Анализ сми по типологическим признакам

Типологические характеристики СМИ

Тема 1. Тенденции развития СМИ.

Типологические характеристики рынка СМИ.

Типологические характеристики СМИ.

В настоящее время СМИ обладают целым рядом характеристик, которые применяются для типологического анализа – описания, составления профиля (портрета) какого-либо СМИ.

Этот анализ дает понимание исследователю той роли конкретного издания или телеканала, позволяет строить прогнозы по поводу интереса СМИ к тем или иным событиям, что особенно важно специалисту по рекламе и PR-коммуникациям, в задачи которого входит выбор СМИ для сотрудничества и размещения в них информации о компании.

Существует огромное количество подходов и признаков, позволяющих группировать СМИ. Выбор подхода определяется исходя из целей и задач, которые ставит компания при выборе СМИ.

Ключевыми (основными)или наиболее часто используемыми характеристиками СМИявляются:

1. Территория вещания, распространения (всероссийское или местное радио, общефедеральная или городская газета).

2. Регулярность выхода (периодичность) издания или вещания (например, круглосуточный канал, ежедневная газета, ежемесячный журнал).

3. Тираж (для печатных СМИ) или объем аудитории (для электронных СМИ).

5. Формат выпуска (хронометраж и жанр для теле- и радиопередач, печатный формат – размер страницы, количество изданий – для печатных изданий). Для печатных изданий существенной характеристикой формата является газетная или журнальная форма, а также площадь печатной страницы (наиболее распространенные стандарты – А2, А3, А4; есть и другие форматы).

6. Тематическая направленность (деловая, развлекательная, молодежная, бульварная, политическая и пр.).

7. Аудитория – ее социально-демографические характеристики, образовательные, экономические и другие характеристики.

Можно выделить и дополнительные характеристики,которые необходимо учитывать в отдельных случаях:

— Состав авторов (например, одни газеты могут привлекать внештатных экспертов-профессионалов, а могут штатных журналистов. Одно издание может делать ставку на работу профессиональных журналистов, другое – дает слово читателям, комментариям экспертов в определенных областях, представителям органов власти).

— Goodwill (новая типологическая характеристика, обозначающая репутацию, вес, влиятельность издания). Стоит иметь в виду, что влиятельность может быть разного рода. Одно издание может быть деловым, другое – «желтым», но каждое по своему может быть влиятельным.

— Оформительский стиль издания.

— Манера использования иллюстраций, заголовков и пр.

Источник

Анализ СМИ по типологическим признакам

Вопросы к семинару 3

1.Классификация средств обработки документов.

2.Средства составления и изготовления текстовых и табличных доку­ментов.

3.Технические характеристики, возможности, принцип действия, известные фирмы изготовители:

3.3 Матричных принтеров.

3.4 Струйных принтеров.

3.5 Лазерных принтеров

Типологический анализ как метод научного исследования используется для сравнительного изучения существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации групп объектов (как сосуществующих, так и разделенных по времени). Это сравнительное изучение осуществляется путем выявления сходства и различия изучаемых объектов на основании надежных способов их идентификации. При этом обязательно соблюдение двух принципов: изучаемые объекты понимаются как системы, и эти системы рассматриваются в их развитии. В результате строится некая типовая модель исследуемого множества объектов: обобщенная, идеализированная, теоретически сконцентрированная на основе их наиболее существенных характеристик.

Типологический анализ предполагает определение типологических признаков, присущих данному типу СМИ.

Есть разные методики типологического анализа СМИ. Хорошую методику предложил исследователь журналов Акопов А.И., но она подходит и для других СМИ. Он разделил типологические признаки на типоформируюшщие, вторичные и формальные.

В состав типоформирующих признаков входят:

Таким образом, первая группа признаков отвечает на вопросы: кто, для кого и с какой целью выпускает издание. Все эти три признака неразрывно связаны друг с другом и в совокупности создают тип печатного издания.

В число вторичных признаков входят:

На эти признаки оказывают непосредственное влияние типоформирующие признаки. В зависимости от издателя, целей издания и читательской аудитории выбирается соответственное оформление, состав авторов, жанры материалов, внутренняя структура.

Наконец, еще в более подчиненном, зависимом состоянии находятся такие признаки, как периодичность, объем и тираж, называемые формальными (подчиненными) типологическими признаками. Они также зависят от сложившегося типа, читательской аудитории, целей издания, и, в меньшей степени, от вторичных признаков (например, оформление, внутренняя структура и жанры могут влиять на тираж издания, хотя и опосредованно).

Широко известные как выходные сведения издательской продукции, данные признаки используются в следующих значениях:

Таким образом, используя все вышеперечисленные признаки, мы сможем получить наиболее целостное представление о современной системе прессы, при создании классификации наиболее верно определить тип каждого конкретного издания или группы изданий, а также выстроить конкретную модель издания того или иного типа.

Схема анализа Я.Засурского:

По типам собственности:

— государственное радиовещание, включающее центральные общероссийские каналы и муниципальные радиостанции;

— радиостанции, принадлежащие некоммерческим и прочим организациям;

— коммерческие и частные радиостанции, которые, в свою очередь, делятся на франчайзинговые, местные, частные медиа-холдинги;

— радиостанции со смешанным типом собственности, акционерные общества с участием государственных структур.

По охвату аудитории:

— общенациональные и центральные;

— региональные радиостанции, вещающие на регионы (республики, края, области) и крупные города страны;

— локальные радиостанции, охватывающие ограниченную аудиторию небольших городов, поселков, населенных пунктов, сельских районов и т.п.

По тематической направленности, характеру предлагаемой информации, функциональным характеристикам:

— радиостанции универсального, или общего, характера;

— музыкальные, информационно-музыкальные, музыкально-развлекательные станции, которые, в свою очередь, делятся по музыкальному формату.

Возможно, наконец, деление по рейтингу радиостанции, который отражает реальное отношение аудитории к тому или иному каналу, степень популярности станции у слушателей.

Однако совершенно очевидно, что признаков, разделяющих радиостанции на виды и типы, гораздо больше, и только в совокупности и взаимосвязи их рассмотрения возможно точное описание типа радиостанции.

Принимая деление типологических признаков на типоформирующие, вторичные и формальные, предложенное А.И. Акоповым для периодических изданий, попробуем перенести эти понятия на радиовещание.

Типоформирующими признаками для него будут следующие.

1.Владелец радиостанции, то есть, тот, кто финансирует вещание и получает разного рода прибыль. Согласно этому признаку можно выделить государственные, муниципальные, корпоративные, частные радиостанции.

3. Аудитория. Имеется в виду ориентация на интересы той или иной категории населения.

Таким образом, первая группа признаков отвечает на вопросы: кто, для кого и с какой целью осуществляет вещание. Все эти три признака неразрывно связаны друг с другом и в совокупности создают тип радиостанции.

1. Формат вещания. В это понятие входят: правильно выстроенная структура программирования вещания, точно подобранная музыкальная стратегия и манера ведения передач, наличие соответствующих этических и эстетических норм работы творческого коллектива.

2.Диапазон вещания. Правильно выбранный диапазон обеспечивает доступность радиостанции тому слушателю, на которого она ориентирована. В последние годы происходит увеличение числа радиостанций, вещающих в FM-диапазоне.

3.Состав творческого коллектива. В зависимости от поставленных целей он формируется из профессиональных радиожурналистов, специализирующихся в определенной области, людей, обладающих хорошо поставленной подвижной речью. Естественно, что радиостанция, имеющая большой спектр информационных передач, не обойдется без работников, имеющих журналистское образование. А радиостанция, дающая в эфир аналитику, без специалистов в конкретной анализируемой области. Музыкальные эфиры могут с успехом вести люди, обладающие только хорошими актерскими способностями.

4. Жанровая политика. Использование тех или иных жанров должно быть обоснованным. Неверно стремиться охватить все существующие жанры вещания, так как некоторые из них обладают специфическими особенностями и могут оттолкнуть целевого слушателя. Еще важней выстроить соотношение жанров в вещательной сетке. Перенасыщение ее одним жанром ведет к монотонности и однообразию вещания.

1. Объем вещания. Определяется по количеству часов вещания в том или ином промежутке времени (от круглосуточного до нескольких часов в неделю), а также «возрастом» радиостанции, то есть сроком выхода в эфир.

2. Территория вещания. Можно реально измерить территорию в квадратных километрах, но проще обратиться к издавна принятым определениям: городское, всероссийское, всемирное и т. п.

Таким образом, используя все вышеперечисленные признаки, мы сможем получить наиболее целостное представление о современном радиовещании, при создании классификации наиболее верно определить тип каждой конкретной радиостанции или группы радиостанций, а также выстроить конкретную модель радиостанции того или иного типа.

Источник

Анализ СМИ по типологическим признакам

Типологический анализ как метод научного исследования используется для сравнительного изучения существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации групп объектов (как сосуществующих, так и разделенных по времени). Это сравнительное изучение осуществляется путем выявления сходства и различия изучаемых объектов на основании надежных способов их идентификации. При этом обязательно соблюдение двух принципов: изучаемые объекты понимаются как системы, и эти системы рассматриваются в их развитии. В результате строится некая типовая модель исследуемого множества объектов: обобщенная, идеализированная, теоретически сконцентрированная на наиболее существенных характеристиках [9].

Читайте также:  Степень дыхательной недостаточности определяется по следующим признакам

Типологический анализ предполагает определение существенных признаков, присущих данному типу СМИ.

Тип – это мысленная конструкция, позволяющая выделить социально значимые, внутренне однородные, качественно отличные друг от друга группы объектов [2, с. 45].

Тип издания – это образ, модель однотипных изданий, входящих в отдельно взятое типологическое множество, которое может быть родом, видом, подвидом или другим квалификационным множеством. Причем основой типоформирующего признака этого множества является интегральный результат, который возникает в процессе функционирования каждого отдельного издания, в него входящего [8, с. 6].

В теории журналистики существуют разные методики проведения типологического анализа СМИ. Рассмотрим некоторые из них.

Одной из универсальных методик типологического анализа, которая подходит для исследования как печатных, так и аудиовизуальных СМИ, является методика, предложенная авторами М.В. Шкондиным и Л.Л. Реснянской. Согласно им, при типологическом описании, необходимо затрагивать следующие признаки СМИ:

1. Технологические признаки:

— используемые коммуникационные технологии (печать, телевидение, радио, интернет-СМИ);

— формат изданий и программ;

— тираж (в случае печатного СМИ);

— объем изданий / продолжительность вещания;

— периодичность выхода (ежедневное, еженедельное, ежемесячное издание (программа));

— время выхода (утренняя, вечерняя газета, ночная программа телевидения, радио и др.).

2. Экономические признаки:

— форма собственности (государственная, коммерческая, смешанная, собственность общественных организаций, иностранный капитал);

— характер инвестиций, преобладающих в редакционном бюджете (инвестиционные бюджеты – за счет государства, спонсоров и др.; рекламные бюджеты – за счет поступлений от рекламы; коммерческие бюджеты – подписка, розничная продажа информационных продуктов и услуг и др.);

— по результатам хозяйственной деятельности (доходные или убыточные СМИ).

3. Аудиторные признаки (по характеру аудиторных групп):

— территория распространения (транснациональные, национальные (общероссийские), межрегиональные, региональные, местные СМИ);

— по формату (массовые, «качественные» (в том числе деловые издания), издания бульварного типа);

4. Характер, тип информации:

— по освещаемой тематике (предмету отражения):

а) массово-публицистические издания и программы (отражают публичную сферу, текущую действительность в произведениях жанров журналистики, публицистики),

б) литературные издания и программы,

ж) для развлечения, игр, проведения досуга;

з) учебные и методические;

р) рекламные, информационно-справочные;

— по политической ориентации (лояльные власти или оппозиционные ей; правые, левые, центристские; либеральные, коммунистические, национал-патриотические, социал-демократические и пр).

5. Целевое назначение СМИ (по характеру осуществляемых функций):

— коммуникация в сфере экономики (политики, науки, искусства и пр.),

6. Организационные признаки:

— по организационно-правовой форме (ОАО, ЗАО, АНО и пр.);

— организационно-политические (СМИ, учредителем или издателем которых являются государственные, а также партийные, профсоюзные и другие организации гражданского общества);

— организационно-экономические (отраслевые, ведомственные, корпоративные СМИ);

— СМИ различных научных, образовательных организаций;

— СМИ творческих союзов (театральных и других обществ) и др. [8, с. 37–45].

М.В. Шкондин и Л.Л. Реснянская отмечают, что в процессе типологического анализа издания выясняется, насколько реальные характеристики исследуемого объекта соответствуют тем, которые должны быть свойственны ему согласно его месту в системе печати, занимаемой информационной нише.

Одной из общепризнанных является методика, предложенная исследователем журналов А.И. Акоповым. Несмотря на то, что сам Акопов разработал ее для анализа журнальных изданий, считается, что она подходит и для других типов печатных СМИ.

Итак, согласно А.И. Акопову, существуют типоформирующие, вторичные и формальные типологические признаки изданий [9].

В состав типоформирующих признаков входят:

1. издатель – учреждение, общественная организация или иной социальный институт, выпускающий данный орган печати;

2. цели и задачи – проектируемый образ результата, на достижение которого направлены стратегические и тактические действия издателя;

3. читательская аудитория – категория людей, читающих данное издание.

Таким образом, первая группа признаков отвечает на вопросы: кто, для кого и с какой целью выпускает издание. Эти три признака неразрывно связаны друг с другом и в совокупности формируют тип печатного издания.

Вторичные (зависимые) признаки – вид признаков, характеризующих тип издания в зависимости от типоформирующих признаков, и определяемых этим типом.

В число вторичных признаков входят:

1. авторский состав – контингент авторов материалов, публикуемых в издании;

2. внутренняя структура – система разделов и рубрик, рубрикации внутри издания или ее отсутствие;

3. жанры – набор используемых в данном периодическом издании жанров журналистики;

4. оформление (дизайн) – наличие или отсутствие элементов художественного оформления.

На эти признаки оказывают непосредственное влияние типоформирующие признаки. В зависимости от издателя, целей издания и читательской аудитории выбирается соответственное оформление, состав авторов, жанры материалов, внутренняя структура. Точный выбор этих признаков и их составляющих во многом предопределяет успех издания на информационном рынке.

Наконец, еще в более подчиненном, зависимом состоянии находятся такие признаки, как периодичность, объем и тираж, называемые формальными (подчиненными) типологическими признаками. Они также зависят от сложившегося типа, читательской аудитории, целей издания, и, в меньшей степени, от вторичных признаков (например, оформление, внутренняя структура и жанры могут влиять на тираж издания, хотя и опосредованно).

Формальные типологические признаки – это признаки, характеризующие тип издания с помощью измеряемых параметров, зависящих от типа издания, типоформирующих и вторичных типологических признаков. Широко известные как выходные сведения издательской продукции, данные признаки используются в следующих значениях:

1. периодичность – число выпусков (номеров) издания за определенный период времени (в год, месяц, неделю и т.п.);

2. объем – размер одного выпуска (номера) издания в полосах (при заданном формате), печатных знаках, учетно-издательских листах;

3. тираж – количество экземпляров одного выпуска (номера) издания.

Осуществив типологический анализ по методике, предложенной А.И. Акоповым, можно определить тип конкретного издания или группы изданий, а также выстроить модель издания того или иного типа.

Пример:Воспользовавшись методикой типологического анализа А.И. Акопова, разработаем модель общественно-политической газеты.

Типоформирующие признаки общественно-политической газеты:

1. Если говорить об издателе (владельце) общественно-политических газет, то ими, по преимуществу, являются:

а) главы промышленно-финансовых групп, лояльно относящихся к правительству (к примеру, общественно-политическая газета «Известия» принадлежит медиамагнату из Санкт-Петербурга, председателю совета директоров банка «Россия» Юрию Ковальчуку);

б) государственные структуры (мэрия Москвы в лице «Московских информационных технологий» в марте 2014 года приобрела издание «Аргументы и Факты» у владельцев банка «Промсвязькапитал» братьев Ананьевых);

в) политики или политические партии (они начинают выпускать издание либо накануне выборов, как, к примеру, это делает СПС, выпуская газету «Проблема №1»; либо издают газету на постоянной основе, как бывший депутат Государственной Думы РФ, бизнесмен Александр Лебедев и экс-президент СССР Михаил Горбачев, которым принадлежит «Новая газета»).

2. Выпуск общественно-политической газеты, как правило, бывает инициирован следующими целями и задачами:

а) все перечисленные типы владельцев стремятся к оказанию влияния на массовое сознание и поведение людей посредством представления определенной картины действительности и формирования общественного мнения;

б) политики и политические партии стремятся обеспечить поддержку собственных взглядов среди населения, сформировать свой электорат, обеспечить свое политическое влияние;

в) в современных рыночных условиях не стоит сбрасывать со счетов и такую цель, преследуемую владельцами, как получение прибыли от выпуска издания. Переход общественно-политических газет «Аргументы и Факты» и «Комсомольская правда» на формат массового издания был инициирован, среди прочего, и желанием увеличить прибыль от выпуска газеты за счет расширения аудитории.

3. Какая же аудитория у общественно-политических газет?

Если проанализировать результаты опросов общественного мнения, то газетами общественно-политической тематики интересуется незначительная часть россиян. Так, результаты опроса Фонда общественного мнения от 12.10.2014 г. показывают, что лишь 36 % россиян читают газеты. Чуть больше четверти из них (28 %) интересуется общественно-политической тематикой. В аудитории общественно-политических изданий незначительно преобладают мужчины (52% читателей) [4].

Для типологического анализа теле- и радиокомпаний можно использовать методику, предложенную профессором Я.Н. Засурским. Согласно данной методике при определении типа теле- или радиокомпании необходимо учитывать:

1. Тип собственности компании:

— государственное радиовещание/телевещание, включающее центральные общероссийские радио- и телеканалы и муниципальные телекомпании и радиостанции;

Читайте также:  Схема наследования признаков при дигибридном скрещивании

— телекомпании и радиостанции, принадлежащие некоммерческим и прочим организациям;

— коммерческие и частные телекомпании и радиостанции, которые, в свою очередь, делятся на франчайзинговые, местные, частные медиа-холдинги;

— телекомпании и радиостанции со смешанным типом собственности, акционерные общества с участием государственных структур.

2. Охват аудитории компанией:

— общенациональные и центральные компании;

— региональные телекомпании и радиостанции, вещающие на регионы (республики, края, области) и крупные города страны;

— локальные телекомпании и радиостанции, охватывающие ограниченную аудиторию небольших городов, поселков, населенных пунктов, сельских районов и т.п.

3. Тематическую направленность, характер предлагаемой информации:

— телекомпании / радиостанции универсального, или общего, характера;

— информационные телекомпании и радиостанции;

— музыкальные, информационно-музыкальные, музыкально-развлекательные радиостанции, которые, в свою очередь, делятся по музыкальному формату;

— информационные, информационно-развлекательные, развлекательные, научно-популярные и другие телекомпании.

4. Рейтинг популярности среди населения (отражает реальное отношение аудитории к тому или иному каналу, степень популярности станции у слушателей).

Метод типологического анализа СМИ часто используется в курсовых и выпускных квалификационных работах студентов, обучающихся по направлению «Журналистика». Связано это с необходимостью характеристики тех СМИ, на чьих материалах анализируется заявленная тема исследования.

Источник

Глава 9. ЖУРНАЛИСТСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

ПО ТИПОЛОГИЧЕСКИМ ПРИЗНАКАМ

Типологический анализ как метод научного исследования используется для сравнительного изучения существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации групп объектов (как сосуществующих, так и разделенных по времени). Это сравнительное изучение осуществляется путем выявления сходства и различия изучаемых объектов на основании надежных способов их идентификации. При этом обязательно соблюдение двух принципов: изучаемые объекты понимаются как системы, и эти системы рассматриваются в их развитии. В результате строится некая типовая модель исследуемого множества объектов: обобщенная, идеализированная, теоретически сконцентрированная на наиболее существенных характеристиках[61].

Типологический анализ предполагает определение существенных признаков, присущих данному типу СМИ.

Тип – это мысленная конструкция, позволяющая выделить социально значимые, внутренне однородные, качественно отличные друг от друга группы объектов[62].

Тип издания – это образ, модель однотипных изданий, входящих в отдельно взятое типологическое множество, которое может быть родом, видом, подвидом или другим квалификационным множеством. Причем основой типоформирующего признака этого множества является интегральный результат, который возникает в процессе функционирования каждого отдельного издания, в него входящего[63].

В теории журналистики существуют разные методики проведения типологического анализа СМИ. Рассмотрим некоторые из них.

Одной из универсальных методик типологического анализа, которая подходит для исследования как печатных, так и аудиовизуальных СМИ, является методика, предложенная авторами М.В. Шкондиным и Л.Л. Реснянской. Согласно им, при типологическом описании необходимо затрагивать следующие признаки СМИ:

1. Технологические признаки:

-используемые коммуникационные технологии (печать, телевидение, радио, интернет-СМИ);

-формат изданий и программ;

-тираж (в случае печатного СМИ);

-объем изданий / продолжительность вещания;

-периодичность выхода (ежедневное, еженедельное, ежемесячное издание или программа;

-время выхода (утренняя, вечерняя газета, ночная программа телевидения, радио и др.).

2. Экономические признаки:

-форма собственности (государственная, коммерческая, смешанная, собственность общественных организаций, иностранный капитал);

-характер инвестиций, преобладающих в редакционном бюджете (инвестиционные бюджеты – за счет государства, спонсоров и др.; рекламные бюджеты – за счет поступлений от рекламы; коммерческие бюджеты – подписка, розничная продажа информационных продуктов и услуг и др.);

-по результатам хозяйственной деятельности (доходные или убыточные СМИ).

3. Аудиторные признаки (по характеру аудиторных групп):

-территория распространения (транснациональные, национальные (общероссийские), межрегиональные, региональные, местные СМИ);

-по формату (массовые, «качественные» (в том числе деловые издания), издания бульварного типа);

4. Характер, тип информации:

-по освещаемой тематике (предмету отражения):

а) массово-публицистические издания и программы (отражают публичную сферу, текущую действительность в произведениях жанров журналистики, публицистики),

б) литературные издания и программы,

ж) для развлечения, игр, проведения досуга;

з) учебные и методические;

р) рекламные, информационно-справочные;

-по политической ориентации (лояльные власти или оппозиционные ей; правые, левые, центристские; либеральные, коммунистические, национал-патриотические, социал-демократические и пр).

5. Целевое назначение СМИ (по характеру осуществляемых функций):

-коммуникация в сфере экономики (политики, науки, искусства и пр.),

6. Организационные признаки:

-по организационно-правовой форме (ОАО, ЗАО, АНО и пр.);

-организационно-политические (СМИ, учредителем или издателем которых являются государственные, а также партийные, профсоюзные и другие организации гражданского общества);

-организационно-экономические (отраслевые, ведомственные, корпоративные СМИ);

-СМИ различных научных, образовательных организаций;

-СМИ творческих союзов (театральных и других обществ) и др.[64] М.В. Шкондин и Л.Л. Реснянская отмечают, что в процессе типологического анализа издания выясняется, насколько реальные характеристики исследуемого объекта соответствуют тем, которые должны быть свойственны ему согласно его месту в системе печати, занимаемой информационной нише. Одной из общепризнанных является методика, предложенная исследователем журналов А.И.Акоповым. Несмотря на то, что сам Акопов разработал ее для анализа журнальных изданий, считается, что она подходит и для других типов печатных СМИ.

Итак, согласно А.И. Акопову, существуют типоформирующие, вторичные и формальные типологические признаки изданий[65] [14]. Типоформирующие (типообразующие) признаки – это основной вид типологических признаков, непосредственно влияющих на возникновение, развитие и трансформацию типа издания.

В состав типоформирующих признаков входят:

1. издатель – учреждение, общественная организация или иной социальный институт, выпускающий данный орган печати;

2. цели и задачи – проектируемый образ результата, на достижение которого направлены стратегические и тактические действия издателя;

3. читательская аудитория – категория людей, читающих данное издание.

Таким образом, первая группа признаков отвечает на вопросы: кто, для кого и с какой целью выпускает издание. Эти три признака неразрывно связаны друг с другом и в совокупности формируют тип печатного издания.

Вторичные (зависимые) признаки – вид признаков, характеризующих тип издания в зависимости от типоформирующих признаков и определяемых этим типом.

В число вторичных признаков входят:

1)авторский состав – контингент авторов материалов, публикуемых в издании;

2) внутренняя структура – система разделов и рубрик, рубрикации внутри издания или ее отсутствие;

3) жанры – набор используемых в данном периодическом издании жанров журналистики;

4) оформление (дизайн) – наличие или отсутствие элементов художественного оформления.

На эти признаки оказывают непосредственное влияние типоформирующие признаки. В зависимости от издателя, целей издания и читательской аудитории выбирается соответственное оформление, состав авторов, жанры материалов, внутренняя структура. Точный выбор этих признаков и их составляющих во многом предопределяет успех издания на информационном рынке.

Наконец, еще в более подчиненном, зависимом состоянии находятся такие признаки, как периодичность, объем и тираж, называемые формальными (подчиненными) типологическими признаками. Они также зависят от сложившегося типа, читательской аудитории, целей издания, и, в меньшей степени, от вторичных признаков (например, оформление, внутренняя структура и жанры могут влиять на тираж издания, хотя и опосредованно).

Формальные типологические признаки – это признаки, характеризующие тип издания с помощью измеряемых параметров, зависящих от типа издания, типоформирующих и вторичных типологических признаков. Широко известные как выходные сведения издательской продукции, данные признаки используются в следующих значениях:

1) периодичность – число выпусков (номеров) издания за определенный период времени (в год, месяц, неделю и т.п.);

2) объем – размер одного выпуска (номера) издания в полосах (при заданном формате), печатных знаках, учетно-издательских листах;

3) тираж – количество экземпляров одного выпуска (номера) издания.

Осуществив типологический анализ по методике, предложенной А.И. Акоповым, можно определить тип конкретного издания или группы изданий, а также выстроить модель издания того или иного типа.

Пример:воспользовавшись методикой типологического анализа А.И. Акопова, разработаем модель общественно-политической газеты.

Типоформирующие признаки общественно-политической газеты:

1. Если говорить об издателе (владельце) общественно-политических газет, то ими, по преимуществу, являются:

б) государство (известно, что количество прибыльных общественно-политических газет в стране колеблется в пределах от 10 % до 12 % их общего количества, остальные издания в той или иной мере живут на дотации государства);

в) политики или политические партии (они начинают выпускать издание либо накануне выборов, как, к примеру, это делает СПС, выпуская газету «Проблема №1», либо издают газету на постоянной основе, как бывший депутат Государственной Думы РФ, бизнесмен Александр Лебедев и экс-президент СССР Михаил Горбачев, которым принадлежит «Новая газета»).

2. Выпуск общественно-политической газеты, как правило, бывает инициирован следующими целями и задачами:

а) все перечисленные типы владельцев стремятся к оказанию влияния на массовое сознание и поведение людей посредством представления определенной картины действительности и формирования общественного мнения;

Читайте также:  Могут ли во время беременности быть признаки как перед месячными

б) политики и политические партии стремятся обеспечить поддержку собственных взглядов среди населения, сформировать свой электорат, обеспечить свое политическое влияние;

в) в современных рыночных условиях не стоит сбрасывать со счетов и такую цель, преследуемую владельцами, как получение прибыли от выпуска издания. Переход общественно-политических газет «Аргументы и Факты» и «Комсомольская правда» на формат массового издания был инициирован, среди прочего, и желанием увеличить прибыль от выпуска газеты за счет расширения аудитории.

3. Какая же аудитория у общественно-политических газет?

Наибольший интерес к изданиям общественно-политического характера проявляют мужчины: 29 % против 20 % женщин читают эти издания 4–5 раз в неделю и чаще. Так же общественно-политическую прессу предпочитают люди зрелого возраста. Средний возраст читающих ее составляет 33–36 лет [6].

Итак, общественно-политическая газета приобретается сегодня представителями политической и экономической элиты как актив, позволяющий оказывать влияние на сознание и поведение критически настроенной аудитории.

Для типологического анализа теле- и радиокомпаний можно использовать методику, предложенную профессором Я.Н. Засурским. Согласно ему, при определении типа теле- или радиокомпании, необходимо учитывать:

1. Тип собственности компании:

-государственное радиовещание/телевещание, включающее центральные общероссийские радио- и телеканалы и муниципальные телекомпании и радиостанции;

-телекомпании и радиостанции, принадлежащие некоммерческим и прочим организациям;

-коммерческие и частные телекомпании и радиостанции, которые, в свою очередь, делятся на франчайзинговые, местные, частные медиа холдинги;

-телекомпании и радиостанции со смешанным типом собственности, акционерные общества с участием государственных структур.

2. Охват аудитории компанией:

-общенациональные и центральные компании;

-региональные телекомпании и радиостанции, вещающие на регионы (республики, края, области) и крупные города страны;

-локальные телекомпании и радиостанции, охватывающие ограниченную аудиторию небольших городов, поселков, населенных пунктов, сельских районов и т.п.

3. Тематическую направленность, характер предлагаемой информации:

— телекомпании / радиостанции универсального, или общего, характера;

— информационные телекомпании и радиостанции;

— музыкальные, информационно-музыкальные, музыкально-развлекательные радиостанции, которые, в свою очередь, делятся по музыкальному формату;

— информационные, информационно-развлекательные, развлекательные, научно-популярные и другие телекомпании.

4. Рейтинг популярности среди населения (отражает реальное отношение аудитории к тому или иному каналу, степень популярности станции у слушателей).

9.2. АНАЛИЗ ТВОРЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА

Основой анализа творческой деятельности определенного журналиста может послужить информация, полученная в ходе контент-анализа созданных им журналистских текстов, а также почерпнутая из интервью с самим журналистом и его коллегами. Другое дело, что не всегда есть возможность побеседовать с интересующим исследователя журналистом, особенно если он не является сотрудником местного издания.

Обозначим основные направления анализа творческой деятельности журналиста:

1. История творческой деятельности.

Такие факторы как образование, стаж и место работы, этапы профессиональной деятельности, а также круг обязанностей (или должности), которые выполнял (занимал) журналист, влияют на процесс творчества, отражают развитие творческой деятельности индивида.

Подобная информация может быть получена в ходе глубинного интервью с журналистом.

2. Анализ творческой деятельности.

Здесь важны следующие моменты:

— активность журналиста (умение находить и разрабатывать новые темы, интересные для аудитории);

— владение журналистскими методами сбора информации, такими, как наблюдение, интервью, эксперимент, работа с документами;

— источники информации, с которыми предпочитает работать журналист (документы, люди, предметно-вещественная среда); можно проанализировать, сколько источников информации в среднем использует в одном материале журналист;

— умение работать в различных жанрах (информационных, аналитических, художественно-публицистических);

— владение методами анализа информации, такими как анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, аналогия, обобщение, систематизация, классификация, типологизация;

— владение методами предъявления фактов (описание, повествование, характеристика, объяснение, рассуждение, типизация).

В основном, данные по этим критериям могут быть получены на основе контент-анализа журналистских материалов интересующего вас автора.

3. Анализ результатов деятельности (созданных материалов).

Согласно М.Киму[66], главными критериями творчества являются оригинальность результата, его новизна и актуальность. Исходя из этого, критериями для оценки результатов творческой деятельности определенного журналиста могут быть следующие:

— каковы основные объекты творчества журналиста (какие проблемы и темы разрабатывает журналист, его тематическая специализация);

— актуальность и социальная значимость разрабатываемой тематики, исследуемых проблем;

— новизна и конструктивность идеи материала;

— особенности публицистического стиля автора (Е.С. Дорощук в качестве особенностей авторского стиля предлагает рассматривать его аналитичность / художественность, эвристичность / репродуктивность, дифференцированность / интеграцию[67]);

— владение образными и выразительными средствами при построении текста;

— текстовые характеристики творческого стиля (особенности композиции, предпочтительный вид сюжета, особенности архитектоники, предпочтительная структурная модель текста);

— тип текста с точки зрения творчества: эвристический (создающий что-то новое в содержании или форме), качественный продукт, массовый продукт.

Результаты деятельности журналиста также оцениваются на основе контент-анализа созданных им материалов.

Мы рассмотрели многообразие методов, используемых при изучении журналистики. Владение средствами научного познания позволяет организовать и успешно реализовать научно-исследовательскую деятельность студента. Курсовая или дипломная работа, выполненная в соответствии с правилами и нормами научного познания, демонстрирует исследовательскую культуру автора и производит благоприятное впечатление на тех, кто с ней знакомится.

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ «МЕТОДИКА УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА»

Практическое занятие № 1

Работа с текстом: составление плана

Цель: формирование умений и навыков работы с текстом.

Задание: прочитайте предложенный преподавателем текст. Составьте план текста.

Алгоритм:

· выясните значение непонятных слов;

· определите тему и основную мысль текста;

· разделите текст на смысловые части, озаглавьте их;

· напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите: все ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста;

· проверьте, можно ли, руководствуясь этим планом, воспроизвести (пересказать) текст;

· аккуратно перепишите усовершенствованный вариант плана;

· выпишите ключевые слова, опорные словосочетания, цифровые данные, необходимые для передачи основного содержания текста;

· используя план и выписки, устно восстановите основное содержание текста.

Домашнее задание:

1. Прочитайте главу вторую данного пособия.

2. На основе плана составьте тезисы предложенного преподавателем текста.

3. Составьте конспект текста.

Литература:

1. Безрукова А. В. Конспект и конспектирование // Валентина Безрукова // Нар. образование. – 2001. – № 5. – С. 150-154.

2. Граник Г. Г. Составление конспекта / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая // Вечерняя сред. шк.

1990. – No 3. – С. 52-54.

3. Золкин А. С. Как написать тезисы к курсовой работе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.nsu.ru/psj/kursovye/tesis.html.

4. Соловьева Н. Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление ее результатов: (для студ. и аспирантов) / Н. Н. Соловьева. – М. : АПК и ПРО, 2000. – 74 с.

Практическое занятие № 2

Оформление библиографического списка и ссылок в тексте

Цель:вырабатывание умений и навыков обработки литературы и использования ссылок в тексте.

Задание:изучите правила оформления библиографического списка и ссылок в тексте.

Алгоритм:

· познакомьтесь с межгосударственным стандартом системы стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу;

· составьте библиографическое описание предложенных изданий;

· ознакомьтесь с общими требованиями и правилами составления ссылок;

· составьте с предложенными цитатами текст и оформите ссылки на данные цитаты в соответствии с правилами.

Домашнее задание:

1. Подберите литературу по теме вашего курсового исследования и оформите ее в библиографический список.

2. Составьте список наиболее важных интернет-ресурсов для журналиста.

3. Прочитайте пособие Прохорова Е.П. «Исследуя журналистику». Подготовьтесь к коллоквиуму на тему: «Исследование журналистики».

Литература:

1. Кузин Ф. А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени / Ф. А. Кузин. – 7-е изд., доп. – М. : Ось-89, 2005. – 224 с.

2. Прохоров Е. П. Исследуя журналистику. – М. : РИП-Холдинг, 2006. – 202 с.

3. Соловьева Н. Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление ее результатов: (для студ. и аспирантов) / Н. Н. Соловьева. – М. : АПК и ПРО, 2000. – 74 с.

4. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу: межгосударственный стандарт. – М. : ИПК Изд-во стандартов, 2004. – 44 с.

5. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу «Библиографическая ссылка (общие требования и правила составления)». – М. : Стандартинформ, 2008. – 44 с.

Источник

Adblock
detector