Акты правоприменения понятие и признаки

Акты применения права: понятие, признаки, структура, виды

Акт применения права – это официальное решение компетентного органа или должностного лица по конкретному делу, имеющее государственно-властный характер, направленное на регулирование определенных общественных отношений.

Акты применения права характеризуются признаками:

1. государственно-властное решение по конкретному юридическому делу компетентного органа государственной власти или должностного лица.

2. обязателен для соблюдения и исполнения всеми субъектами права, кому оно адресовано. Исполнение правоприменительного акта обеспечивается силой государственного принуждения.

3. имеет установленную законом определенную форму выражения. Например, решение или приговор суда, постановление следователя о возбуждении уголовного дела, приказ ректора вуза о зачислении абитуриента в вуз и т. д.

4. принимается по установленной процедуре

Эти (1-4) признаки также относятся к НПА. Но:

5. имеет индивидуальный характер и направлен на регулирование конкретных общественных отношений.

6. акты применения права являются юр. фактами. Служат основаниями возникновения, изменения, прекращения правоотношений.

7.характеризуется однократным действием, не является источником права, не может выходить за пределы общей нормы права, может выражаться в устной форме (устное распоряжение руководителя админ предприятия)

Правоприменительный акт оформляется в соответствии с правилами юр техники, состоит из 4 частей: вводной (указ реквизиты, наименование акта), описательной (факты, ставшие предметом рассмотрения правоприменительного органа), мотивировочной (оценка доказательств, юр квалификация, ссылки на соотв нормы), резолютивной (формулируется конкретное решение,в т.ч. избирается мера юр ответственности)

Различают следующие виды правоприменительных актов:

1. По субъектам, осуществляющим применение права, акты подразделяются на:

а) акты государственных органов и общественных организаций; б) акты главы государства – Президента РФ;

в) акты федеральных органов власти и управления; г) акты органов власти и управления субъектов Российской Федерации;

д) акты органов правосудия; е) акты органов прокуратуры; и) акты органов надзора и контроля;

ж) акты коллегиальные и единоличные.

2. По предмету правового регулирования, т.е. по отраслям применяемых норм различают:

а) акты конституционно-правовые; б) акты административно-правовые;

в) акты уголовно-правовые; г) акты применения материального и процессуального права.

3. По форме правоприменительной деятельности выделяют:

а) акты регулятивные (исполнительные), связанные с применением диспозиции правовых норм, имеющие дозволительный характер;

б) акты правоохранительные, связанные с реализацией правовых санкций за совершенное правонарушение, а также с применением мер по их предупреждению.

4. В зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на акты однократного действия (наложение штрафа) и длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии и др.).

5. По своемуюридическому значениюакты применения права могут быть подразделены на основные и вспомогательные. Основные – это акты, которые содержат завершенное решение по юридическому делу (приговор, решение суда). Вспомогательными считаются такие акты, которые содержат предписания, подготавливающие издание основных актов (надзора и контроля, процедурно-процессуальные).

6.По форме: Указы Президента ненормативного характера, приказы, протоколы, решения.

Источник

Акты применения права: их признаки и виды.

Деятельность компетентных органов завершается изданием акта применения права. Он фиксирует принятое решение, придает ему официальное значение и властный характер.

Акт применения права – это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание, вынесенное компетентным государственным органом в результате решения конкретного юридического дела.

Признаки правоприменительного акта:

1) исходит от компетентных органов;

2) носит государственно-властный характер, обеспечивается и охраняется государством;

3) носит индивидуально-конкретный (персонифицированный) характер, так как адресован конкретным субъектам и рассчитан на конкретные обстоятельства;

4) рассчитан на однократное применение;

5) имеет определенную установленную законом форму.

Отличия индивидуально правоприменительного акта от нормативно-правового акта:

1) индивидуально правоприменительный акт принимается на основе нормативно-правового акта;

2) конкретизирует норму права, содержащуюся в нормативно-правовом акте, применительно к индивидуальной ситуации;

3) носит персонифицированный (индивидуально-определенный) характер;

4) не является источником (формой) права;

5) рассчитан на однократное применение;

6) выступает юридическим фактом для возникновения, изменения и прекращения соответствующих правоотношений.

Структура правоприменительного акта-документа:

В ней фиксируется время и место вынесения решения, наименование и состав органа, вынесшего его, предмет разбирательства и лица, принимавшие в нем участие;

2) описательная часть

Содержит указание на мотивы к возбуждению дела и заявленные при этом требования;

3) мотивировочная часть

Читайте также:  Признаки неисправности топливного насоса ваз 21124

Указывает на обстоятельства, достоверно установленные в ходе проверки, мотивы, по которым принимаются или отвергаются соответствующие доказательства, выводы, которыми обосновывается выбор правовых норм и принимаемое решение;

4) резолютивная часть

Содержит окончательный вывод правоприменительного органа, указание на те последствия, которые вытекают из нормативно-правового акта и данного правоприменительного акта.

