Административный надзор понятие признаки виды

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА

Административный надзор – вид деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и единообразным соблюдением, исполнением и применением юридическими и физическими лицами правовых норм в сфере государственного управления.

Виды надзорной деятельности государства:

– отраслевой надзор (например, финансовый надзор);

– межотраслевой надзор, осуществляемый не только в сфере государственного управления, но и в иных сферах общественной жизни. Существует большое число государственных структур, занимающихся административным надзором. Среди них есть специализированные ведомства. Это:

– Государственный таможенный комитет РФ;

– Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ;

– Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации;

– Федеральный горный и промышленный надзор России;

– Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности;

– Государственная налоговая служба РФ;

– Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью.

Особенности административного надзора:

– является особой разновидностью государственного контроля;

– осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти и их должностными лицами;

– деятельность по надзору осуществляется систематически;

– цель – обеспечение правопорядка и общественной безопасности в сфере государственного управления;

– между субъектами и объектами надзора отсутствует организационная соподчиненность;

– осуществляется в отношении органов исполнительной власти, местного самоуправления, учреждений, организаций, предприятий, общественных объединений и их должностных лиц и граждан;

– осуществляется при помощи определенных методов;

– оценка объекта дается только с позиции законности. Методы осуществления административного надзора:

– обследование поднадзорного объекта;

– истребование и анализ документов;

– изучение обращений граждан и юридических лиц, публикаций в СМИ о нарушениях законности в сфере государственного управления. Полномочия органов, осуществляющих административный надзор:

– применение мер административного предупреждения;

– применение мер административного пресечения;

– привлечение к административной ответственности;

– регистрация и учет;

– выдача разрешений (лицензий);

Предметом прокурорского надзора является исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Административный надзор: виды, методы и функции

В настоящее время существует большое количество разных на принципиальном уровне способов контроля со стороны государства над жизнедеятельностью граждан. В каждой стране этот контроль реализуется по-разному. Рассмотрим понятие, виды и методы административного надзора полиции и других ответственных органов на примере РФ.

Общие положения

Следует отметить, что на территории России государственный контроль в первую очередь регламентирован нормативами административного права. Данная разновидность деятельности государства нужна для того, чтобы граждане и иные индивиды, пребывающие на территории Российской Федерации, исполняли правила, определенные законодателем. Для постоянного действия разных видов административного надзора и других методов государственного контроля без каких-либо сбоев совсем недостаточно иметь конкретные структуры, которые этим занимаются. Необходим специальный механизм, связанный с реализацией соответствующих мероприятий. В РФ этот механизм есть. Правовой режим главным образом поддерживается за счет реализации различных видов административного надзора. Действие механизма благотворно влияет на развитие общества и государства, так как правовые нормативы на сегодняшний день не только существуют, но и выполняются гражданами.

Понятие административного надзора

Рассмотрим понятие и виды административного надзора. Под данным термином следует понимать вид деятельности определенных структур исполнительной власти, а также отдельных должностных лиц, связанный с наблюдением за точной реализацией, соблюдением нормативов права в различных областях правовой деятельности, которая осуществляется государством. Из определения целесообразно выделить основные особенности, присущие административному надзору. Среди них отметим следующие:

Классификация категории административного надзора

Далее целесообразно разобрать виды контроля и административного надзора. В зависимости от объекта, который попадает под контроль государства, принято выделять следующие разновидности надзора:

Важно отметить, что отраслевой вид государственного контроля и административного надзора производится в определенной области взаимодействия общества и отдельного индивида. К примеру, надзор в финансовой сфере или надзор, реализуемый МВД России, являются разновидностями отраслевого контроля со стороны государства. Межотраслевой надзор отличается большей сферой деятельности, охватывающей не только область управления. Примером данного вида надзора в административном праве может послужить административный технический надзор со стороны конкретных государственных структур. Стоит отметить, что последние осуществляют его с целью поддержания благоустройства и чистоты города. Так, представитель гос. власти – как правило, определенное ведомство – обязуется обращать внимание на все области деятельности граждан, которые прямым или косвенным образом влияют на городское благоустройство.

Читайте также:  Признаки что девушка изменяет парню

Субъективный состав административного надзора

Полноценным образом рассмотрев понятие и виды административного надзора, целесообразно перейти к его субъектам. Важно знать, что субъективный состав изучаемой категории определяется одной важнейшей особенностью. Так, в правоотношениях, возникающих между субъектами, одной из сторон всегда будет выступать представитель государственной исполнительной власти. Данное условие является основным в отношении административного надзора. Виды ограничений, существующие на сегодняшний день, действуют в отношении граждан, общественных организаций, предприятий, гражданских объединений, а также учреждений. Стоит отметить, что субъектами власти считаются всевозможные ведомства государственного значения, государственные органы, инспекции или комитеты. К примеру, Таможенный комитет РФ, МВД РФ, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ, Государственная налоговая служба и так далее. Почти любая структура власти уполномочена реализовывать административный надзор в границах своей юрисдикции.

Методы реализации административного надзора

Разобрав понятие и виды административного надзора полиции и других государственных органов, а также его субъективный состав и основные особенности, целесообразно перейти к методикам, актуальным на сегодняшний день. Стоит иметь в виду, что специальная методологическая база, которую используют структуры исполнительной власти, помогает реализовывать надзор в той или иной области государственного регулирования. В настоящее время известно 5 основных методик административного надзора:

Сегодня существуют и другие методики, которые позволяют государственным структурам исполнять функции по административному надзору. Разберем некоторые из методов на примере полиции для абсолютного понимания данного аспекта темы.

Рассмотрим на примере

Известные в настоящее время виды административного надзора полиции осуществляются посредством следующих методов:

Какие службы осуществляют административный надзор?

В процессе изучения понятия, видов, органов административного надзора, а также иных аспектов темы следует перечислить государственные структуры, реализующие соответствующие мероприятия на территории Российской Федерации:

Функции административного надзора

Важно отметить, что каждый из перечисленных выше государственных органов обладает определенным функционалом в своей деятельности. Если обобщить данные сведения, получится следующий перечень функций:

Обеспечение правопорядка

Для пресечения правонарушений в определенной области государственного управления устанавливается административный надзор. Стоит заметить, что ключевой задачей соответствующих государственных организаций является поддержание правопорядка. Именно для воплощения в жизнь, осуществления режима правопорядка структуры, которые являются представителями исполнительной государственной власти, наделяются множеством полномочий специального характера. Так или иначе у них есть приоритет перед гражданскими субъектами, в отношении которых реализуется административный надзор. Во избежание допущения с их стороны тех или иных нарушений, которые закреплены в действующем на территории РФ законодательстве, структуры государственной власти действуют следующим образом:

Пассивная форма реализации надзора

Необходимо знать, что осуществление надзора может быть произведено и в пассивной форме, иными словами, без применения перечисленных в предыдущих главах полномочий. Реализация некоторых функций структурами исполнительной власти государственного значения может иметь место лишь в случае существования угрозы интересам, которые охраняются законом. Далее целесообразно рассмотреть функционал административного надзора на примере полиции, так как именно эта структура обладает широчайшим рядом полномочий.

Функционал полиции

Для полноценного уяснения сущности административного надзора разберем функции, которые исполняет полиция:

Под административной деятельностью следует понимать практическую реализацию полицейскими структурами функций, связанных с охраной общественного порядка и безопасности, а также с борьбой против преступности. Оперативно-розыскную деятельность принято рассматривать как разновидность работы, реализуемой оперативными отделами государственных структур как гласно, так и негласно. Важно дополнить, что данные органы должны быть обязательно уполномочены ФЗ № 144 «Об оперативно-розыскной деятельности», а также действовать в границах собственных полномочий в целях защиты здоровья, жизни, свобод и прав человека.

