Аист какой признаки для детей прилагательные

Занимательный материал по теме «Перелетные птицы» в подготовительной группе

Елена Шнайдер
Занимательный материал по теме «Перелетные птицы» в подготовительной группе

Тема: «Перелётные птицы»

Цель: Закрепить и расширить знания детей о перелётных и водоплавающих птицах, их поведении осенью (объединение в стаи, отлёт, добывание корма).

Ввести в активный словарь:

— существительные: птица, ласточка, грач, скворец, гусь, утка, журавль, лебедь, жаворонок, дрозд, чиж, соловей, трясогузка, цапля, аист, пеночка, голова, туловище, шея, крылья, лапы, пальцы, когти, перепонки, клюв, глаза, хохолок, перья, пух, оперенье, скворечник, гнездо, птенцы;

— прилагательные: разноцветные, пёстрые, певчие, шумные, голосистые, крикливые, крылатые, быстрые, суетливые, прыгающие, скачущие, белокрылые, хохлатые, заботливые, перелётные, зимующие, длинношеий, длинноногий, красноклювый, ширококрылый, короткоклювый, перелётный, водоплавающий;

— глаголы: летать, нырять, плавать, клевать, ловить, заглатывать, курлыкать, крякать, шипеть, гоготать, петь, кричать, трубить, приземляться, гнездиться, вить, насиживать, выводить, заботиться.

1. Артикуляционная гимнастика для постановки сонорных звуков.

5. Заучивание скороговорок – автоматизация звуков.

6. Чтение и выборочное заучивание стихов, пословиц, поговорок и народных примет о птицах.

7. Упражнение «Весёлые задачки»— развитие слухового внимания и ФЭМП.

Физкультминутка «Птицы»

Птички начали спускаться (Дети изображают полёт птиц, бегают на носочках, махая руками).

На поляне все садятся,

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть. (Дети приседают на несколько секунд).

И опять пора в дорогу,

Пролететь нам надо много

Стая птиц летит на юг,

Чтоб скорее прилетать,

Надо крыльями махать.

Приземляться нам пора. (Дети приседают).

• Летели лебеди с лебедятами.

• Цапля клюквы поклевала,

Клюква в клюве кислой стала.

— Нет, я клюкву не люблю,

• Стояла цапля на крыльце

• Стоит цапля у болотца,

Пальчиковая гимнастика «Птичка»

Эта птичка – соловей, (Дети загибают по одному пальцу на обеих руках).

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель.

Эта птичка – злой орлан. (Машут сложенными накрест ладонями).

Птички, птички, по домам. (Машут обеими руками, как крыльями).

Пословицы, поговорки, народные приметы

• Гуси летят – зимушку на себе тащат.

• Поздний отлёт птиц – к тёплой зиме.

Птицы сильны крыльями, а люди – дружбой.

• Красна птица перьями, а человек – знаниями.

Птице крылья – а человеку разум.

• Всякая птица свою песню поёт.

• Воля птичке дороже золотой клетки.

• Всякая птица своё гнездо любит.

• Глупа та птица, которой гнездо своё не мило.

• Всякий считает своих гусей лебедями.

• Листья падают с осин,

Мчится в небе острый клин. (Перелётные птицы).

• Белые полоски на груди,

В лес меня послушать приходи,

Всем одно и то же я твержу,

Беззаботно время провожу –

Мой птенец в чужом гнезде растёт,

Там куда яичко упадёт. (Кукушка).

• С виду птички не бывает проще,

Только запоёт он в тихой роще –

Замирают радостно сердца,

Услышав маленького певца. (Соловей).

• На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат. (Цапля).

• Из тёплых стран в апреле к нам они летят,

Под крышами из глины гнёзда мастерят.

Летят, как самолётики, изящны и легки –

Раздвоенные хвостики, собой невелики. (Ласточка).

• На шесте – дворец, во дворце – певец. (Скворец).

Это старый наш знакомый:

Он живёт на крыше дома –

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Аист).

