Административная ответственность как вид юридической ответственности понятие признаки и основания

Понятие и признаки административной ответственности как вида юридической ответственности

Административная ответственность наряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путем издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые могут применяться к нарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнения этих мер.

Несмотря на то, что в КоАП РФ есть глава носящая название «Административное правонарушение и административная ответственность», легального определения административной ответственности кодекс не содержит. В комментариях к КоАП РФ, рассуждая об определении административной ответственности, отмечают следующее: «…анализ статей гл.1 Кодекса позволяет сделать вывод, что законодатель под административной ответственностью понимает назначение судьями, уполномоченными органами и должностными лицами предусмотренного КоАП наказания за административное правонарушение».

Административную ответственность характеризуют некоторые признаки, общие для всех видов юридической ответственности.

Во-первых, она представляет собой государственное принуждение, поскольку реализация властных полномочий осуществляется через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Во-вторых, это правовое принуждение, подчиняющееся общим принципам законности и справедливости права. Административная ответственность применяется на основе правовой регламентации ее объема и пределов, нормативного установления оснований, содержания и процессуальных форм реализации конкретных административных наказаний. Нормы, регулирующие составные элементы административной ответственности, в совокупности представляют собой самостоятельный институт административного права.

В-третьих, она влечет за собой наступление неблагоприятных последствий для правонарушителей. По своему содержанию меры административной ответственности выражаются в предусмотренных КоАП лишении или ограничении прав и свобод нарушителей, поскольку иным образом оказать принудительное воздействие на этих лиц невозможно. Неблагоприятные последствия для правонарушителя могут наступать в виде ограничений морального (предупреждение), материального (штраф, конфискация, возмездное изъятие) или физического характера (административный арест).

В-четвертых, в мерах административной ответственности содержится итоговая правовая оценка деяния и нарушителя от имени государства. Именно административное наказание представляет собой «окончательную, последнюю инстанцию» в борьбе с правонарушениями, т.е. решение вопроса по существу, и виновный в соответствии с характером деяния подвергается административному наказанию.

Данный признак юридической ответственности вообще и административной ответственности в частности наиболее ярко выражает ее специфику, а именно: осуждение виновного поведения от имени государства, государственное порицание правонарушителя.

В-пятых, юридическая ответственность всегда рассматривалась в качестве результата правонарушения, т.е. это ретроспективная, или негативная, ответственность в отличие от так называемой положительной (позитивной) ответственности, которая понимается как ответственность за порученное дело, за выполнение поставленной задачи, когда она совпадает с понятием правовой обязанности или долга.

Понятие административного правонарушения содержится в ст. 2.1 КоАП РФ: «Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные наказания:

§ предупреждение. Это выносимое официальное порицание управомоченным органом в письменной форме, установленной законодательством;

§ административный штраф. Это денежное взыскание, размер которого определяется в статье, устанавливающей ответственность за конкретное правонарушение;

§ возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения. Принудительно изымаемая вешь продается, а бывшему собственнику вещи выплачиваются деньги, вырученные от ее продажи за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета;

§ конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Это аналогичное предыдущему принудительное изъятие без какой-либо компенсации;

§ лишение специального права, предоставленного физическому лицу (права охоты, управления транспортным средством и т. п.);

§ административный арест. Он подразумевает содержание нарушителя в условиях изоляции от общества на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до 30 суток;

§ административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

§ дисквалификация. Это лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также управление юридическим лицом в иных случаях;

§ административное приостановление деятельности.

Источник

Понятие, признаки и основания административной ответственности

Административная ответственность — это вид юриди­ческой ответственности, применяемой за совершение адми­нистративного проступка и состоящей в возложении на виновное лицо ограничений материального и морального характера.

Административной ответственности присущи все при­знаки юридической ответственности, и вместе с тем, она имеет особые, характерные только для нее черты.

