Акты военного управления понятие виды система и признаки

Вопрос 1. Основные виды актов военного управления.

В деятельности органов военного управления применяются следующие основные виды правовых актов: воинские уставы, приказы, положения, наставления, инструкции, директивы, предписания, указания, приказания.

Наиболее распространенными в военное управлении являются приказы, которые вправе отдавать (издавать) все командиры (начальники) и другие органы военного управления.

Российское военное законодательство четко регламентирует порядок отдачи приказов воинскими должностными лицами.

Приказы могут быть письменными и устными. Правом издания письменных приказов пользуются:

— командиры воинский частей и соединений;

— начальники учреждений и военно-учебных заведений;

— командующие армиями и войсками военных округов.

Приказ Министра обороны РФ и соответствующими положениями об органах военного управления право об органах военного управления право отдачи прика­зов моют быть предоставлено и другим должностным лицам в пределах круга их служебных обязанностей.

Командир (начальник), отдавший приказ обязан проверить его выполнение и требовать от подчиненных безусловного его исполнения, воспитывать в них чувство воинской ответственности за порученное дело, разумную инициативу в деле выбора путей и средств для наилучшего исполнения приказа.

В приказе Министра обороны РФ объявляются акты высших органов государственной власти, относящиеся к Вооруженным Силам РФ. Обычно в таких приказах кроме объявления того или иного акта даются указания о необходимых мероприятиях по проведению его в жизнь.

Приказы, как и другие акты военного управления, вступают в силу с момента их подписания, если в самом приказе не установлен их порядок. Нормативные акты, вводимые в действие приказами, принимаются соответствующими должностными лицами с момента их объявления.

Приказом по строевой части командир части производит: назначение дежурного и помощника дежурного по части, дежурного по парку, дежурного подразделения; зачисление на довольствие и исключение с довольствия; увольнение военнослужащих в запас; прием на работу и увольнение рабочих и служащих; награды, поощрения и дисциплинарные взыскания личному составу, а также решение вопросов, входящих в компетенцию командира воинской части. В приказах по строевой части отражаются также изменения в персональных учетных данных личного состава, убытие в командировки, отпуска, на учебу, лечение и т.д.

В приказах по тылу и технической части решаются вопросы материального обеспечения.

Воинский устав – нормативно-правовой свод правил поведения и деятельности военнослужащих, установленный на длительное время и регулирующий определенную сторону жизни, быта, подготовки и боевого использования Вооруженных сил или отдельных их составных частей (видов вооруженных сил, родов войск).

Общевоинские уставы – Дисциплинарный устав, Устав внутренней службы, Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ – утверждены Указом президента Российской Федерации. Другие воинские уставы введены в действие приказами Министра обороны РФ.

Уставные нормы – фундамент воинского правопорядка.

Воинские уставы детально регулируют порядок внутриармейских отношений, формулируют основные правила, регулирующие жизнь, быт и деятельность войск. В воинских уставах определены общие и должностные обязанности и права военнослужащих, взаимоотношения между начальниками и подчиненными, правила поведения военнослужащих на службе и вне ее, порядок несения внутренней и караульной служб и т.д.

Постоянное и глубокое изучение воинских уставов, строжайшее соблюдение уставных требований составляют прямой долг и важнейшую обязанность каждого воина.

По своему содержанию нормы воинских уставов могут быть распределены на следующие группы:

— определяющие общий распорядок в воинских частях и взаимоотношения между военнослужащими;

— относящиеся к поддержанию и укреплению воинской дисциплины;

— устанавливающие порядок несения гарнизонной и караульной служб;

— определяющие порядок строевого обучения и действия военнослужащих в строю;

К воинским уставам по своему характеру и назначению близко примыкает и другая форма нормативных актов военного управления – наставление.

Сходны по своему характеру с наставлениями и положения. В них также регулируется определенная область военно-служебных отношений или устанавливается структура и правовое положение какого-либо военного органа (например, Положение о финансовом хозяйстве воинской части).

Предписание – письменное распоряжение, составляемое по определенной форме. Начальники дают предписания подчиненным им должностным лицам с конкретным указанием, что, где и к какому сроку они должны выполнить.

Распоряжение (приказание) – указание, отдаваемое начальником штаба от имени командира.

Содержание и формы правовых актов по вопросам управления войсками в полевых условиях, а также формы учета и отчетности по личному составу, по материально-техническому и медицинскому обеспечению войск определяются соответствующими уставами, наставлениями, приказами, инструкциями, и табелями срочных донесений.

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник

Занятие №1: лекция по теме. «Акты военного управления. Их особенности и виды. Делопроизводство в военных организациях»

Вопрос-1. Понятия и особенности актов военного управления. Их отличие от обычных служебных документов.

Исполнительно-распорядительная, государственно-властные полномочия органов военного управления осуществляются в правовых (юридических) формах, посредством издания правовых актов.

В актах управления детализируется, а в ряде случаев и формулируется обязанности и права органов военного управления, должностных лиц и отдельных военнослужащих. В случаях специально предусмотренных законом, такие акты могут рапространять свое действие также на органы и лиц, не входящих в состав ВС РК.

Поскольку акты управления носят юридический характер, они вызывают определенные юридические последствия. Одни из них выражаются в установлении соответствующих правил поведения (норм) общественного порядка, другие затрагивают область конкретных отношений. Будучи официальным выражанием государтственно – властных полномочий органов военного управления, эти акты, безусловно, обязательны для выполнения всеми лицами, которым они адресованы.

Читайте также:  Признаки язвенной болезни желудка лечение

Акты военного управления обязательный также для органов и должностных лиц, их издавших. Эти органы и лица не могут произвольно изменить или отменить изданные ими акты. Акт управления отменяется лишь при наличии к тому оснований (например, его незаконность, выявление фактической ошибки, изменение условий и обстановки, в связи, с которыми он был издан и т.п.) и с соблюдением установленного порядка.

Необходимость издания актов военного управления обусловлено тем, что в законах, указах и постановлениях правительства обычно определяются основы организации и деятельности ВС, основные права и обязанности военнослужащих. Высшие органы государственной власти и управления не могут охватить правовым регулированием все детали отношений, возникающих в жизни и деятельности войск. Многие стороны этих отношений касается специальных и научно-технических вопросов военного дела, требующих особой разработки в штабах и других военных учреждений и в соответствующей правовой регламентации в виде специальных наставлений, положений, инструкций.

Акты военного управления нельзя отождествлять с различными служебными документами, такими как акты ревизий, рапорты, справки и прочее. Эти документы не устанавливают и не изменяют какие-либо правоотношения. Например, рапорт о предоставлении отпуска или справка врача, удостоверяющего факт болезни военнослужащего, не дают права прекратить выполнения служебных обязанностей. Для этого нужен акт военного управления – приказ начальника.

Вопрос-2. Виды актов военного управления. Систематизация и классификация, требование законности, предъявляемые к актам военного управления.

В военном управлении применяются следующие основные правовые акты:

Воинский устав представляет собой свод правил поведения и деятельности военнослужащих, установленных на длительное время и регулирующих определенную сторону жизни, быта, подготовки и боевого использования ВС. Уставные нормы – основа воинского правопорядка.

В них воплощается принципы строительства ВС, политика по вопросам военного строительства, воинского воспитания военнослужащих, обучения и боевого использования войск, укрепления единоначалия и воинской дисциплины.

В них отражаются все распоряжения командира, фиксируются действия и события, имеющие существенное юридическое значение. Командир отдавший приказ обязан проверить его выполнение. Отмена или изменение приказа производится только новым приказом.

Директивы издаются министром обороны РК, заместителями министра обороны, начальником Генерального штаба, командующими видами ВС, командующими войсками военных округов или от имени начальниками штабов. Они адресуются соответственно командирам соединений, частей и начальникам учреждений и содержат указания по вопросам:

· комплектования и службы войск,

· по основным вопросам материального, технического и медицинского обеспечения войск.

Положения регулируют определенную область военно-служебных отношений (порядок и условия прохождения военной службы различной категорией военнослужащих) либо устанавливают структуру и правовое положение какого-либо военного органа.

Инструкция – акт, содержащий правила деятельности органа управления или воинского должностного лица. Инструкции всегда содержат правила, обращенные к должностным лицам. С инструкциями схожи руководства и правила.

Предписания представляют собой письменные распоряжения, составляемые по определенной форме. Начальники дают предписания подчиненным им должностным лицам с конкретным указанием, что где и к какому сроку они должны выполнить. Предписания удостоверяют, что данное лицо уполномочено и обязано выполнить действие, указанное в нем.

Приказания, как акт управления, является в необходимых случаях средством передачи воли командира подчиненному через начальника штаба – организатора управления войсками. В нем обычно содержится формула:

« командир приказал…». Этот акт военного управления не следует смешивать с часто употребляемым термином « приказание», под которым понимается любое исходящее от командира распоряжение.

Акты военного управления издаются полномочными на то военными органами и в пределах их компетенции, иначе они не могут быть признаны законными. Каждый акт должен определять требованиям. Основной из них состоит в том, чтобы он не противоречил закону и был издан на основе закона и в целях, предписанных законом. Акты нижестоящих органов военного управления должны, кроме того, находиться в строгом соответствии с актами вышестоящих военных органов и быть изданными на их основе.

В актах военного управления указывается:

· его дата и место издания,

· орган издавший акт,

· круг органов и лиц, обязанных его исполнять,

· содержание предписываемых действий и срок их исполнения.

В них излагаются только те вопросы, решения которых входит в круг служебных обязанностей должностных лиц, их подписавших.

Старшие начальники контролируют соблюдение законности в приказах, директивах и других актах, издаваемых подчиненными им должностными лицами. Акты управления, в которых допускается нарушения законов и воинских уставов, подлежат отмене, а в отношении виновных принимаются необходимые меры воздействия.

Источник

Акты военного управления

Акт военного управления есть выраженное на основе и во ис­полнение действующего законодательства в пределах компетенции органов военного управления государственно-властное повеление, направленное на регулирование отношений в процессе организации военного управления, жизни, быта и деятельности войск.

Акты военного управления имеют следующие характерные черты: подзаконность, правовой характер, авторитарность, импера­тивность.

Признак подзаконности акта означает, что издаваемый акт не должен противоречить требованиям действующих законодательных актов и издается в пределах компетенции данного органа управления. Подзаконность акта военного управления в широком смысле понима­ется и как соответствие актов не только закону, но и актам других го­сударственных органов военного управления.

Правовой характер актов военного управления означает, что он может вызывать определенные юридические последствия. Эти по­следствия могут выражаться в установлении соответствующих правил поведения (норм) общего характера или затрагивает отношения, свя­занные с конкретными лицами.

Авторитарность акта военного управления означает обяза­тельность его исполнения лицами и органами, на кого он распростра­няется, независимо от того, являются ли эти лица подчиненными ор­гана издавшего акт, или таковыми не являются.

Читайте также:  Что такое рео признаки снижения эластичности сосудов

Императивность акта военного управления связана с государ­ственно-властными полномочиями органов военного управления и выражается в обязательности его исполнения, независимо от согласия исполнителей.

Акты военного управления отличаются от служебных докумен­тов, которые не имеют правового характера (различные учетные до­кументы, справки, доклады, рапорты и др.). Такие служебные доку­менты не устанавливают и не изменяют конкретные правовые отно­шения. Однако служебные документы могут выступать основанием для издания актов военного управления.

К локальным актам военного управления относятся:

Приказы и директивы издаются во исполнение законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Пра­вительства РФ, приказов и директив вышестоящих командиров (на­чальников), а также в инициативном порядке.

Акты органов военного управления можно группировать по следующим основным признакам (критериям): юридическим свойст­вам; органам, издающим акты; правообязанным субъектам; характеру регулируемых вопросов.

По юридическим свойствам акты военного управления делятся на нормативные и индивидуальные. Нормативными называются акты военного управления, содержащие правила поведения общего харак­тера. Индивидуальные акты военного управления предназначены ре­гулировать конкретные вопросы на основе и во исполнение норматив­ных актов и распространяются на конкретное лицо или определенную группу лиц.

По издающим органам акты военного управления классифици­руются в соответствии с системой органов военного управления. Зна­чение этой классификации состоит в том, что юридическая сила акта военного управления определяется тем, какое место в системе органов военного управления занимает орган его издавший.

По правообязанным субъектам акты военного управления раз­деляются на следующие группы:

— акты, обращенные к органам военного управления или долж­ностным лицам;

— акты, обращенные к конкретным военнослужащим или группе военнослужащих;

— акты, обращенные к гражданам, находящимся в запасе или призывникам;

— акты, обращенные не к военным органам или организациям, гражданским лицам.

По характеру регулируемых вопросов акты военного управле­ния могут быть разделены на акты:

— управления боевыми действиями войск;

— строевого управления и организации службы войск;

— материально-технического обеспечения войск.

