Алгоритм юридического анализа состава орм соответствует признакам

§ 3. Юридически значимое обязательное содержание (состав) оперативно-розыскного мероприятия

Следовательно, состав ОРМ — это структура, нормативно-правовая модель ОРМ. Из разнообразных признаков профессиональных поведенче­ских актов в ОРД выделяются типичные, юридически значимые и система­тизируются в законодательную модель ОРМ, его юридический состав.

Состав ОРМ есть нормативная система предусмотренных опера­тивно-розыскным законодательством элементов объективного и субъ­ективного свойства, юридически определяющих конкретное ОРМ. Состав ОРМ — обязательное юридически значимое содержание каждого

ОРМ, материально-правовая группа признаков нормативно-правового ком­понента содержания ОРМ.

Соотношение понятий ОРМ и состава ОРМ. ОРМ всегда реально, т.е. происходит в жизни, сыскной практике. Однако для того чтобы конкретный поведенческий акт правоприменителя был признан ОРМ (а не, допустим, контрразведывательным мероприятием), самого факта его совершения не­достаточно.

Следовательно, ОРМ и состав ОРМ не идентичны. Если первое — это реально совершаемый сыскной поступок (поведенческий акт), то состав ОРМ — только нормативная модель, в которой закреплены типичные при­знаки определенного ОРМ, отражающие его общественно полезную сущ­ность и ограниченность применения — только в ОРД.

Таким образом, оба эти понятия находятся в неразрывной связи, но не тождественны. Понятие «ОРМ» характеризует поведенческий акт опера­тивника и других субъектов ОРД в профессиональном аспекте, раскрывает его сущность и специфику как информационного сыскного поступка, соци­альную полезность для человека, общества и государства.

Понятие «состав ОРМ» характеризует тот же поведенческий акт опе­ративника (других субъектов ОРД), но юридически, в аспекте его внутрен­ней структуры как совокупности обозначенных в нормах оперативно-

‘ По мнению С.Н. Кожевникова, состав правомерного поведения — совокупность обязатель­ных и наиболее значимых его (поведения) признаков. К элементам правомерного поведения он относит субъект, субъективную сторону (позитивная мотивация), объект (материальные и духовные блага) и объективную сторону (соответствие деяния нормам права и общественно полезный результат) (см.: Кожевников, С.Н.

розыскного законодательства признаков, установление или неустановление которых позволяет говорить о наличии или отсутствии основания для призна­ния законным совершенного в ОРД сыскного поступка (акта).

Значение состава ОРМ. Знание состава ОРМ позволяет оперативнику (судье, прокурору и др.) конкретный поступок оценить как ОРМ, а не как, с одной стороны, иной общественно полезный поведенческий акт (контрраз­ведывательное мероприятие, действие частного сыщика или следственное действие), а с другой — некое правонарушение. Именно с помощью норма­тивной правовой категории «состав ОРМ» должен даваться ответ на вопрос о наличии (отсутствии) в совершенном участниками ОРД том или ином поведенческом акте признаков ОРМ и, следовательно, его законности. Для этого, в свою очередь, требуется установить определенную законодателем систему (совокупность) обстоятельств, образующих фактическое и юриди­ческое основание для совершения ОРМ.

Основное значение состава ОРМ в ОРД заключается в следующем:

• законодатель, используя логическую модель (состав ОРМ), на уровне федерального закона проводит типизацию общественно полезных поступ­ков, влекущих (могущих повлечь) ограничение конституционных прав че­ловека и гражданина;

• в соответствии со ст. 1 ФЗ об ОРД именно ОРМ являются основным средством получения информации в ОРД;

• без него затруднительно оценить действия субъекта сыска как ОРМ;

• с его помощью происходит отграничение ОРМ от схожих общест­венно полезных поведенческих актов (действий частных детективов, след­ственных действий, контрразведывательных и разведывательных меро­приятий и др.);

• служит нормативным инструментом для разграничения различных видов ОРМ.

Кроме того, именно с помощью состава ОРМ можно точно и законно разграничить общественно полезный акт в ОРД — ОРМ и незаконные дей­ствия физических и юридических лиц, не уполномоченных ФЗ об ОРД на проведение ОРМ.

