Активная деятельность общественных объединений признак государства

Содержание
  1. Теория государства и права. Тест 3
  2. Общественные объединения: понятие, признаки и принципы организации и деятельности общественных объединений. Сфера действия общественных объединений. Ограничения создания общественных объединений.
  3. 8.4 Государство и общественные объединения
  4. Читайте также
  5. Статья 39. Общественные объединения адвокатов
  6. 111. Какими правами обладают общественные объединения потребителей?
  7. § 10.4. Государство и общественные объединения
  8. Общественные организации
  9. 2.6. Общественные объединения
  10. СТАТЬЯ 117. Общественные и религиозные организации (объединения)
  11. Статья 117. Общественные и религиозные организации (объединения)
  12. Статья 117. Общественные и религиозные организации (объединения)
  13. СТАТЬЯ 117. Общественные и религиозные организации (объединения)
  14. Тема 9. ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ДРУГИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
  15. Общественные объединения и политические партии как субъекты административного права
  16. 28. Общественные организации
  17. 1.1.5. Общественные организации
  18. 18. Российское государство — федеративное государство
  19. Государство и различные общественные объединения

Теория государства и права. Тест 3

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.

1.В структуру гражданского общества входят…
личность, политические партии, государство
органы местного самоуправления, свободная личность
правовое государство, свободная личность, органы местного самоуправления
свободная личность, общественные объединения, экономические, культурные, информационные, политические отношения

2.Совокупность государственных правомочий органа государства – это
аппарат государства
норма права
компетенция

3.В основе формационного подхода к типологии государства лежит…
общественно-экономическая формация
общественно-полезная деятельность
совокупность культурных ценностей
общественно-полезный труд

4.Основной и первичной формой социальной организации в первобытном обществе был…
род
соседская община
фратрии
племя

5.Основоположником формационного подхода является…
М. Горбачев
Т. Гоббс
К. Маркс
М. Байтин

6.Принятый в особом порядке компетентным органом акт, содержащий норму права – это…
нормативно-правовой акт
мононормы
закон
правовой обычай

7.Не имеют письменного выражения и закрепления нормы…
обычаи
права
корпораций
договора

8.Наиболее важные отношения в процессе осуществления политической власти регулируют — …
политическое сознание
политические партии
обычаи
политико-правовые нормы

9.Активная деятельность общественных объединений – признак…
правового государства
гражданского общества
теории разделения властей
органов самоуправления

10.Подход к определению сущности государства, согласно которому государство является средством выражения и защиты интересов экономически господствующего класса, называется…
реальным
общесоциальным
классовым
гуманным

11.Замкнутое, автономное состояние общества, характеризующееся общностю культурных, религиозных, психологических, географических и других признаков, называется…
цивилизацией
религиозной сектой
формацией
группой давления

12.Часть непознанных явлений и процессов, составляющих содержание объекта науки, называется __________ науки.
предмет
объект
сущность
метод

13.Юридическое содержание правоотношения — …
субъективное право и юридическая обязанность
правосубъективность
юридический факт
норма права

14.Правила поведения, регулирующие многообразные отношения между людьми, называются _________ нормами
социальными
корпоративными
правовыми
религиозными

15.Ни одно правонарушение не должно оставаться безнаказанным – принцип _________ юридической ответственности
неотвратимости
позитивности
научности
обоснованности

Источник

Общественные объединения: понятие, признаки и принципы организации и деятельности общественных объединений. Сфера действия общественных объединений. Ограничения создания общественных объединений.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Признаки общественных объединений:

· действует на основании устава.

Принципы организации и деятельности общественных объединений:

Территориальная сфера деятельности российских общественных объединений.

В Российской Федерации создаются и действуют

1) Общероссийские (объединение, которое осуществляет свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения);

2) Межрегиональные (…менее половины субъектов РФ…);

3) Региональные (…одного субъекта РФ…);

4) Местные общественные объединения (…в пределах территории органа местного самоуправления).

Ограничения на создание и деятельность общественных объединений:

Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. Ограничения на создание отдельных видов общественных объединений могут устанавливаться только федеральным законом.

