Административное правонарушение понятие и основные признаки

Право

Раздел VI. Административное право

Лекция 18. Административно-правовой статус граждан

Цель лекции: определение административно-правового положения граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства.

1. Основы административно-правового статуса граждан.

2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления.

3. Административно-правовые гарантии прав граждан.

4. Право граждан на административную жалобу.

5. Право граждан на судебное обжалование незаконных действий органов государственного управления и должностных лиц.

6. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

1. Основы административно-правового статуса граждан. Административно-правовой статус граждан Российской Феде­рации устанавливается, прежде всего, Конституцией РФ, актами органов представительной (законодательной) власти. Но в фор­мировании и, особенно в реализации составляющих данный ста­тус прав и обязанностей значительна также роль органов испол­нительной власти и местного самоуправления. В пределах пре­доставленной компетенции они:

а) издают правовые акты, влияющие на содержание статуса граждан, влекущие приобретение ими прав и обязанностей в той или иной сфере (например, реализация права на образование предполагает издание акта о зачислении в учебное заведение);

б) организуют исполнение законов, имеющих непосредствен­ное отношение к административно-правовому положению граж­дан;

в) помогают, содействуют гражданам в реализации их конк­ретных субъективных прав, например, в вопросах социальной за­щиты;

г) осуществляют охрану прав и свобод граждан. Во многих случаях актами органов исполнительной власти и местного самоуправления конкретизируются права и обязаннос­ти, установленные в общем виде конституциями, отдельными за­конодательными актами.

Органы исполнительной власти в пределах своей компетен­ции непосредственно, в качестве первичных, устанавливают права и обязанности граждан, в том числе административно-правового характера.

Например, они предусмотрены Правилами дорожного движения РФ, утвержденными Правительством РФ.

Нормы административного права, определяющие администра­тивно-правовой статус граждан, регулируют, в частности, поря­док решения органами исполнительной власти и местного само­управления многих индивидуальных дел, устанавливают отдель­ные гарантии их прав и обязанностей.

Административно-правовой статус граждан Российской Феде­рации в своей основе является одинаковым, получающим, одна­ко, свою конкретизацию применительно к их отдельным группам, отражающую различия в объеме их прав и обязанностей, обус­ловленные возрастом, состоянием здоровья, фактической реали­зацией их субъективных прав и другими факторами. Чаще всего эти различия предусматриваются текущим законодательством и подзаконными нормативными правовыми актами, иногда отража­ющими наступление фактических обстоятельств.

С учетом этого в специальной литературе по административ­ному праву выделяют различные виды административно-право­вого положения граждан РФ. Представляется более соответству­ющим логике действующего законодательства выделение общего, специального, индивидуального административно-правового поло­жения граждан РФ.

Общее — равное для всех граждан РФ, специальное — ха­рактерное для определенных групп граждан РФ, наделенных до­полнительно специальными правами и обязанностями (пенсионе­ры, инвалиды, студенты государственных вузов и т.д.), индиви­дуальное присущее лишь данному конкретному гражданину, персонально наделенному теми или иными правами в данном кон­кретном случае, административно-правовое положение. Разуме­ется, что специальное и индивидуальное правовое положение гражданина могут совмещаться с общим, а индивидуальное мо­жет также дополнять и специальное правовое положение. Специ­альное и индивидуальное правовое положение приобретается не­редко на основании специальных правовых норм и в порядке ре­ализации субъективного права или обязанности (в случае оформ­ления выхода на пенсию и т. д.), на основании иных юридических факторов, например, достижения возраста, необходимого для при­зыва в Вооруженные Силы РФ).

Структура административно-правового положения граждани­на РФ включает: а) его административную правосубъектность; б) систему его прав, свобод и обязанностей, предусмотренных нор­мами административного права; в) их политические и социально-экономические гарантии; г) организационно-правовые гарантии прав и свобод граждан РФ, а также исполнение ими возложен­ных на них нормами административного права обязанностей.

Административно-правовое положение граждан определяет­ся, прежде всего, объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспо­собность и дееспособность.

