Актуальность работы по гендерному признаку

Актуальность гендерного воспитания
статья (старшая группа) на тему

Актуальность гендерного воспитания на данный момент огромна, так как современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали набором преимуществ по половому признаку. Это отражено в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2003г. «Об освещении гендерного вопроса в системе образования».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста.

Актуальность гендерного воспитания на данный момент огромна, так как современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали набором преимуществ по половому признаку. Это отражено в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2003г. «Об освещении гендерного вопроса в системе образования».

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению стереотипов мужского и женского поведения.

Не все семьи имеют статус полной семьи, следовательно, ребёнок не имеет возможности видеть взаимоотношения родителей, распределение между ними бытовых обязанностей и социальных ролей.

Родители, как правило имеют недостаточно знаний о необходимости применения подходов к воспитанию ребёнка с учётом гендерных различий.

Наблюдая за детьми, я заметила, что некоторые девочки лишены терпения, не умеют разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, умеют постоять за себя кулаками, у некоторых мальчиков отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Кроме того мальчики не проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность.

Необходимым условием успешной работы по гендерному воспитанию дошкольников является взаимодействие с семьёй, так как только единство дошкольного образовательного учреждения и семьи позволит эффективно решать задачи гендерного воспитания.

Цель гендерного подхода: воспитание детей разного пола одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.

1.Формировать ценностное отношение личности ребёнка к себе как к носителю гендерной информации к представителям разных полов, выполняющий разные социальные функции в зависимости от внешних условий.

2. Информационно – просветительская деятельность с родителями по вопросам гендерного воспитания детей дошкольного возраста.

3. Формировать у детей понятие о положительных чертах характера и поступках мальчиков и девочек, представление о дружбе. Развивать у девочек предпосылки женственности, у мальчиков – мужественности. Воспитывать уважение друг к другу, культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками.

Гендерное воспитание – формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах для нормальной и эффективной социальной личности. Воспитание детей с учётом гендерных особенностей задача сложная, но посильная.

Многое учёные, педагоги, психологи считают, что формирование гендерной идентичности обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительский установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, и также от воспитания его в дошкольном возрасте. Родители часто задумываются, как правильно воспитывать девочек и мальчиков. И отличается ли их воспитание, или дети есть дети, и никакого подхода не надо? Психологи отвечают однозначно: воспитание девочек и мальчиков должно быть разным. У них разные психологические особенности. Мальчики в любом возрасте требуют к себе значительно больше доверия, а девочки ждут от окружающих большей заботы.

Излишняя опека среди мам и бабушек делает будущих мужчин слабыми. И напротив, если со стороны пап идут к девочке завышенные требования, то она начинает сомневаться, что её любят и пытается заслужить любовь. Адекватное половое развитей в первую очередь зависит от семейного уклада, привычек, которые вольно или невольно переминают у родителей – именно поэтому важно, чтобы у ребёнка были и мама, и папа.

С детьми мы проводим беседы на разные темы, игры, читаем художественную литературу, моделируем ситуации (сделай комплемент), поём песни, рассматриваем альбомы с фотографиями, где сфотографированы сами дети и чем они увлечены, выставки поделок родителей вместе с детьми, спортивные праздники «День матери» (совместно с родителями), «23 февраля», «8 марта», праздник 9мая и т.д.

Цель: воспитывать уважение друг к другу.

Цель: обогащать представления детей о различных полах, об отличительных особенностях.

Цель: учить выделять в художественной литературе женские и мужские образы.

Цель: развивать интерес к совместным играм.

Цель: воспитывать культуру взаимоотношений между девочками и мальчиками.

Цель: закрепить знания детей о профессиях, умение классифицировать на мужские и женские.

Цель: формировать навык управления своими эмоциями.

Мы с вами, используя консультации, советы, рекомендации, родительские собрания повышаем компетентность родителей в вопросах гендерного воспитания детей, способствуя благоприятному протеканию полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста. Просвящаясь информационно, родители пересматривают какие – то свои методы воспитания, а это уже прогресс.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность, задачи и применение в работе с детьми по гендерному воспитанию в дошкольном возрасте.

Актуальность гендерного воспитания в дошкольном учреждении.

quot;Актуальность гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста» «Актуальность гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста»Что такое.

Агибалова (Лазарева) Е.А. студент группА ЗДО-5-12, факультет психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК «КИПУ» Республика Крым, Симферополь Научный руководитель: Амет-.

