Акустические и артикуляторные признаки звуков

Акустические и артикуляторные признаки звуков

Степень подъема передней, средней или задней части спинки языка определяет гласные нижнего подъема (а), среднего подъема (э, о) и верхнего подъема (и, ы, у).

В зависимости от степени выдвижения губ вперед различают гласные неогубленные (нелабиализованные) — а, ы (губы в нейтральном положении), э, и (губы растянуты, как при улыбке) и огубленные (лабиализованные) — о, у (губы округляются и выдвигаются вперед).

Акустические признаки звуков речи

Для определения и различения звуков речи опираются не только на их артикуляционные, но и на акустические признаки. Без опоры на эти признаки невозможно проводить работу по противопоставлению звуков на слух, необходимую для успешного усвоения детьми правильного звукопроизношения.

Тональные звуки — образующиеся голосом при почти полном отсутствии шума, что обеспечивает хорошую слышимость звука: гласные а, э, и, о, у, ы.

Сонорные (звучные) — их качество определяется характером звучания голоса, который играет главную роль в их образовании, а шум участвует в минимальной степени: согласные м, м’, н, н’, л, л’ р, р’ j.

Шумные — их качество определяется характером шума — акустического эффекта от трения воздуха при сближенных или взрыве при сомкнутых органах речи:

звонкие шумные длительные в, в’, з, з’, ж;

звонкие шумные мгновенные б, б’, д, д’, г, г’;

глухие шумные длительные ф, ф’, с, с’, ш, х, х’;

глухие шумные мгновенные п, п’, г, т’, к, к’.

По производимому звуками акустическому впечатлению выделяют следующие подгруппы звуков:

свистящие с, с’, з, з’, ц;

твердые п, в, ш, ж, ц и др.;

мягкие п’, в’, ч, щ и др.

Анализ классификации звуков русского языка показывает, что успешное овладение ребенком фонематической системой языка требует большой работы по развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов. Поэтому у него необходимо развивать фонематический слух, т. е. способность различать и воспроизводить все звуки речи, соотнося их с фонетической системой данного языка; вырабатывать хорошую дикцию, т. е. подвижность и дифференцированность движений органов артикуляционного аппарата, обеспечивающих четкое, ясное произношение каждого звука в отдельности, а также слов и фраз в целом; развивать речевое дыхание, т. е. умение производить короткий вдох и продолжительный ротовой выдох, обеспечивающий длительное и звучное произношение звуков речи, а также плавность и слитность произношения.

Источник

Артикуляционные и акустические характеристики звуков

Теория начального языкового образования

Предмет фонетики. Фонетическое членение речи: фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук.

Задача фонетики – изучение способов образования (артикуляции) и акустических свойств звуков, их изменения в речевом потоке. Изучать фонетику можно с разными целями и разными методами. В зависимости от этого различают общую фонетику, описательную фонетику, сопоставительную фонетику, историческую фонетику, экспериментальную фонетику.

Общая фонетикана материале различных языков рассматривает теоретические вопросы образования звуков речи, природы ударения, структуры слога, отношения звуковой системы языка к его грамматической системе.

Описательная фонетика исследует звуковой строй конкретного языка в синхронном плане, т.е. на современном этапе развития языка.

Сопоставительная фонетика объясняет явления в области звукового строя, обращаясь к материалу родственных языков.

Историческая фонетика прослеживает становление фонетических явлений на протяжении более или менее длительного периода времени, изучает изменения фонетической системы, произошедшие на определенном этапе их развития, т.е. изучает фонетику в диахроническом плане.

Экспериментальная фонетика является частью общей фонетики, изучает звуковую сторону языка инструментальными методами.

Таким образом, фонетика современного русского языка – это описательная фонетика, так как фонетические явления рассматриваются на определенном этапе развития языка, в данный момент времени.

Фраза – самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное от других таких же единиц паузой. Фраза не всегда совпадает с предложением (предложение может состоять из нескольких фраз, а фраза – из нескольких предложений). Но даже если фраза совпадает с предложением, то все равно одно и то же явление рассматривается с разных точек зрения. В фонетике обращается внимание на интонацию, паузы и т.д.

Речевой такт – часть фразы, объединенная одним ударением, ограниченная паузами и характеризующаяся интонацией незаконченности (за исключением последнего). Например: В час испытанья / поклонимся отчизне/ по-русски/ в ноги. (Д. Кедрин).

Слог— часть такта или фонетического слова, состоящая из одного или нескольких звуков, соединение наименее звучного звука с наиболее звучным, являющимся слоговым

Артикуляционные и акустические характеристики звуков

Гласные и согласные звуки, их акустические и артикуляционные различия.

В формировании звуков может участвовать:

При этом звуки могут быть:

I. Звуки речи делятся на гласные и согласные.

Хар-ки Звуки Состоят из Воздушная струя
Гласные голоса: [а], [о], [у], [ы], [э], [и] не встречает препятствие
голоса и шума: [б], [в], [г], [д], [ж],[з], [л], [м], [н], [р]

II. Все звуки речи делятся на гласные и согласные. Такое различие основывается на акустических и артикуляционных признаках.

Акустическое различие между гласными и согласными определяется наличием тона и шума.

Акустическое различие между гласными и согласными:

Акустическое различие Звуки Характеризуются
1 2
Гласные Тоном, то есть музыкальным, гармоническим звуком, являющимся результатом периодических колебаний голосовых связок при прохождении через гортань воздушной струи
Согласные Шумом, то есть немузыкальным, негармоническим звуком, являющимся результатом преодоления воздушной струей преграды в ротовой полости

Акустическая характеристика звуков предполагает распределение звуков по степени сонорности (звучности). Гласные определяются только тонами, шумы в них не присутствуют; сонорные согласные характеризуются преобладанием тонов над шумами; звонкие шумные согласные содержат тоны и шумы; глухие шумные согласные имеют только шумы.

Читайте также:  Двухстворчатый клапан аорты без признаков стеноза

Крайние точки по сонорности представляют звуки [а] и [п].

Расположение звуков но степени убывания сонорности, звучности:

Гласные [а], [э], [о], [и], [у]
Сонорные согласные [м], [н], [л], [р], [м’], [н’], [л’], [р’]
Звонкие шумные длительные [в], [з], [ж], [в’], [з’], [ж’]
Звонкие шумные мгновенные [о], [д], [г], [о’], [д’], [г’]
Глухие шумные длительные [ф], [с], [ш], [х], [ф’], [с’], [ш’], [х’]
Глухие шумные мгновенные [п], [т], [к], [п’], [т’], [к’]

Артикуляционное различие между гласными и согласными минимально определяется наличием-отсутствием преграды в ротовой полости, максимально – 1) локализацией напряженности; 2) силой воздушной струи; 3) наличием-отсутствием преграды в ротовой полости; 4) наличием-отсутствием голоса; 5) участием ротового и носового резонаторов.

Минимальное артикуляционное различие между гласными и согласными

Артикуляционное различие Звуки Наличие-отсутствие преграды в ротовой полости
Гласные Преграда отсутствует, воздушная струя проходит свободно
Согласные Преграда есть, воздушная струи преодолевает эту преграду

Максимальное артикуляционное различие между гласными и согласными

В.А. Богородицкий предложил артикуляционное различение гласных и согласных по тому, на что направлена артикуляция: на раскрытие или закрытие рта.

Проверить эту закономерность можно, если усилить интенсивность артикуляции. Ртораскрывание осуществляется при помощи мышц, идущих от нижней челюсти к подъязычной кости, а ртосмыкание – посредством жевательных мышц, расположенных между обеими челюстями.

Звуки [ј] и [i] в программе по русскому языку для средней школы до 1969 года назывались «полугласными», сейчас эти звуки обычно считают согласными, при этом принимают во внимание их неслогообразующий характер; следует, однако, иметь в виду, что звук [i] гораздо более звучный, чем [ј].

Противопоставление гласных и согласных в фонетической системе современного русского языка достаточно глубоко.

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 7121 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Гласные звуки: артикуляционного и акустического характера. Признаки гласного

Признаки гласного.Гласный звук состоит только из голоса. При произнесении гласного звука воздух проходит свободно, без преград. Гласный звук образует слог. Артикуляционные классификации гласных строятся на основе следующих признаков: степень подъёма языка, степень продвинутости языка вперёд или назад, положение губ (нали­чие или отсутствие лабиализации), положение мягкого нёба. При классификации гласных по тону имеют в виду не только частотную характе­ри­с­ти­ку колебаний голосовых связок, но и более сложные признаки — такие, как скорость изменения частоты, регистр, время, за которое происходит изменение, и т. д. С точки зрения однородности артикуляции гласные делят на монофтонги и дифтонги.

6) Согласные звуки: артикуляционного и акустического характера. Признакисогласных звуков.

.Согласные звуки – это звуки речи, состоящие или из одного шума, или из голоса и шума, который образуется в полости рта, где выдыхаемая из легких струя воздуха встречает различные преграды. В основу классификации согласных кладется:

1) участие голоса и шума. Согласные сонорные, образуемые при помощи голоса и незначительного шума: [м], [н], [л], [р] (в целях экономии места приводятся только парные твердые согласные). Согласные шумные, подразделяемые на шумные звонкие, образуемые шумом в сопровождении голоса: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [j], и шумные глухие, образуемые только при помощи шума, без участия голоса; [п], [ф], [к], [т],[ш], [ш] (на письме щ), [с], [х], [ц], [ч];

2) место образования шума. Согласные губные, подразделяемые на губно-губные: [б], [п], и губно-зубные; [в], [ф]. Согласные язычные, подразделяемые на переднеязычны е, к которым относятся зубные [т], [д], [с], [з], [ц], [н], 1л] и н е б н о-з у б н ы е [ш], [ш], [ж], [ч], [р]:

среднеязычный (средненёбный) [j]; заднеязычные (задненёбные) [к], [г], [х];

3) способ образования шума. Согласные смычные;

[б], [п], [д], [т], [г], [к]; щелевые: [в], [ф], [з], [с], [ж], [ш], [j], [х]; аффрикаты: [ц], [ч]; с м ы ч н о-проходные, к которым относятся носовые [м], [н] и боковой [л]; дрожащий (р];

4) отсутствие или наличие палатализации. Согласные твердые, образуемые без дополнительной средненёбной артикуляции языка (все согласные, кроме [ч] и [ш]), и м я г к и е,образуемые с такой дополнительной артикуляцией (все согласные, кроме [ц] и [ш]).

Совокупность движений отдельных органов речевого аппарата, необходимых для образования конкретного звука, называется артикуляцией.Отличие согласных от гласных: наличие шума и преграды, большая сила воздушной струи.Артикуляция – это работа органов речи. Она состоит их трех моментов: экскурсии, выдержки и рекурсии.При артикуляции гласных звуков активную роль играют язык и губы. В артикуляции согласных звуков участвуют не только язык и губы, но и небо. Акустическая классификация строится на звуковых (акустических) признаках. К акустическим признакам звука относятся звучность, сила и высота. По звучности различают вокальные и невокальные звуки. Вокальными являются гласные и сонорные согласные, а невокальные – шумные согласные.По силе звуки делятся на консонантные и неконсонантные. Консонантные – это слабые звуки, к ним относятся все согласные, а неконсонантные звуки – это сильные звуки, к ним относятся все гласные. По высоте звуки делятся на высокие и низкие. К высоким относятся гласные звуки переднего ряда, а также переднеязычные и среднеязычные согласные звуки. К низким относятся все остальные гласные и согласные звуки.

Для согласных же характерна обязательная преграда при их образовании, и поэтому они представляют собой в акустическом произношении либо сочетание шума с голосом, либо только шум.

Читайте также:  Признаки при переломе шеи

Система согласных звуков имеет сложных характер. Классификация их строится на противопоставлении одних согласных другим по различным признакам:

1) по участию голоса и шума;

2) по месту образования шума, т.е. по месту образования преграды, на которую наталкивается выдыхаемый воздух;

3) по способу образования шума, т.е. по способу преодоления преграды;

4) по наличию или отсутствию смягчения, или палатализации (лат. palatum – «мягкое небо»)

1. По участию голоса и шума все согласные делятся на сонорные и шумные. Шумные – на звонкие и глухие. Многие согласные образуют пары звонких и глухих согласных. Кроме парных есть непарные звонкие и непарные глухие.

2. По месту образования шума согласные делятся на две основные группы: губные и язычные.

Губные делятся на губно-губные и губно- зубные.

Язычные – на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные. Переднеязычные делятся на зубные и небно-зубные.

3 По способу образования шума согласные делятся на:

б) щелевые, или фрикативные;

в) смычно- проходные (носовые и боковые);

г) дрожащие, или вибранты; д) аффрикаты.

По наличию или отсутствию смягчения различают твердые и мягкие согласные. В большинстве своем они образуют пары. Кроме соотносительных пар, есть только твердые и только мягкие согласные.

7) Фонема. Конститутивные, дифференциальные, интегральные, избыточные признаки гласных фонем.

Фоне́ма (др.-греч. φώνημα — «звук») — минимальная единица звукового строя языка. Фонема не имеет самостоятельного лексического или грамматического значения, но служит для различения и отождествления значимых единиц языка (морфем и слов)конститутивные признаки фонемы- Признаки постоянные, не зависящие от позиции в слове. Например, три степени подъема языка и наличие или отсутствие лабиализации у гласных фонем

Дифференциальные признаки-то есть различительные.

Признаки, воплощающие фонемы, которые не участвуют в противопоставлении данной фонемы другим фонемам. Так, различие по подъему: верхнему, среднему, нижнему – является интегральным признаком.

Общие признаки, которые не могут быть использованы для разграничения фонем называются интегральными признаками. Напр., признак звонкости у [б] не различительный (дифференциальный), а интегральный признак по отношению к [х]. Фонема реализуется в виде одного из возможных вариантов.

Для сильных и слабых согласных фонем конститутивными признаками являются признаки по участию шума и голоса, по месту и способу образования шума, по наличию или отсутствию палатализации

Избыточные признаки. Так, мягкость сильной фонемы |j| является избыточным признаком, так как эта фонема достаточно определяется признаками «сонорная», «щелевая». В системе гласных избыточным признаком является отсутствие лабиализации у фонемы |а|, которая достаточно определяется признаком нижнего подъема языка.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Классификация звуков русского языка

Артикуляционные признаки звуков речи

Акустические признаки звуков речи

Взаимосвязь звуков русского языка

Основные компоненты произносительной стороны речи

Темпо- ритмическая и мелодико-интонационное оформление речи

Взаимосвязанная и скоординированная работа трех частей речевого аппарата возможна лишь благодаря центральному управлению процессами рече- и голосообразования. Т.е. под влиянием центральной нервной системы (ЦНС) осуществляются действия периферического звена речедвигательного анализатора. При этом:

· дыхательный аппарат обеспечивает силу звучания голоса;

· гортань и голосовые складки – его высоту и тембр;

· органы артикуляции образование гласных и согласных звуков и их дифференциацию по способу и месту артикуляции.

Каждый звук характеризуется комбинацией различных признаков – артикуляционных и акустических. Знание этих признаков необходимо для правильной организации работы по формированию и исправлению звукопроизношения. Соответствующие зоны коры головного мозга контролируют четкое восприятие и дифференциацию звуков по акустическим признакам, т.е. обеспечивают фонематические процессы, необходимые для формирования правильного произношения.

В русском языке различают 42 звука, из них 6 гласных звуков и 36 согласных.

По артикуляторным признакам звуки речи делятся на следующие группы:

1. По наличию или отсутствию преграды в ротовой полости звуки делятся на гласныеи согласные. При образовании гласных (а, э, о, и, у, ы) выходящая струя воздуха не встречает в ротовой полости преграды. При образовании согласных (все остальные звуки речи) выходящая струя воздуха встречает в ротовой полости различные преграды.

Гласные звуки играют большую роль в нашей речи: их отчетливое, внятное произношение способствует разборчивости речи (четкости дикции), ее плавности, зависящей от длительности и равномерности речевого дыхания, мелодичности, которая достигается путем изменения тона голоса.

В зависимости от степени подъема языка по вертикали гласные бывают:

· верхнего подъема [и][ы][у]

· среднего подъема [э][о]

При образовании гласных к нёбу поднимается не весь язык, а отдельные его части: передняя, средняя, задняя. За счет этого меняется объем и форма ротовой полости. При образовании гласных:

· переднего ряда [и][э] поднимается передняя часть языка;

· среднего ряда [а] [ы] участвует средняя часть языка;

· заднего ряда [у] [о] поднимается задняя часть языка.

В образовании гласных наряду с языком существенную роль играет положение губ. Путем вытягивания губ вперед образуются лабиализованные гласные О и У. При произнесении нелабиализованных гласных И и Э губы занимают положение улыбки. Гласные Ы и А произносятся при минимальной степени участия в артикуляции губ (губы занимают нейтральное положение и также относятся к нелабиализованным.

Таблица 1

Подъем/Ряд передний средний задние
верхний и ы у
средний э о
нижний а

Гласные звуки характеризуются тем или иным звучанием голоса, зависящим от формы и напряжения надставной трубы артикуляционного отдела. Произношение гласных отличается от произношения согласных следующими особенностями:

а) слабая воздушная струя;

б) разлитая напряженность всего речевого аппарата, в том числе мышц стенок резонаторных полостей;

Читайте также:  Какие признаки цирроза печени у мужчин

в) отсутствие преграды в ротовой полости.

2. По участию мягкого нёба в артикуляции звуки делятся на носовые и ротовые. При образовании носовых звуков (м, н) мягкое нёбо опущено, воздух проходит через нос. При образовании ротовых звуков (все остальные) мягкое нёбо приподнято, а маленький язычок прижат к задней стенке глотки, воздух не может пройти в нос и идет через рот.

3. По работе голосовых связок звуки делятся на гласные, сонорные (звучные), звонкие и глухие согласные. При образовании гласных, сонорных согласных (л, м, н, р/) и звонких согласных (в, з, ж, б, д, г) голосовые складки сомкнуты и вибрируют, при этом образуется голос.

При образовании глухих согласных (ф, с, ш, п, т, к, х, ц, ч, щ) голосовые складки раскрыты, не вибрируют голос не образуется.

Группа согласных звуков делится еще на подгруппы, которые формируются в зависимости от того, какие органы артикуляционного аппарата образуют преграду в ротовой полости и в зависимости от характера преграды. По месту образования преграды согласные звуки делятся на следующие подгруппы:

1. Губно- губные (п, б, м); преграда образуется нижней и верхней губой.

2. Губно- зубные (ф, в); преграда образуется нижней губой и верхними зубами.

3. Переднеязычные (с, з, т, д, л, р, ж, ш, н, ц, ч, щ); преграда образуется передней частью спинки языка.

4. Среднеязычные Й йот преграда образуется средней частью спинки языка.

5. Заднеязычные (к, г, х); преграда образуется задней частью спинки языка.

По характеру преграды (по способу образования) согласные звуки делятся на следующие подгруппы:

1. Щелевые (фрикативные); органы артикуляционного аппарата сближаются между собой, образуя щель, в которую идет выдыхаемая струя воздуха:

ф, в –нижняя губа образует щель с верхними зубами;

с, з – передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами или альвеолами луночками, в которых сидят корни зубов.

Ш, ж, щ – поднятый широкий кончик языка образует щель с альвеолами или твердым нёбом. Бывает правильное звучание и при другой, нижней артикуляции этих звуков, когда кончик языка находится за нижними зубами, а щель образуется передней частью спинки языка с альвеолами или твердым нёбом;

х – задняя часть спинки языка образует щель с мягким нёбом;

й –средняя часть спинки языка образует щель с твердым нёбом.

2. Смычно- взрывные (органы артикуляционного аппарата образуют смычку, а потом эта смычка с шумом взрывается выходящей изо рта воздушной струей):

п, б –смычку образуют губы;

т, д –передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами;

к, г –задняя часть спинки языка образует смычку с мягким нёбом или задним краем твердого нёба,

3. Смычно-щелевые, аффрикаты (органы артикуляционного аппарата смыкаются, но смычка не взрывается, а переходит в щель, т. е. это согласные со сложной артикуляцией, имеющие смычное начало и щелевой конец, причем переход от одной артикуляции к другой совершается незаметно):

Ц–передняя часть спинки языка при опущенном кончике языка сначала образует смычку с верхними зубами или альвеолами, которая незаметно переходит в щель между ними;

Ч кончик языка вместе с передней частью спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами, переходя незаметно в щель между ними (бывает и при нижнем положении кончика языка правильное звучание).

4. Смычно- проходные (органы артикуляцион аппарата образуют смычку, но для выходящей струи воздуха остается проход в другом месте):

М смычку образуют губы, воздушная струя идет через нос; н передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами, воздушная струя идет через нос;

Л кончик языка образует смычку с альвеолами или верхними зубами, воздушная струя идет по бокам языка, между языком и щекой.

5. Дрожащие (вибранты):

р – кончик языка поднят вверх и ритмично колеблется (вибрирует) в проходящей воздушной струе.

При классификации согласных звуков русского языка по артикуляторным признакам, помимо указанных выше, необходимо еще учитывать и так называемую дополнительную артикуляцию подъем средней части языка к нёбу. Если к основной артикуляции звука добавляется подъем средней части языка к нёбу, то образуется мягкий звук. В языке согласные в основном парные по твердости и мягкости, например л и л’:

пыл пыль; лук люк и т. д. Но есть и непарные звуки: только твердые: ш, ж, ц; только мягкие: ч, щ.

По акустическим(слуховым) признакам звуки речи можно разделить на две большие группы:

1. Сонорные (звучные) (их качество определяется характером звучания голоса):

2. Шумные (их качество определяется характером данного шума):

а) звонкие шумные длительные: в, з, ж;

б) звонкие шумные мгновенные: б, д г;

в) глухие шумные длительные: ф, с, ш, х;

г) глухие шумные мгновенные: п, т, к.

По производимому звуками акустическому впечатлению выделяют еще подгруппы звуков:

твердые; п, в, ш, ж, ц и др.

мягкие: п’, в’, ч, щ и др.

Произношение согласных

а) сильная воздушная струя;

б) отсутствие напряжения мышц речевого аппарата, за исключением места преграды в ротовой полости;

в) наличие преграды в ротовой полости.

Таким образом, каждый согласный звук характеризуется рядом артикуляционных особенностей и в зависимости от этого входит в те или иные группы, причем один и тот же звук может быть отнесен одновременно к нескольким группам.

Источник