Альбом oxxxymiron признаки жизни

Альбом oxxxymiron признаки жизни

Объясняем, почему самый ожидаемый рэп-релиз года может разочаровать.

С момента выхода «Горгорода» прошло больше пяти лет, а новый альбом от Оксимирона активно ждут ещё с весны 2020-го – когда появились первые намёки о написании свежего материала. Велика вероятность, что альбом выйдет в самое ближайшее время. В сети появляется всё больше сливов и теорий, а Окси уже несколько месяцев соблюдает предрелизную традицию с твиттер-молчанием. Но в начале 2021-го слухи и новости о новом материале от самого ажиотажного рэпера второй половины десятых вызывают больше опасений, чем надежд. Вот почему.

Русская музыка сильно изменилась

Этот материал наглядно показывает, какое место занимает Оксимирон в сегодняшней индустрии. Сейчас его гуглят реже, чем ещё менее продуктивную в последние годы Земфиру. Теперь в топе Моргенштерн и вечно молодой Киркоров, который всегда первым осваивает новые тренды. Тенденция симптоматична: сейчас людям интересны не загадочные поэты-затворники, а угар и веселье. Особенно после мрачного 2020-го.

Пока Оксимирон боролся с биполяркой, пытался развивать батлы и выпускал редкие фиты, русская музыка радикально изменилась. Важнейшая для индустрии революция стримингов случилась уже после выхода «Горгорода». Законы маркетинга в музыке теперь совсем иные. Рулят частые и короткие релизы с максимально простым текстом и качёвыми минусами. Проще говоря, сегодня символ русской музыки не Оксимирон, а Моргенштерн.

Что из этого следует? Чтобы выпустить суперуспешный альбом и вернуть корону, Мирону придётся либо совершить революцию (что сегодня почти невозможно, но об этом позже), либо поддаться тренду и адаптировать его под себя. Второй вариант крайне маловероятен. Просто вспомните сколько у Окси по-настоящему качёвых треков для слэма на концертах. Вряд ли вы даже с натяжкой насчитаете больше трёх.

Не вписывается Яныч и в другой ключевой тренд последних лет – поворот в сторону русской культуры. Оксимирон всегда писал только о себе и ориентировался на запад. Все лучшие релизы последних лет очень почвеннические. IC3PEAK и Shortparis выстрелили, когда запели на родном языке, Хаски исследует русскую хтонь и становится всё популярнее, а Noize MC открыл второе дыхание, удачно деконструируя стихи великих поэтов и метко стреляя в актуальную социальную повестку.

2020-й только подтвердил тенденцию на эксперименты с языком и наследием прошлых лет. Ностальгические и перерабатывающие советское прошлое релизы вышли у Монеточки, Хадн Дадн, Tesla Boy, группы Интурист, Стереополины, невидимки, Kate NV и ещё огромного числа исполнителей из топов нашей музыки за прошлый год. Окси, конечно, никакой не Хаски – за все годы творчества у него ни разу не получилось ухватить в лирике русскую ментальность. Как известно, его менталитет – это Лондон против всех.

Оксимирон стал величиной, которая, как Борис Гребенщиков, Баста или та же Земфира, совершенно не вписывается в актуальную русскую музыку. Даже на «Палаче» посты про Окси не вызывают былого ажиотажа, а «главный по Оксимирону» Глеб Чернявский ушёл с этой должности на пенсию.

Сегодняшний Окси – не молодой и злой, а взрослый и сытый

Перечисление из прошлого абзаца не случайное – Янычу почти 36, он уже статусный и взрослый артист, который размывается по другим сферам и пробует себя в продюсировании. Злоба времён первых батлов и последующего переворота игры давно прошла. С тех пор Окси наелся и спит.

Спрос на молодецкую агрессию остался только у самых преданных фанатов. Остальные выросли вместе с артистом. Сегодняшний Мирон давно обзавёлся статусом звезды интернета и телика (вспомните, как на премьере «Бифа» за ним охотился Первый канал), кучей денег, дружбой с русской интеллигенцией и вниманием к политическому активизму. Мирон обрёл стабильность в личной жизни и выглядит для медиа не хулиганом, уходящим за сцену с фанаткой, а почти что семейным человеком.