Под административной правоспособностью гражданина пони­мается признаваемая за ним законом возможность быть субъек­том административного права, иметь права и обязанности адми­нистративно-правового характера. Она возникает с момента рож­дения гражданина и прекращается с его смертью. Объем и со­держание названной правоспособности устанавливаются и изме­няются при помощи норм административного права. В основных чертах они закреплены в Конституции РФ. В соответствии с Кон­ституцией РФ изданы многочисленные федеральные акты, а также акты субъектов РФ, регламентирующие те или иные стороны ад­министративно-правового положения граждан в целом и в отдель­ных сферах общества. Так, права и обязанности граждан в обла­сти защиты Отечества детализируются в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе»[1].

Административная пра­воспособность может быть реализована в сфере взаимодействия:

а) с системой исполнительной власти;

б) с системой местного самоуправления;

в) с государственными предприятиями, учреждениями и орга­низациями;

г) с негосударственными предприятиями, учреждениями, орга­низациями и их представителями, правда, в достаточно ограни­ченных случаях. Например, при участии в осуществлении обще­ственного контроля.

Административная дееспособность гражданина — признанная за ним способность своими личными действиями: а) приобретать права и обязанности административно-правового характера; б) осуществлять их. Такая дееспособность включает также способность гражданина лично нести ответственность за совершенные правонарушения в соответствии с действующими правовыми ак­тами. Момент возникновения административной дееспособности гражданина единообразно и четко не определен законодательством. В полном объеме она возникает по достижении гражданином 18-летнего возраста.

Согласно Конституции РФ гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60). Однако момент возникновения ад­министративной дееспособности остается неопределенным. В раз­личных сферах частичная дееспособность может возникать до до­стижения 18-летнего возраста. Так, субъектами административ­ных правонарушений признаются лица, достигшие 16 лет; опре­деленные меры дисциплинарного воздействия, вплоть до исклю­чения из школы, могут применяться к учащимся образовательных учреждений, возраст которых не уточняется.

2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления. Во взаимодействии с управленческими структурами реализуются, прежде всего, следующие права, свободы и обязанности граждан:

Читайте также:  Инсульт у пожилого человека признаки

1. Право граждан участвовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей. Оно подкреп­ляется их правом избирать и быть избранными в органы госу­дарственной власти и органы местного самоуправления. В резуль­тате гражданин может стать соучастником либо непосредствен­ным субъектом управленческой деятельности. Гражданин может участвовать в управлении делами государства, реализуя право доступа к государственной службе.

2. Право граждан на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Админи­стративная правосубъектность общественных объединений, в част­ности, их взаимоотношения с гражданами, а также с органами го­сударственного управления и местного самоуправления, детализируется в специально изданных правовых актах.

3. Право граждан проводить собрания, митинги, демонстра­ции, шествия и пикетирование, т.е. публичное мероприятие (ак­цию).

4. Право граждан обращаться лично, а также направлять ин­дивидуальные и коллективные обращения в государственные ор­ганы и органы местного самоуправления.

5. Право граждан на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допус­кается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Основания и порядок применения административного задер­жания, а также ареста урегулированы, в основном, законодатель­ством об административных правонарушениях. По общему правилу, срок административного задержания не должен превышать три часа, а в исключительных случаях — не более 48 часов (ст. 27.5 КоАП РФ).

6. Неприкосновенность жилища означает, что никто не впра­ве проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе, как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

7. Право на передвижение. Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выби­рать место пребывания и жительства.

Ограничения, установленные правовыми актами, связаны с ре­жимом паспортной системы и регистрации. Они предусмотрены Законом РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»[2].

Этим Законом вместо прописки, существовавшей до его при­нятия, введена регистрация граждан Российской Федерации и ус­тановлены основы порядка ее осуществления.

В настоящее время ограничения указанного права в пределах РФ допускаются в основном в соответствии с этим Законом. Проце­дуры и организационный механизм, связанные с обеспечением ис­полнения этого Закона, определены Правилами регистрации и сня­тия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвер­жденными постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г.[3]

8. Право каждого свободно искать, получать, передавать, про­изводить и распространять информацию любым законным спо­собом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну. Перечень таких сведений определяется федеральным за­коном.

Осуществление этого права регламентируется Законом РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации»[4], Феде­ральным законом от 20 февраля 1995 г. «Об информации, инфор­матизации и защите информации»[5], а также отдельными указа­ми Президента РФ, направленными на обеспечение этого права.