Акты военного управления, в том числе и акты управления во­инской части, должны отвечать определенным требованиям.

Основное требование, предъявляемое к актам военного управ­ления, состоит в том, чтобы они не противоречили закону и актам вы­шестоящих государственных органов, были изданы на их основе и для реализации установленных в них целях.

Акты нижестоящих органов военного управления должны, кро­ме того, находиться в строгом соответствии с актами вышестоящих органов военного управления и быть изданными на их основе.

В структурном отношении акты военного управления должны быть составлены кратко, ясно и четко, без употребления формулиро­вок, порождающих различные толкования документов, а также терми­нов и сокращений, не предусмотренных уставами и наставлениями. В актах военного управления не допускается дублирование требований, изложенных в ранее изданных актах. При необходимости делаются ссылки на ранее изданный акт. В актах военного управления указыва­ется наименование акта, дата и место его издания, орган, издавший акт, круг органов и лиц, обязанных исполнить акт, содержание пред­писываемых действий и срок их исполнения.

Объективность военного права подтверждается:

— его современными аксиологическими, гносеологическими, он­тологическими характеристиками;

— его предназначением и реальной способностью обеспечения в одинаковой мере безопасности личности, общества и государства в военно-оборонной сфере;

— потребностями в регламентации отношений человека в систе­ме военной службы, в регулировании всех основных форм его виталь­ной и социальной жизнедеятельности с учетом особенностей и огра­ничений их проявления в условиях военной службы;

— в целом все возрастающей ролью права.

Возрастающая роль права в государственной и общественной жизни подчеркнута и в Концепции национальной безопасности Рос­сийской Федерации.

1. Дайте определение обществу и государству, какие теории происхождения государства вы знаете?

2. Доложите, какие теории происхождения права существуют в настоящее время, в чем заключаются их основные идеи?

3. Охарактеризуйте основные правовые семьи современности, в чем их принципиальное различие?

4. Доложите, что такое частное и публичное право, каковы ос­новные признаки, принципы и функции права?

5. Доложите понятие и структуру нормы права, каковы основ­ные признаки нормы права?

6. Доложите, что такое нормативно-правовые акты и каковы ис­точники российского права, каким образом в них выражается правовая норма?

7. Доложите, в чем заключается принципиальное отличие меж­ду законом и подзаконным актом, что включает в себя система рос­сийского права?

8. Дайте определение понятию «военное право», что такое акты военного управления и какие виды локальных актов военного управ­ления вы знаете?

Источник

Виды актов военного управления

Военное законодательство

федеральные конституционные законы в сфере военной деятельности государства («О военном положении»; «О чрезвычайном положении»; «О Государственном флаге Российской Федерации»; «О Государственном гербе Российской Федерации»; «О военных судах Российской Федерации»);

федеральные законы («О воинской обязанности и военной службе»; «О Железнодорожных войсках Российской Федерации», «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», «О внешней разведке», «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации», «О государственной охране»; «О статусе военнослужащих»);

подзаконные нормативные правовые и иные акты (общевоинские уставы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации по военным вопросам, ведомственные нормативные правовые акты, издаваемые в пределах своих полномочий министром обороны Российской Федерации, руководителями других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба);

акты военного управления.

Приказ — основной вид актов военного управления, издаваемый на правах единоначалия командиром воинской части.

Читайте также:  Овуляция какие признаки ощущения

Положение — акт, определяющий конкретную область военно-служебных отношений или устанавливающий структуру и правовое положение отдельного органа.

Инструкция — акт, содержащий правила деятельности органа или должностного лица.

Постановление акт, содержащий решение коллегиального органа или должностного лица.

Предписание письменное распоряжение с конкретным указанием того, что, где и к какому сроку должно быть выполнено. Предписание удостоверяет, что данное лицо уполномочено и обязано выполнить указанные действия.

Указание распорядительный служебный документ, издаваемый преимущественно по вопросам информационно-методического характера, а также по вопросам, связанным с организацией исполнения актов вышестоящих органов.

Приказание акт, издаваемый начальником штаба от имени командира воинской части, в котором до подчиненных доводятся задачи по отдельным вопросам.

Классификация актов военного управления

— по юридическим свойствам;

— по органам, издающим акты;

— по правообязанным субъектам;

— по характеру регулируемых вопросов.

