Административно правовые нормы понятие признаки структура виды реализация

Понятие, признаки и виды административно-правовых норм

Под административно-правовой нормой понимают установленное государством, обеспеченное возможностью применения административного принуждения и закрепленное в источниках административного права правило поведения, регулирующее отношение в сфере государственного управления.

Структура административно-правовой нормы:

– гипотеза – указывает на условия применения того или иного правила поведения, конкретные фактические условия применения нормы права;

– диспозиция – основная часть нормы, в которой определяется само правило поведения, предписывающего, запрещающего или дозволяющего характера;

– санкция – всегда закрепляется в нормах, предусматривающих конкретные составы административных правонарушений.

Виды административно-правовых норм:

а) материальные – нормы, закрепляющие права, обязанности, ответственность субъектов административных правоотношений;

б) процессуальные – нормы, определяющие порядок реализации прав, обязанностей и ответственности, закрепленной в нормах материального права;

а) обязывающие – предписывающие субъектам административно-правовых отношений в обязательном порядке совершать определенные активные действия;

б) управомочивающие – нормы, предоставляющие субъектам административно-правовых отношений право совершать какие-либо действия либо воздержаться от них;

в) запрещающие – нормы, закрепляющие обязанности субъектов административно-правовых отношений воздержаться от определенных действий;

г) рекомендательные – нормы, в которых участникам административно-правовых отношений предлагается в качестве рекомендательной определенная модель поведения;

д) поощрительные – нормы, содержащие меры поощрения за наиболее благоприятные действия со стороны субъектов административно-правовых отношений;

3) по юридической силе:

4) по территориальному действию:

Признаки норм административного права:

1) предмет регулирования административных норм совпадает с===== предметом административного права;

2) строгая иерархия, в случае противоречия одной нормы другой действует высшая по юридической силе;

3) большинство норм административного права носят императивный (обязывающий) характер;

4) действие административно-правовых норм обеспечено специальными видами ответственности: административной и дисциплинарной;

5) административно-правовая норма имеет специфическую структуру: как правило, она не имеет гипотезы либо не выражена. Диспозиция и санкция часто разъединены и могут быть закреплены в разных частях одного закона либо помещены в различные нормативно-правовые акты.

Реализация административно-правовых норм означает проведение в жизнь содержащихся в административно-правовых нормах волеизъявлений (правил поведения).

Источники административного права – это внешние формы выражения административно-правовых норм, которыми являются различные по юридической силе нормативные правовые акты.

Источник

2.Административно-правовые нормы: понятие, структура, виды, формы реализации.

Административно-правовые нормы это общеобязательное, структурно-организованное, государственно-властное веление, содержащееся в нормативном правовом акте регулирующее общественные отношения в сфере государственного управления, а такжеотношения управленческого характера, возникающие в иных сферах жизнедеятельностиобщества.

Структура административно-правовой нормы – ее внутреннее строение, совокупность логически обусловленных элементов. Элементы структуры административно-правовой нормы:

1) гипотеза– часть административно-правовой нормы, указывающая на условия, при наступлении которых норма начинает действовать;

2) диспозиция – часть административно-правовой нормы, содержащая правила должного поведения субъектов управления;

3) санкция – часть административно-правовой нормы, указывающая на последствия,наступающие в результате нарушения диспозиции.

Выделяют следующие виды административно-правовых норм.

1. По предмету правового регулирования: материальные – закрепляющие юридический статус управленческих отношений, их непосредственно регулирующие; процессуальные – определяющие условия и порядок реализации материальных административно-правовых норм.

2. По функциям права: регулятивные – регулирующие позитивные управленческиеотношения; охранительные – регулирующие управленческие отношения, связанные с их защитой и вытеснением отношений, чуждых данному обществу.

3. По методу правового регулирования: императивные – содержат категорические требования в отношении варианта поведения в сфере управления; диспозитивные – дающие возможность участникам управленческих отношений выбирать вариант поведения исходяиз имеющейся юридической альтернативы; рекомендательные, с помощью которых участникам управленческих отношений предлагается наиболее эффективный (целесообразный)вариант решения стоящих перед ними задач; поощрительные, содержащие меры поощрения, применяемые к участникам управленческих отношений при наличии в их действияхфакта заслуги.