9. Право граждан на возмещение государством вреда, причи­ненного незаконными действиями (или бездействием) органов го­сударственной власти или их должностных лиц, закреплено и ст. 53 Конституции РФ. Гражданский кодекс РФ предусматрива­ет право граждан на возмещение вреда, причиненного также орга­нами местного самоуправления и их должностными лицами.[6]

3. Административно-правовые гарантии прав граждан. Гарантиями прав, свобод и обязанностей гражданина признается система политических, социально-экономических, правовых и организационных условий их осуществления, а также защиты и восстановления нарушенных прав и свобод гражданина.

Политические и социально-экономические условия выступают в качестве гаранта прав, свобод и обязанностей граждан в слу­чаях их правового обеспечения.

Под политическими гарантиями обычно понимают признание источником власти народа, его возможность осуществления своей власти непосредственно, а также через органы государствен­ной власти и органы местного самоуправления. Юридическая воз­можность граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Экономические гарантии — материальные условия осуществления прав, свобод и исполнения обязанностей граждан. В настоящее время их также нельзя безоговорочно назвать благопри­ятными. Резкое расслоение общества на сверхбогатых, составля­ющих его меньшинство, и на большинство бедных, имеющих до­ходы ниже прожиточного минимума. Сокращение численности на­селения, наличие безработицы, неудовлетворительное в целом состояние здоровья населения, недоступность для многих услуг здравоохранения, детская неграмотность, фактическая ликвида­ция бесплатного здравоохранения и образования — это далеко не полный перечень социально-экономических явлений, не позво­ляющих многим гражданам страны реализовать предусмотренные нормативными правовыми актами свои права и обязанности.

Юридические гарантии — система правовых норм, закрепля­ющих условия и порядок реализации прав, свобод граждан, мер их охраны и защиты в случае их нарушения. Они включают в себя нормы, прямо направленные на реализацию прав и свобод граждан от их нарушений. Гарантии данной группы усиливаются тем, что соответствующие нормы содержат Конституция РФ, федеральные законы, конституции, уставы и законы субъектов РФ и, следовательно, не должны нарушаться подзаконными актами.

Юридические гарантии, безусловно, необходимы, без них не­возможно само правовое положение. Однако изначально они далеко не достаточны для фактической реализации гражданином своих прав, свобод и обязанностей, образующих содержание его административно-правового положения. Их действенность во мно­гом зависит от организационных гарантий, которые, в свою очередь, имеют правовое закрепление и выражение. Организационные гарантии — система государственных и негосударственных субъектов, имеющих полномочия участвовать в обеспечении прав, свобод и обязанностей граждан, их охране и защите.

Взаимосвязь правовых и организационных гарантий позволи­ла многим авторам объединить их в группу организационно-правовых гарантий.

В общем виде организационно-правовые гарантии можно под­разделить на два вида: судебные и внесудебные.

Читайте также:  Объединение людей имеющих общий значимый социальный признак это

Статус судебной власти и процессуальные формы ее осуще­ствления выдвигают суды как гаранты прав и свобод граждан на первый план. Их приоритет в этой области определен Конститу­цией РФ, установившей, что права и свободы человека и гражданина обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется су­дебная защита его прав и свобод.

К ведению судов отнесены разнообразные категории дел, так или иначе затрагивающих права и свободы гражданина, выпол­нение ими своих обязанностей. Усиливается влияние судов на ук­репление законности в правотворческой и правоприменительной деятельности органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц. Законодательство последователь­но расширяет возможности судебного обжалования их правовых актов. Некоторые правовые акты и действия могут быть совер­шены только на основании судебного решения (ограничение права на тайну переписки, проникновение в жилище и др.). Спе­цифическим образом защищаются права и свободы граждан Конституционным Судом РФ при разрешении: а) подведомственных ему дел о конституционности нормативных правовых актов, которые часто затрагивают различные права и свободы граждан; б) конкретных дел, связанных с защитой конституционных прав и свобод граждан.

К внесудебным гарантиям относится повседневная деятель­ность других государственных органов, органов местного самоуправления, направленная на обеспечение прав, свобод и обязанностей граждан и их, в необходимых случаях, защиту и восстановление, осуществляемые в соответствии со спецификой функций и компетенцией этих органов. Это приоритетные направления их деятельности, определенные нормативными правовыми актами.

Всемерная защита прав и свобод граждан — важнейшая обя­занность Президента РФ. Президент РФ выступает их гарантом как глава государства. В этом статусе Президент РФ обладает разнообразными полномочиями, которые он осуществляет непосред­ственно либо через Администрацию Президента РФ, а также че­рез систему исполнительной власти.

