Анализ признаков правового государства

Содержание
  1. Правовое государство: понятие, признаки
  2. Суть идеи правового государства:
  3. Основ­ные признаки правового государства:
  4. Признаки и понятия правового государства. Понятие, признаки и пути формирования правового государства
  5. Правовое государство: понятие и признаки
  6. Определение правового государства
  7. Признаки правового государства
  8. Функции правового государства
  9. Критика правового государства
  10. Вывод
  11. Каковы основные принципы правового государства
  12. Понятие правового государства
  13. Признаки правового государства
  14. Демократия
  15. Смешанная экономика
  16. Плюрализм
  17. Основные принципы правового государства
  18. Верховенство закона
  19. Защита прав и свобод человека
  20. Равенство перед законом
  21. Контроль за соблюдением закона
  22. Эффективные правоохранительные органы
  23. Разделение властей
  24. Взаимная ответственность государства и гражданина
  25. Единство права и закона
  26. Принцип «разрешено все, что не запрещено законом»
  27. Условия функционирования правового государства

Правовое государство: понятие, признаки

Суть идеи правового государства:

Для создания правового го­сударства недостаточно одного его провозглашения, оно должно фактически сложиться как система гарантий от беспредельного административного вмешательства в саморегулирующееся граж­данское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным методам осуществления власти.

Правовое государство — это высокий уровень авторитета государственно­сти, реальный режим господства права, обеспечивающий все пра­ва человека и гражданина в экономической и духовной сферах.

Понятие правового государства многомерно, оно включает все то, что вкладывается в понятие конституционного демократиче­ского государства.

Основ­ные признаки правового государства:

Некоторые ученые выделяют также:

Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина должен быть прочно закреплен в конституции и законах и соответствующих естественному праву. Правовое государство признает нерушимость этих прав и свобод, а также свою обязанность соблюдать и охранять их. «Все, что не запрещено, то дозво­лено» — важнейший принцип правового государства. Такой под­ход к правам и свободам буквально пронизывает Конститу­цию РФ и многие законы. Он, как было показано выше, состав­ляет суть гуманистических основ конституционного строя и в полной мере проявляется в гл. 2 Конституции, посвященной правам и свободам человека и гражданина. В правовом государстве нельзя избежать пра­вонарушений, но должны сложиться общеизвестные и общеиспользуемые гарантии и механизмы исправления любых ошибок и нарушений, неукоснительного и приоритетного соблюдения прав человека и гражданина.

Независимость суда как главного механизма гарантий прав и свобод должна быть обеспечена от любых властных и общественных структур, ибо только независимый суд в состоянии эффективно защищать человека и гражданина от произвола исполнительной власти с ее силовыми структурами.

Принцип независимости суда прямо закреплен в ст. 120 Кон­ституции России, он также обеспечивается рядом других статей, в которых говорится о несменяемости и неприкосновенности су­дей, устанавливаются демократические принципы судопроизвод­ства. В ряде статей гл. 2 Конституции указывается на исключи­тельное право суда ограничивать права и свободы (например, ни­кто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда, — ст. 35; арест, заключение под стражу и содер­жание под стражей допускаются только по судебному реше­нию — ст. 22 и др.).

В Конституции России закрепляется принцип верховенства Конституции. Устанавливается (ст. 15), что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, а законы и иные правовые ак­ты не должны ей противоречить. Органы государственной вла­сти, органы местного самоуправления, должностные лица, граж­дане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Следовательно, государство связано правом, все должно­стные лица — от главы государства до рядового чиновника — обязаны действовать в соответствии с правом, а за нарушения несут ответственность (уголовную, административную, граждан­скую). Любой выход этих лиц за пределы своей компетенции есть нарушение принципа правового государства, изменяющее баланс власти и свободы, а значит, создающее угрозу правам и свободам человека и гражданина или являющееся недозволен­ным вмешательством в жизнь гражданского общества.