Признаки административной ответственности:

1) меры этого вида ответственности предусмотрены и урегулированы административным Правом;

2) она носит более мягкий, по сравнению с уголовной ответственностью, характер;

Читайте также:  Выявление и анализ признаков мирового финансового кризиса

3) применяется, как правило, органами исполнитель­ ной власти и лишь в отдельных случаях — судами;

4) порядок привлечения к административной ответ­ ственности упрощен по сравнению с уголовной ответствен­
ностью;

5) между правонарушителем и органом, налагающим административное взыскание, отсутствуют служебные взаимоотношения, что характерно для дисциплинарной
ответственности.

Основание административной ответственности — на­личие в деянии виновного лица состава административно­го проступка.

Понятие и признаки административного проступка

Административный проступок — это противоправное, виновное действие или бездействие, посягающее на соци­альные блага, охраняемые административным законода­тельством.

Признаки административного проступка:

1) противоправность. Действие или бездействие при­ знается административным проступком только тогда, ког­да оно прямо нарушает конкретную норму административ­
ного законодательства;

2) антиобщественный характер. Административный проступок либо наносит реальный ущерб личности, обще­ ству, государству, либо создает угрозу нанесения такого
вреда;

3) виновность. Проступком признается только виновное деяние. Вина — психическое отношение лица к совершае­ мому им деянию и его последствиям. Вина существует в
формах умысла и неосторожности;

4) наказуемость. Административное законодательство устанавливает вид и меру взыскания за совершение адми­нистративного проступка.

Административный проступок может быть совершен в форме действия (например, распитие спиртных напитков на производстве) либо бездействия (невыполнение родите­лями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей).

Субъектом административного проступка может быть физическое, а в ряде случаев и юридическое лицо.

Виды административных проступков

Перечень административных проступков содержит Осо­бенная часть Кодекса Украины об административных пра­вонарушениях.

Они составляют несколько групп:

— правонарушения в области охраны- труда и здоровья населения (например, незаконные производство, приобретение, хранение, перевозка, пересылка нар­котических средств или психотропных веществ без цели сбыта в небольших размерах);

— правонарушения, которые посягают на собствен­ность (например, мелкая кража государственного или коллективного имущества);

— правонарушения в области охраны природы, исполь­зования природных ресурсов, охраны достоприме­чательностей истории и культуры (например, самовольный захват земельного участка, засорение лесов отходами);

— правонарушения в промышленности, строитель­стве и в сфере использования топливно-энергети­ческих ресурсов (например, самовольное строитель­ство домов или сооружений);

— правонарушения в сельском хозяйстве, нарушение ветеринарно-санитарных правил (например, неза­конный посев и выращивание снотворного мака или конопли);

— правонарушения на транспорте, в области дорож­ного хозяйства и связи (например, нарушение води­телями правил эксплуатации транспортных средств, правил пользования ремнями безопасности или мото­шлемами, безбилетный проезд);

— правонарушения в области жилищных прав граждан, жилищно-коммунального хозяйства и благо­устройства (например, самовольный захват жилого помещения в домах государственного или обществен­ного жилого фонда);

— правонарушения в области торговли, общественно­го питания, сферы услуг, в области финансов и предпринимательской деятельности (например, обман покупателя или заказчика, нарушения зако­нодательства, которое регулирует производство, экс­порт, импорт дисков для лазерных систем считыва­ния);

— правонарушения в области стандартизации, каче­ства продукции, метрологии и сертификации (на­пример, выпуск в продажу продукции, которая не отвечает требованиям стандартов, технических усло­вий и образцов (эталонов) относительно качества, комплектности и упаковки);

— правонарушения, которые посягают на обществен­ный порядок и общественную безопасность (напри­мер, мелкое хулиганство, азартные игры, гадания в общественных местах);

— правонарушения, которые посягают на установлен­ный порядок управления (например, злостное непо­виновение законному распоряжению или требованию работника милиции, члена общественного формиро­вания по охране общественного порядка и государ­
ственной границы, военнослужащего).

Состав административного проступка

Состав административного проступка — это совокуп­ность установленных законом объективных и субъективных элементов, характеризующих деяние как административ­ное правонарушение.