4. По содержанию предписания: управомочивающие – нормы, в которых закрепляютсясубъективные права участников управленческих отношений, выражается юридическая возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению;обязывающие – нормы, закрепляющие юридические обязанности участников управленческих отношений, предписывающие определенные варианты поведения; запрещающие –нормы, содержащие юридические запреты на совершение определенных действий в сферегосударственного управления.

5. По адресату: регламентирующие организацию и деятельность органов исполнительной власти; административно-правовой статус государственных служащих; организацию и деятельность государственных предприятий и учреждений; отдельные вопросыфункционирования негосударственных (коммерческих) структур; административно-правовой статус общественных объединений и их служащих; административно-правовой статусграждан.

6. По действию в пространстве: федеральные – действующие в пределах Российской Федерации; региональные (окружные) – действующие в пределах региона Российской Феде-рации (федерального округа); субъектов РФ – действующие в пределах субъекта РФ; муниципальные – действующие в пределах муниципального образования; локальные – действующие в пределах учреждения, предприятия, организации.

7. По действию во времени: срочные – нормы, для которых определен срок действия;бессрочные – нормы без указания срока действия, действующие до момента фактическойили юридической отмены; чрезвычайные – нормы, вступающие в действие при наступлении определенных обстоятельств.

8. По кругу лиц общего действия – регламентирующие деятельность всех или большинства субъектов управленческих отношений; специальные – распространяющие действия наотдельные категории, группы субъектов управленческих отношений (пенсионеров, студентов, вынужденных переселенцев и др.).

9. По юридической силе: законодательные – содержащиеся в нормативных правовыхактах высшей юридической силы; подзаконные – содержащиеся в подзаконных норматив-ных правовых актах.

10. По характеру юридической защиты: охраняемые в судебном порядке; охраняемыево внесудебном (административном) порядке.

Реализация административно-правовых норм – это практическое претворение предписаний административно-правовой нормы в правомерное поведение участников управленческих отношений.

Формы (виды) реализации административно-правовых норм: исполнение, соблюдение, использование, применение.

Читайте также:  Эхографические признаки спленомегалии у детей

Исполнение – форма реализации предписывающих административно-правовых норм, состоящая в реализации возложенных на субъектов управленческих отношений юридических обязанностей.

Соблюдение – форма реализации запрещающих административно-правовых норм, когда субъекты управленческих отношений должны воздержаться от определенных вариантов поведения под угрозой наказания.

Использование – форма реализации управомочивающих административно-правовых норм, когда субъекты управленческих отношений свои активным поведением реализуютимеющиеся у них субъективные права.

Применение – особая форма реализации административно-правовых норм, состоящаяв разрешении управомочивающим субъектом конкретного управленческого дела с вынесением индивидуальных юридических актов.

Источник

11.Административно-правовые нормы: понятие, признаки, структура.

Административно-правовые нормы это общеобязательное, структурно-организованное, государственно-властное веление, содержащееся в нормативном правовом акте, регулирующее общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества.

Особенности административно-правовых норм:

1) являются разновидностью юридических норм;

2) объектом регулирования выступают особого рода общественные отношения – управленческие;

3) административно-правовые нормы – средство реализации публичных интересов в сфере государственного управления;

4) устанавливаются органами государственной власти, местного самоуправления, администрацией предприятий, учреждений, организаций;

5) содержатся в нормативных правовых актах различной юридической силы (законах и подзаконных нормативных правовых актах);

6) имеют представительно-обязывающий характер;

7) обеспечиваются мерами государственного принуждения;

8) преследуют цель обеспечения должного управленческого порядка;

9) во многих случаях регулируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей права (финансового, земельного, экологического, трудового и др.).

Структура административно-правовой нормы – ее внутреннее строение, совокупность логически обусловленных элементов. Элементы структуры административно-правовой нормы:

1) гипотеза– часть административно-правовой нормы, указывающая на условия, при наступлении которых норма начинает действовать;

2) диспозиция – часть административно-правовой нормы, содержащая правила должного поведения субъектов управления;

3) санкция – часть административно-правовой нормы, указывающая на последствия, наступающие в результате нарушения диспозиции.

