Анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков понятия

Формирование языковых понятий на занятиях кружка «Риторика» в начальной школе в условиях перехода на ФГОС.
план-конспект урока (1 класс) на тему

Урок риторики в начальной школе в условиях перехода на ФГОС.

Скачать:

Предварительный просмотр:

БОУ «Гимназия № 88», г. Омск

Формирование языковых понятий на занятиях кружка «Риторика» в начальной школе в условиях перехода на ФГОС.

Необходимость формирования научных понятий.

1.1.Система научных понятий составляет основу каждого учебного предмета. Без этой системы невозможно понимание и сознательное усвоение закономерностей и правил. Понятия сопоставляются, противопоставляются, группируются, подчиняются одно другому. Понятие – это совокупность суждений, в которой указаны отличительные признаки изучаемого объекта. Понятие – мысль, в которой подтверждаются общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности.

Определить понятие – значит, установить его границы, позволяющие отличить его от других понятий. Важно выделять его от других понятий. Важно выделять в понятии существенные признаки и применять их в практической деятельности. В начальных классах начинается работа над формированием синтаксических понятий «словосочетание», «предложение», «текст».

1.2. Алгоритм формирования понятий.

1.Анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков понятия. На данном этапе осуществляется абстрагирование от лексического значения конкретных слов и предложений и выделение того, что является типичным для данного языкового явления, языковой категории. Учащиеся овладевают такими умственными операциями, как анализ и абстрагирование.

2. Обобщение признаков и установление связей между признаками понятия (установление внутрипонятийных связей), введение термина. Учащиеся овладевают операциями сравнения и синтезирования.

3. Осознание формулировки понятия, уточнение сущности признаков и связей между ними.

4. Конкретизация грамматического понятия на новом языковом материале.

1.3. Условия обеспечивающие успешное усвоение понятий.

1) активная умственная деятельность учащихся (коллективный поиск для решения проблемы)

2) целенаправленная работа над развитием у детей лингвистического отношения к слову и предложению;

3) осознание существенных и несущественных признаков понятия;

4) включение нового понятия в систему ранее изученных;

5) раскрытие сущности связи языковых категорий в процессе изучения новой категории;

6) наглядное изучение понятия (таблицы, схемы)

1.4.Понятие текста и его признаков.

Отечественными и зарубежными лингвистами предложен ряд определений текста.

Нечаева О. Л. определяет текст как основную единицу коммуникации, способ сохранения и передачи информации, форму существования культуры, определенной исторической эпохи, отражение психической жизни индивида и т.д.

Конечно, такие определения понятию «текст» нельзя использовать на уроках в начальной школе, т.к. учащиеся не владеют лингвистической терминологией.

За основу формирования понятия «текст» в своем уроке я взяла признаки текста, выделенные Т.А. Ладыженской.

3. Цепная связь, при которой каждое последующее предложение продолжает мысль предыдущего. Языковыми средствами связи являются местоимения, синонимы, повторы. Цепная связь встречается в текстах повествовательного характера.

2.1. Урок риторики в 1ом классе по формированию понятия «текст». (см. в приложении «Открытый урок риторики по теме «Текст – что это такое?»)

Фрагмент урока. Этап решения учебных задач.

Результат этапа: формулировка нового понятия «текст»

Цель этапа: формулирование и развитие ценностного отношения у совместной познавательной деятельности по открытию нового понятия «текст».

1.-Прочитайте, что написано в левом столбике на доске

-Что написано в этом столбике?

-О ком говорится в каждом предложении?

-Сколько картинок можно нарисовать?

Учитель помещает рядом с предложениями картинки осы, бабочки, жука

-Прочитайте, что написано в правом столбике

-Что написано в этом столбике?

-О ком говорится в каждом предложении?

-Сколько картинок можно нарисовать?

Учитель помещает рядом с текстом картинку осы с изображением осы

-Давайте сравним эти записки

-Какая запись будет являться текстом, а какая набором предложений

-Какие элементы текста вы отследили, выполняя сравнение

Учитель вешает «группа предложений»

Говорят, что предложения в тексте связаны темой.

