Акустические признаки звуков русского языка

Акустические признаки звуков русского языка

Степень подъема передней, средней или задней части спинки языка определяет гласные нижнего подъема (а), среднего подъема (э, о) и верхнего подъема (и, ы, у).

В зависимости от степени выдвижения губ вперед различают гласные неогубленные (нелабиализованные) — а, ы (губы в нейтральном положении), э, и (губы растянуты, как при улыбке) и огубленные (лабиализованные) — о, у (губы округляются и выдвигаются вперед).

Акустические признаки звуков речи

Для определения и различения звуков речи опираются не только на их артикуляционные, но и на акустические признаки. Без опоры на эти признаки невозможно проводить работу по противопоставлению звуков на слух, необходимую для успешного усвоения детьми правильного звукопроизношения.

Тональные звуки — образующиеся голосом при почти полном отсутствии шума, что обеспечивает хорошую слышимость звука: гласные а, э, и, о, у, ы.

Сонорные (звучные) — их качество определяется характером звучания голоса, который играет главную роль в их образовании, а шум участвует в минимальной степени: согласные м, м’, н, н’, л, л’ р, р’ j.

Шумные — их качество определяется характером шума — акустического эффекта от трения воздуха при сближенных или взрыве при сомкнутых органах речи:

звонкие шумные длительные в, в’, з, з’, ж;

звонкие шумные мгновенные б, б’, д, д’, г, г’;

глухие шумные длительные ф, ф’, с, с’, ш, х, х’;

глухие шумные мгновенные п, п’, г, т’, к, к’.

По производимому звуками акустическому впечатлению выделяют следующие подгруппы звуков:

свистящие с, с’, з, з’, ц;

твердые п, в, ш, ж, ц и др.;

мягкие п’, в’, ч, щ и др.

Анализ классификации звуков русского языка показывает, что успешное овладение ребенком фонематической системой языка требует большой работы по развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов. Поэтому у него необходимо развивать фонематический слух, т. е. способность различать и воспроизводить все звуки речи, соотнося их с фонетической системой данного языка; вырабатывать хорошую дикцию, т. е. подвижность и дифференцированность движений органов артикуляционного аппарата, обеспечивающих четкое, ясное произношение каждого звука в отдельности, а также слов и фраз в целом; развивать речевое дыхание, т. е. умение производить короткий вдох и продолжительный ротовой выдох, обеспечивающий длительное и звучное произношение звуков речи, а также плавность и слитность произношения.

Источник

Акустические признаки звуков речи

Для определения и различения звуков речи опираются не только на их артикуляционные, но и на акустические призна­ки. Без опоры на эти признаки невозможно проводить работу по противопоставлению звуков на слух, необходимую для ус­пешного усвоения детьми правильного звукопроизношения.

Тональные звуки — образующиеся голосом при почти полном отсутствии шума, что обеспечивает хорошую слышимость звука: гласные а, э, и, о, у, ы.

Сонорные (звучные) — их качество определяется ха­рактером звучания голоса, который играет главную роль в их образовании, а шум участвует в минимальной степени: соглас­ные м, м’, н, н′, л, л′, р, р’, j.

Ш у м н ы е — их качество определяется характером шума — акустического эффекта от трения воздуха при сближенных или взрыве при сомкнутых органах речи:

звонкие шумные длительные в, в’, з, з’, ж;

звонкие шумные мгновенные б, б′, д, д’, г, г’;

глухие шумные длительные ф, ф′, с, с′, ш, х, х’;

глухие шумные мгновенные п, п’, т, т’, к, к’.

По производимому звуками акустическому впечатлению вы­деляют следующие подгруппы звуков:

свистящие с, с’, з, з’, ц;

твердые п, в, ш, ж, ц и др.;

мягкие п’, в’, ч, щ и др.

