Акустические и артикуляционные признаки звуков

Гласные звуки: артикуляционного и акустического характера. Признаки гласного

Признаки гласного.Гласный звук состоит только из голоса. При произнесении гласного звука воздух проходит свободно, без преград. Гласный звук образует слог. Артикуляционные классификации гласных строятся на основе следующих признаков: степень подъёма языка, степень продвинутости языка вперёд или назад, положение губ (нали­чие или отсутствие лабиализации), положение мягкого нёба. При классификации гласных по тону имеют в виду не только частотную характе­ри­с­ти­ку колебаний голосовых связок, но и более сложные признаки — такие, как скорость изменения частоты, регистр, время, за которое происходит изменение, и т. д. С точки зрения однородности артикуляции гласные делят на монофтонги и дифтонги.

6) Согласные звуки: артикуляционного и акустического характера. Признакисогласных звуков.

.Согласные звуки – это звуки речи, состоящие или из одного шума, или из голоса и шума, который образуется в полости рта, где выдыхаемая из легких струя воздуха встречает различные преграды. В основу классификации согласных кладется:

1) участие голоса и шума. Согласные сонорные, образуемые при помощи голоса и незначительного шума: [м], [н], [л], [р] (в целях экономии места приводятся только парные твердые согласные). Согласные шумные, подразделяемые на шумные звонкие, образуемые шумом в сопровождении голоса: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [j], и шумные глухие, образуемые только при помощи шума, без участия голоса; [п], [ф], [к], [т],[ш], [ш] (на письме щ), [с], [х], [ц], [ч];

2) место образования шума. Согласные губные, подразделяемые на губно-губные: [б], [п], и губно-зубные; [в], [ф]. Согласные язычные, подразделяемые на переднеязычны е, к которым относятся зубные [т], [д], [с], [з], [ц], [н], 1л] и н е б н о-з у б н ы е [ш], [ш], [ж], [ч], [р]:

среднеязычный (средненёбный) [j]; заднеязычные (задненёбные) [к], [г], [х];

3) способ образования шума. Согласные смычные;

[б], [п], [д], [т], [г], [к]; щелевые: [в], [ф], [з], [с], [ж], [ш], [j], [х]; аффрикаты: [ц], [ч]; с м ы ч н о-проходные, к которым относятся носовые [м], [н] и боковой [л]; дрожащий (р];

4) отсутствие или наличие палатализации. Согласные твердые, образуемые без дополнительной средненёбной артикуляции языка (все согласные, кроме [ч] и [ш]), и м я г к и е,образуемые с такой дополнительной артикуляцией (все согласные, кроме [ц] и [ш]).

Совокупность движений отдельных органов речевого аппарата, необходимых для образования конкретного звука, называется артикуляцией.Отличие согласных от гласных: наличие шума и преграды, большая сила воздушной струи.Артикуляция – это работа органов речи. Она состоит их трех моментов: экскурсии, выдержки и рекурсии.При артикуляции гласных звуков активную роль играют язык и губы. В артикуляции согласных звуков участвуют не только язык и губы, но и небо. Акустическая классификация строится на звуковых (акустических) признаках. К акустическим признакам звука относятся звучность, сила и высота. По звучности различают вокальные и невокальные звуки. Вокальными являются гласные и сонорные согласные, а невокальные – шумные согласные.По силе звуки делятся на консонантные и неконсонантные. Консонантные – это слабые звуки, к ним относятся все согласные, а неконсонантные звуки – это сильные звуки, к ним относятся все гласные. По высоте звуки делятся на высокие и низкие. К высоким относятся гласные звуки переднего ряда, а также переднеязычные и среднеязычные согласные звуки. К низким относятся все остальные гласные и согласные звуки.

Для согласных же характерна обязательная преграда при их образовании, и поэтому они представляют собой в акустическом произношении либо сочетание шума с голосом, либо только шум.