Источник

Актуальность и социальная значимость гендерного подхода в воспитании.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Актуальность и социальная значимость гендерного подхода в воспитании. Программы воспитания детей в ДОУ составлены без учёта гендерных особенностей мальчиков и девочек. Педагогическая система традиционно «бесполая». Одной из важнейших задач современного образования является социализация подрастающего поколения, в процессе которой создаются условия для эффективного развития личности. Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

Различия гендерного и полоролевого подходов в образовании Гендерный подход ориентирован на идею равенства независимо от половой принадлежности, что даёт мужчинам и женщинам по – новому оценивать свои возможности и притязания, определять перспективы жизнедеятельности, активизировать личные ресурсы. Гендерныйподход Полоролевойподход 1. Ориентация на нейтрализацию и смягчение различий между полами 1. Ориентация на подчеркивание различий между полами 2. Воспитание в духе свободного выборагендернойидентичности 2. Воспитание в духе жесткого выбора половой идентичности 3. Отсутствие ориентации на «особое предназначение» мужчины и женщины 3. Ориентация на «особое предназначение» мужчины и женщины. 4. Поощрение деятельности, соответствующей интересам личности 4. Поощрение видов деятельности, соответствующих полу 5. Выбор видов поведения исходя из конкретной ситуации 5. Выбор видов поведения исходя из половой принадлежности 6. Обоснование нецелесообразности раздельного по полу обучения 6. Обоснование целесообразности раздельного по полу обучения 7. Тенденция к размываниюкультуральносформированныхгендерныхсхем 7. Наличие жесткихкультуральносформированныхгендерныхсхем 8. Возможность отступления от традиционныхпатриархатныхмоделей устройства общества 8. Осуждение отступлений от традиционныхпатриархатныхмоделей устройства общества

Участники гендерного воспитания и их роль. Расположим участников гендерного воспитания ребенка по степени их важности: 3. Врач. Главная задача медицинских работников, знакомых с вопросами психогигиены пола, заключается в консультации воспитателей и родителей области медико-гигиенических вопросов полового воспитания. 2. Педагогический коллектив детского сада. Методичная и целенаправленная работа по применению гендерного подхода ко всем видам детской деятельности (игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, двигательная, музыкально-художественная, чтение), способствует формированию гендерной принадлежности каждого ребенка во всем ее разнообразии. 1. Семья. Ребенок копирует своих родных, особенно стараясь во всем походить на родителя своего пола. Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка – женственности матери. В семье дети учатся, как вести себя с людьми противоположного пола. 4. Окружение ребенка. Ребенку помогает осознать себя согласно своему половому признаку и действовать согласно ему все окружение: сверстники, взрослые, музыканты, песни которых ребенок слушает, сценаристы фильмов и мультфильмов, художники, писатели и поэты, модельеры и т. д.

Источник

Актуальность гендерного подхода в современном образовании

Дата публикации: 16.07.2015 2015-07-16

Статья просмотрена: 3351 раз

Библиографическое описание:

Козырева, Ю. В. Актуальность гендерного подхода в современном образовании / Ю. В. Козырева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 14 (94). — С. 473-476. — URL: https://moluch.ru/archive/94/21165/ (дата обращения: 25.02.2021).

В современном мире ценность гармоничного развития личности, учитывающего все стороны и особенности индивидуальности, сложно оспорить. А возможно оно только тогда, когда тело, интеллектуальная и эмоциональная составляющие «мирно сосуществуют», слаженно работая на то, чтоб способствовать самопознанию и саморазвитию человека, помочь ему найти своё место в жизни, свой путь и сделать в конечном итоге счастливым.

Бесспорно, принадлежность к определенному полу является одной из тех важнейших характеристик, которые затрагивают не только телесную, но и интеллектуальную и эмоциональную составляющую человека. Однако ориентируясь в первую очередь на биологический пол, общество априори приписывает человеку определенные стереотипы поведения, свойства характера, образ жизни, цели и т. д., которые далеко не всегда совпадают с реально существующими особенностями индивида. Исследователи считают, что «разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами различий, имеющихся в психике и поведении человека» [1, С.13]. Поскольку по природе своей человек является существом биосоциальным, его не может не затрагивать возникающая дисгармония между его сущностью и ожиданиями, возложенными на него.

Читайте также:  Пол человека это признак

Гендерный подход, учитывающий, что отличие воспитания, способов поведения, взаимодействия с окружающим миром и людьми мужчин и женщин определяется «не столько их физиологическими, биологическими, анатомическими особенностями, сколько социально-культурными факторами» [9, С.349], становится всё более актуальным в различных сферах и областях жизнедеятельности человека. В соответствие с этим подходом гендерные стереотипы рассматриваются не как определяемые полом, с которым рождается человек, а как исторически сложившиеся в обществе и навязываемые человеку как его составляющей. Следовательно, эти стереотипы являются гибкими конструкциями, они подвержены изменениям, которые могут произойти и происходят в общественном сознании, а значит, могут меняться в пользу человеческой индивидуальности.

И. Н. Евтушенко отмечает, что «социальная стратегия государства, направленная на создание условий для устойчивого развития Российской Федерации на основе использования и совершенствования человеческого потенциала, предполагает включение гендерного компонента во все области общественной жизни: политику, экономику, культуру, образование» [2, С.3]. Актуальность гендерной проблематики в образовании как социальном институте, ставящем себе целью развитие гармоничной личности, неоспорима. В системе образования, в процессе взаимодействия с педагогами и одноклассниками и при работе с учебными материалами, ребенок получает опыт гендерных отношений — сталкивается с тем, что от принадлежности к определенному полу зависят ожидания, предъявляемые человеку. По утверждению И. С. Клециной, «особую роль в процессе гендерной социализации играет сама организация учебных заведений — это не только коллектив и помещение, это еще и система правил, по которым люди взаимодействуют между собой, тот порядок, который позволяет им работать» [6, С.103]. Таким образом, образовательное пространство является важнейшим фактором гендерного воспитания ребенка.

Однако в большинстве своем в современных школах осуществляется полоролевой подход к обучению и воспитанию, который «представляет собой традиционную систему взглядов на предназначение мужчины и женщины в обществе в соответствии с их биологическими характеристиками, воспитание мальчика и девочки соответственно тем нормам, требованиям, стандартам, которые предъявляет общество к человеку культурно-исторически» [9, С.350]. Это значит, что ребенок воспитывается в духе жесткой половой идентичности, вместе с которой ему предписываются определенные нормы поведения, реакции на окружающий мир, поощряются традиционно соответствующие полу виды деятельности, навязывается мысль о принципиальном различии между полами. Ко всему прочему во взрослой жизни для человека, ставшего заложником навязанных ему с детства гендерных стереотипов, последние становятся преградой на пути к успеху, не давая возможность реализоваться в полной мере его потенциалу и способностям.

Е. В. Зенкевич обнаруживает любопытное противоречие, существующее в современной системе образования: «Какими качествами должны обладать идеальные ученики, по мнению учителей? Прежде всего — это желание учиться, интерес к учёбе, трудолюбие, воспитанность, усидчивость.

А вот если изменить вопрос: «Какими бы вы хотели видеть юношей и девушек, оканчивающих школу?», то ответы были бы совершенно другими. Мальчики должны быть, прежде всего, уметь принимать решение, быть уверенными в своих собственных силах, целеустремлёнными, умеющими нести ответственность за свои поступки, иметь собственное мнение, быть надёжным и мужественным. Никто даже не вспомнит об усидчивости, внимательности. Девочек же хотят видеть коммуникабельными, умеющими ладить с людьми, добрыми, женственными, мягкими, скромными, нежными, гордыми, с чувством собственного достоинства, а также уверенными в своих силах и умеющими принимать самостоятельные решения.

Значит, учим мы тех, кто желает учиться, трудолюбивых, умных, усидчивых, воспитанных, а получить на выходе должны умеющих принимать решение, уверенных в себе, да ещё и мужественных юношей и женственных девушек» [3].

Действительно, система образования продолжает воспроизводить традиции патриархата [9, С.352]. Так, например, Л. В. Попова отмечает, что девочек обычно побуждают отходить на второй план в образовательном процессе, а мальчиков поощряют быть активными. Это проявляется в том, что мальчикам уделяется больше учительского времени, а от девочек в основном требуют аккуратности и послушности, а не инициативы. Проступки мальчиков, мелкие нарушения дисциплины легче прощаются мальчикам, нежели девочкам [8]. Е. Р. Ярская-Смирнова, проводя гендерный анализ учебных материалов среднего специального и высшего образования обнаружила, что мужчины изображаются как норма, они активны и успешны, а женщины являются «невидимками» (их просто нет, они отсутствуют в репрезентации) или пассивными и зависимыми [11]. И. С. Клецина [5] подчеркивает, что особые сложности с социализацией возникают у девочек, желающих заниматься математикой, физикой, информатикой, то есть теми сферами деятельности, которые считаются исключительно мужскими. При этом мы видим, что в современном мире от лиц женского пола любого возраста требуется проявление не только традиционно женских качеств, таких как мягкость, покладистость, послушность, забота об окружающих, но и способность нести ответственность за свои слова и поступки, умение брать инициативу в свои руки, ставить цель и реализовывать ее, умение отстаивать свои интересы — т. е. качеств, традиционно соответствующих мужчинам. В обществе, стремящемся к формированию эгалитарного сознания, роль и место женщины давно и значительно изменились, а вместе с этим произошли изменения во взаимоотношениях полов [4, С.3].