Представительные (законодательные) органы путем издания законов обеспечивают развитие системы прав, свобод и обязан­ностей граждан, устанавливают социально-экономические и правовые условия их осуществления, регламентируют характер взаимоотношений между гражданами и исполнительной властью.

4. Право граждан на административную жалобу. Общий порядок административного обжалования регламен­тируется Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушаю­щих права и свободы граждан»[7].

Не ограничен круг лиц, имеющих право подать жалобу. Запре­щается пересылка жалобы на рассмотрение того органа или долж­ностного лица, на действия которых подана жалоба.

Жалоба подается в те органы или тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены орган, предприятие, учреж­дение, организация или должностное лицо, действие которых об­жалуется.

Получив жалобу, органы и должностные лица обязаны: вни­мательно разбираться в их существе и принимать меры для их объективного разрешения; принимать обоснованные решения по жалобам и обеспечивать своевременное и правильное исполнение этих решений; сообщать гражданам в письменной или устной форме о решениях, принятых по жалобам, а в случаях их отклоне­ния указывать мотивы; систематически анализировать и обобщать жалобы с целью своевременного выявления и устранения причин, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан.

Жалобы должны разрешаться в срок до одного месяца со дня поступления в органы, на предприятие и т. д., обязанные разре­шить вопрос по существу.

5. Право граждан на судебное обжалование незаконных действий органов государственного управления и должностных лиц. Судебная защита прав и свобод граждан гарантирована Кон­ституцией РФ, согласно которой решения и действия (или без­действие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46 Конституции РФ).

Общий судебный порядок обжалования до введения (с 1 фев­раля 2003 г.) нового ГПК РФ[8] определялся ФЗ об обжаловании и отдельными статьями ГПК РСФСР.

ГПК РФ в его регулирование внес существенные изменения. В ГПК РФ конституционный термин «обжалование» (п. 2 ст. 46 Конституции РФ) подменен неравнозначным по смыслу термином «оспаривание», а в рамках дел, возникающих из публичных пра­воотношений, выделяются производства по делам, связанным с:

а) обжалованием нормативного пра­вового акта;

б) обжалованием решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муници­пальных служащих.

Этот порядок установлен применительно к рассмотрению соответствующих дел в судах общей юрисдикции и не распространяется на случаи специального судебного обжа­лования, предусмотренные как самим ГПК, так и другими зако­нодательными актами.

Граждане вправе обжаловать в суд лишь нормативные пра­вовые акты, которые затрагивают их права, свободы и законные интересы. Заявление гражданина, отвечающее установленным тре­бованиям, подлежит рассмотрению судом в течение месяца со дня его подачи. Его подача не приостанавливает действие обжалуе­мого нормативного правового акта. Суд, признав обжалуемый акт не противоречащим закону, выносит решение об отказе в удов­летворении жалобы; в случае противоречия оспариваемого акта закону признает нормативный правовой акт не действующим пол­ностью или в части со дня его принятия или иного указанного су­дом времени. При этом решение суда не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.

Решения и действия (бездействие) органа государственной вла­сти, органа местного самоуправления, должностного лица, нару­шившие права и свободы гражданина, он может в альтернатив­ном порядке обжаловать непосредственно в суд или в вышестоя­щий орган государственной власти, орган местного самоуправле­ния, должностному лицу, государственному или муниципально­му служащему. Обжалование в административном порядке не препятствует обжалованию гражданином того же решения или действия (бездействия) в суд. Заявление может быть подано граж­данином по подсудности в суд по месту его жительства или по месту нахождения соответствующего органа, должностного лица, решение или действие (бездействие) которого обжалуются.[9]

6. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. В РФ правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства определяется законодательством РФ, осно­ванным на Конституции РФ, и, кроме того, международными до­говорами Российской Федерации.

Читайте также:  Ориентирование на местности по небесным светилам по местным признакам

Административно-правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства имеет общую нормативную основу, одна­ко отражающую отдельные особенности, относящиеся к лицам без гражданства.