Организационно-правовые формы общественных объединений.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

1) Общественная организация (основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан);

2) Общественное движение (состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения);

3) Общественный фонд (является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели);

4) Общественное учреждение (не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения);

5) Орган общественной самодеятельности (не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания);

6) Политическая партия (общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления).

Виды общественных объединений в современной России.

· В зависимости от объема прав:

a) обладающие правами юридического лица (подлежащие государственной регистрации);

b) не обладающие правами юридического лица (не регистрируемые);

· В зависимости от территории деятельности:

Территориальные аспекты действия общественных объединений. Иностранные и международные общественные объединения.

В Российской Федерации создаются и действуют:

1) Общероссийские (объединение, которое осуществляет свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения);

2) Межрегиональные (…менее половины субъектов РФ…);

3) Региональные (…одного субъекта РФ…);

4) Местные общественные объединения (…в пределах территории органа местного самоуправления).

Общероссийские общественные объединения могут использовать в своих названиях наименования «Россия», «Российская Федерация» и образованные на их основе слова и словосочетания без специального разрешения правомочного государственного органа.

Российские общественные объединения в соответствии с их уставами могут вступать в международные общественные объединения, приобретать права и нести обязанности, соответствующие статусу этих международных общественных объединений, поддерживать прямые международные контакты и связи, заключать соглашения с иностранными некоммерческими неправительственными организациями. Российские общественные объединения могут создавать свои организации, отделения или филиалы и представительства в иностранных государствах.

54)Создание и регистрация общественных объединений.

При создании общественных объединений в форме общественных организаций учредители данных объединений автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности. При создании общественных объединений в иных организационно-правовых формах права и обязанности учредителей таких объединений указываются в их уставах.

Читайте также:  Признаки радиации в квартире

Для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации. Решение о государственной регистрации общественного объединения принимается федеральным органом исполнительной власти (Минюстом), уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений. Решение о государственной регистрации регионального или местного общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Документы, требующиеся для регистрации, подаются в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания.

Источник

8.4 Государство и общественные объединения

Государство и общественные объединения

Взаимоотношения государства и общественных объединений служат важнейшим показателем демократичности государственной власти. Если государство стремится к сотрудничеству с общественными объединениями, обеспечивает их свободное развитие и функционирование, гарантирует их самостоятельность в решении внутриорганизационных проблем, то такое государство следует оценивать как демократическое, поскольку оно гарантирует и реально обеспечивает важнейшее право человека — право на объединение в различные союзы, организации, творческие корпорации и т. д. для выражения и защиты своих интересов и достижения общих целей. Право на объединение относится к важнейшим правам человека. Так, во Всеобщей декларации прав человека (1948) закреплено: «Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию» (ст. 20). Аналогичное право закреплено в ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950). Там, в частности, записано: «Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов» (ст. 11). Это право не подлежит каким-либо ограничениям, кроме тех, которые:

а) предусмотрены законом;

б) необходимы в демократическом обществе;

в) могут быть ограничены: интересами государственной или общественной безопасности, предотвращением беспорядков и преступлений, охраной здоровья и нравственности населения, защитой прав и свобод других лиц.

Согласно Конституции РФ: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов» (ст. 30).

Право на объединение включает в себя следующие правомочия:

1) создавать на добровольной основе общественные объединения;

2) вступать в существующие объединения;

3) воздерживаться от вступления в какие-либо объединения;

4) беспрепятственно выходить из любых объединений.

Отношения государства и общественных объединений носят двусторонний характер. Это означает, что государство определяет правовое положение общественных объединений, пределы их деятельности, объем полномочий и т. д., а общественные объединения участвуют в определении политики государства, в различных политических кампаниях, в контроле за деятельностью государственных органов. Например, в Российской Федерации общественные объединения используют широкие политические права и свободы, участвуют в выборах в представительные органы власти, в органы местного самоуправления, проводят митинги, демонстрации, собрания, уличные шествия и т. д.

