

12. Агрессия, направленная на сверстников

Толкает других детей в состоянии раздражения

Походя ударяет встречных

Бьет других детей в состоянии раздражения

Ударяет детей и внезапно успокаивается

Стремится ткнуть в глаз (пальцем, предметом)

Кусает других детей в состоянии раздражения

13. агрессия, направленная на себя

Просит себя стукнуть еще раз

Берет на себя вину за других

Рвет на себе волосы

Щипает себя в состоянии раздражения

Кусает себя в состоянии раздражения

14. агрессия, направленная на взрослого (в раннем и дошкольном возрасте)

Бьет родителей по руке за то, что они не дают кидать игрушки

Бьет чужого взрослого по руке за то, что он не дает разбрасывать игрушки

Тянет взрослого за волосы только при нарастании утомления или пресыщения

В состоянии пониженного настроения бьет чужого взрослого кулачком

Беспричинное недоброжелательное отношение к члену семьи

Бьет больно ногой бабушку

15. Вербальная агрессия

Говорит обидные слова детям

Говорит обидные слова взрослым

Говорит нецензурные слова детям

Говорит нецензурные слова взрослым

16. агрессивность в виде угрозы

Замахивается, но не ударяет другого

17. агрессия, направлен-ная на животных

Выкручивает хвост кошке

Специально наступает на лапы собаке

18. агрессия разных видов направленности

Агрессия (физическая, словесная, скрытая, в виде угроз), направленная на все окружающее (предметы, близких людей, сверстников)

19. неупорядоченные проявления агрессии

Плюется в состоянии раздражения

После работы с методикой проводится балльная оценка уровня агрессии (суммируются все баллы):

4 уровень – от 195 до 260 баллов: психолого-педагогическая помощь взрослого почти не оказывает влияние на агрессивное поведения, требуется медикаментозная помощь.

Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей. Альбом диагностических и коррекционных методик. – М.: «Плэйт», 2001, с. 12 – 17

Проективная методика А.Романова по диагностике агрессивности у детей:

«Кто есть кто, когда сердится? Почему и как часто кто бывает?»

Назначение методики: диагностика особенностей агрессивного поведения ребенка; оценка ребенком выраженности агрессивного поведения у других.

Применение методики: индивидуально с детьми 4 – 7 лет.

Ребенку предлагается определить, какая бывает злость и какая она бывает:

— похожей на кошку; на динозавра; бывает как молния; как шестеренки; как змея; как консервная банка (используются рисунки); Ребенку предлагается определить, у кого из его близких – как часто проявляется и какая бывает злость и агрессия. Ребенка может оценивать взрослый и сам ребенок.

Выраженность проявлений оценивается в баллах:

Какая агрессия бывает?

Оценка выраженности агрессии:

7-12 баллов – средняя

13 – 18 баллов – высокая

19 – 24 балла – очень высокая

Стратегия работы психолога с агрессивными детьми:

Общие направления стратегии работы с агрессивными детьми состоят в следующем:

Читайте также:  Первичные признаки рака языка

Параллельно проводится работа с родителями и воспитателями агрессивного ребенка. Работа с родителями проводится в 2-х направлениях:

С детьми дошкольного возраста коррекционная работа проводится в основном с использованием методов игровой терапии.

А.Романовым предложено несколько вариантов стратегий работы с агрессивными детьми.

Стратегия, как ее определяет А.Романов, это метод работы, направленный на уменьшение агрессивных реакций ребенка, снижение мотивации агрессии, обучению выбору других форм выражения чувств и эмоциональных состояний.

Существуют различные стратегии работы с агрессивностью, их выбор зависит от:

Среди стратегий выделяют игровые и неигровые.

Игровые стратегии – включают игровые задачи-приемы (продолжительность – 10-15 минут и более; содержат цели, игровые действия и варианты их выполнения)

Неигровые стратегии – это словесные примы взаимодействия, включение в деятельность вне создания игровых ситуаций.

