Административный процесс содержание признаки назначение

Содержание
  1. Понятие, признаки и принципы административного процесса
  2. Административный процесс
  3. Понятие, признаки и принципы административного процесса
  4. Административно-процессуальные нормы и отношения
  5. Субъекты административного процесса
  6. Структура и стадии административного процесса
  7. Административно-нормотворческий процесс: понятие и черты
  8. Административно-правонаделительный процесс: понятие, черты, структура
  9. Административно-юрисдикционный процесс: понятие, черты, структура
  10. Тема 19. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС
  11. Читайте также
  12. Статья 3.5. Административный штраф
  13. Статья 3.9. Административный арест
  14. Статья 83. Административный управляющий
  15. ТЕМА 1. ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС, ГРАЖДАНСКОЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ НАУКА
  16. Статья 3. 5. Административный штраф
  17. Статья 3. 9. Административный арест
  18. Статья 3.5. Административный штраф
  19. Статья 3.9. Административный арест
  20. Административный надзор
  21. Глава 4. Административная юстиция и административный процесс: исторический и зарубежный опыт
  22. Глава 1. Административный и судебный порядок обжалования

Понятие, признаки и принципы административного процесса

Тема 19. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

Юридический процесс – урегулированная правовыми нормами совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата; порядок осуществления деятельности следственных, административных и судебных органов.

Административный процесс – совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов и должностных лиц государственного управления по реализации возложенных на них задач и функций.

Признаки административного процесса:

• вид юридического процесса, соотносятся как часть и целое;

• представляет собой разновидность властной деятельности субъектов государственного управления;

• обеспечивает условия для реализации материальных норм административного права;

• целью является достижение определенных юридических результатов и разрешение управленческих дел;

• результаты (как промежуточные, так и окончательные) закрепляются в официальных актах (документах);

• регламентируется административно-процессуальными нормами, которые в совокупности образуют самостоятельный институт административного права;

• обладает определенным строением (структурой).

Принципы административного процесса – основополагающие идеи, общие начала, лежащие в основе административного процесса и раскрывающие его сущность.

Принцип законности – реализация материальных административно-процессуальных норм должна строиться в точном соответствии с административно-процессуальными нормами.

Принцип процессуального равенства означает: во-первых, равенство сторон независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, других обстоятельств перед законом; во-вторых, наделение каждой стороны определенным объемом взаимообусловленных прав, обязанностей и ответственности.

Принцип материальной истины – решение, принятое в рамках административного процесса, которое должно основываться на тщательном изучении всех условий и обстоятельств управленческого дела, а также состязательности в ходе его рассмотрения.

Принцип доступности выражается в беспрепятственной возможности каждой из сторон участвовать на всех стадиях процесса в соответствии с имеющимся процессуальным статусом.

Принцип гласности – административный процесс строится на публичных началах, дающих возможность гражданам получить информацию о его ходе и принятых решениях, исключение составляет информация, отнесенная к государственной тайне, а также сведения об интимных сторонах жизни участников процесса.

Принцип национального языка – процесс ведется на государственном языке Российской Федерации или языке республики – субъекта РФ, автономной области, автономного округа или большинства населения данной местности. Участники процесса, не владеющие языком, на котором он отправляется, обеспечиваются услугами переводчика.

Принцип быстроты <оперативности) – административный процесс должен отправляться в возможно короткие сроки в рамках, определенных законом.

Принцип экономичности (малозатратности) – административный процесс должен быть организован таким образом, чтобы свести к минимуму затраты по его отправлению.

Принцип ответственности органов государственного управления и их должностных лиц за ненадлежащее ведение процесса – органы государственного управления и должностные лица несут установленную законом ответственность за нарушения административно-процессуальных норм, проявленные при этом бюрократизм и волокиту.

Источник

Административный процесс

Понятие, признаки и принципы административного процесса

Юридический процесс – урегулированная правовыми нормами совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата; порядок осуществления деятельности следственных, административных и судебных органов.

Административный процесс – совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов и должностных лиц государственного управления по реализации возложенных на них задач и функций.

