Анализ показал что аллель отвечающий за формирование изучаемого признака

Анализ показал что аллель отвечающий за формирование изучаемого признака

Олимпиадные задания по биологии и экологии. 10-11 классы.

Часть 1. Из предложенных вариантов выберите один верный.

1. Назовите ученого, который впервые описал ядро растительной клетки и сделал важное обобщение, что ядро является обязательной составной частью любой клетки.

1) А. Левенгук 3) Р. Броун

2) Р. Вирхов 4) Т. Шванн

2. Одна из особенностей млекопитающих — тепло­кровность — способность поддерживать темпера­туру своего тела на постоянном и высоком уровне. Это — одно из проявлений важнейшего свойства, присущего всем живым системам (клеткам, орга­низмам, популяциям и т. п.). Назовите это свойст­во.

1) обмен веществ и энергии 2) раздражимость

3) гомеостаз 4) изменчивость

3. Назовите вид деления клетки, при которой из од­ной исходной эукариотической клетки образуются две дочерние клетки с такой же наследственной информацией, как и в материнской клетке

1) амитоз 2) митоз 3) мейоз 4) простое

4. Назовите ученого, который внес существенный вклад в развитие клеточной теории, сформулиро­вав положение о том, что каждая новая клетка происходит от такой же исходной клетки путем ее деления.

2) Р. Вирхов 4) Т. Шванн

5. Определите признак, по которому все нижепере­численные соединения, кроме одного, объединены в одну группу. Укажите «лишнее» среди них хими­ческое соединение.

1) пепсин 5) каталаза

2) коллаген 6) мальтаза

3) кератин 7) гемоглобин

6. Четыре химических элемента встречаются в клет­ке в наибольшем количестве. На их долю прихо­дится 98% всего содержимого клетки. Укажите химический элемент, НЕ относящийся к ним.

7. Назовите вещество, относящееся к липидам.

1) клетчатка 3) холестерин

8. Все нижеперечисленные химические соединения, кроме одного, — углеводы. Укажите химическое соединение, которое углеводом НЕ является.

1) хитин 3)галактоза

2) кератин 4)лактоза

9. Какие химические связи принимают непосредственное участие в формировании вторичной структуры белка?

1) ковалентные 3) ионные

2) водородные 4) гидрофобные

10. Исследования одного из видов РНК показали, что в ее молекуле на долю гуанина приходится 34%, а на долю цитозина — 18% всех азотистых осно­ваний. Сколько (в %) гуанина содержится в той части молекулы ДНК, на участке которой в про­цессе транскрипции образовалась эта РНК?

1) 17 3)24 5)33 7)36 9)52

2)18 4)26 6)34 8)48 10)66

11. Почему при денатурации фермента исчезает его каталитическая активность?

1) разрушается первичная структура белка

2) изменяется третичная структура и взаимное расположение аминокислот активного центра

3) изменяется строение радикалов аминокислот

4) происходит образование фермент-субстратного комплекса

12. Как переводится термин «прокариоты»?

4) полностью ядерные (с хорошо выраженным яд­ром)

13. Назовите организмы, которые не имеют цитоплаз­мы и собственной клеточной мембраны и содержат наследственный материал, который представлен молекулами ДНК или РНК и окружен белковой оболочкой.

1) вирусы 2) прокариоты 3) эукариоты

14. Назовите средний зародышевый листок, расположенный между наружным и внутренним зародышевыми листками.

1) эктодерма 3) мезодерма

2) энтодерма 4) бластодерма

15. Определите основной признак, по которому все ни­жеперечисленные организмы, кроме одного, объ­единены в одну группу. Укажите этот «лишний» среди них организм.

1) хлорелла 4) спирогира

2) хламидомонада 5) эвглена зеленая

3) сине-зеленая водоросль носток

16. Назовите зародышевый листок позвоночных животных, из которого формируются поперечнополосатая мышечная ткань, сердце, кровеносные сосуды, кости, хрящи, сухожилия.

1) эктодерма 3) мезодерма

2) энтодерма 4) бластодерма

17. Как у зародыша ланцетника расположена нервная трубка относительно хорды?

18. Назовите зародышевый листок позвоночных жи­вотных, из которого формируется эпителий пище­варительной системы, эпителий легких и воздухо­носных путей.