Приоритет международного права как бы дает пропуск в цивилизованный мир. Госу­дарство, обладающее суверенным правом принимать свои зако­ны, соглашается с тем, что эти законы не должны противоречить праву мирового сообщества. Тем самым через верность нормам международного права происходит своеобразная унификация на­циональных правовых систем на самом высоком уровне, гаран­тий прав и свобод человека и гражданина, демократии и соци­ального прогресса. Этим объясняется включение данного прин­ципа в конституции многих государств.

В Конституции РФ (ч. 4 ст. 15) принцип приоритета междуна­родного права как бы разбит на две части. Во-первых, закрепле­но, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ явля­ются составной частью ее правовой системы. Во-вторых, в случае расхождения правил закона и правил международного договора России приоритет отдается правилам международного договора. Как отмечалось, заключение РФ договоров с другими государствами регу­лируется Федеральным законом «О международных договорах РФ».

Указанные признаки правового государства являются только основными. В практической жизни правовое государство вклю­чает еще очень много аспектов, которые могут включать:

Ра­зумеется, для всех соответствующих действий органов исполни­тельной власти должны существовать конкретные законы, право и только право должно лежать в основе любых государственных решений, и особенно связанных с применением принуждения.

Источник

Признаки и понятия правового государства. Понятие, признаки и пути формирования правового государства

Демократическое реформирование общества идет по пути к правовому государству, призванному быть на страже интересов и потребностей людей, их прав и свобод. Это государство, основанное на праве и ограниченное им в своих действиях, подчиненное воле народа как суверена власти. 1 )

Правовое государство – многомерное развивающе­еся явление. С течением времени оно приобретало все новые признаки, наполнялось новым содержанием. Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового государства с правом. 2 )

Существует множество трактовок определения «правое государство»:

– Правовое государство – это правовая форма организации и деятельности публично–политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права; 3 )

– Правовое государство является живым организмом, обеспечивающим цели и интересы конкретного индивида и сохранение, стабилизацию общества с рыночной экономикой и либерально–демократическим политическим режимом (Гегель); 4 )

– Правовое государство – объективная необходимость и величайшая социальная ценность, эффективный способ организации общества и управления им.

Иными словами правовое государство рассматривается как форма организации и деятельности государственной власти, при которой создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последо­вательного связывания с помощью права политической власти в целях недопущения злоупотреблений. Правовое государство строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.

Читайте также:  Классификация отраслей промышленности по разным признакам

Ценностный смысл идеи правового государства состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, гарантированности его свободы, подчинении государства обществу.

Основными признаками правового государства являются:

– Сосредоточение всех прерогатив государственно–властного регулирования в системе государственных институтов, созданных на основе права;

– Недопущение монополизма в политике и экономике, создание антимонопольных механизмов;

– Контроль общества за властью, наиболее действенным способом которого являются регулярные, свободные, демократические выборы народом органов государственной власти всех уровней;

– Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права (либо прямое действие международных норм);

– Признание человека высшей ценностью, целью государства, а не средством решения тех или иных государственных проблем;

– Верховенство и прямое действие конституции;

– Единство прав и обязанностей граждан;

– Наличие развитого гражданского общества;

– Внешний и внутренний суверенитет государства;

– Взаимная ответственность человека и государства;

Признаки правового государства отражают основные его черты, которые обязательно должны в нем присутствовать: 1 )

а) Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из трех существующих в государстве властей должна быть независима от другой и в своей деятельности подчиняться только закону, тем самым создавая систему «сдержек и противовесов», взаимоограничение и взаимоконтроль всех ветвей власти. Основателем концепции разделения властей принято считать французского просветителя Ш.Л. Монтескье, хотя до него подобные идеи высказывал Дж. Локк, еще ранее Полибий, а зачатки этого принципа мы видим уже в античном мире в демократических Афинах и республиканском Риме. Этот принцип исключает монополизацию власти в руках одного лица, органа или социального слоя и обеспечивает соответствие всей системы публичной власти требованиям права и их последовательного соблюдения. 2 )Такой государственно–властный механизм функционирует в США. Другой вариант предполагает приоритет одной из ветвей государственной власти – законодательной, что характерно, например, для Англии.