-На следующем занятии мы познакомимся с понятием тема текста. Это то, о ком или о чем говорится в тексте

Учитель вешает на доску запись «тема»

2.Откройте учебник на стр. 2, где нарисованы один не обычный сказочный зверек

-Из какой он сказки?

-У него две головы и каждая смотрит на разные странички с записями

-Обсудим сразу обе записи. Какая запись представляет собой простой набор предложений, а какая текст?

-Как еще связаны предложения в тексте?

-Говорят, что предложения в тексте связанны по смыслу

Учитель вешает запись на доску «предложения связанны по смыслу»

-Можно ли озаглавить предложения из первой записи

-А предложения из второй записи

-Озаглавте эту запись

-Сделайте вывод об еще одной особенности текста

Учитель вешает запись «можно озаглавить»

-Исходя из составленных на доске записей, сформулируйте, что такое текст

-Сверим ваш ответ с определением, данным в толковом словаре.

Дети читают определение и делают вывод

-Мы ответили на вопрос, который записан в теме урока?

-Можно ли сказать, что мы достигли цели урока

-Перед тем, как начать составлять свои тексты, немного отдохнем

-Здесь три предложения

-Об осе, бабочке, жуке

-Можно нарисовать три картинки

-Оса-это насекомое, У осы шесть лапок У осы есть жало

-Можно нарисовать одну картинку

-Состоят из трех предложений

-В левом столбике набор предложений, а в правом текст

-Текст состоит из группы предложений

В этих предложениях говорится об одном и том же

2.Открывают учебники на странице 2

Читайте также:  Варьирующим признаком является примеры

-Этого героя зовут Танитолкай

-Он из сказки К. Чуковского «Доктор Айболит»

-Читают записи из учебника

1.»Мы учимся в 1ом классе. Пчела – насекомое. Тянитолкай – зверь из сказки «Айболит»

2.ТЯнитолкай – удивительный зверь. У него 2 головы: одна спит, другая по сторонам глядит. Ни один охотник не может его поймать.

-Одно предложение вытекает из другого

-Из озаглавить нельзя, т.к. в каждом из них говорится о разном

-Да, т.к. у них одна тема

-«Тянитолкай», «Удивительный зверь»

-Текст можно озаглавить

-Текст – это группа предложений, связанных темой и по смыслу. Текст можно озаглавить

Дети сверяют то, что они уже делали на уроке с задачей урока, записанными на доске.

-нет, т.к. мы еще не попробовали составить свои тексты

В рамках введения в учебный процесс ФГОС учитель уже не дает детям знаний в готовом виде, а стимулирует их к самостоятельной, познавательной деятельности.

Сейчас редко можно встретить в учебниках правил в рамочках. Основные предметные понятия и алгоритмы действий выводят дети под руководством учителя.

1. Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др. «Планируемые результаты начального общего образования». М.: Просвещение, 2011 г.

3. Ладыженская Таиса Алексеевна «Речь. Речь. Речь. Книга для учителя начальных классов.» М., 1983. Изд. 2-е, 1990.

4. Лосева Л.М. Как строится текст. М., 1980;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы ШМО учителей начальных классов МОУ «Бюргановская СОШ Буинского района РТ» на 2010-2011 учебный год.

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС.

Учитель. Что составляет основу его профессии? Знание предмета? Безусловно. Ораторское искусство? Конечно. Любовь к детям, умение понимать и чувствовать, как учится ученик и что он при этом переживает.

Формирование здорового и безопасного образа жизни — это формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведе.

Источник

ПРОЦЕСС РАБОТЫ НАД ПОНЯТИЕМ

СУЩНОСТЬ ГРАММАТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ

Понятие представляет собой форму мышления, в которой от­ражаются предметы и явления окружающего мира в их существен­ных признаках и взаимосвязях.

В грамматическом понятии так же, как и в любом другом, отражены в обобщенном виде существенные признаки языковых яв­лений. Языковые явления, языковые категории отличаются более высокой степенью абстрактности по сравнению с биологическими, физическими, общественными и другими явлениями, наблюдаемыми в начальных классах.