Все революции остались в прошлом, а все игры перевёрнуты. Да и переворачивать в нашем рэпе уже нечего. Жанр идёт на спад, его каноны давно утверждены, а все эксперименты не раз проделаны. Ничего нового уже не придумаешь. Всё, что остаётся Оксимирону – утвердиться в нише большого артиста, оставившего след в истории русской музыки. Что бы Окси ни делал, он навсегда останется осколком прошлого, актуальным только для самых хардкорных фанатов и молодящихся бумеров, вроде Собчак и Парфёнова.

Судя по всему, это будет проходной релиз

Во-первых, тайминг уже точно будет неудачным. Затворничество в эру стриминг-сервисов и быстро сменяющихся трендов не работает как фактор привлечения внимания. Дальновидные артисты выпускают релиз внахлёст громким перфомансам и актуальным событиям. В этом смысле Мирон просрал все шансы. Московские протесты забылись, 17 независимый давно прошёл и ещё до финала утонул в задротстве, а камбэка с громким батлом на ушедшем в андеграунд «Версусе» ничто не предвещает.

Во-вторых, все слухи и сливы сосредоточены на том, что это будет классический проходной релиз. Для старого Окси и его ядерной аудитории это синоним провала, ведь «Вечный жид» и первый микстейп были новым словом в русской рэп-лирике, а «Горгород» открыл для многих формат концептуального альбома. Попытки в сквозной нарратив станут повторением пройденного, а эксперименты с вокалом и звучанием мы и так уже слышали на фитах последних лет и в батлах «семнашки». Не удивило.

Пока самый реалистичный слив – теория об альбоме «Amo». Правдоподобно, что сегодняшний Окси напишет материал про любовь с налётом концептуальности. Это и актуально для него, и глобальный размах в старом мегаломанском стиле, и небольшой шажочек вперёд: эту тему Окси ещё ни разу искренне и по-взрослому не исследовал. Ставка на фиты – тоже закономерное решение для Оксимирона-2021: у него появилось слишком много статусных друзей в русской музыке, чем грех не воспользоваться, а фит с ЛСП станет огромным инфоповодом и добавит сотни тысяч прослушиваний.

Если слив хотя бы отчасти правда, а не шутки фанатов, то Окси точно забронзовел. Такие темы и фиты ближе к Басте и Монеточке, чем к злому умному рэпу. Проходной, в рамках дискографии, релиз вряд ли вызовет резонанс, сравнимый с прошлыми альбомами и батлами. В контексте творчества Окси это и есть провал.

Но, вероятно, для самого Мирона всё это уже не важно. К четвёртому десятку приоритеты меняются – логично, что Окси наконец-то повзрослел и нашёл что-то важнее творчества. Логично, что с созданием семьи и уходом в наставничество, музыка перестаёт быть приоритетом. Тем более для человека, который постоянно говорит о своих психических проблемах. Стабильность в таком случае точно полезнее амбиций.

Буду рад ошибиться, но новый альбом Оксимирона вряд ли оправдает ожидания. Его поругают и похвалят профильные медиа, разберут блогеры и растаскают на цитаты паблики. Но волна первого внимания быстро пройдёт и забудется за очередной выходкой Моргенштерна и релизами фрешменов. Время революций в рэпе прошло, равно как и время Окси.

Источник

Оксимирон: песни, биография, личная жизнь, баттлы с Гнойным и Джонибоем

Тогда же мальчик сделал первые шаги в рэпе и записывал треки под псевдонимом Миф (сокращение от Мирон Федоров): «Я придумал русский рэп. То есть натурально был уверен, что я первый человек, читающий рэп по-русски (интернета у меня не было, а русскоязычных эмигрантов, которые могли бы поколебать мою уверенность, в Германии тогда еще было достаточно мало)».

И тут молодой человек открыл для себя интересную особенность британской жизни: «Большинство моих бывших однокурсников, прошедших до Оксфорда частные школы, по окончании университета устроились в отцовские компании (их родители обычно также закончили Оксфорд или Кембридж) и юридические фирмы на бешеные зарплаты. Но для человека без подобных связей, поступившего туда из бесплатной государственной школы и не горевшего желанием налаживать контакты с элитой, оксфордский диплом является гарантией хорошо оплачиваемой работы разве что вне Англии.

Читайте также:  Ноет левый яичник признак беременности

Логотип рэпера

Собственным творческим стартом рэпер называет трек «Лондон против всех».