Анализ классификации звуков русского языка показывает, что успешное овладение ребенком фонематической системой язы­ка требует большой работы по развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов. Поэтому у него необходимо разви­вать фонематический слух, т. е. способность различать и воспро­изводить все звуки речи, соотнося их с фонетической системой данного языка; вырабатывать хорошую дикцию, т.е. подвиж­ность и дифференцированность движений органов артикуляционного аппарата, обеспечивающих четкое, ясное произношение каж­дого звука в отдельности, а также слов и фраз в целом; разви­вать речевое дыхание, т.е. умение производить короткий вдох и продолжительный ротовой выдох, обеспечивающий длительное и звучное произношение звуков речи, а также плавность и слит­ность произношения.

Источник

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА
материал по логопедии на тему

На основе классификации составляются профили звуков русского языка.

Скачать:

Предварительный просмотр:

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

Звук с акустической точки зрения – колебания частиц воздуха. Источник – колебание звуковых связок. С точки зрения артикуляции выделяют гласные и согласные звуки речи.

Артикуляция – совокупность действий органов произношения в момент звука.

По артикуляторным признакам все звуки речи делятся две групппы:

Основным критерием этого деления является наличие или отсутствие преграды в ротовой полости при их произнесении.

В русском языке 42 звука речи: 6 гласных, 36 согласных звуков

КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Все гласные русского языка характеризуются наличием голоса (фонацией), их артикуляция обусловлена вибрацией голосовых связок и свободным проходом выдыхаемого воздуха через ротовую полость.

1. При образовании гласных к небу поднимается не весь язык, а его передняя, средняя или задняя часть. За счет этого меняется объем и форма ротовой полости.

По ряду (положению языка в горизонтальной плоскости):

2. По степени подъёма языка к нёбу (его положению в вертикальной плоскости): верхний, средний и нижний подъём:

КЛАССИФИКАЦИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Артикуляция согласных звуков связана с наличием какой-либо шумообразующей преграды для выходящей из легких струи воздуха. Согласные русского языка различаются по следующим признакам:

1. Классификация согласных звуков по способу образования:

2.Классификация согласных звуков по месту образования :

3. Классификация согласных звуков по степени напряжения средней части спинки языка:

мягкие: [j], [щ], [ч]- всегда мягкие; [т’], [д’], [н’], [б’], [в’], [г’], [с’], [р’] и др.;

4. По положению мягкого неба (месту резонирования) согласные звуки делятся на:

По акустическим признакам выделяют:

Для определения и различения звуков речи опираются не только на их артикуляционные, но и на акустические признаки. Без опоры на эти признаки невозможно проводить работу по противопоставлению звуков на слух, необходимую для успешного усвоения детьми правильного звукопроизношения.

Читайте также:  Признаки земной коры континентального типа

По производимому звуками акустическому впечатлению выделяют следующие подгруппы звуков :
свистящие с, с’, з, з’, ц;
шипящие ш, ж, ч, щ;
твердые п, в, ш, ж, ц и др.;
мягкие п’, в’, ч, щ и др.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знание профилей звуков является необходимым условием в работе учителя-логопеда. Для того,чтобы научить правильно и красиво говорить, для начала, нужно знать положение органов артикуляции. Профили.

Классификация звуков русского языка.

Классификация звуков русского языка с учётом анатомо-физиологических особенностей их образования В образовании звуков основное участие принимают артикуляционный аппарат (активными орган.

В образовании звуков основное участие принимают артикуляционный аппарат (активными органами которого являются язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо; пассивными органами – зубы, верхняя челюсть.

Источник

Акустическая фонетика. Акустические признаки звуков русского языка

Для определения и различения звуков речи опираются не только на их артикуляционные, но и на акустические признаки. Без опоры на эти признаки невозможно проводить работу по противопоставлению звуков на слух.

Для определения и различения звуков речи опираются не только на их артикуляционные, но и на акустические признаки. Без опоры на эти признаки невозможно проводить работу по противопоставлению звуков на слух.

К акустическим признакам звука относятся:

Колебания могут быть периодическими и непериодическими. В результате периодических колебаний возникают тоны, а в результате непериодических – шумы. Тоны имеют абсолютную высоту, а шумы – относительную.

В образовании звуков важна роль резонатора – замкнутой воздушной среды, где производится звук. Эторотовая, носовая и глоточная полости речевого аппарата. Благодаря резонатору основной тон обогащается наслаивающимися на него обертонами — более высокими тонами, число колебаний которых является кратным по отношению к числу колебаний основного тона. Это гармонические обертоны.

Тоны в резонаторе могут возникать и самостоятельно. Это резонаторные тоны. В этом случае резонаторы резонируют задней и передней частью отдельно. Удлинение и укорочение резонатора меняют его тоновую окраску. Область резонирования и его результат называются формантой.

Таким образом, тембр звука – сложное явление, содержит основной тон, шум, гармонические обертоны и резонаторные тоны.

Звуки бывают:

У вокальных форманты (т. е. число герц, которые их характеризуют) находятся в кратных отношениях: у первой форманты — 500 Гц; у второй — 1000 (отношения 1:2) — это гласный [о]; у первой форманты — 400 Гц; второй — 3200 (отношение 1: 8) и т. д. У невокальных звуков форманты не находятся в кратных отношениях.
Все гласные и сонорные согласные — вокальные. Шумные согласные — невокальные ‘:

У консонантных звуков сравнительно небольшая сила, у неконсонантных — значительно большая. Гласный [а] можно услышать (если его произносят, как в обычном разговоре, не напрягаясь), например, за 20 шагов; согласный [х] — приблизительно за 5 шагов. Разная слышимость звуков говорит об их разной силе.
Все гласные — неконсонантные, все согласные (и сонорные и шумные) — консонантные.

Гласные Согласные: сонорные шумные
неконсонантные консонантные

‘ В этой и последующих пяти табличках верхний ряд — классификация артикуляционная, нижний ряд — акустическая.

Если форманты имеют сравнительно много герц, то звук — высокий, если сравнительно немного — низкий (невысокий).
Все гласные переднего ряда, согласные зубные, передненёбные и средненёбные — высокие. Все непередние гласные, согласные губные и задненёбные — низкие.

Гласные:

Переднего ряда Среднего и заднего ряда
высокие низкие

Согласные:

Губные Зубные Передне- и средненёбные Задненёбные
низкие высокие низкие

Компактные звуки — те, у которых форманты сравнительно недалеко отстоят друг от друга и от центра речевого спектра. (Центр речевого спектра — частоты в районе 1000 Гц; здесь сосредоточены форманты многих звуков русского языка.) *
Диффузные (некомпактные) не обладают этим качеством. Их форманты «разбросаны»: они далеки либо друг от друга, либо от центра речевого спектра.
Диффузные гласные — верхнего подъема; компактные — все остальные гласные.
Диффузные согласные — губные и зубные, все остальные согласные — компактные:

губные зубные нёбные
диффузные компактные

Это — согласные.

верхнего подъема среднего н нижнего подъема
диффузные компактные

Это — гласные.

Диезные звуки — «повышенные», у них хотя бы одна форманта выше, чем у соответствующего недиезного звука. Недиезные — не повышенные.
Мягкие согласные — диезные, твердые — недиезные.
Гласные, которые произносятся между мягкими согласными,— диезные: [м’ат’] (мять), [т’ул’] (тюль), [в’из’бт’и] (везёте), [п’эт’] (петь), [л’ит’] (лить). Гласные [а], [б], [у], [э], [й] (переднего или передне-среднего ряда) — диезные (сравнительно с [а], [о], [у], [ы]). Гласные, которые произносятся между твердыми согласными,— недиезные: [том], [звук], [дом], [шэст], [сыр].

Бемольные — «пониженные» звуки, у них хотя бы
одна форманта ниже, чем у парных небемольных.
Огубленные гласные — бемольные, неогубленные — небемольные. Так же и согласные: огубленные — пониженные. Они произносятся перед огубленным гласным: [дом] в более точной передаче [д°ом] ([д°] произносится с округлением губ); [звук] — в более точной трансіуіипции [з°в°ук], согласные перед [о], [у] — лабиализованные и, таким образом, бемольные.
В остальных случаях в русском языке произносятся небемольные согласные.