При формировании биологических и физических понятий в качестве исходного материала чаще всего выступают конкретные явления и предметы, признаки которых можно наблюдать, срав­нивать, систематизировать и обобщать. Грамматическое понятие — результат абстрагирования и обобщения существенных признаков, свойственных словам, словосочетаниям, предложениям, морфемам, лексемам, фонемам и т.п. Атак как первичный материал (слово), на основе которого создается грамматическое понятие, сам по себе достаточно абстрактен, то грамматическое понятие является обоб­щением обобщенного.

Указанное свойство грамматических понятий является причи­ной затруднений, возникающих у младших школьников при фор­мировании понятий. Для овладения грамматическим понятием не­обходим определенный уровень развития абстрактного мышления, который достигается в процессе обучения посредством специаль­ных упражнений, направленных на формирование комплекса ум­ственных умений и лингвистических представлений и знаний. До­казано, что процесс формирования понятий одновременно являет­ся и процессом овладения школьниками такими мыслительными операциями, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, системати­зация, абстракция и конкретизация. Учащиеся, которые затрудня­ются абстрагировать грамматическое значение слова от его лекси­ческого значения, не в состоянии сравнивать слова и объединять их в одну группу по существенным грамматическим признакам, испытывают значительные трудности при усвоении понятий, что влечет за собой появление грамматических ошибок.

Сознательное владение языком базируется на усвоении комп­лекса теоретических знаний, и в частности знаний из области грам­матики и словообразования. В начальных классах начинается работа над формированием:

1) морфологических понятий «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол», «предлог»;

2) синтаксических понятий «предложение», «подлежащее», «ска­зуемое», «словосочетание»;

в) словообразовательных понятий «корень», «приставка», «суф­фикс», «окончание», «однокоренные слова» и др.

ПРОЦЕСС РАБОТЫ НАД ПОНЯТИЕМ

Усвоение грамматических понятий — процесс длительный и довольно сложный для младших школьников. Организуя работу над понятиями, следует исходить из лингвистической сущности изу­чаемого понятия, психолого-дидактических особенностей процесса усвоения знаний младшими школьниками, взаимообусловленности речевого и умственного развития учащихся, роли грамматических знаний в речевой практике.

В грамматических понятиях обобщены существенные признаки языковых явлений. Следовательно, процесс работы над усвоением понятия прежде всего должен включать анализ определенного язы­кового материала в целях выделения существенных признаков изу­чаемого понятия. Существенные признаки — это признаки отли­чительные, без которых того или иного понятия, как такового, быть не может (они составляют его суть).

Например, для окончания как морфемы характерны два таких существенных признака:

1) окончание — изменяемая часть слова;

2)окончание выполняет синтаксическую (служит для связи слов в предложении) или формообразующую (книга— единственное число, книги— множественное число) функцию. Но не толь­ко этими признаками ограничивается характеристика данного по­нятия. Окончание имеет еще ряд несущественных признаков, т.е. таких, которые в отдельных словах могут быть, а в других могут и отсутствовать. Так, окончание стоит чаще всего на конце слова, однако в языке есть и такие слова, в которых за окончанием сле­дует суффикс (строится).В слове окончание может быть обозна­чено буквой или буквами, т.е. материально выражено, но может быть и нулевым (вода, берег).

Приступая к работе над понятием, необходимо четко определить для себя его существенные признаки, с учетом программных требова­ний уточнить, с какими признаками (существенными или несуществен­ными) следует познакомить учащихся данного класса, какой лучше использовать лексический материал, методические приемы и средства.

Процесс формирования языковых понятий условно делится на четыре этапа.

Читайте также:  Сибирская кошка отличительные признаки

1. Анализ языкового материала в целях выделения существен­ных признаков понятия. На данном этапе осуществляется абстра­гирование от лексического значения конкретных слов и предложе­ний и выделение того, что является типичным для данного языко­вого явления, языковой категории. Учащиеся овладевают такими умственными операциями, как анализ и абстрагирование.