12.Виды административно-правовых норм.

Выделяют следующие виды административно-правовых норм.

По предмету правового регулирования:

материальные – закрепляющие юридический статус управленческих отношений, их непосредственно регулирующие;

процессуальные – определяющие условия и порядок реализации материальных административно-правовых норм.

регулятивные – регулирующие позитивные управленческие отношения;

охранительные – регулирующие управленческие отношения, связанные с их защитой и вытеснением отношений, чуждых данному обществу.

По методу правового регулирования:

императивные – содержат категорические требования в отношении варианта поведения в сфере управления;

диспозитивные – дающие возможность участникам управленческих отношений выбирать вариант поведения исходя из имеющейся юридической альтернативы;

рекомендательные, с помощью которых участникам управленческих отношений предлагается наиболее эффективный (целесообразный) вариант решения стоящих перед ними задач;

поощрительные, содержащие меры поощрения, применяемые к участникам управленческих отношений при наличии в их действиях факта заслуги.

По содержанию предписания:

управомочивающие – нормы, в которых закрепляются субъективные права участников управленческих отношений, выражается юридическая возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению;

обязывающие – нормы, закрепляющие юридические обязанности участников управленческих отношений, предписывающие определенные варианты поведения; запрещающие – нормы, содержащие юридические запреты на совершение определенных действий в сфере государственного управления.

По действию в пространстве:

федеральные – действующие в пределах Российской Федерации;

региональные (окружные) – действующие в пределах региона Российской Федерации (федерального округа); субъектов РФ – действующие в пределах субъекта РФ;

муниципальные – действующие в пределах муниципального образования;

локальные – действующие в пределах учреждения, предприятия, организации.

По действию во времени:

срочные – нормы, для которых определен срок действия;

бессрочные – нормы без указания срока действия, действующие до момента фактической или юридической отмены;

чрезвычайные – нормы, вступающие в действие при наступлении определенных обстоятельств.

общего действия – регламентирующие деятельность всех или большинства субъектов управленческих отношений;

специальные – распространяющие действия на отдельные категории, группы субъектов управленческих отношений (пенсионеров, студентов, вынужденных переселенцев и др.).

По юридической силе:

законодательные – содержащиеся в НПА высшей юридической силы;

подзаконные – содержащиеся в подзаконных нормативных правовых актах.

По характеру юридической защиты:

охраняемые в судебном порядке;

охраняемые во внесудебном (административном) порядке.

Охраняемые мерами дисциплинарной ответственности;

мерами административной ответственности;

мерами уголовной ответственности.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник

Вопрос 2. Понятие, структура и виды административно-правовых норм

Любая отрасль права состоит из определенных право­вых норм.

Согласно положениям теории права, норма права представляет собой «исходящее от государства и им охраняемое общеобязательное, формально-определенное предписание, выраженное в виде правила поведения или отправного установления и являющееся государственным регулятором общественных отношений».

Административно-правовые нормы — это нормы права, которые регулируют отношения в сфере государ­ственного управления, а также отношения управленче­ского характера, которые возникают в процессе осуществ­ления государственной деятельности.

Кроме указанных общих с прочими нормами права черт, нормы административного права обладают определенными особенностями, связанными со спецификой регулируемых административным правом общественных отношений и метода правового воздействия на них.

Специалисты выделяют различные специфические черты административно-правовых норм. Так, Ю.Н. Старилов указывает, что административно-правовые нормы обладают следующими характерными чертами: обеспечение публичных интересов; организующее начало в системе регулирования управленческих отношений; одностороннее властвующее воздействие на субъекты права; принудительность

Предметом регулирования норм административного права высту­пают следующие группы общественных отношений в сфере админи­стративного права:

1)отношения, связанные с непосредственным осуществлением субъектами государственного управления управленческой деятельности, т. е. своих задач, функций и полномочий вовне;

2)отношения внутриорганизационные отношения внутри субъектов государственного управления, а также в аппаратах законодательных и судебных органов, связанные с организацией их деятельности, а также с прохождением в них государственной службы;

3)отношения, связанные с организацией административного судопроизводства.