Наконец, оперирование категорией «состав ОРМ» позволяет с право­вых позиций обоснованно выделять пробелы и коллизии в правовом регу­лировании ОРМ и предлагать юридически значимые варианты устранения этих пробелов и коллизий.

Используя признаки состава ОРМ в качестве научно обоснованной модели путем наложения их на реальную оперативно-розыскную практику, можно прийти к выводу о том, что кроме 14 ОРМ, указанных в ст. 6 ФЗ об ОРД, в ОРД совершаются и некоторые другие информационные сыскные поступки (например, компьютерный поиск оператив­но значимой информации и полиграфическое исследование).

Виды составов ОРМ. В оперативно-розыскной теории в основу сис­тематизации составов ОРМ положены следующие критерии:

• степень общественной значимости (полезности) ОРМ;

• учет особенностей содержания признаков информационного сыскно­го поступка;

• отношение к обязательности наступления юридически значимых по­следствий определенного ОРМ.

В ФЗ об ОРД тот или иной состав ОРМ может быть определен с помощью условий осуществления ОРМ (см. ст. В).

Виды составов ОРМ, выделяемые по степени значимости. По сте­пени общественной значимости различают три вида состава ОРМ: 1) основ­ной, 2) ограничительный (с более жесткими условиями проведения ОРМ относительно простого состава) и 3) льготный (со смягчающими проведе­ние ОРМ условиями).

Основной состав ОРМ содержит совокупность объективных и субъек­тивных признаков, которые всегда имеются при совершении определенного вида ОРМ, но не предусматривает наличие дополнительных признаков (условий), повышающих или понижающих уровень общественной значимо­сти содеянного.

Правила основных составов ОРМ рассредоточены в тексте ФЗ об ОРД. Так как многие оперативно-розыскные нормы законодателем должным обра­зом не сгруппированы, элементы одного и того же правила содержатся порой в ряде статей ФЗ об ОРД. Так, они указаны в ст. 1,2, ч. 1 ст. 6, ч. 8 ст. 5, ст. 7.

Ограничительный состав ОРМ — это состав, в который наряду с при­знаками (условиями) основного включены дополнительные (квалифици­рующие) признаки (условия), с помощью которых законодатель повышает порог требований, обязательных для осуществления конкретных ОРМ.

Этот состав содержится в ч. 5 ст. 8, ч. 7 ст. 5, ч. 4 ст. 6 и ч. 2 ст. 13 и др. ФЗ об ОРД, Так, в обычном порядке проводится проверочная закупка предметов, веществ и продукции, находящихся в свободной реализации (п. 4 и 13 ч. 1 ст. 6). Однако та же проверочная закупка, но уже предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо обо­рот которых ограничен, проводится только на основании постановления, утвержденного руководителем оперативно-розыскного органа (ч. 5 ст. 8). Проведение этого ОРМ в данном режиме и есть проведение его в рамках ограничительного состава.

Льготный состав ОРМ (его еще называют расширительный) — это состав, который наряду с признаками (условиями) основного содержит дополнительные признаки (условия), с помощью которых законодатель снижает порог обязательных для осуществления ОРМ требований. ОРМ проводится в льготном режиме по сравнению с обычными условиями.

В обычном порядке прослушивание телефонных переговоров допус­тимо с момента получения санкции судьи (ч. 2 ст. 8). Однако в случае воз­никновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослуши­вать переговоры, ведущиеся с их телефонов, без предварительного судебно­го разрешения, ограничившись получением разрешения руководителя опе­ративно-розыскного органа (ч. 4). Проведение этого ОРМ в данном режиме и есть проведение его в рамках льготного состава.

Читайте также:  Установите соответствие между признаками и формами гос устройства

Виды составов ОРМ, выделяемые по содержанию признаков ин­формационного сыскного поступка. С учетом этого критерия среди соста­вов ОРМ различают простой и сложный.

В простом составе ОРМ описаны признаки определенного сыскного поступка, части или этапы которого не образуют самостоятельных ОРМ (например, опрос или отождествление личности).

Сложный состав ОРМ включает признаки, характеризующие два или более сыскных поступков, каждый из которых может явиться оконченным ОРМ. Так, для признания факта совершения такого ОРМ, как обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, достаточно провести обследование только, допустим, определен­ного участка местности.