• Курлычет он, к нам прилетая,

Живёт в болотах и лугах,

Он птица серая, большая

На длинных тоненьких ногах. (Журавль).

Перепончатая лапка,

Клюв широкий, как лопатка,

На воде она не тонет,

Полетит – перо уронит.

Осенью нам на прощанье

• В воде купался, а сухой остался. (Гусь).

• Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей. (Грач).

Утка три яйца снесла,

Два из них лиса нашла.

Лисы тоже есть хотят…

Сколько вывелось утят? (3-2=1)

Лебеди у нас в пруду.

Трое черных, белых пять.

Кто успел их сосчитать?

Сколько было лебедей? (3+5=8)

Лексико-грамматические игры и упражнения

Перья, пух можно назвать опереньем.

Журавлиная стая, перелётная птица, разноцветное перо.

Таким образом, образовать существительные множественного числа родительного падежа.Например: птица – много птиц.

— Вы знаете, как птицы подают голоса?

Лесной конёк – цокает

Летят журавли на юг со своими … (журавлятами).

Летят утки на юг со своими … (утятами).

Летят гуси на юг со своими … (гусятами).

Летят лебеди на юг со своими … (лебедятами).

Летят аисты на юг со своими … (аистятами).

Летят скворцы на юг со своими … (скворчатами).

Летят ласточки на юг со своими … (ласточатами).

Летят грачи на юг со своими … (грачатами).

Ласточка любит тепло (какая ласточка) – теплолюбивая ласточка.

У ласточки острые крылья, поэтому её называют … острокрылой.

У ласточки быстрые крылья, поэтому её называют … быстрокрылой.

У соловья звонкий голос, поэтому его называют. звонкоголосым.

У жаворонка короткие лапы, а у журавля (длинные).

— Где живёт? (На болоте, в лесу, в городе).

— Как зимует? (Улетает на юг).

— Какой имеет внешний вид?

— Голос. (Курлычет, поёт,).

Лебедь Т. А. Шорыгина

Солнце озарило бледный небосвод,

Лебедь белокрылый по небу плывёт.

Тает отраженье в зеркале воды,

Дремлют без движенья светлые пруды.

Капля серебрится в зелени листа.

Может быть, мне снится эта красота?

Соловей Т. А. Шорыгина

Ночи напролёт песни нам поёт.

Льются песни без конца,

Лучше нет в саду певца!

Журавли Т. А. Шорыгина

Высоко в голубой дали над землёй летят журавли.

Читайте также:  Stellaris как повысить очки признаков

Летят они, курлычут, нас за собою кличут,

Как будто говоря: «Летите вместе с нами!

За тёмными лесами, за синими морями

Там, в зелени долины,

Вернёмся в край родной!»

«Птичка, нам жаль твоих песенок звонких!

Не улетай от нас прочь… Подожди!»

«Милые крошки! С вашей сторонки

Гонят меня холода и дожди.

Вон на деревьях, на крыше беседки

Сколько меня поджидает подруг!

Завтра вы спать ещё будете детки

А уж мы все понесёмся на юг.

Нет там ни тучи теперь, ни дождей,

Ветер листы не срывает с ветвей,

Солнышко в тучи не прячется там…»

«Скоро ли, птичка, вернёшься ты к нам?»

«Я с запасом новых песен

К вам вернусь, когда с полей

Снег сойдёт, когда в овраге

Зажурчит, блестя, ручей.

И начнёт под вешним солнцем

Вся природа оживать…

Я вернусь, когда малютки,

Вы уж будете читать!»

Листья жёлтые облетают,

Высыхает трава на болотах.

Собираются птицы в стаи

И уже готовы к отлёту.

И, прощаясь с родными местами,

С золотыми берёзками, ивами,

Долго кружат они над лесами,

Над крутыми речными обрывами.

Возвращайтесь, птицы, весной,

Когда зеленью лес оденется,

Зашумит молодой листвой

Каждый куст и каждое деревце.

