Административное правонарушение как основание административной ответственности понятие и признаки

Административное правонарушение как основание административной ответственности: понятие и состав

От преступления административное правонарушение отличается меньшей степенью общественной опасности. Административная ответственность наступает за правонарушения только в том случае, если они по своему характеру не влекут за собой уголовной ответственности.

Административное правонарушение обладает четырьмя признаками: общественной опасностью, противоправностью, виновностью и наказуемостью.

1. Общественная опасность административного правонарушения состоит в том, что оно реально причиняет или может причинить вред общественным отношениям, охраняемым законом. Вред может выражаться как в причинении материального ущерба, так и в иной форме.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

4. Наказуемость заключается в том, что только то деяние может быть признано административным правонарушением, за совершение которого установлена административная ответственность.

Как основание административной ответственности административное правонарушение содержит юридический состав, т.е. определенные элементы, только при наличии которых возможно наступление административной ответственности и применение административного наказания. К юридическому составу административного правонарушения относятся: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, за посягательство на которые установлена административная ответственность. Объекты правонарушения можно подразделить на общий объект, родовой объект и непосредственный объект. В качестве общего объекта административного правонарушения выступает вся совокупность общественных отношений, за нарушения которых устанавливается административная ответственность, т.е. все объекты правонарушений, предусмотренные КоАП и законодательными актами субъектов Российской Федерации об административной ответственности. В качестве родового объекта выступают общественные отношения, объединенные КоАП в главы (например, административные правонарушения, посягающие на права граждан). Непосредственным объектом административного правонарушения являются общественные отношения, нарушаемые при совершении конкретного административного проступка. Непосредственные объекты конкретизируются применительно к конкретным статьям КоАП (например, нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума).

Объективная сторона административного правонарушения характеризует его как противоправный акт поведения правонарушителя, выражающийся в действии или бездействии. Объективная сторона правонарушения характеризует конкретное деяние (действие или бездействие), его последствия и причинную связь между ними.

Характеристика объективной стороны включает в себя способ, средства, время, место совершения административного правонарушения и другие имеющие значения для квалификации правонарушения обстоятельства.

В зависимости от объективной стороны юридические составы правонарушения подразделяются на формальные и материальные. Для норм с формальным составом для привлечения к ответственности необходим сам факт нарушения правовой нормы безотносительно от наступивших последствий (например, управление транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения, а равно передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения). Нормы с материальным составом включают в себя противоправное деяние и наступившие последствия, а также связь между ними (например, нарушение водителями правил дорожного движения или эксплуатация транспортных средств, повлекшая причинение материального ущерба).

Согласно КоАП субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица.

Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Признание юридического лица субъектом административной ответственности в КоАП означает, что в случае привлечения юридического лица к административной ответственности на него распространяются в равной мере общие задачи, принципы законодательства об административных правонарушениях, правила назначения административных наказаний, процессуальный порядок возбуждения, рассмотрения, вынесения решения о привлечении к ответственности и его исполнения. Например, юридическое лицо, как и физическое, не может нести дважды административную ответственность за одно и то же административное правонарушение; юридическое лицо, как и физическое лицо, в случае совершения административного правонарушения подлежит административной ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения.

При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившееся юридическое лицо. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. Административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

При применении статей КоАП к физическим и юридическим лицам необходимо иметь в виду, что, если в статьях КоАП не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

Читайте также:  Можно ли считать продолжительность жизни человека видовым признаком

Субъективная сторона административного правонарушения включает вину правонарушителя, мотивы совершения правонарушения и его цель. Вина правонарушителя является основным элементом субъективной стороны административного правонарушения и выражается в форме умысла или неосторожности (применительно к физическим лицам).

Данное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Указанное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Источник

Административное правонарушение как основание административной ответственности

Меры административной ответственности (административные наказания) устанавливаются государством за совершенные административные правонарушения, поэтому принято считать, что административное правонарушение является основанием для административной ответственности.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП).

От иных социальных явлений административное правонарушение отличается рядом признаков:

Общественная опасность как признак административного правонарушения состоит в том, что данное деяние (действие или бездействие) является опасным для общества. Оно причиняет вред конституционным и иным законным интересам личности, общества, государства.

Административное правонарушение может причинить реальный или ожидаемый (возможный) физический, имущественный, моральный вред. Например, реальный имущественный вред причиняет мелкое хищение чужого имущества, а ожидаемый (возможный) физический и имущественный вред – нарушение правил хранения и применения (использования) сильнодействующих ядовитых и взрывчатых веществ.

Административная противоправность как признак административного правонарушения заключается в том, что данное деяние нарушает правовую норму, охраняемую мерами административной ответственности.