В то же время Сидоренко О. Н. отмечает, что «преимущественно женский состав педагогических коллективов лишает мальчиков делового взаимодействия с мужчинами, деформирует их социальный опыт. В нашей школе из 70 учителей мужчин — 4, что составляет 6 %. В школе мальчики приобретают и закрепляют опыт подчинения взрослой женщине, что приводит к формированию специфических типов мужского поведения: феминизированного, излишне послушного и робкого или, напротив, активно протестующего «хулигана», что выражается и во взаимодействиях с девочками» [10]. И. С. Кон пишет о «кризисе маскулинности», когда мужчинам всё сложнее «дотягивать» до звания «настоящего»: «традиционный мужской стиль жизни, а возможно, и сами психические свойства мужчин не соответствуют современным социальным условиям, что мужчины сдают свои главенствующие позиции или что им приходится платить за них слишком высокую цену» [7]. Поэтому можно говорить о том, традиционные гендерные стереотипы мужского поведения не соответствуют реальной ситуации и требуют пересмотра. В мальчиках необходимо воспитывать не только мужские качества, но и способность осознавать свои чувства, понимать переживания других, сострадать и проявлять терпимость, помогать окружающим.

Какую же альтернативу традиционному полоролевому подходу в образовании предлагает гендерный подход? Его центральной идеей является принципиальное равенство обоих полов в возможности участвовать во всех сферах жизни общества, в выборе способов для самовыражения и самоопределения. Это не предполагает, что девочек нужно воспитывать похожими на мальчиков и наоборот [8], но это означает позволить и девочкам, и мальчикам, в полной мере приняв себя со всеми своими уникальными особенностями, реализовать заложенный в них потенциал, удовлетворить свои потребности и амбиции, обрести уверенность в себе и стать счастливыми людьми. Как отмечает Е. Н. Каменская, «в настоящее время современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются не в закреплении жёстких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений, воспитании человеческого в женщине и мужчине; вариативности в овладении гендерным репертуаром; в искренности, взаимопонимании, взаимодополняемости» [4].

В связи с этим в рамках гендерного подхода выделяется такое направление, как гендерная педагогика — это совокупность подходов, направленных на то, чтобы помочь детям чувствовать себя в школе комфортно и справиться с проблемами половой самоидентификации ребенка как важной части процесса социализации. Целью гендерной педагогики является коррекция воздействия гендерных стереотипов в пользу развития индивидуальности.

М. Л. Сабунаева, Ю. Е. Гусева отмечают, что на сегодняшний день выделено несколько направлений работы с детьми по дополнению и расширению возможностей их социализации:

— дополнение зон самореализации детей (например, поощрение девочек к занятиям спортом, а мальчиков — к самообслуживанию);

— организация опыта равноправного сотрудничества мальчиков и девочек в совместной деятельности;

— снятие традиционных культурных запретов на эмоциональное самовыражение мальчиков, поощрение их к выражению чувств;

— создание с девочками опыта самопоощрения и повышения самооценки (например, технология дневника с фиксированием успехов);

— создание условий для тренировки межполовой чувствительности (например, через театрализацию, обмен ролями);

— сюда же можно добавить привлечение обоих родителей (а не только матерей) к воспитанию детей.

Таким образом, гендерный подход в педагогике и образовании — это индивидуальный подход к проявлению ребенком своей идентичности. Этот подход дает человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения [9, С.355]. А в конечном итоге, такой подход, позволяющий свободно развиваться девочкам и мальчикам, дающий им право выбора, формирует мужчин и женщин, которые, следуя своим природным наклонностям и не ограничивая себя гендерными стереотипами, ставят органичные для себя цели, добиваются их и становятся по-настоящему счастливыми людьми.

1. Воронцов Д. В. Что такое гендер // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Кпециной. СПб.: Питер, 2003.

2. Евтушенко И. Н. Гендерный подход в образовании // Начальная школа плюс До и После. 2011. № 9.

5. Клецина И. С. Гендерная социализация. — СПб., 1998.

6. Клецина И. С. Раздельное по полу обучение: «за» или «против» // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Кпециной. — СПб.: Питер, 2003.

7. Кон И. С. Меняющийся мужчина в меняющемся мире // Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. Ч. 1. — Мурманск, 2001.

8. Попова Л. В. Что нужно знать воспитателям о том, как мальчики и девочки научаются быть мужчинами и женщинами // Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. Ч. 1. — Мурманск, 2001.

9. Сабунаева М. Л., Гусева Ю. Е. Гендерный подход в практике школьного психолога // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Кпециной. — СПб.: Питер, 2003.

Читайте также:  Инфекция сердца признаки и причины

10. Сидоренко О. Н. Гендерный подход в обучении и воспитании [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. 14.02.2014 г. URL: http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2014/02/14/statya-gendernyy-podkhod-v-obuchenii-i-vospitanii (дата обращения: 29.06.2015).

11. Ярская-Смирнова Е. Р. Неравенство или мультикультурализм // Высшее образование в России. — 2001. — № 4.

Источник

Влияние гендерных особенностей на воспитание и обучение

Теоретико-металогическое исследование особенностей физиологического развития детского организма. Определение параметров процесса обучения и воспитания детей в образовательных учреждениях. Исследование проблемы усвоения мужской и половой роли ребенком.