Под уголовно-процессуальной работой принято понимать деятельность, в которую входит:

Заключение

Итак, мы рассмотрели понятие, разновидности, особенности, функции, а также иные немаловажные аспекты темы. В заключение следует отметить, что для административного надзора характерными являются признаки деятельности, которые обособленным образом регулируются посредством законов РФ и иных нормативных актов общероссийского значения. Так или иначе это служит безусловной причиной считать надзор одним из методов обеспечения законности.

Вся информация, изложенная выше, дает основание для формирования умозаключения о том, что административный надзор – это объективно необходимая функция, которая обусловлена требованиями эффективности и законности управления и реализуется в процессе деятельности соответствующими государственными структурами.

Источник

Понятие и виды надзора в Российской Федерации. Административный надзор.

Государственный надзор – функция специальных государственных органов и их должностных лиц по систематическому наблюдению заточным и неуклонным соблюдением законов, иных нормативных правовых актов, осуществляемая по подведомственным данным органам вопросам в отношении неподчиненных им юридических и физических лиц.

Видыгосударственного надзора: административный и прокурорский.

Административный надзор – вид деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и единообразным соблюдением, исполнением и применением юридическими и физическими лицами правовых норм в сфере государственного управления.

Читайте также:  Отличительные признаки русского классицизма

Особенностиадминистративного надзора:

1) является особой разновидностью государственного контроля;

2) осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти и их должностными лицами;

3) деятельность по надзору осуществляется систематически;

4) цель – обеспечение правопорядка и общественной безопасности в сфере государственного управления;

5) между субъектами и объектами надзора отсутствует организационная соподчиненность;

6) осуществляется в отношении органов исполнительной власти, местного самоуправления, учреждений, организаций, предприятий, общественных объединений и их должностных лиц и граждан;

7) осуществляется при помощи определенных методов;

8) оценка объекта дается только с позиции законности.

Методыосуществления административного надзора:

1) постоянное наблюдение;2) периодические проверки;3) обследование поднадзорного объекта;4) истребование и анализ документов;

5) изучение обращений граждан и юридических лиц, публикаций в средствах массовой информации о нарушениях законности в сфере государственного управления.

Административный надзор осуществляют:

• специальные федеральные надзоры (Роспотребнадзор, Росздравнадзор,…);

• государственные инспекции, входящие в состав федеральных органов исполнительной власти (инспекции, наделенные надведомственными полномочиями: Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России, Государственный противопожарный надзор МЧС России и др.).

Полномочия органов, осуществляющих административный надзор:получение информации; применение мер административного предупреждения; применение мер административного пресечения; привлечение к административной ответственности; регистрация и учет; выдача разрешений (лицензий); нормотворчество.

Отличия государственного контроля и административного надзора:

1) органы контроля обладают большими правомочиями, чем органы, осуществляющие надзор;

2) объектом контроля выступает как законность, так и эффективность деятельности; объект надзора– только законность деятельности;

3) контроль осуществляется в отношении конкретных объектов, а надзор может распространяться как на определенный (персонифицированный), так и на неопределенный круг объектов;

4) контроль и надзор имеют разные субъекты осуществления;

5) контроль и надзор различаются по методам осуществления: если для надзора характерно постоянное наблюдение, реагирование на заявления и жалобы, то арсенал методов государственного контроля гораздо шире.

Источник

Вопрос – 150 Административный надзор: понятие, организация и система

Административный надзор – особый вид государственной управленческой деятельности, осуществляемой специальными органами исполнительной власти в отношении организационно не подчиненных им органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан по поводу исполнения ими общеобязательных норм, правил, стандартов, требований с использованием комплекса мер административного принуждения с целью предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, восстановления установленного порядка и привлечения виновных к административной ответственности.

Административный надзор как способ обеспечения законности и дисциплины представляет собой особый вид государственной деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц, направленный на строгое и точное исполнение органами исполнительной власти, коммерческими и некоммерческими организациями, а также гражданами общеобязательных правил, имеющих важное значение для общества и государства.

Административный надзор имеет несколько особенностей присущих только ему: 1.Административный надзор осуществляется только для проверки законности действий конкретного объекта надзора,приобретая тем самым юридическую окраску; 2.Органы административного надзора имеют право осуществлять наблюдение, проверку соблюдения определенных норм, выявлять, пресекать правонарушения, а также привлекать виновных к административной ответственности;

3.Административный надзор за конкретными объектами производится

систематически. Он носит инициативный характер, проводится не только в связи с поступлением сигналов, жалоб, дел, но и по инициативе самих субъектов власти, в плановом порядке. Административный надзор осуществляется в отношении: 1)неопределенного круга физических и юридических лиц при соблюдении ими определенных правил; 2)определенного круга лиц (граждан, должностных лиц, юридических лиц) при соблюдении ими конкретных

правил (например, приобретения, использования огнестрельного оружия); 3) персонифицированный административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

4.Административный надзор, как правило, связан с применением мер административного предупреждения,административного пресечения и наложения административных взысканий. Таким образом, основной целью административного надзора является обеспечить безопасность граждан, общества,

государства, а также надлежащее качество продукции, услуг и работ.

ОРГАНЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА Существует большое число государственных структур, занимающихся административным надзором. Например Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Вместе с тем ряд федеральных служб, осуществляющих административный надзор, действуют в системе того или иного министерства и являются его структурными подразделениями. Так, например, Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД) входит в систему МВД России, Государственная противопожарная служба входит в систему

МЧС России, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека подчинена Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки подчинена Министерству образования и науки Российской Федерации

Надзор – это ограниченный, суженный контроль. В России в наше время существует три типа надзора:

Последний – самый большой по объему и разнообразию. Его осуществляют сотни тысяч государственных служащих, он значительно отличается и от судебного, и от прокурорского надзора.

Во-первых, лидирующими субъектами надзорной деятельности являются структурные подразделения государственной администрации, субъекты исполнительной власти.

Во-вторых, если главная цель судебного и прокурорского надзора – обеспечение законности в стране, то основная цель административного надзора – обеспечение безопасности граждан, общества, государства. Надзор за соблюдением правил государственная администрация осуществляет для предупреждения вредных для общества действий, событий, проявлений стихийных сил (эпидемий, пожаров, взрывов и т. д.), уменьшения тяжести их последствий.

Читайте также:  Признаки если завелись глисты

В-третьих, административный надзор всегда специализирован, направлен на соблюдение специальных правил (санитарных, ветеринарных, таможенных, рыбной ловли, торговли и др.), а не на соблюдение законности в целом.

В-четвертых, административный надзор за конкретными объектами производится систематически. Он носит инициативный характер, проводится главным образом не в связи с поступлением сигналов, жалоб, дел, а по инициативе самих субъектов власти.

В-пятых, административный надзор осуществляется, как правило, субъектами функциональной власти, наделенными надведомственными полномочиями. Индивидуальные и коллективные субъекты, за которыми производится надзор, организационно не подчинены субъектам власти, которые их проверяют.

В-шестых, административный надзор связан с широким применением административного принуждения. Надзорные структуры наделены большими юрисдикционными полномочиями, правом применять меры административного пресечения и административные взыскания.

Таким образом, административный надзор – надведомственный, специализированный, систематический контроль государственной администрации за соблюдением гражданами и организациями правовых и технико-правовых норм. С одной стороны, он средство административного воздействия, вид исполнительно-распорядительнои деятельности, а с другой – часть государственного надзора, средство обеспечения режима законности.

Он обеспечивает охрану соответствующих общественных отношений и материальных ценностей. И не только от правонарушений, но и от объективно противоправных действий, и стихийных явлений. Прежде всего субъекты надзорной деятельности обязаны заботиться о том, чтобы не допустить, предотвратить наступление вредных последствий, выявить обстоятельства, которые могут быть их причиной, и принять меры для устранения обнаруженных отклонений. Иными словами, на первом плане – прогноз, предупреждение, пресечение, чтобы не допустить наступление вреда сейчас, а на втором плане – применение карательных санкций для общей и частной превенции правонарушений в будущем.

В системе регулятивного административного надзора можно выделить две разновидности:

• за неопределенным числом субъектов, а точнее за всеми теми, кто обязан соблюдать общие противопожарные, санитарные, таможенные и иные правила;

• за лицами, получившими лицензии и иные разрешения.

Существует еще одна разновидность рассматриваемого способа административного воздействия – надзор за лицами, совершившими преступления. Этот правоохранительный административный надзор носит принудительный характер, осуществляется органами внутренних дел за теми, кто был осужден.

Содержание административного надзора можно раскрыть, назвав основные направления этой деятельности.

Правотворчество, участие в определении правового режима поднадзорных объектов. В одних случаях центры надзорных структур сами утверждают специальные правила (налоговые, таможенные и т. д.); в других – утверждают их совместно с органами активной администрации; в третьих – они готовят проекты соответствующих актов.

Организационно-массовая и материально-техническая (предупредительная) деятельность. Субъекты административного надзора активно осуществляют пропаганду специальных знаний (правил дорожного движения, пожарной безопасности и др.), координацию и методическое руководство соответствующей деятельностью поднадзорных объектов, учетно-аналитическую работу. Многие государственные инспекции занимаются и не свойственными любой административной деятельности техническими, хозяйственными и иными делами. Например, центры санитарно-эпидемиологического надзора проводят анализы крови, природоохранительные инспекции воспроизводят природные ресурсы, ГИБДД оказывает помощь лицам, пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.

Следует назвать также вакцинацию животных, организацию научных исследований, формирование заказов на противопожарную и иную технику, бланки налоговых и таможенных деклараций.

Предварительный контроль. В частности, проведение экспертиз, выдача заключений на проекты строительства сооружений, производства продукции и т. д. Многие надзорные службы дают разрешения на выполнение деятельности, осуществляют допуск конкретных лиц к работе (например, в предприятиях общественного питания, с секретными материалами, наркотическими средствами, к управлению транспортными средствами). В этом ряду – государственные аттестации и сертификации, клеймение метрологических средств, ювелирных изделий.

Текущийконтроль предполагает наблюдение за соответствующими отношениями, действиями, состоянием окружающей среды и материальных ценностей. Основной формой надзорной деятельности является непосредственное осуществление контроля, сбор и анализ информации о поднадзорных объектах. Для этого субъекты надзора наделяются полномочиями требовать представления справок, отчетов и иных документов, брать объяснения у должностных лиц и граждан, проводить досмотры, обследования на местах, направлять материалы специалистам, требовать проведения экспертиз, обследований, инвентаризаций, участвовать в работе комиссий по расследованию несчастных случаев.

Систематически проводятся проверки соблюдения организациями и гражданами санитарных, противопожарных, таможенных, автодорожных правил, технические осмотры транспортных средств, государственные испытания средств измерений.

Применение мер пресечения неправомерных действий для уменьшения тяжести последствий таких действий, а также эпидемий, пожаров, неблагоприятного воздействия окружающей среды.

Минимизации вредных последствий действия неблагоприятных факторов способствуют карантины, запрещение движения, меры по эвакуации людей, запреты, ограничения на определенные действия, уничтожение больных животных и иные профилактические акты в условиях чрезвычайных ситуаций.

Надзорные службы вправе приостанавливать действие лицензий, отстранять от работы, изымать вещи и документы.

Привлечение виновных к ответственности. Многие субъекты надзора вправе сами применять к виновным такие административные взыскания, как предупреждение, штраф. В ряде случаев их должностные лица могут только составлять протоколы об административных правонарушениях, проводить соответствующее расследование.

Источник

Adblock
detector