Границы административной противоправности и меры административной ответственности устанавливаются государством на основе оценки факторов и условий, создаваемых таким деянием.

Виновность как признак административного правонарушения состоит в том, что данное деяние является результатом свободного волеизъявления правонарушителя, его виновным поведением.

Деяние физического лица считается виновным, если данное лицо осознавало противоправность своего поведения, желало наступления вредных последствий такого деяния либо косвенно способствовало их наступлению.

Деяние юридического лица признается виновным, если у него имелась возможность для соблюдения правовых норм, охраняемых мерами административной ответственности, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Административная наказуемость как признак административного правонарушения состоит в том, что за совершение данного деяния устанавливается возможность применения и реально применяется административное наказание.

Перечисленные и раскрытые признаки административного правонарушения в совокупности позволяют правоохранительным органам (должностным лицам) обнаружить и отграничить административное правонарушение от иных вариантов антисоциального поведения физических и юридических лиц, сделать вывод о наличии события административного правонарушения, но не позволяют привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности. Необходимым условием привлечения лица к административной ответственности является наличие в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения.

Состав административного правонарушения – это совокупность наиболее общих, типовых признаков отдельных административных правонарушений, необходимых и достаточных для привлечения правонарушителя к административной ответственности.

Состав административного правонарушения образуется из следующих элементов:

Субъектами административного правонарушения являются физические лица (граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, достигшие возраста 16 лет и вменяемые в момент совершения правонарушения), а также социальные организации, имеющие статус юридического лица на момент совершения правонарушения, независимо от организационно-правовой формы.

Среди физических лиц – субъектов административных правонарушений имеется группа специальных субъектов административных правонарушений. Это физические лица, обладающие специальными признаками, имеющими юридическое значение при квалификации административных правонарушений. Специальными субъектами, например, являются должностные лица, водители, работники торговых предприятий, индивидуальные предприниматели, военнослужащие и др.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности.

Каждое деяние, образующее административное правонарушение, посягает па конкретные общественные отношения, регулируемые административно-правовыми нормами и обеспеченные санкциями в виде конкретных административных наказаний. Например, объектами административного правонарушения могут выступать общественные отношения, возникающие в сферах функционирования институтов государственной власти, охраны окружающей среды, дорожного движения и т.д.

Объективная сторона административного правонарушения – это совокупность предусмотренных административно-правовой нормой признаков, характеризующих его внешнее проявление.

Объективную сторону составляют внешние признаки и обстоятельства поведения нарушителя правовой нормы, охраняемой мерами административной ответственности, а именно его противоправное действие (бездействие). Факультативными (дополнительными) признаками объективной стороны являются обстановка, время, место, орудие и способ совершения административного правонарушения.

Признаки объективной стороны указываются в статьях КоАП и статьях законов субъектов РФ об административных правонарушениях, иногда в некоторых подзаконных нормативных правовых актах (например, в Правилах дорожного движения).

Субъективная сторона административного правонарушения для физического лица – это психическое отношение лица к совершенному им деянию и его последствиям в момент совершения административного правонарушения. Ее образует вина нарушителя. Факультативными признаками субъективной стороны являются цель и мотив совершенного деяния.

Вина физического лица выражается в форме умысла (прямого или косвенного) либо в форме неосторожности (легкомыслия или небрежности).

Административное правонарушение признается совершенным физическим лицом умышленно, если лицо осознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий (прямой умысел) или сознательно их допускало (косвенный умысел) (ч. 1 ст. 2.2 КоАП). Например, с умышленной формой вины совершаются такие административные правонарушения, как мелкое хищение чужого имущества, мелкое хулиганство, самоуправство, заведомо ложный вызов специализированных служб, обман потребителей и т.п.

Читайте также:  Признаки поражения центральной нервной системы у новорожденных

Для юридического лица субъективную сторону административного правонарушения, по сути, составляет ряд формально определенных условий виновности. К ним относятся:

Административные правонарушения можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от источника, устанавливающего состав административного правонарушения, можно выделить административные правонарушения, предусмотренные КоАП, и административные правонарушения, предусмотренные законами субъектов РФ.

В зависимости от объекта административного правонарушения можно выделить административные правонарушения, посягающие:

По степени общественной опасности среди административных правонарушений выделяют административные правонарушения с основным (простым) составом, с квалифицированным составом, с привилегированным составом.

Административные правонарушения с основным (простым) составом содержат признаки, смягчающие и отягчающие общественную опасность деяния.

В административных правонарушениях с квалифицированным составом указываются признаки, повышающие общественную опасность деяния.

В административных правонарушениях с привилегированным составом указываются признаки, смягчающие общественную опасность деяния.

В зависимости от субъекта административного правонарушения можно назвать административные правонарушения с общим субъектом, со специальным субъектом, совершенные юридическим лицом, совершенные физическим лицом.

В зависимости от характера субъективной стороны административные правонарушения делятся на правонарушения с умышленной формой вины и с неосторожной формой вины.

В зависимости от характера причиненного вреда административные правонарушения делят на правонарушения с формальным составом и с материальным составом.

Административные правонарушения с материальным составом – административные правонарушения, которые причиняют реальный, действительный вред, влекут наступление административной ответственности. Такие правонарушения причиняют вред, имеющий имущественный характер (порча, уничтожение, хищение материальных ценностей), либо физический вред (например, причинение телесных повреждений). Для административных правонарушений с материальным составом характерно наличие прямой причинно-следственной связи между причиняемым действительным вредом и совершенным деянием.

Административное правонарушение с формальным составом реальных вредных последствий не причиняет. Оно связано с созданием факторов и условий, которые способны причинить материальный или физический вред и влекут наступление административной ответственности. Например, административным правонарушением с формальным составом являются нарушение Правил дорожного движения, нарушение санитарных норм, не связанные с причинением материального или физического вреда.

В зависимости от содержания объективной стороны административные правонарушения делятся на длящиеся и продолжаемые административные правонарушения, а также административные правонарушения, совершенные повторно и неоднократно.

Длящееся административное правонарушение – действие или бездействие, сопряженное с длительным невыполнением обязанностей, возложенных законом на физическое или юридическое лицо под угрозой административной ответственности.

Продолжаемое административное правонарушение представляет собой совокупность нескольких тождественных деяний, за каждое из которых лицо подлежит административной ответственности. Говоря иначе, продолжаемое административное правонарушение – это несколько действий, каждое из которых является административным правонарушением.

Повторное административное правонарушение – это деяние, совершенное одним и тем же лицом в течение срока погашения административной ответственности, за которое данное лицо уже подвергалось административному наказанию.

Неоднократное административное правонарушение – это совершенная одним и тем же лицом совокупность однородных административных правонарушений, предусмотренных одной статьей или частью статьи КоЛП.

Административные правонарушения следует отличать от иных правонарушений (преступлений, гражданских правонарушений, дисциплинарных правонарушений) по объекту посягательства и степени общественной опасности.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, которые складываются между организационно не подчиненными лицами и охраняются мерами административной ответственности.

Объектом гражданских правонарушений являются имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, регулируемые нормами гражданского права и охраняемые санкциями правового характера, установленными ГК.

Объектом дисциплинарных правонарушений является внутренний трудовой распорядок предприятий, учреждений, организаций, который строится на организационном подчинении лиц, связанных трудовым договором, и охраняется мерами дисциплинарной ответственности, установленными ТК и специальными федеральными законами.

Объектом преступлений являются наиболее значимые, существенные интересы личности, общества и государства, охраняемые мерами уголовной ответственности, установленными УК.

Степень общественной опасности является количественной оценкой правонарушения. Она определяется характером и размером вреда, причиняемого правонарушением.

Максимальная степень общественной опасности присуща преступлениям. Общественная опасность преступления носит глобальный характер, выходит за рамки отдельной семьи, социальной организации и даже за рамки Российского государства. Преступление посягает не только на жизнь человека, конституционный строй Российского государства, оно посягает на мир и безопасность человечества. Преступление причиняет такой материальный и физический вред, который с точки зрения государства может быть компенсирован самыми строгими мерами государственного принуждения – мерами уголовной ответственности.

Размер вреда, причиняемого преступлением, определяется исключительно Российской Федерацией и только в нормах уголовного закона.

Административные правонарушения отличаются от преступлений меньшей степенью общественной опасности.

Общественная опасность административных правонарушений ограничена территорией Российского государства.

Вид и размер вреда, причиняемого административным правонарушением, устанавливаются КоАП и законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

По сравнению с административным правонарушением общественная опасность дисциплинарного правонарушения носит локальный характер, ограничена рамками трудового коллектива коммерческой или некоммерческой организации, структурой органа государственной власти и местного самоуправления. Степень общественной опасности дисциплинарного правонарушения измеряется размером вреда, причиненного соответствующей социальной организации.

Дисциплинарное правонарушение, которое причиняет материальный вред социальной организации, влечет материальную ответственность, а дисциплинарное правонарушение, не связанное с причинением материального вреда, – дисциплинарную ответственность. При этом следует отметить, что меры дисциплинарной и материальной ответственности за совершенное дисциплинарное правонарушение налагаются с санкции государства органом управления социальной организации. Государство закрепляет в нормах административного и трудового права перечень мер дисциплинарной ответственности, основания для наступления и пределы материальной ответственности, а также порядок привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности. Составы дисциплинарных правонарушений, в отличие от административных, в статьях ТК не определяются.