Признаки административного процесса:

Принципы административного процесса – основополагающие идеи, общие начала, лежащие в основе административного процесса и раскрывающие его сущность.

Принцип процессуального равенства означает: во-первых, равенство сторон независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, других обстоятельств перед законом; во-вторых, наделение каждой стороны определенным объемом взаимообусловленных прав, обязанностей и ответственности.

Принцип доступности выражается в беспрепятственной возможности каждой из сторон участвовать на всех стадиях процесса в соответствии с имеющимся процессуальным статусом.

Принцип быстроты <оперативности)— административный процесс должен отправляться в возможно короткие сроки в рамках, определенных законом.

Административно-процессуальные нормы и отношения

Административно-процессуальная норма вид административно-правовой нормы, определяющий основания, порядок и условия реализации материальной нормы административного права.

Административно-процессуальная норма регламентирует порядок деятельности органов и должностных лиц государственного управления (исполнительной власти) по реализации возложенных на них полномочий.

Особенности административно-процессуальных норм:

По сфере регулирования существуют следующие виды административно-процессуальных норм: регламентирующие общественные отношения в сфере экономики, регламентирующие общественные отношения в административно-политической сфере, регламентирующие общественные отношения в социально-культурной сфере, регламентирующие общественные отношения в сфере межотраслевого управления.

Читайте также:  Жанровые признаки комедии недоросль

По объему регулирования: общие и специальные нормы.

По юридической силе: нормы законов и нормы подзаконных актов.

По действию во времени: срочные, бессрочные и специальные нормы.

По действию в пространстве: действующие в пределах Российской Федерации, действующие в пределах региона (федерального округа), действующие на территории субъекта РФ, действующие в пределах муниципального образования, локальные, действующие на территории предприятия, учреждения, организации.

По кругу лиц: нормы общего действия и специальные нормы.

По видам производств: нормы, регулирующие производство административного правотворчества, регулирующие производство по делам о поощрениях, регулирующие лицензионно-разрешительное производство, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях, регулирующие другие виды административных производств.

Административно-процессуальные отношения вид правовых отношений, основанных на административно-процессуальных нормах, возникающих в сфере государственного управления, участники которых наделены административно-процессуальными правами и обязанностями.

Характерные черты административно- процессуальных отношений:

Субъекты административного процесса

Субъекты административного процесса лица, участвующие в управленческом процессе, обладающие административно-процессуальной правосубъектностью.

Административно-процессуальная правосубъектность включает в себя административно-процессуальную правоспособность и административно-процессуальную дееспособность.

Виды субъектов административного процесса:

Субъекты административного процесса могут выступать в процессе в следующих качествах:

Структура и стадии административного процесса

Структура и стадии административного процесса – внутреннее строение административного процесса, совокупность образующих его административных производств.

Элементами структуры административного процесса служат административно-нормотворческий, административно-правонаделитель-ный (оперативно-распорядительный), административно-юрисдикци-онный процессы.

Стадии административного процесса – относительно самостоятельная часть административного производства, для которой характерны конкретные задачи, состав участников, процессуальное оформление результатов.

Общие стадии административного процесса:

Черты стадий административного процесса:

Административно-нормотворческий процесс: понятие и черты

Административно-нормотворческий процесс совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по созданию подзаконных нормативных правовых актов в целях создания правовой базы для реализации законов.

Общие черты административно-нормотворческого процесса:

Административно-правонаделительный процесс: понятие, черты, структура

Административно-правонаделительный процесс совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по разрешению позитивных управленческих дел.

Общие черты административно-правонаделительного процесса:

Виды производств административно- правонаделительного процесса: производство по предложениям и заявлениям граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций о реализации принадлежащих им прав в сфере управления, лицензионно-разрешительное производство, учетно-регистрационное производство, производство по делам о поощрениях, производство по организационным делам в сфере управления, производство по формированию кадров, административно-договорное производство, производство по приватизации-национализации собственности, другие производства.

Административно-юрисдикционный процесс: понятие, черты, структура

Административно-юрисдикционный процесс совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них юрисдикци-онная деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по разрешению конфликтов в сфере государственного управления и применению мер административного принуждения.