Обращение к чувствам ребенка по отношению к жертве агрессии

Выяснение взрослым причин и мотивов агрессии, их проговаривание с ребенком

Привлечение внимания ребенка к состоянию другого (объекту агрессии, свидетелей агрессивного акта)

Отреагирование ребенком негативных чувств «здесь и сейчас»

5. Стратегия на провока-цию ситуационно-личностных состояний

Провоцирование личностных эмоциональных реакций ребенка

6. Стратегия на переключение

Переключение ребенка на иную деятельность, состояние или поведение

7. Стратегия на положительное подкрепление, похвалу

Похвала в ситуации самостоятельного овладения ребенком своими чувствами; в ситуации правильных ответных действий на агрессию

8. Стратегия на игнорирование

Взрослый не замечает проявлений агрессии ребенком

9. Стратегия на отрицательное подкрепление

Оценка действий агрессора как отрицательных, неприемлемых, их называние как негативных.

10. Стратегия на стимуляцию чувства удивления

Через необычность, неожиданность, новизну действий и реакций

11. Стратегия на стимуляцию положительных эмоций

Вызвать эмоции радости, удивления у обидчика и жертвы (неожиданным действием)

12. Стратегия на стимуляцию положительных эмоций

Юмористическая оценка действий агрессора и ответа «жертвы»

13. Стратегия «стимуляция телесного контакта»

Телесное соприкосновение с агрессором и жертвой; предметная игровая деятельность (контакт с предметом)

14. Стимуляция соревнования, соперни-чества.

Создание игровых ситуаций соперничества.

Рекомендации родителям агрессивного ребенка

Рекомендации воспитателям:

Кратко анализируются причины и особенности агрессивных действий дошкольников.

Рассматриваются возможности ИЗО-деятельности как стратегии работы с агрессивными детьми: для педагогов предлагаются приемы организации индивидуальной и групповой работы с агрессивными детьми по тематическому рисованию. Описываются этапы работы: индивидуальная и групповая ИЗО-деятельность, совместное обсуждение рисунков.

В материале кратко анализируются причины агрессивного поведения дошкольников: внимание автора акцентируется на таких факторах, как отсутствие у ребенка навыков игровой деятельности, психотравмирующие ситуации в семье, влияние средств массовой информации. Приводятся приемы взаимодействия взрослых с детьми с агрессивным поведением, формы обучения детей саморегуляции поведения, проявлению эмпатии.

Автором статьи анализируется проблема «трудности» ребенка в целом: акцент делается на том, что выделить критерии «трудности» ребенка-дошкольника, опираясь на его уровень наличного развития, личностных особенностей достаточно сложно. Предложены наиболее общие, универсальные варианты показателей «трудности», особенности поведения, из-за которых дети-дошкольники попадают в категорию «трудных»: агрессивность, упрямство и капризы, негативизм, гипо- и гиперактивность.

Автор кратко останавливается на характеристике детского упрямства как личностной особенности, проявляющейся в поведении; выделяет его причины во взаимосвязи с особенностям семейного воспитания. Проблема упрямства в целом рассматривается с позиции определения помощи родителям и педагогам в построении отношений с ребенком.

Материал может быть полезен педагогам ДОУ в подготовке родительских собраний, психологам в разработке тематических консультаций по проблемам личностного развития ребенка.

В книге представлен краткий обзор возрастных особенностей ребенка, его психического развития в первые три года жизни. Показаны общие принципы диагностической работы с детьми раннего возраста /особенности проведения наблюдения как основного диагностического приема/.

Описаны особенности работы с детьми раннего возраста с проявлениями агрессивности, гиперактивности, тревожности. а также раннего аутизма.

Проводятся рекомендации по работе с родителями «особых» детей.

Авторами предложена стратегия тренинговой работы: подробно описана структура тренинга, последовательность проведения занятий по обучению эффективному взаимодействию педагогов. родителей с детьми с проявлениями агрессивности, гиперактивности, тревожности и аутизма в раннем детстве; приведены разработки игр и упражнений. Приведенная разработка тренинга, игры и упражнения могут быть использованы психологами-практиками в родительских тренингах, занятиях с педагогами групп раннего возраста, обучающих семинарах-тренингах для психологов.

Приложения содержат иллюстративный практический материал для участников тренинга, варианты методик экспресс-диагностики.

Книга представляет собой практическое руководство для психолога-тренера, работающего по программе «Особый ребенок: стратегии взаимодействия».

