Административная жалоба понятие признаки виды

Содержание
  1. Административная жалоба
  2. Право гражданина на административную жалобу способ защиты своих прав
  3. Универсальные правила административной жалобы
  4. Требования к форме административных жалоб
  5. Порядок рассмотрения административных жалоб
  6. Обеспечение права граждан обжаловать решения госорганов
  7. 18. Административная жалоба: понятие, виды. Производство по административной жалобе.
  8. Административная жалоба: понятие, признаки, виды. Процедуры разрешения административных жалоб.
  9. Административная жалоба: понятие, признаки, виды. Процедура разрешения административных жалоб.
  10. Производство по административно-правовым жалобам и спорам
  11. Понятие административно-правовой жалобы и административно-правового спора и процессуальные формы их рассмотрения
  12. Общие требования, предъявляемые к содержанию адмипистративно-правовой жалобы и особенности рассмотрения отдельных её видов
  13. Стадии производства по административно-правовымжалобам и спорам

Административная жалоба

Право гражданина на административную жалобу
способ защиты своих прав

Право гражданина обжаловать акты субъектов власти (индивидуальные решения, постановления и иные нормативные акты) — непреложное слагаемое института обжалования. Оно обусловлено особенностями властеотношений, построенных на началах неравенства сторон. В таких правоотношениях одна из сторон, обладающая властными полномочиями, имеет право решать вопросы, затрагивающие права и интересы иных субъектов.

Опыт развития человеческого общества свидетельствует о том, что акты субъектов власти могут быть дефектными в следствии различных причин. Например, из-за выбора не самого лучшего варианта, из-за небрежности, пристрастности, некомпетентности, злоупотребление правом и др. Поэтому в целях сохранения баланса и спокойствия в обществе право одной стороны решать и использовать свою власть должно быть уравновешено правом другой стороны обжаловать акт, требовать его пересмотра, отмены.

Право гражданина на административную жалобу обеспечивать один из механизмов контроля за законностью деятельности государственных органов.

Административные жалобы могут подаваться и в суды. Рассматриваются такие обращения не судом, а судьей, председателем суда в соответствии с нормами административного права. При этом судья (также как и должностное лицо) обязан в силу закона проверить законность обжалуемого решения, и в случае нарушения прав принять меры направленные на устранение нарушений.
Таким образом, административная и судебная жалобы отличаются главным образом не адресатом, а порядком рассмотрения.

Право на административную жалобу сейчас фактически является абсолютным, неограниченным, неотчуждаемым правом гражданина. Каждый дееспособный человек может подать ее по любому значимому для него поводу, в любое время. Для реализации этого права не нужно чьего-либо предварительного согласия. Только наличие вступившего в силу решения суда (акта правосудия) блокирует рассмотрение административной жалобы.

Право на жалобу не ограничено по содержанию. Обжалованы могут быть любые действия, а также бездействие работников любых органов, предприятий, учреждений, организаций, расцениваемые гражданином как неправильные.
Предметом административной жалобы могут быть не только незаконные, но и нецелесообразные или аморальные деяния.
В письмах граждан зачастую речь идет о неправильном использовании «свободы усмотрения», несправедливом решении вопросов, отсутствии должной четкости, о бестактности, невнимании к критическим замечаниям, использовании устаревших приемов в работе, необоснованном выборе площадок для нового строительства и др.
Предметом жалобы могут быть деяния, ущемляющие права и законные интересы как самого гражданина, так и других лиц. Обращение гражданина может быть направлено на защиту не только чьих-то личных, но и общественных интересов.

Универсальные правила административной жалобы

Требования к форме административных жалоб

Граждане могут подавать административные жалобы лично, через своих представителей, используя средства связи. Такие обращения могут быть письменными и устными, индивидуальными и коллективными.

В законом предусмотрен ряд ограничивающих правил, могущих стать препятствием для реализации права обжалования:

Подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия

Порядок рассмотрения административных жалоб

Работа с жалобами граждан — особый вид административной деятельности, в процессе которой осуществляется последовательный ряд действий.

Особые правила рассмотрения специальных административных жалоб устанавливаются федеральными законами в налоговой, таможенной и иных сферах.

В производстве по общим административным жалобам можно выделить четыре стадии:

Обеспечение права граждан обжаловать решения госорганов

Праву граждан на жалобы соответствует обязанность государственных и муниципальных органов, иных организаций, должностных лиц создавать условия для его реализации. Закон обязывает органы власти:

ни широко предоставленная гражданам возможность обжаловать незаконные распоряжения власти по начальству, этим способом еще не обеспечивается в должной мере законность управления. Жалобщик не имеет возможности поддержать свои доводы при рассмотрении жалобы; у него нет уверенности, что его доводы будут оценены. Несравненно более высокую гарантию, чем жалобы по начальству, дают административная юстиция и судебная ответственность должностных лиц. (Елистратов А. И.)

Источник

18. Административная жалоба: понятие, виды. Производство по административной жалобе.

Характеристика общей административной жалобы: 1) может подаваться в любом возрасте (достаточно элементарной административной дееспособности); 2) российским законодательством не установлены сроки для реализации права на подачу общей административной жалобы; 3) в отношении административной жалобы установлена специальная потребность; подаются вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган по отношению к тому, чьи действия обжалуется. При этом существует прямой запрет на передачу жалобы на рассмотрение тому, чьи действия обжалуются. Отличие общей административной жалобы от других видов обращений:

1) жалоба свидетельствует о наличие правового спора, что предъявляет особые требования к процессуальной форме рассмотрения данного вида обращения: процедура административной жалобы должна двигаться в том же направлении, что и судебное рассмотрение. 2) для данного вида обращения требуется более точно и детально определить подведомственность их обращения, учитывая различные аспекты государственно-служебного подчинения. Есть ситуации, когда органы находятся в двойном подчинении (организационно и функционально), это законодательство не регулирует. 3) инициирование спора гражданином предполагает более детальный механизм направления, регистрации, передачи спора по жалобе. 4) для жалобы должны быть определены виды и формы решений, а также основания для их вынесения. 5) для жалобы необходимо определить процедуру исполнения решения.

В результате складывается ситуация, при которой институт административной жалобы является крайне неэффективным и не обеспечивает эффективной защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

Необходимость АЖ1) административная жалоба отличается от судебной своей относительной простотой и меньшей затратностью. Предполагается, что до суда не должны доходить бесспорные дела. 2) административная жалоба является средством осуществления контроля руководителей государственных органов за деятельностью своих подчиненных. Само наличие определенного количества жалоб может быть сигналом, что в деятельности этого лица не все хорошо. 3) только в рамках института административной жалобы возможно рассмотрение вопросов о целесообразности принятых сотрудником государственной власти решений или действий. Это принципиальное отличие. Судебный порядок проверяет только законность, а не целесообразность (насколько была учтена позиция жителей? Когда речь идет о корте во дворе). 4) ПА зачастую способна более эффективно, чем судебная система разрешать споры, связанные с необходимостью оценки технических, технологических, экологических и иных факторов, оценка которых требует специальных знаний. Значит, институт административной жалобы должен существовать.

Специальная административная жалоба Признаки (и одновременно отличия от общей АЖ): 1) специальная административная жалоба всегда регулируется отдельными правовыми актами. Так как в тех или иных сферах процедура рассмотрения общей административной жалобы неэффективна. Или если дело является сложным, например, связано с предоставлением финансовых средств на основе усмотрения. 2) Специальная административная жалоба может быть подана только строго определенными лицами, причем, как правило, такие лица должны являться участниками соответствующих правоотношений. Например, подача жалобы на постановление об административной ответственности. 3) Специальная административная жалоба подается в строго указанный орган или должностному лицу. Жалоба подается тому лицу, чьи действия обжалуются, а оно передает ее по подведомственности. 4) специальная административная жалоба всегда письменная. Причем часто устанавливаются требования о приложении определенного перечня документов, которые призваны доказать, что лицо является участником соответствующих правоотношений; или обеспечивает сбор информации, необходимой для разрешения более сложного по своей природе дела. 5) помимо указания адресата жалобы и личных данных лица, которое подает заявления,устанавливаются требования об указании в жалобе иных сведений. Например, реквизиты вынесенного решения. 6) для каждой специальной административной жалобы установлены собственные сроки ее рассмотрения. Как правило, сроки являются сокращенными. 7) в отношении жалоб, как правило, устанавливается специальный перечень решений. Отменить решение полностью или в части, принять новое решение, отправить на рассмотрение и т.д. В производстве по общим административным жалобам можно выделить четыре стадии. Первая — стадия первичной обработки. Здесь получают письменные и выслушивают устные обращения и регистрируют их. В пятидневный срок руководитель обязан обеспечить первичное движение жалобы, т. е. определить, кто и как будет работать с нею, дать ему определенные указания либо поручить переслать ее в компетентную организацию. Вторая стадия — проверка жалобы (анализ ситуации). Прежде всего должна быть собрана и проанализирована информация, необходимая для принятия правильного решения. Иногда для проверки образуются специальные комиссии. К проверкам привлекаются специалисты, активисты. Довольно часто проверяющим приходится выезжать туда, где могут быть получены сведения, нужные для дела. Проверяющие могут использовать разнообразные, не запрещенные законом средства изучения ситуации: беседы с людьми, ознакомление с документами, ревизии, обследования, за меры и др. На этой стадии лицо, подавшее жалобу, вправе: лично изложить доводы лицу, рассматривающему обращение; знакомиться с итоговыми материалами проверки; представлять дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании; пользоваться услугами адвоката, иного представителя, а также переводчика. Если жалоба коллективная, соответствующие права реализует представитель подписантов. Помимо сбора фактических сведений, работа с жалобами предполагает тщательное изучение правовых норм, имеющих отношение к делу. Третья стадия — принятие решения по жалобе. Следует от метить, что в любой властной деятельности принятие акта (решения, закона, приговора) является центральным моментом функционирования. А стадия принятия решения — главная в любом административном производстве. Поскольку решение подводит итог уже проделанной работе, установлены сроки его принятия, а значит, сроки рассмотрения обращения (дела). Общий срок рассмотрения жалоб граждан — один месяц. Из этого правила установлены три исключения. Заявления и жалобы, не требующие дополнительного изучения и проверки, решаются безотлагательно, но не позднее 15 дней. Если для разрешения обращения необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, срок производства может быть продлен руководителем организации или его заместителем, но не более чем на один месяц. В результате рассмотрения жалобы может быть принято решение: о полном удовлетворении жалобы; о частичном удовлетворении жалобы; об отказе в удовлетворении жалобы (в связи с ее необос нованностью, с истечением срока, невозможностью ее проверки и т. д.). Четвертая стадия — исполнение принятого решения. Прежде всего необходимо выслать мотивированный ответ на письмен ную жалобу, а на устную можно и ответить устно. Конечно, нельзя считать жалобу разрешенной, если она частично или полностью удовлетворена, написан и выслан ответ, но фактически ничего не сделано. Субъект власти в таких случаях обязан принять необходимые меры для восстановления нарушенных прав гражданина.

Источник

Административная жалоба: понятие, признаки, виды. Процедуры разрешения административных жалоб.

Все жалобы граждан следует поделить на два типа:

административные, т. е. рассматриваемые во внесудебном, в административном порядке;

судебные, рассматриваемые судами в процессе осуществления правосудия в порядке уголовного, гражданского административного или конституционного судопроизводства.

Среди административных жалоб по правовым признакам различаются общая и специальная. Основания и порядок производства по специальным жалобам устанавливаются специальными нормами, содержащимися в других актах.

Право на общую административную жалобу сейчас фактически является абсолютным, неограниченным, неотчуждаемым правом гражданина. Каждый дееспособный человек может подать ее по любому значимому для него поводу, в любое время. Для реализации этого права не нужно чьего-либо предварительного согласия.

Право на общую жалобу не ограничено по содержанию. Обжалованы могут быть любые действия, а также бездействие работников любых органов, предприятий, учреждений, организаций, расцениваемые как неправильные. Предмет жалобы — не только незаконные, но и нецелесообразные или аморальные деяния, еще идет речь о несправедливом решении вопросов, отсутствии должной четкости, о бестактности, невнимании к критическим замечаниям, использовании устаревших приемов в работе.

Читайте также:  Диссертации мединского как признак гибели гуманитарной науки в россии

Предметом жалобы могут быть деяния, ущемляющие права и законные интересы как самого гражданина, так и других лиц. Обращение гражданина может быть направлено на защиту не только чьих-то личных, но и общественных интересов.

Общие административные жалобы граждане могут подавать лично, через своих представителей, используя средства связи. Такие обращения могут быть письменными и устными, индивидуальными и коллективными.

Подача общей административной жалобы не ограничена каким-либо сроком. В законе отсутствуют и количественные ограничения права на жалобу. По одному и тому же факту гражданин может обращаться много раз в один и тот же либо в разные органы, одновременно или в разное время. Ограничения:

1. Она должна быть изложена на государственном, то есть русском языке. Из этого общего правила возможны исключения.

2. Указом Президиума ВС (совета) было установлено «Письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени и отчества и содержать, помимо изложения существа предложения, заявления либо жалобы, также данные о месте его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит».

3. Наличие акта правосудия блокирует производство и по общей, и по специальной административной жалобе.

Специальная жалоба – позволяет учитывать особенности правового статуса граждан как лиц выполняющих те или иные функции, как участников трудовых или юрисдикционных отношений. Право на специальную административную жалобу чаще всего является еще одним способом защиты прав, оно не конкурирует с правом на общую административную жалобу, а дополняет его. Порядок рассмотрения специальной жалобы устанавливается: ГПК, УПК, трудовым законодательством, группа актов устанавливающая административное наказание.

Признаки специальной жалобы: наличие специальных норм, устанавливающие особый порядок рассмотрения; специальные основания для обжалования, прямо названные в законе; четкое определение субъектов права обжалования; специальные сроки подачи жалоб; процедурные особенности; специальные сроки рассмотрения.

Особенности и отличия от общей жалобы:

1) специальная жалоба может быть подана только лицом привлеченным к ответственности, потерпевшим или адвокатом

2) Может быть только письменной. Для общей жалобы форма не установлена.

3) Адресатом специальной административной жалобы выступают вышестоящие органы. Круг общей жалобы значительно шире.

4) специальная жалоба должна быть направлена адресату в течение 10 дней со дня вынесения постановления о наложении административного взыскания.

5) подача в установленный срок специальной жалобы приостанавливает исполнение постановления о наложении административного взыскания.

6) Специальная жалоба подается через орган, вынесший постановление, который обязан в течение 3 суток направить ее вместе с делом по подведомственности.

Т.о. право на специальную жалобу уже права на общую жалобу. Цель состоит в том, чтоб в более сжатые сроки рассматривать жалобы постановлений о наложении административного взыскания, чтобы усилить контроль за правами граждан.

В производстве по общим административным жалобам можно выделить четыре стадии.

Первая из них – стадия первичной обработки. Здесь получают письменные, выслушивают устные обращения и регистрируют их. В пятидневный срок руководитель обязан обеспечить первичное движение жалобы, то есть определить, кто и как будет работать с жалобой, либо переслать её в компетентную организацию.

Вторая стадия – проверка жалобы (анализ ситуации). Прежде всего, должна быть собрана и проанализирована информация, необходимая для принятия правильного решения. Иногда для проверки образуются специальные комиссии. К проверкам привлекаются специалисты, активисты. Довольно часто проверяющим приходится выезжать туда, где могут быть получены сведения, нужные для дела.

Третья стадия принятие решения по жалобе.

Общий срок рассмотрения жалоб граждан – один месяц. Из этого правила установлены три исключения.

1. Заявления и жалобы, не требующие дополнительного изучения и проверки, решаются безотлагательно, но не позднее 15 дней.

2. Если для разрешения обращения необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, срок производства может быть продлен руководителем организации или его заместителем, но не более чем на один месяц.

3. Жалобы военнослужащих и членов их семей разрешаются в центральных органах в 15-дневный, а в местных – в 7-дневный срок. В случае необходимости срок может быть продлен, но не более чем на 15 дней.

В результате рассмотрения жалобы может быть принято решение:

• о полном удовлетворении жалобы;

• о частичном удовлетворении жалобы;

• об отказе в удовлетворении жалобы (в связи с ее необоснованостью, истечением срока, невозможностью ее проверки и т. д.). По общей административной жалобе не может быть отказано в удовлетворении по мотивам неподведомственности. Если жалоба не подведомственна органу, учреждению, он еще на стадии первичной обработки обязан направить ее в компетентную организацию.

Четвертая стадия производства по жалобамисполнение принятого решения.

Основания и порядок производства по специальным жалобам регулируются специальными нормами, содержащимися в Уставе связи, Дисциплинарном Уставе Вооруженных Сил, Положении о порядке рассмотрения трудовых споров, Таможенном и Налоговом кодексах, КоАП РФ и в некоторых иных актах.

Источник

Административная жалоба: понятие, признаки, виды. Процедура разрешения административных жалоб.

АЖ бывает общая и специальная.

Особенности общей административной жалобы:· не ограничено по содержанию право на жалобу (могут быть обжалованы аморальные, незаконные действия государственных органов); · по форме жалоба может быть письменной, индивидуальной, коллективной (устные жалобы принимаются при личном приеме граждан); · запрещается направление жалобы на рассмотрение того органа, на действие которого подана жалоба; · срок рассмотрения жалобы 30 дней со дня регистрации письменного обращения (допустимо продление срока не более чем на 30 дней с уведомлением об этом гражданина); · жалоба подлежит обязательной регистрации в течении 3 дней с момента поступления в государственный орган; · жалоба должна быть подписана; · если нет ФИО и обратного адреса, то ответ не дается; · предусматриваются случаи возврата жалобы – когда обжалуются судебные решения, при этом разъясняется порядок обжалования судебного решения; · если жалоба содержит нецензурные или оскорбительные выражения, угрозы должностному лицу, то государственный орган вправе оставить жалобу без ответа по существу и сообщить гражданину о недопустимости злоупотребления правом; · если текст жалобы не поддаётся прочтению – ответ не даётся; · допускается прекращение переписки с гражданином в случае, если в жалобе содержится вопрос, на который уже давался ответ, таким образом, руководитель может решить о безосновательности переписки по данному вопросу; · предусматривается ответственность за нарушение закона – гражданин имеет право на возмещение убытков, компенсацию морального вреда по решению суда; · если гражданин сообщил ложные сведения, то расходы, связанные с рассмотрением данного дела, возлагаются на гражданина по решению суда.

Специальные жалобы обладают своим рядом особенностей: · наличие специальных норм, регулирующих основания и порядок работы с ними; · специальные основания для обжалования (приказ руководителя, постановление по делу об административном правонарушении и т. д.), прямо названные в законе; · четкое определение субъектов жалобы, признание таковыми, как правило, лишь определенных, лично заинтересованных в деле лиц и их законных представителей; · четкое определение письменной формы и адресатов жалобы; · специальные сроки подачи жалоб; · особенности в производстве по конкретным видам жалоб.

В числе специальных — жалобы:

а)на действия и бездействие таможенных органов; б) на акты налоговых органов, подача и рассмотрение которых устанавливаются в) на постановления по делам об административных правонарушениях, что регламентируется г) вытекающие из отношений, складывающихся внутри коллективов организаций и общественных объединений, рассмотрение которых определяется федеральным законодательством, их уставами и положениями; д) иные жалобы, в отношении которых федеральными законами установлен специальный порядок рассмотрения.

Административная жалоба рассматривается в месячный срок со дня ее подачи. Законодательством об административных процедурах могут быть предусмотрены сокращенные сроки рассмотрения административных жалоб.

При рассмотрении административной жалобы органом, рассматривающим жалобу, принимается одно из следующих решений: об оставлении административной жалобы без рассмотрения; об оставлении административного решения без изменения, а административной жалобы без удовлетворения; об отмене административного решения и принятии нового административного решения; о направлении административной жалобы в уполномоченный орган для повторного рассмотрения заявления заинтересованного лица с указанием допущенных нарушений и предложениями по их устранению.

Решение по административной жалобе вступает в силу со дня его принятия, если иной срок не установлен в таком решении.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источник

Производство по административно-правовым жалобам и спорам

Понятие административно-правовой жалобы и административно-правового спора и процессуальные формы их рассмотрения

Производство по административно-правовым жалобам и спорам, согласно классификации, предложенной В.Д. Сорокиным, относится к числу правоохранительных. По мнению Ю.М. Козлова, данное «факультативное производство проводится в рамках административной юрисдикции, которая проявляется (как и судебная юрисдикция или административная юстиция) в рассмотрении и разрешении полномочными исполнительными органами (должностными лицами) спорных вопросов применения материально-правовых норм, в правовой оценке поведения участников административно-правовых споров, а также в применении в необходимых случаях к виновным при негативной оценке их поведения предусмотренных действующим законодательством мер государственного (юридического) при-нуждения». Производство по жалобам также, как и производство по предложениям и заявлениям граждан опирается на конституционное право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33 Конституции Российской Федерации).

Предметом рассмотрения в рамках данного производства является жалоба или спор. Понятие жалобы раскрывается в норме-дефиниции, а именно, в пункте 4 статьи 4 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в которой для целей указанного закона жалоба определяется как «просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц». Именно характер данного обращения предопределяет тот юридический результат, который достигается в рамках данного производства.

Понятие административно-правового спора остаётся предметом научной дискуссии. Не вдаваясь в детали научной дискуссии, предлагаем следующие точки зрения, раскрывающие суть административно-правового спора:

«Административно-правовой спор, как предмет юрисдикционного производства, есть спор о праве административном, возникающий между участниками управленческих отношений в связи со сложившимся у одной стороны этих отношений представлением о том, что её права и законные интересы нарушаются либо ущемляются действиями другой стороны»;

«Административно-правовой спор представляет собой разногласия между субъектами административно-правовых отношений по поводу различно понимаемых взаимных прав и обязанностей и (или) законности административных актов, возникающие в связи с реализацией, применением, нарушением либо установлением правовых норм в сфере публичного управления и разрешаемые в рамках определенной правовой процедуры».

В рамках административного и судебного порядка российское законодательство предусматривает различные процессуальные формы рассмотрения административно-правовых жалоб и споров: административное производство и административное судопроизводство. В связи с этим, термин «производство» не в полной мере отражает процессуальное разнообразие существующих вариантов рассмотрения данного вида обращений, с другой стороны, он позволяет акцентировать внимание именно на административных производствах по рассмотрению жалоб и споров, являющихся процессуальными формами деятельности субъектов исполнительной власти и других субъектов публичного управления, и отграничить их от производств, являющихся составной частью административного судопроизводства.

По общему правилу, административно-правовые жалобы могут быть рассмотрены в рамках производства по рассмотрению жалоб как вида обращений граждан, урегулированного Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Установленный данным Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Читайте также:  Признаки классификации предпринимательской деятельности кратко

В порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами, административно-правовые жалобы могут быть рассмотрены в рамках следующих специальных видов административных производств:

Специальный порядок устанавливается также для пересмотра постановлений по делам об административных правонарушениях, регламентируемых главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ.

Каждому заинтересованному лицу гарантируется:

а) право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность;

б) право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим КАС РФ и другими федеральными законами (ч. 1 КАС РФ).

Судебный порядок рассмотрения административно-правовых споров включает следующие производства:

В рамках административного судопроизводства в соответствии с частью 1 статьи 1 КАС РФ осуществляется рассмотрение и разрешение административных дел «о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных или иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий».

Так, в соответствии с положениями статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица: 1) созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо 2) на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также 3) право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Учитывая специальность обучающихся, для которых подготовлен этот учебник, в данной главе будет рассмотрен только административный порядок рассмотрения административно-правовых жалоб и споров, который реализуется в рамках указанных выше административных (внесудебных) производств, входящих в структуру административного процесса.

Общие требования, предъявляемые к содержанию адмипистративно-правовой жалобы и особенности рассмотрения отдельных её видов

Определённый данным нормативным правовым актом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные: а) с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом; б) с рассмотрением обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц; в) с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.

В свою очередь, Закон о предоставлении услуг в статье 11.2 предусматривает следующие специальные требования к содержанию жалобы:

Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в орган, предоставляющий государственную услугу, либо орган, предоставляющий муниципальную услугу. Она «может быть направлена по почте, через многофункциональный центр, с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, официального сайта органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, единого портала государственных и муниципальных услуг либо регионального портала государственных и муниципальных услуг, а также может быть принята при личном приеме заявителя».

Законом об обращениях предусматривается, что заинтересованное лицо направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Вместе с тем необходимо отметить, что письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения. Исключение составляет ситуация, когда компетенция по рассмотрению жалобы лежит на уполномоченном субъекте, действия (бездействие) или решение которого обжалуются. В таком случае жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.

Закон о предоставлении услуг определяет, что порядок подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Жалобы как письменные обращения с процессуальной точки зрения принято подразделять на коллективные, анонимные, аналогичные, повторные, многократные, некорректные по содержанию или изложению. Закон об обращениях предусматривает некоторые специальные правила рассмотрения таких жалоб.

Закон об обращениях в части 1 статьи 11 устанавливает следующее правило в отношении анонимной жалобы: «Когда в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией».

Следует отметить, что Закон об обращениях предусматривает порядок действий органа публичной власти в случаях получения некорректной по содержанию жалобы. Так, часть 3 статьи 11 наделяет государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, правом «оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом».

В свою очередь, согласно положениям части 4 статьи 11, «если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению».

Письменная жалоба подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

В случае если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место. Также необходимо отметить, что, согласно положениям части 3 статьи 2 Закона об обращениях, «рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно».

Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

В статье 11 Закон об обращениях называет также следующие дополнительные правила, которые необходимо соблюдать при рассмотрении отдельных видов жалоб.

1. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

2. Если ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений. Однако, если причины, по которым ответ по существу поставленных в жалобе вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить жалобу в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу.

Производство по жалобам и спорам предусматривает такую форму обращения, как личный прием граждан. Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. Если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на жалобу с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в установленном порядке. В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться. В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Действующее законодательство обязывает государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществлять в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализировать содержание поступающих обращений, принимать меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.

Важным институтом по защите прав граждан является Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, который рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. Он рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном, либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

Законом установлено, что деятельность Уполномоченного «способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты». Таким образом, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации с полным правом может быть признан участником производства по административно-правовым жалобам и спорам в случаях, когда граждане обжалуют действия (бездействие) и решения органов публичной власти (должностных лиц), нарушающие их права, свободы и законные интересы в сфере государственного управления.

Подача жалобы Уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к рассмотрению Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации.

Жалоба должна быть подана Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении. Жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.

К специальным правилам, установленным Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», относятся следующие правила.

Читайте также:  Признаки равенства прямоугольных треугольников без доказательств

1. При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции.

2. Приступив к рассмотрению жалобы, Уполномоченный вправе обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению. Проверка не может быть поручена государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

В целях реализации поставленных перед ним задач, 6 июня 2013 г. Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей утвержден Порядок подачи и рассмотрения жалоб, принятия решений по ним, текст которого размещён на официальном сайте Уполномоченного (www.ombudsmanbiz.ru)^.

Как предусмотрено в пункте 1.3 Порядка подачи и рассмотрения жалоб, принятия решений по ним, жалобы могут быть индивидуальными, т.е. поданными от лица субъекта предпринимательской деятельности, или в защиту интересов субъекта предпринимательской деятельности, или коллективными, т. е. поданными от лица группы субъектов предпринимательской деятельности, поданными в интересах неограниченного круга предпринимателей.

Положениями раздела 2 названного Порядка регламентирована подача жалобы. В соответствии с пунктом 2.1 указанного раздела:

Согласно пункту 2.2 порядка подачи и рассмотрения жалоб, принятия решений по ним:

Направление жалобы по одному и тому же вопросу уполномоченным, осуществляющим свою деятельность в разных субъектах Российской Федерации, не допускается. В случае если после принятия жалобы к рассмотрению уполномоченным в субъекте Российской Федерации будет установлено, что аналогичная жалоба уже рассматривается уполномоченным в другом субъекте Российской Федерации, жалоба оставляется без дальнейшего рассмотрения и возвращается обратившемуся с ней субъекту предпринимательской деятельности.

Стадии производства по административно-правовымжалобам и спорам

Анализ действующего законодательства, учебной и научной литературы позволяет выделить в рамках производства по рассмотрению административно-правовых жалоб граждан следующие стадии:

1. Стадия возбуждения производства по жалобе начинается с подачи жалобы.

Жалоба подается физическими или юридическими лицами в органы исполнительной власти, местного самоуправления, организации или тем должностным лицам, к непосредственному ведению которых относится разрешение вопроса. Гражданин вправе самостоятельно определить орган, в который он обращается. В случае письменного обращения она может быть направлена по почте или лично передана гражданином в канцелярию или приемную того органа, в который он обращается. Требования к письменному обращению, кроме наличия сведений об авторе и адреса, по которому должен быть направлен ответ, как и при подаче предложений и заявлений, закон не предъявляет. Содержание жалобы может излагаться гражданином в произвольной, им самим избранной форме.

По общему правилу, сформулированному в статье 8 Закона об обращениях, письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Однако отдельные нормативно-правовые акты определяют иные сроки для регистрации поступивших жалоб. Так, Правилами подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации установлено, что «жалоба, поступившая в уполномоченный на ее рассмотрение орган, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления.

В свою очередь, в соответствии с положениями статьи 4 Закона о биз-нес-омбудсмене срок принятия Уполномоченным решения о принятии жалобы субъекта предпринимательской деятельности к рассмотрению или об отказе в принятии жалобы к рассмотрению составляет 10 дней со дня поступления жалобы, о чем заявитель уведомляется в течение трех дней. В дальнейшем Уполномоченный уведомляет заявителя о результатах реализации мер по восстановлению его нарушенных прав и законных интересов с периодичностью не реже одного раза в два месяца.

Органы исполнительной власти, местного самоуправления, организации, а также должностные лица, к ведению которых не относится решение вопросов, поставленных в жалобах, обязаны направить их не позднее чем в пятидневный срок по принадлежности, извещая при этом заявителей.

Стадия возбуждения производства по жалобе заканчивается принятием одного из следующих решений:

К особенностям стадии возбуждения производства по жалобе Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации следует отнести только два правила. Согласно первому, о принятом в связи с поступившей жалобой решении Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются. В соответствии со вторым, отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован. Кроме того, полученный от Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации отказ в принятии жалобы к рассмотрению обжалованию не подлежит.

Согласно утвержденному им Порядку подачи и рассмотрения жалоб, принятия решений по ним, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, в уведомлении в связи с полученной жалобой может указать одно из следующих решений:

Причем последнее решение, согласно анализу положений Закона о бизнес-омбудсмене, может быть принято только в случае, когда предприниматель сам обратился с просьбой о прекращении рассмотрения поданной ранее жалобы.

2. Стадия рассмотрения жалобы и принятие по ней решения.

В обычном порядке жалобы рассматриваются в срок до одного месяца, за исключением случаев, когда характер предложения требует дополнительного изучения или истребования дополнительных документов. При возникновении таких обстоятельств в соответствии с частью 2 статьи 12 Закона об обращениях руководитель органа исполнительной власти или местного самоуправления вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней. Об этом решении обязательно сообщается лицу, подавшему жалобу. Жалоба, не требующая дополнительной проверки и изучения, рассматривается безотлагательно, но не позднее 15 дней.

Так, в соответствии с Законом о предоставлении услуг, жалоба рассматривается в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены органом, уполномоченным на ее рассмотрение. Кроме того, в случае обжалования отказа органа, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования заявителем нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.

В случае необходимости, уполномоченные на то лица могут истребовать нужные документы, направлять работников на места проверки, принимать другие меры для объективного разрешения вопроса.

Так, пунктом 102 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации предусматривается, что «при рассмотрении обращения, отнесенного к категории «жалоба», проводится проверка обоснованности каждого довода гражданина. По результатам рассмотрения жалобы принимаются необходимые меры для восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина или разъясняется неправомерность предъявляемых требований (претензий), а также при необходимости порядок обжалования принятого решения».

К особенностям стадии рассмотрения жалобы в органах внутренних дел следует также отнести установленное в пункте 99 Инструкции правило, согласно которому, при рассмотрении полученной жалобы производится проверка изложенных в обращении сведений. В целях такой проверки непосредственный исполнитель делает следующее:

Инструкция также предусматривает подробный порядок действий непосредственного исполнителя, в случае выявления при рассмотрении жалобы по существу признаков преступления или административного правонарушения.

Наибольшими полномочиями на стадии рассмотрения административно-правовых жалоб наделяются такие субъекты, как Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей. К таким полномочиям, в частности, у Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в соответствии с положениями части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона относятся следующие:

Кроме того, Федеральный конституционный закон предусматривает, что по вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории Российской Федерации органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, руководителями общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, администрацией мест принудительного содержания.

Вместе с тем, статьей 25 Федерального конституционного закона предусмотрено, что при рассмотрении жалобы «Уполномоченный обязан предоставить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом».

Также статья 34 Федерального конституционного закона гарантирует, что «должностные лица бесплатно и беспрепятственно обязаны предоставлять Уполномоченному запрошенные материалы и документы, иную информацию, необходимую для осуществления его полномочий. Запрошенные материалы и документы и иная информация должны быть направлены Уполномоченному не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок».

Следуя логике законодательства, по жалобам граждан должны приниматься обоснованные решения. О решениях, принятых по жалобам граждан, им должно быть сообщено в письменной или устной форме, а в случаях отказа в удовлетворении жалобы указываются его мотивы.

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что решение по жалобе может быть следующим:

Так, Закон о предоставлении услуг предусматривает в части 7 статьи 11.2, что по результатам рассмотрения жалобы орган, предоставляющий государственную услугу, либо орган, предоставляющий муниципальную услугу, принимает одно из следующих решений:

Не позднее дня, следующего за днем принятия данного решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

3. Стадия обжалования принятого по жалобе решения.

Эта стадия является факультативной и осуществляется, если заявитель не удовлетворен результатами рассмотрения и принятым решением по жалобе. В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» заявитель имеет право на обжалование принятого по обращению решения. Обжалование может быть осуществлено в административном порядке, который подразумевает обращение с жалобой в вышестоящий по подчиненности орган государственной власти или направление жалобы в надзирающее ведомство, чаще всего в органы прокуратуры, которые осуществляют в широком плане надзор за законностью деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления.

4. Стадия исполнения принятого по жалобе решения.

Сущность этой стадии заключается в том, что орган (должностное лицо), который принял решение, обязан обеспечить своевременное и правильное исполнение решения по делу. Органы исполнительной власти, местного самоуправления или должностное лицо, рассматривая жалобу, обязаны принять исчерпывающие меры, которые направлены на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.

Постановление по жалобе обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами. В установленных законом случаях исполнение принятого по жалобе решения обеспечивается компетентными органами и средствами государственного принуждения.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации вправе:

В случае грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина Уполномоченный вправе:

Уполномоченный также вправе обратиться в Государственную Думу с предложением о проведении парламентских слушаний по фактам нарушения прав и свобод граждан, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в проводимых парламентских слушаниях.

В свою очередь, в соответствии с положениями части 5 статьи 4 Закона о бизнес-омбудсмене, по результатам рассмотрения жалобы «Уполномоченный обязан выполнить одно или несколько из следующих действий:

Таким образом, исполнение принятого по жалобе решения Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, как и Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, фактически предполагает дальнейшее рассмотрение предоставленных заявителем материалов в суде или иных органах, уполномоченных на принятие решения по существу.

Источник

Adblock
detector