Акты управления понятие признаки особенности классификация

Понятие, признаки и виды правовых актов управления. Их юридическое значение

Правовой акт управления – вид юридического акта, основанное на законе одностороннее юридически-властное волеизъявление органов государственного управления и их должностных лиц, принятое в установленном процессуальном порядке и направленное на установление либо возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений.

Виды правовых актов управления:

Нормативными считаются акты, содержащие административ­но-правовые нормы, с помощью которых регулятивная функция административного права получает непосредственное выражение. Такие акты регулируют однотипные управленческие отношения путем установления определенных правил должного поведения в сфере государственного управления. Их действие рассчитано на длительное применение и исполнение всеми или большими груп­пами участников регулируемых общественных отношений.

Индивидуальные правовые акты управления – акты право­применения.

Одновременно они являются распорядительными актами, вы­ражающими конкретные и прямые юридически властные воле­изъявления соответствующих субъектов исполнительной власти. С их помощью решаются индивидуальные административные дела.

Правовые акты управления характеризуются рядом признаков, отображающих их сущность.

1. Правовой акт управления принимается уполномоченным субъектом государственного управления в пределах его компетенции.

2. Правовой акт управления всегда является управленческим решением, поскольку именно такое управленческое решение и составляет содержание правового акта.

3. Правовой акт управления представляет собой юридическое властное волеизъявление органа государственного управления или его должностного лица.

4. Правовой акт управления устанавливает обязательные правила поведения в сфере государственного управления.

5. Правовой акт управления является разновидностью правовых документов, которые используются в деятельности органов государственного управления.

6. Правовой акт управления всегда является подзаконным актом, принимается на основании законов и во исполнение законов.

7. Правовой акт управления имеет специальную форму и порядок его принятия. В подавляющем большинстве случаев правовой акт управления принимается в письменной форме.

Юридическое значение правовых актов управления.

Правовые акты управления имеют следующее юридическое значение :

1) выступают средством объективизации управленческой деятельности субъектов государственного управления;

2) устанавливают, изменяют или отменяют нормы права;

3) устанавливают правовой статус субъектов административного права;

4) выступают в качестве юридических фактов;

5) служат основанием для издания других актов управления;

6) служат основанием для возбуждения гражданского судопроизводства и уголовного дела;

7) являются доказательством в суде и в других органах юрисдикции;

8) могут быть условием действенности других актов.

Источник

Правовые акты государственного управления: понятие, признаки и юридическое значение. Классификация правовых актов управления

Правовой акт управления – вид юридического акта, основанное на законе одностороннее юридически-властное волеизъявление органов государственного управления и их должностных лиц, принятое в установленном процессуальном порядке и направленное на установление либо возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений.

Основные черты правового акта управления:

1) является разновидностью юридического акта;

2) представляет собой юридический вариант управленческого решения;

3) носит подзаконный характер, основывается на Конституции и законах РФ, законах субъектов РФ;

4) исходит от компетентного субъекта государственного управления;

5) является результатом одностороннего юридического волеизъявления;

6) определяет правила поведения в сфере государственного управления или индивидуально определяет поведение адресата;

7) применяется в определенном процессуальном порядке;

8) издается, как правило, в форме документа;

9) имеет определенную структуру;

10) обеспечивается системой правовых средств;

11) несоблюдение, неисполнение правового акта влечет наступление негативных юридических последствий.

По юридическим свойствам выделяют нормативные акты управления (содержат административно-правовые нормы, создающие юридическую основу управленческой деятельности), индивидуальные (содержат разрешение индивидуально-конкретного управленческого дела), нормативно-индивидуальные (содержат как нормы административного права, так и разрешение конкретного управленческого дела).

По форме выражения правовые акты управления могут быть словесными (письменные и устные; нормативные и нормативно-индивидуальные только в письменной форме) и конклюдентными; по сроку действия – бессрочными, срочными и временными; по территории действия – действующие на всей территории Российской Федерации, действующие на территории нескольких субъектов РФ (межтерриториальные), действующие на территории субъектов РФ, действующие на территории муниципального образования, действующие на территории предприятия, учреждения (локальные).

Читайте также:  Непостоянные признаки прилагательного качественного

По органу, издавшему акт, выделяют акты Президента РФ, акты Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, акты органов исполнительной власти субъектов РФ, акты органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность, акты руководителей предприятий, учреждений; по характеру компетенции – общей компетенции, межотраслевой компетенции, отраслевой компетенции и специальной компетенции.

По наименованиям правовые акты бывают указами, постановлениями, распоряжениями, приказами, указаниями, инструкциями, решениями, правилами, положениями и др.; по функциональной роли – плановыми, методическими, кадровыми, финансовыми и др.