Состав административного проступка включает: субъ­ект, объект, субъективную и объективную стороны:

1) объект административного проступка — это обще­ственные отношения в сфере управления, права и свободы человека и гражданина, на которые посягает правонаруши­тель;

2) объективная сторона административного проступ­ка — деяние (действие или бездействие), его вредные по­следствия, причинная связь между деянием и его послед­
ствиями, место, время, обстановка, способ, орудия и сред­ства совершения проступка. Основным и обязательным признаком объективной стороны является противоправное
деяние. Все остальные признаки являются не обязательны­ми (факультативными) и учитываются только тогда, когда они предусмотрены соответствующей нормой администра­ тивного права;

3) субъект административного проступка — гражда­не Украины, иностранные граждане (подданные), лица без гражданства, достигшие на момент совершения про­ступка 16-летнего возраста. Среди субъектов админи­стративного проступка особо выделяются должностные лица, которые несут ответственность за несоблюдение правил, обеспечение исполнения которых входит в их служебные обязанности. Должностные лица несут по­
вышенную по сравнению с иными лицами ответствен­ность.

Субъектом административного проступка, предусмо­тренного налоговым, антимонопольным, финансовым законодательством, законодательством о предпринима­тельской деятельности, может выступать юридическое лицо;

3) субъективная сторона административного проступ­ка — связанное с его совершением психическое состояние лица.

К признакам субъективной стороны относятся вина, мотив и цель совершения правонарушения. Вина — основ­ной и обязательный признак субъективной стороны. Она представляет собой психическое отношение лица к совер­шаемому им деянию и его последствиям и проявляется в формах умысла и неосторожности. Мотив и цель админи­стративного проступка являются не обязательными (фа­культативными) признаками и учитываются лишь тогда, когда это предусмотрено конкретной нормой администра­тивного права.

Читайте также:  Когда появляются первые признаки боррелиоза после укуса клеща

Виды административных взысканий

Административное взыскание — это мера государствен­ного принуждения в отношении лица, совершившего адми­нистративный проступок.

Взыскание применяется с целью правового воспитания такого лица, а также для предупреждения совершения новых проступков.

Виды и порядок применения административных взыс­каний определяются Кодексом Украины об административ­ных правонарушениях:

1) предупреждение. Выносится в письменной форме;

2) штраф. Штрафом называют денежное взыскание в пользу государства;

3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом администра­ тивного правонарушения. Принудительно изъятый пред­
мет подлежит последующей реализации. Вырученная от реализации денежная сумма передается бывшему собствен­нику предмета за вычетом расходов по реализации пред­
мета;

4) конфискация предмета, явившегося орудием совер­шения или непосредственным объектом административно­го правонарушения, либо денег, полученных вследствие
совершения административного правонарушения. Конфис­кация — это безвозмездное обращение предмета в собствен­Ность государства;

5) лишение специального права на срок до 3 лет. Этот вид взыскания применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования правом управления транс­
портными средствами, правом охоты;

6) исправительные работы на срок до 2 месяцев. Этот вид взыскания исполняется по месту постоянной работы правонарушителя с удержанием до 20 % заработка в доход
государства;

7) административный арест на срок до 15 суток.

К иностранным гражданам и подданным, лицам без гражданства может быть применена такая мера админи­стративного принуждения как выдворение за пределы Украины.

Административная ответственность несовершеннолетних

К административной ответственности могут привлекать­ся лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста. Дела о совершении административных проступков, совершенных несовершеннолетними (лицами от 16 до 18 лет), рассма­триваются только районным (городским) судом (судьей). В отношении несовершеннолетнего может быть назначено любое административное взыскание, за исключением ад­министративного ареста.

Кроме того, суд (судья) вправе применить к несовершен­нолетнему правонарушителю следующие меры, воздей­ствия:

1) обязательство публично или в иной форме попросить извинения у потерпевшего;

3) выговор или строгий выговор;

4) передача несовершеннолетнего под надзор родителям или лицам, их заменяющим, либо под надзор педагогичес­кому или трудовому коллективу с их согласия, а также
отдельным гражданам по их просьбе.