В книге представлен материал по описанию психологических особенностей «особых» детей, даются общие рекомендации педагогам и родителям по построению эффективного взаимодействия с агрессивными, гиперактивными, тревожными детьми, детьми с симптомами раннего детского аутизма. Особый интерес и практическое значение имеют материалы приложений, в которых помещены материалы, предоставляющие возможность психологу, а также педагогам и родителям проводить экспресс-диагностику «проблемного» ребенка на материале «карт наблюдений», в которых кратко представлены характерные особенности детей.

Книга представляет интерес для психологов: авторами предлагаются разработки тренинговых занятий по обучению стратегиям работы с агрессивными, тревожными, гиперактивными и аутичными детьми: приведены сценарии тренинга по 4-х –дневной программе занятий.

Программа тренинга представляет собой практическое руководство к проведению занятий с педагогами, родителями, психологами.

В приложениях помещены варианты диагностических методик, практический иллюстративный материал для участников тренинга.

В статье представлены категории детей с нарушениями эмоционального развития. в аспекте проблем, с которыми педагоги и родители обращаются к психологу. В материале выделены 3 основные категории дошкольников в зависимости от причины нарушений эмоционального развития ребенка дошкольного возраста:

1). Дети с внутриличностными конфликтами;

2). Дети с эмоциональными проблемами в рамках межличностных отношений /основная проблема – агрессивность/;

3). Дети с эмоциональными проблемами, обусловленными сочетанием внутриличностных конфликтов с личностными особенностями ребенка: эмоциональной неустойчивостью, агрессивностью, тревожностью.

Автором определены и названы основные формы психокоррекционной работы с каждой их 3-х категорий дошкольников, этапы коррекционной работы в рамках игровой терапии.

Материал может быть полезен психологам-практикам в процессе разработки стратегий работы с детьми с проблемами эмоционального развития.

Представлен анализ проблемы «социально-педагогическая запущенность» в детском возрасте. Рассматриваются критерии выделения детей с симптомами социально-педагогической запущенности в категорию «дети группы риска». Особое внимание автором уделяется анализу факторов социально-воспитательной среды в развитии проявлений социальной и педагогической запущенности.

Представлен краткий обзор категорий детей “группы риска” в аспекте анализа основных трудностей личностного развития.

Кратко представлена характеристика агрессивных проявлений у детей, факторы агрессивных форм поведения.

Приведены авторские разработки диагностики и оценки уровня агрессивности у ребенка по шкале интенсивности проявлений, проективная методика индивидуальной диагностики агрессивных проявлений дошкольника.

Книга представляет собой практическое руководство для психологов по ведению диагностической и коррекционной работы с детьми и родителями.

Рассматривается анализ особенностей агрессивности детей старшего дошкольного возраста: природа агрессии, личностные особенности агрессивных дошкольников, мотивация агрессии, ее проявления в каждом из трех ее вариантов. Выявленных авторами: импульсивно-демонстративном, нормативно-инструментальном, целенаправленно-враждебном. Все данные о личностных характеристикам, мотивационной направленности приводятся на основе материалов авторского исследования.

Автор предлагает комплексный анализ проблемы детской агрессивности: феномен агрессии с точки зрения базовых теорий, виды и формы агрессивных реакций, данные зарубежных и отечественных исследований половозрастных различий агрессивности. Приводятся методики диагностики агрессивности, методы коррекционной работы с агрессивными детьми разного возраста.

Представлены материалы по характеристике личностных особенностей детей гиперактивностью, агрессивностью, тревожностью. Проблемы детей с данными нарушениями психоэмоционального развития рассматриваются в плане анализа условий семейного воспитания, акцент делается на детях, воспитывающихся в условиях детского дома. Приводятся диагностические методики выявления детей с тревожностью, гиперактивностью, синдромом дезадаптации, методики диагностики детско-родительских отношений. Кратко изложены варианты психокоррекционных форм работы.

Книга представляет интерес для практических психологов, работающих в детских учреждениях интернатного типа.

Авторы в популярной форме анализируют причины и особенности агрессивного поведения детей раннего и дошкольного возраста, виды детской агрессии и особенности ее проявления, на примере конкретных ситуаций показаны стратегии взаимодействия родителей и педагогов с детьми, приемы помощи детям в ситуации появления агрессии. Анализ проблемы детской агрессии приводится в аспекте «личность ребенка – социальное окружение – формы взаимодействия и помощи».

Источник

Adblock
detector