Актуализация латентных признаков примеры

Актуализации латентных свойств понятий.

Признаки предметов, на основании которых проводится классификация, для здорового человека носят устойчивый характер. Устойчивость объективного значения вещей часто нарушается у больных шизофренией.

В экспериментальной ситуации это приводит к актуализации латентных, т.е. скрытых, понятных и интересных лишь самому больному, признаков и свойств предметов.

Эти «латентные» знания основаны на каких-то личных вкусах и предпочтениях и приобрели смысл для него лишь благодаря болезненно измененным мотивам и установкам (Зейгарник Б.В., 1986) или актуализированы из памяти на основании прошлого жизненного опыта (Поляков Ю.Ф., 1969).

(цит. по Блейхер В.М.,1976).

Нарушение критичности мышления:

Безразличное отношение к результатам и ошибкам (пиктограммы – больной рисует два кубика на словосочетание: «девочка плачет» на вопрос экспериментатора отвечает: «два слова сказали»)

Очень болезненное отношение, но не к результатам, а к оценке психолога

3. Нарушения динамики мыслительной деятельности

Нарушения динамики мыслительной деятельности опирается на признание мышления, как психического процесса, состоящего из цепи умозаключений, переходящих в рассуждения, т.е. мысль имеет начало-течение-конец. Проявляются в

инертности (вязкости) и

При инертности мышления обнаруживается замедленность, тугоподвижность интеллектуальных процессов. При этом больным трудно менять избранный способ работы, изменять ход своих рассуждений, переключаться с одного вида деятельности на другой. Конкретные связи прежнего опыта доминируют, появляется наклонность к излишней детализации и обстоятельности.

Наиболее часто инертность мышления встречается при эпилепсии.

При лабильности мышления имеют место обратные соотношения — мысли и представления так быстро сменяют друг друга, что больные иногда не успевают регистрировать их в своей речи. Они не успевают закончить одну мысль, как уже переходят к другой.

Вследствие повышенной отвлекаемости они становятся малопродуктивными: происходит чередование обобщенных решений с конкретно-ситуационными, а логические связи часто подменяются случайными сочетаниями. Больные не задумываются над вопросами, не вникают в суть задания, они импульсивно приступают к выполнению. Возникающие ассоциации носят хаотический характер и не оттормаживаются.

Понимая смысл пословицы, больные не могут его объяснить, их мысль протекает в случайном направлении. Направляющая помощь экспериментатора может повысить продуктивность выполнения задания. Иногда у таких больных возникает повышенная откликаемость на любой раздражитель, к ним не адресованный. (Маниакально-депрессивный психоз в маниакальной фазе).

При сосудистых заболеваниях головного мозга и последствиях травм головного мозга, лабильность мышления проявляется иначе.

Наблюдается неустойчивость способа выполнения задания.

Неустойчивость адекватности суждений больных.

Больные легко усваивают инструкцию, применяют способ, адекватный условиям решения, но, спустя некоторое время, оставляют этот способ. Больные нередко сбиваются на путь неправильных, случайных сочетаний. Часто наблюдается чередование обобщенных и конкретно-ситуационных сочетаний. Логические связи часто подменяются случайными сочетаниями, так при классификации больной может объединить карточки просто потому, что они оказались рядом.

Также ошибочные решения больных проявляются в образовании одноименных групп, что объясняется нарушением умственной работоспособности больных.

НАРУШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ У БОЛЬНЫХ РАЗНЫХ НОЗОЛОГИЧЕСКИХ ГРУПП.

ШИЗОФРЕНИЯ: искажение процесса обобщения (актуализация латентных признаков), нарушение мотивационного компонента мышления (разноплановость мышления, резонерство, нарушение целенаправленности мышления)

ЭПИЛЕПСИЯ: снижение уровня обобщения и отвлечения, вязкость, инертность мышления

МАНИАКАЛЬНАЯ ФАЗА МДП: ускорение темпа мышления, непоследовательность суждений, «скачка идей»

ОЛИГОФРЕНИЯ: снижение уровня обобщения и отвлечения

ЗАБОЛЕВАНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ГОЛОВНОГО МОЗГА легкой и умеренной степени выраженности (травмы, сосудистые нарушения и т.п.): лабильность мышления, связанная с колебаниями работоспособности

ЗАБОЛЕВАНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ГОЛОВНОГО МОЗГА, выраженным и тяжелым поражением (тяжелые травмы, старческое слабоумие, атрофические процессы и т.п.): нарушение способности к обобщению, вязкость, инертность, истощаемость мыслительной деятельности.

