Административно правовой спор признаки

Понятие и признаки административно-правового спора

Действительно правовой спор представляет собой юридическую конфликтную ситуацию, в которой взаимное положение сторон препятствует каждой из них единолично своей властью ликвидировать разногласия и осуществить правопритязание желаемым образом. Однако необходимо иметь в виду, что стороны могут ликвидировать эти разногласия не только посредством принудительного решения третьей стороны (суда или иного компетентного органа), но и устранить совместными усилиями путём урегулирования. Отсюда третью сторону юрисдикционный орган некорректно включать в юридическую конструкцию спора.

Далее необходимо чётко провести разграничение между спором о праве (правовом спором) и неправовым спором. Спор о праве – это разногласия о субъективных правах и юридических обязанностях либо по вопросам установления или нарушения норм объективного права между сторонами, являющимися субъектами права и выдвигающими правовые требования и возражения по юридическим основаниям.

Исходя из юридического понимания спора о праве следует усвоить его основные характеристики:

1. спор о праве являет собой разногласия, выражающие различные правовые позиции сторон. В литературе правовой спор довольно часто определяется через такие понятия (дифиниенсы) как «противоречие», «противоборство», «прения» и т.д. В этой связи важно учесть, что законодатель (в Трудовом кодексе, Законе о государственной гражданской службе и др.), для определения правового спора использует термин «разногласие», наиболее полно отражающий сущностную характеристику данного правового явления.

2. спор о праве имеет своим предметом субъективные права и обязанности либо вопросы, связанные с установлением либо нарушением норм объективного права;

3.спор о праве – это разногласия между субъектами права, статус которых характеризуется юридическим равенством. Это равенство имеет две составляющие: а) формально-юридическую: это – равенство перед законом и судом и б)процессуально-правовую, выражающуюся в равенстве их правомочий – праву одной стороны заявить правопритязания соответствует право другой выдвигать возражения и не признавать предъявляемые требования.

4. В основании спора о праве лежит презумпция нарушения права,которое выражается в двух основных формах: а) нарушение субъективного права, посредством неисполнения юридической обязанности; б) нарушение объективного права посредством несоблюдении правовых запретов; либо нарушения иерархии правовых норм (нормативно-правовых актов).

Данный подход воспроизводит сложившийся ещё в советское время стереотип, имеющий в своей основе идеологические и теоретические причины. В идеологическом плане считалось, что признание спора о праве административном ведёт к указанию «распри» между гражданином и государством, ориентирующимся на бесконфликтный путь развития. В теоретическом плане сфера государственного управления рассматривалась исключительно как сфера прав государства и обязанностей гражданина.

В этой связи студенту следует осмыслить корректность аргументов, приводимых в подтверждение невозможности спора о праве административном. При этом важно обратить внимание на то, что этот сложившийся в советское время стереотип не учитывает, что:

а) управленческое отношение – это не просто властеоношения, не урегулированные правом «полицейские» отношения, а правовые отношения, в которых субъекты имеют взаимные права и обязанности, установленные законом;

в) в правовом государстве публичная власть ограничена субъективными публичными правами частных лиц, предоставленных им законом и гарантированных обязанностью государства признавать их, соблюдать и защищать;

г) взаимность прав и обязанностей государства и частных лиц, определенных равнообязательной для них нормой права предполагает их юридическое равенство;

д) любой сбор о праве – это не само регулятивное административное правоотношение, а новое, возникающее из него охранительное правоотношение. Не случайно по АПК РФ и ГПК РФ административные споры в процессуальном плане обозначаются как дела, возникающие из административных (публичных) правоотношений.

е) стороны административно-правового спора как охранительного правоотношения неравны между собой фактически, т.е. в материальном, организационно-статусном, ресурсном плане. Однако их правовой статус характеризуется формально-юридическом равенством перед законом и судом и процессуально-правовым равенством. В административном споре орган публичного управления как сторона реализует не свои властные полномочия в отношении частного лица, а пользуется таким же процессуальными правами как и частное лицо;

ж) административно-правовой спор – это разногласие равноправных сторон, поставленных законом в такое положение, когда ни одна из них не может своей властью ликвидировать спорность прав и обязанностей или вопроса о законности административного акта. (Например, орган исполнительной власти не может самостоятельно запретить деятельность общественного объединения и вынужден обращаться в суд для решения этого вопроса в спорном порядке).

Таким образом, административный спор о праве не только возможен, но и необходим, поскольку выступает средством защиты субъективных публичных прав, нарушенных неправомерных административно-правовым актом.

На этой теоретической основе административно-правовой спор можно определить как разногласия между субъектами административно-правовых отношений по поводу различно понимаемых взаимных прав и обязанностей и (или) законности административных актов, возникающие в связи реализацией, применением, нарушением либо установлением правовых норм в сфере публичного управления и разрешаемые в рамках определённой правовой процедуры.

Исходя из этого определения можно выделить наиболее важные признаки административно-правового спора:

а) в качестве обязательного субъекта административно-правового спора всегда выступает орган публичной власти или должностное лицо. Другой стороной может быть частное лицо или иной административный орган.

б) правовое положение этих сторон характеризуется юридическим равенством перед законом и судом и равенством процессуальных правомочий;

Читайте также:  Объективная сторона состава преступления понятие признаки значение

в) сущность административно-правового спора составляют разногласия между субъектами административного права, которые свидетельствуют о расхождении, несходстве их правовых позиций по связывающему их спорному правоотношению;

г) эти разногласия связаны с применением, нарушением, различным толкованием норм публичного права и реализацией определяемых ими субъективных публичных прав и обязанностей;

д) предметом разногласий являются субъективные публичные права и законность административных актов, которые касаются:

— предоставления, признания, лишения или осуществления какого-либо права другого частного лица;

— наложение на него какой-либо обязанности;

— привлечение его к административной ответственности;

е) административный спор может иметь своим предметом одновременно и субъективные публичные права (обязанности) и законность административных актов.

ж) административные споры могут также возникать только по поводу законности нормативных актов, инициироваться прямым оспариванием и разрешаться признанием нормативного акта недействующим, т.е. безотносительно к субъективным правам каких-либо заинтересованных лиц.

з) существенным признаком административного спора является наличие определённой процедуры его заявления и разрешения. В качестве основных форм реализации этого спора мировой практике известны: судебная, квази-судебная и административная, в том числе, путём обращения к органу – автору акта.

Источник

Административные споры: виды, причины и порядок разрешения

Идеальных государств не существует. В каждой стране между административными органами и гражданами или организациями могут возникнуть споры, связанные с нарушением реализации гражданских прав последних. Такие дела осложнены тем, что суд, как правило, склонен верить государственному органу управления, а гражданам приходится каждое слово подкреплять доказательствами. В статье рассказывается о природе административных споров и порядке их рассмотрения.

Термин

Административный характер спора заключается в том, что он возникает на основании административных правоотношений. Поскольку присутствует субъект, который наделен властными полномочиями.

Как правило, административно-правовой спор возникает по инициативе физических или юридических лиц, поскольку они считают, что управляющая сторона нарушает их законные интересы.

Из этого следует вывод, что для административного конфликта характерны следующие черты:

Административные дела регулируются в соответствии с КОАП РФ и другими нормативно-правовыми документами в рамках административного права.

Исходя из статьи 4 КАС РФ (Кодекса административного судопроизводства) выделяют четыре основных вида конфликта в административных правоотношениях:

Возникновение спора

Основаниями для возникновения административного спора являются:

Участники процесса

Согласно нормам закона, сторонами в административном деле выступают:

Согласно КАС РФ последней редакции, представителем одной из сторон может выступать только дипломированный специалист с юридическим образованием.

Порядок рассмотрения административных споров

Исковое заявление либо заявление с просьбой о выдаче судебного приказа, где истцом или взыскателем излагаются основные требования к органу государственной власти, является основанием для возбуждения административного дела.

В течение пяти дней судья должен будет рассмотреть поступившее заявление и вынести соответствующее решение, приняв жалобу или отказав в ее принятии. Если судья принял заявление, он выносит определение к подготовке судебного разбирательства, где укажет на действия, которые должен будет осуществить каждый участник дела.

После рассмотрения дела жалоба на административный орган от физического или юридического лица может быть удовлетворена, но с другой стороны, суд может посчитать действия должностного лица законными.

Вынесение судебного приказа

Если суть претензий пострадавшей стороны заключается во взыскании денежной компенсации ущерба, который они понесли в результате действий/бездействий административного органа, то для этого может не понадобиться судебное разбирательство.

Получив соответствующее заявление, мировой судья рассмотрит его единолично в течение пятидневного срока, по окончании которого выдаст на руки исполнительный лист заявителю либо откажет в удовлетворении жалобы.

В случаях, когда претензия заявителя не касается взыскания компенсаций и наложения санкций, разрешение административного спора происходит на основании общего порядка в арбитражном суде или органе общей юрисдикции.

Исковое заявление

Административный спор в суде могут рассмотреть, только если в иске будут содержаться достаточные основания для рассмотрения дела. Исковое заявление может содержать в себе следующие претензии:

Заявитель может обратиться в суд и по иным основаниям, но они в обязательном порядке должны быть правомерными и обоснованными для возбуждения административного дела.

Исковое заявление по своей форме и содержанию должно соответствовать требованиям Гражданско-процессуального кодекса РФ. До подачи иска в суд, в соответствии с законодательством, должна пройти процедура претензионного урегулирования конфликта.

Образец искового заявления в суд по административному спору представлен ниже.

Подведомственность

Рассмотрение административных споров возможно в судах общей юрисдикции, у мирового судьи, в арбитражных судах и Верховном суде (ВС) России.

ВС РФ является высшим органом в судебной системе по разрешению административных дел. Жалоба в него подается только в том случае, когда исчерпаны все остальные методы внутригосударственной защиты.

Административные арбитражные споры возникают, если второй стороной выступает юридическое лицо или организация. Тогда исковое заявление должно быть направлено в арбитражный суд.

Мировой судья разрешает конфликт в одностороннем порядке. Если истец хочет взыскать с ответчика денежную компенсацию или наложить на него санкции, то мировой судья в течение пятидневного срока может вынести соответствующий судебный приказ.

Процессуальные сроки

Если в деле большое количество участников, заявлено несколько требований, в наличии большой объем доказательств, подлежащих исследованию, а также обстоятельств, которые необходимо выяснить, сроки административного спора могут увеличиться.

По окончании рассмотрения дела суд выносит мотивированное решение, которое можно обжаловать в течение 30-дневного срока в областной или Верховный суд. По истечении срока решение вступает в законную силу, и пересмотр его возможен только в судах кассационной инстанции или в рамках надзора.

Читайте также:  Во рту вкус краски это признак чего

Иск должен содержать суть претензии к органу власти и решение, которое просит удовлетворить истец в рамках соблюдения его законных прав.

По административному делу суд выносит мотивированное решение, которое вступает в силу после истечения тридцатидневного срока. В течение этого периода решение можно обжаловать в вышестоящую инстанцию.

Источник

Административно-правовой спор как предмет административной юстиции

1. Понятие и признаки административно-правового спора.

Действительно правовой спор представляет собой юридическую конфликтную ситуацию, в которой взаимное положение сторон препятствует каждой из них единолично своей властью ликвидировать разногласия и осуществить правопритязание желаемым образом. Однако необходимо иметь в виду, что стороны могут ликвидировать эти разногласия не только посредством принудительного решения третьей стороны (суда или иного компетентного органа), но и устранить совместными усилиями путём урегулирования. Отсюда третью сторону юрисдикционный орган некорректно включать в юридическую конструкцию спора.

Далее необходимо чётко провести разграничение между спором о праве (правовом спором) и неправовым спором. Спор о праве – это разногласия о субъективных правах и юридических обязанностях либо по вопросам установления или нарушения норм объективного права между сторонами, являющимися субъектами права и выдвигающими правовые требования и возражения по юридическим основаниям.

Исходя из юридического понимания спора о праве следует усвоить его основные характеристики:

1. спор о праве являет собой разногласия, выражающие различные правовые позиции сторон. В литературе правовой спор довольно часто определяется через такие понятия (дифиниенсы) как «противоречие», «противоборство», «прения» и т.д. В этой связи важно учесть, что законодатель (в Трудовом кодексе, Законе о государственной гражданской службе и др.), для определения правового спора использует термин «разногласие», наиболее полно отражающий сущностную характеристику данного правового явления.

2. спор о праве имеет своим предметом субъективные права и обязанности либо вопросы, связанные с установлением либо нарушением норм объективного права;

3.спор о праве – это разногласия между субъектами права, статус которых характеризуется юридическим равенством. Это равенство имеет две составляющие: а) формально-юридическую: это – равенство перед законом и судом и б)процессуально-правовую, выражающуюся в равенстве их правомочий – праву одной стороны заявить правопритязания соответствует право другой выдвигать возражения и не признавать предъявляемые требования.

4. В основании спора о праве лежит презумпция нарушения права,которое выражается в двух основных формах: а) нарушение субъективного права, посредством неисполнения юридической обязанности; б) нарушение объективного права посредством несоблюдении правовых запретов; либо нарушения иерархии правовых норм (нормативно-правовых актов).

Данный подход воспроизводит сложившийся ещё в советское время стереотип, имеющий в своей основе идеологические и теоретические причины. В идеологическом плане считалось, что признание спора о праве административном ведёт к указанию «распри» между гражданином и государством, ориентирующимся на бесконфликтный путь развития. В теоретическом плане сфера государственного управления рассматривалась исключительно как сфера прав государства и обязанностей гражданина.

В этой связи студенту следует осмыслить корректность аргументов, приводимых в подтверждение невозможности спора о праве административном. При этом важно обратить внимание на то, что этот сложившийся в советское время стереотип не учитывает, что:

а) управленческое отношение – это не просто властеоношения, не урегулированные правом «полицейские» отношения, а правовые отношения, в которых субъекты имеют взаимные права и обязанности, установленные законом;

в) в правовом государстве публичная власть ограничена субъективными публичными правами частных лиц, предоставленных им законом и гарантированных обязанностью государства признавать их, соблюдать и защищать;

г) взаимность прав и обязанностей государства и частных лиц, определенных равнообязательной для них нормой права предполагает их юридическое равенство;

д) любой сбор о праве – это не само регулятивное административное правоотношение, а новое, возникающее из него охранительное правоотношение. Не случайно по АПК РФ и ГПК РФ административные споры в процессуальном плане обозначаются как дела, возникающие из административных (публичных) правоотношений.

е) стороны административно-правового спора как охранительного правоотношения неравны между собой фактически, т.е. в материальном, организационно-статусном, ресурсном плане. Однако их правовой статус характеризуется формально-юридическом равенством перед законом и судом и процессуально-правовым равенством. В административном споре орган публичного управления как сторона реализует не свои властные полномочия в отношении частного лица, а пользуется таким же процессуальными правами как и частное лицо;

ж) административно-правовой спор – это разногласие равноправных сторон, поставленных законом в такое положение, когда ни одна из них не может своей властью ликвидировать спорность прав и обязанностей или вопроса о законности административного акта. (Например, орган исполнительной власти не может самостоятельно запретить деятельность общественного объединения и вынужден обращаться в суд для решения этого вопроса в спорном порядке).

Таким образом, административный спор о праве не только возможен, но и необходим, поскольку выступает средством защиты субъективных публичных прав, нарушенных неправомерных административно-правовым актом.

На этой теоретической основе административно-правовой спор можно определить как разногласия между субъектами административно-правовых отношений по поводу различно понимаемых взаимных прав и обязанностей и (или) законности административных актов, возникающие в связи реализацией, применением, нарушением либо установлением правовых норм в сфере публичного управления и разрешаемые в рамках определённой правовой процедуры.

Исходя из этого определения можно выделить наиболее важные признаки административно-правового спора:

Читайте также:  Признаки гиперкератоза шейки матки что делать

а) в качестве обязательного субъекта административно-правового спора всегда выступает орган публичной власти или должностное лицо. Другой стороной может быть частное лицо или иной административный орган.

б) правовое положение этих сторон характеризуется юридическим равенством перед законом и судом и равенством процессуальных правомочий;

в) сущность административно-правового спора составляют разногласия между субъектами административного права, которые свидетельствуют о расхождении, несходстве их правовых позиций по связывающему их спорному правоотношению;

г) эти разногласия связаны с применением, нарушением, различным толкованием норм публичного права и реализацией определяемых ими субъективных публичных прав и обязанностей;

д) предметом разногласий являются субъективные публичные права и законность административных актов, которые касаются:

— предоставления, признания, лишения или осуществления какого-либо права другого частного лица;

— наложение на него какой-либо обязанности;

— привлечение его к административной ответственности;

е) административный спор может иметь своим предметом одновременно и субъективные публичные права (обязанности) и законность административных актов.

ж) административные споры могут также возникать только по поводу законности нормативных актов, инициироваться прямым оспариванием и разрешаться признанием нормативного акта недействующим, т.е. безотносительно к субъективным правам каких-либо заинтересованных лиц.

з) существенным признаком административного спора является наличие определённой процедуры его заявления и разрешения. В качестве основных форм реализации этого спора мировой практике известны: судебная, квази-судебная и административная, в том числе, путём обращения к органу – автору акта.

Источник

Административно-правовой спор.

Административно-правовой спор– это выраженное в юридически значимых действиях разногласие между субъектами административного права по вопросу различно понимаемых прав и обязанностей и/или законности правовых актов управления.

Особенности административно-правового спора. Спор возникает в ситуациях, когда гражданин или организация обжалуют нормативный правовой акт либо действие (бездействие) или решение органа государственного управления.

Споры разрешаются в судебном и внесудебном порядке. Результатом разрешения споров является удовлетворение жалобы и, следовательно, признание действия (решения) незаконным с вытекающими последствиями в виде отмены нормативного правового акта (решения органа государственного управления), совершения восстановительных мероприятий, компенсирования причиненного вреда и т.д. Спор возможен в ситуации выяснения конституционности нормативного правового акта, являющегося источником административного права, а также в ситуации выявления объема компетенции федеральных и региональных органов исполнительной власти. Такие споры рассматривает Конституционный Суд РФ.

Споры могут возникать между органами государственного управления по их инициативе с применением согласительных процедур, созданием специальных согласительных органов. Такого рода споры разрешаются внутри системы государственного управления, поскольку инициированные органами государственного управления споры с гражданами и организациями разрешаются в порядке гражданского судопроизводства.

Специфическим признаком административного спора является наличие в качестве его обязательного субъекта органа публичной администрации как представителя публичной функции носителя публичного интереса и публичных полномочий.

В функциональном плане спору о праве административном присущи все основные черты, характерные для спора о праве как общеотраслевом, родовом понятии. Его специфика проявляется прежде всего в том, что он представляет собой разногласия, возникающие в процессе осуществления властной юридически регулируемой административной деятельности.

Эта деятельность реализуется в особых административно-правовых формах, включающих издание административных актов, совершение действий, юридически значимых для возникновения, изменения или прекращения субъективных прав частных лиц, заключение административно-правовых договоров.

Использование этих форм, и прежде всего такой, как издание административно-правовых актов, несомненно влияет на предмет и цели правового спора, что отражается, в частности, на специфике отдельных функций административно-правового спора. Так, его правозащитная функция тесно переплетается с контрольной и ориентирована не только на восстановление нарушенного субъективного права, но и отмену либо признание недействительным административного акта, без чего это право не может быть восстановлено.

Спор о праве административном как юридическая форма опосредования конфликта в публичном управлении – это всегда показатель, с одной стороны, наличия ошибок, произвола, правонарушений в административной деятельности, а с другой – незнание частными лицами в их отношениях с публичными органами своих прав, их ошибочных либо неполных представлений об объеме этих прав и публично-правовых обязанностей.

Административный спор как отраслевая разновидность правовых споров в структурном плане включает, в сущности, те же элементы, что и споры в других отраслях права. Вместе с тем он отличается от этих споров по основаниям, субъектам и предмету, т.е. по своему содержанию, которое неразрывно связано со спецификой отношений, регулируемых административным правом.

Основанием административно-правового спора являются административные правонарушения,т.е. нарушение субъективных публичных прав в отношениях «власть – подчинение», неправильное применение нормативных актов, регулирующих сферу публичного управления, нарушение их соответствия закону или актам большей юридической силы, а также специальная категория правонарушений – проступков, признаки которых определены ст. 2.1 КоАП РФ для целей этого кодекса.

Административно-правовой спор – это спор, возникающий из административно-правовых отношений, которые складываются в связи с осуществлением властных полномочий органами публичной администрации. Соответственно эти споры отличаются от гражданско-правовых по субъектному составу (наличие органа власти в качестве одного из обязательных участников), по сфере возникновения (публично-правовая в отличие от частноправовой), по характеру реализуемых органом публичной власти принадлежащих ему прав (административные споры – в связи с реализацией им публичных прерогатив, гражданско-правовые могут возникнуть по поводу осуществления этим органом имущественных прав).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Источник