Применение таких мер воздействия является правом, а не обязанностью суда (судьи). Суд (судья) применяет адми­нистративное взыскание или меры воспитательного воздей­ствия с учетом личности несовершеннолетнего.

УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Общая характеристика Уголовного кодекса Украины

Уголовное право — отрасль системы права Украины, определяющая основания уголовной ответственности, виды преступлений и наказания за их совершение.

Уголовное право Украины кодифицировано, причем Уголовный кодекс является единственным источником права в данной отрасли. В отрасли уголовного права нет подзаконных актов, не допускается применение юридиче­ских прецедентов или правовых обычаев.

Уголовный кодекс Украины был принят 5 апреля 2001 г. и введен в действие с 1 сентября 2001 г. Уголовный кодекс состоит из Общей и Особенной части, которые делятся на разделы и статьи (всего 447 статей).

Общая часть Уголовного кодекса состоит из 15 разде­лов. Она содержит задачи Уголовного кодекса, основания уголовной ответственности, понятия преступления и на­казания, виды уголовных наказаний, общие начала назна­чения наказаний и освобождения от них, особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолет­них и другие общие положения.

Особенная часть Уголовного кодекса состоит из 20 разделов. Она содержит исчерпывающий перечень деяний, которые признаются преступлениями, и конкретные на­казания за совершение этих деяний. Каждый раздел Осо­бенной части Уголовного кодекса посвящен определенной группе преступлений. Критерием для выделения глав яв­ляется родовой объект — однородные социальные блага, ценности, общественные отношения, на которые посягает преступление. Например, раздел I содержит составы пре­ступлений против основ национальной безопасности Укра­ины, раздел II — преступления против жизни и здоровья личности, раздел III — преступления против свободы, чес­ти и достоинства человека.

Действие уголовного закона ро времени, в пространстве, пр кругу лиц Уголовный закон действует во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Действие уголовного закона во времени определяется следующими положениями:

1) рреступность и наказуемость деяния определяются законом, действовавшим в момент совершения деяния.

Например, если кража совершена 5 мая 1999 г., то вид и мера уголовной ответственности виновного лица будут определяться в соответствии с Уголовным кодексом Укра­ины 1960 г. независимо от времени привлечения к уголов­ной ответственности;

2) закон, устраняющий преступность деяния или смяг­чающий уголовную ответственность, имеет обратную силу во времени, то есть распространяется на лиц, совер­шивших деяние до вступления данного закона в силу. Например, в отличие от прежнего Уголовного кодекса ныне действующий закон не устанавливает наказания за клевету. Следовательно, не привлекается к уголовной ответствен­ности лицо, совершившее данное деяние, например, 3 ав­густа 2001 г.;

3) закон, устанавливающий преступность деяния или усиливающий уголовную ответственность, не имеет об­ратной силы во времени. Например, новый Уголовный
кодекс ввел уголовную ответственность за ряд компьютер­ных преступлений. Но его нормы распространяются только на деяния, совершенные после вступления закона в силу, т.е. с 1 сентября 2001 г.;

Читайте также:  Первые признаки при паразитах

4) закон, который частично смягчает ответственность, а частично ее усиливает, имеет обратную силу только в той части, которая смягчает ответственность.

Действие уголовного закона в пространстве определя­ется территориальным принципом его применения. Все лица, совершившие преступление на территории Украины, подлежат уголовной ответственности по законам Украины. Иначе говоря, действие Уголовного кодекса распространя­ется на граждан Украины, иностранных граждан и поддан­ных, лиц без гражданства, совершивших преступление на территории Украинского государства. Исключение со­ставляют иностранные граждане и подданные, пользующи­еся личной неприкосновенностью (члены парламентских делегаций, дипломаты). В случае совершения ими преступ­ления вопрос об их ответственности решается дипломати­ческим путем.

Действие уголовного закона в пространстве тесно связа­но с действием уголовного закона по кругу лиц.

Граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие в Украине, совершившие преступление за пределами Украины, подлежат уголовной ответственности в соответствии с Уголовным кодексом Украины, если иное не предусмотрено международными договорами, согласие на обязательность которых дала Верховная Рада Украины. Если указанные лица за совершенные преступления были уже подвергнуты уголовному наказанию за пределами Украины, они не могут быть привлечены в Украине к ответственности за эти же преступления. Так в уголовном праве Украины находит отражение известный со времен Древнего Рима принцип: «Нельзя осудить дважды за одно и тоже».

Иное положение действует в отношении иностранцев и лиц без гражданства, которые не проживают в Украине постоянно. Если они совершили преступление за пределами Украины, то они подлежат ответственности по законам Украины только в случаях, предусмотренных международ­ными договорами, либо в случае совершения особо тяжких преступлений против граждан Украины или интересов Украинского государства.

Понятие и признаки преступления

Преступление — это предусмотренное Уголовным ко­дексом общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие), совершенное субъектом преступления.

Преступное деяние может быть совершено в форме дей­ствия или бездействия. Преступное действие — это вид активного поведения лица, когда оно совершает действия, прямо запрещенные уголовным законом. Например, кража, разбой, вымогательство — это преступления, совершенные в форме действия. Преступное бездействие — это вид пассивного поведения лица, когда оно не осуществляет действий, прямо предписанных законом. Например, пре­ступлением, совершенным в форме бездействия, является неоказание помощи больному медицинским работником (ст. 139 Уголовного кодекса Украины).

Субъектом преступления признается физическое вме­няемое лицо, совершившее преступление в возрасте, с которого может наступать уголовная ответственность. Вменяемым признается лицо, которое во время соверше­ния преступления могло осознавать свои действия (без­действие) и руководить ими. Уголовной ответственности подлежат лица, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет. Уголовной ответственности подлежат также лица, достигшие 14 лет, совершившие преступле­ния, социальную опасность которых они в состоянии осо­знавать. Исчерпывающий перечень таких преступных деяний определен Уголовным кодексом (ч.2 ст.22 Уголов­ного кодекса Украины).

Не является преступлением деяние, хотя и предусмо­тренное Уголовным кодексом, но в силу малозначительнос­ти не представляющее общественной опасности, то есть не причинившее существенного вреда, например, кража пач­ки масла, буханки хлеба, бутылки воды.

Признаки преступления:

1) уголовная противоправность. Этот признак пре­ступления указывает на то, что данное деяние предусмо­трено уголовным законом и запрещено им под угрозой на­ казания;

2) общественная опасность. Преступление наносит или создает угрозу нанесения значительного вреда физическому или юридическому лицу, обществу или государству;

3) виновность. Преступным признается только виновное деяние. Вина — психическое отношение лица к совершае­ мому им деянию и его последствиям. Вина существует в
формах умысла и неосторожности.

Отсутствие вины не дает возможности рассматривать деяние как преступление;

4) наказуемость. Данный признак преступления озна­чает, что за совершение конкретного преступления Уголов­ным кодексом установлено соответствующее наказание.

Классификация преступлений

Классификация преступлений производится в зависи­мости от степени их тяжести:

1) преступлением небольшой тяжести является пре­ступление, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы не более двух лет или иное, более мягкое наказание. Например, к числу таких преступлений отно­сятся незаконное разглашение врачебной тайны (ст. 145), незаконное использование товарного знака (ст.229), жес­токое обращение с животными (ст.209);

2) преступлением средней тяжести является преступ­ление, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не более пяти лет. Примерами таких пре­
ступлений могут быть подмена ребенка (ст. 148), изготовле­ние, сбыт и использование поддельных негосударственных ценных бумаг (ч.1 ст.224), заведомо незаконное задержание или незаконный привод (чЛ ст.371);

3) тяжким преступлением является преступление, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не более десяти лет. Примеры тяжких преступле­ний — умышленное тяжкое телесное повреждение (ч.1 ст. 121), разбой (ч. 1-2 ст. 137);

Источник