Виды правоприменительных актов:

— приговоры (суда), постановления,

— решения,- распоряжения и т.д.;

2) по субъектам издания:

— акты государственных органов (постановление Совета Федерации о назначении Генерального прокурора)

— акты негосударственных органов (распоряжение мера города о назначении главы районной администрации)

3) по функции права:

4) по юридической природе:

— основные (выражают конечное решение юридического дела- приговор, постановление),

— вспомогательные (подготавливают издание основных- определение суда о назначении экспертизы.);

5) по предмету правового регулирования:

6) по характеру, содержащегося в актах решения:

7) по внешней форме выражения:

-устные (приказ командира части, адресованный подчинённому.),

-конклюдентные действия (жесты инспектора дорожного движения, адресованные водителям и пешеходам).

Источник

47. Правоприменительный акт: понятие, признаки, структура и виды.

Актом применения норм права, или индивидуальным актом, называют официальный правовой акт, который имеет индивидуальное государственно‑властное предписание, вынесенное уполномоченным на то органом по конкретному юридическому делу.

Правоприменительные акты обладают следующими признаками: 1) они принимаются компетентными органами или должностными лицами в строгом соответствии с законом; 2) правоприменительные акты обладают государственно‑властным характером и охраняются принудительной силой государства; 3) акты применения права носят индивидуальный характер; 4) правоприменительные акты имеют установленную законом форму и точное наименование.

Акты применения норм права как документы имеют определенную структуру, состоящую из следующих обязательных элементов: 1) вводной части, которая содержит наименование правоприменительного акта (приказ, постановление, распоряжение, приговор и др.), название органа, должностного лица, издавшего его, время издания, конкретный адрес предприятия; 2) описательной части, где излагаются фактические обстоятельства дела и перечисляются собранные доказательства; мотивировочной части, обосновывающей принятое решение; 3) резолютивной части, излагающей содержание принятого решения, а также сведения о порядке его обжалования.

Акты применения права классифицируют на определенные виды по различным основаниям: 1) по форме внешнего выражения; 2) по субъектам, применяющим нормы права; 3) по функциональному признаку; 4) по предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности); 5) в зависимости от характера общественных отношений и применяемых к ним норм права; 6) по способу принятия; 7) по характеру решения; 8) по юридическому значению; 9) в зависимости от действия во времени.

По форме внешнего выражения правоприменительные акты можно разделить: 1) на акты‑документы (приговоры, указы, решения, постановления, резолюции и др.); 2) акты‑действия (словесные – устные распоряжения начальника и конклюдентные – жесты постового милиционера).

По субъектам, применяющим нормы права, различают:1) акты представительных органов; 2) акты исполнительных органов; 3) акты правоохранительных органов; 4) акты государственного контроля (налоговой инспекции, таможенного органа и др.); 5) акты органов местного самоуправления.

По функциональному признаку выделяют:

1) акты‑регламентаторы; 2) правоприменительные акты.

По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) различают: 1) акты конституционно‑правовые; 2) акты административно‑правовые; 3) акты уголовно‑правовые; 4) акты применения материального и процессуального права.

В зависимости от характера общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты подразделяются: 1) на регулятивные;

2) охранительные, устанавливающие ответственность за правонарушения (приговор суда).

По способу принятия акты применения права систематизируют: 1) на принятые коллегиально;2) принятые единолично.

По характеру решения правоприменительные акты бывают: 1) запрещающие; 2) обязывающие;3) управомочивающие.

По своему юридическому значению акты применения права подразделяются: 1) на основные; 2) вспомогательные, содержащие предписания, подготавливающие издание основных актов.

В зависимости от действия во времени различают: 1) акты однократного действия (наложение штрафа); 2) длящиеся акты (регистрация брака, назначение пенсии и др.).

Источник

Понятие и виды правоприменительных актов

Наиболее характерные признаки (специфика) правоприменительных актов заключаются в следующем:

1) они имеют индивидуально-определенный характер, т.е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно (например, приговор суда, приказ об увольнении работника с работы). Этим они отличаются от НПА;

2) являются властными и обязательными для исполнения, поскольку исходят от государства либо с его согласия от общественных объединений, органов местного самоуправления, других структур и образований (делегированные полномочия); за неисполнение таких актов могут последовать санкции;

4) выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют; тем самым эти акты осуществляют локальное (казуальное) правовое регулирование, конкретизируя общие предписания;

Читайте также:  Заболевания толстого кишечника симптомы и признаки болезни лечение

5) исчерпываютсяоднократным применением и на иные ситуации и других субъектов не распространяются; после разового применения прекращают свое действие;

6) обеспечиваются государственным принуждением, так как речь идет о претворении воли законодателя в жизнь, если даже для этого требуется использовать силу власти.