Читайте также:  Морфологические признаки волка обыкновенного

Нормы административного права определяют границы должного, допустимого или рекомендуемого поведения уча­стников управленческих отношений. Устанавливают пра­вовые положения и компетенцию органов исполнительной власти, а также регулируют ее деятельность. Регламенти­руют формы и методы осуществления исполнительной вла­сти и определяют порядок взаимоотношений между субъек­тами управления.

Административно-правовые нормы имеют ряд особен­ностей:

1) они определяют должное поведение всех лиц и организаций, действующих в сфере государственного управления;

2)определяя границы должного поведения в сфере государственного управления, административно-правовые нормы устанавливают и обеспечивают режим законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности;

3)административная ответственность является юридическим средством защиты от посягательств на административно-правовые нормы;

4)с помощью административно-правовых норм обеспе­чивается регулирование таких общественных отноше­ний, как финансовые, земельные, трудовые и другие;

5) административно-правовые нормы часто устанавлива­ются в процессе реализации исполнительной власти.

Структура административно-правовой нормы традиционна. В нее включаются гипотеза, отражающая совокупность условий, при наступлении которых вступает в действие норма права, диспозиция, составляющая формулировку правила поведения, а также санкция, обусловливающая неблагоприятные последствия нарушения диспозиции нормы права при наличии условий гипотезы данной нормы.

Гипотеза как часть административно-правовой нормы содержит указание на фактические условия реализации норм, т.е. на те общественные отношения, на которые она призвана воздействовать и которые в свою очередь порож­дают конкретные правовые отношения. Следовательно, об­стоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы, явля­ются юридическими фактами, порождающими админист­ративно-правовые отношения.

Диспозиция — правило поведения, предписываемое нор­мой. Диспозиция в административно-правовых нормах излагается преимущественно как права, правомочия, доз­воления или в виде предписаний, обязанностей, а так^ке запрета или ограничений.

Санкция как элемент административно-правовой нор­мы содержит указание на меры административного воз­действия, применяемые к правонарушителю.

Административно-правовые нормы по различным ос­нованиям классифицируются на определенные виды.

I. По назначению административно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные.

Материальные административно-правовые нормы юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленче­ских отношений, т. е. фактически их административно-право вой ста­тус. В материальных нормах находит свое выражение тот правовой ре­жим, в рамках которого должна функционировать система исполни­тельной власти (государственного управления), должны действовать участники регулируемых управленческих отношений. Подобные ад­министративно-правовые нормы нередко называют статичными. Это, например, нормы, определяющие обязанности соответствующих должностных лиц принять и рассмотреть в установленный срок жало­бу гражданина или основы компетенции того или иного субъекта ис­полнительной власти. Таким образом, материальные административно-правовые нормы определяют основы взаимодействия субъектов управленческих отношений; исполнение, применение и соблюдение норм административного права обеспечиваются в необходимых слу­чаях мерами государственного принуждения.

Процессуальные административно-правовые нормы регламенти­руют процессуальные вопросы, связанные с осуществлением государ­ственного управления. Например, эти нормы определяют порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан; по­рядок производства по делам об административных правонарушени­ях. Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) реализации юридических обязанностей и прав, установленных нор­мами материального административного права, в рамках регулируе­мых управленческих отношений.

Соотношение материальных и процессуальных норм админист­ративного права может быть показано на следующем примере. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Фе­дерации» от 27 мая 2003 г. определяет государственную службу в каче­стве профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственного органа, а также условия, связанные с поступлением на государственную службу. Эти нормы лишь фиксиру­ют возможность приобретения гражданином Российской Федерации статуса государственного служащего. В этом их юридически понимае­мая статичность и, соответственно, материальность. Этот же Закон содержит нормы, определяющие порядок поступления на государст­венную службу и ее прохождения. В данном случае речь идет уже о процессуальных (динамичных) нормах.

