Акустические признаки звуков речи таблица

Акустические признаки звуков речи таблица

Степень подъема передней, средней или задней части спинки языка определяет гласные нижнего подъема (а), среднего подъема (э, о) и верхнего подъема (и, ы, у).

В зависимости от степени выдвижения губ вперед различают гласные неогубленные (нелабиализованные) — а, ы (губы в нейтральном положении), э, и (губы растянуты, как при улыбке) и огубленные (лабиализованные) — о, у (губы округляются и выдвигаются вперед).

Акустические признаки звуков речи

Для определения и различения звуков речи опираются не только на их артикуляционные, но и на акустические признаки. Без опоры на эти признаки невозможно проводить работу по противопоставлению звуков на слух, необходимую для успешного усвоения детьми правильного звукопроизношения.

Тональные звуки — образующиеся голосом при почти полном отсутствии шума, что обеспечивает хорошую слышимость звука: гласные а, э, и, о, у, ы.

Сонорные (звучные) — их качество определяется характером звучания голоса, который играет главную роль в их образовании, а шум участвует в минимальной степени: согласные м, м’, н, н’, л, л’ р, р’ j.

Шумные — их качество определяется характером шума — акустического эффекта от трения воздуха при сближенных или взрыве при сомкнутых органах речи:

звонкие шумные длительные в, в’, з, з’, ж;

звонкие шумные мгновенные б, б’, д, д’, г, г’;

глухие шумные длительные ф, ф’, с, с’, ш, х, х’;

глухие шумные мгновенные п, п’, г, т’, к, к’.

По производимому звуками акустическому впечатлению выделяют следующие подгруппы звуков:

свистящие с, с’, з, з’, ц;

твердые п, в, ш, ж, ц и др.;

мягкие п’, в’, ч, щ и др.

Анализ классификации звуков русского языка показывает, что успешное овладение ребенком фонематической системой языка требует большой работы по развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов. Поэтому у него необходимо развивать фонематический слух, т. е. способность различать и воспроизводить все звуки речи, соотнося их с фонетической системой данного языка; вырабатывать хорошую дикцию, т. е. подвижность и дифференцированность движений органов артикуляционного аппарата, обеспечивающих четкое, ясное произношение каждого звука в отдельности, а также слов и фраз в целом; развивать речевое дыхание, т. е. умение производить короткий вдох и продолжительный ротовой выдох, обеспечивающий длительное и звучное произношение звуков речи, а также плавность и слитность произношения.

Источник

Лекция 2. Артикуляционные и акустические характеристики русских звуков. Полный фонетический разбор.

1. Артикуляционная классификация согласных звуков по:

а) месту образования,

б) способу образования,

в) соотношению голоса / шума,

г) твердости / мягкости,

д) длительности / краткости.

Подробная характеристика работы речевого аппарата при образовании звуков каждой группы.

2. Парность согласных звуков в вузовской и школьной трактовке.

3. Типология гласных по:

а) месту изгиба языка,

б) степени подъема языка,

Подробная артикуляционная характеристика и группировка звуков.

4. Графические интерпретации артикуляционной классификации гласных русского языка.

5. Акустическая классификация звуков. Учение о различительных признаках в общей и русской фонетике.

6. Порядок и методика фонетического анализа (транскрипция, место ударения, слогоделение, определение типов слогов, харак-ка звуков)

7. Фонетический разбор в школьной практике.

1. Артикуляционная классификация согласных звуков.

Характеристику согласных составляют пять основных признаков: место образования, способ образования, уровень шума, участие или неучастие голоса, твердость-мягкость.

а) Место образования согласного зависит от того, какой активный орган совершает основную работу и с каким пассивным органом он смыкается или сближается. Это то место во рту, где воздушная струя встречает препятствие. Если активный орган нижняя губа, то согласные могут быть губно-губными: [п, б, м] (пассивный орган — верхняя губа) и губно-зубными: [в, ф] (пассивный орган — верхние зубы). Если активный орган язык, то характеристика согласного зависит от того, какая часть языка — передняя, средняя или задняя — участвует в создании преграды и с каким пассивным органом — зубами, передней, средней или задней частью нёба — язык сближается или смыкается. Переднеязычные согласные бывают зубными: [т, д, с, з, н], когда передняя часть языка направляется к зубам, и передненёбными: [р, ш, ж, ч’], когда она направлена к передней части нёба. Среднеязычные одновременно всегда и средненёбные: [j]. Заднеязычные либо средненёбные: [к’, г’, х’] либо задненёбные: [к, г, х].

· Переднеязычно-зубные [т, д, с, з, н, л, ц]

· Переднеязычно-передненебные [р, ш, ж, ч]

· Заднеязычно-средненебные [г’, к’, х’, γ’]

· Заднеязычно-задненебные [г, к, х, γ]

б) Способ образования согласного — это характеристика препятствия во рту на пути воздушной струи. Препятствие это бывает двух родов: либо полная смычка органов речи, либо щель между ними. Поэтому все согласные делятся на две группы: смычные и щелевые.

Щелевые (фрикативные — от лат. fricatio — ‘трение’) образуются в результате трения воздушной струи о края сближенных орга­нов речи, представляющих узкую щель. Щелевые срединные образуются посредине сближенных органов речи: [в, ф, з, с, ж, ш, j]. При щелевых боковых воздух протекает сбоку ротовой полости, между боковой частью языка и зубами: [л, л’].

— срединные [в, ф, з, с, ш, ж, j, х, γ]

— аффрикаты (слитные) [ц, ч]

— дрожащие (вибранты) [р, р’]

Классификация согласных по способу образования
щелевые смычные
боковые срединные носовые неносовые
взрывные сложные
дрожащие аффрикаты

в) соотношению голоса / шума, По уровню шума (степени его интенсивности) согласные делятся на сонорные [р, л, м, н, j] и шумные [б, в, г, д, ж, з, к, п, с, т, ф, х, ц, ч’, ш]. Интенсивность шума шумных согласных значительно выше, чем у сонорных. Объясняется это различиями в напряженности органов речи и в силе воздушной струи при произнесении сонорных и шумных согласных. Шумные образуются при большем, чем у сонорных, напряжении мышц в том месте ротовой полости, где возникает преграда воздушной струе. Измерения интенсивности воздушной струи, выходящей из ротовой или носовой полости во время речи, показывают, что при произнесении сонорных согласных сила воздушной струи гораздо слабее, чем при произнесении шумных.

По участию голоса согласные делятся на две группы: произносимые с голосом (тоном) и без голоса. Голос возникает в результате того, что голосовые связки сближены и дрожат при прохождении струи воздуха. Так образуются звонкие согласные: [б, в, г, д, ж, з]. Разница между сонорными и звонкими шумными в том, что у звонких сонорных голос (тон) обычно преобладает над шумом, а у звонких шумных шум преобладает над голосом. Без голоса, при помощи одного только шума образуются глухие согласные: [к, п, с, т, ф, х, ц, ч’, ш]. При их произнесении голосовая щель раскрыта, а голосовые связки расслаблены.

По наличию и отсутствию голоса, т. е. по звонкости и глухости, согласные звуки образуют пары [б] — [п], [в] — [ф], [г] — [к], [д] — [т], [ж] — [ш] и др. Звук [ц] глухой. Но у него есть звонкая пара — звук [дз], который произносится на месте [ц] перед звонким согласным, например, в словах плацдарм, спецзадание, Шпицберген, это отец был, конец года. Такую же пару составляют глухой [ч’] и звонкий [дж’]. В словах алчба, начбазы, лечь бы, мяч закатился, это дочь была произносится не [ч’], а его звонкий заместитель [д’ж’]. Он, как и [дз], появляется перед звонким шумным согласным.

Только у [j] не может быть твердой пары. У остальных мягких согласных поднятие языка по направлению к твердому нёбу — артикуляция, дополнительная к основному способу образования согласного. У [j] же поднятие средней части спинки языка по направлению к твердому нёбу является основной артикуляцией. Без этой артикуляции никакого согласного звука вообще не возникает.

д) длительности / краткости

2. Парность согласных звуков в вузовской и школьной трактовке.

Гласные, как уже указывалось,— это чисто тоновые звуки. Возникнув в гортани в результате колебания голосовых связок, музыкальный тон, голос приобретает особый тембр в надгортанных полостях. Рот и глотка — те резонаторы, в которых и формируются различия между гласными. Эти различия определяются объемом и формой резонирующих полостей, которые могут изменяться в результате движений губ, языка и нижней челюсти.

Читайте также:  Патологические признаки посттравматического стресса у больных детей

Классификация гласных строится на трех признаках: а) месту изгиба языка,, б) степени подъема языка по вертикали по отношению к нёбу, в) участии губ.