Прерванные звуки — те, у которых начало характеризуется большим расходом энергии, который затем не возрастает. Непрерывные звуки — те, у которых расход энергии вначале сравнительно невелик, но постепенно возрастает.
Прерванные — все смычные согласные. Непрерывные— все несмычные (щелевые) и все гласные (1).

Резкие звуки — те, у которых расход энергии на их протяжении резко неоднороден.
Резкие — аффрикаты (слитные согласные) и дрожащие согласные. Все остальные — нерезкие.

9. Звонкие и глухие.

К звонким относятся вокальные звуки и те, у которых есть хотя бы пониженная ступень вокальности (т. е. та структура формант, которая необходима для вокальных, выражена менее определенно). К звонким звукам относятся гласные и звонкие согласные; к глухим — глухие согласные.

Итак, девять пар звуковых признаков. Они одни и те же и для описания гласных, и для описания согласных.
Дихотомический принцип в акустической классификации выдержан последовательно. Строгая дихотомическая классификация требует, чтобы набор признаков в разных ветвях этой классификации был одинаковым. В артикуляционной же классификации это требование не выдерживается.
Строгую дихотомичность акустической классификации можно представить в виде схемы. На каждом ее уровне набор признаков делится на две взаимоисключающие группы; у всех звуков — и гласных, и согласных — выбор признаков на каждом уровне одинаков. Например, на третьем уровне это признаки высокая

Читайте также:  Признаки того что новорожденный не наедается грудным молоком

1. Акустическая характеристика носовых согласных представляет известную трудность. На спектрограммах оии не всегда четко отличнмы от непрерывных, н поэтому сами иногда рассматриваются как непрерывные (см.: Панов М. В. Современный русский язык: Фонетика. М., 1979). Но более точные исследования дают основания отнести носовые согласные к прерванным, как это н сделано в данном учебнике.
Исключением кажутся (если судить по схеме) признаки бемольность

небемольность, они показаны только у гласных. Такого разделения у согласных схема не дает. Но это чисто техническое упрощение: среди согласных можно было бы ввести также разграничение бемольных н небемольных звуков.
Все гласные — непрерывные, нерезкие; следовательно, эти признаки можно учесть в характеристике гласных (а не только согласных). Схема опять упрощает характеристику, на этот раз у гласных. Гласные обычно — звонкие; глухне гласные тоже существуют; например, в словах бабушк[ъ\, улиц [ъ] возможно произнесение глухого (и поэтому еле слышного) гласного. Следовательно, признаки глухость

звонкость могут быть указаны в характеристике гласных. Наконец, для упрощения схемы тоже не введены признаки диезность

недиезность, но н онн могут быть добавлены в виде еще одного ряда дихотомических признаков.

Тональные звуки — образующиеся голосом при почти полном отсутствии шума, что обеспечивает хорошую слышимость звука: гласные а, э, и, о, у, ы.

Сонорные (звучные) — их качество определяется характером звучания голоса, который играет главную роль в их образовании, а шум участвует в минимальной степени: согласные м, м’, н, н’, л, л’, р, р’, j.

Шумные — их качество определяется характером шума — акустического эффекта от трения воздуха при сближенных или взрыве при сомкнутых органах речи:
звонкие шумные длительные в, в’, з, з’, ж;
звонкие шумные мгновенные б, б’, д, д’, г, г’;
глухие шумные длительные ф, ф’, с, с’, ш, х, х’;
глухие шумные мгновенные п, п’, т, т’, к, к’.

По производимому звуками акустическому впечатлению выделяют следующие подгруппы звуков:
свистящие с, с’, з, з’, ц;
шипящие ш, ж, ч, щ;
твердые п, в, ш, ж, ц и др.;
мягкие п’, в’, ч, щ и др.

Источник: В. А. Белошапкова, Е. А. Брызгунова, Е. А. Земская и др.. Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. ун-тов / В. А. Белошапкова, Е. А. Брызгунова, Е. А. Земская и др.; Под ред. В. А. Белошапковой.—2-е изд., испр. и доп.— М.: Высш. шк.,1989.

24.02.2016, 15633 просмотра.

Источник

Акустические признаки звуков речи

Для определения и различения звуков речи опираются не только на их артикуляционные, но и на акустические признаки. Без опоры на эти признаки невозможно проводить работу по противопоставлению звуков на слух, необходимую для успешного усвоения детьми правильного звукопроизношения.

Тональные звуки – образующиеся голосом при почти полном отсутствии шума, что обеспечивает хорошую слышимость звука: гласные а, э, и, о, у, ы.

Сонорные (звучные) – их качество определяется характером звучания голоса, который играет главную роль в их образовании, а шум участвует в минимальной степени: согласные м, м’, н, н’, л, л’ р, р’ j.

Шумные – их качество определяется характером шума – акустического эффекта от трения воздуха при сближенных или взрыве при сомкнутых органах речи:

звонкие шумные длительные в, в’, з, з’, ж;

звонкие шумные мгновенные б, б’, д, д’, г, г’;

глухие шумные длительные ф, ф’, с, с’, ш, х, х’;

глухие шумные мгновенные п, п’, г, т’, к, к’.

По производимому звуками акустическому впечатлению выделяют следующие подгруппы звуков:

твердые п, в, ш, ж, ц и др.;

мягкие п’, в’, ч, щ и др.

Видоизменения звуков в потоке речи

Консонантная ассимиляция – уподобление согласного согласному.

Вокалическая ассимиляция – уподобление гласного гласному.

Прогрессивная ассимиляция – предшествующий звук влияет на последующий.

Регрессивная ассимиляция – последующий звук влияет на предшествующий.

Полная и неполная ассимиляция: При неполной ассимиляции звук теряет только часть своих признаков.

Редукция – изменение (ослабление) согласных и гласных звуков по качеству и количеству (долготе) в зависимости от места в слове, нахождения в безударных слогах и т.д.

Оглушение – потеря звонкости имеет место во многих языках. Обычно это объясняется преждевременным возвращением голосовых связок в состояние покоя.

Важным для логопедии является понятие опорные звуки. Это звуки, которые сходны с нарушенными по артикуляции (месту или способу образования), но произносимые ребенком правильно.

Опорные звуки

Звуки, произношение которых нарушается Опорные
Звуки, сходные по месту образования Звуки, одинаковые по способу образования
[с] [ф]
[ш] [т], [р] [с]
[р] [ж], [д]
[л] * [д]
[к] [т]
[г] [д]
[х] [с]
[ j] [з’]

Также для [л] опорным является гласный звук [ы], который обеспечивает подъем средне-задней части языка к нёбу. Для [р] опорным звуком также является звук [з], который способствует формированию сильной воздушной струи, направленной по центру языка, и мелкой вибрации кончика языка. В качестве опорного звука для постановки [с] наряду с [ф] успешно используется гласный [и], который вырабатывает зазубное положение языка, характерное для правильной артикуляции свистящих звуков.

Тема: Лингвистическая характеристика недостатков произношения звуков

1. Замена (субституция) звуков, при которой вместо правильного звука произносится звук, сходный по способу образования или по месту артикуляции, парный по глухости/звонкости, твердости/мягкости. Замены возникают в результате несформированного умения произвольно принимать позиции артикуляторных органов, необходимых для произнесения звуков. Это связано с тем, что у ребенка не образовались акустические или артикуляторные образы отдельных звуков.

А.Н. Корнев (2006, с. 94):

Замена звука. Заменой называют регулярно происходящую субституцию нормативного звука другим. Это может наблюдаться при изолированном произнесении и/или в потоке речи.

