Административная ответственность понятие отличительные признаки основания

Понятие, признаки и основания административной ответственности

Административная ответственность — это вид юриди­ческой ответственности, применяемой за совершение адми­нистративного проступка и состоящей в возложении на виновное лицо ограничений материального и морального характера.

Административной ответственности присущи все при­знаки юридической ответственности, и вместе с тем, она имеет особые, характерные только для нее черты.

Признаки административной ответственности:

1) меры этого вида ответственности предусмотрены и урегулированы административным Правом;

2) она носит более мягкий, по сравнению с уголовной ответственностью, характер;

3) применяется, как правило, органами исполнитель­ ной власти и лишь в отдельных случаях — судами;

4) порядок привлечения к административной ответ­ ственности упрощен по сравнению с уголовной ответствен­
ностью;

5) между правонарушителем и органом, налагающим административное взыскание, отсутствуют служебные взаимоотношения, что характерно для дисциплинарной
ответственности.

Основание административной ответственности — на­личие в деянии виновного лица состава административно­го проступка.

Понятие и признаки административного проступка

Административный проступок — это противоправное, виновное действие или бездействие, посягающее на соци­альные блага, охраняемые административным законода­тельством.

Признаки административного проступка:

1) противоправность. Действие или бездействие при­ знается административным проступком только тогда, ког­да оно прямо нарушает конкретную норму административ­
ного законодательства;

2) антиобщественный характер. Административный проступок либо наносит реальный ущерб личности, обще­ ству, государству, либо создает угрозу нанесения такого
вреда;

3) виновность. Проступком признается только виновное деяние. Вина — психическое отношение лица к совершае­ мому им деянию и его последствиям. Вина существует в
формах умысла и неосторожности;

4) наказуемость. Административное законодательство устанавливает вид и меру взыскания за совершение адми­нистративного проступка.

Административный проступок может быть совершен в форме действия (например, распитие спиртных напитков на производстве) либо бездействия (невыполнение родите­лями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей).

Субъектом административного проступка может быть физическое, а в ряде случаев и юридическое лицо.

Виды административных проступков

Перечень административных проступков содержит Осо­бенная часть Кодекса Украины об административных пра­вонарушениях.

Они составляют несколько групп:

— правонарушения в области охраны- труда и здоровья населения (например, незаконные производство, приобретение, хранение, перевозка, пересылка нар­котических средств или психотропных веществ без цели сбыта в небольших размерах);

— правонарушения, которые посягают на собствен­ность (например, мелкая кража государственного или коллективного имущества);

— правонарушения в области охраны природы, исполь­зования природных ресурсов, охраны достоприме­чательностей истории и культуры (например, самовольный захват земельного участка, засорение лесов отходами);

— правонарушения в промышленности, строитель­стве и в сфере использования топливно-энергети­ческих ресурсов (например, самовольное строитель­ство домов или сооружений);

— правонарушения в сельском хозяйстве, нарушение ветеринарно-санитарных правил (например, неза­конный посев и выращивание снотворного мака или конопли);

— правонарушения на транспорте, в области дорож­ного хозяйства и связи (например, нарушение води­телями правил эксплуатации транспортных средств, правил пользования ремнями безопасности или мото­шлемами, безбилетный проезд);

— правонарушения в области жилищных прав граждан, жилищно-коммунального хозяйства и благо­устройства (например, самовольный захват жилого помещения в домах государственного или обществен­ного жилого фонда);

— правонарушения в области торговли, общественно­го питания, сферы услуг, в области финансов и предпринимательской деятельности (например, обман покупателя или заказчика, нарушения зако­нодательства, которое регулирует производство, экс­порт, импорт дисков для лазерных систем считыва­ния);

— правонарушения в области стандартизации, каче­ства продукции, метрологии и сертификации (на­пример, выпуск в продажу продукции, которая не отвечает требованиям стандартов, технических усло­вий и образцов (эталонов) относительно качества, комплектности и упаковки);

— правонарушения, которые посягают на обществен­ный порядок и общественную безопасность (напри­мер, мелкое хулиганство, азартные игры, гадания в общественных местах);

— правонарушения, которые посягают на установлен­ный порядок управления (например, злостное непо­виновение законному распоряжению или требованию работника милиции, члена общественного формиро­вания по охране общественного порядка и государ­
ственной границы, военнослужащего).

Состав административного проступка

Состав административного проступка — это совокуп­ность установленных законом объективных и субъективных элементов, характеризующих деяние как административ­ное правонарушение.

Состав административного проступка включает: субъ­ект, объект, субъективную и объективную стороны:

1) объект административного проступка — это обще­ственные отношения в сфере управления, права и свободы человека и гражданина, на которые посягает правонаруши­тель;

2) объективная сторона административного проступ­ка — деяние (действие или бездействие), его вредные по­следствия, причинная связь между деянием и его послед­
ствиями, место, время, обстановка, способ, орудия и сред­ства совершения проступка. Основным и обязательным признаком объективной стороны является противоправное
деяние. Все остальные признаки являются не обязательны­ми (факультативными) и учитываются только тогда, когда они предусмотрены соответствующей нормой администра­ тивного права;

3) субъект административного проступка — гражда­не Украины, иностранные граждане (подданные), лица без гражданства, достигшие на момент совершения про­ступка 16-летнего возраста. Среди субъектов админи­стративного проступка особо выделяются должностные лица, которые несут ответственность за несоблюдение правил, обеспечение исполнения которых входит в их служебные обязанности. Должностные лица несут по­
вышенную по сравнению с иными лицами ответствен­ность.

Субъектом административного проступка, предусмо­тренного налоговым, антимонопольным, финансовым законодательством, законодательством о предпринима­тельской деятельности, может выступать юридическое лицо;

3) субъективная сторона административного проступ­ка — связанное с его совершением психическое состояние лица.

К признакам субъективной стороны относятся вина, мотив и цель совершения правонарушения. Вина — основ­ной и обязательный признак субъективной стороны. Она представляет собой психическое отношение лица к совер­шаемому им деянию и его последствиям и проявляется в формах умысла и неосторожности. Мотив и цель админи­стративного проступка являются не обязательными (фа­культативными) признаками и учитываются лишь тогда, когда это предусмотрено конкретной нормой администра­тивного права.

Виды административных взысканий

Административное взыскание — это мера государствен­ного принуждения в отношении лица, совершившего адми­нистративный проступок.

Взыскание применяется с целью правового воспитания такого лица, а также для предупреждения совершения новых проступков.

Виды и порядок применения административных взыс­каний определяются Кодексом Украины об административ­ных правонарушениях:

1) предупреждение. Выносится в письменной форме;

2) штраф. Штрафом называют денежное взыскание в пользу государства;

3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом администра­ тивного правонарушения. Принудительно изъятый пред­
мет подлежит последующей реализации. Вырученная от реализации денежная сумма передается бывшему собствен­нику предмета за вычетом расходов по реализации пред­
мета;

4) конфискация предмета, явившегося орудием совер­шения или непосредственным объектом административно­го правонарушения, либо денег, полученных вследствие
совершения административного правонарушения. Конфис­кация — это безвозмездное обращение предмета в собствен­Ность государства;

5) лишение специального права на срок до 3 лет. Этот вид взыскания применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования правом управления транс­
портными средствами, правом охоты;

6) исправительные работы на срок до 2 месяцев. Этот вид взыскания исполняется по месту постоянной работы правонарушителя с удержанием до 20 % заработка в доход
государства;

7) административный арест на срок до 15 суток.

К иностранным гражданам и подданным, лицам без гражданства может быть применена такая мера админи­стративного принуждения как выдворение за пределы Украины.

Административная ответственность несовершеннолетних

К административной ответственности могут привлекать­ся лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста. Дела о совершении административных проступков, совершенных несовершеннолетними (лицами от 16 до 18 лет), рассма­триваются только районным (городским) судом (судьей). В отношении несовершеннолетнего может быть назначено любое административное взыскание, за исключением ад­министративного ареста.

Кроме того, суд (судья) вправе применить к несовершен­нолетнему правонарушителю следующие меры, воздей­ствия:

1) обязательство публично или в иной форме попросить извинения у потерпевшего;

3) выговор или строгий выговор;

4) передача несовершеннолетнего под надзор родителям или лицам, их заменяющим, либо под надзор педагогичес­кому или трудовому коллективу с их согласия, а также
отдельным гражданам по их просьбе.

Применение таких мер воздействия является правом, а не обязанностью суда (судьи). Суд (судья) применяет адми­нистративное взыскание или меры воспитательного воздей­ствия с учетом личности несовершеннолетнего.

УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Общая характеристика Уголовного кодекса Украины

Уголовное право — отрасль системы права Украины, определяющая основания уголовной ответственности, виды преступлений и наказания за их совершение.

Уголовное право Украины кодифицировано, причем Уголовный кодекс является единственным источником права в данной отрасли. В отрасли уголовного права нет подзаконных актов, не допускается применение юридиче­ских прецедентов или правовых обычаев.

Уголовный кодекс Украины был принят 5 апреля 2001 г. и введен в действие с 1 сентября 2001 г. Уголовный кодекс состоит из Общей и Особенной части, которые делятся на разделы и статьи (всего 447 статей).

Общая часть Уголовного кодекса состоит из 15 разде­лов. Она содержит задачи Уголовного кодекса, основания уголовной ответственности, понятия преступления и на­казания, виды уголовных наказаний, общие начала назна­чения наказаний и освобождения от них, особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолет­них и другие общие положения.

Читайте также:  Характерные признаки и среда обитания зеленых водорослей

Особенная часть Уголовного кодекса состоит из 20 разделов. Она содержит исчерпывающий перечень деяний, которые признаются преступлениями, и конкретные на­казания за совершение этих деяний. Каждый раздел Осо­бенной части Уголовного кодекса посвящен определенной группе преступлений. Критерием для выделения глав яв­ляется родовой объект — однородные социальные блага, ценности, общественные отношения, на которые посягает преступление. Например, раздел I содержит составы пре­ступлений против основ национальной безопасности Укра­ины, раздел II — преступления против жизни и здоровья личности, раздел III — преступления против свободы, чес­ти и достоинства человека.

Действие уголовного закона ро времени, в пространстве, пр кругу лиц Уголовный закон действует во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Действие уголовного закона во времени определяется следующими положениями:

1) рреступность и наказуемость деяния определяются законом, действовавшим в момент совершения деяния.

Например, если кража совершена 5 мая 1999 г., то вид и мера уголовной ответственности виновного лица будут определяться в соответствии с Уголовным кодексом Укра­ины 1960 г. независимо от времени привлечения к уголов­ной ответственности;

2) закон, устраняющий преступность деяния или смяг­чающий уголовную ответственность, имеет обратную силу во времени, то есть распространяется на лиц, совер­шивших деяние до вступления данного закона в силу. Например, в отличие от прежнего Уголовного кодекса ныне действующий закон не устанавливает наказания за клевету. Следовательно, не привлекается к уголовной ответствен­ности лицо, совершившее данное деяние, например, 3 ав­густа 2001 г.;

3) закон, устанавливающий преступность деяния или усиливающий уголовную ответственность, не имеет об­ратной силы во времени. Например, новый Уголовный
кодекс ввел уголовную ответственность за ряд компьютер­ных преступлений. Но его нормы распространяются только на деяния, совершенные после вступления закона в силу, т.е. с 1 сентября 2001 г.;

4) закон, который частично смягчает ответственность, а частично ее усиливает, имеет обратную силу только в той части, которая смягчает ответственность.

Действие уголовного закона в пространстве определя­ется территориальным принципом его применения. Все лица, совершившие преступление на территории Украины, подлежат уголовной ответственности по законам Украины. Иначе говоря, действие Уголовного кодекса распространя­ется на граждан Украины, иностранных граждан и поддан­ных, лиц без гражданства, совершивших преступление на территории Украинского государства. Исключение со­ставляют иностранные граждане и подданные, пользующи­еся личной неприкосновенностью (члены парламентских делегаций, дипломаты). В случае совершения ими преступ­ления вопрос об их ответственности решается дипломати­ческим путем.

Действие уголовного закона в пространстве тесно связа­но с действием уголовного закона по кругу лиц.

Граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие в Украине, совершившие преступление за пределами Украины, подлежат уголовной ответственности в соответствии с Уголовным кодексом Украины, если иное не предусмотрено международными договорами, согласие на обязательность которых дала Верховная Рада Украины. Если указанные лица за совершенные преступления были уже подвергнуты уголовному наказанию за пределами Украины, они не могут быть привлечены в Украине к ответственности за эти же преступления. Так в уголовном праве Украины находит отражение известный со времен Древнего Рима принцип: «Нельзя осудить дважды за одно и тоже».

Иное положение действует в отношении иностранцев и лиц без гражданства, которые не проживают в Украине постоянно. Если они совершили преступление за пределами Украины, то они подлежат ответственности по законам Украины только в случаях, предусмотренных международ­ными договорами, либо в случае совершения особо тяжких преступлений против граждан Украины или интересов Украинского государства.

Понятие и признаки преступления

Преступление — это предусмотренное Уголовным ко­дексом общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие), совершенное субъектом преступления.

Преступное деяние может быть совершено в форме дей­ствия или бездействия. Преступное действие — это вид активного поведения лица, когда оно совершает действия, прямо запрещенные уголовным законом. Например, кража, разбой, вымогательство — это преступления, совершенные в форме действия. Преступное бездействие — это вид пассивного поведения лица, когда оно не осуществляет действий, прямо предписанных законом. Например, пре­ступлением, совершенным в форме бездействия, является неоказание помощи больному медицинским работником (ст. 139 Уголовного кодекса Украины).

Субъектом преступления признается физическое вме­няемое лицо, совершившее преступление в возрасте, с которого может наступать уголовная ответственность. Вменяемым признается лицо, которое во время соверше­ния преступления могло осознавать свои действия (без­действие) и руководить ими. Уголовной ответственности подлежат лица, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет. Уголовной ответственности подлежат также лица, достигшие 14 лет, совершившие преступле­ния, социальную опасность которых они в состоянии осо­знавать. Исчерпывающий перечень таких преступных деяний определен Уголовным кодексом (ч.2 ст.22 Уголов­ного кодекса Украины).

Не является преступлением деяние, хотя и предусмо­тренное Уголовным кодексом, но в силу малозначительнос­ти не представляющее общественной опасности, то есть не причинившее существенного вреда, например, кража пач­ки масла, буханки хлеба, бутылки воды.

Признаки преступления:

1) уголовная противоправность. Этот признак пре­ступления указывает на то, что данное деяние предусмо­трено уголовным законом и запрещено им под угрозой на­ казания;

2) общественная опасность. Преступление наносит или создает угрозу нанесения значительного вреда физическому или юридическому лицу, обществу или государству;

3) виновность. Преступным признается только виновное деяние. Вина — психическое отношение лица к совершае­ мому им деянию и его последствиям. Вина существует в
формах умысла и неосторожности.

Отсутствие вины не дает возможности рассматривать деяние как преступление;

4) наказуемость. Данный признак преступления озна­чает, что за совершение конкретного преступления Уголов­ным кодексом установлено соответствующее наказание.

Классификация преступлений

Классификация преступлений производится в зависи­мости от степени их тяжести:

1) преступлением небольшой тяжести является пре­ступление, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы не более двух лет или иное, более мягкое наказание. Например, к числу таких преступлений отно­сятся незаконное разглашение врачебной тайны (ст. 145), незаконное использование товарного знака (ст.229), жес­токое обращение с животными (ст.209);

2) преступлением средней тяжести является преступ­ление, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не более пяти лет. Примерами таких пре­
ступлений могут быть подмена ребенка (ст. 148), изготовле­ние, сбыт и использование поддельных негосударственных ценных бумаг (ч.1 ст.224), заведомо незаконное задержание или незаконный привод (чЛ ст.371);

3) тяжким преступлением является преступление, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не более десяти лет. Примеры тяжких преступле­ний — умышленное тяжкое телесное повреждение (ч.1 ст. 121), разбой (ч. 1-2 ст. 137);

Источник

Административная ответственность

Понятие и основные черты административной ответственности

Административная ответственность — вид юридической ответственности за нарушение административного или иного законодательства, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему правонарушение.

Административная ответственность обладает признаками, свойственными и общей юридической ответственности. В то же время в законодательстве можно найти не только общие признаки юридической ответственности, но и специфические признаки, характерные именно для данного вида ответственности.

В целом основные черты административной ответственности сводятся к следующему:

Следовательно, административная ответственность обладает рядом черт, отличающих ее от других видов ответственности. Но основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами — административные наказания.

Понятие, признаки и состав административного правонарушения

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие ( бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Это понятие охватывает основные признаки административного правонарушения:

а) антиобщественность (общественная опасность);
б) противоправность;
в) виновность;
г) ответственность (наказуемость).

Сущность административного правонарушения определяется его общественной опасностью. Административный проступок, посягая на установленный правопорядок, причиняет ему тот или иной вред, нарушает упорядоченность, согласованность управленческих отношений. При этом нежелательный результат может проявляться в реальном вреде или в создании условий для наступления вреда.

Степень общественной опасности определяется на основе учета многочисленных конкретных обстоятельств, которыми являются: особенности объекта правонарушения: повторность противоправного посягательства; наличие определенных последствий; характер вины; личность правонарушителя.

Административный проступок обладает меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступлением. Разграничение этих видов правонарушений проводится именно по степени их общественной опасности. «Степень общественный опасности — вот тот критерий, — подчеркивает А. Е. Лунев.

Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права. Эти нормы могут принадлежать не только к административному, но и к ряду других отраслей права. Принципиально то, что соблюдение соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности. Это, кроме административного, могут быть нормы конституционного, финансового, гражданского, трудового и других отраслей права. Так, гл. 5 КоАП РФ начинается с видов административных правонарушений.

Виновность деяния означает, что оно совершено умышленно или по неосторожности.

Административная ответственность за деяния также относится к безусловным признакам административного правонарушения. Им признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Читайте также:  Понятие и признаки преступления классификация категории преступлений

Признаки административного правонарушения следует отличать от его юридического состава. В литературе отмечается, что элементами состава административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объектом являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Практически в качестве объекта выступают конкретные нормы, предписания, законные требования, запреты. Это означает, что формы выражения конкретных объектов могут быть различные. Например, переход пешехода на запрещающий сигнал светофора является посягательством на безопасность дорожного движения; мелкое хулиганство посягает на общественный порядок и выражается в совершении действий, примерный перечень которых дан в формулировке понятия «мелкое хулиганство».

Объективная сторона заключается в действии или без-действии, запрещенном административным правом, которое может посягать на конкретные общественные отношения, урегулированные многими отраслями права (гражданского, земельного, трудового, финансового и др.). Наличие объективной стороны административного правонарушения законодатель во многих случаях ставит в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, на-ступивших его вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности. Содержание объективной стороны может включать характер действия или бездействия — повторность, длящееся нарушение.

Длящимся является действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой административной ответственности. Длящееся правонарушение является единым независимо от продолжительности действия или бездействия (ст. 19.15 КоАП РФ — проживание гражданина РФ без удостоверения личности или без регистрации).

Субъектами административного правонарушения признаются физические и юридические лица.

Среди физических лиц различают следующие категории: а) граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства; б) должностные и другие лица, признаваемые субъектами административного правонарушения с учетом особенностей их правового положения, выполнения профессиональных функций, состояния здоровья, возраста.

Для отдельных категорий лиц эти факторы обусловливают дополнительные основания для административной ответственности, для других — ограничение применения ее мер.

Так, должностные лица признаются субъектами административных правонарушений, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (грубое нарушение правил бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, прием на работу без паспорта или без регистрации по месту жительства руководителем предприятия).

Заметим, что КоАП РФ в Примечании к ст. 2.4 дает понятие должностного лица как постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти либо организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. К должностным лицам приравнены также индивидуальные предприниматели без образования юридического лица.

Существует особый порядок привлечения к ответственности не-совершеннолетних. Привлечению к административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста. К лицам в возрасте от 16 до 18 лет за совершение правонарушений применяются меры, предусмотренные не только КоАП РФ, но и Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Определенные ограничения установлены для военнослужащих, беременных женщин, женщин, имеющих детей до 14-летнего возраста, инвалидов 1-й и 2-й групп. Так, к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, не может применяться за административное правонарушение штраф, к беременным женщинам — административный арест и т. п. Ст. 2.6 КоАП РФ регулирует административную ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства, а ст. 2.10 КоАП РФ — административную ответственность юридических лиц.

Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Оно может быть выражено в форме умысла или неосторожности.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично (ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ).

Неосторожное административное правонарушение имеет место в случае, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ).

В особенной части КоАП РФ форма вины чаще всего не обозначается. Обычно большинство из них могут быть совершены в любой форме. Однако формулировка ряда правонарушений предполагает, что оно может быть совершено только в форме умысла (мелкое хулиганство, торговля без документов и т. д.); в редких случаях форма вины указывается в текстах статей КоАП РФ или иных законах, устанавливающих ответственность за административные правонарушения.

Наряду с обязательными признаками субъективной стороны, каковыми являются умысел и неосторожность, могут быть факультативные. Последними признаются мотив и цель, ибо они в одних составах указаны, а в других нет. В первом случае они являются квалифицирующими признаками правонарушения, т. е. действие или бездействие признается административным правонарушением, если оно совершено по мотивам и в целях, прямо указанных в законе. Так, ст. 7.19 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за самовольное подключение и использование электрической, тепловой энергии, нефти или газа. Отсутствие самовольности исключает возможность признания соответствующего действия административным правонарушением.

Освобождение от административной ответственности, т. е. основания, условия и последствия освобождения от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотрены ст. 2.9 КоАП РФ. Согласно этой статье освобождение от административной ответственности возможно при малозначительности совершенного административного правонарушения.

Основания освобождения от административной ответственности необходимо отличать от обстоятельств, исключающих неправомерность действия (бездействия). Речь идет о крайней необходимости и невменяемости нарушителя.

Не подлежит административной ответственности лицо, действующее в состоянии крайней необходимости и причинившее вред охраняемым законом интересам для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также интересам общества и государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред (ст. 2.7 КоАП РФ).

Не подлежит административной ответственности и лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния психики (ст. 2.8 КоАП РФ). Иначе говоря, такое лицо не может быть субъектом административной ответственности.

Условиями освобождения являются: малозначительность правонарушения, которая определяется в результате его объективной оценки; наличие состава административного правонарушения; принятие решения органом (должностным лицом), уполномоченным решать дела. Им же определяется и характер правонарушения.

Последствия — устное замечание, которое не влечет за собой никаких правовых последствий.

Понятие и виды административных наказаний

Административное наказание — мера ответственности за административное правонарушение. Оно применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1 КоАП РФ).

Основными видами административных наказаний являются:

Законодательством РФ, т. е. федеральными законами, могут быть установлены и иные, кроме указанных, административные наказания.

Закон подразделяет административные наказания на основные и дополнительные. Возмездное изъятие и конфискация орудия или предмета, а также административное выдворение за пределы РФ могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных наказаний, остальные — только в качестве основных.

Рассмотрим виды административных наказаний.

Предупреждение — мера морального характера. Оно выносится только в письменной форме и влечет за собой такие юридические по-следствия, как и все другие административные наказания. Устное предупреждение не является административным наказанием, а является мерой предупредительного характера.

Административный штраф — это денежное взыскание, выражающееся в величине, кратной: 1) минимальному размеру месячной оплаты труда (МРОТ) на момент окончания или пресечения правонарушения; 2) стоимости предмета административного правонарушения; 3) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате либо сумме незаконной валютной операции.

Штраф не может быть менее 1/10 МРОТ.

Размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать 25 минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц — 50 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — 1000 минимальных размеров оплаты труда.

Административный штраф за нарушение законодательства РФ о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, антимонопольного, таможенного, патентного, валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, законодательства РФ о естественных монополиях, о рекламе, о лотереях, об охране окружающей природной среды, об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о безопасности дорожного движения, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательства о несостоятельности (банкротстве), а также за нарушение правил пребывания (проживания) в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, правил привлечения и использования в РФ иностранных работников, налагаемый на должностных лиц и юридических лиц, может быть установлен с превышением размеров, указанных в абзаце первом настоящей части, но не может превышать для должностных лиц 200 минимальных размеров оплаты труда, для юридических лиц — 5000 минимальных размеров оплаты труда.

Читайте также:  Ветряная оспа признаки заболевания

Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов или таможенных пошлин, либо суммы незаконной валютной операции, либо суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо суммы денежных средств, не возвращенных в установленный срок в РФ, не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости.

Возмездное изъятие орудия или предмета совершения правонарушения состоит в принудительном изъятии только предмета, который явился орудием совершения или непосредственным объектом совершенного правонарушения. Изъятый предмет реализуется с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом рас-ходов по реализации изъятого предмета.

Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения, в собственность государства не изъятых из оборота вещей. Конфискации подлежит лишь предмет, находящийся в личной собственности. Предметы контрабанды могут быть конфискованы независимо от того, кто является их собственником.

Конфискуется именно определенный предмет, а не имущество, что отличает эту меру от меры уголовного наказания.

Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия со-вершения или предмета правонарушения:

Лишение специального права — права управления транспортными средствами, права охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств — применяется на срок от одного месяца до двух лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этими правами.

Лишение права управления средствами транспорта не может при-меняться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением следующих случаев:

Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых она является основным законным источником средств к существованию.

Наказание назначается судьей.

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается лишь в исключительных случаях на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — на срок до 30 суток.

Административный арест не может применяться:

а) к беременным женщинам;
б) женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет;
в) к лицам, не достигшим 18 лет;
г) к инвалидам 1-й и 2-й групп.

Непосредственное исполнение административного ареста осуществляют сотрудники специальных приемников органов внутренних дел.

Административное выдворение за пределы России иностранных граждан и лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом их перемещении через Государственную границу РФ за пределы России, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из РФ.

Административное выдворение за пределы РФ как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в РФ — соответствующими должностными лицами.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законом.

Наказание назначается судьей на срок от шести месяцев до трех лет.

Субъектами правонарушения являются лица:

а) осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица;
б) члены совета директоров;
в) индивидуальные предприниматели;
г) арбитражные управляющие.

Следует отметить, что Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 805 утверждено Положение о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц, который ведется в целях обеспечения учета лиц, дисквалифицированных на основании вступивших в силу постановлений судов о дисквалификации, а также для обеспечения заинтересованных лиц информацией о дисквалифицированных лицах.

Другим постановлением Правительства РФ от 2 августа 2005 г. № 483 «Об уполномоченном органе, осуществляющем формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц» установлено, что МВД РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц.

Административное приостановление деятельности (ст. 3.12 КоАП РФ) заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток.

Судья на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.

Назначение административного наказания

Этому вопросу посвящена гл. 4 КоАП РФ. В ней определены важнейшие требования, подлежащие соблюдению при применении административных наказаний и не касающиеся производства по делам об административных правонарушениях.

Прежде всего сформулированы общие правила назначения наказаний, которыми обязаны руководствоваться все органы (должностные лица) при наложении наказаний за любое административное правонарушение. Наказание налагается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение, т. е. КоАП РФ или законами субъектов Федерации.

Наказание за административное правонарушение может применяться лишь к лицу, его совершившему.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, наказание назначается в пределах только одной санкции, предусматривающей более строгое административное наказание.

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения правонарушения, а за нарушение законодательства РФ о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, таможенного, патентного, антимонопольного, валютного законодательства РФ, законодательства РФ об охране окружающей среды, об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе — по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

При длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня его обнаружения.

За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращении уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки исчисляются со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

В соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность, признаются:

Этот перечень не является исчерпывающим, поэтому орган или должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и обстоятельства, не указанные в законодательстве.

Обстоятельствами, отягчающими ответственность, признаются (ст. 4.3 КоАП РФ):

Орган (должностное лицо), назначающее административное наказание, в зависимости от характера административного правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим.

Источник