Первым полноценным альбомом Оксимирона стал вышедший в 2011-м «Вечный жид», большой частью русскоязычного хип-хоп сообщества признанный лучшим альбомом года. Такие треки «Восточный Мордор» и «Russky Cockney» называют первыми полноценными композициями в жанре «грайм» на русском языке.

Следующим ударным годом в карьере рэпера стал 2015-й. Тогда он выпустил клип на песню «Город под подошвой», не входившую ни в один альбом и ранее исполнявшуюся только на концертах. Видео стало самым популярным в карьере артиста.

Обложка альбома

Релиз оказался крайне успешным, возглавив чарты российского iTunes в 2015 году, и даже занимая там 8 место в 2017-м.

Главным хитом сборника стала песня «Где нас нет».

После этого Оксимирон не выпускал ни альбомов, ни клипов на свои песни, зато отмечался коллаборациями с другими артистами. Одним из самых известных стало сотрудничество с группой «Би-2», под флагом которого вышла песня «Пора возвращаться домой», посвященное эмигрантам, вернувшимся в Россию в 1930-1950-е годы.

Помимо этого Оксимирон немало сотрудничал с артистами возглавляемой им компании Booking Machine. Особенно популярным стал трек Fata Morgana, записанный в сотрудничестве с рэпером Markul.

Также громким событием стала композиция Konstrukt, записанная всеми 9 артистами компании.

Баттлы Оксимирона: Слава КПСС (Гнойный) и Джонибой

Фрагмент баттла

Фрагмент баттла

Баттл отметился также тем, что разгромно проигравший в нем Джонибой действительно надолго приостановил творческую карьеру, возобновив ее только в начале 2018-го. Позднее в интервью певец отмечал, что сам не расстроился из-за поражения, но создавшийся вокруг него негативный ореол вкупе с накопившимися организационными и финансовыми проблемами вынудил на время завязать с рэпом и уехать на заработки в западную Европу.

Гнойный во время баттла обращается к фанатам Оксимирона

В ответ нападки Гнойного Оксимирон вызвал его на баттл в твиттере.

Состоявшаяся примерно через год встреча стала настолько значимым инфоповодом, что попал в эфир федеральных каналов.

Фрагмент баттла Оксимирона и Славы КПСС

С тех пор в баттлах Оксимирон больше не участвовал, но, тем не менее, активно сотрудничал с родным для себя Versus’ом. Артист принял участие в шоу Versus Fresh Blood 4, где стал наставником команды желающих прославиться баттл-рэперов, а после окончания сезона снял со своими подопечными, возможно, лучший музыкальный клип 2019 года.

Личная жизнь Оксимирона

Замучил претензиями. Я часто уезжала на гастроли, он тоже уезжал… В общем, не получилось. По большому счету, ему посвящены мои последние несколько песен. Например, в «Перепутала» звучит практически цитата из моей последней эсэмэски: «Я устала любить пустоту, похоже, впервые. За тебя никогда не умру, но, может, другие…»».

Соцсети

Оксимирон сейчас, его инстаграм

РИА Новости

После освобождения Жукова, рэпер посвятил этому несколько видео в своем инстаграме.

Кроме того, артист объявил об окончании многолетнего сотрудничества с Booking Machine, мотивировав это в том числе и тем, что не хочет привлекать к организации излишнее внимание из-за своих политических акций. Поползли слухи, что рэпер даже может завязать с музыкальной карьерой, но Оксимирон развеял их, заявив, что собирается писать новый материал и хочет это делать с малоизвестными музыкантами «из народа».

Источник

Друзья! Обращаем Ваше внимание: для того, чтобы правильно исправить текст песни или добавить объяснение строк Автора, надо выделить как минимум два слова

Из Муми-долов, Хоббитонов и слонопотамов;
Из кладовок, антресолей и полуподвалов;
Из переходов, что познали баллоны вандалов;
Офисных окон, где я пробыл рабом феодалов.

Мне подождать и поднажать или уйти,
Чтоб это дальше продолжали подражатели?
Несу *уйню и они безропотно вторят,
Но в итоге, кто ученый, а кто подопытный кролик?
(Кто?)

Мне нужен врач, лучше на дом и немедленно!
Ватсон, Фрейд, Курпатов, Пеппер.
Горизонт заволокло и где-то хлопнуло окно.
По*уй кто, но дай мне свет: Бог или оптоволокно.