• четырех частей (вводной, описательной (констатирующей), мотивировочной и резолютивной (приговор или решение суда);

• трех частей — вводной, описательной, резолютивной (характерно для административных протоколов);

• двух частей — вводной и резулютивной (акты-разрешения на совершение определенных действий).

Классический правоприменительный акт (например, приговор суда) должен обладать необходимыми внешними атрибутами (реквизитами), т.е. отвечать установленным правилам и требованиям (место и время вынесения, дата, подпись, печать, ссылка на закон, кем издан и т.д.). Без некоторых элементов такой атрибутики самый важный акт может утратить свою юридическую силу.

Виды правоприменительных актов. Акты применения норм права отличаются большим разнообразием, поэтому они классифицируются по различным основаниям.

1. По отраслевому признаку они подразделяются на уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые, финансовые и др.

6. По названию акты применения права могут иметь форму указа, постановления, приказа, распоряжения, протокола, резолюции, разрешения, приговора, акта о наложении штрафа, указания и т.д. Нередко они совпадают с названиями нормативных актов. Важно, чтобы правоприменительный акт не содержал общего правила поведения.

Так что деление правовых актов на нормативные и ненормативные, в частности акты применения норм права, в какой-то мере условно, не абсолютно. Данное обстоятельство необходимо иметь в виду при определении юридической природы того или иного правового документа. Тем не менее указанные выше разграничительные признаки между нормативными и правоприменительными актами остаются в силе.

37. Юридическая ответственность: понятие, функции, принципы.Концепция юридической ответственности в отечественной общетеоретической литературе разработана проф. О.С. Иоффе, проф. М.Д. Шаргородским, проф. С.Н. Братусем, проф. О.Э. Лейстом, акад. В.Н. Кудрявцевым, проф. Н.С. Малеиным, проф. И.С. Самощенко и др. Существуют различные позиции и подходы к трактовке юридической ответственности.

Источник

Акты применения права: понятие, признаки, виды

Деятельность компетентных органов завершается изданием акта применения права. Он фиксирует принятое решение, придает ему официальное значение и властный характер.

Акт применения права – это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание, вынесенное компетентным государственным органом в результате решения конкретного юридического дела.

Признаки правоприменительного акта:

1) исходит от компетентных органов;

2) носит государственно-властный характер, обеспечивается и охраняется государством;

3) носит индивидуально-конкретный (персонифицированный) характер, так как адресован конкретным субъектам и рассчитан на конкретные обстоятельства;

4) рассчитан на однократное применение;

5) имеет определенную установленную законом форму.

Отличие правоприменительных актов от нормативно-правовых.

1) это правовые акты;

2) они принимаются и обеспечиваются компетентным (прежде всего государственным) органом;

3) выступают властными по характеру документами.

Отличия индивидуально правоприменительного акта от нормативно-правового акта:

1) индивидуально правоприменительный акт принимается на основе нормативно-правового акта;

2) конкретизирует норму права, содержащуюся в нормативно-правовом акте, применительно к индивидуальной ситуации;

3) носит персонифицированный (индивидуально-определенный) характер;

4) не является источником (формой) права;

5) рассчитан на однократное применение;

6) выступает юридическим фактом для возникновения, изменения и прекращения соответствующих правоотношений.

Следует различать акт применения как действие (деятельность) и как акт-документ.

Структура правоприменительного акта-документа:

В ней фиксируется время и место вынесения решения, наименование и состав органа, вынесшего его, предмет разбирательства и лица, принимавшие в нем участие;

2) описательная часть

Содержит указание на мотивы к возбуждению дела и заявленные при этом требования;

3) мотивировочная часть

Указывает на обстоятельства, достоверно установленные в ходе проверки, мотивы, по которым принимаются или отвергаются соответствующие доказательства, выводы, которыми обосновывается выбор правовых норм и принимаемое решение;

4) резолютивная часть

Содержит окончательный вывод правоприменительного органа, указание на те последствия, которые вытекают из нормативно-правового акта и данного правоприменительного акта.

Правоприменительный акт вступает в силу в целом, а не только одной резолютивной частью. Все составные части его находятся в единстве.