Разделение властей – это показатель развитости права и государства. Сбалансированность властей основывается на суверенитете народа, что нашло конституционное закрепление в ряде современных государств. По идее законодательная власть должна принимать законы, исполнительная –организовывать их исполнение, а судебная – решать спор о праве на основании закона, принятого законодательным органом.

В настоящее время наблюдается активизация именно исполнительной власти, которая как бы постепенно расширяет свое поле деятельности. Эта объективная закономерность, поскольку жизнь современного государства принимает более усложненные формы и часто требует оперативного властного вмешательства, которое является функцией, прежде всего, правительства. При этом важно, чтобы деятельность исполнительных органов власти осуществлялась в правовых формах и на основании актов, принятых законодательным органом. 1 )

Законодательная власть является представительной. Именно на основе выборов народ передает власть своим представителям и уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть. В этом смысле можно говорить о первичности представительных органов в механизме государственной власти. Однако имеются сущностные и политико–юридические ограничения этой власти. Сущностные ограничения определяются принципиальной зависимостью от воли избирателей. Политико–юридические ограничения связаны с тем, что любой закон, чтобы не оставаться набором фраз на бумаге, должен соответствовать политическим и юридическим реалиям, а также фундаментальному праву – конституции.

Эта ветвь власти контролирует не только принятие законов, но и ее не менее существенной функцией является финансовая – ежегодное утверждение бюджета. Есть и распорядительные функции – формирование определенных органов исполнительной и судебной власти. Законодательная власть вправе давать политическую оценку тем или иным действиям исполнительной власти и на этой основе привлекать их к политической ответственности.

Судебная власть играет особую роль, как в механизме государственной власти, так и в системе сдержек и противовесов. Особая роль суда определяется тем, что он – арбитр в спорах о праве. В правовом государстве только судебная власть может отправлять правосудие.

Судебная власть – специфическая, независимая ветвь государственной власти в правовом государстве, осуществляемая путем гласного, состязательного, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности и права и, прежде всего путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за этими ветвями власти.

б) Верховенство закона, «связанность» государства законом означает, что государство и личность в своих действиях, прежде всего, должны соответствовать закону, то есть никто не имеет права нарушить закон. В свою очередь, законы в таком государстве должны быть правовыми. 1 ) Закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть изменен, отменен или приостановлен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни решениями партийных органов, сколь бы высоки и авторитетны они не были. Вся общественная деятельность закреплена в конституции правового государства. 2 )

Закон подкрепляет свои предписания мерами ответственности и тем самым гарантирует защищенность общества и гражданина от нарушения законных прав, интересов, свобод.

Закон – единственно возможное средство выражения и закрепления потребностей и интересов каждого человека и всего общества, превращения воли народа в общеобязательный регулятор общественных отношений, возведение этой воли в ранг правил, которым подвластны все. 3 )

в) Реальность прав и свобод гражданина. Этот принцип состоит в признании, утверждении и надлежащем гарантировании прав и свобод человека и гражданина. Причем предполагается, что права и свободы человека не являются неким «даром» властей, а принадлежат ему от рождения.

г) Защита прав и свобод человека – это, прежде всего конституционные гарантии того, что человек является свободным, а его права – невозможно нарушить без разрешения на то суда. Государство обязано защищать человека, а человек соответственно обязан защищать свое государство.

В правовом государстве государственная власть не может зависеть ни от кого, но, тем не менее, она получается вечно зависимой от народа, то есть государственная власть не может быть суверенной ни в одном государстве. Власть всегда должна зависеть только от народа и больше ни от кого. Задача власти – воспитать людей такими, чтобы они были законопослушными и не пытались купить за деньги собственную же власть. В государстве, называемом правовым, должна жестко пресекаться любая попытка повлиять на государство или на его отдельные органы. 1 )

Читайте также:  Пищевые отравления их причины признаки первая помощь и профилактика

д) Верховенство и прямое действие конституции. Конституция является источником государственного права страны и основным ее законом, закрепляющим общественное и государственное устройство, организацию, взаимоотношения и полномочия высших органов государственной власти, основы организации государственного управления и судебной системы, основные принципы избирательного права и правовое положение граждан.

Конституция занимает особое положение в иерархии законодательных и административных актов государства. Закрепляемые в ней формы собственности, организация, полномочия и взаимоотношения государственных органов, основы правового положения личности представляют юридический фундамент для остального законодательства. Все прочие неконституционные акты должны соответствовать Конституции и ее нормам.

е) Взаимная ответственность государства и личности. Этот принцип выражает нравственные начала в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. Государство путем издания законов берет на себя конкретные обязательства перед гражданами, общественными организациями, другими государствами и всем международным сообществом. Не менее важна ответственность перед обществом и государством.

Правовое положение и взаимоотношения всех субъектов общественной, политической и государственной жизни должны быть четко определены правовыми законами, защищены и гарантированы всей конструкцией правовой государственности. Если правовое положение хотя бы одного субъекта не определено или определено не четко, то это создает поле для злоупотреблений, игнорирования правовых начал, а если правовые начала игнорируются в одном звене, они немедленно нарушаются и в других звеньях. 1 )

ж) Признание человека высшей ценностью, целью государства. В правовом государстве именно личность является основой всего, а свобода и независимость личности стоят на первом месте в системе ценностей государства. В правовом государстве данное положение закреплено в конституции прямо или косвенно и декларирует права и свободы личности в качестве неотчуждаемых и непосредственно действующих. В Конституции РФ эти положения зафиксированы в ст. 2, а также в статье 17, 18. При этом стоит помнить, что свобода в правовом государстве это свобода делать то, что может и должно пойти на пользу обществу и государству. Свобода в правовом государстве — это осознанная необходимость, она ограничивается самими людьми, чтобы дать такую же степень свободы и другим людям. В сущности, в правовом государстве основной идеей существования человека должен стать «разумный эгоизм» – я делаю то, что я хочу делать, но при этом мои дела не должны вредить другим людям. Свобода в правовом государстве является ограниченной только для того, чтобы все люди смогли ею воспользоваться. В правовом государстве должен обязательно соблюдаться принцип формального равенства – все равны перед законом. Соблюдение этого принципа ведет к ограничению свободы одних для того, чтобы ею смогли воспользоваться другие.

3 Теория и практика формирования правового государства в современном российском обществе.

Источник

Правовое государство: понятие и признаки

Правовое государство — государство, чья деятельность полностью подчинена нормам права, правовым принципам, защищающим достоинства, свободы и права человека.

Определение правового государства

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Понятие правового государства имеет несколько определений.

Правовое государство — государство, чья деятельность полностью подчинена нормам права, правовым принципам, защищающим достоинства, свободы и права человека.

Правовое государство — это государство, в котором организация и деятельность правительства и граждан основана на праве.

Правовое государство — это государство, чьи власти ограничены в своих действиях законом. Такое государство подчинено воле суверенного народа. Оно обеспечивает права и свободы каждого своего гражданина.

Правовое государство — это правовая форма организации и деятельности власти и ее взаимодействия с гражданами.

Признаки правового государства

Разделение ветвей власти.

Признание человека высшей ценность.

Обеспечение, соблюдение и защита прав и свобод человека.

Единство прав и обязанностей для всех граждан.

Недопущение монополизма в политике и экономике, создание антимонопольных механизмов.

Контроль общества за властью путем проведения выборов на всех уровнях управления.

Наличие развитого гражданского общества.

Соответствие внутреннего законодательства принципам международного права.

Функции правового государства

Если вы не уверены, что справитесь с работой, обратитесь за помощью к профессионалам. Работу могут написать преподаватели, доцены вузов

У правового государства есть свои 4 функции.

Политическая функция

Правовое государство создает равноправные условия для всех граждан для участия в государственных и общественных делах. Правительство гарантирует права, делает все для развития многопартийности и местного самоуправления.

Экономическая функция

Государство регулирует рыночные отношения, поддерживает честную конкуренцию, делает все для повышения качества жизни, минимизирует негативные последствия различных экономических явлений.

Социальная функция

Правительство регулирует социальные отношения и каждому гражданину обеспечивает право на образование и охрану здоровья.

Правоохранительная функция

Правительство вместе с институтами гражданского общества гарантирует права и свободы, поддерживает правопорядок.

Культурная функция

Правительство создает равные условия для пользования и обмена культурными и духовными ценностями. Гарантирует и защищает плюрализм мнений.

Критика правового государства

Основатель утилитаризма Иеремия Бентам приводил в своей критике правового государства следующий аргумент: если власть принадлежит «правильным» людям, то нет необходимости их ограничивать или к чему-то обязывать.

В свою очередь, анархисты также считают, что государственные институты никогда не смогут в полной мере ограничивать власть тех, кому она принадлежит.

Карл Маркс считал, что в капиталистическом обществе появление правового государства невозможно. Так как законы служат гарантом интересов буржуазии, а не рабочего класса.

Вывод

Несмотря на достаточно подробное описание понятия правового государства, политологи, правоведы и философы сходятся в одном мнении – правового государства, как его представляет наука, не существует и скорее всего никогда не будет существовать.

Источник

Каковы основные принципы правового государства

Понятие правового государства

Концепция правового государства была сформулирована в XVIII — начале XIX веков на волне расширения критики феодализма, беззакония, безответственности органов государственного управления перед обществом. Идеологами правового государства в то время являлись французский правовед Шарль де Монтескье и английский философ Джон Локк. Их работы акцентировали необходимость построения общества, основанного на обеспечении свобод личности. Инструментом формирования такого общества они считали правовое государство.

​Правовое государство — это государство, деятельность которого подчинена нормам права, а также фундаментальным правовым принципам, направленным на защиту достоинства, свободы и прав человека.

Читайте также:  Имеется ряд индивидуальных значений признака

Таким образом, идея правового государства противопоставляется произволу в любом его проявлении: диктатуре, деспотизму, полицейскому государству и прочему. В то же время существование в стране правового государства является необходимой составляющей демократического режима.

Признаки правового государства

Демократия

Демократия — это форма правления, при которой все граждане государства участвуют в управлении, то есть источник власти – это народ.

Правовое государство является основной, но не единственной характеристикой демократической системы управления. Она также подразумевает существование смешанной экономики и разделение властей.

Смешанная экономика

Отличительная черта смешанной экономики — распространенность частной собственности в сочетании с распределением ограниченных ресурсов при значительной роли государства. Иными словами, экономика регулируется не только законами рынка, но и решениями руководителей государства.

Соответственно, выделяют следующие признаки смешанной экономики:

Ученые и экономисты-практики признают, что существование «чистой» экономической системы (рыночной или административно-плановой) невозможно. В этой связи, современные экономики характеризуют по принципу преобладания в них элементов той или иной системы: преимущественно рыночные или преимущественно командные.

Плюрализм

​Политический плюрализм — существование в стране различных политических сил, движений, партий, их признание правящей элитой, конкуренция между ними за представительство в органах государственной власти.

Кроме того, плюрализм не должен допускать дискриминации той или иной политической группы по критерию несогласия государственного руководства с их взглядами и мировоззрением (исключением являются праворадикальные нацистские и фашистские политические образования).

Необходимыми условиями для реализации истинного политического плюрализма в государстве являются:

Основные принципы правового государства

Верховенство закона

Закон обладает высшей юридической силой, все нормативно-правовые акты ему соответствуют, а деятельность органов государственного управления, физических и юридических лиц не может выходить за предусмотренные им рамки. Все коррективы в действующие законодательство должны вноситься в соответствии с основным законом государства, а также с ранее принятыми правилами процедуры.

Защита прав и свобод человека

Права и свободы человека, наравне с его жизнью, имеют абсолютный приоритет и признаются высшей ценностью. При этом подразумевается существование и эффективное функционирование институтов, специально созданных для выполнения задачи по защите прав человека.

Однако в разных странах содержание термина «права человека» разнится, в связи с чем данный принцип правового государства нельзя считать универсальным. Так, в США смертная казнь не является лишением права на жизнь, а в Скандинавских странах высокие налоги не рассматриваются как посягательство на право частной собственности. Из-за такой разницы в подходах на международном уровне обретают все большее значение дискуссии по поводу закрепления в международном праве четкого определения прав человека.

Равенство перед законом

Законы должны иметь равную силу для всех членов общества, независимо от их благосостояния и социального статуса. Равенство перед законом в главной мере проявляется в деятельности судебной ветви власти — суд должен относиться к каждому человеку как к равному члену общества.

Что касается самих законов, то они должны формулироваться таким образом, чтобы в них не было указания на конкретных лиц, организаций, социальных групп. Также законы не должны приниматься для решения конкретных задач. Однако стоит иметь в виду, что в ряде случаев законы, сформулированные в общих чертах, могут вызывать у правосудия определенные сложности, связанные, например, с самоопределением граждан в качестве членов той или иной социальной группы.

Контроль за соблюдением закона

Функцию контроля за соблюдением законов выполняют органы судебной системы. В их обязанности входит также трактовка и разъяснение положений законодательства в соответствии с высшим законом страны. Так, в компетенцию Конституционного суда РФ входит проверка по запросам граждан применяемых законов на соответствие их Конституции РФ.

Эффективные правоохранительные органы

Основной задачей правоохранительных органов является недопущение нарушений прав и свобод человека. Ответственность за обеспечение гражданского порядка и безопасности жизнедеятельности населения страны возлагается, в первую очередь, на полицейские структуры. В более широком смысле (предотвращение терактов, пресечение контрабанды наркотиков) данные задачи возлагаются на иные, в том числе силовые структуры.

Разделение властей

Принцип разделения властей заключается в разделении государственной власти на три независимые ветви: законодательную, исполнительную и судебную. При этом разделяются их права, обязанности и функции, причем так, чтобы ни одна из ветвей не могла пользоваться правами другой. Кроме того, несмотря на формальное разделение, все ветви должны работать сообща на благо человека и общества.

Целью данного принципа является создание системы «сдержек и противовесов», которая должна минимизировать ошибки в государственном управлении и предотвратить узурпацию всей государственной власти со стороны одной из ветвей.

Взаимная ответственность государства и гражданина

У государства и гражданина есть определенные обязательства друг перед другом. Так, государство обязуется обеспечивать достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантировать МРОТ, единство рынка товаров и услуг, признавать местное самоуправление и прочее, в то время как гражданин обязан соблюдать действующее законодательство, уважать права и свободы других лиц, платить налоги, защищать отечество. За невыполнение этих обязанностей должна наступать ответственность с обеих сторон.

Единство права и закона

В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по и наименованию, но и по содержанию быть правовым. Он должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным. Кроме того, при его разработке должны быть использованы все правовые средства, выработанные мировой практикой.

Принцип «разрешено все, что не запрещено законом»

Один из основополагающих принципов правового государства, сформулированный Ш. де Монтескье. Его сущность заключается в том, что действиям, не противоречащим законодательству, нельзя препятствовать. На практике это правило, к сожалению, соблюдается не всегда. Один из самых частых примеров — противодействие фото- и видеосъемке в общественных местах со стороны их владельцев, в то время как данное действие не запрещено законодательством и не требует (за рядом исключений) дополнительных согласований.

Условия функционирования правового государства

Для функционирования правового государства обязательным является создание у населения потребности в государственном управлении. Необходимо выработать стабильный правопорядок, установить несменяемую законность и конституционализм, развить систему местного самоуправления, расширить и внедрить во все сферы общества принципы демократии.

Нужно подобрать материалы для студенческой работы?

Источник

Adblock
detector