Рубрика Педагогика
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 16.11.2013
Размер файла 58,5 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Тема: Влияние гендерных особенностей на воспитание и обучение

1. Особенности физиологии

1.1 Особенности развития на уровне зародыша

1.2 Особенности строения тела и организма

2. Особенности обучения и воспитания

2.1 Совместное обучение в школе

2.2 Влияние гендерных стереотипов на воспитание

2.3 Проблемы усвоения мужской половой роли

2.4 Проблемы усвоения женской половой роли

физиология организм половая роль ребенок

Анализ психических и анатомо-физиологических особенностей мальчиков и девочек показал, что значительные различия в строении их мозга, в способах обработки информации, в интеллектуальных способностях предполагают и различный подход к их обучению и воспитанию. Поэтому одним из существенных недостатков организации учебно-воспитательного процесса в современной школе является преобладание в практике обучения традиционных форм и методов преподавания без учета гендерных особенностей школьников.

Результаты исследований психологов легли в копилку доказательств, подтверждающих актуальность, своевременность и насущную необходимость рассмотрения раздельного обучения, как возможности изменения состояния здоровья школьников и решения проблем обучения и воспитания детей в современных условиях. Все эти проблемы можно рассматривать, как единую проблему освоения «гендерной педагогики».

К началу обучения в школе девочки и мальчики характеризуются целым рядом физиологических и психологических особенностей, что необходимо учитывать в образовательном процессе.

Теоретическое иследование проблемы гендерного подхода к обучению младших школьников имеет принципиальное значение для повышения продуктивности учебного процесса. Благодаря гендерному подходу к обучению школьников происходит оптимизация учебного процесса, что способствует повышению уровня обученности школьников.

Раздельное обучение детей разного пола создает реальные условия для формирования у школьников значимых для общества гендерных ролей, которые могут быть направлены на успешное решение в стране национальной демографической программы.

Значимость изучения особенностей воспитания с гендерных позиций объясняется необходимостью интеграции гендерной теории в содержание образования, с одной стороны, и тем обстоятельством, что мало уделяется специального внимания гендерной проблематике в общеобразовательных учреждениях.

Каждое научное исследование, как и гендерное, опирается на определённую совокупность исходных положений, концепций, теорий, составляющих его основу. Рассматривая вопрос о гендерных исследованиях, мы установили, что с помощью методов наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные, включается в систему известных знаний. В структуре методологического знания чаще всего выделяют четыре уровня: философский, обще-научный, конкретно-научный, технологический. Все уровни методологии взаимосвязаны и имеют определенное самодвижение. При этом философский уровень выступает в качестве всеобщей методологии и содержательного основания всякого методологического знания.

Педагогу, изучая какую-либо проблему в первую очередь нужно иметь знания и уметь ориентироваться в уровнях методологии исследуемой проблемы.

Объектом изучения темы курсовой работы являются теоретические аспекты гендерного воспитания в общеобразовательных учреждениях.

Предметом исследования являются теоретико-методологические основы исследования гендерного воспитания в общеобразовательных учреждениях.

Целью курсовой работы является изучение теоретико-методологических основ исследования гендерного воспитания в общеобразовательных учреждениях.

В природе количество потомства зависит от количества детей, которых способна воспроизвести женская часть, поэтому природа «бережет» женский пол. А на мужском «отрабатываются» все новинки эволюции, поэтому они больше подвержены генетическим отклонениям (в цветовом зрении, по слуху, с задержкой психологического развития). По комплексу врожденных признаков мальчики имеют значительно больше разнообразие.

Поисковым поведение определяется и тяга мужчин к освоению новых пространств, большая сообразительность в сложных ситуациях, склонность к рискованным мероприятиям и нетрадиционным решениям. Наш жизненный опыт может подтвердить, что поисковая деятельность мальчиков, к сожалению, способствует возникновению различных несчастных случаев.

Все дети развиваются по-разному. И уже к году различия в развитии психики мальчиков и девочек достигают высокого уровня, что проявляется в такой деятельности, как игра. А это значит, что у них по-разному функционирует мозг, обозначаются разные пути его развития.

Если рассматривать физиологические различия более детально, то возраст от одного года до семи лет называют периодом нейтрального детства, поскольку мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга размерами и формой тела.

Период второго детства у мальчиков длится с восьми до тринадцати лет, а у девочек с восьми до одиннадцати лет. В этот период выявляются различия в размерах и форме тела, а также начинается усиленный рост тела в длину. Темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков, так как половое созревание у девочек начинается в среднем на два года раньше.

У мальчиков, по сравнению с девочками, более продолжительный пубертатный период и сильнее выражен пубертатный скачок роста.

Масса селезенки у взрослого мужчин составляет сто девяносто два грамма, у женщин сто пятьдесят три грамма.

Девочки достаточно быстро усваивают информацию, мало ее используют, стараются быстро выдать ее обратно. Совместная работа мальчиков и девочек дает возможность интенсивно развиваться тем и другим, но в том случае, если работа носит не только информационный, но и исследовательский характер.