Выводы по второму вопросу:

1. Предметом военного права является комплексное правовое регулирование разнообразных отношений, складывающихся в процессе военной деятельности государства.

2. Основными принципам военного права являются:

— принцип конституционной обязанности и долга граждан России защищать свое Отечество;

— принцип равенства военнослужащих в правах с другими гражданами в сочетании с законодательным ограничением некоторых их прав;

— принцип единоначалия, беспрекословности воинского повиновения и централизации управления военной организацией государства;

— принцип категоричности и детальной регламентации воинских отношений;

— принцип государственного обеспечения военной организации государства и военнослужащих всем необходимым;

— принцип повышенной ответственности военнослужащих за правонарушения, посягающие на установленный порядок воинских отношений.

3. На всех этапах своего развития военное право играло значительную роль в укреплении обороноспособности Российского государства.

Выводы по лекции

1. Военное право является неотъемлемой частью правовой системы государства, которая через свои нормы регулирует общественные отношения в сфере военного строительства и жизнедеятельности Вооруженных Сил.

2. Основными задачами изучения военного права являются:

дать систематизированные знания о сущности военного права и его основных институтах;

ознакомить с правами и их ограничением, обязанностями, вопросами юридической ответственности военнослужащих;

обучить правильному ориентированию в военном законодательстве;

способствовать укреплению правопорядка в военной организации государства.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Понятие и особенности актов органов военного управления

В научной литературе констатируется, что «право – мощный, высокоэффективный инструмент проведения в жизнь политики государства, специфическое средство (форма) организации и обеспечения его разносторонней деятельности, осуществления его задач и функций»[3]. В полной мере это относится и к сфере военной деятельности. Реализуя стратегические установки государства в сфере военной политики, органы военного управления и воинские должностные лица осуществляют управленческую деятельность посредством правового регулирования, т.е. путем издания актов военного управления. Под актом военного управления понимается выраженное на основе и во исполнение закона в пределах компетенции органа военного управления государственно-властное предписание (распоряжение, повеление, установление), направленное на регулирование отношений в процессе организации военного управления, жизни, быта и деятельности войск[4].

Основными чертами актов военного управления являются:

а) подзаконность, которая означает, что издаваемый акт не должен противоречить требованиям действующих законодательных актов и издается в пределах компетенции данного органа военного управления. Подзаконность акта военного управления в широком смысле понимается и как соответствие актов не только закону, но и другим правовым актам, имеющим более высокую юридическую силу, изданным другими государственными органами и органами военного управления;

б) правовой характер, который означает, что акт военного управления может вызывать определенные юридические последствия. Эти последствия могут выражаться в установлении соответствующих правил поведения (норм) общего характера или затрагивать отношения, связанные с конкретными лицами;

в) авторитарность, которая означает обязательность исполнения акта военного управления лицами и органами, на кого они распространяются, независимо от того, являются ли эти лица подчиненными органа, издавшего акт, или таковыми не являются;

г) императивность, которая связана с государственно-властными полномочиями органов военного управления и выражается в обязательности его исполнения, независимо от согласия исполнителей[5].

Значение актов военного управления в жизни и деятельности военной организации государства состоит в том, что они:

1) конкретизируют и развивают принципы и нормы Конституции Российской Федерации и законов об организации обороны страны, детально регулируют в соответствии с ними воинский правопорядок;

2) служат правовой формой осуществления властных полномочий органов военного управления (воинских должностных лиц), являются средством обеспечения твердого управления войсками и поддержания правопорядка и воинской дисциплины;

3) устанавливают в соответствии с законами права и обязанности военнослужащих, вытекающие из условий военной службы;

4) юридически закрепляют требования военной науки[6].

Функция издания органами военного управления и воинскими должностными лицами актов военного управления реализуется в двух основных формах[7]:

а) путем конкретизации актов, обладающих большей юридической силой, чем акты нижестоящих органов военного управления и воинских должностных лиц. Конкретизация используется разработчиками актов военного управления, когда конкретное решение вопроса тем или иным органом военного управления осуществляется на основе отсылочных норм, содержащихся в актах более высокой юридической силы;

б) путем детализации, которая осуществляется в тех случаях, когда вышестоящий орган государственного или военного управления при подготовке правовых актов предполагает их дальнейшее развитие, когда нижестоящие органы военного управления и воинские должностные лица, исходя из своей нормотворческой компетенции, устанавливают порядок осуществления «первичных» норм.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник