Административная ответственность понятие признаки основания привлечения

Административная ответственность (понятие, признаки, основание)

Это особый вид юридической ответственности, которая является составной частью административного принуждения.

Общие признаки юридической ответственности.

1. Наступает на основе норм права.

2. За нарушение правовых норм.

3. Связана с государственным принуждением.

4. Устанавливается правовыми актами компетентных органов.

Признаки административной ответственности (специфические):

1. Основанием является административное правонарушение.

2. Состоит в применении административных взысканий.

3. К административной ответственности привлекают только специальные уполномоченные на это органы.

4. Законодательно установлен особый порядок привлечения к административной ответственности.

5. Административная ответственность урегулирована нормами административного права.

6. Административная ответственность особый вид юридической ответственности.

Существует три основания административной ответственности.

1. Нормативное основание, то есть система норм, регулирующих административную ответственность.

2. Фактическое основание, то есть конкретные противоправные деяния.

3. Процессуальное основание, то есть акт компетентного субъекта о наложении взыскания.

Для поступления реальной ответственности необходимо.чтобы присутствовали все три оснований и именно в перечисленной последовательности.

В последнее время повышается роль административной ответственности в обеспечении правопорядка.

Законодательство РФ об административной ответственности

Нормативной основой административной ответственности являются многие нормативные акты, главный из них КоАП, таможенный кодекс РФ, большое количество федеральных законов и норм, касающихся ответственности, не включенных в КоАП.

Субъекты РФ вправе принимать законодательные акты по вопросам административной ответственности за деяния, которые не нашли закрепления в КоАП РФ. Так, статьей 11.18 КоАП РФ установлена административная ответственность за безбилетный проезд в пригородных поездах, в поездах местного и дальнего сообщения, на судах морского транспорта и судах внутреннего водного транспорта, безбилетный полет на судне воздушного транспорта и безбилетный проезд в автобусе междугородного сообщения. В свою очередь, административная ответственность за безбилетный проезд в городском общественном транспорте определяется законами субъектов РФ.

Законы субъектов РФ об административной ответственности могут как регламентировать порядок привлечения к административной ответственности за определенные деяния, так и включать в себя нормы ответственности за группы разнородных административных правонарушений. В первом случае, можно сказать, что каждому деянию или группе однородных деяний, посягающих на определенную категорию общественных отношений, посвящен отдельный закон субъекта РФ. Во втором случае такой закон представляет собой по сути мини-кодексы, включающие в себя перечни разнородных административных правонарушений.

Понятие, признаки административного правонарушения

Фактическим основанием для наступления административной ответственности является нарушение правовых норм, охраняемых административными санкциями, то есть административный деликт или административное нарушение.

По действующему законодательству основанием привлечения к административной ответственности является административное правонарушение и для коллективных и для индивидуальных субъектов. В ст.2.1 КоАП содержится определение административного правонарушения.

Административное правонарушение – противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАПом или законами субъектов РФ об адм. Правонарушениях установлена адм. Ответственность.

Признаки административного правонарушения:

1. Антиобщественное деяние, посягающее на общественные отношения, которое повлекло или могло повлечь наступление вредных последствий;

3. Виновное деяние, то есть волевое, сознательное;

4. Возможность применения административных наказаний за его совершение.

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 450 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Понятие и основания административной ответственности

Общие принципы административной ответственности, ее субъекты, виды и порядок применения взысканий устанавливаются КоАП РФ.

Субъектами административной ответственности являются физические и юридические лица. К физическим лицам относятся граждане, иностранные граждане и специальные субъекты административной ответственности. Административная ответственность граждан наступает с шестнадцатилетнего возраста. В целях гарантий прав несовершеннолетних установлено общее правило: к лицам от 16 до 18 лет за административные правонарушения применяются меры взыскания, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних (обязанность принести публичные извинения, предупреждение, штраф, если подросток имеет самостоятельный заработок и др.). Иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях. Вопрос об административной ответственности иностранных граждан, пользующихся иммунитетом от административной юрисдикции РФ, разрешается в соответствии с нормами международного права дипломатическим путем.

К специальным субъектам административной ответственности относятся должностные лица, военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов.
Должностные лица подлежат административной ответственности в случае совершения административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом, согласно КоАП РФ, понимается лицо, которое постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляет функции представителя власти, т.е. лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее административно-распорядительные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в вооруженных силах и других войсках РФ. Руководители и работники иных организаций, а также граждане-индивидуальные предприниматели, совершившие административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций несут административную ответственность как должностные лица, если иное не установлено законом.

К этим лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим срочной службы также в виде административного штрафа.
Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных разделом II КоАП РФ и иными законами. Помимо юридических лиц субъектами административной ответственности могут быть и другие лица, приравненные к ним отраслевыми или специальными законодательными актами. Так, филиалы юридических лиц могут быть привлечены к административной ответственности за некоторые нарушения налогового законодательства. Основной мерой административной ответственности, применяемой к юридическим лицам, является административный штраф.

Источник

Понятие, признаки, основания и значение административной ответственности.

Место пересечения – административная ответственность.

АО обладает всеми признаками административно-правового принуждения и юридической ответственности.

В итоге: АО – это особый вид юридической ответственности, которую отличают следующие признаки:

1. регламентируется КоАП РФ и законами субъектов РФ, принимаемыми в соответствии с КоАП

2. Основание – совершение административного правонарушения. Конкретные составы в КоАП и законах субъектов

3. состоит в применении к виновным административных наказаний

4. субъекты ответственности – юридические, физические лица, а также физические лица со спец. статусом, должностные лица и ИП.

5. применяется судьями, а также несудебными органами административной юрисдикции (специальные уполномоченные гос.органы и ДЛ)

6. порядок привлечения к ответственности строго регламентирован процессуальными нормами; именуется этот порядок как производство по делам административных правонарушений (КоАП, Глава 25 АПК).

Таким образом, административная ответственность состоит в применении в установленном порядке к виновным лицам административных наказаний, предусмотренных за совершение противоправных деяний, именуемых административными правонарушениями.

Основания для применения административной ответственности.

Административная ответственность, как и любая другая административная ответственность наступает при наличии одновременно трех оснований:

1. нормативное – в законе те или иные деяния абстрактно объявляются правонарушениями, устанавливается, что в случае нарушения, действия наказуемы.

2. фактическое – совершение правонарушения, т.е. выполнение виновным диспозиции нормы; совершении собственными действиями / бездействиями стороны правонарушения.

3. процессуальное (правоприменительное) – издание правоприменительного акта в отношении конкретного лица с назначением конкретного наказания в пределах санкции нормы.

Цели привлечения к ответственности:

3. частная превенция

Значение административной ответственности:

1. в настоящее время это основной вид юридической ответственности в публичной сфере, т.е. это наиболее значительное направление применения карательных санкций со стороны государства. Административная ответственность охраняет практически все сферы общественных отношений. Если есть какие-либо публичные обязанности, как правило, они обеспечиваются именно административной ответственностью, за исключением уголовной и налоговой ответственности.

2. универсальность, причем как с точки зрения субъекта ответственности, так и наказания.

3. штрафы как основной вид административных наказаний выступает не налоговым доходом бюджетов

4. институт административной ответственности выступает основой для формирования самостоятельных видов ответственности в публичной сфере

Читайте также:  Рентген признаки заглоточного абсцесса

Общая характеристика административно-деликтного законодательства

1. Федеральное законодательство

КоАП – с 1 июля 2002 года. Вместе с тем ряд вопросов в сфере административной ответственности регулируется и иными нормативными актами. Исключения:

1) Налоговый кодекс – некоторые считают, что налоговая ответственность – это разновидность административной (НО это не так, т.к. КоАП и НК действуют автономно друг от друга).

2) другие авторы называют Законы об обязательном социальном страховании – в них есть отдельные нормы, устанавливающие публично-правовые штрафы для участников отношений по социальному страхованию, однако КоАП к ним тоже не применяется. К ним может применяться НК.

3) Федеральный закон Об исполнительном производстве – в стадии исполнении она в общих чертах регулируется в главах КоАПа, но в большей части регулируется в данном законе (можно осгласиться).

4) АПК – можно согласиться, т.к. глава 25АПК дополнительно к КоАПу регламентирует рассмотрение отдельных дел о рассмотрении административных правонарушениях в арбитражных судах (тогда применяется и КоАП и АПК).

5) существует комплекс подзаконных актов федерального уровня, созданные во исполнение КоАПа (Постановления Правительства и ведомственные акты).

Структура КоАПа

1. Общие положения (главы с 1 по 4 знать близко к тексту)

3. Вопросы подведомственности

4. Производство по делам об административных правонарушениях (главы с 24 по 30 – знать близко к тексту)

5. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях (главы 31-32 знать близко к тексту)

Основные особенности КоАПа:

1. содержит как материальные, так и процессуальные нормы

2. регламентирует привлечение к ответственности как судами, так и несудебными органами (большинство подведомственно судам; некоторые наказания назначаются только судом).

3. КоАП предусматривает административную ответственность по вопросам федерального значения; предусматривает ответственность за нарушение регулятивных норм федерального уровня, т.е. КоАП не защищает региональные и муниципальные нормативные акты.

4. КоАП исчерпывающе регламентирует наиболее важные вопросы в сфере деликтных отношений (см. ст. 1.3. Предметы ведения РФ), однако оставляет нише и для регионального законодательства.

2. Законы субъектов РФ

Отдельные вопросы могут быть урегулированы субъектами РФ. КоАП прямо очерчивает пределы нормотворческой деятельности субъектов ст.1.3.1. Субъекты могут закрепить:

1) ввести собственные составы правонарушений за нарушения региональных и муниципальных регулятивных норм

2) за региональные правонарушения предусматривать наказания, но только двух видов: предупреждение и штраф

3) перечень должностных лиц, компетентных составлять протоколы по таким составам

4) подведомственность дел при их рассмотрении

5) составы можно поручить мировым судьям, комиссиям по делам несовершеннолетних, органам и учреждениям субъектов РФ, специально созданным административным комиссиям.

В целом фактически во всех субъектах приняты региональные законы об административной ответственности. Закон «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области» от 14 июня 2005 года.

Основные характеристики данного закона:

1. состоит из 16 глав:

— глава 2-8 – правонарушения в отдельных сферах (н-р, нарушение покоя, тишины граждан СО, нарушение правил благоустройства, безбилетный проезд и др.)

— глава 9 – перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы

— глава 10 – уполномоченные рассматривать дела о правонарушениях

— глава 11 – заключительные положения

2. все дела изначально должны были рассматриваться мировыми судьями и комиссиями по делам несовершеннолетних. Однако в дальнейшем было принято решение создавать административные комиссии => часть компетенции мировых судов переходит к этим комиссиям.

3. на составление протоколов в ряде случаев уполномочиваются должностные лица ОМС. Речь идет о делегировании государственных полномочий муниципалитетам.

4. по некоторым составам предусматривается возможность составления протоколов законодательными органами

Источник

Административная ответственность

Понятие и основные черты административной ответственности

Административная ответственность — вид юридической ответственности за нарушение административного или иного законодательства, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему правонарушение.

Административная ответственность обладает признаками, свойственными и общей юридической ответственности. В то же время в законодательстве можно найти не только общие признаки юридической ответственности, но и специфические признаки, характерные именно для данного вида ответственности.

В целом основные черты административной ответственности сводятся к следующему:

Следовательно, административная ответственность обладает рядом черт, отличающих ее от других видов ответственности. Но основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами — административные наказания.

Понятие, признаки и состав административного правонарушения

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие ( бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Это понятие охватывает основные признаки административного правонарушения:

а) антиобщественность (общественная опасность);
б) противоправность;
в) виновность;
г) ответственность (наказуемость).

Сущность административного правонарушения определяется его общественной опасностью. Административный проступок, посягая на установленный правопорядок, причиняет ему тот или иной вред, нарушает упорядоченность, согласованность управленческих отношений. При этом нежелательный результат может проявляться в реальном вреде или в создании условий для наступления вреда.

Степень общественной опасности определяется на основе учета многочисленных конкретных обстоятельств, которыми являются: особенности объекта правонарушения: повторность противоправного посягательства; наличие определенных последствий; характер вины; личность правонарушителя.

Административный проступок обладает меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступлением. Разграничение этих видов правонарушений проводится именно по степени их общественной опасности. «Степень общественный опасности — вот тот критерий, — подчеркивает А. Е. Лунев.

Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права. Эти нормы могут принадлежать не только к административному, но и к ряду других отраслей права. Принципиально то, что соблюдение соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности. Это, кроме административного, могут быть нормы конституционного, финансового, гражданского, трудового и других отраслей права. Так, гл. 5 КоАП РФ начинается с видов административных правонарушений.

Виновность деяния означает, что оно совершено умышленно или по неосторожности.

Административная ответственность за деяния также относится к безусловным признакам административного правонарушения. Им признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Признаки административного правонарушения следует отличать от его юридического состава. В литературе отмечается, что элементами состава административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объектом являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Практически в качестве объекта выступают конкретные нормы, предписания, законные требования, запреты. Это означает, что формы выражения конкретных объектов могут быть различные. Например, переход пешехода на запрещающий сигнал светофора является посягательством на безопасность дорожного движения; мелкое хулиганство посягает на общественный порядок и выражается в совершении действий, примерный перечень которых дан в формулировке понятия «мелкое хулиганство».

Объективная сторона заключается в действии или без-действии, запрещенном административным правом, которое может посягать на конкретные общественные отношения, урегулированные многими отраслями права (гражданского, земельного, трудового, финансового и др.). Наличие объективной стороны административного правонарушения законодатель во многих случаях ставит в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, на-ступивших его вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности. Содержание объективной стороны может включать характер действия или бездействия — повторность, длящееся нарушение.

Длящимся является действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой административной ответственности. Длящееся правонарушение является единым независимо от продолжительности действия или бездействия (ст. 19.15 КоАП РФ — проживание гражданина РФ без удостоверения личности или без регистрации).

Субъектами административного правонарушения признаются физические и юридические лица.

Среди физических лиц различают следующие категории: а) граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства; б) должностные и другие лица, признаваемые субъектами административного правонарушения с учетом особенностей их правового положения, выполнения профессиональных функций, состояния здоровья, возраста.

Для отдельных категорий лиц эти факторы обусловливают дополнительные основания для административной ответственности, для других — ограничение применения ее мер.

Так, должностные лица признаются субъектами административных правонарушений, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (грубое нарушение правил бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, прием на работу без паспорта или без регистрации по месту жительства руководителем предприятия).

Читайте также:  Если снятся цветные сны это признак шизофрении

Заметим, что КоАП РФ в Примечании к ст. 2.4 дает понятие должностного лица как постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти либо организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. К должностным лицам приравнены также индивидуальные предприниматели без образования юридического лица.

Существует особый порядок привлечения к ответственности не-совершеннолетних. Привлечению к административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста. К лицам в возрасте от 16 до 18 лет за совершение правонарушений применяются меры, предусмотренные не только КоАП РФ, но и Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Определенные ограничения установлены для военнослужащих, беременных женщин, женщин, имеющих детей до 14-летнего возраста, инвалидов 1-й и 2-й групп. Так, к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, не может применяться за административное правонарушение штраф, к беременным женщинам — административный арест и т. п. Ст. 2.6 КоАП РФ регулирует административную ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства, а ст. 2.10 КоАП РФ — административную ответственность юридических лиц.

Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Оно может быть выражено в форме умысла или неосторожности.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично (ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ).

Неосторожное административное правонарушение имеет место в случае, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ).

В особенной части КоАП РФ форма вины чаще всего не обозначается. Обычно большинство из них могут быть совершены в любой форме. Однако формулировка ряда правонарушений предполагает, что оно может быть совершено только в форме умысла (мелкое хулиганство, торговля без документов и т. д.); в редких случаях форма вины указывается в текстах статей КоАП РФ или иных законах, устанавливающих ответственность за административные правонарушения.

Наряду с обязательными признаками субъективной стороны, каковыми являются умысел и неосторожность, могут быть факультативные. Последними признаются мотив и цель, ибо они в одних составах указаны, а в других нет. В первом случае они являются квалифицирующими признаками правонарушения, т. е. действие или бездействие признается административным правонарушением, если оно совершено по мотивам и в целях, прямо указанных в законе. Так, ст. 7.19 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за самовольное подключение и использование электрической, тепловой энергии, нефти или газа. Отсутствие самовольности исключает возможность признания соответствующего действия административным правонарушением.

Освобождение от административной ответственности, т. е. основания, условия и последствия освобождения от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотрены ст. 2.9 КоАП РФ. Согласно этой статье освобождение от административной ответственности возможно при малозначительности совершенного административного правонарушения.

Основания освобождения от административной ответственности необходимо отличать от обстоятельств, исключающих неправомерность действия (бездействия). Речь идет о крайней необходимости и невменяемости нарушителя.

Не подлежит административной ответственности лицо, действующее в состоянии крайней необходимости и причинившее вред охраняемым законом интересам для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также интересам общества и государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред (ст. 2.7 КоАП РФ).

Не подлежит административной ответственности и лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния психики (ст. 2.8 КоАП РФ). Иначе говоря, такое лицо не может быть субъектом административной ответственности.

Условиями освобождения являются: малозначительность правонарушения, которая определяется в результате его объективной оценки; наличие состава административного правонарушения; принятие решения органом (должностным лицом), уполномоченным решать дела. Им же определяется и характер правонарушения.

Последствия — устное замечание, которое не влечет за собой никаких правовых последствий.

Понятие и виды административных наказаний

Административное наказание — мера ответственности за административное правонарушение. Оно применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1 КоАП РФ).

Основными видами административных наказаний являются:

Законодательством РФ, т. е. федеральными законами, могут быть установлены и иные, кроме указанных, административные наказания.

Закон подразделяет административные наказания на основные и дополнительные. Возмездное изъятие и конфискация орудия или предмета, а также административное выдворение за пределы РФ могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных наказаний, остальные — только в качестве основных.

Рассмотрим виды административных наказаний.

Предупреждение — мера морального характера. Оно выносится только в письменной форме и влечет за собой такие юридические по-следствия, как и все другие административные наказания. Устное предупреждение не является административным наказанием, а является мерой предупредительного характера.

Административный штраф — это денежное взыскание, выражающееся в величине, кратной: 1) минимальному размеру месячной оплаты труда (МРОТ) на момент окончания или пресечения правонарушения; 2) стоимости предмета административного правонарушения; 3) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате либо сумме незаконной валютной операции.

Штраф не может быть менее 1/10 МРОТ.

Размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать 25 минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц — 50 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — 1000 минимальных размеров оплаты труда.

Административный штраф за нарушение законодательства РФ о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, антимонопольного, таможенного, патентного, валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, законодательства РФ о естественных монополиях, о рекламе, о лотереях, об охране окружающей природной среды, об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о безопасности дорожного движения, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательства о несостоятельности (банкротстве), а также за нарушение правил пребывания (проживания) в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, правил привлечения и использования в РФ иностранных работников, налагаемый на должностных лиц и юридических лиц, может быть установлен с превышением размеров, указанных в абзаце первом настоящей части, но не может превышать для должностных лиц 200 минимальных размеров оплаты труда, для юридических лиц — 5000 минимальных размеров оплаты труда.

Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов или таможенных пошлин, либо суммы незаконной валютной операции, либо суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо суммы денежных средств, не возвращенных в установленный срок в РФ, не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости.

Читайте также:  Квалифицирующими признаками тяжести вреда причиненного здоровью человека

Возмездное изъятие орудия или предмета совершения правонарушения состоит в принудительном изъятии только предмета, который явился орудием совершения или непосредственным объектом совершенного правонарушения. Изъятый предмет реализуется с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом рас-ходов по реализации изъятого предмета.

Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения, в собственность государства не изъятых из оборота вещей. Конфискации подлежит лишь предмет, находящийся в личной собственности. Предметы контрабанды могут быть конфискованы независимо от того, кто является их собственником.

Конфискуется именно определенный предмет, а не имущество, что отличает эту меру от меры уголовного наказания.

Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия со-вершения или предмета правонарушения:

Лишение специального права — права управления транспортными средствами, права охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств — применяется на срок от одного месяца до двух лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этими правами.

Лишение права управления средствами транспорта не может при-меняться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением следующих случаев:

Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых она является основным законным источником средств к существованию.

Наказание назначается судьей.

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается лишь в исключительных случаях на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — на срок до 30 суток.

Административный арест не может применяться:

а) к беременным женщинам;
б) женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет;
в) к лицам, не достигшим 18 лет;
г) к инвалидам 1-й и 2-й групп.

Непосредственное исполнение административного ареста осуществляют сотрудники специальных приемников органов внутренних дел.

Административное выдворение за пределы России иностранных граждан и лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом их перемещении через Государственную границу РФ за пределы России, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из РФ.

Административное выдворение за пределы РФ как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в РФ — соответствующими должностными лицами.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законом.

Наказание назначается судьей на срок от шести месяцев до трех лет.

Субъектами правонарушения являются лица:

а) осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица;
б) члены совета директоров;
в) индивидуальные предприниматели;
г) арбитражные управляющие.

Следует отметить, что Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 805 утверждено Положение о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц, который ведется в целях обеспечения учета лиц, дисквалифицированных на основании вступивших в силу постановлений судов о дисквалификации, а также для обеспечения заинтересованных лиц информацией о дисквалифицированных лицах.

Другим постановлением Правительства РФ от 2 августа 2005 г. № 483 «Об уполномоченном органе, осуществляющем формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц» установлено, что МВД РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц.

Административное приостановление деятельности (ст. 3.12 КоАП РФ) заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток.

Судья на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.

Назначение административного наказания

Этому вопросу посвящена гл. 4 КоАП РФ. В ней определены важнейшие требования, подлежащие соблюдению при применении административных наказаний и не касающиеся производства по делам об административных правонарушениях.

Прежде всего сформулированы общие правила назначения наказаний, которыми обязаны руководствоваться все органы (должностные лица) при наложении наказаний за любое административное правонарушение. Наказание налагается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение, т. е. КоАП РФ или законами субъектов Федерации.

Наказание за административное правонарушение может применяться лишь к лицу, его совершившему.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, наказание назначается в пределах только одной санкции, предусматривающей более строгое административное наказание.

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения правонарушения, а за нарушение законодательства РФ о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, таможенного, патентного, антимонопольного, валютного законодательства РФ, законодательства РФ об охране окружающей среды, об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе — по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

При длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня его обнаружения.

За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращении уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки исчисляются со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

В соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность, признаются:

Этот перечень не является исчерпывающим, поэтому орган или должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и обстоятельства, не указанные в законодательстве.

Обстоятельствами, отягчающими ответственность, признаются (ст. 4.3 КоАП РФ):

Орган (должностное лицо), назначающее административное наказание, в зависимости от характера административного правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим.

Источник