Виды составов ОРМ, выделяемые по отношению к обязательности наступления юридически значимых последствий. С учетом этого крите­рия все составы ОРМ делят на материальные, формальные и формально- материальные.

В материальном составе момент окончания ОРМ всегда связан с на­ступлением негативного юридически значимого последствия (например, ограничение конституционного права человека). Это может быть контроль почтовых отправлений (п. 9 ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД), обследование жилища (п. 8 ч, I ст. 6 ФЗ об ОРД) и др.

В формальных составах законодатель устанавливает факт окончен­ное™ ОРМ с момента совершения указанного в ФЗ об ОРД конкретного поведенческого акта, не связывая его с обязательностью наступления нега­тивного юридически значимого последствия, которое может быть им вы­звано (например, отождествление личности окончено с момента проведения опознания, так как не влечет ограничения конституционных прав граждан).

Отдельные составы ОРМ по предметно-практической стороне могут быть охарактеризованы как формально-материальные, например наблюдение.

Общие и факультативные признаки состава ОРМ. В зависимости от роли, которую играют признаки в конструировании конкретных составов ОРМ, различают общие (основные, обязательные) и факультативные (необя­зательные, дополнительные или специальные) признаки состава ОРМ.

Общие признаки составляют систему (конструктивную основу) каж­дого конкретного состава ОРМ. Они присущи составам всех ОРМ. В число общих признаков относительно конкретных элементов ОРМ включены:

• по объекту — общественные отношения (интересы, блага), опреде­ленные в ФЗ об ОРД, защита которых происходит в ОРД посредством со­вершения ОРМ;

• по предметно-практической стороне — информационный поведен­ческий акт (конкретные действия);

• по субъекту — оперативник, оперативное подразделение и некоторые другие субъекты, являющиеся обязательными участниками конкретного ОРМ (так, без санкции судьи проведение прослушивания телефонных переговоров незаконно; без опроса, проводимого оперативником, он не состоится);

• по осознанно-волевой стороне — наличие «внутренне одобренного» решения на осуществление ОРМ у непосредственного участника ОРД, его осознанно-волевая (контролируемая) направленность на осуществление выбранного ОРМ, «микроцели» определенного ОРМ и конкретные задачи ОРМ, вытекающие из общих целей и задач ОРД (ст. 1 и 2 ФЗ об ОРД).

Факультативные признаки включены только в отдельные составы ОРМ. Этот признак в случае его включения в состав ОРМ становится для него обязательным. В число факультативных признаков составов ОРМ включены следующие,

• лицо, источник информации;

• предмет ОРМ, т.е. материальные предметы внешнего мира (вещи и пр.), непосредственно воздействуя на которые субъект ОРМ получает необходи­мую информацию об объекте ОРМ (например, проведение такого ОРМ, как снятие информации с технических каналов связи, невозможно без соответст­вующего воздействия на определенную «вещь» — технический канал связи).

В предметно-практической стороне:

• юридически значимые последствия. Выделяют два вида последствий: 1) допускаемое ФЗ об ОРД причинение вреда определенному лицу, например ограничение конституционного права гражданина в итоге обследования жили­ща (негативное последствие); 2) результат ОРД (позитивное последствие);

• непосредственная причинно-следственная связь между конкретным поступком оперативника и наступившим в связи с совершением этого по­ступка юридически значимым последствием;

• место совершения ОРМ;

• время (сроки) проведения ОРМ;

• способ совершения ОРМ;

• средства осуществления ОРМ.

• лицо, оказывающее содействие, включая конфиденциальное;

• должностное положение оперативника (например, руководитель опре­деленного уровня, который полномочен санкционировать проведение ОРМ);

• профессионализм и наличие определенных знаний, умений и навы­ков (например, у специалиста в определенной области знаний, привлечен­ный к проведению ОРМ), и др.

В осознанно-волевой стороне — мотивы совершения ОРМ (патриотизм, активная жизненная позиция, материальная заинтересованность у агента и др.).

Источник

Основы оперативно-розыскной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:31, лекция

Описание

Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Работа состоит из 1 файл

Конспект лекций по ОРД.doc

Формальными признаются составы ОРМ, в которых законодатель устанавливает факт оконченности ОРМ с момента совершения оперативно-розыскного деяния, не связывая его с обязательностью наступления негативного юридически значимого последствия, которое может быть им вызвано.

Дополнительные виды составов ОРМ. Их различают по:

Рассмотрим отдельные из них.

По необходимости получения судебной санкции различают составы ОРМ, в которых обязательным условием выступает требование ее получения и в которых она не требуется.

По необходимости получения санкции руководства оперативно-розыскного органа различают составы ОРМ, в которых предусмотрено ее получение и в которых она предусмотрена.

По форме осуществления ОРМ различают составы ОРМ, которые предусматривают гласную и негласную формы.

По времени осуществления ОРМ различают составы длящихся ОРМ, и разовых ОРМ.

По применяемым силам и средствам — ОРМ с участием агентов, оперативно-технические мероприятия, наружное наблюдение и др.

По способу получения информации — составы ОРМ, в которых объективная сторона характеризуется непосредственным способом ее получения, опосредованным и смешанным.

10.3. Алгоритм юридического анализа состава оперативно- розыскного мероприятия.

Алгоритм юридического анализа конкретного состава ОРМ — это логически выверенная и практически значимая последовательность установления элементов и признаков определенного состава ОРМ в том или ином совершенном (планируемом, подготавливаемом) оперативно-розыскном деянии.

Рекомендуем следующую последовательность оценочных действий.

2. Нормативное обоснование ОРМ.

3. Установление объекта состава ОРМ (общего или усеченного), а при необходимости — предмета и лица — носителя информации.

4. Установление объективной стороны состава ОРМ. В данном случае устанавливается:

а) оперативно-розыскное деяние;

б) юридически значимое последствие (реальное и вероятное) — только для материальных составов;

в) способ совершения ОРМ;

г) место проведения ОРМ;

д) время (сроки) проведения ОРМ;

е) используемые средства.

5. Определение субъекта состава ОРМ. В данном случае устанавливают: специальных участников; кто правомочен принимать решение на проведение конкретного ОРМ; кто правомочен оценивать итоги ОРМ.

6. Установление субъективной стороны состава ОРМ.

7. Проведение отличия конкретного ОРМ от схожих общественно полезных действий (см. разд. 2.1) и общественно опасных противоправных деяний

Тема № 11. Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий

11.1. Понятие оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий и их классификация. Фактические и «формальные» основания для проведения ОРМ.

Собственно основание (фактическое) – это непосредственная причина проведения ОРМ, материализованная в фактической информации.

Читайте также:  Признаки папилломы у женщины

По характеру причины среди фактических оснований различают:

необходимость решения задачи предупреждения совершения преступлений и поиска латентных преступлений (см. ст. 1 и 2);

наличие данных о совершении преступления (см. ч. 1 cm. 7);

наличие фактических данных о безвестном отсутствии лица (см. подп. 4 2ч. I ст. 7);

необходимость соблюдения административно-правовых режимов (см. п.5 ч. 1 и 2 ст. 7);

необходимость исполнения международного договора России (см. п.6 ч. 7).

Кроме фактических оснований есть поводы (или формальные, юридические основания).Различают две группы поводов:

Форма повода может быть документальная или иная.

11.2. Основания уголовно-правового характера для проведения оперативно-розыскных мероприятий

В соответствии с ч. 1 ст. 7 ФЗ об ОРД различают три основания сугубо уголовно-правового характера:

1) наличие возбужденного уголовного дела;

2) ставшие известными оперативно-розыскным органам соответствующие сведения;

3) поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.

Первое основание. Это совокупности повода и фактического основания. Повод — факт наличия возбужденного уголовного дела. Фактическое основание — те достаточные данные, указывающие на признаки преступления, которые легли в основу решения о возбуждении уголовного дела (см. ч. 2 ст. 108 УПК).

Второе основание составляет две группы сведений:

Во-первых, им являются ставшие известными ОРО сведения о признаках подготовляемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих и совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (подп. 1 п. 2 ч. 1 ст. 7 ФЗ об ОРД).

Во-вторых, это ставшие известными ОРО сведения о лицвх, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания (си. подп. 3 п. 2 ч. 1 ст. 7).

Третье основание – это поручение следователя, органа дознания, указание прокурора или определение суда по уголовным делам, находящими в их производстве (см. п. 3 ч. 1 ст. 7).