а) месту изгиба языка, (По степени продвинутости языка вперед или отодвинутости его назад по горизонтали) различаются гласные переднего рядa [и, э], среднего ряда [ы, а] и заднего ряда [у, о]. При артикуляции гласных переднего, среднего и заднего ряда язык концентрируется соответственно в передней, средней или задней части полости рта. Форма языка при этом бывает различна. При образовании гласных переднего ряда по направлению к передней части нёба приподнимается передняя часть спинки языка. При образовании гласных заднего ряда приподнимается по направлению к задней части нёба задняя часть спинки языка. А при образовании гласных среднего ряда язык либо приподнимается средней частью к средней части нёба, как иногда бывает при произнесении [ы], либо лежит плоско, как при произнесении [а]. Простейшая таблица русских гласных такова (она именуется квадратом Р.И. Аванесова):

б) степени подъема языка,По степени подъема языка по отношению к нёбу различаются гласные верхнего подъема [и, ы, у], среднего подъема [э, о] и нижнего подъема [а]. При артикуляции гласных верхнего подъема язык занимает крайнее верхнее положение. Нижняя челюсть при этом обычно слегка отходит от верхней, создавая узкий раствор рта. Поэтому гласные верхнего подъема называют также узкими. При артикуляции гласных нижнего подъема нижняя челюсть обычно опущена в крайнее нижнее положение, создавая широкий раствор рта. Поэтому гласные нижнего подъема называют также широкими.

в) участию губ. По участию губ гласные делятся на огубленные (лабиализованные) и неогубленные (нелабиализованные). При образовании огубленных гласных губы сближаются, округляются и выпячиваются вперед, уменьшая выходное отверстие и удлиняя ротовой резонатор. Степень огубленности может быть различной: меньшая у [о], большая у [у]. Гласные [а, э, и, ы] — неогубленные.

Источник

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА
материал по логопедии на тему

На основе классификации составляются профили звуков русского языка.

Скачать:

Предварительный просмотр:

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

Звук с акустической точки зрения – колебания частиц воздуха. Источник – колебание звуковых связок. С точки зрения артикуляции выделяют гласные и согласные звуки речи.

Артикуляция – совокупность действий органов произношения в момент звука.

По артикуляторным признакам все звуки речи делятся две групппы:

Основным критерием этого деления является наличие или отсутствие преграды в ротовой полости при их произнесении.

В русском языке 42 звука речи: 6 гласных, 36 согласных звуков

КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Все гласные русского языка характеризуются наличием голоса (фонацией), их артикуляция обусловлена вибрацией голосовых связок и свободным проходом выдыхаемого воздуха через ротовую полость.

1. При образовании гласных к небу поднимается не весь язык, а его передняя, средняя или задняя часть. За счет этого меняется объем и форма ротовой полости.

По ряду (положению языка в горизонтальной плоскости):

2. По степени подъёма языка к нёбу (его положению в вертикальной плоскости): верхний, средний и нижний подъём:

КЛАССИФИКАЦИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Артикуляция согласных звуков связана с наличием какой-либо шумообразующей преграды для выходящей из легких струи воздуха. Согласные русского языка различаются по следующим признакам:

1. Классификация согласных звуков по способу образования:

2.Классификация согласных звуков по месту образования :

3. Классификация согласных звуков по степени напряжения средней части спинки языка:

мягкие: [j], [щ], [ч]- всегда мягкие; [т’], [д’], [н’], [б’], [в’], [г’], [с’], [р’] и др.;

4. По положению мягкого неба (месту резонирования) согласные звуки делятся на:

По акустическим признакам выделяют:

Для определения и различения звуков речи опираются не только на их артикуляционные, но и на акустические признаки. Без опоры на эти признаки невозможно проводить работу по противопоставлению звуков на слух, необходимую для успешного усвоения детьми правильного звукопроизношения.

По производимому звуками акустическому впечатлению выделяют следующие подгруппы звуков :
свистящие с, с’, з, з’, ц;
шипящие ш, ж, ч, щ;
твердые п, в, ш, ж, ц и др.;
мягкие п’, в’, ч, щ и др.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знание профилей звуков является необходимым условием в работе учителя-логопеда. Для того,чтобы научить правильно и красиво говорить, для начала, нужно знать положение органов артикуляции. Профили.

Классификация звуков русского языка.

Классификация звуков русского языка с учётом анатомо-физиологических особенностей их образования В образовании звуков основное участие принимают артикуляционный аппарат (активными орган.

В образовании звуков основное участие принимают артикуляционный аппарат (активными органами которого являются язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо; пассивными органами – зубы, верхняя челюсть.

Источник

Классификация звуков речи

Гласные и согласные звуки

Акустическая классификация звуков речи

вокальные консонантные
гласные +
сонорные согласные + +
шумные согласные +

В акустическом отношении резкие и нерезкие звуки оттличаются интенсивностью шума. При образовании резких звуков в в ротовой полости возникают турбулентные воздушные потоки — завихрения струи, когда часть воздуха идет поперек общего потока, возмущая его. В русском языке к резким звукам относятся аффрикаты [ц, ч’] и дрожащие [р-р’]. Назальность обусловлена участием в образовании звука носового резонатора. К назальными звукам относятся носовые гласные и согласные. Под абруптивностью имеется в виду образование согласных, сопровождаемое гортанной смычкой.

Для описания фонетической системы русского языка считается достаточным 9 пар признаков. При этом некоторые из них для отдельных звуков оказываются в ряде случаев несущественными, дублирующими, так как их наличие или отсутствие следует из других признаков, предсказывается ими. Например, вокальность [а] предсказывает его неконсонантность; из отсутствия вокальности [с] следует его консонантность.

Артикуляционная классификация звуков речи

Особенности артикуляционной классификации заключаются в том, что гласные и согласные звуки описываются в ней отдельно и, как правило, в разных терминах, что обусловлено спецификой артикуляции этих звуков речи.

Классификация гласных

В разных языках количество гласных не совпадает: например, в современном русском и белорусском языках их по шесть, в современном немецком тринадцать, а в современном английском двадцать один. Таблица гласных звуков Международной фонетической ассоциации (МФА) представлена 25 гласными звуками. Вокализм русского языка считается достаточно простым, в отличие, например, от вокализма английского и французского языков, в которых имеются напряженные и губные передние гласные, долгие гласные и дифтонги.

По степени подъема языка гласные делятся: на звуки верхнего подъема (рус. [и], [ы], [у]), при образовании которых язык занимает самое высокое положение в полости рта; звуки нижнего подъема (рус. [а]), при их артикуляции язык занимает максимально низкое положение в полости рта; звуки среднего подъема (рус. [э], [о]), при их образовании язык занимает среднее положение в полости рта; средних подъемов может быть достаточно много.

По участию или не участию губ гласные делятся на лабиализованные (огубленные) и нелабиализованные (неогубленные). Огубленные звуки образуются при округлении и вытягивании губ. В русском языке это [у], [о]. При произнесении неогубленных звуков губы пассивны.

В речевом потоке гласные звуки, помимо своего основного вида, существуют в разнообразных оттенках, которые зависят от различных фонетических условий: от места по отношению к ударению, от соседства с твердыми или мягкими согласными, от места в слове.

По положению мягкого нёба гласные делятся на ротовые, или ртовые, и носовые. При образовании ротовых мягкое нёбо поднято и закрывает проход в носовую полость. При образовании носовых гласных мягкое нёбо опущено и воздушная струя свободно проходит в полость носа. В современном русском языке носовых гласных нет. В древности носовые гласные у славян были, они сохранились до сих пор в польском языке.

Гласные различают также и степенью раствора рта. Например, русский гласный [и] принадлежит к «узким» звукам, поскольку при его произнесении рот почти не раскрывается. И, напротив, звук [а] принадлежит к числу самых «широких» звуков, так как при его произнесении образуется самый широкий раствор рта.

Простейшая таблица русских гласных выглядит следующим образом:

Подъем Ряд
передний средний задний
верхний и ы y
средний э о
нижний а
нелабиализованные лабиализованные

Классификация согласных

Основанием классификациии согласных служат следующие артикуляционные признаки:

1) активный орган, образующий пре-граду;

2) место образования преграды;

3) способ образования преграды;

4) работа голосовых связок;

5) положение мягкого нёба.

По активному органу согласные делятся на губные, языч-ные, увулярные, фарингальные и гортанные.

Язычные согласные подразделяются на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные. Переднеязычные согласные по месту образования разделяются на зубные и передненёбные. При образовании зубных звуков преграда создается сближением передней части и кончика языка с зубами, зубами и альвеолами или альвеолами. Подавляющее большинство переднеязычных звуков относится к категории зубных: [д-д’, т-т’, з-з’, с-с’, н-н’, л-л’, ц]. Передненёбные образуются поднятием передней части спинки языка или его кончика по направлению к альвеолам и передней части твердого нёба. В русском языке к ним относятся [ж, ш, ч’, р-р’].

Читайте также:  Признаки психогенной головной боли

При образовании заднеязычных звуков преграда создается сближением задней части спинки языка с мягким нёбом, поэтому их также называют велярными (от лат. velaris), или задненёбными. К заднеязычным относятся звуки [г-r’, к-к’, х-х’].

Образование увулярных звуков характеризуется сближением мягкого нёба и язычка (увулы) с задней частью языка (например, нем. [х] в словах ach, Buch).

Гортанные, или ларингальные, звуки образуются при смычке или сближении голосовых связок. Гортанные звуки очень близки к фарингальным и часто их не различают (те и другие именуют гортанными).

Таким образом, деление согласных по активному органу наслаивается на их деление по месту образования, что закономерно, так как при образовании звука проявляются все его артикуляционные признаки, выступающие в комплексе, во взаимосвязи. Это относится и к способу образования преграды органами речи, и к работе голосовых связок, и к положению мягкого нёба.

Под способом образования понимается характер преграды и прохода для струи воздуха (свободный, суженный, сомкнутый) при образовании звука речи. По этому артикуляционному признаку все согласные в одном из вариантов классификации делятся на смычные, щелевые, смычно-щелевые, смычно-проходные и дрожащие.

Дрожащие согласные образуются ритмическим колебанием кончика языка, то есть вибрацией, поэтому иначе они называются еще вибрантами. В русском языке это звуки [р-р’].

Как уже отмечалось при акустической классификации звуков, по соотношению голоса и шума все согласные делятся на сонорные и шумные; последние в свою очередь разделяются на звонкие и глухие.

Наряду с основной артикуляцией при образовании звуков в каждом языке есть дополнительная, создающая специфическую окраску тембра. По дополнительной окраске среди согласных выделяют палатализованные, или мягкие, и непалатализованные, или твердые.

Палатализация заключается в дополнительном поднятии передней или средней части спинки языка к твердому нёбу. Согласный [j] в этой системе занимает особое место: он всегда мягкий — палатальный, так как при его образовании есть только основная артикуляция средней части спинки языка к твердому нёбу и нет добавочной. В разных языках степень палатализованности согласных звуков различна. Существуют языки, которым палатализация неизвестна.

Предложенная классификация очень неполно отражает реальное многообразие звуковых различий согласных, существующих в фонетических системах языков мира. Простейшая таблица русских согласных может быть представлена следующим образом:

Способ артикуляции Место артикуляции Участие голоса и шума
Губные Язычные
губно-губные губно-зубные переднеязычные среднеязычные заднеязычные
зубные передненебные
Смычные б-б’ д-д’ г- г’ зв.
п-п’ т-т’ к-к’ гл.
Щелевые в-в’ з-з’ ж j зв.
ф-ф’ с-с’ ш- ш ‘ х-х’ гл.
Смычно-щелевые ц ч’ гл.
Смычно-проходные носовые м-м’ н-н’ сон.
боковые л-л’ сон.
Дрожащие р-р’ сон.
тв. м. тв. м. тв. м. тв. м. палат. тв. м.
Отсутствие или наличие палатализации

Таким образом, акустическая и артикуляционная классификация звуков речи показывает, что каждый звук обладает рядом признаков, которые сохраняются или не сохраняются, когда звук оказывается в соседстве с другими в потоке речи.

Источник

Фонетика (краткий курс лекций)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Звуковая сторона языка

2. Акустические признаки звуков речи

3. Артикуляционные признаки звуков речи

4. Классификация звуков речи

5. Фонетическое членение речи

6. Фонетические процессы.

6.1. Комбинаторные изменения звуков

6.2. Позиционные изменения звуков. Ударение. Редукция

7. Фонемы, позиции, вариации и варианты

8. Система фонем и фонетическая система языка. Орфоэпия

Ключевые слова: фонетика, фразы, такты, слоги, звуки, количественные и качественные отношения, интонация, ударение, волна сонорности, относительна акустическая и артикуляционная однородность, колебательные движения, высота, сила, длительность, тембр звука, шумы, резонатор, гармонические обертоны, резонаторные тоны, форманта, артикуляция, экскурсия, выдержка, рекурсия, гласные, согласные, спиранты, активные и пассивные органы речи, палатализация и веляризация, консонантизм, вокализм, артикуляционные и акустические признаки звуков, сегментные и суперсегментные единицы, дифтонг, фразовое ударение, пауза, пограничные сигналы, комбинаторные и позиционные изменения звуков, аккомодация, ассимиляция, диссимиляция, диэрезы, эпентезы, гаплология, редукция, протеза в начале слова, оглушение звонких согласных в конце слова, перцептивная и сигнификативная функции звуков речи, фонемы, звукотипы, оппозиции, дифференциальные и интегральные признаки фонем, произносительные условия, дистрибуция фонем, сильные и слабые позиции фонем, варианты и вариации фонем, омофония, делимитативная функция звуковых единиц, нормировка произношения

1. ЗВУКОВАЯ СТОРОНА ЯЗЫКА

Фонетика – наука, изучающая звуковые единицы языка – фразы, такты, слоги, звуки, которые связаны между собой количественными и качественными отношениями. Единство фразы создается интонацией, единство такта – ударением, единство слога – волной сонорности, а единство звука – его относительной акустической и/или артикуляционной однородностью. Фонетические единицы связаны между собой и зависят друг от друга, поэтому они составляют систему.

2. АКУСТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ЗВУКОВ РЕЧИ

Акустика – наука, изучающая теорию звука. Звук – это результат колебательных движений какого-либо тела в какой-либо среде, осуществляемый действием какой-либо движущей силы и доступный для слухового восприятия. К акустическим признакам звука относятся: высота, которая зависит от частоты колебаний: чем выше частота, тем выше звук; сила, которая зависит от амплитуды колебаний: чем больше амплитуда, тем сильнее звук; длительность (или долгота), которая связана с количеством колебаний во времени, тембр – индивидуальное качество его акустических признаков.

Колебаниямогут быть периодическими и непериодическими. В результате периодических колебаний возникают тоны, а в результате непериодических – шумы. Тоны имеют абсолютную высоту, а шумы – относительную.

Тоны в резонаторе могут возникать и самостоятельно. Это резонаторные тоны. В этом случае резонаторы резонируют задней и передней частью отдельно. Удлинение и укорочение резонатора меняют его тоновую окраску. Область резонирования и его результат называются формантой.

Таким образом, тембр звука – сложное явление, содержит основной тон, шум, гармонические обертоны и резонаторные тоны.

3. АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ ЗВУКОВ РЕЧИ

Источником образования большинства звуков речи служит воздушная струя, выталкиваемая из легких по бронхам, трахее через гортань и далее через глотку и полость рта (или носа) наружу. С точки зрения образования звуков речевой аппарат делится на три части: 1) все, что ниже гортани; 2) гортань; 3) все, что выше гортани.

Звуки делятся на гласные и согласные, различающиеся как акустически, так и артикуляционно.

Акустически звуки делятся на сонорные (звучные) и шумные. Сонорные определяются резонаторными тонами, шумы в них либо не присутствуют (это гласные), либо они минимальны (например, в артикуляции (р), (л), (м), (н). В шумных (это только согласные) тембр звука определяется характером шума. Крайними точками сонорности служат (а) и (п). Между этими двумя полюсами – чисто тональных звуков типа (а) и далее в убывающем по сонорности порядке, благодаря уменьшающемуся раствору рта, (э), (о), (и), (у), и чисто шумовых (п) – находятся звуки, переходные от сонорных к шумным. Так, в пределах сонорных это согласные (м), (н), (л), (р), (й), (w), а в пределах шумных это звонкие длительные (в), (з), (ж) и мгновенные (б), (д), (г); глухие длительные (ф), (с), (ш), (х), мгновенные (п), (т), (к). Следовательно, акустически гласные являются чисто тональными звуками.

4. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗВУКОВ РЕЧИ

4.1. Классификация согласных

Все согласные могут быть подразделены на шумные и сонорные. К шумным относятся фрикативные, которые бывают звонкими и глухими, а также взрывные и аффрикаты, как глухие, так и звонкие. Носовые, боковые, дрожащие относятся к сонорным.

Взрывные и аффрикаты относятся к мгновенным звукам, а гласные, фрикативные, носовые, боковые и дрожащие звуки – к длительным.

Палатализация – это подъем средней части языка к твердому небу, что повышает характерный тон и шум. Это явление называют смягчением. Веляризация – это подъем задней части языка к мягкому небу, что понижает характерный тон и шум. Это явление называется отвердением (ср. люк – лук).

Дополнительные гортанные артикуляции могут различать придыхательные и смычно-гортанные согласные.

Система согласных называется консонантизмом.

4.2. Классификация гласных

Признаки, характеризующие согласные, не подходят для определения гласных. Гласные делятся по широте раствора рта. По этому признаку они бывают: широкие (а), средние (э), (о), узкие (и), (у). Акустически это деление соответствует степени сонорности: максимально сонорные, средней сонорности и минимально сонорные.

Различия гласных по высоте резонаторного тона зависят от того: а) как перегорожен ротовой резонатор; б) как расположены губы; в) включен или выключен носовой резонатор. Положение губ – важное условие для характеристики гласных. Растягивание губ укорачивает переднюю часть резонатора, что повышает резонаторный тон; округление губ в колечко и вытягивание их в трубочку увеличивает переднюю часть резонатора, что понижает резонаторный тон. Эта артикуляция называется огублением или лабиализацией. Не растянутые и не вытянутые губы не влияют на резонаторный тон. Лабиализованные гласные ниже нелабиализованных. Лабиализовать легче узкие гласные (сильная лабиализация), труднее средние (средняя лабиализация) и труднее всего широкие (слабая лабиализация).

Читайте также:  Ноутбук не подает признаков жизни с чего начать

Артикуляционно гласные распределяются горизонтально по ряду, то есть по той части языка, которая поднята при произношении данного звука. Выделяются гласные: переднего ряда – (и), (и), (э),(о),( ); заднего ряда – (ы), (у), (о), ( ), (а) заднее и его огубленная пара ( ); среднего ряда – (ы) и его огубленная пара (у).

Вертикально гласные распределяются по подъему, то есть по степени приподнятости той или иной части языка. Выделяются: гласные верхнего подъема – (и), (и), (ы), (у), (ы), (у); среднего – (э), (о), (а), (о); нижнего – это разные (а), см. таблицу № 3.

Гласные могут различаться и долготой.

5. ФОНЕТИЧЕСКОЕ ЧЛЕНЕНИЕ РЕЧИ

Такт – группа слогов, объединенная одним ударением. В обычной звучащей речи (нестихотворной) безударные слоги группируются вокруг ударного слога. Ударный слог выделяется своей силой и длительностью. В большинстве языков все знаменательные слова выделяются в отдельные такты, так как имеют свое ударение. Незнаменательные (служебные) слова, не имея своего ударения, примыкают к слову, имеющему ударение, либо спереди (проклитика) либо сзади (энклитика).

Фраза – несколько тактов, объединенных интонацией. Интонация – изменение основного тона по высоте, которое может быть осложнено сопутствующими явлениями: увеличением силы ударения в отдельных тактах, убыстрением и замедлением темпа. Иногда к интонации относят и тембр всего высказывания. Во фразе выделяются три части: предцентровая, центр и постцентровая. Центр – это ударный слог в том такте, который выделяется по силе среди других тактов фразы. Эти такты, произношение которых усилено, несут фразовое ударение. Одна фраза от другой отделяется с помощью: 1. интонации; 2. пауз; 3. фразового ударения. Членение текста на такты и фразы имеет смыслоразличительную функцию.

К числу суперсегментных единиц относятся и так называемые пограничные сигналы (диэремы), так как на границах слов (и морфем) действуют иные звуковые закономерности, чем в середине значимых языковых единиц. Пограничные сигналы являются суперсегментными единицами по той причине, что всегда обусловлены особыми звуковыми сочетаниями, возникающими на границах значимых единиц.

6. ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Звуки могут влиять друг на друга. Это влияние вызывает комбинаторные изменения, к которым относятся аккомодация, ассимиляция, диссимиляция, диэрезы, эпентезы, гаплология. Кроме этого на звуки могут влиять общие условия произношения. Это вызывает позиционные изменения звуков. К ним относятся протеза в начале слова, оглушение звонких согласных в конце слова, редукция безударных гласных и т.д.

6.1. Комбинаторные изменения звуков

Аккомодация имеет место при приспособлении согласных и гласных, стоящих рядом. Она бывает прогрессивной и регрессивной. В любом случае это частичное приспособление звуков. Вопрос о том, что аккомодирует: согласные гласным или гласные согласным, решается по-разному в разных языках и даже в одном языке в разные периоды его существования.

Ассимиляция – это процесс уподобления звуков того же рода. Она может быть полной или неполной; прогрессивной или регрессивной, контактной или дистактной. Ассимиляция может затрагивать тот или иной признак звука. Так, для согласных это: способ и место образования твердости и мягкости; участие-неучастие голоса (оглушение и озвончение). Для гласных это признаки ряда, подъема, лабиализации. Каждая ассимиляция может быть охарактеризована со всех указанных точек зрения.

Диссимиляция – это процесс расподобления звуков одного типа, когда из двух одинаковых или подобных звуков получается два различных или менее похожих звука. Они касаются как гласных, так и согласных; могут быть контактными и дистактными; регрессивными и прогрессивными.

Ассимиляция не угрожает фонетическому облику языка, и поэтому шире допускается литературным языком, а диссимиляция более резко меняет фонетические нормы языка, и поэтому более характерна для ненормированной речи, а именно диалектов, просторечия и т.д.

Наряду с этим имеют место и так называемые прочие фонетические процессы. Они основываются либо на диссимиляции, либо на ассимиляции. К ним относятся: диэрезы (выкидки), основанные на ассимилятивных процессах; гаплологии, когда выкидке подвергается один из двух одинаковых или подобных слогов; эпентезы (вставки), основанные на диссимиляции; протезы (надставки), приставляющиеся к началу слова; метатезы (перестановки).

6.2. Позиционные изменения. Ударение. Редукция

Позиционные изменения связаны прежде всего с ударением, то есть с позицией слога относительно ударения.

Ударение – это выделение из группы слогов одного слога. Оно достигается в разных языках различными средствами, а именно: силой или интенсивностью артикуляциидинамическое (или силовое, экспираторное) ударение; долготой произношения – квантитативное (количественное или долготное) ударение; движением голосового тона (восходящего, нисходящего или комбинированного) на фоне нейтрального тона прочих слогов – тоновое (мелодическое, музыкальное) ударение. Эти приемы могут выступать как самостоятельно, так и в сочетании друг с другом.

Кроме этого ударение может быть как фиксированным, так и нефиксированным; как одноместным, так и разноместным.

Динамическое и динамически-комплексное ударение является источником редукции.

Редукция – это ослабление и изменение звучания безударных слогов и прежде всего слоговых звуков этих слогов.. В связи с этим она касается преимущественно гласных звуков. Различают количественную и качественную редукцию.

Однако позиционные изменения характерны и для согласных звуков. Это позиционные изменения шумных согласных в конце слова, когда имеет место оглушение звонкого. Это явление представляет собой редукцию согласного звука.

7. ФОНЕМЫ. ПОЗИЦИИ. ВАРИАЦИИ И ВАРИАНТЫ

Реальное содержание фонем данного языка – это совокупность смыслоразличительных признаков в их составе, благодаря чему одинаковые звуки разных языков как фонемы различны. Фонемы существуют в языке в составе слогов, тактов, фраз, и поэтому попадают в разные произносительные условия. Распределение фонем по этим произносительным условиям называется дистрибуцией. Эти условия называются позициями. Они бывают сильными и слабыми. Сильная позиция является благоприятной для выполнения фонемой смыслоразличительной функции, а слабая неблагоприятная. Поскольку фонемы выполняют две функции – перцептивную и сигнификативную, то понятия сильная и слабая позиция понимаются по-разному применительно к указанным функциям. Применительно к перцептивной функции сильная позиция та, в которой фонема выступает в своем основном виде, а слабая та, в которой фонема меняет свое звучание и выступает в виде оттенка или вариации. В отношении сигнификативной функции сильная позиция та, в которой фонемы сохраняют противопоставление внутри своей пары, и поэтому различают значимые элементы языка, а слабая та, в которой противопоставленные фонемы совпадают в одинаковом звучании, то есть перестают различаться и различать значимые элементы языка. В этом случае мы имеем дело с вариантами фонем. Таким образом, перцептивно сильные и слабые позиции принадлежат одной фонеме, а сигнификативно сильные и слабые позиции – не одной какой-либо фонеме, а противопоставлению двух и более фонем. Вариации фонем не затрагивают смысла и даже не замечаются говорящим. Варианты, напротив, влияют на понимание речи и приводят к омофонии.

8. СИСТЕМА ФОНЕМ И ФОНЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЯЗЫКА. ОРФОЭПИЯ

Система фонем, а тем самым каждый ее член – одно из характерных свойств самобытности языка народности, нации. Фонемы – всегда члены данной фонетической системы, ее содержание и значимость определяются ее положением в системе. Они могут быть выстроены в виде оппозиций, организованных на основе тех или иных дифференциальных признаков.

Оппозиции бывают коррелятивными, двучленными, различающимися одним дифференциальным признаком; ступенчатыми (градуальными), состоящими более чем из двух членов, которые усиливают какой-то признак. Для определения состава фонем в языке необходимо понимание позиций, поскольку подсчет фонем может быть осуществлен только на основании сравнения сильных позиций. При этом надо брать морфемы, а не слова и определять состав фонем каждой морфемы независимо от той позиции, в которой они оказались в рамках слова.

Особую роль в связной речи могут выполнять звуковые единицы для обозначения начал и концов морфем и слов. Это делимитативная (или разграничительная) функция.

Орфоэпия – дисциплина, занимающаяся нормировкой практической стороны фонетики и индивидуальных случаев произношения отдельных слов. Орфоэпия буквально значит «правильное произношение». При этом нормировать можно только литературное произношение. Вспомогательным разделом орфоэпии являются так называемые «правила чтения».

ЛИТЕРАТУРА

Источник