Вместе с тем, каждая из них имеет относительно самостоятельное значение.

Виды правоприменительных актов:

2) по субъектам издания:

— акты государственных органов,

— акты органов самоуправления,

— акты негосударственных органов;

Читайте также:  Грибок ногтей на руках признак

3) по функции права:

4) по юридической природе:

— основные (выражают конечное решение юридического дела),

— вспомогательные (подготавливают издание основных);

5) по предмету правового регулирования:

7) по правовым последствиям:

8) по внешней форме выражения:

9) в зависимости от действия во времени:

— акты однократного действия (штраф),

— длящиеся (регистрация брака, зачисление в вуз).

Пробелы в праве: понятие, признаки,

Пути устранения и преодоления

При выборе и юридическом анализе правовой нормы, которая должна быть применена к аналогичному случаю, иногда обнаруживается пробел.

Пробел в праве – это полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве необходимых правовых норм.

Для того, чтобы быть уверенным, что правоприменитель столкнулся с пробелом, необходимо установить два условия пробельности:

1) данные фактические обстоятельства должны находиться в сфере правового регулирования;

2) отсутствует конкретная норма права, призванная регулировать данные фактические обстоятельства.

Поэтому возникающие здесь вопросы должны разрешаться юридическими средствами. Компетентный орган обязан рассмотреть возникшее юридическое дело и вынести по нему решение.

1) объективные (появление норм общественных отношений, которые и не могут быть урегулированы законодателем в момент принятия нормативно-правового акта);

2) субъективные (законодатель не охватил формулировками нормативно-правового акта всех жизненных случаев, требующих правового регулирования, допустил недостатки в использовании юридической техники).

Независимо от причин пробелы в праве – это дефект и явление нежелательные. Поэтому они должны своевременно устраняться и преодолеваться.

Устранить пробел можно только с помощью правотворческого процесса путем принятия новой нормы права. До принятия правовой нормы преодолеть пробел можно с помощью правоприменительного процесса посредством применения права по аналогии.

Аналогия закона – это решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходный случай.

Аналогия права – это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права.

Аналогия права возможна только тогда, когда нет конкретной нормы, которая бы регулировала сходный случай. Причем ее нет ни в данной отрасли, ни в смежной.

При аналогии права важное значение имеют принципы права, которые, как правило, устанавливаются в Конституции. Поэтому, правоприменитель, базируясь во многом на собственном правосознании и мотивируя решение по делу, может ссылаться на конкретные статьи Конституции.

Применяя право по аналогии, правоприменительный орган должен сформулировать конкретное правило для данного случая. Однако это не является правотворчеством, так как правило создается для данного случая и не обладает общеобязательностью.

Аналогия закона и аналогия права не применяются в уголовном и административном праве.

Правовые коллизии: понятие, виды,

Способы разрешения

Правовые коллизии – это противоречия между правовыми нормами (актами), регулирующими одни и те же общественные отношения. Они вносят в правовую систему несогласованность, дефектность, создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством.

— в условиях отставания права от общественных отношений одни нормы устаревают, другие – появляются, не всегда отменяя прежние и действуя, зачастую, одновременно с ними;

2) субъективные (недостаток опыта законодателя, низкое качество законов, непоследовательная систематизация нормативно-правовых актов и т.д.).

1) между Конституцией и всеми иными нормативно-правовыми актами (разрешается в пользу Конституции);

2) между законами и подзаконными нормативно-правовыми актами (разрешается в пользу законов);

3) между общефедеральными нормативно-правовыми актами и нормативно-правовыми актами субъектов Федерации:

— если последний принят в пределах ведения, то действует он,

— если последний принят вне пределов ведения субъекта Федерации, то действует общефедеральный акт;

4) между актами одного и того же органа, но изданными в разное время (применяется позже принятый акт);

5) между актами, принятыми разными органами (применяется акт, обладающий более высокой юридической силой);

6) между общим и специальным актом:

— если они приняты одним органом, то применяется последний,

— если они приняты разными органами, то действует общий.

Способы разрешения коллизий:

1) принятие нового нормативно-правового акта;

2) отмена старого нормативно-правового акта;

3) внесение изменений в действующие акты;

4) систематизация законодательства;

6) деятельность судов (прежде всего Конституционного Суда);

7) переговорный процесс через согласительные комиссии;

8) толкование норм права и др.

Тема 15.

ТОЛКОВАНИЕ НОРМ ПРАВА

5. Толкование норм права: понятие, объект, этапы (направления), необходимость, значение.

6. Способы толкования норм права.

7. Виды толкования норм права.

8. Акты толкования норм права: понятие, признаки, виды.

Источник