Тексты для пересказа

В золотые осенние дни собирались к отлёту журавли. Готовясь в далёкий путь, покружили они над родным болотом. Собравшись в стройные косяки, потянулись в дальние тёплые страны.

Через леса, через поля, через шумные города

высоко в небе летели журавли.

В глухом лесу, на краю болота, остановились на отдых.

Ещё до рассвета проснулись чуткие журавли.

Один за другим журавли поднимаются с болота. В этот ранний час в лесу просыпаются птицы.

Высоко поднимутся журавли. С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса.

До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весной.

Конспект НОД «Перелетные птицы» Тема. Перелетные птицы. Цели. Уточнять и расширять знания о перелетных птицах, об отличительных признаках. Закреплять знания о признаках.

Краткосрочный проект «Перелетные птицы» в подготовительной группе компенсирующей направленности Пояснительная записка По плану лексических тем в подготовительной группе в октябре реализуется тематическая неделя по теме «Перелётные птицы».

Источник

Конспекты логопедических занятий.

Конспект логопедического занятия по лексико-грамматическим категориям. Тема «Перелётные птицы»

Наумова И.А.
учитель-логопед, РСО-Алания, г.Владикавказ МБДОУ Детский сад №77

Цель: закрепить понятие «Перелётные птицы»; активизировать словарь по теме «Перелётные птицы» существительными, прилагательными и глаголами; учить образовывать сложные прилагательные способом сложения основ по образцу; учить образовывать существительные с помощью суффиксов –ат,-ят; развивать умение делить слова на слоги; выделять первый и последний звук в слове; составлять описательный рассказ о птице по образцу логопеда; воспитывать любовь к перелетным птицам.

Оборудование: карточки с изображением зимующих и перелётных птиц; цветные карандаши; картинки с изображением перелетных птиц; фишки; мяч. Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулок; разучивание пальчиковой гимнастики; чтение художественной литературы; беседа о перелётных птицах.

Тили-тели, тили-тели, (Машут ладошками).

На юг птицы улетели.

Серенькое перышко.(Поочередно загибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки).

Торопились, кто скорей?

Аист, ласточка и чиж.

Все собрались, улетели, (Машут ладошками).

Песни грустные запели.(Указательным и большим пальцами делают клюв «Птицы поют»).

2. Беседа о перелётных птицах.

Логопед: Ребята, как можно назвать одним словом птиц, которых мы назвали, выполняя пальчиковую гимнастику? (Перелётные птицы).

-Почему их называют перелётными? (Их называют перелётными, потому, что на зиму они улетают в тёплые края).

-Почему они улетают в теплые края? (Боятся холодов, не могут добывать корм, замерзают водоёмы)

-Какие рассказы и сказки вы знаете о перелетных птицах? («Дюймовочка», «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Серая шейка», «Гадкий утёнок»).

Логопед предлагает детям сесть за столы.

На столах карточки с изображением перелётных и зимующих птиц. Логопед: «Нужно обвести красным карандашом всех перелётных птиц и обосновать своё действие.»

Ребёнок: «Я обвел ласточку, потому, что ласточка перелётная птица».

«Я обвел журавля, потому, что журавль перелётная птица».

4. Логопед предлагает детям подойти к доске. На столе, возле доски лежат картинки с изображением перелётных и зимующих птиц.

Логопед: Ребята, каждый из вас, должен выбрать перелётную птицу и прикрепить её на доску. (дети выполняют задание).

Логопед: А теперь нужно назвать каждую птицу, определить первый и последний звук в слове и разделить слово на слоги.

1-ый ребенок: Это аист. Первый звук в этом слове [А]. Последний звук [Т]. В слове АИСТ-два слога.

2-ой ребенок: Это кукушка. Первый звук в этом слове [К]. Последний звук [А]. В слове КУКУШКА-три слога.

3-ий ребенок: Это цапля. Первый звук в этом слове [Ц]. Последний звук [Я]. В слове ЦАПЛЯ-два слога.

Логопед с мячом в руках стоит в кругу детей.

Логопед: Тот, кому я кину мяч, должен мне сказать, как называются птенцы перелётной птицы.

-У скворца-… (скворчата)

-У журавля-… (журавлята)

-У кукушки-… (кукушата)

5. Логопед: ребята, сейчас каждый из вас возьмет себе картинку с изображением перелётной птицы и подберет слова-признаки к этой птице.

Ласточка какая?-…(маленькая, чёрная, быстрая)

Аист какой?-…(белый, большой, красивый)

Грач какой?-…(чёрный, крупный)

Кукушка какая?-…(хитрая, пестрая)

Лебедь какой?-…(белый, крупный, благородный)

Скворец какой?-…(пёстрый, заботливый)

Соловей какой?-…(маленький, голосистый)

6. Логопед: Ребята, если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля).

Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист).

Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец).

Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка).

Если у соловья звонкий голос, то это … (звонкоголосый соловей).

7. Логопед: А теперь, поиграем в игру. Нужно к каждой птице подобрать слова-действия. За каждое слово ребенок получает фишку. Победителем будет тот, у кого больше фишек.

Ласточка – (летает, щебечет, ловит мошек).

Лебедь – (плавает, машет крыльями, летает).

Цапля – (стоит на одной ноге, ходит, ест лягушек).

Соловей – (поёт, заливается, сидит на ветке, летает).

Грач – (ходит, летает, ищет червяков).

Кукушка – (летает, откладывает свои яйца в чужие гнёзда).

9. Итог занятия «Птицы улетают на юг».

Логопед называет в какой последовательности улетают птицы в теплые края, поочередно убирая изображения птиц с доски.

Читайте также:  Правила слово предмет слово действие слово признак

— Начало и середина сентября, улетают скворцы и ласточки.

Источник

Аист какой признаки для детей прилагательные

Каким бывает аист:
(определения приводятся в именительном падеже)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова турагентство (существительное):

Ассоциации к слову «аист&raquo

Синонимы к слову «аист&raquo

Предложения со словом «аист&raquo

Цитаты из русской классики со словом «аист»

Значение слова «аист&raquo

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «аист&raquo

Предложения со словом «аист&raquo

Всем известно поверье о том, что именно аист приносит в дом младенца, то есть дарит счастье двум любящим людям, ибо ничто на свете не сравнится с радостью стать матерью и отцом.

На их спинах сидели птицы, похожие на маленьких белых аистов, и выклёвывали насекомых.

Большой удачей издавна считалось также и то, когда на крыше дома садился или вил гнездо аист.

Занимательный материал по теме «Перелетные птицы» в подготовительной группе

Елена Шнайдер
Занимательный материал по теме «Перелетные птицы» в подготовительной группе

Тема: «Перелётные птицы»

Цель: Закрепить и расширить знания детей о перелётных и водоплавающих птицах, их поведении осенью (объединение в стаи, отлёт, добывание корма).

Ввести в активный словарь:

– существительные: птица, ласточка, грач, скворец, гусь, утка, журавль, лебедь, жаворонок, дрозд, чиж, соловей, трясогузка, цапля, аист, пеночка, голова, туловище, шея, крылья, лапы, пальцы, когти, перепонки, клюв, глаза, хохолок, перья, пух, оперенье, скворечник, гнездо, птенцы;

– прилагательные: разноцветные, пёстрые, певчие, шумные, голосистые, крикливые, крылатые, быстрые, суетливые, прыгающие, скачущие, белокрылые, хохлатые, заботливые, перелётные, зимующие, длинношеий, длинноногий, красноклювый, ширококрылый, короткоклювый, перелётный, водоплавающий;

– глаголы: летать, нырять, плавать, клевать, ловить, заглатывать, курлыкать, крякать, шипеть, гоготать, петь, кричать, трубить, приземляться, гнездиться, вить, насиживать, выводить, заботиться.

1. Артикуляционная гимнастика для постановки сонорных звуков.

2. Пальчиковая гимнастика «Птичка» – развитие мелкой мускулатуры рук.

3. Физкультминутка «Птички» – развитие общей моторики, координация движений.

4. Игра «Подумай и ответь» – отгадывание загадок.

5. Заучивание скороговорок – автоматизация звуков.

6. Чтение и выборочное заучивание стихов, пословиц, поговорок и народных примет о птицах.

7. Упражнение «Весёлые задачки»– развитие слухового внимания и ФЭМП.

8. Игры «Называй-ка!», «Телефон», «Цепочка», «Назови части» – предметный словарь.

9. Игра «Назови признаки» – словарь прилагательных.

10. Игра «Назови действия», «Кто как кричит?» – глагольный словарь.

11. Игра «Сосчитай-ка!», «Счёт 1-10» – согласование числительных с существительными и прилагательными.

12. Игра «Назови ласково», «Кто с кем улетает на юг?» – употребление существительных в уменьшительно-ласкательной форме.

13. Игра «Один – много» – образование существительных мн. числа им. и род. падежей.

14. Игра «Четвёртый лишний» – обобщение и исключение.

15. Игра «Образуй родственные слова» – образование однокоренных слов.

16. Игра «Скажи одним словом» – образование сложных слов.

17. Игра «Скажи наоборот» – употребление антонимов.

18. Пересказ рассказов: Д. Н. Соколова-Микитова «Улетают журавли», Г. Скребицкого «Стрижи» – развитие связной речи.

19. Упражнение «Расскажи-ка!» – составление рассказа – описания о птице по плану.

20. Игра «Образуй признак» – образование относительных прилагательных.

Физкультминутка «Птицы»

Птички начали спускаться (Дети изображают полёт птиц, бегают на носочках, махая руками).

На поляне все садятся,

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть. (Дети приседают на несколько секунд).

И опять пора в дорогу,

Пролететь нам надо много

Стая птиц летит на юг,

Чтоб скорее прилетать,

Надо крыльями махать.

Приземляться нам пора. (Дети приседают).

• Летели лебеди с лебедятами.

• Цапля клюквы поклевала,

Клюква в клюве кислой стала.

– Нет, я клюкву не люблю,

• Стояла цапля на крыльце

• Стоит цапля у болотца,

Пальчиковая гимнастика «Птичка»

Эта птичка – соловей, (Дети загибают по одному пальцу на обеих руках).

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель.

Эта птичка – злой орлан. (Машут сложенными накрест ладонями).

Птички, птички, по домам. (Машут обеими руками, как крыльями).

Пословицы, поговорки, народные приметы

• Гуси летят – зимушку на себе тащат.

• Поздний отлёт птиц – к тёплой зиме.

Птицы сильны крыльями, а люди – дружбой.

• Красна птица перьями, а человек – знаниями.

Птице крылья – а человеку разум.

• Всякая птица свою песню поёт.

• Воля птичке дороже золотой клетки.

• Всякая птица своё гнездо любит.

• Глупа та птица, которой гнездо своё не мило.

• Всякий считает своих гусей лебедями.

• Листья падают с осин,

Мчится в небе острый клин. (Перелётные птицы).

• Белые полоски на груди,

В лес меня послушать приходи,

Всем одно и то же я твержу,

Беззаботно время провожу –

Мой птенец в чужом гнезде растёт,

Там куда яичко упадёт. (Кукушка).

• С виду птички не бывает проще,

Только запоёт он в тихой роще –

Замирают радостно сердца,

Услышав маленького певца. (Соловей).

• На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат. (Цапля).

• Из тёплых стран в апреле к нам они летят,

Под крышами из глины гнёзда мастерят.

Летят, как самолётики, изящны и легки –

Раздвоенные хвостики, собой невелики. (Ласточка).

• На шесте – дворец, во дворце – певец. (Скворец).

Это старый наш знакомый:

Он живёт на крыше дома –

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Аист).

• Курлычет он, к нам прилетая,

Живёт в болотах и лугах,

Он птица серая, большая

На длинных тоненьких ногах. (Журавль).

Перепончатая лапка,

Клюв широкий, как лопатка,

На воде она не тонет,

Полетит – перо уронит.

Осенью нам на прощанье

• В воде купался, а сухой остался. (Гусь).

• Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей. (Грач).

Утка три яйца снесла,

Два из них лиса нашла.

Читайте также:  Признаки представительного органа муниципального образования

Лисы тоже есть хотят…

Сколько вывелось утят? (3-2=1)

Лебеди у нас в пруду.

Трое черных, белых пять.

Кто успел их сосчитать?

Сколько было лебедей? (3+5=8)

Лексико-грамматические игры и упражнения

1. Игры «Называй-ка!», «Цепочка» – предметный словарь.

2. «Назови части тела» – предметный словарь.

– Что общего есть у птиц? – Голова, туловище, крылья, шея, перья, грудь, лапы, хвост, пух, клюв.

Перья, пух можно назвать опереньем.

– Чем отличаются птицы? – Размером, окраской, опереньем.

3. Игра «Назови признаки» – словарь прилагательных.

Птицы (какие) – большие, маленькие, красивые, разноцветные, пёстрые, певчие, шумные, голосистые, крикливые, крылатые, быстрые, суетливые, прыгающие, скачущие, белокрылые, хохлатые, заботливые, перелётные, зимующие.

4. Игра «Назови действия» – глагольный словарь.

Птицы (что делают) – летают, прыгают, скачут, ходят, бегают, сидят, охотятся, ловят мошек, хватают, кричат, шумят, поют, машут крыльями, высиживают, кормят, заботятся, защищают, ищут корм, носят в клюве.

5. Игра «Образуй родственные слова» – образование однокоренных слов.

Птенцы у журавля – … (журавлята, журавлёнок).

Мать журавлят – … (журавлиха).

Стая журавлей – … (журавлиная).

Назовите ласково – … (журавлик, журавушка).

Птенцы – … (грачата, грачонок).

Мать грачат – … (грачиха).

Стая грачей – … (грачиная).

Птенцы – … (лебедята, лебедёнок).

Мать лебедят – … (лебедиха).

Стая лебедей – … (лебединая).

Птенцы – … (скворчата, скворчонок).

Мать скворчат – … (скворчиха).

Назовите ласково – … (скворушка).

6. Игра «Сосчитай-ка!» – согласование числительных с существительными и прилагательными.

Журавлиная стая, перелётная птица, разноцветное перо.

7. Игра «Один – много»

Таким образом, образовать существительные множественного числа родительного падежа.Например: птица – много птиц.

8. Игра «Кто как кричит» – глагольный словарь.

– Вы знаете, как птицы подают голоса?

Лесной конёк – цокает

Соловей – поёт, распевает трель Овсянка – синькает

Журавль – курлычет Кукушка – кукует Пеночка – считает капельки: тень-тинь-тюнь

9. Игра «Кто с кем улетает на юг?» – употребление существительных в уменьшительно-ласкательной форме.

Летят журавли на юг со своими … (журавлятами).

Летят утки на юг со своими … (утятами).

Летят гуси на юг со своими … (гусятами).

Летят лебеди на юг со своими … (лебедятами).

Летят аисты на юг со своими … (аистятами).

Летят скворцы на юг со своими … (скворчатами).

Летят ласточки на юг со своими … (ласточатами).

Летят грачи на юг со своими … (грачатами).

10. Игра «Скажи одним словом» – образование сложных слов.

У цапли длинные лапы (какая цапля) – Длиннолапая цапля.

У аиста красный клюв (какой аист) – Красноклювый аист.

У лебедя белые крылья (какой лебедь) – Белокрылый лебедь.

У чижа желтая грудь (какой чиж) – Желтогрудый чиж.