Классификация оснований для проведения ОРМ. В оперативно-розыскной теории и формирующейся науке уголовно-розыскного права известны различные критерии для классификации этих оснований, в частности по степени конкретизации данных, по относимости данных к лицу или факту либо по их характеру (содержанию)’. Последний критерий наиболее практически значим. Поэтому сгруппируем и рассмотрим основания для проведения ОРМ в зависимости от содержания фактических данных. В данном аспекте различают три группы оснований: уголовно-правового характера, административно-правового характера и так называемого смешанного характера.

11.3. Основания «смешанного» характера для проведения оперативно-розыскных мероприятий есть ни что иное, как основания, которые содержат одновременно возможность для проведения ОРМ в связи с совершением преступления, а также по иным основаниям, непосредственно изложенных в конкретном нормативном правовом источнике либо вытекающих из толкования смысла норм ФЗ об ОРД. Известны пять законных оснований «смешанного» характера.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 7 ФЗ об ОРД различают три из них:

Кроме того, четвертое и пятое основания указаны в подп. 2 и 4 п. 2 ч. 1 ст. 7 ФЗ об ОРД. Ими являются:

11.4. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий

Основная совокупность этих правил содержится в ст. 8 ФЗ об ОРД.

Виды условий проведения ОРМ. В ФЗ об ОРД закреплены два вида условий осуществления ОРМ:

Общие условия проведения всех оперативно-розыскных мероприятий. Два общих условия проведения ОРМ:

Первым общим условием выступает возможность осуществления ОРМ на территории России, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно воли законодателя допустимы исключения из действия ФЗ об ОРД в пространстве, что должно быть предусмотрено федеральным законом. Исключения:

Вторым общим условием является то, что гражданство, национальность отдельных лиц и другие обстоятельства, перечисленные в ч. 1 ст. 8 ФЗ об ОРД, не являются препятствием для проведения в отношении них ОРМ, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Единственным исключением из правила равенства каждого перед законом служат специальные упоминания в федеральных законах. По сути они являются правилами особого порядка осуществления ОРМ в отношении отдельных категорий должностных лиц. В соответствии с Конституцией неприкосновенны Президент РФ, депутаты палат Федерального Собрания и судьи, согласно Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» — Уполномоченный, а Федерального закона о прокуратуре — прокуроры и следователи органов прокуратуры.

Условия, содержащие исключения из общих правил проведения оперативно-розыскных мероприятий. Законодатель предусмотрел две группы условий, которые содержат исключения из общих правил проведения ОРМ.

Первая группа — это условия, которые ограничивают осуществление конкретных ОРМ. Эти условия изложены в ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД: проведение ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации соответствующего характера.

Первая группа условий гарантирует законность при осуществлении ОРМ, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на частную жизнь. Непосредственно в ст. 8 указаны два обязательных условия: наличие судебного решения и наличие соответствующей информации.

Вторая группа — это условия «экстренного характера». В ФЗ об ОРД указаны три таких комплексных условия (см. ч. 3, 4 и 8 cm. 8). Рассмотрим первое из них.

Общими условиями осуществления ОРМ в случаях, которые не терпят отлагательства (они указаны в ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД), являются:

Дополнительным условием для осуществления ОРМ в ситуациях, которые создают угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России, выступает обязательность наличия данных о событиях и действиях, создающих такую угрозу.

Второе из рассматриваемых комплексных условий изложено в ч. 4 ст. 8 ФЗ об ОРД.

Третье из комплексных условий предусмотрено в ч. 8 ст. 8 ФЗ об ОРД. В ней изложены правила проведения ОРМ, обеспечивающих безопасность оперативно-розыскных органов.

1. Понятие усовия проведенгия оперитвно-розыскного меропрития

Тема № 12. Юридический анализ оперативно-розыскных мероприятий первой категории.

12.1 Опрос. Опрос (сыскной) — сбор фактической информации, имеющей значение для решения конкретной задачи оперативно-розыскной деятельности со слов опрашиваемого человека, который реально или вероятно обладает ею.

Нормативное обоснование. Сыскной опрос предусмотрен п. 1 ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД. Кроме того, отдельные признаки элементов его состава изложены в предписаниях ст. 5, 7 и 8, п. 1 ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 17 ФЗ об ОРД, а также в закрытых нормативных актах соответствующих оперативно-розыскных органов.

Нормативные предписания рекомендательного характера об этом ОРМ содержатся также в п. 1 ч. 1 ст. 6 Модельного закона государств — участников СНГ «Об оперативно-розыскной деятельности»‘.

Источник

Виды составов ОРМ

Криминалистика

Справочник криминалиста

Судебная медицина

Курс судебной медицины

Криминология

Курс криминологии

В оперативно-розыскной теории в основу систематизации составов ОРМ положены следующие критерии:

степень общественной значимости (полезности) ОРМ;

учет особенностей содержания признаков информационного поведенческого акта;

отношение к обязательности наступления юридически значимых по следствий определенного ОРМ.

В ФЗ об ОРД тот или иной состав ОРМ может быть определен с помощью условий осуществления ОРМ (см. ст. 8).

Читайте также:  Если бензонасос плохо качает какие признаки

Виды составов ОРМ, выделяемые по степени значимости.

По степени общественной значимости различают три вида состава ОРМ: 1) основной, 2) ограничительный (с более жесткими условиями проведения ОРМ относительно простого состава) и 3) льготный (со смягчающими проведение ОРМ условиями). Основной состав ОРМ содержит совокупность объективных и субъективных признаков, которые всегда имеются при совершении определенного вида ОРМ, но не предусматривает наличие дополнительных признаков (условий), повышающих или понижающих уровень общественной значимости содеянного.

Правила основных составов ОРМ рассредоточены в тексте ФЗ об ОРД. Так как многие оперативно-розыскные нормы законодателем должным образом не сгруппированы, элементы одного и того же правила содержатся порой в ряде статей ФЗ об ОРД. Так, они указаны в ст. 1,2, ч. 1 ст. 6, ч. 8 ст. 5, ст. 7.

Ограничительный состав ОРМ— это состав, в который наряду с признаками (условиями) основного включены дополнительные (квалифицирующие) признаки (условия), с помощью которых законодатель повышает порог требований, обязательных для осуществления конкретных ОРМ.

Этот состав содержится в ч. 5 ст. 8, ч. 7 ст. 5, ч. 4 ст. 6 и ч. 2 ст. 13 и др. ФЗ об ОРД. Так, в обычном порядке проводится проверочная закупка предметов, веществ и продукции, находящихся в свободной реализации (п. 4 и 13 ч. 1 ст. 6). Однако та же проверочная закупка, но уже предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, проводится только на основании постановления, утвержденного руководителем оперативно-розыскного органа (ч. 5 ст. 8). Проведение этого ОРМ в данном режиме и есть проведение его в рамках ограничительного состава.

Льготный состав ОРМ (его еще называют расширительный) — это состав, который наряду с признаками (условиями) основного содержит дополнительные признаки (условия), с помощью которых законодатель снижает порог обязательных для осуществления ОРМ требований. ОРМ проводится в льготном режиме по сравнению с обычными условиями.

В обычном порядке прослушивание телефонных переговоров допустимо с момента получения санкции судьи (ч. 2 ст. 8). Однако в случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивать переговоры, ведущиеся с их телефонов, без предварительного судебного разрешения, ограничившись получением разрешения руководителя оперативно-розыскного органа (ч. 4). Проведение этого ОРМ в данном режиме и есть проведение его в рамках льготного состава.

Виды составов ОРМ, выделяемые по содержанию признаков информационного поведенческого акта.

С учетом этого критерия среди составов ОРМ различают простой и сложный.

В простом составе ОРМ описаны признаки определенного поведенческого акта, части или этапы которого не образуют самостоятельных ОРМ (например, опрос или отождествление личности).

Сложный состав ОРМ включает признаки, характеризующие два или более поведенческих акта, каждый из которых может явиться оконченным ОРМ. Так, для признания факта совершения такого ОРМ, как обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, достаточно провести обследование только, допустим, определенного участка местности. Виды составов ОРМ, выделяемые по отношению к обязательности наступления юридически значимых последствий. С учетом этого критерия все составы ОРМ делят на материальные, формальные и формально-материальные. В материальном составе момент окончания ОРМ всегда связан с наступлением негативного юридически значимого последствия (например, ограничение конституционного права человека). Это может быть контроль почтовых отправлений (п. 9 ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД), обследование жилища (п. 8 ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД) и др. В формальных составах законодатель устанавливает факт оконченности ОРМ с момента совершения указанного в ФЗ об ОРД конкретного поведенческого акта, не связывая его с обязательностью наступления негативного юридически значимого последствия, которое может быть им вызвано (например, отождествление личности окончено с момента проведения опознания, так как не влечет ограничения конституционных прав граждан).

Отдельные составы ОРМ по предметно-практической (объективной) стороне могут быть охарактеризованы как формально-материальные, например наблюдение. Общие и факультативные признаки состава ОРМ. В зависимости от роли, которую играют признаки в конструировании конкретных составов ОРМ, различают общие (основные, обязательные) и факультативные (необязательные, дополнительные или специальные) признаки состава ОРМ.

Общие признаки составляют систему (конструктивную основу) каждого конкретного состава ОРМ. Они присущи составам всех ОРМ. В число общих признаков относительно конкретных элементов ОРМ включены:

по объекту — общественные отношения (интересы, блага), определенные в ФЗ об ОРД, защита которых происходит в ОРД посредством совершения ОРМ;

по предметно-практической стороне — информационный поведенческий акт (действие, мероприятие или операция);

по субъекту — оперативник, оперативное подразделение и некоторые другие субъекты, являющиеся обязательными участниками конкретного ОРМ (так, без санкции судьи проведение прослушивания телефонных переговоров незаконно; без опроса, проводимого оперативником, он не состоится);

по осознанно-волевой стороне — наличие «внутренне одобренного» решения на осуществление ОРМ у непосредственного участника ОРД, его осознанно-волевая (контролируемая) направленность на осуществление выбранного ОРМ, «микроцели» определенного ОРМ и конкретные задачи ОРМ, вытекающие из общих целей и задач ОРД (ст. 1 и 2 ФЗ об ОРД).

Факультативные признаки включены только в отдельные составы ОРМ. Этот признак в случае его включения в состав ОРМ становится для него обязательным. В число факультативных признаков составов ОРМ включены следующие. В объекте:

лицо, источник информации; предмет ОРМ, т.е. материальные предметы внешнего мира (вещи и пр.), непосредственно воздействуя на которые субъект ОРМ получает необходимую информацию об объекте ОРМ (например, проведение такого ОРМ, как снятие информации с технических каналов связи, невозможно без соответствующего воздействия на определенную «вещь» — технический канал связи). В предметно-практической стороне:

юридически значимые последствия. Выделяют два вида последствий: 1) допускаемое ФЗ об ОРД причинение вреда определенному лицу, например ограничение конституционного права гражданина в итоге обследования жилища (негативное последствие); 2) результат ОРД (позитивное последствие);

непосредственная причинно-следственная связь между конкретным поведенческим актом оперативника и наступившим в связи с совершением этого акта юридически значимым последствием;

место совершения ОРМ;

время (сроки) проведения ОРМ;

способ совершения ОРМ;

средства осуществления ОРМ. В субъекте:

лицо, оказывающее содействие, включая конфиденциальное;

должностное положение оперативника (например, руководитель определенного уровня, который полномочен санкционировать проведение ОРМ);

профессионализм и наличие определенных знаний, умений и навыков (например, у специалиста в определенной области знаний, привлеченный к проведению ОРМ), и др.

В осознанно-волевой стороне — мотивы совершения ОРМ (патриотизм, активная жизненная позиция, материальная заинтересованность у агента и др.).

Принцип подконтрольности оперативнорозыскной деятельности. Принцип адекватности (соразмерности) использования оперативнорозыскных мер.
Запрет на проведение ОРМ и использование технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

Каким критериям должен отвечать метод, используемый в криминалистических исследованиях?
Методы анализа состава.
Каковы цели, виды и объекты технико-криминалистического исследования документов?

Проведение оперативнорозыскных мероприятий.
Поручение органа дознания о проведении ОРМ должно быть оформлено в письменном виде. В тех случаях, когда уголовное дело находится в производстве органа дознания, наделенного полномочиями на.

Источник

Adblock
detector