2, По методу воздействия на поведение субъектов. Административ­но-правовые нормы по-разному воздействуют на поведение участни­ков общественных отношений: они могут:

обязывать к действию,

предписывать совершать определенные действия,

управомочивать совершать те или иные действия,

запрещать совершать действия. В соответствии с характером сформулированных в них правил адми­нистративно-правовые нормы подразделяются на предписывающие, управомочивающие и запретительные.

3. По субъектам (адресатам) административно-правовые нормы делятся на регулирующие:

а) деятельность государственных органов, предприятий, организаций;

б) поведение граждан;

в) деятельность об­щественных и религиозных организаций;

г) деятельность государст­венных служащих.

Нормы административного права распространяются также и на иностранных физических и юридических лиц, находящихся на терри­тории Российской Федерации.

4. По форме предписания административно-правовые нормы де­лятся прежде всего на императивные (категоричные) и рекоменда­тельные.

Императивные нормы содержат правила, непосредственно опре­деляющие поведение субъектов при наступлении сформулированных в них условий, которые не могут быть заменены другими правилами поведения по соглашению сторон данного правоотношения.

Рекомендательные нормы содержат рекомендации по поводу це­лесообразности совершения субъектами административного права тех или иных действий.

5. По действию в пространстве. Административно-правовые нормы, закрепленные в федеральном законодательстве, действуют на всей территории Российской Федерации. На территориях субъектов Российской Федерации действуют также административно-правовые нормы, закрепленные в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации,

В ряде случаев указанные нормы действуют на территории не­скольких государств в соответствии с двусторонними или многосто­ронними соглашениями. Расширение подобной практики стало зако­номерным для взаимоотношений между суверенными государства­ми — членами Содружества Независимых Государств (СНГ).

6. По действию во времени административно-правовые нормы делятся на срочные, т. е, с заранее определенным сроком действия, и бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия.

Административно-правовые нормы, как правило, не ограничены определенными сроками действия. Это означает, что они действуют вплоть до своего официального изменения либо отмены. В ряде слу­чаев возможно установление определенных сроков их действия, на­пример, на определенный срок устанавливается режим чрезвычайно­го или военного положения. Законную силу административно-пра­вовые нормы приобретают либо с момента подписания содержащих их нормативных актов либо в тот срок, который предусмотрен для вступления соответствующих норм в силу.

Читайте также:  Какие явления русской культуры 18 века можно считать признаками

В Российской Федерации действуют некоторые административ­но-правовые нормы бывшего СССР. В подобных случаях союзные нормы, не противоречащие российскому законодательству, сохраня­ют свою силу впредь до момента установления обноатенных норм за­конодательными или иными органами Российской Федерации.

Административно-правовые нормы делятся также на длительные и кратковременные. При этом длительными или кратковременными могут быть как срочные, так и бессрочные нормы.

7. С учетом федеративного устройства России административно-правовые нормы классифицируются по масштабу действия. Они
подразделяются на:

—обще федеральные нормы;

—нормы субъектов Российской Федерации.

8. По объему регулирования административно-правовые нормы подразделяются на:

— общие, т. е. распространяющие свое действие на все сферы и отрасли государственного управления и регламентирующие наиболее важные стороны процесса реализации исполнительной власти. Чаще всего подобного рода нормы содержатся в законодательных актах, указах Президента и постановлениях Правительства Российской Федерации;

— межотраслевые, т, е. регламентирующие те или иные стороны государственно-управленческой деятельности, которые являются об­щими или сопредельными для всех или многих отраслей государст­венного управления и имеют при этом специальный характер. Напри­мер, такие черты свойственны нормам антимонопольного, экологи­ческого законодательства, нормам, содержащимся в положениях о межотраслевых органах исполнительной власти (касающиеся стати­стики, тарифов) и т. п.;

— отраслевые, т. е. регламентирующие различные стороны управленческих отношений, возникающих в границах сферы, закреп­ленной за исполнительными органами отраслевой компетенции (на­пример, министерств).

Существуют и иные классификационные группы административ­но-правовых норм. Например, они могут носить либо внутрисистем­ный (их юридическая сила распространяется на нижестоящие звенья механизма исполнительной власти), либо общеобязательный (их дей­ствие распространяется на всех участников регулируемых отноше­ний) характер.