Система согласных звуков имеет сложных характер. Классификация их строится на противопоставлении одних согласных другим по различным признакам:

1) по участию голоса и шума;

2) по месту образования шума, т.е. по месту образования преграды, на которую наталкивается выдыхаемый воздух;

3) по способу образования шума, т.е. по способу преодоления преграды;

4) по наличию или отсутствию смягчения, или палатализации (лат. palatum – «мягкое небо»)

1. По участию голоса и шума все согласные делятся на сонорные и шумные. Шумные – на звонкие и глухие. Многие согласные образуют пары звонких и глухих согласных. Кроме парных есть непарные звонкие и непарные глухие.

2. По месту образования шума согласные делятся на две основные группы: губные и язычные.

Губные делятся на губно-губные и губно- зубные.

Язычные – на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные. Переднеязычные делятся на зубные и небно-зубные.

3 По способу образования шума согласные делятся на:

б) щелевые, или фрикативные;

в) смычно- проходные (носовые и боковые);

г) дрожащие, или вибранты; д) аффрикаты.

По наличию или отсутствию смягчения различают твердые и мягкие согласные. В большинстве своем они образуют пары. Кроме соотносительных пар, есть только твердые и только мягкие согласные.

7) Фонема. Конститутивные, дифференциальные, интегральные, избыточные признаки гласных фонем.

Фоне́ма (др.-греч. φώνημα — «звук») — минимальная единица звукового строя языка. Фонема не имеет самостоятельного лексического или грамматического значения, но служит для различения и отождествления значимых единиц языка (морфем и слов)конститутивные признаки фонемы- Признаки постоянные, не зависящие от позиции в слове. Например, три степени подъема языка и наличие или отсутствие лабиализации у гласных фонем

Дифференциальные признаки-то есть различительные.

Признаки, воплощающие фонемы, которые не участвуют в противопоставлении данной фонемы другим фонемам. Так, различие по подъему: верхнему, среднему, нижнему – является интегральным признаком.

Общие признаки, которые не могут быть использованы для разграничения фонем называются интегральными признаками. Напр., признак звонкости у [б] не различительный (дифференциальный), а интегральный признак по отношению к [х]. Фонема реализуется в виде одного из возможных вариантов.

Для сильных и слабых согласных фонем конститутивными признаками являются признаки по участию шума и голоса, по месту и способу образования шума, по наличию или отсутствию палатализации

Избыточные признаки. Так, мягкость сильной фонемы |j| является избыточным признаком, так как эта фонема достаточно определяется признаками «сонорная», «щелевая». В системе гласных избыточным признаком является отсутствие лабиализации у фонемы |а|, которая достаточно определяется признаком нижнего подъема языка.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Классификация звуков русского языка

Артикуляционные признаки звуков речи

Акустические признаки звуков речи

Взаимосвязь звуков русского языка

Основные компоненты произносительной стороны речи

Темпо- ритмическая и мелодико-интонационное оформление речи

Взаимосвязанная и скоординированная работа трех частей речевого аппарата возможна лишь благодаря центральному управлению процессами рече- и голосообразования. Т.е. под влиянием центральной нервной системы (ЦНС) осуществляются действия периферического звена речедвигательного анализатора. При этом:

· дыхательный аппарат обеспечивает силу звучания голоса;

· гортань и голосовые складки – его высоту и тембр;

· органы артикуляции образование гласных и согласных звуков и их дифференциацию по способу и месту артикуляции.

Каждый звук характеризуется комбинацией различных признаков – артикуляционных и акустических. Знание этих признаков необходимо для правильной организации работы по формированию и исправлению звукопроизношения. Соответствующие зоны коры головного мозга контролируют четкое восприятие и дифференциацию звуков по акустическим признакам, т.е. обеспечивают фонематические процессы, необходимые для формирования правильного произношения.

В русском языке различают 42 звука, из них 6 гласных звуков и 36 согласных.

По артикуляторным признакам звуки речи делятся на следующие группы:

Читайте также:  Признаки плечелопаточного периартрита справа

1. По наличию или отсутствию преграды в ротовой полости звуки делятся на гласныеи согласные. При образовании гласных (а, э, о, и, у, ы) выходящая струя воздуха не встречает в ротовой полости преграды. При образовании согласных (все остальные звуки речи) выходящая струя воздуха встречает в ротовой полости различные преграды.

Гласные звуки играют большую роль в нашей речи: их отчетливое, внятное произношение способствует разборчивости речи (четкости дикции), ее плавности, зависящей от длительности и равномерности речевого дыхания, мелодичности, которая достигается путем изменения тона голоса.

В зависимости от степени подъема языка по вертикали гласные бывают:

· верхнего подъема [и][ы][у]

· среднего подъема [э][о]

При образовании гласных к нёбу поднимается не весь язык, а отдельные его части: передняя, средняя, задняя. За счет этого меняется объем и форма ротовой полости. При образовании гласных:

· переднего ряда [и][э] поднимается передняя часть языка;

· среднего ряда [а] [ы] участвует средняя часть языка;

· заднего ряда [у] [о] поднимается задняя часть языка.

В образовании гласных наряду с языком существенную роль играет положение губ. Путем вытягивания губ вперед образуются лабиализованные гласные О и У. При произнесении нелабиализованных гласных И и Э губы занимают положение улыбки. Гласные Ы и А произносятся при минимальной степени участия в артикуляции губ (губы занимают нейтральное положение и также относятся к нелабиализованным.

Таблица 1

Подъем/Ряд передний средний задние
верхний и ы у
средний э о
нижний а

Гласные звуки характеризуются тем или иным звучанием голоса, зависящим от формы и напряжения надставной трубы артикуляционного отдела. Произношение гласных отличается от произношения согласных следующими особенностями:

а) слабая воздушная струя;

б) разлитая напряженность всего речевого аппарата, в том числе мышц стенок резонаторных полостей;

в) отсутствие преграды в ротовой полости.

2. По участию мягкого нёба в артикуляции звуки делятся на носовые и ротовые. При образовании носовых звуков (м, н) мягкое нёбо опущено, воздух проходит через нос. При образовании ротовых звуков (все остальные) мягкое нёбо приподнято, а маленький язычок прижат к задней стенке глотки, воздух не может пройти в нос и идет через рот.

3. По работе голосовых связок звуки делятся на гласные, сонорные (звучные), звонкие и глухие согласные. При образовании гласных, сонорных согласных (л, м, н, р/) и звонких согласных (в, з, ж, б, д, г) голосовые складки сомкнуты и вибрируют, при этом образуется голос.

При образовании глухих согласных (ф, с, ш, п, т, к, х, ц, ч, щ) голосовые складки раскрыты, не вибрируют голос не образуется.

Группа согласных звуков делится еще на подгруппы, которые формируются в зависимости от того, какие органы артикуляционного аппарата образуют преграду в ротовой полости и в зависимости от характера преграды. По месту образования преграды согласные звуки делятся на следующие подгруппы:

1. Губно- губные (п, б, м); преграда образуется нижней и верхней губой.

2. Губно- зубные (ф, в); преграда образуется нижней губой и верхними зубами.

3. Переднеязычные (с, з, т, д, л, р, ж, ш, н, ц, ч, щ); преграда образуется передней частью спинки языка.

4. Среднеязычные Й йот преграда образуется средней частью спинки языка.

5. Заднеязычные (к, г, х); преграда образуется задней частью спинки языка.

По характеру преграды (по способу образования) согласные звуки делятся на следующие подгруппы:

1. Щелевые (фрикативные); органы артикуляционного аппарата сближаются между собой, образуя щель, в которую идет выдыхаемая струя воздуха:

ф, в –нижняя губа образует щель с верхними зубами;

с, з – передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами или альвеолами луночками, в которых сидят корни зубов.

Ш, ж, щ – поднятый широкий кончик языка образует щель с альвеолами или твердым нёбом. Бывает правильное звучание и при другой, нижней артикуляции этих звуков, когда кончик языка находится за нижними зубами, а щель образуется передней частью спинки языка с альвеолами или твердым нёбом;

х – задняя часть спинки языка образует щель с мягким нёбом;

й –средняя часть спинки языка образует щель с твердым нёбом.

2. Смычно- взрывные (органы артикуляционного аппарата образуют смычку, а потом эта смычка с шумом взрывается выходящей изо рта воздушной струей):

п, б –смычку образуют губы;

т, д –передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами;

к, г –задняя часть спинки языка образует смычку с мягким нёбом или задним краем твердого нёба,

3. Смычно-щелевые, аффрикаты (органы артикуляционного аппарата смыкаются, но смычка не взрывается, а переходит в щель, т. е. это согласные со сложной артикуляцией, имеющие смычное начало и щелевой конец, причем переход от одной артикуляции к другой совершается незаметно):

Ц–передняя часть спинки языка при опущенном кончике языка сначала образует смычку с верхними зубами или альвеолами, которая незаметно переходит в щель между ними;

Ч кончик языка вместе с передней частью спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами, переходя незаметно в щель между ними (бывает и при нижнем положении кончика языка правильное звучание).

4. Смычно- проходные (органы артикуляцион аппарата образуют смычку, но для выходящей струи воздуха остается проход в другом месте):

М смычку образуют губы, воздушная струя идет через нос; н передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами, воздушная струя идет через нос;

Л кончик языка образует смычку с альвеолами или верхними зубами, воздушная струя идет по бокам языка, между языком и щекой.

5. Дрожащие (вибранты):

р – кончик языка поднят вверх и ритмично колеблется (вибрирует) в проходящей воздушной струе.

При классификации согласных звуков русского языка по артикуляторным признакам, помимо указанных выше, необходимо еще учитывать и так называемую дополнительную артикуляцию подъем средней части языка к нёбу. Если к основной артикуляции звука добавляется подъем средней части языка к нёбу, то образуется мягкий звук. В языке согласные в основном парные по твердости и мягкости, например л и л’:

пыл пыль; лук люк и т. д. Но есть и непарные звуки: только твердые: ш, ж, ц; только мягкие: ч, щ.

По акустическим(слуховым) признакам звуки речи можно разделить на две большие группы:

1. Сонорные (звучные) (их качество определяется характером звучания голоса):

2. Шумные (их качество определяется характером данного шума):

а) звонкие шумные длительные: в, з, ж;

б) звонкие шумные мгновенные: б, д г;

в) глухие шумные длительные: ф, с, ш, х;

г) глухие шумные мгновенные: п, т, к.

По производимому звуками акустическому впечатлению выделяют еще подгруппы звуков:

твердые; п, в, ш, ж, ц и др.

мягкие: п’, в’, ч, щ и др.

Произношение согласных

а) сильная воздушная струя;

б) отсутствие напряжения мышц речевого аппарата, за исключением места преграды в ротовой полости;

в) наличие преграды в ротовой полости.

Таким образом, каждый согласный звук характеризуется рядом артикуляционных особенностей и в зависимости от этого входит в те или иные группы, причем один и тот же звук может быть отнесен одновременно к нескольким группам.

Источник

Артикуляционные признаки звуков речи

Тема 3. Произносительная сторона речи.

Одним из разделов общей культуры речи, характеризующей­ся степенью соответствия речи говорящего нормам литературно­го языка, является звуковая культура речи, или ее произноситель­ная сторона. Основные компоненты звуковой культуры речи: интонация (ритмико-мелодическая сторона) и система фонем (зву­ки речи). Остановимся подробнее на каждом.

Читайте также:  Доктор комаровский чем лечить ребенка при первых признаках простуды

Интонация

Интонация — это совокупность звуковых средств языка, кото­рые фонетически организуют речь, устанавливают смысловые от­ношения между частями фразы, сообщают фразе повествователь­ное, вопросительное или повелительное значение, позволяют го­ворящему выражать разные чувства. В письме интонация в из­вестной мере выражается посредством знаков препинания.

Интонация включает следующие элементы: мелодику, ритм, темп, тембр речи и логическое ударение. Мелодика речи — повы­шение и понижение голоса для выражения утверждения, вопроса, восклицания во фразе. Ритм речи — равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса. Темп — скорость произнесения речи. Он может быть уско­ренным или замедленным в зависимости от содержания и эмоцио­нальной окраски высказывания. При ускоренном темпе речи сни­жается ее отчетливость, внятность. При замедленном темпе речь теряет свою выразительность. Для подчеркивания смысловых час­тей высказывания, а также для отделения одного высказывания от другого используются паузы — остановки в потоке речи. В детс­кой речи часто наблюдаются паузы, связанные с несформированностью речевого дыхания, с неумением ребенка распределить ре­чевой выдох в соответствии с длиной высказывания. Тембр — эмо­циональная окрашенность высказывания, выражающая различные чувства и придающая речи многообразные оттенки: удивления, грусти, радости и т. д. Тембр речи, ее эмоциональная окрашенность достигаются путем изменения высоты тона, силы голоса при произнесении фразы, текста.

Логическое ударение — смысловое выделение слова во фразе путем усиления голоса в сочетании с увеличением длительности произнесения.

Для формирования у детей ритмико-мелодической стороны речи необходимо развивать речевой слух — такие его компоненты, как восприятие соответствующего ситуации темпа и ритма речи, а также звуковысотный слух — восприятие движений тона голоса (повышение и понижение); основные качества голосасилу и высоту; речевое дыхание — его длительность и интенсивность.

Система фонем

В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слов. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличать одно слово от другого (дом, ком, том, лом, сом). Такой звук-смыслоразличитель называется фонемой. Все звуки речи раз­личаются на основе артикуляторных (разница в образовании) и акустических (разница в звучании) признаков.

Звуки речи являются результатом сложной мускульной работы различных частей речевого аппарата. В их образовании прини­мают участие три отдела речевого аппарата: энергетический (дыхательный) — легкие, бронхи, диафрагма, трахея, гортань; генераторный (голосообразующий) — гортань с голосовыми складками и мышцами; резонаторный (звукообразующий) — полость рта и носа.

Взаимосвязанная и координированная работа трех частей ре­чевого аппарата возможна лишь благодаря центральному управ­лению процессами рече- и голосообразования, т. е. процессы дыха­ния, голосообразования и артикуляции регулируются деятель­ностью центральной нервной системы. Под ее влиянием осущест­вляются действия на периферии. Так, работа дыхательного аппа­рата обеспечивает силу звучания голоса; работа гортани и голо­совых складок — его высоту и тембр; работа ротовой полости обеспечивает образование гласных и согласных звуков и их диф­ференциацию по способу и месту артикуляции. Носовая полость выполняет резонаторную функцию — усиливает или ослабляет обертоны, придающие голосу звонкость и полетность.

В образовании звуков принимает участие весь речевой аппарат (губы, зубы, язык, нёбо, маленький язычок, надгортанник, по­лость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма).. Источником образования звуков речи служит струя воздуха, иду­щая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. В образовании многих звуков участвует голос. Струя, воздуха, выходящая из трахеи, должна пройти через голосовые складки. Если они не напряжены, раздвинуты, то воздух проходит свободно, голосовые складки не вибрируют, и голос не образуется, а если складки напряжены, сближены, струя воздуха, проходя между ними, колеблет их, в результате чего образуется голос. Звуки речи образуются в ротовой и носовой полостях. Эти полости разделяет нёбо, передняя часть которого — твердое нёбо, задняя часть — мягкое нёбо, заканчивающееся маленьким язычком. Наи­большую роль в образовании звуков играет ротовая полость, так как она может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных органов: губ, языка, мягкого нёба, маленького язычка.

Самыми активными, подвижными органами артикуляционного аппарата являются язык и губы, которые производят наиболее разнообразную работу и окончательно формируют каждый звук речи.

Язык состоит из мышц, идущих в различных направлениях. Он может изменять форму и производить разнообразные движе­ния. В языке различают кончик, спинку (переднюю, среднюю и заднюю части спинки), боковые края и корень. Язык производит движения вверх-вниз, вперед-назад не только всем телом, но и от­дельными частями. Так, кончик языка может лежать внизу, а пе­редняя часть спинки подниматься к альвеолам (при звуке с); кончик, передняя, средняя части спинки языка могут быть опуще­ны, а задняя — высоко подниматься вверх (при звуке к); кон­чик языка может подниматься, а передняя и средняя части спин­ки вместе с боковыми краями — опускаться (при звуке л). Благо­даря чрезвычайной гибкости, эластичности языка, он может со­здавать разнообразие артикуляций, дающих всевозможные акус­тические эффекты, воспринимаемые нами как различные звуки речи.

Каждый отдельный звук характеризуется только ему прису­щей комбинацией различительных признаков, как артикуляцион­ных, так и акустических. Знание этих признаков необходимо для правильной организации работы по формированию и исправлению звукопроизношения.

Артикуляционные признаки звуков речи

Рассмотрим артикуляционные признаки звуков речи, знание которых дает возможность фиксировать внимание де­тей на определенных движениях органов артикуляционного аппарата, выявлять нарушения в артикуляции звуков и находить наиболееэффективные пути их устранения.

В русском языке различают 42 звука речи, или, пользуясь другим термином, 42 фонемы (от греч. слова phonema, что означает «звук речи»).

По механизму образования фонемы делятся прежде всего на гласные и согласные (6 гласных и 36 согласных).

Для всех гласных характерны фонация (голосообразование), обусловленная вибрацией голосовых связок, и свободный проход выдыхаемого воздуха через ротовую полость.

Для согласных характерно образование в ротовой полости преград на пути выдыхаемого воздуха либо в виде смычки тех или иных речевых органов, либо в виде образованных ими более или менее узких щелей и проходов, либо, наконец, и виде последо­вательного соединения смычки со щелью. При образовании одних согласных фонем указанные преграды сочетаются с фонацией, при образовании других фонация отсутствует.

(При образовании гласных (а, э, о, и, у, ы) выходящая струя воздухане встречает в ротовой полости преграды. И наоборот, при образовании согласных выходящая струя воздуха встречает в ротовой полости различные преграды).

Разное звучание гласных и согласных звуков определяется в основном тем, что полость рта может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных органов артикуляционного аппарата (губ, нижней челюсти, языка, мягкого нёба), а также работой гортани.

(При образовании гласных звуков голосовые складки сомкнуты и вибрируют, при этом образуется голос).

Артикуляционная классификация гласных строится с учетом:

1) участия или неучастия губ. В артикуляции гласных о и у, кроме языка, активное участие принимают губы, которые при произнесении этих фонем выдвигаются вперед и округляются. Поэтому гласные о, у называют лабиализованными (от лат. 1аbiа — губы), а все остальные гласные — нелабиализованн ы м и;

(В зависимости от степени выдвижения губ вперед различа­ют гласные неогубленные (нелабиализованные)а, ы (губы в нейтральном положении), э, и (губы растянуты, как при улыб­ке) и огубленные (лабиализованные)о, у (губы округляют­ся и выдвигаются вперед).

Читайте также:  Признаки психопата и маньяка

2) степени подъема языка к нёбу (верхний, средний и нижний
подъем);

(Степень подъема передней, средней или задней части спинки языка определяет гласные нижнего подъема (а), среднего подъема (э, о) и верхнего подъема (и, ы, у).

3) места подъема языка (передний, средний и задний ряд).

(При участии передней части спинки языка образуются звуки и, эгласные переднего ряда, средней части спинки языка — а, ыгласные среднего ряда, задней части спинки языка — о, угласные заднего ряда).

Описанная выше классификация гласных фонем представлена в таблице 1.

Артикуляционная классификация согласных строится с учетом пяти основных признаков:

1) наличие или отсутствие вибрации голосовых складок;

2) способ артикуляции;

3) место артикуляции;

4) наличие или отсутствие дополнительного подъема спинки языка к твердому нёбу;

5) место резонирования.

По первому признаку (по наличию или отсутствию вибрации голосовых складок) согласные делятся на:

1) звонкие, при образовании которых тон голоса сочетается с резко выраженным шумом: б,б’, д,д’, г,г’, в,в’, 3,3′, ж,ж’;

2) сонорные (от лат. sono — звучу), при образовании которых шум почти не присутствует и преобладает тон голоса: л,л’, р,р’, м,м’, н,н’, й (j);

(При образовании звонких согласных (в, в’, з, з’, ж, б, б′, д, д’, г, г’) и сонорных (звучных) согласных (j, м, м’, н, н’, л, л’, р, р’) голосовые складки сомкнуты и вибрируют, при этом образуется голос).

3) глухие, в образовании которых участвует только шум: п,п’, т,т’, к,к’, ф,ф’, с,с’, х, ц, ч’, ш, щ.

(При образовании глухих согласных (ф, ф’, с, с’, ш, п, п’, т, т’, к, к’, х, х’, ц, ч, щ) голосовые складки раскрыты, не вибрируют, и голос не образуется).

По второму признаку (по способу артикуляции)

(Способ образования отражает характер преграды, т. е. в фор­ме чего она образуется: смычка органов артикуляции, щель между ними и т. п.).

согласные делятся на:

1) смычные — смычно-взрывные: 6,6′, п,п’, д,д’, т,т’, г,г’, к,к’

(Смычно-взрывные – органы артикуляционного аппарата образуют смычку, а потом эта смычка с шумом взрывается выходя­щей изо рта воздушной струей:

п, п’, 6, б’ — смычку образуют губы;

т, т’, д, д’ — передняя часть спинки языка образует смыч­ку с верхними зубами или альвеолами;

к, к’, г, г’ — задняя часть спинки языка образует смычку с мягким нёбом или задним краем твердого нёба).

и смычно-проходные: м,м’, н,н’, л,л’;

(Смычно-проходные — органы артикуляционного аппарата об­разуют смычку, но для выходящей струи воздуха остается про­ход в другом месте:

м, м’ — смычку образуют губы, воздушная струя идет через нос;

н, н′ — передняя часть спинки языка образует смычку с верх­ними зубами или альвеолами, воздушная струя идет через нос;

л, л’ — кончик языка образует смычку с альвеолами или верхними зубами, воздушная струя идет по бокам языка, между языком и щекой).

2) щелевые (фрикативные): в,в’, ф,ф’, з,з’, с,с’, ш, ж, щ, х,х’, й (j);

(Щелевые (фрикативные) — органы артикуляционного аппара­та сближаются между собой, образуя щель, в которую идет выды­хаемая струя воздуха:

ф, ф’, в, в’ — нижняя губа образует щель с верхними зубами; с, с’, з, з’ — передняя часть спинки языка образует щель с верх­ними зубами и деснами — мягкими тканями, покрывающими аль­веолярный (луночковый) край челюсти от шеек зубов и пере­ходящими в слизистую оболочку нёба;

ш, ж, щ — поднятый широкий кончик языка образует щель сальвеолами или твердым нёбом. Может быть правильное зву­чание шипящих звуков при нижней их артикуляции (кончик язы­ка находится за нижними зубами, а щель образуется передней частью спинки языка с альвеолами или твердым нёбом);

х, х’ — задняя часть спинки языка образует щель с мягким нёбом;

j — средняя часть спинки языка образует щель с твердым нёбом).

(Смычно-щелевые (аффрикаты) — органы артикуляционного аппарата смыкаются, но смычка не взрывается, а переходит в щель, т. е. это согласные со сложной артикуляцией, имеющие смычное начало и щелевой конец, причем переход от одной ар­тикуляции к другой совершается незаметно:

ц — передняя часть спинки языка при опущенном кончике языка сначала образует смычку с верхними зубами или альвео­лами, которая незаметно переходит в щель между ними;

ч — кончик языка вместе с передней частью спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами, переходя­щую незаметно в щель между ними (правильное звучание быва­ет и при нижнем положении кончика языка).

р, р’ — кончик языка поднят вверх и ритмично колеблется (вибрирует) в проходящей воздушной струе).

По третьему признаку (по месту артикуляции)

(Место образования определяется подвижными органами (язы­ком или губами), которые образуют преграду для выходящей воздушной струи).

согласные делятся на:

1) губные — губно-губные: м,м’, п,п’, б,б’ и губно-зубные: ф,ф’, в,в’;

(Губно-губные: п, п′, 6, б’, м, м′ — преграда образуется ниж­ней и верхней губой; Губно-зубные: ф, ф′, в, в’ — преграда образуется нижней губой и верхними зубами).

2) язычные — язычно-зубные: т, т’, д,д’, н,н’, с,с’, з,з’, ц;
язычно-альвеолярные: л,л’, р,р’; язычно-передненебные: ш, ж, ч, щ;
язычно-средненёбные: к’, г’, х,’ й (j); заднеязычные (задненёбные):

(Переднеязычные: т, д, н, л, л′, р, р’, ш, ж, ч, щ, т′, д’, н’, с, с′, з, з’, ц — преграда образуется передней частью спинки языка.

Среднеязычные: j (йот) — преграда образуется средней частью спинки языка.

Заднеязычные: к, к’, г, г’, х, х’ — преграда образуется зад­ней частью спинки языка).

По четвертому признаку (по наличию или отсутствию подъема спинки языка) согласные делятся на:

1) твердые: твердые пары всех согласных, кроме ч, щ;

2) мягкие: мягкие пары всех согласных, кроме ш, ж, ц.

(При классификации согласных звуков по артикуляторным признакам, помимо указанных выше, необходимо еще учиты­вать и так называемую дополнительную артикуляцию — п о д ъ е м средней части языка к нёбу. Если к основной артикуляции звука добавляется подъем средней части языка к нёбу, то образуется мягкий звук. В русском языке согласные в основном парные по твердости и мягкости, например, л и л′: пылпыль, луклюк и т. д. Но есть и непарные звуки: толь­ко твердые — ш, ж, ц, только мягкие — ч, щ, j.

Различие согласных по твердости и мягкости требует осо­бенного внимания. Твердые и мягкие парные согласные обозна­чаются одной буквой, а различие на письме достигается с помо­щью других средств (написания после мягких согласных букв ь, я, е, ё, ю, и).

По пятому признаку (по месту резонирования) согласные делятся на:

(При образовании носовых звуков (м, м’, н, н’) мягкое нёбо опущено, воздух проходит через нос).

ротовые: все остальные согласные.

(При образовании ротовых звуков (все остальные) мягкое нёбо поднято, маленький язычок прижат к задней стенке глотки, воздух попадает только в ротовую полость).

Таким образом, каждый согласный звук (фонема) имеет целый ряд артикуляционных особенностей и в зависимости от этого может быть отнесен одновременно к нескольким группам.

Наглядное представление о распределении согласных по пяти произносительным признакам можно составить по таблице 2.

Источник