В литературе выделяют три главных направления сотрудничества государства и общественных объединений:

информирование государством общественных объединений о состоянии дел в той или иной сфере жизни общества, в том числе о принимаемых государственными органами решениях;

совместная деятельность государства и общественных объединений в решении социально значимых проблем, например избирательная кампания, охрана окружающей среды, охрана общественного порядка, охрана труда, охрана памятников культуры и др.;

законотворчество и правотворчество: через депутатов и партийные фракции общественные объединения воздействуют на процесс правотворчества, изучают общественное мнение, проводят общественную экспертизу законопроектов, других нормативных правовых актов, организуют общественную экспертизу в области экологии, проводят благотворительные мероприятия и др.

Государство же, в свою очередь, контролирует:

1) законность деятельности общественных объединений, в том числе путем регистрации их уставных документов, надзора за тем, чтобы их деятельность не выходила за пределы уставных целей и задач;

2) законность источников доходов данных объединений; уплату ими установленных налогов, если они подлежат налогообложению.

Оно может приостановить деятельность общественных объединений или их ликвидировать, а также запретить (по решению суда).

Согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» (с послед. изм.) общественное объединение представляет собой добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставных документах формирования.

Таким образом, законодательством выделяются следующие признаки общественного объединения: а) добровольность создания, формирования или вступления в уже существующее объединение; б) самоуправление собственными делами, т. е. государство не вправе вмешиваться в деятельность объединения, если оно не нарушает законодательство; в) некоммерческий характер деятельности, т. е. общественное формирование не должно ставить целью извлечение прибыли из своей деятельности; г) инициатива граждан в создании общественного объединения; только граждане или негосударственные юридические лица могут создавать общественные объединения, но не государственные органы и не органы местного самоуправления; д) основа объединения — общность целей и интересов.

В отличие от ранее действующего законодательства ныне общественные объединения могут как регистрироваться, так и не регистрироваться в органах юстиции. Незарегистрированное общественное объединение не приобретает прав юридического лица и не вправе участвовать в избирательных кампаниях.

В Российской Федерации предусмотрена возможность создания следующих шести видов общественных объединений:

орган общественной самодеятельности;

Из названных видов только общественные организации и политические партии основаны на членстве, остальные объединения состоят из участников, не имеющих членства.

Членами и участниками общественных объединений могут быть как физические лица — российские граждане, так и иностранцы и лица без гражданства, а также юридические лица — общественные объединения. Создаются общественные объединения по инициативе не менее трех лиц, достигших совершеннолетия (18 лет). Для молодежных организаций установлен возрастной ценз их членов и участников в 14 лет, а для детских организаций — 8 лет. Органы государственной власти и местного самоуправления не могут быть учредителями или участниками общественных объединений.

Общественные объединения имеют довольно широкие права. Среди них — право свободно распространять информацию о своей деятельности; проводить митинги, демонстрации, пикетирование; участвовать в выработке решений государственных органов; учреждать свои средства массовой информации; иметь собственность и др.

Среди обязанностей наиболее значительные — соблюдать законодательство, ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества, а также о продолжении своей деятельности, представлять регистрирующему органу годовые и квартальные отчеты о своей деятельности, допускать представителей этого органа на проводимые общественным объединением мероприятия и др.

Как уже указывалось, государство не может вмешиваться в деятельность общественных объединений, если они не нарушают законов. В то же время государство: 1) обеспечивает соблюдение прав и интересов общественных объединений; 2) оказывает им поддержку, которая может выражаться в предоставлении налоговых льгот, в целевом финансировании отдельных общественно полезных программ по заявкам общественных объединений; 3) может заключать договоры на выполнение различных работ и оказание услуг, на выполнение государственных заказов и др.

Читайте также:  Признаки правовых норм обществознание

Все вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений, решаются государством с участием соответствующих объединений или по согласованию с ними.

В случаях нарушения Конституции РФ, действующего законодательства нарушения прав и интересов граждан, систематического осуществления мероприятий, противоречащих уставу, деятельность общественного объединения может быть по решению прокуратуры или регистрирующего органа приостановлена на срок до шести месяцев. Данное приостановление влечет для общественного объединения следующие юридические последствия. Ему запрещается:

организовывать митинги, шествия, демонстрации;

принимать участие в избирательных кампаниях;

использовать банковские вклады, кроме выплат по заработной плате аппарату, и др.