Мальчики и девочки по-разному ведут себя в группе. Девочки стремятся к сотрудничеству, у них отсутствует соревновательный дух. Мальчики стремятся установить правила, иерархию в группе, яростно спорят по этому поводу. Если возникает конфликт, то мальчики умеют найти выход из ситуации, девочки сразу же обижаются и не желают выполнять работу. Для мальчиков важно, чтобы учитель проговорил условия и правила деятельности в группе, без этого им непонятна работа. Для девочек важно просто получить задание и вызвать хорошее отношение к себе у преподавателя.

Мальчики и девочки по-разному строят взаимоотношения. Девочки, начиная говорить, сошлются на предыдущего оратора, соглашаясь с его мнением, либо выразят свое несогласие с ним. Мальчики сразу же переходят к делу, перебивая друг друга. Девочки умолкают, давая возможность высказаться всем.

Следует упомянуть о комфортности мальчиков в период окончания младшей школы.

В младшей школе мальчики словно попадают в ситуацию феминного давления. Их учат и опекают, ими командуют женщины. Если во втором классе многие мальчики учатся хорошо, то к четвертому классу они «скатываются». Мальчишек получающих тройку за тройкой осуждают сразу три феминны: строгая учительница, хихикающая одноклассница и усталая, раздраженная мама. Последствия этого следующие: разрушается идеал успешной учебы, усиливается конфликт мальчики-девочки, развивается конфликт между мальчиком и учителем или даже школой, в итоге интеллект мальчиков заглушается не своиственной им деятельностью.

Поэтому мальчикам до 12 лет лучше обучаться отдельно от девочек, получая примерно половину образования от педагогов мужчин.

Позднее в подростковый период и к началу юношеского, когда у мальчиков появляется интерес не только к противоположному полу, но и к социальным ценностям и «взрослым» отношениям раздельное обучение может принести вред. Не имея нормального выхода подростковая сексуальность ведет к аномалиям полового и гендерного развития, появляется извращенные агрессивные отношения.

От совместного обучения теряют и девочки. Они привыкают выезжать за счет выполнения правил, придуманных другими. Так у девочек меньше развивается креативность и интеллект.

2.2 Влияние гендерных стереотипов на воспитание

Однако, все большее число педагогов понимают, что без конкретизации специфики проявления половых особенностей в различных сферах личностной и профессиональной самореализации нельзя конструировать оптимальные модели педагогического гендерного взаимодействия.

Для современного общества характерна поливариативность стереотипов отношении мужчин и женщин, их половых ролей. Следовательно, всем исследователям, неравнодушным к проблемам детей, необходимо конкретнее определить цели и задачи полового воспитания, основанного на идеале гармонии между людьми.

До середины XIX в. в культуре и в массовом сознании преобладал патриархальный (или маскулинный) стереотип отношении между полами, согласно которому активность полностью принадлежала мужчине, а женщина рассматривалась как пассивное, зависимое, низшее существо. Он был принят и разделялся как мужчинами, так и женщинами.

Актуальность проблемы полового воспитания подрастающего поколения очевидна. В современном обществе не редкость увидеть девушку, которую трудно отличить от юноши, а иногда и практически не возможно или же наоборот, молодого человека, поведением, жестами и даже внешним видом похожего на девушку. Воспитать в маленькой девочке женщину со всеми ее слабостями и достоинствами, а в мальчике настоящего мужчину одна из задач педагога. Половое воспитание необходимая часть воспитания детей и подростков. На уроке учитель ставит перед собой три задачи: образовательную, развивающую и воспитательную. Учитель воспитывает человека, гражданина, делая акцент на личностных сторонах воспитания. Но ведь каждому ребенку предстоит стать мужчиной или женщиной, и без соответствующего воздействия окружающего социума он не может правильно формироваться и вести себя как полноценный представитель своего пола.

Мужчину в мальчике и женщину в девочке следует воспитывать с раннего детства. В противном случае при формировании их личности почти неизбежны отклонения, что создаст для них серьезные препятствия в жизни.

В этом смысле мальчик находится в значительно менее благоприятной ситуации, чем девочка. Так, мать традиционно проводит с маленьким ребенком гораздо больше времени. Отца же ребенок видит намного реже, не в таких значимых ситуациях, поэтому обычно в глазах младенца он является менее привлекательным объектом. В связи с этим как для девочки, так и для мальчика практически в любой культуре первичной оказывается идентификация с матерью, т. е. феминная. Более того, сами базовые ориентации ребенка по отношению к миру по своей природе феминны, ибо включают в себя такие традиционно женские особенности, как зависимость, подчиненное положение, пассивность и т. п.

Читайте также:  Признаки травмы позвоночника у кота

Однако с ХХ века все изменилось, и воспитание детей, чем дальше, тем больше становилось сугубо женским занятием.

В такой ситуации основная нагрузка падает на семью, но ведь и в семье далеко не у всех детей есть перед глазами пример мужчины. Число матерей одиночек растет. Без преувеличения можно сказать, что миллионы современных мальчиков лишены серьезного мужского влияния в важнейшим период своего развития, когда у них закладываются стереотипы полоролевого поведения. И в результате они усваивают женские установки, женские взгляды на жизнь.

Двенадцатилетний Паша выглядел на девять. Отвечая даже на самые простые вопросы, он сжимался в комочек, теребил край своего свитера и говорил, не поднимая глаз, и постоянно ежился, как будто одежда натирала ему кожу. Его мучили страхи, он не засыпал в темноте, боялся оставаться один дома. В школе было тоже все не слава Богу. Выходя к доске, Паша лепетал что-то невразумительное, хотя знал материал на зубок. А перед контрольной работой у него начиналась такая трясучка, что он полночи не мог заснуть и каждые две минуты бегал в туалет. В начальной школе Пашу часто били, пользуясь тем, что он не мог дать сдачи. Теперь поколачивают меньше, потому что девчонки стали заступаться за него.

Таким образом, в плане становления половой идентичности мальчику предстоит решить более трудную задачу: изменить первоначальную женскую идентификацию на мужскую по образцу значимых взрослых мужчин и культурных стандартов маскулиности. Однако решение этой задачи осложняется тем, что практически все, с кем близко сталкивается ребенок, особенно в современном обществе (воспитатели детского сада, врачи, учителя), женщины. Неудивительно, что в итоге мальчики гораздо меньше знают о поведении, соответствующем мужской половой роли, чем женской.

В тоже время распространенность традиционных представлений об иерархическом соотношении половых ролей приводит к тому, что по сравнению с девочками мальчики испытывают более сильное давление со стороны социума в направлении формирования поло-специфичного поведения. В сочетании с недостатком ролевых моделей такое давление приводит к тому, что мальчик вынужден строить свою половую идентичность преимущественно на негативном основании: не быть похожим на девочек, не участвовать в женских видах деятельности и т. д. При этом в нашей стране ребенок имеет относительно мало возможностей для собственно маскулинных проявлений (например, агрессии, самостоятельности, двигательной активности и т. п.) так как взрослые относятся достаточно амбивалентно, как к источнику беспокойства.

Поэтому стимуляция со стороны взрослых также является преимущественно негативной: не поощрение «мужских» проявлений, а наказание за «немужские». В качестве примера можно привести типичное родительское высказывание «как не стыдно плакать, ты же мальчик», причем мужские способ реакции на обиду или не предлагаются, или обесцениваются («нельзя драться»).

Таким образом, от ребенка требуется делать что-то, что не является для него достаточно ясным, и основано на причинах, которые он не понимает, с помощью угроз и гнева тех, кто ему близок. Такое положение вещей ведет к нарастанию тревог, что часто проявляется в чрезмерных усилиях быть маскулинным и паническом страхе делать что-то женское. В результате мужская идентичность формируется, прежде всего, как результат отождествления себя с некоторой статусной позицией, или социальным мифом «каким должен быть мужчина». Неудивительно, что созданная на таком основании идентичность является диффузной, легко уязвимой и одновременно очень ригидной.

Особенность ситуации состоит в том, что мальчику не менее трудно проявить себя и за пределами семьи. Интенсивный запрет на негативные проявления маскулиности (курение, пьянство, драки) сочетается в нашем обществе с отрицательным отношением к активности, конкурентности и к различным формам проявления агрессии. При этом социальных каналов для проявления агрессии в допустимых формах (спорт, игры) у нас явно недостаточно. Немногим лучше обстоит дело и с другими «социализированными» видами маскулинной активности детей и подростков (техническое конструирование, хобби, самостоятельное участие в профессиональной деятельности и т. п.) которые могли бы стать мощным источником формирования позитивной мужской идентичности.

Особенно печальным феноменом в плане формирования моделей маскулиности является школа.

Какова же картина в целом? Постоянные и настойчивые требования: «будь мужчиной», «ты ведешь себя не по-мужски», «ты же мальчик», сочетаются с отсутствием возможностей сформировать и проявлять мужской тип поведения в какой-либо из сфер жизни. Можно предположить, что подобная ситуация приводит прежде всего к пассивности, отказу от деятельности, которую предлагается выполнять в феминной форме и наравне с девочками. Лучше быть пассивным, чем «не мужчиной», ведь при этом остается приписать себе целый набор качеств, считая, что они могли б проявиться в иной, более подходящей ситуации.

Новорожденной девочке «везет», конечно же, больше. Она с самого начала имеет соответствующую ее полу ролевую модель, поэтому ей в дальнейшем не придется отказываться от своей первичной идентификации с матерью. Врачи, воспитатели детского сада, учителя только помогут ей сформировать адекватный образ себя как женщины. Отсутствие в культуре жесткого стереотипа «настоящей женщины», разнообразие представлений о подлинно женских качествах также облегчают формирование полоролевой идентичности, давая девочке широкие возможности соответствовать стереотипу, оставаясь самой собой.