В зависимости от порядка принятия есть коллегиальные (принимаются коллегиальными органами простым или квалифицированным большинством) и единоличные (принимаются руководителями органа государственного управления) правовые акты.

По степени сложности различают простые (рутинные), сложные и уникальные акты управления.

Источник

Правовые акты управления: понятие, юридическое значение и виды

Объективированным выражением правовой формы деятельности субъектов государственного управления является юридический (правовой) акт управления.

Правовой акт управления – это основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений в целях реализации задач и функций государственно-управленческой деятельности.

Юридическое значение правовых актов управления проявляется через их соотношение с другими актами государственных органов и общественных организаций.

1. Соотношение правового акта управления и закона.

И закон, и любой правовой акт управления являются юридическими актами, регулирующими общественные отношения. Однако в отличие от закона, правовой акт управления может быть не только нормативным, но и правоприменительным. И при этом он имеет юридическую силу лишь в том случае, если издан в соответствии с законом, на основе и во исполнение закона, т. е. в целях его реализации. Если акт управления противоречит закону, то он признается ничтожным. Таким образом, закон является источником для актов государственного управления (правовых актов управления).

2. Соотношение правового акта управления и судебного акта.

Судебные акты – это всегда процессуальный результат конкретного дела; это индивидуальные акты, имеющие целью урегулирование определенного жизненного случая, факта. Судебный орган в установленном законом порядке решает вопрос о применении права, закона к конкретному действию (бездействию), факту, отношению или спору. Таким образом, судебный акт – это всегда акт применения нормы права (правоприменительный акт), он не может содержать нового правила поведения. Тогда как правовой акт управления может иметь и нормативную силу.

3. Соотношение правовых актов управления и акта прокурорского надзора.

Акты прокурорского надзора являются формой реагирования прокурора на нарушения законности, они не содержат в себе новых норм права, а также предписаний управленческого, исполнительно-распорядительного характера, присущих правовых актам управления.

4. Соотношение правового акта управления и договора.

Любой договор (как гражданско-правовой, так и административный) – это всегда результат взаимного волеизъявления двух и более субъектов, обладающих равными возможностями по его разработке и заключению (диспозитив). Правовой же акт управления – это всегда одностороннее волеизъявление полномочного субъекта, наделенного властными полномочиями (императив).

5. Соотношение правового акта управления и акта общественных организаций.

Акты, издаваемые общественными организациями, обязательны к исполнению только в пределах этих организаций и имеют силу только для их членов. Правовые же акты управления исходят от государства, наделившего субъекта, их издавших, определенным кругом прав и обязанностей. Поэтому предписания, содержащиеся в правовых актах управления, носят характер государственных предписаний и обязательны для всех субъектов, в отношении которых они изданы, вне зависимости от их принадлежности к тем или иным объединениям граждан. Невыполнение акта управления влечет силу государственного принуждения, в отличие от актов общественных организаций, такового обеспечения не имеющих.

6. Соотношение правового акта управления и документа, имеющего юридическое значение, а также от обычного служебного документа.

Документы, имеющие юридическое значение (например, акты ревизии, дипломы, аттестаты, свидетельства о рождении и пр.) сами по себе не устанавливают, не изменяют и не прекращают каких либо конкретных правовых отношений в отличие от правовых актов управления, обладающих таким признаком. Такие документы призваны лишь удостоверить в установленном для этого порядке тот или иной юридический факт или юридическое состояние, поэтому как таковыми юридическими актами они не являются (являются актами, имеющими юридическое значение), хотя могут послужить основанием для издания того или иного правового акта управления.

Читайте также:  Коэффициент регрессии при факторном признаке

Служебные же документы (всевозможные справки, отчеты, докладные записки, стенограммы совещаний и пр.) юридического значения вообще не имеют (в отличие от правовых актов управления), а служат лишь источником необходимой информации, на основе которой (т.е. по сути – на основе самих этих документов) могут быть изданы правовые акты управления.

Правовые акты управления подразделяются (классифицируются) на соответствующие виды по следующим основным критериям:

1) по юридическим свойствам;

2) по сроку действия;

3) по территории действия;

4) по характеру компетенции органов, их издающих;

5) по органам и должностным лицам, их издающим;

6) по форме выражения этих актов.

По юридическим свойствам правовые акты управления подразделяются на нормативные акты, индивидуальные акты и акты смешанного характера.

По сроку действия правовые акты управления подразделяются на срочные, бессрочные и временные.

По территории действия правовые акты управления делятся на акты, действующие на всей территории Российской Федерации; акты, действующие на территории субъекта Российской Федерации; акты, действующие на части этой территории (на территории района, города).

По характеру компетенции органов, их издающих, акты делятся на общие, отраслевые и специальные (межотраслевые).