Деятельность общественного объединения может быть прекращена в следующих двух случаях: самороспуска и по решению суда.

Последнее означает одновременно запрет данного объединения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Статья 39. Общественные объединения адвокатов

Статья 39. Общественные объединения адвокатов Адвокаты вправе создавать общественные объединения адвокатов и (или) быть членами (участниками) общественных объединений адвокатов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Общественные объединения

111. Какими правами обладают общественные объединения потребителей?

111. Какими правами обладают общественные объединения потребителей? Статьей 45 Закона «О защите прав потребителей» предоставлены следующие права общественным объединениям потребителей:• участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а

§ 10.4. Государство и общественные объединения

§ 10.4. Государство и общественные объединения Взаимоотношения государства и общественных объединений служат важнейшим показателем демократичности государственной власти. Если государство стремится к сотрудничеству с общественными объединениями, обеспечивает их

Общественные организации

Общественные организации За защитой своих прав граждане (собственники и пользователи жилых помещений) могут обратиться в общественные объединения потребителей, которые наделены правом[29] выступать как в защиту отдельных потребителей (или группы потребителей), так и в

2.6. Общественные объединения

2.6. Общественные объединения Понятие и виды общественных объединений Под общественным объединением понимается добровольное самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации

СТАТЬЯ 117. Общественные и религиозные организации (объединения)

СТАТЬЯ 117. Общественные и религиозные организации (объединения) 1. Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для

Статья 117. Общественные и религиозные организации (объединения)

Статья 117. Общественные и религиозные организации (объединения) 1. Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для

Статья 117. Общественные и религиозные организации (объединения)

Статья 117. Общественные и религиозные организации (объединения) 1. Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для

СТАТЬЯ 117. Общественные и религиозные организации (объединения)

СТАТЬЯ 117. Общественные и религиозные организации (объединения) 1. Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для

Тема 9. ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ДРУГИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Тема 9. ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ДРУГИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ 9.1. Понятие, основные черты и виды общественного объединенияКаждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных

Общественные объединения и политические партии как субъекты административного права

Общественные объединения и политические партии как субъекты административного права Общественное объединение – добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации

28. Общественные организации

28. Общественные организации К числу общественных организаций относятся политические партии, профессиональные и творческие союзы, добровольные общества, другие аналогичные объединения граждан по интересам.В крупных общественных организациях юридическими лицами

1.1.5. Общественные организации

1.1.5. Общественные организации Появление организаций, предметом деятельности которых является оказание социальных (некоммерческих) услуг сексуальным меньшинствам и борьба за их права — показатель высокого уровня ЛГБТ-движения, участниками которого являются и

18. Российское государство — федеративное государство

18. Российское государство — федеративное государство Российское государство состоит из нескольких равноправных субъектов: 21 республики, 6 краев, 49 областей, 8 автономных округов, 1 автономной области и 2 городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург).Каждый

Источник

Государство и различные общественные объединения

Отношения государства и общественных объединений носят двусторонний характер. Это означает, что государство определяет правовое положение общественных объединений, границы их деятельности, объем полномочий, а общественные объединения участвуют в определении политики государства, в различных политических акциях, в контроле за деятельностью государственных органов.
Можно выделить три главных направлениясотрудничества государства и общественных объединений:
1) информирование государством общественных объединений о принимаемых государственных решениях, о состоянии дел в той или иной сфере жизни общества;
2) совместная их деятельность в решении социально значимых проблем (экология, охрана общественного порядка, охрана труда, охрана памятников культуры и др.);
3) законотворчество и правотворчество (через депутатов), общественная экспертиза законопроектов, изучение общественного мнения и т. д.
Государство в свою очередь контролирует:
– законность деятельности общественных объединений с правом приостановить деятельность общественных объединений или их ликвидировать (по решению суда);
– легальность источников доходов объединений и уплату ими налогов.

Правовое положение и деятельность общественных объединений в России регулируется Федеральным законом от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» (в ред. от 25 июля 2002 г.).
Законодательством выделены следующие признаки общественного объединения:
а) добровольность создания или вступления в уже существующее объединение;
б) самоуправление, т. е. государство не вправе вмешиваться в деятельность общественного объединения, если оно не нарушает законодательство;
в)некоммерческий характер деятельности, что предполагает, что общественное объединение не должно ставить целью извлечение прибыли из своей деятельности;
г) инициатива граждан в создании общественного объединения: только они или негосударственные юридические лица могут создавать общественные объединения;
д) основа объединения – общность целей и интересов.
В отличие от ранее действовавшего законодательства ныне общественные объединения могут, как регистрироваться, так и не регистрироваться в органах юстиции. Но незарегистрированное общественное объединение не приобретает прав юридического лица и не вправе участвовать в избирательных кампаниях

Государство в свою очередь обеспечивает соблюдение прав и интересов общественных объединений; оказывает им поддержку, которая может выражаться в налоговых льготах, в целевом финансировании общественно полезных программ; может заключать договоры с общественными объединениями на выполнение государственных заказов и др. Все вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений, решаются государством с участием соответствующих объединений или по согласованию с ними.
В случаях нарушения Конституции РФ, нарушения прав и интересов граждан, систематического нарушения устава деятельность общественного объединения может быть приостановлена на срок до шести месяцев по решению федерального (территориального) органа юстиции или прокурора. Данное приостановление влечет для общественного объединения наступление следующих юридических последствий: запрещается организовывать митинги, демонстрации, шествия, пикетирование; принимать участие в избирательных кампаниях; иметь свои СМИ; использовать банковские вклады, кроме выплат заработной платы аппарату, и др. Решение о приостановлении деятельности может быть обжаловано в суд.
Деятельность объединения может быть прекращена в двух случаях: самороспуска и по решению суда.

Читайте также:  Заболевания индюшат признаки и их лечение

Государство и церковь

Отдельным вопросом следует рассмотреть такую общественную организацию как церковь.
Церковь – общественная организация, объединяющая людей, придерживающихся определенной религиозной веры или конфессии.
Политическая система большинства обществ формально исключает церковь из своего состава. Таким образом, произошло отделение государства от церкви. Этот принцип закреплялся конституциями, государство формально не вмешивалось в дела церкви, а церковь не вмешивалась в государственную жизнь, в политику. В таком взаимодействии реализуется принцип свободной совести, вероисповедания, секуляризации политики и автономии религии.
Вообще в истории отношений государства и церкви немало драматических страниц: соперничества и открытого противоборства, стремления церковной власти подчинить себе государственную власть и борьба государства за выход из-под влияния и контроля церкви.
Соотношение светской и церковной властей красной нитью проходит через историю многих государств. Эта идея послужила основой для разработки различных философских теорий, модификации общественных представлений о социальных функциях религиозной идеологии.
В последнее время влияние церкви, религиозности, религиозных норм и ценностей на жизнь общества в постсоциалистических государствах заметно увеличилось. Это объясняется в известной мере существенным изменением условий жизнедеятельности и подходом к религии как важнейшей интегрирующей силе, фактору духовно-нравственного возрождения народа.

Для статуса государственной церкви характерны следующие особенности.

4. В области политических отношений устанавливается право участвовать в политической жизни страны, в том числе через представительство церкви в государственных органах. Так, в Великобритании представители высшего духовенства англиканской церкви заседают в палате лордов. Православная церковь в дореволюционной России была частью государственного аппарата. Во многих странах все руководящие государственные должности вправе занимать лишь лица, исповедующие государственную религию (Дания, Норвегия, Парагвай, Швеция, и др.).
5. В области религиозных отношений союз церкви и государства состоит в том, что глава государства даже при республиканской форме правления дает религиозную клятву или присягу при вступлении в должность. Церковь участвует и в коронации монархов.
6. Церковь обладает широкими полномочиями в области воспитания и образования подрастающего поколения, ведет религиозную цензуру печатной продукции, кино, телевидения. Обязательное преподавание религии предусмотрено законодательством Австрии (с согласия родителей), Швеции, Италии, Испании во всех начальных, средних и специальных школах, в учебных заведениях по подготовке учителей и воспитателей детских садов. В Великобритании обучение религии является обязательным предметом в начальных и средних государственных школах. В Израиле во всех школах обязательно изучение иудаизма.