1) эктодерма 2) энтодерма 3) мезодерма

19. Анализ показал, что аллель, отвечающий за формирование изучаемого признака, передается от отца только дочерям, а от матери — и сыновьям и дочерям. Назовите хромосому, в которой находится этот аллель.

1)аутосома 2) Х-хромосома 3) У-хромосома

20. Как называется совокупность генов всех организмов популяции или вида?

4) генетический полиморфизм

21. Назовите признак, за который отвечает доминантный аллель, расположенный в Х-хромосоме чело­века.

3) нормальная форма эритроцитов

4) нормальное цветовосприятие

22. Одни признаки человека обусловлены доминант­ными, а другие — рецессивными аллелями. Ука­жите ту пару альтернативных (взаимоисключаю­щих) признаков, где первым указан доминантный, а вторым — рецессивный признак.

1) леворукость — праворукость

2) курчавые — гладкие волосы

3) отсутствие резус-фактора — наличие резус-фак­тора

4) рыжие — не рыжие волосы

23. Назовите гамету, от хромосомного набора которой в основном зависит пол человека, который разовьется из зиготы.

1) яйцеклетка 2) сперматозоид

24. Представьте, что у мужчины и женщины в геноти­пе имеется по одному аллелю, обусловливающему развитие гемофилии. Кто из членов их семьи обя­зательно будет страдать этим заболеванием?

1) только мужчина 5) мужчина и все сыновья

2) только женщина 6) мужчина и все дочери

3) все их сыновья 7) все члены семьи

25. Укажите ответ, в котором перечислены ископаемые предки человека, которых относят к группе «новые (современные) люди».

1) питекантропы, синантропы 4) австралопитеки

2) кроманьонцы 5) дриопитеки

3) неандертальцы 6) человек умелый

26. Назовите стадию формирования современного че­ловека, на которой произошло выделение челове­ческих рас.

2) древнейшие люди (питекантропы, синантропы)

Читайте также:  Признаки неисправности аккумулятора смартфона

3) древние люди (неандертальцы)

4) новые современные люди (кроманьонцы)

27. Укажите признак, свидетельствующий о том, что у неандертальцев была зачаточная речь.

1) низкий скошенный лоб

2) большой надглазничный валик

3) небольшой подбородочный выступ

4) затылочное отверстие черепа смещено к центру тяжести черепа

28. Назовите группу экологических факторов, к кото­рой относят такие компоненты внешней среды, как свет, температура, химический состав почвы, водной и воздушной сред обитания.

1) абиотические 3) антропогенные

29. Представьте, что нижеперечисленные живые су­щества входят в состав одной из пищевых цепей биогеоценоза. Кто из них является первым звеном этой цепи?

1) Кузнечики 4) гнилостные бактерии

3) Растения 6) лягушка

30. Назовите одну из основных причин, по которой большинство пищевых цепей содержит небольшое (не более 3—5) число звеньев.

1)ограниченное число видов организмов, входя­щих в состав биогеоценозов

2) большие потери полезной энергии в цепях пита­ния

3) небольшая продолжительность жизни предста­вителей отдельных звеньев пищевых цепей

4) формирование пищевой сети из нескольких пи­щевых цепей

Часть 2. Задания со свободным ответом.

Ответы:

Часть1

1– 3, 2. – 3, 3.- 2, 4.- 2, 5. – 4, 6. – 2, 7. – 3, 8. – 2, 9. – 2, 10. – 2, 11. – 2, 12. – 1, 13. – 1, 14. – 3, 15. – 4, 16. – 3, 17. – 3, 18. – 2, 19. – 2, 20. – 2, 21. – 4, 22. – 2, 23. – 2, 24. – 5, 25. – 2, 26. – 4, 27. – 3, 28. – 1, 29. – 3, 30. – 2,

Часть2

Ил – личинка комара – малек рыбы – окунь – человек

Корни деревьев – личинки майского жука – слепыш – лиса – человек

Источник

Эту важнейшую биологическую закономерность часто сравнивают с таблицей Д.И. Менделеева в химии

А. биогенетический закон

+Б. закон гомологических рядов наследственной изменчивости

Д. закон независимого наследования Г.Менделя

153. Вставка дополнительного нуклеотида …

+А. инсерция

154. Перенос ДНК от одного штамма бактерий к другому с помощью бактериофага …

+ Г. трансдукция

155. Совокупность генов, расположенных в внеядерных хромосомах эукариот, называется …

+А. плазмон

156. Дайте краткий ответ. Митохондриальная ДНК человека составляет в среднем ### % от всей ДНК клетки … 1

157. Мутации в половых клетках …

+Б. генеративные

158. Органоид цитоплазмы, обеспечивающий у человека цитоплазматическую наследственность и изменчивость …

+А. митохондрии яйцеклетки

Б. митохондрии сперматозоида

+А. праворукость

В. нормальная свертываемость крови

Г. нормальное цветовосприятие

160. При аутосомно-доминантном типе наследования …

А. наследование по горизонтали

Б. чаще болеют женщины

В. чаще болеют мужчины

+Г наследование по вертикали

Если в родословной признак передается только по мужской линии, то тип наследования.

В. Х-сцепленный доминантный

Г. Х-сцепленный рецессивный

+Д. Y-сцепленный

Если в родословной признак передается только по мужской линии, то тип наследования.

+В. голандрический

Г. Х-сцепленный доминантный

Д. Х-сцепленный рецессивный

163. Кариотип женщины в норме …

+Б. 46, ХХ

164. При истинном гермафродитизме пол человека определяют с помощью …

+Б. рентгенологического метода

В. цитогенетического метода

Г. биохимического метода

Д. антропометрического метода

165. При приготовления препарата кариотипа в культуру делящихся клеток добавляют колхицин, с целью …

+ А. предотвращения образования микротрубочек

Б. предотвращения цитотомии

В. окрашивания хромосом

Г. увеличения размеров клеток

166. Массовый скрининг на фенилкетонурию необходимо проводить …

+А. в первые дни жизни

Б. в первые 2-3 года жизни

В. в любом возрасте человека

167. Биохимический метод применяют для диагностики заболевания …

А. синдром «кошачьего крика»

+Г. синдром Дауна

Д. синдром Кляйнфельтера

168. Определение последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК в качестве метода генетики человека …

+ секвенирование

Дайте краткий ответ. Количество телец Барра при синдроме Шерешевского-Тернера ###0

170. При исследовании группы крови человека по системе АВ0 используют метод …

+Г. иммуногенетический

Дайте краткий ответ. Если у человека обнаружено 1 тельце Барра, то количество Х-хромосом у этого человека ### 2

172. Одним из положений закона Харди-Вайнберга является запись …

+А. p + q = 1

Дайте краткий ответ. Количество аутосом в соматической клетке женщины с синдромом Дауна ### 45

174. При использовании популяционно-статистического метода изучают популяцию …

+Б. идеальную

В. с небольшим количеством особей

Г. после воздействия физических мутагенов

175. Непосредственно перед какой стадией митоза останавливают делящиеся клетки при использовании цитогенетического метода …

+Г. метафаза

Дайте краткий ответ. Если у человека обнаружено 3 тельца Барра, то количество Х-хромосом у этого человека ### 4

177. В скрининг-программах используют обычно метод …

+Г. биохимический

178. Форма изменчивости, которая лежит в основе различия монозиготных близнецов …

+В. модификационная

Г. случайная фенотипическая

179. Количество телец Барра у женщины в норме … (напишите цифрой) ###

180. Количество телец Барра у мужчины в норме … (напишите цифрой) ###

181. Анализ показал, что аллель, отвечающий за формирование изучаемого признака, пере-дается от отца только дочерям, а от матери – и сыновьям, и дочерям. Назовите хромо-сому, в которой находится изучаемый аллель:

+Б. Х-хромосом

182. К методам пренатальной диагностики наследственных заболеваний относится …

Источник

1. Назовите метод, являющийся основным в изучении закономерностей наследования, который разработал и впервые применил Г. Мендель.

2. Назовите стадию мейоза, во время которой в клетке происходит кроссинговер — перекрест гомологичных друг другу хромосом, в результате которого эти хромосомы обмениваются гомологичными участками.

1) профаза 1 5) профаза 2

Читайте также:  Построить интервальный ряд распределения признака и его график

2) метафаза 1 6) метафаза 2

3) анафаза 1 7) анафаза 2

4) телофаза 1 8) телофаза 2

3. Назовите пару альтернативных признаков, которым присущ промежуточный характер наследования.

1) желтый и зеленый цвет семян гороха

2) праворукость и леворукость

3) красная и белая окраска цветов ночной красавицы

4) белый и окрашенный цвет шерсти кроликов

4. Назовите способ опыления, который использовал Г. Мендель при подборе родительских пар гороха для экспериментов, служащих демонстрацией справедливости правила доминирования.

2) естественное перекрестное опыление

3) искусственное перекрестное опыление

5. Каждый из трех законов Г. Менделя имеет свое название, в том числе так называемый второй закон Менделя. Как иначе он называется?

1) закон расщепления

2) закон единообразия

3) закон независимого наследования

4) закон сцепленного наследования

6. Анализ показал, что ген, отвечающий за формирование признака, передается из поколения в поколение только мужчинам и проявляется в фенотипе только у мужчин. Назовите хромосому, в которой находится ген, отвечающий за формирование этого признака.

1) аутосома 3) Y-хромосома

7. Изучая закономерности наследования двух разных признаков, Г. Мендель для получения гибридов второго поколения использовал особи с определенными генотипами. Назовите эти генотипы.

2) ААВВ и aabb 4) АаВЬ и aabb

8. Кто впервые установил факт, свидетельствующий о том, что растения, сходные между собой по внешнему виду, могут различаться по наследственным факторам?

1) Г.Мендель 5) А. Вейсман

2) Г.де Фриз 6) Н. И. Вавилов

3) Р.Пеннет 7) И. В. Мичурин 4) Т.Г. Морган

9. Скрестили друг с другом два организма с одинаковым генотипом Аа. Аллель А подавляет проявление аллеля а. В потомстве будет наблюдаться определенное соотношение (пропорция) особей по фенотипу. Назовите это соотношение.

10. Для одного вида растений характерно самоопыление. Взятое в эксперимент такое растение имеет генотип АаВЬСс. Аллели разных генов расположены в негомологичных друг другу хромосомах, и потомков этого растения имеет место, определенное соотношение (пропорция) особей по генотипу. Назовите это соотношение.

11. Аллельные друг другу гены гетерозиготного организма всегда оказываются в разных гаметах благодаря особому процессу, который происходит в делящейся мейозом клетке. Назовите этот процесс.

1) редупликация ДНК

3) расхождение гомологичных друг другу хромосом

Источник

Олимпиадные задания

Олимпиадные задания по биологии и экологии для 10 класса

Скачать:

Предварительный просмотр:

Олимпиадные задания по биологии и экологии

в 2010-2011 учебном году

Часть 1. Из предложенных вариантов выберите один верный.

1. Назовите ученого, который впервые описал ядро растительной клетки и сделал важное обобщение, что ядро является обязательной составной частью любой клетки.

1) А. Левенгук 3) Р. Броун

2) Р. Вирхов 4) Т. Шванн

2. Одна из особенностей млекопитающих — тепло­кровность — способность поддерживать темпера­туру своего тела на постоянном и высоком уровне. Это — одно из проявлений важнейшего свойства, присущего всем живым системам (клеткам, орга­низмам, популяциям и т. п.). Назовите это свойст­во.

1) обмен веществ и энергии 2) раздражимость

3) гомеостаз 4) изменчивость

3. Назовите вид деления клетки, при которой из од­ной исходной эукариотической клетки образуются две дочерние клетки с такой же наследственной информацией, как и в материнской клетке

1) амитоз 2) митоз 3) мейоз 4) простое

4. Назовите ученого, который внес существенный вклад в развитие клеточной теории, сформулиро­вав положение о том, что каждая новая клетка происходит от такой же исходной клетки путем ее деления.

2) Р. Вирхов 4) Т. Шванн

5. Определите признак, по которому все нижепере­численные соединения, кроме одного, объединены в одну группу. Укажите «лишнее» среди них хими­ческое соединение.

1) пепсин 5) каталаза

2) коллаген 6) мальтаза

3) кератин 7) гемоглобин

6. Четыре химических элемента встречаются в клет­ке в наибольшем количестве. На их долю прихо­дится 98% всего содержимого клетки. Укажите химический элемент, НЕ относящийся к ним.

7. Назовите вещество, относящееся к липидам.

1) клетчатка 3) холестерин

8. Все нижеперечисленные химические соединения, кроме одного, — углеводы. Укажите химическое соединение, которое углеводом НЕ является.

1) хитин 3)галактоза

2) кератин 4)лактоза

9. Какие химические связи принимают непосредственное участие в формировании вторичной структуры белка?

1) ковалентные 3) ионные

2) водородные 4) гидрофобные

10. Исследования одного из видов РНК показали, что в ее молекуле на долю гуанина приходится 34%, а на долю цитозина — 18% всех азотистых осно­ваний. Сколько (в %) гуанина содержится в той части молекулы ДНК, на участке которой в про­цессе транскрипции образовалась эта РНК?

1) 17 3)24 5)33 7)36 9)52

2)18 4)26 6)34 8)48 10)66

11. Почему при денатурации фермента исчезает его каталитическая активность?

1) разрушается первичная структура белка

2) изменяется третичная структура и взаимное расположение аминокислот активного центра

3) изменяется строение радикалов аминокислот

4) происходит образование фермент-субстратного комплекса

12. Как переводится термин «прокариоты»?

4) полностью ядерные (с хорошо выраженным яд­ром)

13. Назовите организмы, которые не имеют цитоплаз­мы и собственной клеточной мембраны и содержат наследственный материал, который представлен молекулами ДНК или РНК и окружен белковой оболочкой.

1) вирусы 2) прокариоты 3) эукариоты

14. Назовите средний зародышевый листок, расположенный между наружным и внутренним зародышевыми листками.

1) эктодерма 3) мезодерма

2) энтодерма 4) бластодерма

15. Определите основной признак, по которому все ни­жеперечисленные организмы, кроме одного, объ­единены в одну группу. Укажите этот «лишний» среди них организм.

1) хлорелла 4) спирогира

2) хламидомонада 5) эвглена зеленая

3) сине-зеленая водоросль носток

16. Назовите зародышевый листок позвоночных животных, из которого формируются поперечнополосатая мышечная ткань, сердце, кровеносные сосуды, кости, хрящи, сухожилия.

Читайте также:  Признаки доброкачественной и злокачественной опухоли молочной железы

1) эктодерма 3) мезодерма

2) энтодерма 4) бластодерма

17. Как у зародыша ланцетника расположена нервная трубка относительно хорды?

18. Назовите зародышевый листок позвоночных жи­вотных, из которого формируется эпителий пище­варительной системы, эпителий легких и воздухо­носных путей.

1) эктодерма 2) энтодерма 3) мезодерма

19. Анализ показал, что аллель, отвечающий за формирование изучаемого признака, передается от отца только дочерям, а от матери — и сыновьям и дочерям. Назовите хромосому, в которой находится этот аллель.

1)аутосома 2) Х-хромосома 3) У-хромосома

20. Как называется совокупность генов всех организмов популяции или вида?

4) генетический полиморфизм

21. Назовите признак, за который отвечает доминантный аллель, расположенный в Х-хромосоме чело­века.

3) нормальная форма эритроцитов

4) нормальное цветовосприятие

22. Одни признаки человека обусловлены доминант­ными, а другие — рецессивными аллелями. Ука­жите ту пару альтернативных (взаимоисключаю­щих) признаков, где первым указан доминантный, а вторым — рецессивный признак.

1) леворукость — праворукость

2) курчавые — гладкие волосы

3) отсутствие резус-фактора — наличие резус-фак­тора

4) рыжие — не рыжие волосы

23. Назовите гамету, от хромосомного набора которой в основном зависит пол человека, который разовьется из зиготы.

1) яйцеклетка 2) сперматозоид

24. Представьте, что у мужчины и женщины в геноти­пе имеется по одному аллелю, обусловливающему развитие гемофилии. Кто из членов их семьи обя­зательно будет страдать этим заболеванием?

1) только мужчина 5) мужчина и все сыновья

2) только женщина 6) мужчина и все дочери

3) все их сыновья 7) все члены семьи

25. Укажите ответ, в котором перечислены ископаемые предки человека, которых относят к группе «новые (современные) люди».

1) питекантропы, синантропы 4) австралопитеки

2) кроманьонцы 5) дриопитеки

3) неандертальцы 6) человек умелый

26. Назовите стадию формирования современного че­ловека, на которой произошло выделение челове­ческих рас.

2) древнейшие люди (питекантропы, синантропы)

3) древние люди (неандертальцы)

4) новые современные люди (кроманьонцы)

27. Укажите признак, свидетельствующий о том, что у неандертальцев была зачаточная речь.

1) низкий скошенный лоб

2) большой надглазничный валик

3) небольшой подбородочный выступ

4) затылочное отверстие черепа смещено к центру тяжести черепа

28. Назовите группу экологических факторов, к кото­рой относят такие компоненты внешней среды, как свет, температура, химический состав почвы, водной и воздушной сред обитания.

1) абиотические 3) антропогенные

29. Представьте, что нижеперечисленные живые су­щества входят в состав одной из пищевых цепей биогеоценоза. Кто из них является первым звеном этой цепи?

1) Кузнечики 4) гнилостные бактерии

3) Растения 6) лягушка

30. Назовите одну из основных причин, по которой большинство пищевых цепей содержит небольшое (не более 3—5) число звеньев.

1)ограниченное число видов организмов, входя­щих в состав биогеоценозов

2) большие потери полезной энергии в цепях пита­ния

3) небольшая продолжительность жизни предста­вителей отдельных звеньев пищевых цепей

4) формирование пищевой сети из нескольких пи­щевых цепей

Часть 2. Задания со свободным ответом.

Объясните, почему существование жизни на Земле было бы невозможно без бактерий и грибов.

Составьте пять цепей питания. Все они должны начаться с растений (их частей) или мертвых органических остатков (детрита). Промежуточным звеном в первом случае должен быть дождевой червь, во втором – личинка комара в пресном водоеме, в третьем – комнатная муха, в четвертом – личинка майского жука, в пятом- инфузория-туфелька. Все цепи питания должны заканчиваться человеком. Почему количество звеньев не превышает 6-7?

Океан – обширная саморегулирующаяся система, удаленная от населенных территорий. Почему б в таком случае не использовать его для захоронения основной массы радиоактивных и других опасных отходов? Объясните свою точку зрения: принимаете вы это предложение или отвергаете его?

В каждой наземной экосистеме обязательно образуется детрит – запас мертвых органических веществ. Назовите организмы, которые питаются детритом. Какова роль этих организмов в экосистеме?

В некоторых хозяйствах в одних и тех же прудах разводят и карпов, и уток. При этом рыбная продукция не снижается, а повышается. Предложите объяснение.

1– 3, 2. – 3, 3.- 2, 4.- 2, 5. – 4, 6. – 2, 7. – 3, 8. – 2, 9. – 2, 10. – 2, 11. – 2, 12. – 1, 13. – 1, 14. – 3, 15. – 4, 16. – 3, 17. – 3, 18. – 2, 19. – 2, 20. – 2, 21. – 4, 22. – 2, 23. – 2, 24. – 5, 25. – 2, 26. – 4, 27. – 3, 28. – 1, 29. – 3, 30. – 2,

Дано объяснение роли редуцентов в круговороте веществ, объяснена роль организмов паразитов по сдерживанию роста численности жертв, показана роль грибов в пищевых цепях.

Листовой опад – дождевой червь – курица – человек

Ил – личинка комара – малек рыбы – окунь – человек

Корни деревьев – личинки майского жука – слепыш – лиса – человек

Рассмотрена морская вода как агрессивная среда, объяснена роль течений, в связи со всемирным круговоротом воды.

Помимо бактерий и грибов, рассмотрена роль червей и личинок насекомых.

В теплой воде хорошо растут водоросли, что способствует улучшению кормовой базы рыб. В свою очередь рыбы очищают пруды.

Благодаря продуктам жизнедеятельности уток, увеличивается содержание органики в прудах и, соответственно биомасса водорослей и зоопланктона. Кормовая база для карпов возрастает.

Задание составила: Преподаватель Матвеевская М. Н.

Источник

Adblock
detector