По органам, их издающим, правовые акты управления делятся на издаваемые Президентом РФ (указы и распоряжения), Правительством РФ (постановления и распоряжения), министерствами и другими органами исполнительной власти (приказы, инструкции, распоряжения и др.).

По форме выражения правовые акты управления делятся на письменные, устные и на конклюдентные.

Источник

Понятие и классификация правовых актов управления

Основные черты правового акта управления:

Правовые акты управления можно классифицировать по следующим основаниям:

Исходя из юридической природы правовых актов управления и их значения в правоприменительной деятельности, можно выделить следующие требования, предъявляемые к их содержанию и порядку принятия:

Принцип гласности в деятельности исполнительной власти предполагает обязательность официального опубликования издаваемых ими правовых актов.

В соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. №763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней последня ихпервого официального опубликования. Иные акты, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, подлежащие обязательной государственной регистрации, вступают в силу только при условии их официального опубликования (за исключением актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера) в течение десяти дней после дня их регистрации. Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Источниками официального опубликования нормативных актов федеральных органов исполнительной власти являются Российская газета, Собрание законодательства РФ, и Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Такие акты вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Читайте также:  Что такое языковые признаки в русском языке

Акты, не подлежащие официальному опубликованию, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера (если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу).

Правовые акты управления являются основной правовой нормой реализации задач и функций исполнительной власти. По масштабности действия они не ограничиваются сферой государственного управления.

Источник

Вопрос №50. Правовой акт управления: понятие, признаки, юридическое значение, классификация.

Административный акт (правовой акт управления) – правовой акт, регулирующий управленческие отношения или разрешающий управленческое дело (спор), устанавливающий новый правовой статус субъектов права, обладающий государственно-властным характером, издаваемый субъектами публичного управления в одностороннем административном порядке уполномоченными на то органами и должностными лицами в соответствии с установленной процедурой.

1) представляет собой управленческое решение, принятое по установленным правилам управленческого процесса

2) издается уполномоченным субъектом

3) принимается в одностороннем порядке

4) юридически властное волеизъявление органа публичного управления

5) определяет обязательные правила поведения, нормы права

6) определяет границы должного поведения субъектов

8) юридически значимый документ

9) специальная форма и порядок принятия

1) выступают в качестве юридических фактов

2) устанавливают, изменяют или отменяют нормы права

3) могут служить правовым и фактическим основанием для подготовки и издания других административных актов

4) могут выступать в качестве юридических документов

5) могут стать важнейшим условием для осуществления тех или иных действий, а также для реального действия других правовых актов и реализации прав и свобод физических и юридических лиц.

6) являются правовыми средствами

по юридическим свойствам:

1) нормативные административные акты

2) индивидуальные правовые акты управления

по функциональной роли:

1) направленные на информационное обеспечение деятельности государственных органов

2) устанавливающие режимы прогнозирования и моделирования

3) определяющие вопросы планирования

4) посвященные реализации функции организации

5) обеспечивающие руководство

6) содержащие элементы распорядительства

7) обеспечивающие руководство

8) функция координация

9) регламентирующие порядок проведения надзора и контроля

10) выполняющие регулирующую функцию

от области или сферы применения:

1) относящиеся к экономике

2) социально-культурной области

от действия в пространстве:

1) в пределах определенной территории

2) локальный характер

от даты начала действия:

2) с даты, указанной в акте

3) в срок, указанный в другом акте

от действия во времени:

от формы выражения:

от характера компетенции:

1) общая компетенция

от способа принятия акта:

Вопрос №51. Требования, предъявляемые к правовым актам управления.

1) требования к подготовке и изданию:

Указ Президента «О порядке подготовки указов, распоряжений Президента РФ, предусматривающих принятие постановлений, распоряжений Правительства РФ»

Правила подготовки правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные постановлением Правительства РФ.

2) требования к действию правовых актов управления во времени и пространстве и вступления их в законную силу:

а) Акты Президента и Правительства, опубликование – 10 дней с момента подписания; имеющие нормативный характер вступают в силу по истечении 7 дней с момента опубликования. Ненормативные вступают в силу с момента их подписания; может быть установлен иной порядок их вступления в силу. («Российская газета», «СЗ РФ»)

б) нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти вступают в силу по истечении 10 дней со дня опубликования; может быть установлен иной порядок. (в противном случае не имеют юридической силы, не влекут юридических последствий)

3) требования к содержанию

а) социально-политические (соответствие целям, установленным Конституцией РФ, различными доктринами, концепциями и т.п.)

б) организационно-правовые (требование законности: принятие уполномоченным органом по вопросам и в пределах их компетенции в установленном порядке без нарушения прав и свобод граждан и организаций)

в) организационно-технические (форма, реквизиты, четкость структуры)

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Источник