В тех государствах, где одна из религий объявлена государственной, могут существовать и другие религии, но их статус ограничен по сравнению с официальной церковью.
В некоторых странах установлено формальное равенство всех церквей, что является признаком демократичности общества (Ирландия, Аргентина), так как закрепляется терпимость по отношению к другим религиям. Однако это равенство не всегда соблюдается на практике. В частности, в Италии, где в 1984 г. правительство и Ватикан подписали конкордат, отменяющий выбор католической религии в качестве единственной государственной религии Италии, позиции католицизма тем не менее очень сильны.
Режим отделения церкви от государства существует во многих странах – в современной России, во Франции, в Германии, Португалии и др. Данный режим обусловлен чаще всего стремлением лишить церковь монополии в выполнении идеологической и интеграционной функций, поскольку церковь обладает мощным потенциалом воздействия на сознание людей.
Режим отделения церкви от государства характеризуется следующими особенностями:
1) государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии и не вправе вести учет граждан по этому признаку

2) государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность (если при этом не нарушаются действующие законы). В частности, государство не вмешивается в содержание вероучений, обрядов, церемоний культа и другие формы удовлетворения религиозных потребностей, во внутреннее самоуправление религиозных организаций, во взаимоотношения органов религиозных организаций, их отношения с верующими, а также в расходование средств, связанных с религиозными потребностями;
3) государство не оказывает церкви материальной или какой-либо иной, в том числе финансовой, поддержки;
4) церковь не выполняет каких-либо государственных функций, не вмешивается в дела государства, а занимается лишь вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан.
Государство, со своей стороны, охраняет законную деятельность церкви и религиозных организаций. Таким образом, режим отделения церкви от государства означает переориентацию общественной жизни на светские ценности и нормы.
Режим отделения церкви от государства предполагает правовое регулирование деятельности религиозных организаций, что обеспечивает определенный баланс церковно-государственных отношений и позволяет сотрудничать церкви и государству в решении социальных вопросов

При регламентации правового статуса религиозных организаций законодательство большинства государств исходит из признания свободы совести и вероисповедания, т.е. права исповедовать любую религию, свободно выбирать и распространять религиозные убеждения. Свобода совести отнесена к общечеловеческим ценностям. Так, согласно Международному пакту о гражданских и политических правах (ст. 18) каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии, которая включает свободный выбор религии и убеждений, свободу единолично или сообща с другими, публично или частным порядком участвовать в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учений. Свобода совести подлежит лишь ограничениям, необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья, морали, а также прав и свобод других лиц

Несмотря на провозглашение отделения церкви от государства фактической их изоляции не произошло. В зарубежной литературе эти отношения характеризуются как партнерство особого рода. В своих взаимоотношениях церковь и государство во многих случаях выступают как вполне равноправные партнеры, сотрудничающие во имя общего блага. В Германии, например, допускается представительство церкви в государственных мероприятиях, проводятся и совместные акции на муниципальном уровне. В Конституции ФРГ 1949 г. за церковью закреплено право взимать налоги и преподавать теологические дисциплины. Что касается налогов, то здесь наблюдается тесное сотрудничество государства и церкви. Церковная подать в Германии удерживается работодателями из зарплаты только верующих и перечисляется в финансовые государственные структуры, которые затем переводят их церкви. Эти мероприятия осуществляются на основе договора, заключенного между церковью и государством. В свою очередь государство обращается к церкви, если нуждается в помощи священнослужителей, например для преподавания религии в школе, для проведения соответствующей работы среди солдат или работников полиции, организации деятельности пастыря в тюрьмах и др.

В некоторых других демократических странах устанавливаются государственные официальные или традиционные религии, количественно преобладающие, но не ограничивающие религиозной свободы иных вероисповеданий. Такое положение занимают, например, англиканская церковь в Великобритании, евангелическая в Скандинавских странах, мусульманская в Египте, иудейская в Израиле и т.д.
Конституция РФ, провозглашая светский характер Российского государства, запрещает устанавливать какую бы то ни было религию в качестве государственной или обязательной (ч. 1 ст. 14).

Источник

Adblock
detector