Анкета признаки агрессивности автор

АНКЕТА «КРИТЕРИИ АГРЕССИВНОСТИ У РЕБЕНКА» (Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко)
материал

Анкета «Критерии агрессивности у ребенка»
(Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко )

Скачать:

Предварительный просмотр:

АНКЕТА «КРИТЕРИИ АГРЕССИВНОСТИ У РЕБЕНКА»
(Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко )

Данные критерии приводятся для того, чтобы педагог, выявив агрессивного ребенка, в дальнейшем смог выработать свою стратегию поведения с ним, помог ему адаптироваться в детском коллективе.

1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.

2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.

7. Он не прочь подразнить животных.

8. Переспорить его трудно.

9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.

12. Часто не по возрасту ворчлив.

13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

16. Легко ссорится, вступает в драку.

17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.

19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Но человек, в отличие от живот.

Для Вас, Уважаемые родители дошкольников.

Заполнив анкету, родитель сможет выявить признаки агрессивности своего ребенка.

конспект критерии качества подготовки ребенка к школе.

Так как в нашей группе мы с моей коллегой проводим проект «Профилактика деструктивного поведения в группе». Я хочу предлложить вам критерии агрессивности ребенка. О наличие агрессивного поведения можн.

Лютова К.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., Речь, 2005.

В файле содержится анкета, позволяющая продиагностировать, насколько выражены ситуационно-личностные реакции агрессивности у ребенка. Данную анкету можно предложить заполнить как педагогам, так и.

Источник

Лютова К.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Лютова К.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.

Оцените предложенные утверждения.

Утверждение о ребенке

Временами в него вселяется «злой дух»

Он не может промолчать, когда чем-то недоволен

Когда кто-то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же

Иногда ему без всякой причины хочется выругаться

Бывает, что он с удовольствием ломает вещи и рвет книги

Иногда он так настаивает на своем, что окружающие теряют терпение

Он не прочь подразнить животных

Очень сердится, когда кто-то подшучивает над ним

Кажется, что иногда у него вспыхивает желание сделать что-нибудь плохое, шокировать окружающих

В ответ на обычные просьбы стремится все сделать наоборот

Часто бывает ворчлив

Всегда воспринимает себя как самостоятельного и решительного человека

Любит быть первым, командовать, подчинять себе волю других

Неудачи вызывают у него сильное раздражение, он начинает искать виноватых

Легко ссорится, часто вступает в драки

Старается общаться с младшими и физически более слабыми детьми

У него нередко бывают периоды мрачной раздражительности

Он часто не считается со сверстниками, не уступает, не делится

Он всегда уверен, что любое задание выполнит лучше других

Положительный ответ по каждому утверждению оценивается в 1 балл. Подсчитайте, сколько утверждений, по вашему мнению, может быть отнесено к вашему ребенку.

15 – 19 баллов – высокий уровень агрессивности

7 – 14 баллов – средний уровень агрессивности

1 – 6 баллов – низкий уровень агрессивности

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое занятие «Красная шапочка» рекомендуется для работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими трудности в поведении (с признаками агрессивного и тревожного поведеия).

Заполнив анкету, родитель сможет выявить признаки агрессивности своего ребенка.

Из презентации Вы узнаете о причинах агрессивного поведения вашего ребенка, о том, как справиться с его агрессией.

Анкета для родителей «Признаки агрессивности».«Критерии выявления агрессивного ребенка».Консультация: «Способы выражения гнева».Консультация: «Разрядка г.

Анкета «Критерии агрессивности у ребенка»(Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко)С целью выявления агрессивности у ребенка в группе детского сада или в классе можно использовать специальную ан.

Карта наблюдения позволяет фиксировать признаки агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Разработана на основе имеющихся в современной науке и практике диагностических карт и тестов-опросн.

Источник

Анкета «Выявление агрессивности у подростка»
тест на тему

Анкета «Выявление агрессивности у подростка»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Я привожу данные критерии для того, чтобы учитель, выявив агрессивного ребенка, в дальнейшем смог выработать свою стратегию поведения с ним, помог ему адаптироваться в детском коллективе.

. «ВЫЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКА»

Инструкция. Предлагается ответить на вопросы анкеты, позволяющие выявить степень агрессивности у подростка.

Временами мне кажется, что в меня вселился злой дух

Я не могу промолчать, когда чем-то недоволен(а)

Когда кто-то причиняет мне зло, я обязательно стараюсь отплатить тем же

Иногда мне без всякой причины хочется выругаться

Бывает, что я с удовольствием ломаю игрушки, что-то разбиваю

Иногда я так настаиваю на чём-то, что окружающие теряют терпение

Я не прочь подразнить животных

Переспорить меня трудно

Очень сержусь, когда мне кажется, что кто-то надо мной подшучивает

Иногда у меня вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

В ответ на обычные распоряжения стремлюсь сделать всё наоборот

Часто не по возрасту ворчлив(а)

Люблю быть первым(ой), командовать, подчинять себе других

Неудачи вызывают у меня сильное раздражение, желание найти виноватых

Легко ссорюсь, могу вступать в драку

У меня нередки приступы мрачной раздражительности

Не считаюсь со сверстниками, не уступаю, не делюсь

Уверен (а), что любое задание выполню лучше всех

Обработка результатов: положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл, отрицательный – 0.

Читайте также:  Почему нет никаких признаков беременности до задержки

Подсчитайте результаты и оцените степень агрессивности подростка.

Высокая степень агрессивности от 15 до 20 баллов.

Средняя степень агрессивности от 7 до 14 баллов.

Низкая степень агрессивности от 1 до 6 баллов.

Критерии агрессивности подростка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный материал для родительского собрания (анкеты прилагаются).

Источником возникновения агрессивной реакции у подростка является то, с чем он сталкивается каждый день. В связи с его неустоявшейся нервной системой и шаткой личностной структурой близкое столкновени.

Рассматриваются причины агрессивного поведения подростков и методы его коррекции.

Статья будет интересна и психологам, и социальным педагогам, и учителям, а также родителям подростков.

Источник

Глава VII

Драчуны и забияки: что делать?

Ребенок Часто Редко
1. Спорит, ругается с взрослыми
2. Теряет контроль над собой
3. Винит других в своих ошибках
4. Завистлив, мстителен
5. Сердится и отказывается что-либо сделать
6. Специально раздражает людей
7. Отказывается подчиняться правилам
8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих, что раздражает детей и взрослых

Сосчитайте количество положительных ответов в графе «часто». Если 4 из 8 предложенных критерия проявляются у ребенка в течение 6 месяцев и больше, то можно предположить, что он является агрессивным.

Анкета «Признаки агрессивности»[121]

Ответьте, пожалуйста, на каждое утверждение:

Ребенок Часто Редко
1. Кажется, что злой дух временами вселяется в него
2. Не может промолчать, если чем–то недоволен
3. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться
4. Часто не по возрасту ворчлив
5. Когда кто–то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же
6. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки
7. Порой он так настаивает на чем–либо, что окружающие теряют терпение
8. Он не прочь подразнить животных
9. Очень сердится, если ему кажется, что кто–то над ним подшучивает
10. Подчас у него вспыхивает желание сделать нечто плохое, шокирующее окружающих
11. В ответ на обычные распоряжения стремится все сделать наоборот
12. Неудачи вызывают у него сильное раздражение и поиск виноватых
13. У него нередки периоды мрачной раздражительности
14. Когда он раздражается, то кусает губы, сжимает кулаки, бледнеет (краснеет)
15. Легко ссорится и вступает в драку
16. Старается общаться с младшими и физически более слабыми
17. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится игрушками и т. д.
18. Уверен, что любое задание выполнит лучше других
19. Считает себя самостоятельным и решительным
20. Любит быть первым, командовать, подчинять себе людей

Положительный ответ на каждое утверждение оценивается в 1 балл. Подсчитайте, сколько баллов, по Вашему мнению, набирает исследуемый ребенок.

Высокая агрессивность — 15–20 баллов.

Средняя — 7–14 баллов.

Когда родители не уделяют своему чаду достаточного внимания, он добивается его любой ценой: капризами, жестокостью по отношению к сверстникам, вещам, игрушкам и т. д. Особенно настораживает, если ребенку нравится хулиганить, кого–то намеренно обижать, причинять боль. Здесь не обойтись без квалифицированной помощи психиатра или психотерапевта.

Досаду и гнев нельзя загонять внутрь. Напротив, нужно учить детей правильно их выражать. К примеру, предложить малышу сначала поиграть: «выплюнуть» гнев в «специальный стаканчик», «подраться» с игрушечным пауком или поколотить боксерскую грушу. Затем сам ребенок должен определить, из–за чего он разозлился, правильно ли себя вел и как впредь нужно поступать, если раздражаешься или чего–то хочешь. Порой этого бывает достаточно, чтобы вспышки злости не повторялись или стали реже.

Общение с родителями по душам имеет огромное значение. Возможность высказать наболевшее и быть понятым — простой и эффективный шаг к преодолению отрицательных эмоций. Если близкие не желают и не стараются разобраться в причинах агрессивного поведения сына или дочери, равнодушны к их внутреннему миру, дети чувствуют себя в семье одинокими и лишними. Именно поэтому они и ополчаются на весь мир и самих себя.

Чтобы избежать этого, специалисты предлагают родителям несколько рекомендаций:

1. Приучать детей нести ответственность за свои поступки и не перекладывать вину на других.

2. Обучать ребенка выплескивать гнев социально приемлемыми способами (к примеру, рвать бумажки, стучать надувными игрушками, пластиковыми бутылками); записать его в спортивную секцию; давать возможность выпускать «пар» посредством игр–соревнований и т. п.

3. Помогать ребенку адекватно оценивать собственные переживания и эмоциональное состояние тех, кого он обижает.

4. Объяснять ребенку, почему нельзя самоутверждаться, унижая других людей.

5. Развивать у детей чувство сопереживания сверстникам, взрослым, живой природе.

Зло побеждается добром и любовью, пониманием и всепрощением. Надо учить ребенка не только умению постоять за себя, но и умению быть миролюбивым, прощать и самому просить прощения, признавать и исправлять свои ошибки. Как это сделать? Например, подойти к обидчику–драчуну и угостить конфетой, поделиться игрушками. Тогда, возможно, и у самого конфликтного, недоброжелательного ребенка потеплеет сердце. Конечно, не моментально, но будет сделан хотя бы маленький шаг на пути к добру.

О том, как формировать склонность к миролюбию, рассказывается в интересной книге немецкого психолога К. Бютнера «Жить с агрессивными детьми». Из нее родители и воспитатели узнают, как организовать досуг и игровое взаимодействие детей без злобных выпадов в адрес друг друга. Важная задача родителей — помочь сыну или дочери приобрести настоящих, преданных друзей. Если это удастся сделать, проблем с воспитанием значительно поубавится.

Обычно ребенок воспроизводит то, что видит. Если папа поднимает руку на маму, малыш думает, что так и надо, и копирует эту модель поведения… Серьезная ошибка взрослых — отвечать агрессией на агрессию. Тем самым они провоцируют ответную жестокость. Поэтому начинать нужно с себя: обуздывать собственные страсти. Это непременно поможет и детям.

И последнее. Без помощи Божией вылечиться от какой–либо страсти нереально. Все усилия разобьются о неприступную скалу, если не приобщать ребенка к традиционным духовным ценностям, если не прививать желание обращаться к Богу и Его святым, исповедоваться и причащаться.

Источник

Методики для исследования агрессивности младших школьников,

Методики для исследования агрессивности младших школьников,

рекомендации по их применению

Условия проведения структурированного наблюдения

(Источник:Семаго М.М.,Семаго Н.Я. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования: Методическое пособие. М., Айрис-пресс, 2004.)

Обязательная договоренность с педагогом или воспитателем о времени и целях посещения психологом класса или группы детей.

Педагог (воспитатель) должен хорошо себе представлять, что другой специалист придет в класс не с целью проверки знаний детей или (что еще более серьезно) проверки его готовности, а совершенно по другому поводу. Это требует от психолога предварительной работы (по крайней мере, беседы) с педагогом, в процессе которой объясняются задачи — просто понаблюдать за тем, как ведут себя дети, а не за тем, как педагог научил их вести себя, посмотреть за их реакциями, за скоростью их утомления и т. п. Удобнее всего это сделать на консилиуме или в неформальной обстановке, однако имеет смысл рассказать о целях своего посещения уроков и на педсовете, чтобы и администрация школы была в курсе.

Читайте также:  Второй признак равенства треугольников доказательство кратко

При этом не нужно, чтобы педагог предупреждал детей о целях визита психолога. Для детей он как бы просто приходит в гости на урок (занятие).

Незаметность» специалиста.

В случае, если психолог не знаком с детьми, лучше всего заранее, скажем, накануне, прийти в класс (в группу) на перемене и немного пообщаться. Таким образом, снимается эффект «чужого человека». Это достаточно важно, так как в противном случае поведение детей может быть неестественным, они могут принять психолога за проверяющего, что, безусловно, скажется на их поведении и реакциях, по крайней мере, во время первого посещения. Опыт показывает, что дети достаточно быстро привыкают к тому, что рядом с ними иногда сидит психолог, и просто перестают замечать его присутствие.

3. «Неодноразовость» наблюдения.

Хотя, конечно, и однократное наблюдение за небольшим количеством детей может быть вполне информативным, но для задач выделения тех или иных особенностей детей, приводящих к проблемам обучения и/или поведения, однократного наблюдения будет явно недостаточно. В группу риска в таком случае могут не попасть дети, которых просто физически нет на занятии или уроке, а с другой стороны, вполне нормативный, но заболевающий ребенок легко, по косвенным признакам — быстрая утомляемость, раздражительность, низкий уровень психической активности — может попасть под прицел психолога.

Следует заметить, что дело даже не в количестве посещений детей одного и того же класса или группы. Наиболее важно то, что наблюдение должно происходить в различных учебных (жизненных) ситуациях.

Необходимые для наблюдения ситуации:

• Начало учебного дня: 1-2-й уроки.

• Конец учебного дня, 4-5-й уроки.

• Начало недели (четверти).

• Конец недели (четверти).

• Урок физкультуры, урок труда (в обоих случаях информация, получаемая в ходе наблюдения за детьми на этих уроках, крайне важна).

• Начало учебного дня, 1-2-й уроки — контрольная или самостоятельная работа.

• Конец учебного дня, 4-5-й уроки — контрольная или самостоятельная работа.

• Репетиция какого-либо действия.

• Сам праздник или какое-либо выступление.

• Свободное поведение детей на перемене.

• Дети во время прогулки.

Первичные результаты наблюдения удобно регистрировать в заранее приготовленные карты – схемы.

Карта наблюдения за проявлением агрессии в поведении детей в школе

(составлена на основе материалов, представленных в источнике: Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. М., Генезис, 2009)

Дата проведения наблюдения ________________ Класс ________________

Условия проведения наблюдения (на уроке, на перемене, на прогулке и т.п.)_________________________________________________________

Характер нарушения поведения В чем именно проявляется Ф.И. учащихся, возраст
Агрессия Физическая Ломает предметы
Рвет книги, тетради
Толкает сверстников
Бьет руками/ногами сверстников
Кусается, щипается
Другое (отметить)
Вербальная Произносит нецензурные слова
Называет обидным словом (кличкой, прозвищем и т.п.)
Кричит
Другое (отметить)
Аутоагрессия Кусает, щипает себя
Выдергивает волосы
Другое (отметить)
Вспыльчивость В физических действиях Неожиданно для всех бросает предметы
Неожиданно для всех может разорвать книгу, тетрадь
Неожиданно для всех может выбежать из класса
Другое (отметить)
В речи Неожиданно для всех может нагрубить
Неожиданно для всех может накричать
Другое (отметить)
Негативизм В физических действиях Все делает наоборот
С трудом включается в коллективную работу
В речи Говорит «Не хочу», «Не буду», «Нет»
Отказы Отказывается от интересной для всех деятельности
Конфликтность Сам провоцирует конфликт
Отвечает конфликтно на конфликтные действия других
Не учитывает желаний и интересов других сверстников

Критерии оценки:0 – проявления отсутствуют; 1 – проявления слабо выражены; 2 – проявления умеренно выражены, наблюдаются периодически; 3 – проявления сильно выражены, наблюдаются постоянно

Карта динамического наблюдения за детьми на коррекционно-развивающих занятиях

(Источник: Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. М., Генезис, 2009)

Дата проведения наблюдения ________________ Класс/группа ________________

Оцениваемый показатель Варианты проявления Ф.И. учащихся, возраст
Степень участия ребенка в заданиях Не принимает участия
Принимает участие больше в роли наблюдателя
Принимает активное участие
Эмоциональный фон Пониженный
Повышенный
Норма
Взаимодействие с другими детьми Избегает взаимодействия
Стремится к взаимодействию, но взаимодействие не получается
Взаимодействует с другими ребятами без трудностей
Восприятие ребенка группой Изгой
Частично отвергаемый
Принимаемый
Лидер
Наличие агрессивных проявлений Часто
Иногда
Отсутствуют
Виды агрессивных проявлений Вербальная агрессия
Физическая агрессия
Косвенная агрессия
Негативизм
Наличие изменений Негативные
Отсутствуют
Положительные незначительные
значительные

Анкета для учителя «Признаки агрессивности»

(Е.К. Лютова, Г.Б. Монина)

(Источник: Лютова К.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., Речь, 2005.)

Утверждение о ребенке Да Нет
Временами в него вселяется «злой дух»
Он не может промолчать, когда чем-то недоволен
Когда кто-то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же
Иногда ему без всякой причины хочется выругаться
Бывает, что он с удовольствием ломает вещи и рвет книги
Иногда он так настаивает на своем, что окружающие теряют терпение
Он не прочь подразнить животных
Очень сердится, когда кто-то подшучивает над ним
Кажется, что иногда у него вспыхивает желание сделать что-нибудь плохое, шокировать окружающих
В ответ на обычные просьбы стремится все сделать наоборот
Часто бывает ворчлив
Всегда воспринимает себя как самостоятельного и решительного человека
Любит быть первым, командовать, подчинять себе волю других
Неудачи вызывают у него сильное раздражение, он начинает искать виноватых
Легко ссорится, часто вступает в драки
Старается общаться с младшими и физически более слабыми детьми
У него нередко бывают периоды мрачной раздражительности
Он часто не считается со сверстниками, не уступает, не делится
Он всегда уверен, что любое задание выполнит лучше других

Оценка результатов:

Положительный ответ по каждому утверждению оценивается в 1 балл. Подсчитайте, сколько утверждений, по вашему мнению, может быть отнесено к вашему ребенку.

15 – 19 баллов– высокий уровень агрессивности.

7 – 14 баллов – средний уровень агрессивности.

16 баллов – низкий уровень агрессивности.

Проведение тестирования.

Лист бумаги кладется перед обследуемым горизонтально. Инструкция: «Я хочу посмотреть, насколько у вас развиты воображение, фантазия (как ты умеешь фантазировать, воображать). Придумайте и нарисуйте животное, которого на самом деле нет, никогда не было и которого до вас никто не придумал – ни в сказках, ни в компьютерных играх, ни в мультфильмах».

Читайте также:  Признаки нехватки витамина е у мужчин

Если обследуемый говорит, что не знает, как рисовать, не умеет, не может ничего придумать и т.п., то надо ободрить его, объяснить, что для этого задания не нужно ничего уметь. Поскольку требуется нарисовать животное, которого на самом деле нет, то совершенно все равно, каким оно получится. Если обследуемый долго думает, не приступая к рисованию, то следует посоветовать ему начать рисовать, как получается, а дальше придумывать по ходу рисования.

Бывает, что вместо несуществующего животного изображают обычное, известное, что отражается в его названии (заяц, осёл и т.п.). В этом случае нужно попросить сделать еще один рисунок, нарисовав на этот раз животное, которого на самом деле не бывает. Инструкцию при этом полностью повторяют. Если и повторный рисунок представляет собой изображение реального животного, то эту работу прекращают. Если вид нарисованного животного вполне обычен (например, явно изображен заяц), но названо оно необычно (например, сказано, что это «волшебный заяц»), то задание считается успешно выполненным и повторять его не нужно.

Выяснив название животного, проверяющий говорит: «Теперь расскажите про него, про его образ жизни. Как оно живет?». Рассказ записывают, по возможности, дословно. При обследовании подростка или взрослого человека можно предложить ему написать рассказ об образе жизни придуманного животного самостоятельно.

Если в рассказе нет достаточных сведений о животном, то по окончании работы задаются дополнительные вопросы:

• Чем обычно занимается?

• Что любит делать больше всего?

• А чего больше всего не любит?

• Оно живет одно или с кем-нибудь?

• Есть у него друзья? Кто они?

• А враги у него есть? Кто? Почему они его враги?

• Чего оно боится, или оно ничего не боится?

• Какого оно размера?

Затем обследуемому предлагают представить, что это животное встретило волшебника, который готов выполнить любые три его желания, и спрашивают, какими могли бы быть эти желания. Все ответы записывают в протоколе.

Беседа о придуманном животном может варьироваться проверяющим в зависимости от особенностей обследуемого и от целей обследования. Приведенный список вопросов – не обязательный, а ориентировочный.

Дополнительные задания к тесту «Несуществующее животное»

Задание «Злое животное» позволяет выявить: скрытые агрессивные, реакцию на угрозу.

Проведение тестирования.

Для дополнительного задания дают отдельный чистый лист бумаги, который кладут перед обследуемым горизонтально. Инструкция к заданию «Злое животное»: «Теперь придумайте и нарисуйте еще одно несуществующее животное. На этот раз не любое, а самое злое и страшное, которое вам удастся придумать». По окончании рисования задают вопрос: «В чем проявляется то, что это животное – самое злое и страшное?». Могут быть заданы и еще какие-либо вопросы о его образе жизни.

Интерпретация рисунка.

Нажим на карандаш

Сильный нажим, карандаш глубоко продавливает бумагу – эмоциональная напряженность; ригидность; импульсивность (с четырехлетнего возраст).

Сверхсильный нажим, карандаш рвет бумагу– конфликтность; гиперактивность; иногда агрессивность; острое возбуждение, пограничное или психотическое состояние.

Колебания нажима особо сильны – эмоциональная неустойчивость; иногда острое состояние.

Тип животного

Человекообразное – высокая неудовлетворенная потребность в общении; типично для подросткового возраста.

С конечностями, направленными вовне – экстравертность.

Замкнутое, без конечностей или с конечностями, направленными к телу – интровертность.

Детали

Избыток органов чувств – тревожность.

Зубы— вербальная агрессия.

Голова

• отсутствует – импульсивность; иногда психическое заболевание;

Чешуя, панцирь – потребность в защите, боязнь агрессии.

Иглы, шипы и т.п. – защитная агрессия.

Острые рога, когти, клыки (вылезающие изо рта), острые наросты – агрессивность.

Оружие, режущее, колющее или рубящее орудие – агрессивность.

Описание образа жизни

Место жизни

• изолированное (пещера, скалы, другая планета, космос) – недостаток общения, чувство одиночества;

• упоминание о трудной достижимости (непроходимая чаща, горы, в которых нет дороги) – боязнь агрессии, потребность в защите;

· эмоционально неприятное (болото, грязь) – невротическое состояние; низкая социализированность; иногда психическое заболевание.

Питание

· явно несъедобные вещи (камни, стекло, металл) – низкая социализированность, нарушения общения;

· особо крупные объекты (горы, деревья, дома) или утверждение о том, что животное ест все, – импульсивность; низкая социализированность;

· люди – негативизм; асоциальность или антисоциальность; агрессивность;

· подробное описание поедания жертв – агрессивность;

· кровь, отдельные части и органы живых существ (сердце, мозг) – невротическая агрессия.

Друзья

· отсутствуют – чувство одиночества;

· все окружающие, без конкретизации – высокая неудовлетворенная потребность в общении;

· злые, агрессивные персонажи (акулы, крокодилы, драконы) – негативизм; асоциальность или антисоциальность; агрессивность.

Враги

· большое число или полное отсутствие – боязнь агрессии;

· все окружающие – негативизм; асоциальность или антисоциальность.

Описание способов защиты от опасности; указание на гигантский ее размер –тревожность, боязнь агрессии.

Желания

• иметь друзей – недостаток общения;

• не иметь врагов – боязнь агрессии; иногда настороженность подозрительность;

• чтобы его не боялись – боязнь агрессии;

• стать обычным животным, стать человеком – эмоциональный дискомфорт, связанный с ощущением своего отличия от окружающих;

• стать больше по размеру – ощущение своей малой значимости; боязнь агрессии, потребность в защите.

Шкала агрессивности

(Источник: Фурманов И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. СПб., Речь, 2007)

Данная шкала измеряет степень агрессивности и предполагает получение информации о частоте прямых форм физической (толчки, пинки, удары) и вербальной (подтрунивание, оскорбление, угрозы, подстрекательство) агрессии, а также гнева (легкость возникновения и продолжительность вспышек гнева в течение дня).

Чтобы избежать временных искажений, респондентов просят давать ответы, рассматривая свое поведение в течение последних 7 дней. Ребята ранжируют свои ответы по шкале от «0 раз» до «6 и более раз». Полученные результаты суммируются, общий индекс агрессивности располагается в пределах от 0 до 66.

Инструкция школьникам:«Ответьте, пожалуйста, как часто вы совершали перечисленные ниже действия в отношении одноклассников или других учащихся вашей школы. Свои ответы обведите кружочком».

В течение последних 7 дней
0 раз 1 раз 2 раза 3 раза 4 раза 5 раз 6 и > раз
Я дразнил других учеников, чтобы рассердить их
Я бывал сердитым большую часть дня
Я давал сдачи ученикам, которые пытались ударить меня первыми
Я говорил о других учениках такое. Что мои слова вызывали смех у окружающих
Я подбивал других учеников к драке
Я сильно толкал других учеников
Я легко сердился на кого-то из одноклассников
Я затевал драку, потому что был сердит
Я бил кулаком или пинал ногой кого-то
Я обзывал других учеников
Я угрожал кому-то

Методики для исследования агрессивности младших школьников,

рекомендации по их применению

Источник

Adblock
detector