Причем ученый видит 2 типа девушек. Дочери разведенных родителей перенимают критическое отношение матери к отцу. Неудовлетворенность и тревожность матери возбуждают в них желание броситься на поиски «друга», искать безопасность рядом с мужчиной или, по крайней мере, удалиться от грустного домашнего очага, чтобы испытать другую жизнь (развлечение в компаниях с молодыми людьми, ранние половые контакты, ранние замужество, материнство). Что касается дочерей рано овдовевших матерей, то в их памяти остается идеализированный образ отца, с которым немногие мужчины могут соперничать. К тому же этот образ подкрепляется ностальгическими воспоминаниями матери. Дом, в котором росла девочка при отце, представляется им неким потерянным раем, и это становиться тормозом на пути к возможным новым знакомствам, которые могли бы нарушить спокойствие их нынешней жизни.

Нередко наблюдается желание девочек быть «мальчиками» и наоборот. Причины могут быть самые разные (например, замеченные детьми социальные, политические, экономические приоритеты того или иного пола, то или иное отношение к микросреде к девочкам и мальчикам, видимая увлекательность жизни «другого лагеря»). Вот картинка из жизни.

Каждому педагогу, работающему с подростками, известен образ девочки-сорвонца, которая играм в куклы предпочитает мальчишеские, одевается исключительно в брюки и ковбойки, движения её резки и угловаты. Она любит занятия спортом и походы, вхожа в мальчишеские компании, с презрением относится ко всему женственному. Трудно ей потом дается вхождение в образ девушки…

Наиболее важной характеристикой образа женщины, предлагаемого в средствах массовой информации и в обществе является его незаметность: женщины гораздо меньше представлены в главных ролях, названиях, картинках, их деятельность менее интересна и социально не вознаграждается, чаще всего сводится к помощи герою-мужчине. Исходя из данных, неудивительно, что уже начиная с возраста 5-6 лет и далее число девочек, говорящих, что они хотели бы стать мальчиками, и играющих в мальчишечьи игры, значительно превосходит число мальчиков, высказывающих кросс-сексуальные предпочтения.

Таким образом, ребенок с детства усваивает необходимость совмещать женскую роль с профессиональной (причем вопрос об их иерархии остается открытым). В то же время мужская и профессиональные роли представлены как тождественные, так как никакие иные мужские проявления практически нигде не описываются.

В итоге женская роль выглядит не только второстепенной, но и более тяжелой с двойной нагрузкой.

Вопросы гендерного самоопределения актуальны и значимы в связи с интенсификацией социальных процессов и явлений, развитием гендерного направления гуманитарных наук, пересмотром традиционных ролей и стереотипов, статусных позиций и норм поведения.

Изучая личность в целом, нельзя не учитывать специфику каждой области ее жизнедеятельности через включение в систему разнообразных социально-ролевых отношений. В гуманитарных и психологических исследованиях пол традиционно выступает в качестве контекстной переменной наряду с возрастом, образованием, национальностью. Между тем, пол или гендер, как это принято называть в последнее время, не является бинарной переменной. Многомерность гендера была выявлена в исследованиях, которые подвергли сомнению биологическую природу пола и продемонстрировали его социально-сконструированный.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Анализ социально-образовательных инноваций: Болонский процесс; развивающее обучение; Единый государственный экзамен; профильное обучение. Методика исследования особенностей внедрения профильного обучения в образовательных учреждениях города Красноярска.

дипломная работа [3,5 M], добавлен 06.05.2011

Исследование возрастных особенностей развития детей младшего школьного возраста. Определение особенностей физического воспитания детей. Рассмотрение методов обучения двигательного действия, и элементам футбола в младших классах на секционных занятиях.

курсовая работа [117,1 K], добавлен 27.12.2017

Особенности государственной политики РФ о содержании и воспитании детей в дошкольных образовательных учреждениях. Основные типы образовательных учреждений. Направления совершенствования системы воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях.

дипломная работа [62,1 K], добавлен 20.04.2012

Теоретические аспекты воспитания, обучения детей раннего возраста в дошкольных учреждениях. Педагогические условия развития и воспитания детей раннего возраста. Педагогическо-воспитательная деятельность. Взаимодействие персонала в период адаптации детей.

дипломная работа [116,9 K], добавлен 27.02.2009

Исследование особенностей и закономерностей развития интеллекта у ребенка. Описание качеств вундеркиндов и детей индиго, выявление проблем их воспитания и обучения. Определение уровня одаренности детей по теориям Рензулли, Станфорд-Бине и Торренса.

курсовая работа [27,1 K], добавлен 12.05.2011

Источник

Adblock
detector