Общие черты административно-юрисдикционного процесса:

Виды административно-юрисдикционных производств: производство по жалобам, производство по применению мер административного предупреждения, производство по применению мер административного пресечения, административно-процессуальное производство (по применению мер административно- процессуального обеспечения), дисциплинарное производство, производство по делам об административных правонарушениях.

Источник

Тема 19. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

Тема 19. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

19.1. Понятие, признаки и принципы административного процесса

Юридический процесс – урегулированная правовыми нормами совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата; порядок осуществления деятельности следственных, административных и судебных органов.

Административный процесс – совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов и должностных лиц государственного управления по реализации возложенных на них задач и функций.

Признаки административного процесса:

• вид юридического процесса, соотносятся как часть и целое;

• представляет собой разновидность властной деятельности субъектов государственного управления;

• обеспечивает условия для реализации материальных норм административного права;

• целью является достижение определенных юридических результатов и разрешение управленческих дел;

• результаты (как промежуточные, так и окончательные) закрепляются в официальных актах (документах);

• регламентируется административно-процессуальными нормами, которые в совокупности образуют самостоятельный институт административного права;

• обладает определенным строением (структурой).

Принципы административного процесса – основополагающие идеи, общие начала, лежащие в основе административного процесса и раскрывающие его сущность.

Принцип законности – реализация материальных административно-процессуальных норм должна строиться в точном соответствии с административно-процессуальными нормами.

Принцип процессуального равенства означает: во-первых, равенство сторон независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, других обстоятельств перед законом; во-вторых, наделение каждой стороны определенным объемом взаимообусловленных прав, обязанностей и ответственности.

Принцип материальной истины – решение, принятое в рамках административного процесса, которое должно основываться на тщательном изучении всех условий и обстоятельств управленческого дела, а также состязательности в ходе его рассмотрения.

Принцип доступности выражается в беспрепятственной возможности каждой из сторон участвовать на всех стадиях процесса в соответствии с имеющимся процессуальным статусом.

Принцип гласности – административный процесс строится на публичных началах, дающих возможность гражданам получить информацию о его ходе и принятых решениях, исключение составляет информация, отнесенная к государственной тайне, а также сведения об интимных сторонах жизни участников процесса.

Читайте также:  Признаки некачественного меда фото

Принцип национального языка – процесс ведется на государственном языке Российской Федерации или языке республики – субъекта РФ, автономной области, автономного округа или большинства населения данной местности. Участники процесса, не владеющие языком, на котором он отправляется, обеспечиваются услугами переводчика.

Принцип экономичности (малозатратности) – административный процесс должен быть организован таким образом, чтобы свести к минимуму затраты по его отправлению.

Принцип ответственности органов государственного управления и их должностных лиц за ненадлежащее ведение процесса – органы государственного управления и должностные лица несут установленную законом ответственность за нарушения административно-процессуальных норм, проявленные при этом бюрократизм и волокиту.

19.2. Административно-процессуальные нормы и отношения

Административно-процессуальная норма вид административно-правовой нормы, определяющий основания, порядок и условия реализации материальной нормы административного права.

Административно-процессуальная норма регламентирует порядок деятельности органов и должностных лиц государственного управления (исполнительной власти) по реализации возложенных на них полномочий.

Особенности административно-процессуальных норм:

1) являются разновидностью административно-правовых норм;

2) выполняют служебную, обеспечивающую роль по отношению к материальным административно-правовым нормам;

3) имеют установленную структуру (строение);

4) содержатся в определенных источниках;

5) обеспечиваются принудительной силой государства;

6) нарушение административно-процессуальных норм влечет за собой привлечение виновных к юридической ответственности.

По сфере регулирования существуют следующие виды административно-процессуальных норм: регламентирующие общественные отношения в сфере экономики, регламентирующие общественные отношения в административно-политической сфере, регламентирующие общественные отношения в социально-культурной сфере, регламентирующие общественные отношения в сфере межотраслевого управления.

По объему регулирования: общие и специальные нормы.

По юридической силе: нормы законов и нормы подзаконных актов.

По действию во времени: срочные, бессрочные и специальные нормы.

По действию в пространстве: действующие в пределах Российской Федерации, действующие в пределах региона (федерального округа), действующие на территории субъекта РФ, действующие в пределах муниципального образования, локальные, действующие на территории предприятия, учреждения, организации.

По кругу лиц: нормы общего действия и специальные нормы.

По видам производств: нормы, регулирующие производство административного правотворчества, регулирующие производство по делам о поощрениях, регулирующие лицензионно-разрешительное производство, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях, регулирующие другие виды административных производств.

Административно-процессуальные отношения вид правовых отношений, основанных на административно-процессуальных нормах, возникающих в сфере государственного управления, участники которых наделены административно-процессуальными правами и обязанностями.

Характерные черты административно-процессуальных отношений:

• носят управленческий, организационный характер;

• основываются на административно-процессуальных нормах, являются результатом их воздействия на общественные отношения;

• регулируют деятельность органов государственного управления и их должностных лиц по реализации возложенных на них правомочий;

• являются вторичным, производным от материальных административно-правовых отношений.

19.3. Субъекты административного процесса

Субъекты административного процесса лица, участвующие в управленческом процессе, обладающие административно-процессуальной правосубъектностью.

Административно-процессуальная правосубъектность – основанная на административно-процессуальных нормах способность лица быть субъектом административного процесса.

Административно-процессуальная правосубъектность включает в себя административно-процессуальную правоспособность и административно-процессуальную дееспособность.

Административно-процессуальная правоспособность – способность лица иметь в силу административно-процессуальных норм субъективные права и юридические обязанности.

Административно-процессуальная дееспособность – способность лица, установленная административно-процессуальными нормами, своими действиями реализовать субъективные права и юридические обязанности в административном процессе.

Виды субъектов административного процесса:

1) физические лица (граждане, почетные граждане, лица с двойным гражданством, граждане СНГ (кроме РФ), иностранные граждане, лица без гражданства);

2) государственные органы, предприятия и учреждения;

3) государственные служащие;

4) общественные объединения, негосударственные предприятия и учреждения;

5) служащие общественных объединений и иных негосударственных формирований.

Субъекты административного процесса могут выступать в процессе в следующих качествах:

• субъекта, возбудившего управленческое дело;

• субъекта, полномочного рассматривать (разрешать) управленческое дело и принимать другие юридически властные решения, определяющие движение административного дела;

• стороны административного процесса;

• третьего лица, т. е. лица, заявившего самостоятельное требование на предмет спора;

• лица, привлекаемого к административной, дисциплинарной ответственности;

• лица, защищающего права и интересы других лиц;

• лица, содействующего отправлению административного процесса.

19.4. Структура и стадии административного процесса

Структура и стадии административного процесса – внутреннее строение административного процесса, совокупность образующих его административных производств.

Элементами структуры административного процесса служат административно-нормотворческий, административно-правонаделитель-ный (оперативно-распорядительный), административно-юрисдикци-онный процессы.

Стадии административного процесса – относительно самостоятельная часть административного производства, для которой характерны конкретные задачи, состав участников, процессуальное оформление результатов.

Общие стадии административного процесса:

• анализ управленческой ситуации;

• рассмотрение дела и принятие решения;

• исполнение принятого по делу решения. Черты стадий административного процесса:

• регламентируются нормами административно-процессуального права;

• обусловлены логикой всего производства;

• направлены на решение конкретных задач;

• характерен определенный круг участников;

• определенные сроки совершения;

• соответствующее процессуальное оформление.

19.5. Административно-нормотворческий процесс: понятие и черты

Административно-нормотворческий процесс совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по созданию подзаконных нормативных правовых актов в целях создания правовой базы для реализации законов.

Общие черты административно-нормотворческого процесса:

Читайте также:  Дивергенцией называется расхождение признаков в эволюционном процессе

• является составным элементом (частью) административного процесса;

• ему свойствен неюрисдикционный (позитивный) характер;

• осуществляется в целях создания правовой базы для реализации законов;

• реализуется ограниченным кругом уполномоченных субъектов;

• результатом является подзаконный нормативный правовой акт.

19.6. Административно-правонаделительный процесс: понятие, черты, структура

Административно-правонаделительный процесс совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по разрешению позитивных управленческих дел.

Общие черты административно-правонаделительного процесса:

• является составным элементом (частью) административного процесса;

• направлен на создание условий для реализации позитивных задач в сфере деятельности исполнительной власти;

• в ходе административно-правонаделительного процесса разрешаются индивидуально-конкретные управленческие дела;

• правонаделительную деятельность осуществляет широкий круг уполномоченных субъектов;

• состоит из административных производств;

• результатом правонаделительной деятельности является правоприменительный акт.

Виды производств административно-правонаделительного процесса: производство по предложениям и заявлениям граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций о реализации принадлежащих им прав в сфере управления, лицензионно-разрешительное производство, учетно-регистрационное производство, производство по делам о поощрениях, производство по организационным делам в сфере управления, производство по формированию кадров, административно-договорное производство, производство по приватизации-национализации собственности, другие производства.

19.7. Административно-юрисдикционный процесс: понятие, черты, структура

Административно-юрисдикционный процесс совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них юрисдикци-онная деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по разрешению конфликтов в сфере государственного управления и применению мер административного принуждения.

Общие черты административно-юрисдикционного процесса:

• является составным элементом (частью) административного процесса;

• регламентирует правоприменительную деятельность юрисдикционного характера;

• направлен на разрешение конфликта (спора) в сфере государственного управления, применения мер административного принуждения;

• выступает средством реализации охранительной функции административного права;

• характеризуется множественностью субъектов осуществления;

• состоит из определенных административных производств;

• результатом является принятие административно-юрисдикционного акта.

Виды административно-юрисдикционных производств: производство по жалобам, производство по применению мер административного предупреждения, производство по применению мер административного пресечения, административно-процессуальное производство (по применению мер административно-процессуального обеспечения), дисциплинарное производство, производство по делам об административных правонарушениях.

Читайте также

Статья 3.5. Административный штраф

Статья 3.5. Административный штраф 1. Административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной:1) минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения

Статья 3.9. Административный арест

Статья 3.9. Административный арест 1. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения

Статья 83. Административный управляющий

Статья 83. Административный управляющий 1. Административный управляющий утверждается арбитражным судом в порядке, предусмотренном статьей 45 настоящего Федерального закона.2. Административный управляющий действует с даты его утверждения арбитражным судом до

ТЕМА 1. ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС, ГРАЖДАНСКОЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ НАУКА

ТЕМА 1. ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС, ГРАЖДАНСКОЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ НАУКА 1.1. Понятие гражданского процесса (судопроизводства). Цель, задачи, виды и стадии гражданского судопроизводства Дореволюционные процессуалисты определяли гражданский процесс «как

Статья 3. 5. Административный штраф

Статья 3. 5. Административный штраф 1. Административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной:1) минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или

Статья 3. 9. Административный арест

Статья 3. 9. Административный арест 1. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения

Статья 3.5. Административный штраф

Статья 3.5. Административный штраф 1. Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц – пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц – одного миллиона

Статья 3.9. Административный арест

Статья 3.9. Административный арест 1. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима

Административный надзор

Административный надзор Административный надзор – это особый вид деятельности спецуполномоченных государственных органов исполнительной власти и их должностных лиц, в отношении организационно не подчиненных органов, организаций, должностных лиц и граждан, по поводу

Глава 4. Административная юстиция и административный процесс: исторический и зарубежный опыт

Глава 4. Административная юстиция и административный процесс: исторический и зарубежный опыт В связи с проводимой в настоящее время в Украине судебно-правовой реформой несомненный интерес вызывают вопросы, касающиеся истории становления правосудия по административным

Глава 1. Административный и судебный порядок обжалования

Глава 1. Административный и судебный порядок обжалования Российские граждане обладают возможностью обжаловать любые незаконные действия должностных лиц и собственно правовые акты, нарушающие их личные права и частные интересы.Существует два порядка рассмотрения и

Источник

Adblock
detector