Следует различать патологические (точнее, условно патологические) и физиологические замены звуков. Патологическими следует считать замены, не свойственные данному этапу онтогенеза фонологической системы. Чаще всего это субституция согласного на артикуляционно или фонетически близкий звук. Довольно часто заменяемым является звук, артикуляционно освоенный ребенком. Примеры: /pilet/ – билет, /jof’ik/ – ежик, /idot/ – идет, /tota/ – тетя, /pabugaj/ – попугай, /sapaka/ – собака.

Частота замен варьирует у разных детей в широких пределах. Она зависит как от фонетического контекста, позиции звука в слове, так и от «возраста» слова в лексиконе ребенка. В давно усвоенных словах может сохраняться неправильное произношение звука, свойственное тому этапу онтогенеза, на котором слово вошло в экспрессивный лексикон. В то же время в недавно усвоенных словах произношение может быть правильным.

Читайте также:  Влюбленная женщина весы признаки

2. Смешение (взаимозамены) звуков – недостаток речи, проявляющийся в том, что ребенок, умея произносить те или иные звуки, путает их в речи. Смешение звуков – признак незакончености процесса овладения системой фонем, нормально этот процесс полностью завершается у ребенка к 4 – 5 годам, когда все звуки речи полностью различаются на слух и правильно произносятся.

А.Н. Корнев (2006, с. 97):

Смешение звуков. Смешения, то есть двусторонние замены звуков, артикуляционно освоенных ребенком, если и встречаются в онтогенезе здоровых детей, то очень кратковременно (Гвоздев А.Н., 1948). При длительном существовании в речи ребенка их правомерно рассматривать как патологические симптомы. Ошибки такого рода рассматриваются как языковые, фонологические (или фонематические), обусловленные нарушениями фонематического восприятия или недостаточной сформированностью соответствующих «фонематических представлений» (Логопедия, 1999).

3. Искажение звука – ненормативное произношение звука, вместо правильного звука произносится звук, которого нет в фонетической системе данного языка.

А.Н. Корнев (2006, с. 95):

Искажение звуковых характеристик речи – произнесение речевых высказываний с привнесением ненормативных фонетических характеристик. Искажения могут быть избирательными в отношении определенной группы звуков (чаше согласных позднего онтогенеза) или тотальными, полиморфными. При избирательных искажениях затрагивается только один уровень подсистемы звуковой реализации высказывания – сегментарный. При тотальных, полиморфных искажениях страдают как сегментарный, так и супрасегментарный уровни (то есть просодические характеристики).

При избирательных искажениях нарушается произношение одного или нескольких звуков (согласных), относящихся к одной фонетической группе и имеющих сходную артикуляцию (по месту и способу образования). Обычно это не препятствует правильной идентификации звука при восприятии слушающим. Характер артикуляции при этом в большинстве случаев отличается от нормативного.

Нельзя не принять во внимание тот факт, что транзиторное (преходящее, временное) искаженное произнесение согласных наблюдается у многих здоровых детей как переходный этап в процессе овладения нормативным звукопроизношением (Гвоздев А.Н, 1948). Обычно это наблюдается перед окончательным освоением ребенком нормативного произнесения звука. Этому предшествует узнаваемый, но неточный вариант артикуляции. Под контролем слухового анализатора в норме происходит самокоррекция, то есть совершенствование артикуляции до полного совпадения звукового эффекта с эталонным. В патологии может произойти санкционирование приблизительного, искаженного варианта произнесения как окончательного.

В случаях более тяжелой патологии искажения носят тотальный, полиморфный характер и распространяются как на гласные, так и на согласные звуки, что делает речь нечленораздельной и резко затрудняет ее понимание. Одновременно страдает и интонационно-мелодическая окраска речи: она слабо модулирована, монотонна. Нередко наблюдаются и дисфонические симптомы: глухость голоса, который периодически затухает, явления фонастении.

4. Пропуск (элизия) звуков, при котором звук не опознается, выпадает. Отсутствие звука в речи может выражаться в его выпадении в начале слова.

А.Н. Корнев (2006, с. 95):

Пропуск звуков. Следует различать 2 категории случаев, когда наблюдаются ошибки данного типа: А) Пропуски звуков, который ребенок еще не умеет произносить, даже при имитации в изолированной форме. Б) Пропуск звука, который ребенок уже может артикулировать отраженно и в некоторых коротких словах, простых по слоговой и звуковой структуре. Звуки, еще не освоенные ребенком, пропускаются: /иkа/ – рука, /kиа/ – кура. Или их место занимает гласный или гласноподобный звук: /abis`kо/ – яблочко, /ewbus/ – арбуз.

Звуки частично усвоенные, то есть те, у которых комплекс необходимых движений не автоматизирован, пропускаются не всегда. Вероятность пропуска звука в таких случаях зависит от его фонетического окружения и позиции в слове. Наиболее часто пропускаются согласные в ситуации их стечения. Довольно часто пропускается звук в конце слова, Более сильной позицией является начало слова и предударное положение (Гвоздев А.Н., 1995). Например: /pois/ – поезд, /jaka/ — якорь, но /reki/ – реки, /kaput’а/ – капуста, но /s’umka/ – сумка, /goz’d’i/ – гвозди, но /vetil’/ – ветер, /ut’еj/ – ручей, но /ruki/ – руки.

Б.М. Гриншпун: Перечисленные виды нарушений: замены, смешении и искажения звуков – в традиционной логопедии рассматриваются как рядоположные. В современных логопедических исследованиях, опирающихся на положения лингвистики, они подразделяются на две разноуровневые категории. Замены и смешения звуков квалифицируются как фонологические (Ф. Ф. Pay), или (что то же самое) фонематические (Р. Е. Левина) дефекты, при которых нарушена система языка. При фонологических /фонематических дефектах нарушена система языка.

Искажения звуков квалифицируются как антропофонические (Ф. Ф. Pay), или фонетические дефекты, при которых нарушена произносительная норма речи.

Классификация нарушений звукопроизношения

Формы звуковых нарушений Замены, смешения Искажения
По классификации Ф.Ф. Рау Фонологические нарушения Антропофонические нарушения
По классификации Р.Е. Левиной Фонематические Фонетические
По классификации Ольги Алексеевной Токаревой Сенсорные Моторные

Для обозначения искаженного произношения звуков используются международные термины, образованные от названий букв греческого алфавита с помощью суффикса -изм:

1. Сигматизм (от названия греческой буквы сигма, обозначающей звук с) – недостатки произношения свистящих (с,с’, з,з’, ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков.

2. Ротацизм (от названия греческой буквы ро, обозначающей звук р) – недостатки произношения звуков р и р’.

3. Ламбдацизм (от названия греческой буквы ламбда, обозначающей звук л) – недостатки произношения звуков л и л’.

4. Дефекты произношения нёбных звуков: каппацизм — звуков к и к’, гаммацизм — звуков г и г’, хитизм – звуков х и х’, йотацизм – звука й (от названий греческих букв каппа, гамма, хи, йота, обозначающих соответственно звуки к, г, х, и).

5. Дефекты озвончения – недостатки произношения звонких согласных звуков. Эти дефекты выражаются в замене звонких согласных звуков парными глухими звуками: б-п, д-т, в-ф, з-с, ж-ш, г-к и т. д.

6. Дефекты смягчения – недостатки произношения мягких согласных звуков, заключающиеся в основном в замене их парными твердыми, например д’-д, п’-п, к’-к, р’-р и т. д.

Исключение составляют только звуки ш, ж, ц, не имеющие мягких пар, и звуки ч, щ, и, которые произносятся всегда мягко и не имеют твердых пар.

В тех случаях, когда отмечается замена звука, то к названию дефекта прибавляют приставку пара-: параротацизм, парасигматизм и др.

3 уровня неправильного звукопроизношения:

1-й уровень: полное неумение произнести звук или всю группу звуков;

2-й уровень: неправильное произношение звуков в речевом потоке при наличии умения правильно произносить их изолированно или в отдельных словах;

3-й уровень: недостаточное дифференцирование — смешение двух близких по звучанию или по артикуляции звуков при умении правильно произносить их изолированно.

Источник