Припев:
Мне. Мне не передать,
Что в моей черепной коробке телепередач.
Я вернулся, держись, мир!
Вы заказали мою голову, я подаю вам признаки жизни.

Мне. Мне не передать,
Что в моей черепной коробке телепередач.
Я вернулся, держись, мир!
Вы заказали мою голову, я подаю вам признаки жизни.

У твоей мамы сестра, что мокра, как водоем.
Ее дыра настолько мала, что я нано*б.
Мне пишут МС «ни*уя себе, брат, как классно!»
И вам спасибо, биомасса и протоплазма!

Припев:
Мне. Мне не передать,
Что в моей черепной коробке телепередач.
Я вернулся, держись, мир!
Вы заказали мою голову, я подаю вам признаки жизни.

Мне. Мне не передать,
Что в моей черепной коробке телепередач.
Я вернулся, держись, мир!
Вы заказали мою голову, я подаю вам признаки жизни.

Если ночью все кошки серы, что же это за черный кот,
Что ведет со мной каждую ночь беседы?
Диалоги о чем угодно, про закат Европы и ложь системы.
Если б это был черт, его бы выдавало зловоние, точно из бочки серы.

Круговая порука. Тот, кто деньги скопил, завещает их внукам.
Но мои сбережения равны совокупности мной издаваемых звуков.
Ставлю вас в угол, коль ты супер МС, я Лекс Лютор.
На концертах лес рук, но я по-прежнему тут на ветру, как флюгер.

Сколько лет я был где-то в подземке,
Сколько зим прое*ал, сколько сил потратил.
Демо-тейпы, онлайн-баттлы, горе-лейблы.
Хватит!

И хоть мы из пробирки,
Но мы не готовы жить на галерке.
В давке как на Ходынке,
Я джинн из бутылки или чертик из табакерки?

Припев:
Мне. Мне не передать,
Что в моей черепной коробке телепередач.
Я вернулся, держись, мир!
Вы заказали мою голову, я подаю вам признаки жизни.

Мне. Мне не передать,
Что в моей черепной коробке телепередач.
Я вернулся, держись, мир!
Вы заказали мою голову, я подаю вам признаки жизни.

Мне. Мне не передать,
Что в моей черепной коробке телепередач.
Я вернулся, держись, мир!
Вы заказали мою голову, я подаю вам признаки жизни.

Дополнительная информация

Источник

Дешёвые Драмы Признаки Жизни Oxxxymiron Cover

Oxxxymiron Признаки жизни кавер

СЭМПЛЫ В ТРЕКАХ OXXXYMIRON

Oxxxymiron Признаки жизни кавер DAMIR R G

Oxxxymiron Признаки жизни 24 10 Уфа

Oxxxymiron Признаки жизни

Oxxxymiron тентакли Karaoke Version

Оксимирон признаки жизни

TWENTY ONE PILOTS And OXXXYMIRON Nico And The Niners Признаки Жизни MASH UP By Ceo Bravado

Подаю признаки жизни

Подаю признаки жизни

баламут и обормот клип ПОДАЮ ПРИЗНАКИ ЖИЗНИ

Подаю признаки жизни

Подаю признаки жизни

Подаю признаки жизни

Подаю признаки жизни

Подаю признаки жизни

Областной фестиваль 2009 Признаки жизни

подаю признаки жизни

Подаю признаки жизни

подаю признаки жизни

подаю признаки жизни

подаю признаки жизни

Подаю признаки жизни

подаю признаки жизни

Подаю признаки жизни

Подаю признаки жизни

подаю признаки жизни

NOIZE MC Invades EMINEM S SHADE 45 With WHOO KID And DJ PREMIER

Подаю признаки жизни

Подаю признаки жизни

Подаю признаки жизни

Подаю признаки жизни

Подаю признаки жизни

Подаю признаки жизни

подаю признаки жизни

Подаю признаки жизни

Подаю признаки жизни

Подаю признаки жизни

Подаю признаки жизни

Здесь Вы можете прослушать и скачать песни по запросу Признаки Жизни Oxxxymiron в высоком качестве. Для того чтобы прослушать песню нажмите на кнопку «Слушать», если Вы хотите скачать песню или посмотреть клип нажмите на кнопку «Скачать» и Вы попадете на страницу с возможностью скачать песню, прослушать ее и посмотреть клип. Рекомендуем прослушать первую композицию Дешёвые Драмы Признаки Жизни Oxxxymiron Cover длительностью 4 мин и 40 сек, размер файла 6.14 MB.

Читайте также:  Признаки психического нездоровья у мужчин

Признаки Жизни Oxxxymiron

Claude Bolling Picnic Suite For Flute Guitar Jazz Piano Trio Vii Badine

Claude Bolling Suite No 1 For Flute And Jazz Piano Baroque And Blue

Sonate Pour Violon No 10 In G Major Op 96 Iv Poco Allegretto Régis Pasquier Jean Claude Pennetier

Claude Bolling Crazy Love

Sonate Pour Violon No 6 In A Major Op 30 No 1 Ii Adagio Molto Expressivo Régis Pasquier Jean Claude Pennetier

Sonate Pour Violon No 4 In A Minor Op 23 Ii Andante Scherzoso Piu Allegretto Régis Pasquier Jean Claude Pennetier

Cheelothoru Bharathanaadu From Mehbhoobi Vaikom Vijayalakshmi

Roland Daugareil Violin Concerto No 1 In G Minor Op 26 Allegro Moderato

Mc Elvis Deixe Me Ir

Symphonie No 7 Op 49 Les Danses De La Vie V Danses Des Temps Futurs Orchestre Philharmonique De Liège Et De La Communauté Française Pierre Bartholomée

Symphonie No 3 Op 43 Moscou Iii Les Cloches De Moscou Orchestre Philharmonique De Liège Et De La Communauté Française Pierre Bartholomée

Sonate Pour Violon No 5 In F Major Op 24 Printemps Iii Scherzo Allegro Molto Régis Pasquier Jean Claude Pennetier

Régis Pasquier 24 Caprices For Solo Violon Op 1 No 19 In E Flat Major Lento Allegro Assai

Romance Pour Violon Et Orchestre No 2 In F Major Op 50 Régis Pasquier Baltic Chamber Orchestra Emmanuel Leducq Barôme

Flute Sonata In B Flat Major Anh 4 Iii Largo Jean Pierre Rampal Robert Veyron Lacroix

Feuille D Images No 4 Les Pays Lointains Orchestral Version Association Des Concerts De Chambre De Paris Fernand Oubradous

Sonate Pour Violon No 10 In G Major Op 96 Ii Adagio Espressivo Régis Pasquier Jean Claude Pennetier

10 National Airs With Variations Op 107 No 4 Air Écossais In F Major Jean Pierre Rampal Robert Veyron Lacroix

Philippe Entremont Piano Concerto No 4 In G Minor Op 40 I Allegro Vivace

Sonate Pour Violon No 8 In G Major Op 30 No 3 Ii Tempo Di Minuetto Ma Molto Moderato E Grazioso Régis Pasquier Jean Claude Pennetier

Suite No 2 For Flute And Jazz Piano Amoureuse Claude Bolling Vincent Cordelette Pierre Yves Sorin Jean Pierre Rampal

Philharmonia Orchestra The Flower Duet From Lakmé

Souvenir D Un Lieu Cher Op 42 Méditation Andante Molto Cantabile Régis Pasquier

Claude Bolling Mexican Paradise

Прицел Большого Брата И Озвучка Для World Of Tanks Blitz Ссылка На

Joueurs De Flute Op 27 No 3 Krishna Jean Pierre Rampal Robert Veyron Lacroix

Источник

От Пушкина до христианства: что зашифровано в текстах Оксимирона?

Подписаться

Поделиться

Историк и философ Илья Дементьев прочитал в Новой Голландии лекцию об альбоме Оксимирона «Горгород». Редакция «Собака.ru» записала основные тезисы – как в треках рэпера миксуются аллюзии на Ветхий завет, «Бориса Годунова» и причем тут Деррида и де Соссюр.

О чем «Горгород» Оксимирона

Миф о Вавилонской башне и языки

Миф о Вавилонской башне излагается в одной из первых глав в Книге Бытия в Ветхом завете. Согласно ему сначала был один язык у потомков Ноя – тех, кто спасся на ковчеге. У них возникла креативная идея: построить башню высотой до небес и тем самым сделать себе имя. Это вызвало раздражение, и Всевышний принял элегантное решение: спутал языки строителей, вовлеченных в реализацию проекта. Они перестали понимать друг друга, и в результате ничего не получилось. Это такая классическая история, которая получила разнообразное отражение в европейской культуре: литературе, живописи и скульптуре. К XX веку ею стали заниматься и философы. И вот Жак Деррида, анализируя представления о Вавилонской башне, подчеркнул, что это символ не только многообразия языков, но и невозможности что-либо закончить. В его работах есть выводы о том, что переводить тексты очень сложно, так как это бесконечно незавершенная работа. От этого тезиса я бы оттолкнулся. То есть Вавилонская башня становится символом многих вещей: множественности языков, неспособности людей договориться друг с другом, незавершенности проектов. Оксимирон в своем главном произведении – альбоме «Горгород» – изучает и реализует «вавилонский эффект». То есть фиксирует, как происходит распад единого языка и как он пересобирается заново. На обложке изображена картина Питера Брейгеля «Вавилонская башня», хотя в тексте она и упоминается между прочим.

Интертекстуальность и анаграмматизм

Интерпретация требует учета специфики языка, на котором текст создан, и культурного контекста, если его написал интеллектуал. Есть два приема для анализа – интертекст и анаграмматизм.

«Интертекст», или «интертекстуальность», означает, что более поздние тексты отсылают к ранним через неявные цитаты. В культуре это возникает по мере появления новых текстов. Например, у Гомера интертекстуальность была на нуле. Мы не знаем, к каким произведениям у него есть отсылки. Но все последующие тексты отсылают к Гомеру. У Оксимирона есть такая реминисценция: «Из точки А в точку Б вышел юноша бледный со взором горящим… А я жизни учился у мертвых, как принц Датский у тени отца». В «принце Датском» можно легко опознать Гамлета, а вот отсылку к поэту-символисту Брюсову и его бледному юноше уже считать немного труднее. Это могут сделать те, кто включен в литсреду Серебряного века.

Анаграмматизм раздражает людей, привыкших стоять твердо на почве фактов. Анаграмма – это перестановка букв в слове, которая вдруг дает новое. Ее отличие от интертекстуальности состоит в том, что интертекстуальность требует знания языка. Чтобы понять, что есть какая-то цитата скрытая, нужно знать язык. Выявление анаграммы не требует знания значений. В качестве примера приведу две торговые марки – «Nivea» и «Evian». Не знаю, что обозначают эти слова, но визуально легко определить, что они анаграммируют друг друга.

Одним из первых теоретиков анаграмм стал замечательный швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр. Его вывод заключался в том, что это ведущий принцип индоевропейской поэзии. Прежде всего, в религиозных текстах. В них необходимо назвать бога, но не напрямую, включить его имя анаграмматически. Такая операция требовала большой чуткости от слушателей, ведь большинство текстов исполнялось устно. Аудитория умела переворачивать в голове устный текст (произносимый, вероятно, на большой скорости) в письменный и определять анаграмму. Мы этот навык практически утратили. Рэп-культура возвращает нас к этому древнему индоевропейскому способу передачи сокрытых смыслов. Она заставляет тренировать ухо, чтобы на высокой скорости довольно сложные тексты воспринимать и находить то, что в них заложено.

Оксимирон склонен к игре с языком, в том числе анаграммированию. В треке «HPL», посвященном Лавкрафту, прямо работает палиндром. Там детективный полумистический сюжет: есть письмо, которое графолог разбирает. В нем мы сталкиваемся с каким-то фрагментом, который на слух вообще невозможно определить. «Приезжайте к нам, йомод титсупто сав ил дярв акыдалв йывон шав» – этот отрывок имеет палиндромическую структуру, то есть его надо читать с конца в начало. Здесь написано: «Ваш новый владыка вряд ли вас отпустит домой». Проговорить прямо те, кто написал письмо, не могут, поэтому делают это анаграмматически.

Приемы в текстах Оксимирона

Начнем с примера интертекстуальности. «У нас пир во время чумы, глаза у нимф пусты» – это отрывок из трека «Всего лишь писатель». «Пир во время чумы» – не надо в Google лазить – это отсылка к Пушкину. При этом ко всему его творчеству, а не конкретному произведению. Если задуматься, где же у Пушкина «глаза у нимф пусты», возникает трагедия «Борис Годунов». В ней одно из главных мест – вечеринка в замке Марины Мнишек, которая самозванца Гришку Отрепьева ввела в политику, как Алиса Марка. В разгаре праздник, разговоры ни о чем, танцы. И вдруг один из кавалеров описывает Мнишек: «Да, мраморная нимфа: глаза, уста без жизни, без улыбки…» Вот и пустые глаза нимфы!

У Марка и Григория Отрепьева вообще близкие биографии: они оба поэты. На это мало обращается внимание, но Отрепьев сочинял каноны святым. Он изначально был писателем, но он вор, поэтому убегает от копов. Второй момент, по которому они совпадают, это мировоззренческая позиция: они оба фаталисты. Марк все события, происходящие вокруг, интерпретирует в ключе, что все решается за него. Он верит в счастливую судьбу, которая его ведет. И Григорий Отрепьев верит в фортуну.

Читайте также:  Механизм государства понятие и признаки государственных органов

Одно из самых интересных мест в «Борисе Годунове» – сон Отрепьева, что его ведет крутая лестница на башню. С высоты видна Москва, как муравейник, но жители над ним смеются, и он падает вниз. Здесь почти все образы соотносятся с героями «Горгорода». Там тоже есть сравнение с муравейником, сцена осмеяния. Это связи содержательные, но есть и формальные. Как ни парадоксально, они легко находятся, если мы включим механизм поиска анаграмм. «Почуяв недуг, они принесут беду к твоему очагу, бунт, войну и чуму, смуту, пули, мы так негодуем» – здесь появляется фамилия Годунов, хотя и не называется прямо.

Полифония, многоголосие, которое встроено в «Горгород», это художественное отображение самого процесса столпотворения и создания Вавилонской башни. Оно работает и на уровне понятийной системы, важнее, как поэт работает с языком – через «мультиязыковое кодирование»: нужно переключать регистры. В текст много иноязычных вкраплений: английские, немецкие, итальянские, французские. Кроме того, там разные регистры речи: есть академичная, высокопоэтичная, обсценная лексика (которая никакой роли, кроме как показать, эти перепады не играет).

Яркий пример – первые четыре строчки трека «Башня из слоновой кости»:

По асфальту, мимо цемента

Избегая зевак под аплодисменты

Обитателей спальных аррондисманов

Социального дна, класс- и нацэлементов

Обращает внимание чужеродное слово «аррондисманов», которому не место в этом красивом стихотворении. Зачем Оксимирону понадобились аррондисманы? Если мы выделим их графически, то увидим, что окончания не отличаются, это «мент». Все рифмованные слова с этим суффиксом имеют французское происхождение, вместе с аррондисманом. Давайте посмотрим, как бы писались эти слова на французском, если бы мы жили в эпоху «довавилонскую».

ciMENT

applaudisseMENTs

arrondisseMENT

eleMENTs

Тут все слова рифмуются, нет никакой дисгармонии. Для поэта важно, что мы это не опознаем, если не произведем операцию межъязыкового перехода. Если бы слово «аррондисманы» получило форму «аррондисменты» вообще бы проблем не было, но мы бы тогда не опознали его как дисгармонирующее. «Вавилонский эффект» состоит в том, что мы в статусе дисгармонии, которая скрывает в себе на самом деле гармонию.

Еще один пример на тему мультиязыкового кодирования. Во втором и третьем треках фанат разговаривает с Марком заочно по телефону. Он упрекает поэта, что тот был ему как старший брат. Марк отвечает: «Я в городе на птичьих правах, мне здесь хорошо, я не местный мажор».

О чем это они говорят? Если мы посмотрим на этимологию слов «мажор» и «мэр», то увидим, что они оба восходят к латинскому слову «major» – большой, старший. С одной стороны, мажор перешел в русский язык во всех смыслах, включая противопоставление минору в музыке и в жаргонном смысле как человек, у которого очень хорошая жизнь. Другое слово – «мэр», которое тоже подходит к латинскому «major». То есть мажор и мэр – это одно и то же. Когда фанат говорит Марку, что он был ему как старший брат, имеется в виду, что как мэр. Когда тот отвечает, что он не местный мажор, это означает: он не мэр. Здесь задаются отношения Марка и мэра. Это также отражает идею подвижности социальных границ: между мажором и мэром – полукриминальным персонажем и внешне легитимным – не очень большая разница. Если мы хотим упрекнуть мэра, что он преступник, нет ничего лучше, чем сделать это с помощью мультиязыкового кодирования.

Христианские отсылки в «Горгороде»

В текстах есть идея оппозиции двух городов: земного и небесного – Вавилона и Иерусалима. В последнем треке она реализуется со всей своей очевидностью, потому что «Где нас нет» описывает идеальный мир, где «лес, как малахитовый браслет», «море и рубиновый закат», «на Лебединых островах» и так далее. «Веди меня в мой вымышленный город, вымощенный золотом» – это самое явное указание, потому что вымощена золотом улица небесного Иерусалима. Кроме того, это еще и линия с Венецией, потому что она считалась Иерусалимом на земле, и улицы там, по легенде, тоже были вымощены золотом.

«Горгород» – это произведение, которое представляет христианское видение мировой истории: с момента вавилонского столпотворения до финального эпизода, который описывается в «Откровении Иоанна Богослова». Доказательств этому много. В качестве одного из примеров приведу работу с цветом. В «Горгороде» его почти нет, кроме последнего трека. В нем их два – красный и зеленый: «рубиновый закат» и «малахитовый браслет». С учетом того, что там улицы вымощены золотом, есть и третий. Это три драгоценных камня: рубин, малахит и золото, которые, как светофор, создают колористику идеального города, где нас нет и, наверное, не будет.

Также противопоставление земного и небесного можно найти и в десятом треке: «Спускаюсь от палаццо элиты к улицам гетто». Палаццо – это Италия, Рим, дворец (Рим – это вообще второй Вавилон в христианском представлении). С другой стороны – улицы гетто, которые ассоциируются совсем с другой традицией, как раз с Иерусалимом. И герой, пока он жив, обозначил свое движение: от Рима, Вавилона к Иерусалиму.

Очень важный момент, зачем нужна башня. Она сама по себе – это сочетание круга и вертикали. Это проходит через весь «Горгород»: присутствуют круги и шары не только прямо, но и в межъязыковом плане. «Циклон» – это круг, «аррондисман» – французский круг, «цирк» – латинский и так далее.

Семантика окружности – это семантика цикличности без возможности развития и вертикальности. Заложенная в нашем бытие иерархия реализуется в тексте в политическом плане. Образ «Мировой гандбольный рекорд» из трека «Слово мэра» – это тоже вертикаль и шар. «Гандбол» – это же рука и мяч. «Мировой гандбольный рекорд» – поэтически переосмысленное описание вавилонского столпотворения.

«Слово мэра» – вообще очень интересный текст, который, на первый взгляд, может показаться странноватым:

Ну что сказать, я вижу кто-то наступил на грабли
Ты разочаровал меня, ты был натравлен
Гора как на ладони под нами, смог с дымом над ней
Может, вина? У меня вполне сносный виноградник
Ты, главное, так не шугайся, я — не изверг
Я даже листал твой фолиант, что издан —
Браво, бис
Ты дальше б сочинял, смешил, писал, природу, пасторали.

Мэр приходит к Марку и предлагает вина выпить. Это вообще нормальный мэр, или уже башня (снова символ башни!) поехала? Говорит ему писать пасторали, что сомнительно. Тот городской поэт в Горгороде, а пасторали – сельская поэзия. Этот текст технически и инженерно сконструирован; здесь нет ни одного случайного элемента. Власть приходит к носителю слова и спрашивает его: «Ну что сказать?» Когда мэр говорит про «сносный виноградник», то имеет в виду народ. Потому что виноградник – это одна из метафор Священного Писания для народа израильского.

С другой стороны, мэр не к месту заявляет, что он не Макиавелли. Сразу дает подумать, что он и есть Макиавелли, ведь его никто не спрашивал. У него там целая философия излагается, как в «Государе». Но Макиавелли – это и Марк тоже, потому что у Никколо была судьба такая: его обвинили в заговоре, он чудом уцелел, уехал в деревню и стал виноделом. Когда мэр говорит: «У меня вполне сносный виноградник», то мы понимаем, что он – Макиавелли. И Марк тоже, потому что он был вынужден уйти из политики и начал себя реализовывать в творчестве. То же самое и с пасторалью. У Макиавелли есть одна пастораль – это поэтическое приложение к «Государю». То есть мэр говорит Марку писать пасторали, как Макиавелли, но на самом деле они оба и есть он. Все переплетено.

Источник

Adblock
detector