У ласточки черная голова (какая ласточка) – Черноголовая ласточка.

У трясогузки длинный хвост (какая трясогузка) – Длиннохвостая трясогузка.

Ласточка любит тепло (какая ласточка) – теплолюбивая ласточка.

У ласточки острые крылья, поэтому её называют … острокрылой.

У ласточки быстрые крылья, поэтому её называют … быстрокрылой.

У соловья звонкий голос, поэтому его называют. звонкоголосым.

11. Игра “Скажи наоборот» – употребление антонимов.

Журавль летит высоко, а ласточка – … (низко).

У жаворонка короткие лапы, а у журавля (длинные).

12. Упражнение «Расскажи-ка!» – составление описательного рассказа о птице по выбору.

– Где живёт? (На болоте, в лесу, в городе).

– Как зимует? (Улетает на юг).

– Какой имеет внешний вид?

– Голос. (Курлычет, поёт,).

Лебедь Т. А. Шорыгина

Солнце озарило бледный небосвод,

Лебедь белокрылый по небу плывёт.

Тает отраженье в зеркале воды,

Дремлют без движенья светлые пруды.

Капля серебрится в зелени листа.

Может быть, мне снится эта красота?

Соловей Т. А. Шорыгина

В зелени ветвей соловушка – соловей

Ночи напролёт песни нам поёт.

Льются песни без конца,

Лучше нет в саду певца!

Журавли Т. А. Шорыгина

Высоко в голубой дали над землёй летят журавли.

Летят они, курлычут, нас за собою кличут,

Как будто говоря: «Летите вместе с нами!

За тёмными лесами, за синими морями

Там, в зелени долины,

Вернёмся в край родной!»

«Птичка, нам жаль твоих песенок звонких!

Не улетай от нас прочь… Подожди!»

«Милые крошки! С вашей сторонки

Гонят меня холода и дожди.

Вон на деревьях, на крыше беседки

Сколько меня поджидает подруг!

Завтра вы спать ещё будете детки

А уж мы все понесёмся на юг.

Нет там ни тучи теперь, ни дождей,

Ветер листы не срывает с ветвей,

Солнышко в тучи не прячется там…»

«Скоро ли, птичка, вернёшься ты к нам?»

«Я с запасом новых песен

К вам вернусь, когда с полей

Снег сойдёт, когда в овраге

Зажурчит, блестя, ручей.

И начнёт под вешним солнцем

Вся природа оживать…

Я вернусь, когда малютки,

Вы уж будете читать!»

Листья жёлтые облетают,

Высыхает трава на болотах.

Собираются птицы в стаи

И уже готовы к отлёту.

И, прощаясь с родными местами,

С золотыми берёзками, ивами,

Долго кружат они над лесами,

Над крутыми речными обрывами.

Возвращайтесь, птицы, весной,

Когда зеленью лес оденется,

Зашумит молодой листвой

Каждый куст и каждое деревце.

Тексты для пересказа

Улетают журавли По И. Соколову – Микитову

В золотые осенние дни собирались к отлёту журавли. Готовясь в далёкий путь, покружили они над родным болотом. Собравшись в стройные косяки, потянулись в дальние тёплые страны.

Через леса, через поля, через шумные города

высоко в небе летели журавли.

В глухом лесу, на краю болота, остановились на отдых.

Ещё до рассвета проснулись чуткие журавли.

Один за другим журавли поднимаются с болота. В этот ранний час в лесу просыпаются птицы.

Высоко поднимутся журавли. С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса.

До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весной.

Конспект НОД «Перелетные птицы» Тема. Перелетные птицы. Цели. Уточнять и расширять знания о перелетных птицах, об отличительных признаках. Закреплять знания о признаках.

Краткосрочный проект «Перелетные птицы» в подготовительной группе компенсирующей направленности Пояснительная записка По плану лексических тем в подготовительной группе в октябре реализуется тематическая неделя по теме «Перелётные птицы».

Источник