Говоря о функциях административно-правовых норм, прежде все­го необходимо отметить, что они выполняют регулятивную функцию, то есть направлены на организацию, упорядочение и совершенство­вание отношений, которые складываются в сфере государственного управления. Посредством административно-правовых норм опреде­ляются правовое положение и компетенция субъектов государствен­ного управления, регламентируются формы и методы их деятельно­сти, взаимоотношения с гражданами и организациями. Нормы адми­нистративного права определяют также правовое положение организаций и граждан в сфере государственного управления.

Также необходимо отметить, что нормы административного пра­ва также выполняют охранительную и защитную функцию, т. е. обеспе­чивают охрану и защиту общественных отношений в сфере админист­ративного права от нарушений. Эти нормы предписывают воздержи­ваться от совершения противоправных деяний, а также регулируют отношения, связанные с применением административного воздейст­вия в случае совершения посягательства на отношения, охраняемые административным правом.

По конкретному содержанию общественных отноше­ний административно-правовые нормы подразделяются на:

общие — нормы, регулирующие общественные отно­шения общего характера (для всех сфер и отраслей);

особенные —нормы, регулирующие общественные от­ношения в конкретной сфере управления.

По предмету регулирования:

материальные — нормы, которые юридически зак­репляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников управленческих отно­шений, регулируемых административным правом, то есть фактически их административно-правовой статус;

процессуальные— нормы, определяющие методы (спо­собы, порядок, процедуры) деятельности по реали­зации государственного управления и регламентиру­ющие управленческие отношения.

По предмету воздействия на субъектов администра­тивного права нормы подразделяются на:

обязывающие— нормы, предписывающие совершать определенные действия. Содержащиеся в таких нор­мах указания могут быть выражены как обязатель­ное предписание;

дозволительные (разрешительные)— нормы, в которых выражается возможность адресата действо­вать в рамках установленных требований по своему усмотрению;

стимулирующие (поощрительные) — нормы, которые обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должное поведение участников регулируемых управленческих общественных отношений (например, установление на­логовых льгот, льготное кредитование и так далее);

—рекомендательные — нормы, которые носят рекомендательный характер. Чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной вла­сти негосударственных формирований. Однако рекомендации иногда содержатся в нормативных актах, адресованных нижестоящим субъектам исполнительной власти или подведомственным объединениям.

По адресату отмечают нормы, регламентирующие:

—организацию и деятельность механизма исполнительной власти, то есть различных звеньев аппарата го­сударственного управления;

—административно-правовой статус государственных служащих — работников управленческого аппарата;

—вопросы организации и деятельности государствен­ных предприятий и учреждений;

—административно-правовой статус общественных объе­динений;

—отдельные стороны функционирования различных коммерческих структур;

—административно-правовой статус гражданина.
По пределу действия нормы разделяют на три вида:

1. По территориальному масштабу административно-правовые нормы подразделяются территориальные — действующие в границах государства, государственно-тер­риториальных образований (например, нормы Кодекса об административных правонарушениях — общегосударствен­ные, но правила охоты, установленные местными органа­ми, действуют в границах территории), а также на межтерриториальные — нормы, действующие в границах не­скольких административно-территориальных образований (например, акты в условиях чрезвычайного положения, которые могут действовать в указанных территориальных масштабах).

2.По действию во времени административно-правовые нормы бывают: срочные, для которых определен срок действия, бессрочные — нормы без указания срока действия, то есть до официальной отмены компетентным органом.

3. По кругу лиц — нормы, действие которых связано с распространением устанавливаемых правил либо на всех (например, порядок уплаты налогов для всех юридиче­ских лиц), либо на отдельных юридических лиц (напри­мер, порядок уплаты налогов страховыми организация­ми), а также бывают нормы, действие которых связано с распространением устанавливаемых правил либо на всех граждан, либо на отдельные их группы (распространение льгот на осуществление кредитования жилищного строи­тельства для военнослужащих).

И, наконец, с учетом федеративного устройства России существуют нормы, устанавливаемые субъектами Федера­ции, и общефедеральные нормы.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник