Альтернативными называются любые два признака организма

Вопросы и задания по теме:» Моногибридное скрещивание»
тест по биологии (9, 10, 11 класс) на тему

Задания можно использовать для подготовки к экзамену или для проверки знаний

Скачать:

Предварительный просмотр:

Из вариантов ответов, предложенных к тестовым заданиям, выберите один верный.

1. Моногибридным называется.

а) скрещивание двух любых особей

б) скрещивание двух особей, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков

в) скрещивание двух особей, отличающихся друг от друга по двум парам альтернативных признаков

2. Совокупность генов, полученных потомками от родителей, называется.

а) генотип в) кариотип

б) фенотип г) генофонд

3. Совокупность внешних и внутренних признаков, полученных потомками от родителей, называется.

а) генотип в) кариотип

б) фенотип г) генофонд

4. Расщепление — это.

а) проявление у потомков признака одного из родителей б)явление, при котором часть особей несет доминантный, а часть особей — рецессивный признак

в) явление совместного наследования признаков

г) проявление признака у особей женского пола в одной форме, а у мужского — в другой

5. Альтернативными называются.

а) любые два признака организма

б) взаимоисключающие, контрастные признаки

в) признаки гибридов

г) признаки, определяемые генами, локализованными в одной хромосоме

6. Доминантным называется.

а) любой признак организма

б) признак, проявляющийся у гетерозиготных особей

в) признак, не проявляющийся у гетерозиготных особей

г) признак, которым одна особь отличается от другой

7. Рецессивным называется.

а) любой признак организма

б) признак, проявляющийся у гетерозиготных особей

в) признак, не проявляющийся у гетерозиготных особей

г) признак, которым одна особь отличается от другой

8. Доминированием называется.

а) совместное наследование признаков

б) зависимость проявления признака от пола организма

в) наличие у гибридов признака одного из родителей

г) степень выраженности признака

а)явление парности генов

б) явление расщепления признаков у гибридов

в) явление совместного наследования признаков

г) преобладание у гибридов признака одного из родителей

10. Аллельными генами называются.

а) гены, локализованные в одной хромосоме

б) гены, локализованные в разных хромосомах

в) гены, локализованные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом

г) гены, локализованные в разных локусах гомологичных хромосом

а) место гена в хромосоме б)число генов в хромосоме

в) форма существования гена

г) одна из хромосом гомологичной пары

12. Какое количество аллелей одного гена в норме содержится в соматических клетках’?

13. Какое количество аллелей одного гена, отвечающего за формирование группы крови, в норме содержится в гамете человека?

14. Множественный аллелизм — это. а)явление парности генов

б) наличие у гена только одной формы существования

в) наличие у гена двух форм существования

г) наличие у гена большого количества аллелей

15. Гомозиготной называется.

а) особь, имеющая две одинаковых аллели одного гена

б) особь, имеющая две разных аллели одного гена

в) особь, имеющая большое количество аллелей одного гена

16. Гетерозиготной называется.

а) особь, имеющая две одинаковых аллели одного гена

б) особь, имеющая две разных аллели одного гена

в) особь, имеющая большое количество аллелей одного гена

17. Какие генотипы имели растения ячменя, устойчивые к головне (устойчивость доминирует над восприимчивостью), если при их скрещивании получено потомство, 3/4 которого оказались устойчивыми к головне, а 1/4 — восприимчивой?

б) АА х аа г) аа х аа

18. Какие генотипы имели растение ячменя, устойчивое к головне (устойчивость доминирует над восприимчивостью), и растение, восприимчивое к головне, если при их скрещивании получено потомство, половина которого оказалась устойчивой к головне, а половина — восприимчивой?

а) Аа х Аа в) Аа х аа

б) АА х аа г) аа х аа

19. Какие генотипы имели растение ячменя, устойчивое к головне (устойчивость доминирует над восприимчивостью), и растение, восприимчивое к головне, если при их скрещивании получено потомство, устойчивое к головне?

а) Аа х Аа в) АА х аа

б) АА х Аа г) аа х аа

20. Сколько пар гомологичных хромосом содержат гены, отвечающие за наследование формы семян у гороха? а) 1 6)2 в) 3 г) 4

21. Какая часть гибридов от скрещивания Аа х Аа является гетерозиготной?

а) 1/2 б) 1/3 в) 1/4 г) 3/4

22. Какая часть гибридов от скрещивания Аа х Аа является гомозиготной?

а) 1/2 б) 1/3 в) 1/4 г) 3/4

23. Какая часть гибридов от скрещивания Аа х Аа является гомозиготной по доминантному признаку?

Читайте также:  Дорога понятие и признаки

а) 1/2 б) 1/3 в) 1/4 г) 3/4

24. Какая часть гибридов от скрещивания Аа х Аа является гомозиготной по рецессивному признаку?

а) 1/2 б) 1/3 в) 1/4 г) 3/4

25. Какая часть гибридов от скрещивания Аа х АА является гетерозиготной?

26. Какая часть гибридов от скрещивания Аа х АА является гомозиготной?

27. Какая часть гибридов от скрещивания Аа х АА является гомозиготной по доминантному признаки? а)0% 6)25% в) 50% г) 100%

28. Какая часть гибридов от скрещивания Аа х АА является гомозиготной по рецессивному признаку?

а) 0% б) 25% в) 50% г) 100%

29. Какая часть гибридов от скрещивания АА х АА является гомозиготной?

а) 0% б) 25% в) 50% г) 100%

30. Какая часть гибридов от скрещивания АА х АА является гетерозиготной?

31. Какая часть гибридов от скрещивания аа х аа является гомозиготной?

Источник

Генетика. Основные понятия. Генетические законы Г.Менделя

Презентация к уроку

Цели урока: сформировать представление о генетике – науке, изучающей наследственность и изменчивость организмов, познакомить с основными понятиями науки.

Задачи:

Обеспечение занятия: компьютер, мультимедийный проектор.

Тип урока: изучение нового материала.

Метод проведения: комбинированный урок

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Объяснение нового материала.

Раздел биологии, изучающий такие важные свойства организма, как сохранение и передача наследственной информации из поколения в поколение, а также возможность изменяться под действием окружающей среды – это генетика. Молодая наука имеет свою долгую историю, и не всегда ее открытия были понятны и восприняты в обществе.

Сегодня на уроке мы поговорим с вами об истории генетики, об ученых, внесших свой вклад в ее развитие. Мы определим место этой науки в современном мире и выясним, какое значение имеют генетические знания для человечества в целом.

Четких представлений о закономерностях наследования и наследственности вплоть до конца XIX века не было за одним существенным исключением. Этим исключением была замечательная работа Г. Менделя, установившего в опытах по гибридизации сортов гороха важнейшие законы наследования признаков, которые впоследствии легли в основу генетики.

В своих опытах он использовал горох. Причем, для опытов выбирались растения, относящиеся к чистым линиям – родственные организмы, у которых в ряду поколений проявляются одни и те же признаки.

А почему горох, а не другое растение?

Для опытов Мендель избрал несколько четко различающихся признаков:

Суть предложенного Менделем метода заключалась в следующем: он скрещивал растения, различные по одной паре признаков, а затем производил анализ результатов каждого скрещивания. Метод Менделя получил название гибридологического или метода скрещивания.

Результаты, которые получил Мендель в своих опытах, получили названия «законов Менделя». Перед тем как преступить к изучению самих законов, нужно усвоить основные генетические понятия и термины.

Ген – это участок молекулы ДНК (или хромосомы), определяющий возможность развития отдельного элементарного признака, или синтез одной белковой молекулы.

Каждый ген располагается в определенном участке хромосомы – локусе.

В гаплоидном наборе хромосом только один ген, ответственный за развитие данного признака. В диплоидном наборе хромосом (соматические клетки) содержаться две гомологичные хромосомы и соответственно два гена, определяющие развитие признака. Эти гены расположены в одинаковых локусах гомологичных хромосом и называются аллельными генами.

Аллельные гены – это пара генов, определяющая альтернативные признаки организма. Аллельные гены располагаются в одинаковых участках (локусах) гомологичных хромосом.

Альтернативные признаки – взаимоисключающие или контрастные признаки. Часто один из альтернативных признаков является доминантным, а другой рецессивным.

Для генов приняты буквенные обозначения. Если два аллельных гена полностью соответствуют по структуре, т.е. имеют одинаковую последовательность нуклеотидов, их можно обозначить так: АА или аа.

Доминантный признак (АА) – это признак проявляющийся у гибридов первого поколения при скрещивании чистых линий.

Рецессивный признак (аа) – передается по наследству при скрещивании, но не проявляется у гибридов первого поколения.

Половые клетки несут какой-либо один признак. При слиянии половых клеток образуется зигота. В соответствии от того какие аллели одного и того же гена она содержит, различают гомозиготу и гетерозиготу.

Гомозигота – это клетка или организм содержащие одинаковые аллели одного и того же гена. Гомозигота – это организм, образующий один сорт гамет, в потомстве не наблюдается расщепления, имеют одинаковые гены.

Гетерозигота – это клетка или организм, содержащие разные аллели одного и того же гена. Это организм образующий 2 сорта гамет.

Совокупность всех генов одного организма называют генотипом. Генотип это не только сумма генов. Возможность и форма проявления гена зависит от среды. В понятие среды входит не только внешние условия, но и присутствие других генов. Гены взаимодействуют друг с другом и могут повлиять на проявление действия соседних генов.

Читайте также:  Правоведение сущность понятие и признаки государства

Совокупность всех признаков организма, формирующихся при взаимодействии организма с средой – фенотип. Сюда относят не только внешние признаки (цвет глаз, рост), но и биохимические (структура белка, активность фермента), гистологические (форма и размер клеток, строение тканей и органов), анатомические (строение тела и взаимное расположение органов).

Законы Менделя.

Моногибридным скрещиванием называют скрещивание двух организмов, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков. Следовательно, при таком скрещивании прослеживается закономерности наследования только двух вариантов признака, развитие которых обусловлено парой аллельных генов. Например, признак – цвет семян, альтернативные варианты – желтый или зеленый. Все остальные признаки, свойственные данным организмам во внимание не принимаются.

Первый закон Менделя (закон единообразия гибридов первого поколения). У всех особей данного поколения признак проявляется одинаково. Сформулировать этот закон можно следующим образом: при скрещивании двух гомозиготных организмов, относящихся к разным чистым линиям и отличающимся друг от друга по одной паре альтернативных признаков, все первое поколение гибридов (F1) окажется единообразным и будет нести признак одного из родителей.

Результаты скрещивания растений гороха, различающиеся по окраске семян (желтые и зеленые):

Р.: АА (желтые) × аа (зеленые)

Единообразие гибридов первого поколения.

Второй закон Менделя (закон расщепления).

Расщепление – это распределение доминантных и рецессивных признаков среди потомков в определенном соотношении.

Если потомков первого поколения – гетерозиготных особей, одинаковых по изучаемому признаку, скрестить между собой, то во втором поколении признаки обоих родителей проявляются в определенном числовом соотношении. Рецессивный признак у гибридов первого поколения не исчезает, а только проявляется во втором гибридном поколении (F1).

F1. : Аа (желтые семена) × Аа (желтые семена)

F2.: АА; Аа; Аа; аа (1:2:1)

Ph.: 3 желтые семена : 1 зеленые семена (3:1)

Таким образом второй закон Менделя можно сформулировать следующим образом: при скрещивании потомков первого поколения между собой, во втором поколении наблюдается расщепление: по генотипу 1:2:1; по фенотипу 3:1.

Это означает, что среди потомков 25% организмов будут обладать доминантным признаком и являться гомозиготой, 50% потомков, также с доминантным фенотипом, окажутся гетерозиготой, а остальные 25% особей, несущих рецессивный признак, будут гомозиготны по рецессивному признаку.

Третий закон Менделя «Закон чистоты гамет».

Расщепление признаков в потомстве при скрещивании гетерозиготных особей Мендель объяснил тем, что гаметы с генетической точки зрения чисты, т.е. несут только один ген из аллельной пары.

При образовании половых клеток в каждую гамету попадает только один ген из аллельной пары.

В процессе развития гамет у гибрида гомологичные хромосомы во время первого мейотического деления попадают в разные клетки. Образуется два сорта гамет по данной аллельной паре. Цитологической основой расщепления признаков у потомства при моногибридном скрещивании является расхождение гомологичных хромосом и образование гаплоидных половых клеток в мейозе.

Для дигибридного скрещивания Мендель взял гомозиготные растения гороха, различающиеся по двум генам: окраске семян (желтые и зеленые) и форме семян (гладкие и морщинистые). При таком скрещивании признаки определяются различными парами генов: одна аллель отвечает за цвет семян, другая за форму семян. Желтая окраска горошин (А) доминирует над зеленой (а), а гладкая форма (В) над морщинистой (b).

При образовании гамет у гибрида первого поколения из каждой пары аллельных генов в гамету попадает только один.

Поскольку в организме образуется много половых клеток, у гибрида F1 возникает четыре сорта гамет в одинаковом количестве: АВ; аВ; Аb; ab. Во время оплодотворения каждая из гамет одного организма случайно встречается с любой из гамет другого организма. Все возможные сочетания мужских и женских гамет можно легко установить с помощью решетки Пеннета.

Р.: ААВВ (желтый гладкий) × ааbb (зеленый морщинистый)

F1.: АаВb (желтый гладкий) × АаВb

g.: АВ; аВ; Аb; ab АВ; аВ; Аb; ab

AB Ab aB ab
АВ AABB
желтый гладкий
AABb
желтый гладкий
AaBB
желтый гладкий
AaBb
желтый гладкий
Аb AABb
желтый гладкий
AAbb
Желтый морщинистый
AaBb
желтый гладкий
Aabb
желтый морщинистый
aB AaBB
желтый гладкий
AaBb
желтый гладкий
aaBB
зеленый гладкий
aaBb
зеленый гладкий
ab AaBb
желтый гладкий
Aabb
желтый морщинистый
aaBb
зеленый гладкий
aabb
зеленый морщинистый

9 (жг) : 3 (жм) : 3 (зг) : 1 (зм)

Из приведенной выше решетки Пеннета видно, что при этом скрещивании возникают 9 видов генотипов: AABB, AABb, AaBB, AaBb, AAbb, Aabb, aaBB, aaBb, aabb, т.к. в 16 сочетаниях есть повторения. Эти 9 генотипов проявляются в виде 4 фенотипов: желтые – гладкие; желтые – морщинистые; зеленые – гладкие; зеленые – морщинистые.

Теперь модно сформулировать III закон Менделя: при скрещивании двух гомозиготных особей, отличающимся друг от друга по двум парам альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга и комбинируются во всех возможных сочетаниях.

III. Закрепление изученного материала

IV. Домашнее задание

У человека глухонемота наследуется как рецессивный признак, а подагра – доминантный признак. Определите вероятность рождения глухонемого ребенка с предрасположенностью к подагре, у глухонемой матери, но не страдающей подагрой, и у мужчины с нормальным слухом и речью, болеющего подагрой.

Читайте также:  Если парень хочет тебя поцеловать признаки

Источник

Тест с ответами: “Моногибридное скрещивание”

1. Скрещивание форм, отличающихся друг от друга по одной паре изучаемых альтернативных признаков, за которые отвечают аллели одного гена:
а) моногибридное скрещивание +
б) дигибридное скрещивание
в) гибридное скрещивание

2. Наследование признака, за проявления которого отвечает один ген, различные формы которого называют аллелями:
а) одногенное наследование
б) моногенное наследование +
в) диногенное наследование

3. Результат моногибридного скрещивания в первом поколении:
а) многообразие полученных дигибридов
б) многообразие полученных гибридов
в) единообразие полученных гибридов +

4. F2:
а) происходит расщепление по фенотипу 3:1 +
б) наблюдается единообразие по генотипу
в) наблюдается единообразие по фенотипу

5. Рецессивные гены:
а) проявляются в поколениях по очереди с доминантными
б) проявляют признак при комбинации Аа
в) могут проявить признак при комбинации аа +

6. F1:
а) все особи гомозиготны
б) все особи единообразны +
в) происходит расщепление 1:1

7. Особь, несущая и доминантный и рецессивный альтернативный признак:
а) терозигота
б) гомозигота
в) гетерозигота +

8. Гамета А:
а) несёт доминантный признак +
б) происходит от гетерозиготного организма
в) несёт рецессивный признак

9. Выдающийся чешский ученый, основоположник генетики:
а) Локк
б) Дарвин
в) Мендель +

10. При моногибридном скрещивании соблюдается:
а) первый закон Локка
б) первый закон Менделя +
в) первый закон Дарвина

11. Рецессивная гомозигота обозначается:
а) аа +
б) АА
в) Аа

12. Соотношение 1:2:1 характерно:
а) для фенотипов F1
б) для генотипов F2 +
в) для фенотипов F2

13. Чистые линии:
а) всегда гомозиготны +
б) всегда гетерозиготны
в) всегда рецессивны

14. Признак только одного родителя:
а) проявляется во втором поколении
б) проявляется в обоих поколениях
в) проявляется в первом поколении +

15. Закономерности моногибридного скрещивания были открыты:
а) Менделем +
б) Дарвином
в) Гугелем

16. Закономерности наследования при моногибридном скрещивании были открыты в середине … века:
а) 18
б) 19 +
в) 20

17. Мендель работал с сортами гороха, отличающимися по:
а) трем признакам
б) двум признакам
в) одному признаку +

18. Семена, используемые Менделем, являлись чистыми линиями (чистосортными), что означает, что они были:
а) многообразными
б) единообразными +
в) единообратенными

19. Ген непроявленного альтернативного признака называется:
а) редуктивным
б) прогрессивным
в) рецессивным +

20. При наличии у особи либо только доминантных (АА), либо только рецессивных (аа) признаков, она называется:
а) гетерозиготной
б) гомозиготной +
в) монозиготной

21. Когда Мендель скрещивал чистые линии растений с белыми и пурпурными венчиками, у гибридов не было цветов смешанной окраски, как происходит при таком наследовании:
а) промежуточном +
б) прямом
в) косвенном

22. Мендель назвал форму признака, выраженного в поколении F1 доминирующей по отношению к его альтернативной форме, которая была:
а) деактивной
б) экспрессированной +
в) экспрессной

23. Мендель продолжал наблюдать, как растения F2 передают черты последующим поколениям при:
а) искусственном опылении
б) пересадке
в) самоопылении +

24. Растения, которые скрещивал Мендель, не давали в потомстве промежуточных признаков, иначе наследование было бы предсказуемым, так ли это:
а) нет
б) да +
в) отчасти

25. Из каждой пары альтернативных признаков один не был выражен у гибридов поколения F1, хотя он вновь появлялся у особей поколения F2, так ли это:
а) отчасти
б) неизвестно
в) да +

26. Генетики называют общий набор аллелей, который содержит индивид:
а) монотипом
б) генотипом +
в) неотипом

27. Генетики называют внешний вид или другие наблюдаемые характеристики, к которым привело выражение этих аллельных признаков:
а) фенотипом +
б) генотипом
в) монотипом

28. При скрещивании гомозиготных особей, анализируемых по одной паре альтернативных признаков, наблюдается единообразие гибридов первого поколения как по фенотипу, так и по генотипу, так ли это:
а) нет
б) отчасти
в) да +

29. Гибриды первого поколения при самоопылении образуют два типа гамет с:
а) «А» и «а» аллелями +
б) «а» и «а» аллелями
в) «А» и «А» аллелями

30. При скрещивании гибридов первого поколения (гетерозиготных организмов), анализируемых по одной паре альтернативных признаков, наблюдается расщепление в соотношении 3:1 по фенотипу и 1:2:1 по генотипу:
а) первый закон Менделя
б) второй закон Менделя +
в) третий закон Менделя

Источник

Adblock
detector