2.Обобщение признаков и установление связей между признака­ми понятия (установление внутрипонятийных связей), введение тер­мина. Учащиеся овладевают операциями сравнения и синтезирования.

3. Осознание формулировки понятия, уточнение сущности при­знаков и связей между ними.

4. Конкретизация грамматического понятия на новом языко­вом материале. Упражнения на применение знаний на практике. Установление связей изучаемого понятия с ранее усвоенными (ус­тановление межпонятийных связей).

Показателями усвоения грамматического понятия являются умения:

— отличить данную категорию от сходной;

— подвести под общее правило отдельные частные случаи (при­вести примеры);

— пользоваться грамматическими знаниями в самостоятельных творческих работах.

Источник

Процесс формирования языковых понятий условно делится на четыре этапа:

Анализ языкового материала с целью выделения

существенных признаков понятия.

На данном этапе осуществляется абстрагирование от лексического значения конкретных слов и предложений и выделение того, что является типичным для данного языкового явления, языковой категории. Учащиеся овладевают такими умственными операциями, как анализ и абстрагирование.

Обобщение признаков, установление связей между признаками

понятия (установление внутрипонятийных связей), введение термина. Учащиеся овладевают операциями сравнения и синтезирования.

Осознание формулировки определения понятия, уточнение сущности признаков и связей между ними.

Конкретизация изучаемого лингвистического понятия на новом языковом материале. Упражнения на применение знаний на практике, установление связей изучаемого понятия с ранее изученными (установление понятийных связей).

Рассмотрим процесс формирования языкового понятия на

примере изучения понятия местоимение.

этап формирования языкового понятия.

Прочитайте предложения, которые написаны на доске.

Ботаника занимается изучением растений. Она является одним из разделов биологии.

Растения можно назвать лёгкими нашей планеты. Они выделяют в атмосферу кислород.

Как вы поняли, о чём говорится во втором предложении, в четвертом предложении? (о ботанике, о растениях)

Какие слова на это указывают? (она, они)

Здесь вместо существительных употреблены слова другой части речи, которые не называют нам предмет, а только указывают на него.

Эти слова относятся к новой для нас части речи. Она, они – это местоимения.

На основе этих двух примеров давайте сделаем вывод, что же такое местоимение.

Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.

Обобщение признаков, установление связей между

Объясните, почему слова ты, вы мы, её – это местоимения.

Осознание формулировки определения понятия.

Спишите текст. Подчеркните в нем местоимения.

Весной мы всем классом пошли на экскурсию в Санкт-Петербургский Ботанический сад. Он является одним из старейших в нашей стране.

Мы смогли увидеть в саду даже сакуру. В апреле она начинает цвести. Я долго любовался цветами азалии. Мне понравилась эта экскурсия. Посетите и вы оранжереи Ботанического сада.

Конкретизация изучаемого лингвистического понятия на новом языковом материале.

Ход урока по объяснению языкового понятия.

Повторение ранее изученного материала.

а) связь материала с темой;

б) небольшой объём материала;

в) точные формулировки вопросов

Сообщение темы и цели урока;

б) можно сообщать впрямую или ставить проблему

Упражнения для наблюдения.

а)подача материала в виде слов, словосочетании, предложений, текста;

б)использование наглядности: схемы, таблицы и др.

г)создание проблемной ситуации;

д) предпочтительнее использовать упражнения занимательного характера

Формулировка определения язы­кового (лингвистического) понятия.

а)формулировка выводов учителем с тем, чтобы привести к определению языкового понятия;

б)чтение правила учащимися;

в)контроль усвоения правила сначала по частям, а затем в целом

Закрепление нового языкового (лингвистического) понятия.

а) упражнения должны соответствовать следующим требованиям:

Чередование устных и письменных,

Соблюдение объёма письменной работы:

б)обязательная работа над словом, словосочетани­ем, предложением, текстом;

в)задания по развитию речи;

г) небольшая самостоятельная работа.

наличие системы конкретных вопросов по частя языкового понятия.