Контрольные вопросы для повторения и самопроверки:

Виды нарушения мышления.

Нарушение операциональной стороны мышления.

Нарушение динамики мышления.

Нарушение личностного компонента мышления.

Что такое разноплановое мышление?

Что такое разорванное мышление?

В чем специфичность искажения процесса обобщения и нарушений личностного (мотивационного) компонента мышления у больных шизофренией?

Назовите особенности нарушений мышления, характерные для больных разных нозологических групп.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

Методы исследования нарушения мыслительной деятельности.

Исследование темпа и особенностей течения ассоциативных процессов. При изучении мышления в эксперименте довольно часто используются методики исследования ассоциаций.

С физиологической точки зрения исследование ассоциаций есть не что иное, как исследование образованных в прошлом жизненном опыте временных связей, которые воспроизводятся под действием слов-раздражителей и выражаются в речевых реакциях. Методика пригодна для изучения скорости образования ассоциативных связей, темпа мышления, развитости процессов обобщения и отвлечения, других особенностей мышления и личности в целом. Вариантов проведения ассоциативного эксперимента много.

В наиболее распространенном, классическом варианте ассоциативного эксперимента больному предлагается на каждое предложенное экспериментатором слово сразу отвечать первым пришедшим на ум другим словом (Полищук И.А., Видренко А.Е., 1980).

Обычно предлагается набор из 20-60 слов: фиксируется ответ, а также время между словом исследователя и ответной реакцией больного (латентный период, равный в норме 1,5-2 сек). По качеству ответов все речевые реакции можно разделить на

Высшие речевые реакции могут быть:

общеконкретными с характеристикой качества предмета или явления («стол — деревянный», «лето — жаркое»), ассоциации по контрасту («верх — низ»), смежности («трамвай — рельсы») или другой конкретной взаимосвязи;

индивидуально-конкретными («брат — мой», «город — Архангельск»);

абстрактными, т.е. называется родовое понятие по отношению к слову-раздражителю («соловей — птица», «квас — напиток»).

Низшие речевые реакции включают следующие варианты:

ориентировочные (вместо ответа больной задает вопрос: огонь — «где?», «какой?»);

Читайте также:  10 признаков которые выдают ваш возраст

отказные («не знаю», «не могу» и т.п.);

созвучные (в рифму: «оса — коса», «брат — брать»);

экстрасигнальные (ответ не связан со словом-раздражителем, но связан с предметом или явлением в сфере восприятия больного: слышит шум дождя за окном и на слово «жена» отвечает «дождь»);

междометные («ой», «ох», «ну»);

персеверирующие (на 2,3 и более слов-раздражителей отвечает одним и тем же словом);

эхолалические — повторение слова раздражителя или повторение с добавлением ответа («дом» — «дом», «сад» — «сад большой»).

Атаксические речевые реакции возникают без всякой улавливаемой смысловой или формальной связи со словом-раздражителем, что чаще наблюдается у больных шизофренией («еда-ухо», «врач-керосин»).

При обработке результатов обращают внимание на скорость образования ответных реакций: высчитывается средний латентный период, а также величина его вначале (первые 5 слов) и в конце (последние 5 слов) опыта. Качественный анализ осуществляется путем сравнения оценок с оценками, полученными в группе здоровых лиц. В норме речевые реакции должны составлять не менее 98% всех ответов, а среди них общеконкретные — 68-72%, индивидуально-конкретные — 8-12%, абстрактные — 20%. Низшие, атаксические и многословные ответы в норме отсутствуют.

Классификация, выделение существенных признаков предметов.

Методика классификации по группам впервые была предложена К. Goldsten (1920), модифицировалась Л.С. Выготским (1934), Б.В. Зейгарник (1958). Она применяется для исследования процессов обобщения и отвлечения. Пациенту предлагается рассортировать с обоснованием своего решения 70 карточек с цветными и черно-белыми изображениями различных предметов, людей, животных, растений. Испытуемый должен осуществить классификацию карточек.

Наиболее высокий уровень обобщения — разделение всех карточек на три группы: живых существ, растений и неодушевленных предметов.

Методика позволяет выявить снижение процесса обобщения, которое характерно для больных олигофренией и эпилепсией, отражает конкретно-ситуационный характер их решений. Методика позволяет анализировать особенности мышления и при других заболеваниях, чувствительна к выявлению специфических нарушений мышления при шизофрении (искажение процессов обобщения, актуализация случайных ассоциаций и др.).

Существует много модификаций данной методики:

классификация геометрических фигур и понятий;

выделение существенных признаков предметов.

Например, в методике «исключение» предлагаются задания, где испытуемый должен выделить существенные признаки ключевого понятия, подчеркнув признаки, без которых данное понятие не существует.

В другом варианте методики, испытуемый должен исключить из группы «лишний» предмет, например: стол, стул, кровать, пол, шкаф.

Для изучения процессов абстрагирования можно предложить задания на понимание переносного смысла пословиц или содержания сюжетных картин, коротких рассказов (в том числе с нелепостями).

Испытуемому предлагается два ряда стимулов: один ряд играет роль объекта, на который направлено поведение, другой — роль знака, с помощью которого поведение организуется.

Например, имеется набор объемных геометрических фигур, различных по форме, размерам и цвету. На обратной стороне фигур написаны незнакомые испытуемому слова («оке», «нур» и др.). Требуется после нескольких проб найти все фигуры с данными словами. Обращают внимание на то, сколько понадобилось таких проб, чтобы у испытуемого сформировалось искусственное понятие, то есть признак, по которому осуществлялся выбор.

Иногда, правильно распознавая фигуры, обследуемый не может правильно назвать их общие признаки, что может свидетельствовать о слабости процессов обобщения и отвлечения на вербальном уровне.

Исследование логических связей и отношений между понятиями — методика на образование парных аналогий в рисуночном и словесном вариантах, где в соответствии с образцом (пара слов) подбирается новая пара, аналогичная по признаку, представленному в образце. Например: школа/обучение; больница/доктор, ученик, учреждение, лечение, больной.

Методика «Сложные аналогии»

Обследуемому предлагается на бланке 20 пар слов, отношения между которыми построены на абстрактных связях. На этом же бланке в квадрате «Шифр» расположены 6 пар слов с соответствующими цифрами от 1 до 6. В бланке следует в течение 3 минут обвести кружком соответствующую цифру, аналогичную соотношению в ключе (23).

Источник

Основные феномены нарушений мышления при шизофрении

1. Снижение уровня доступных обобщений
Это неспособность к сравнению, анализу и обобщению при работе со сложными понятиями. Все, что касается снижения уровня доступных обобщений, достаточно легко поддается диагностике. Снижение уровня обобщения состоит в том, что в суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях.

Оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами. При выполнении экспериментальных заданий больные не в состоянии отобрать те из признаков, которые наиболее полно раскрывают обсуждаемые понятия. Здесь важно помнить о том, что для больных шизофренией в принципе не характерно снижение уровня доступных обобщений (особенно на начальных стадиях развития дефекта). Соответственно, признаки снижения уровня доступных обобщений чаще всего будут проявляться либо у больных шизофренией в случае приема нейролептиков, либо у пациентов с олигофреническим типом расстройства.

ЛАТЕНТНЫЙ ПРИЗНАК – это признак, который, несомненно, присущ данному предмету или явлению, но при этом не раскрывает его предметную сущность.

В отличие от конкретных признаков, отличающихся простотой, латентные часто представляются вычурными. Пример использования латентного признака: даем больному карточку «птица-бабочка-жук-самолет», а тот исключает жука и объясняет это тем, что это – единственная ч/б картинка на данной карточке. Более мягкие варианты: образование групп по принципу «летает-не летает», «съедобное-несъедобное». Есть нюансы при применении методики пиктограмм: здесь для решения задачи субъект должен обладать способностью соотносить смысловую зону понятия, которое мы просим его запомнить, со смысловой зоной понятия, которое выбирается им в качестве опосредующего символа. Легко решаемой эта задача будет тогда, когда смысловые зоны этих двух понятий будут максимально близкими.

Однако в случае с абстрактными понятиями задача ощутимо усложняется (как изобразить понятие «развитие»? Без метафор – да никак). К категории латентных признаков всегда относятся признаки по фонетическому созвучию, которые хорошо проявляются при применении методики пиктограмм (для запоминания слова «печаль» рисуют печать, для запоминания слова «сомнение» изображают сома, а для запоминания слова «мука» – мешок муки).

Читайте также:  Признаки опо в ростехнадзоре

ДИНАМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Этот аспект пока пропускаем, т. К. Его нарушения не характерны для шизофрении. Такие нарушения встречаются у больных эпилепсией и пациентов с диффузными органическими поражениями центральной нервной системы. Этот аспект будет разобран чуть позже, применимо к рассмотрению «органики». Вообще говоря, и инертность, и лабильность мышления, и ускорение ассоциативного процесса могут встречаться у больных шизофренией – однако это не будет специфическим проявлением особенностей мышления по шизофреническому типу. Иными словами, нарушения динамического аспекта мышления для больных шизофренией в целом неспецифичны: они могут иметь место, но на основании их наличия не делают никаких диагностических выводов.

МОТИВАЦИОННО-ЛИЧНОСТНЫЙ АСПЕКТ
Ситуация диагностики в клинике должна однозначно интерпретироваться пациентом как ситуация экспертизы – он должен быть заинтересован в своей судьбе. Если мы этого не наблюдаем, то это можно считать признаком определенных мотивационных проблем или проблем с целеполаганием. При шизофрении эта специфическая окраска отсутствует, что является проявлением апато-абулических расстройств. В грубых случаях у больных наблюдается апатия как бесчувствие, в более мягких вариантах – апатия как нарушение мотивации. На патопсихологическую экспертизу обычно отправляют вторых, потому как с первыми и без экспертов все ясно. При исследовании мышления апато-абулические нюансы проявляются как разноплановость суждений, резонерство и нарушения критичности к себе и своей деятельности.

1. Разноплановость суждений
Суждения больного становятся внутренне противоречивыми, а сам больной нечувствителен к наличию этих логических противоречий. Это происходит потому, что при построении своих суждений такой больной исходит одновременно из нескольких целей. Таким образом, за разноплановостью всегда стоит дефект целеполагания. Отсюда и само слово «разноплановость» – у больного одновременно существуют несколько планов решения одной и той же задачи, причем отдельные из этих планов оказываются совершенно не связанными друг с другом. В норме эти планы упорядочены и соподчинены друг другу, а здоровый человек при классификации предметов опирается на признаки, раскрывающие их предметную сущность. В идеале это должны быть признаки одного уровня. А при разноплановости всего этого нет, вместо этого – чехарда решений. Зачастую даже обладая очень высоким уровнем доступных обобщений и проявляя креативность, такие больные испытывают затруднения с реализацией простых бытовых решений, что логично выражается в их непродуктивности в обыденной жизни.

Разноплановость суждений может иметь разную степень выраженности. Наиболее грубо разноплановость проявляется в виде «разорванности мышления», когда речь пациента может приобретать чуть ли не вид «словесного салата» (e.g. Начало фразы про одно, середина про другое, конец про третье). «Классическую» разноплановость в речи пациента просто так не увидеть – нужно специальное исследование, направленное на разворачивание мыслительного процесса во времени. Нельзя делать выводы по тому, как пациент решает одну конкретную задачу – для точного выявления нарушений мотивации нужно проанализировать то, как он справляется с несколькими задачами. В этой связи лучше всего выявлять разноплановость посредством сопоставления результатов применения разных методик и того, насколько качественно больной выполнил разные задания.

При этом надо учитывать и динамический аспект в части возможных колебаний работоспособности больного. Если этот фактор учтен, а результаты выполнения заданий все равно «плавают» – можно говорить о нарушении целеполагания. Совсем легкая форма разноплановости известна как «соскальзывание на побочные ассоциации». О наличии «соскальзываний» можно говорить в том случае, когда потеря цели носит кратковременный характер и при помощи пациенту в структурации его деятельности он способен актуализировать верные признаки и выдать правильное решение задачи. Здесь тоже необходимо исключать возможное влияние динамического аспекта, как и в случае со средней («классической») степенью выраженности.

3. Нарушения критичности
Для оценки критичности используется проба Эбингауза – это особый текст с пропусками слов, которые предлагается заполнить пациенту таким образом, чтобы на выходе получился понятный, логический и последовательный текст. Испытуемый заполняет пропуски, после чего ему предлагают прочитать получившийся текст и увидеть логические противоречия, а затем самостоятельно исправить эти противоречия. Оценка критичности начинается с наблюдения за тем, сколь продуктивно больной справляется с исправлением ошибок. При этом нужно быть уверенным в том, что клиент не является когнитивно сниженным. Если больной не вносит исправления сам, экспериментатор должен сделать это за него и указать на противоречия пациенту. Критичность – это качественное понятие, и пока никто не озаботился тем, чтобы хоть как-то ее проградуировать.

Далеко не всегда и не у всех пациентов будет встречаться весь описанный комплекс особенностей мышления. Однако в целом они встречаются довольно часто, а их наличие дает право выносить дифференциально-диагностические суждения. Когда пациент впервые попадает в поле зрения специалиста в связи с нарушениями поведения и адаптации, этот комплекс у него, скорее всего уже есть. Когда больной начинает лечиться, то описанная вычурность и «красота» мышления со временем сходит на нет. Почему это происходит – сказать достаточно сложно, но со временем обычно появляются признаки органических нарушений, а искажения обобщений сменяются снижением.

Однако это не будет тотальным снижением – снизится общий уровень больного, но его способность к актуализации латентных признаков сохранится, хотя и в несколько упрощенной форме. Даже в пределах сниженного уровня доступных обобщений такой больной все равно будет демонстрировать признаки искажения. Таким образом, при глубоком шизофреническом расстройстве на первый план выступают признаки органического дефекта со снижением уровня доступных обобщений и инертностью.

Читайте также:  Признаки ишемического инсульта головного мозга

Источник

Классификация латентных признаков в патопсихологическом обследовании при шизофрении 1646

Чебакова Ю.В.
кандидат психологических наук, доцент, кафедра клинической психологии, Московский институт психоанализа (НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа»), Москва, Россия
e-mail: chebakova.yu.v@mail.ru

Классификация ЛП позволит оценить степень выраженности операциональных нарушений мышления на разных стадиях заболевания и определить их вклад в структуру патопсихологического синдрома.

Целью данного исследования является выделение различных видов ЛП. Объектом исследования – различные виды ЛП. В исследовании мы исходим из предположения о взаимосвязи различных видов ЛП со стажем заболевания при параноидной шизофрении.

Для анализа результатов определялась частота встречаемости ЛП в различных методиках исследования мышления («Пиктограммы», «Сравнение понятий», «Классификация предметов», «Исключение лишнего»).

Результаты и их обсуждение. В результате исследования были выделены следующие ЛП: субъективные, сенсорные (акустические, тактильные, обонятельные, зрительные), синтаксические.

Зрительные ЛП характеризовались опорой испытуемых на визуальные, наглядные параметры предметов (например, больная объединяет предметы в методике «классификация предметов» по признаку их принадлежности к одной цветовой группе: «красные предметы» или объединяет ковшик, кастрюлю и стакан потому, что они «в виде цилиндра»).

Тактильные ЛП характеризовались опорой испытуемых на осязательные параметры предмета (например, в методике «Классификация предметов» больная выделяет в отдельную группу диван и поясняет: «Люблю диваны, они такие мягкие, здесь больше нет мягких предметов, положу его в отдельную группу»).

Используя обонятельные ЛП, больные опирались на параметры запахов предметов (например, в методике «Пиктограмма» больная на выражение «теплый ветер» рисует дерево с персиками и поясняет: «Это персики, они такие нежные, пахнущие теплом»).

Используя синтаксические ЛП, испытуемые опирались на синтаксическую основу слов (например, к слову «справедливость» больной рисует стрелку и поясняет, что «Эта стрелка справа, это поможет мне вспомнить»).

Для анализа связи ЛП со стажем заболевания мы применяем статистический критерий Манна-Уитни. Условно обозначим группу больных шизофренией со стажем от 0-10 лет в подгруппу «1», со стажем от 10-15 лет в подгруппу «2», от 15 и выше в подгруппу «3».

Между подгруппами «1» и «2», на основании применения критерия Манна-Уитни (р Скопировать

Источник

Результаты проведенного исследования

Легкость актуализации «слабых», чрезмерно обобщенных признаков обнаруживается, когда испытуемым предъявляются понятия для сравнения, особенно далекие друг от друга. Это наиболее характерно для испытуемых с простой формой шизофрении. Актуализация латентных признаков у испытуемых с параноидной формой шизофрении встречается лишь в единичных случаях (Приложение №2 бланк 2).

Диагностически значимое различие в нарушении операционной стороны мышления у испытуемых с простой и параноидной формой шизофрении выражается в глубине дефекта мыслительных операций.

У испытуемых с параноидной формой шизофрении выявлены единичные случаи выше перечисленных нарушений; операции обобщения, абстрагирования, сравнения, классификации, анализа и синтеза им доступны с помощью экспериментатора.

У испытуемых с простой шизофренией перечисленные нарушения проявляются в более грубой форме, т.е. выявляется не единичная актуализация латентных признаков, а искаженная система процесса обобщения.

Мотивационный компонент мышления.

Эта сторона мышления определяется целью, поставленной задачей. Существенным является сличение получаемых результатов с условиями задачи и предполагаемыми итогами. «Для того, чтобы этот акт сличения выполнялся, человеческая мысль должна быть активной, направленной на объективную реальность. Утеря целенаправленности мышления приводит не только к поверхностности и незавершенности суждений, но и к тому, что мышление перестает быть регулятором действий человека» [27, стр. 114].

В результате исследования у испытуемых с простой и параноидной формой шизофрении были выявлены основные нарушения мотивационного компонента мышления в виде резонерстваи разноплановости мышления

«Резонерство» определяется клиницистами как «склонность к бесплодному мудрствованию», как тенденция к непродуктивным многоречевым рассуждениям. «Резонерство» определяется:

стремлением подвести любое, даже незначительное «явление», под какую-то «концепцию»

сужением круга смыслообразующих мотивов

повышенной тенденцией к «оценочным суждениям»

склонностью к «претензециозным высказываниям»

формой высказываний: многозначительной, с неуместным пафосом, иногда только одна интонация испытуемого позволяет расценить высказывание как «резонерское»

при «резонерстве» испытуемые часто используют вводные слова, инверсии.

В результате исследования мы обнаружили, что резонерские суждения испытуемых определяются не нарушением интеллектуальных операций, а повышенной аффективностью. Разноплановость мышления заключается в том, что суждения испытуемых о каком-нибудь явлении протекают в разных плоскостях. Испытуемые могут правильно усваивать инструкцию. Они могут обобщить предлагаемый им материал, актуализируемые ими знания о предметах могут быть адекватными; они сравнивают объекты на основании существенных, упроченных в прошлом опыте свойств предметов. Вместе с тем испытуемые не выполняют задания в требуемом направлении: их суждения протекают в разных руслах.

Итак, разноплановость мышления выражается:

— «протеканием» суждений в разных плоскостях

— в одновременном сосуществовании разных аспектов и различных подходов к заданию, в суждениях, определениях и выводах испытуемых, не представляющих собой планомерного, целенаправленного выполнения задания

в «причудливости» ассоциаций, когда предметное значение вещей становится в одной и той же смысловой ситуации неустойчивым, иногда противоречивым

в неадекватности жизненных установок, в парадоксальности мотивов и эмоциональных реакций

в смысловой смещенности, которая приводит к оперированию неадекватными признаками, к актуализации «латентных» свойств, сосуществующих наряду с адекватными.

Диагностически значимым различием для дифференциальной диагностики в нарушении мотивационного компонента мышления у испытуемых с простой и параноидной формой шизофрении является глубина нарушения данного компонента, т. е. у испытуемых с простой формой шизофрении мышление полностью разнопланово, в то время как у испытуемых с параноидной формой шизофрении при обследовании встречаются лишь элементы разноплановости мышления.

Источник