Система нормативных правовых актов, регулирующих адми­нистративно-правовое положение указанных субъектов, включа­ет в себя: а) федеральные законы: от 25 июля 2002 г. «О право­вом положении иностранных граждан в Российской Федерации»[10]; от 18 июля 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»[11]; от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Фе­дерации»[12] и др.; б) указы Президента РФ, не про­тиворечащие федеральным законам, могут издаваться по всем воп­росам, относящимся к его компетенции; в) постановления Прави­тельства РФ могут приниматься по вопросам порядка выдачи раз­решений на временное проживание иностранцам, выдачи вида на жительство, порядка приглашения иностранных граждан в целях осуществления трудовой деятельности и т.д. Например, поста­новлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. утверждены По­ложение о выдаче иностранным гражданам и лицам без граждан­ства разрешения на временное проживание[13], Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жи­тельство; г) нормативно-правовые акты иных федеральных орга­нов исполнительной власти, принятые в порядке исполнения за­конов, указов Президента РФ и постановлений Правительства (например, Положение о миграционной карте, утвержденное при­казом руководителей ряда федеральных органов исполнительной власти от 11 ноября 2002 г.).

Административно-правовые нормы, содержащиеся в многочис­ленных правовых актах, направлены на обеспечение нормальных взаимоотношений Российского государства с мигрантами, а так­же национальной безопасности нашего общества.

Иностранные граждане пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ «О правовом положении иностранных граждан РФ» и иными федеральными законами.

Кроме исключений, вытекающих из федерального законодательства, международных договоров РФ, административное законодательство РФ предоставляет иностранным гражданам и лицам без гражданства права и свободы, а также преимущества, установленные для граждан РФ.

Как и граждане РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами: на обжалование незаконных действий (решений) органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц; на свободу и личную неприкосновенность; на неприкосновенность жилища; на свободный труд; охрану здоровья и медицинскую помощь; на образование; на свободу совести и т. д.

Иностранные граждане не имеют пра­ва избирать и быть избранными в федеральные органы исполни­тельной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а также участвовать в референдуме РФ и референдумах субъек­тов РФ. Постоянно проживающие в РФ иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного са­моуправления, а также участвовать в местном референдуме.

Иностранные граждане, постоянно или преимущественно про­живающие на территории муниципального образования, облада­ют при осуществлении местного самоуправления правами в соот­ветствии с международными договорами РФ и федеральными за­конами.

Иностранный гражданин, как правило, не имеет права находиться на государственной и муниципальной службе.

Ино­странный гражданин не может замещать должности в составе эки­пажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, в со­ответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торго­вого мореплавания РФ[14]; быть членом экипажа военного корабля РФ, другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, ле­тательного аппарата государственной или экспериментальной ави­ации; командиром воздушного судна гражданской авиации.

Иностранные граждане, находящиеся на территории РФ, обязаны соблюдать законы, уважать Конституцию РФ, традиции народов России.[15]

Контрольные вопросы и задания

[1] Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ. // «Российская газета», № 63-64, 02.04.1998.

[2] Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 № 5242-1. // «Российская газета», № 152, 10.08.1993.

[3] Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 г. №713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию». // «Российская газета», N 144, 27.07.1995.

[4] Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1. // «Российская газета», № 32, 08.02.1992.

[5] Феде­ральный закон «Об информации, инфор­матизации и защите информации» от 20.02.1995 г. №24-ФЗ. // «Российская газета», № 39, 22.02.1995.

[6] Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России: Учебник. – М.: Издательство «Зерцало», 2007 г., с. 49-60.

[7] Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушаю­щих права и свободы граждан» от 27.04.1993 г. №4866-1. // «Российская газета», № 89, 12.05.1993.

[8] Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ. // «Российская газета», № 220, 20.11.2002.

[9] Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Указ. соч., с. 69-83.

[10] Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115-ФЗ. // «Российская газета», № 140, 31.07.2002.

[11] Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 г. №114-ФЗ. // «Российская газета», № 159, 22.08.1996.

[12] Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Фе­дерации» от 10.12.1995 № 195-ФЗ. // «Российская газета», № 243, 19.12.1995.

[13] Постановление Правительства РФ «Об утверждении По­ложения о выдаче иностранным гражданам и лицам без граждан­ства разрешения на временное проживание» от 01.11.2002 № 789. // «Российская газета», № 215, 13.11.2002.

[14] Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 г. №81-ФЗ. // «Российская газета», № 85-86, 01-05.05.1999.

[15] Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Указ. соч., с. 83-90.

Источник