а) необходимо правильно выбрать и объяснить д/з:

не должно быть сложнее, чем в классе;

небольшое по объёму;

обязательно разобрать и записать в дневник л образцу на доске;

б) объём домашнего задания должен быть ниже, чем в классе.

Вашему вниманию мы предлагаем таблицу, в которой каждому этапу урока соответствует этап формирования лингвистического (языкового) понятия.

Эту таблицу необходимо запомнить, чтобы не допустить ошибки при проектировании урока.

Этапы формирования лингвистического понятия.

Упражнения для наблюдения.

Анализ языкового материала.

Формулировка определения язы­кового (лингвистического) понятия.

Осознание формулировки ЛП.

Закрепление нового языкового (лингвистического) понятия.

Конкретизация изучаемого лингвистического понятия на новом языковом материале.

Показатели усвоения языкового понятия.

Для ученика важно не столько познакомиться с новым языковым понятием: усвоить термин, запомнить определение, сколько уметь найти и определить ту или иную категорию практически.

Исходя из этого, показателями усвоения лингвистического понятия являются:

Источник

Процесс формирования грамматических понятий

В «Новейшем философском словаре» понятие определяется как «форма мысли, обобщенно отражающая предметы и явления посредством фиксации их существенных свойств». Основная функция понятия — выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса.

В логике понятие рассматривается как «мысль, которая выделяет из некоторой предметной области и собирает в класс (обобщает) объекты посредством указания на их общий и отличительный признак». По мнению ученых, понятие представляет собой одну из основных форм отражения мира на рациональной, логической ступени познания.

Раскрывая сущность грамматических понятий, Т. Г. Рамзаева отмечает, что в грамматическом понятии, так же как и в любом другом, в обобщенном виде отражены существенные признаки явления. Его специфика обусловлена своеобразием языковых явлений, т.е. содержательной стороной понятия. Т. Г. Рамзаева рассматривает грамматическое понятие как результат абстрагирования и обобщения существенных признаков, свойственных словам, словосочетаниям, предложениям, морфемам, лексемам, фонемам и т.п. [3] Высокая степень абстрактности языковых категорий, по мнению ученых, является причиной затруднений, которые возникают у младших школьников при освоении понятий. В связи с этим указывается на необходимость развития абстрактного мышления учащихся, использования специальных упражнений, направленных на овладение такими мыслительными операциями, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.

Читайте также:  По каким признакам классифицируются виды эвакуации

Этапы формирования грамматических понятий определены в трудах М. Т. Баранова, М. Р. Львова, Т. Г. Рамзаевой и других. По мнению ученых, усвоение младшими школьниками грамматических понятий представляет собой длительный, сложный процесс. При организации работы над понятием рекомендуется учитывать лингвистическую сущность изучаемого понятия, психолого-дидактические особенности процесса усвоения знаний младшими школьниками, взаимообусловленность речевого и умственного развития учащихся, а также роль грамматических знаний в речевой практике.

Обязательным компонентом процесса формирования понятия Т. Г. Рамзаева считает работу над лексическим значением слов, их сочетаемостью с другими словами в составе предложений. В результате у учащихся формируется умение точно употреблять слова в устной и письменной речи. Ученый указывает на необходимость развития у детей умения абстрагироваться от лексического значения конкретных слов и синтезировать то общее, грамматическое, что характерно для слов определенной лексико-грамматической группы.

Использование способа введения языковых понятий обусловлено лингвистической сущностью изучаемого понятия, особенностью учебной задачи в каждом конкретном случае, а также психологическими и возрастными особенностями учащихся. В начальных классах преобладает индуктивный способ введения грамматических понятий, который позволяет сформировать у учащихся умение анализировать факты языка, делать обобщения и выводы.

Е. С. Антонова предложила схему построения лингвистического понятия индуктивным способом:

По мнению ученого, индуктивным способом познаются сложные понятия, в содержании которых представлены другие (простые) понятия. К числу таких сложных понятий относятся части речи.

В тех случаях, когда невозможно организовать наблюдение над признаками грамматического понятия, используется дедуктивный способ. Е. С. Антонова предлагает последовательность работы над понятием дедуктивным способом:

Второе условие обеспечения эффективности формирования грамматических понятий — развитие у учащихся лингвистического отношения к языковым единицам. По мнению Т. Г. Рамзаевой, сознательное овладение языком происходит во взаимосвязи с формированием лингвистического отношения к таким единицам языка, как морфема, слово, словосочетание, предложение, что выражается в осознании учащимися взаимодействия семантической и грамматической сторон языка. Лингвистическое отношение к слову и предложению формируется в процессе усвоения младшими школьниками теоретических знаний и развития их абстрактного мышления. Эффективному развитию у младших школьников лингвистического отношения к языковым единицам способствуют различные виды разбора слов и предложений: морфемный, морфологический, синтаксический.

Третье условие — осознание учащимися существенных и несущественных признаков грамматического понятия. Т. Г. Рамзаева отмечает, что выделение несущественных признаков направлено на предупреждение формирования у учащихся ложных, неточных обобщений. В этом случае несущественный признак принимается учеником за существенный, используется в качестве ориентира при определении понятия.

Четвертое условие — включение нового понятия в систему ранее изученных понятий. По мнению Т. Г. Рамзаевой, установление связей между понятиями составляет фундамент осознанного владения языком. Ученый считает, что связи между понятиями обеспечивают мобильность применения теоретических знаний при решении практических задач (грамматических, орфографических, речевых и др.). Без установления связей между грамматическими понятиями, приведения их в систему невозможно познание языка. Т. Г. Рамзаева выделяет связи, которые должны усвоить младшие школьники. Таковыми являются:

Шестое условие — использование наглядного материала в процессе изучения нового понятия. К средствам наглядности относятся таблицы, схемы, конкретные предметы, рисунки, плакаты, а также языковой материал (слова, пары слов, словосочетания, предложения, тексты). Т. Г. Рамзаева отмечает, что на начальном этапе ознакомления с существенными признаками грамматического понятия наглядность используется с целью четкой подачи признаков изучаемого явления в их конкретном проявлении в речи. На последующих этапах наглядность способствует уточнению, систематизации или обобщению знаний учащихся об изученном понятии.

Языковой материал должен соответствовать следующим требованиям:

Такая внутренняя наглядность создает возможность абстрагировать признаки изучаемого языкового понятия, распознать изучаемое языковое явление среди других, сходных с ним.

В целях активизации и повышения результативности учебно-познавательной деятельности языковой материал для наблюдений подбирается самими учащимися. Т. Г. Рамзаева считает, что такого рода работа повышает эффективность наглядности не только признаков понятия, но и процесса их выделения. С целью подбора языкового материала целесообразно использовать следующие приемы: показ предметных или сюжетных рисунков, загадывание загадок, подбор подходящего по смыслу слова-рифмы, разгадка ребусов, создание речевой ситуации, развернутое толкование слова, подбор к данному слову синонима или антонима, составление предложения или текста по вопросам учителя и др.

Например, при ознакомлении с понятиями «родственные слова» и «корень» для подбора языкового материала детям предлагается ответить на следующие вопросы: «Как называется учреждение, в котором дети учатся и получают знания по разным предметам? (Школа.) Как называют детей, которые учатся в школе? (Школьники.) Какие принадлежности дети каждый день приносят в школу? (Школьные.)».

Таким образом, подбирая гнездо родственных слов школа, школьники, школьные, учащиеся устанавливают смысловую общность данных слов и приходят к выводу, что слова, которые похожи по смыслу, называются родственными. В ходе анализа родственных слов учащиеся обнаруживают в них общую часть. Следовательно, наглядность признака обеспечивается тем, что в процессе выполнения задания учащиеся выполняют действия, которые помогают им раскрыть сущность изучаемого понятия.

На этапе систематизации и обобщения признаков понятия широко используются таблицы, которые должны иметь четкую структуру. В таблицах должны быть наглядно представлены не только существенные признаки понятия, но и процесс их выделения. С целью повышения результативности усвоения понятия Т. Г. Рамзаева рекомендует составлять таблицу вместе с учащимися, что способствует усвоению материала.

Источник

Adblock
detector