Общественная опасность гражданских правонарушений носит частнопубличный характер. Она выражается в причинении вреда одной из сторон гражданских правоотношений. Общественная опасность административных правонарушений носит ярко выраженный публичный характер. Административные правонарушения причиняют вред общественным отношениям, регулируемым нормами публичного права.

Читайте также:  Какие признаки консервативной идеологии отражены во фрагменте

Источник

Вопрос 2 Административное правонарушение как основание административной ответственности

Основанием административной ответственности является административное правонарушение. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

От преступления административное правонарушение отличается меньшей степенью общественной опасности. Административная ответственность наступает за правонарушения только в том случае, если эти они по своему характеру не влекут за собой уголовной ответственности.

Административное правонарушение обладает четырьмя признаками: общественной вредностью, противоправностью, виновностью и наказуемостью.

1. Общественная вредность действия либо бездействия означает, что оно причиняет или создает угрозу причинения вреда объектам административно-правовой охраны.

2. Противоправность означает, что действие либо бездействие прямо запрещено административно-правовыми нормами. Признак противоправности указывает также на недопустимость применения аналогии закона, что содействует укреплению законности, исключает возможность привлечения к административной ответственности за деяния, не предусмотренные законом об административных правонарушениях.

4. Наказуемость заключается в том, что только то деяние может быть признано административным правонарушением, за совершение которого установлена административная ответственность.

Административное правонарушение как основание административной ответственности, содержит юридический состав, то есть определенные элементы только при наличии которых возможно наступление административной ответственности и применение административного взыскания. К составу административного правонарушения относятся: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

Объект административного правонарушения — это то, на что оно посягает. Административный проступок причиняет вред либо создает угрозу его причинения общественным отношениям, которые и образуют объекты проступка. В зависимости от степени обобщения, уровня абстрактности различают общий, родовой и непосредственный объекты проступка.

Объективную сторону административного правонарушения характеризуют признаки, определяющие акт внешнего поведения правонарушителя. К ним относятся деяния (действие либо бездействие), их вредные последствия, причинная связь между деянием и последствиями, место, время, обстановка, способ, орудия и средства совершения проступка. Основным и обязательным признаком объективной стороны является противоправное деяние; отсутствие этого признака исключает состав любого административного правонарушения. Все другие признаки носят факультативный характер.

В зависимости от объективной стороны, составы правонарушения подразделяются на формальные и материальные. Для норм с формальным составом для привлечения к ответственности необходим сам факт нарушения правовой нормы, безотносительно от наступивших последствий (например, управление транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения, а равно передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения). Нормы с материальным составом включают в себя противоправное деяние, наступившие последствия, а также связь между ними (например, нарушение водителями правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение материального ущерба).

Субъективную сторону административного правонарушения составляет связанное с его совершением психическое состояние лица. К признакам, характеризующим субъективную сторону, относятся вина, мотив и цель совершения правонарушения.

Вина — основной и обязательный признак субъективной стороны административного проступка. Это психическое отношение лица к совершенному им общественно вредному деянию и его последствиям, которое проявляется в форме умысла или неосторожности.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, когда лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий. Осознание противоправного характера деяния и предвидение его вредных последствий составляют интеллектуальные признаки умысла, а желание или сознательное допущение последствий — волевой признак.

Административное правонарушение считается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение (самоуверенность), либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (халатность). Если понятие умысла связано с психическим отношением лица к своему деянию и его последствиям, то при определении неосторожности во внимание принимается отношение лишь к вредным последствиям.

Мотив и цель совершения административного правонарушения — факультативные признаки субъективной стороны состава проступка. Под мотивом понимается осознанное лицом внутреннее побуждение, которым оно руководствуется при совершении правонарушения. Цель — это конечный результат, которого хочет достичь лицо, совершая административное правонарушение.

Важным вопросом является вопрос о субъектах административного правонарушения. Согласно КоАП субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и Юридические лица.

Административной ответственности подлежит вменяемое физическое лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

КоАП выделяет и специальные субъекты, привлечение которых имеет особенности. Так, особенности административной ответственности устанавливаются также для военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов. Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами.

Сотрудники ОВД, органов УИС, Госнаркоконтроля и таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах.

Иностранцы, лица без гражданства и иностранные юрлица, совершившие на территории России административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях. Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции РФ в соответствии с федеральными законами и международными договорами РФ и совершившего на территории РФ административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.

Источник