Адаптивные признаки культуры деструктивные признаки культуры

Адаптивные и деструктивные модели культуры

В разные периоды истории культуры люди по-разному относились к культуре. Крайними полюсами спектра этих отношений были, с од­ной стороны, боязнь, неприятие культуры, которая представлялась как фатальная, неуправляемая, вредная для человеческой природы сила, а с другой — как конструкция, созданная руками человека, подвластная человеку, которую человек может изменять по своему желанию и со­гласно своим проектам приспосабливать к потребностям общества.

Этические оценки культуры тоже неоднозначны. Адаптивнымимы назовем такие модели, в которых культура представляется ее исследователям как система, позволяющая человеку приспособить­ся к жизни. Деструктивнымимы назовем такие модели, в которых культура понимается как система, враждебная для человека, подав­ляющая его свободу, личностные качества, уродующая его и в ко­нечном счете угрожающая его существованию, или же разрушаю­щая природу.

Проанализировав существующие определения культуры с точки зрения адаптивности или деструктивности ее роли в человеческой жизни, предложите собственное понимание культуры (цивилизации).

Задание 1.Прочитайте предлагаемые определения культуры или суждения о культуре. Выделите ключевые слова, позволяющие отнести модели культуры, представленные в этих высказы­ваниях, к адаптивным, деструктивным или нейтральным.

1. Совокупность приспособлений человека к его жизненным усло­виям и есть культура, или цивилизация. Эти приспособления обеспе­чиваются путем сочетания таких приемов, как варьирование, селекция и передача по наследству. (У.Самнер, А.Келлер)

2. Под культурой мы будем понимать совокупность всех сублима­ций, всех подстановок или результирующих реакций, короче, все в обществе, что подавляет импульсы или создает возможность их извра­щенной реализации. (Г.Рохайм)

3. Восторгаясь успехами науки и практики, мы — увы! — пришли к ошибочной концепции культуры. Мы переоцениваем ее материальные достижения и не придаем значения духовному началу в той мере, в ка­кой следовало бы. Но вот мы сталкиваемся с фактами, и они все боль­ше заставляют нас задумываться. Беспощадно суровым языком они говорят нам, что культура, развивающая лишь материальную сторону без соответствующего прогресса духовного, подобна кораблю, который, лишившись рулевого управления, теряет маневренность и неудержимо мчится навстречу катастрофе. (А.Швейцер)

5. Наши души развратились по мере того, как шли к совершенству наши науки и искусства. И вот теперь. личности не находится места в структуре человеческой самости; человек оказывается вне себя самого. Такая потеря — следствие общественной бездуховности, когда права индивида попраны, растрачены, обесценены. (Ж.Руссо)

6. Чувствительные люди, с детства привыкшие к активному духов­ному существованию, переживали тяжелую внешнюю ситуацию ла­герной жизни хоть и болезненно, но, несмотря на их относительно мяг­кий душевный нрав, она не оказывала такого разрушительного дейст­вия на их духовное бытие. Ведь для них как раз был открыт путь ухода из ужасающей действительности в царство духовной свободы и внут­реннего богатства. Только так можно понять тот парадокс, что иногда люди хрупкой телесной организации лучше переносили лагерную жизнь, чем физически сильные натуры. Если угодно, концлагерь был не чем иным, как микрокосмическим отражением мира людей вообще. Жизнь в концлагере раскрыла самые бездонные глубины человеческой
души. Должно ли нас удивлять, что в этих глубинах вновь обнаружи­лось все человеческое? Человеческое, как оно есть, — как сплав добра и зла. Выражаясь словами Адлера. «ведь особенность лагеря состоит в том, что все ложное, опасное, глупое и низкое, что произрастает в человеке и человеческих институтах, смело выступает здесь в своей зловещей и неумолимой обнаженности. Здесь мы видим перед собой дья­вольскую карикатуру на в принципе возможную, быть может, даже ре­ально существующую систему управления, недостойное человека су­ществование в псевдоколлективном омассовлении, в кабале или в раб­стве». (В.Франкл)

7. С зоологической точки зрения культура представляет собой не что иное, как поддержание жизненного процесса определенного вида, Homo Sapiens. Она является механизмом для предоставления человеку средств к существованию, защите, космического регулирования и вос­произведения. (Л.Уайт (раннее творчество))

8. Культура — деятельность людей по воспроизведению и обновле­нию социального бытия, а также включаемые в эту деятельность ее продукты и результаты. (Общепринятая социологическая точка зрения)

9. Марксизм завоевал себе свое всемирно-историческое значение как идеологии революционного пролетариата тем, что марксизм не от­бросил ценнейших завоеваний буржуазной эпохи, а, напротив, усвоил и переработал все, что было ценного в более чем двухтысячелетием развитии человеческой мысли и культуры. Только дальнейшая работа
на этой основе и в этом же направлении, одухотворяемая практическим
опытом диктатуры пролетариата, как последней борьбы его против
всякой эксплуатации, может быть признана развитием действительно
пролетарской культуры. (В.Ленин)

11.Страдать от прошлого культуры. Кто уяснил себе проблему культуры, тот страдает от чувства, сходного с тем, которое испытывает человек, унаследовавший богатство, добытое неправомерными средст­вами, или правитель, властвующий благодаря насильственным дейст­виям своих предков. Он с печалью думает о своем происхождении и часто испытывает стыд и раздражение. Вся сумма силы, жизненной во­ли, радости, которую он обращает на своё достояние, часто уравнове­шивается глубокой усталостью: он не может забыть своего прошлого. Скорбно смотрит он на будущее: он знает наперед, что его потомки, подобно ему, будут страдать от прошлого. Ф.Ницше)

Источник

Ф.Тютчев

13. Дух. борется с темными силами материальной природы и поко­ряет их себе (а не различает только себя от них). (В.Соловьев)

14. Во всех этих формулировках культура («свет», «космос», «сознание», «теургия», «искусство» и «шестое чувство») преображает при­роду (соответственно, «темноту», «хаос», «бессознательное», «стихии» и «психологию с пятью чувствами»). Интересные результаты дал бы ана­лиз метафорических терминов (типа «покорять», «оформлять», «очищать», «ограничивать», «управлять». ), использовавшихся для опи­сания операции, которую культура призвана совершать над природой. (Идеология русского модерна)

15. История человечества есть убийство им природы, и чем меньше
природы среди людей, тем человек человечнее и имя его осмысленнее. (А.Платонов)

16. Выпустить новое, «улучшенное издание» человека — это и есть дальнейшая задача коммунизма. (Л.Троцкий)

17. Человек превратился в сверхчеловека. Но сверхчеловек, наде­ленный сверхчеловеческой силой, еще не поднялся до уровня сверхче­ловеческого разума. Чем больше растет его мощь, тем беднее он стано­вится. Наша совесть должна пробудиться от сознания того, что чем больше мы превращаемся в сверхлюдей, тем бесчеловечнее мы стано­вимся. (А.Швейцер)

Результаты своих исследований запишите в табл. 1.

Таблица 1

N текста Автор Ключевые слова Адаптивная модель Деструктивная модель Нейтральная модель
……………… …………….. ……………… ………………. …………….. ………….

Сформулируйте собственное определение культуры, обратив при этом особое внимание на адаптивные/деструктивные ее свойства; или выберите из предложенной подборки определений то, которое наибо­лее созвучно вашим убеждениям; объясните ваш выбор.

А н т и н о м и ч н о с т ь культуры— «выражение внут­ренней сложности культуры, представляющей собой многоаспектный феномен. Антиномия как единство двух противоречащих друг другу, но одинаково обоснованных суждений находит свое выражение в культуре» (Культурология. XX век: Словарь. СПб, 1997. С. 35—36). Внутреннюю противоречивость культуры в целом и всех ее состав­ляющих в отдельности, на наш взгляд, было бы точнее определять че­рез понятие амбивалентности (амби — двойственность, valentia— си­ла), которое использовал, например, Н. Бердяев для характеристики русского национального характера в контексте развития русской куль­туры. Понятие амбивалентности указывает на одновременное сущест­вование двух разнонаправленных, противоположных, но равных по ве­личине и силе воздействия векторов культуры, которые, находясь в равновесии, определяют стабильное развитие культуры.

Задание 2. Оцените следующие культурные феномены с позиции адаптивности/деструктивности их роли в жизни людей и по отношению к природе человека и окружающей среде. Раскройте антиномичность культу­ры через анализ двойственной природы этих феноменов.

1. Миф 8. Мораль
2. Война 9. Религия
3. Мода 10. Революция
4. Философия 11. Традиция
5. Наркотики 12. Использование природных ресурсов
6. Наркомания 13. Молодежная контркультура
7. Системы и средства массовой коммуникации

По результатам своих исследований заполните табл. 2

Таблица 2

Феномен культуры Адаптивные функции Деструктивные функции Адаптивные и деструктивные функции Объяснение

Задание 3. Сформулируйте наиболее существенные, на ваш взгляд, признаки адаптивности/деструктивности культуры. Воспользуйтесь при этом следующими признаками:

1. Культура делает человека зависимым от общества, в котором он живет.

2. Культура дает человеку возможность развивать свои творческие способности.

3. Культура воспитывает в человеке потребности, которые не при­сущи ему от природы, а иногда являются противоестественными.

4. Культура позволяет человеку выжить.

5. Культура выделяет человека как биосоциальное существо из жи­вотного мира и позволяет ему организовать свою жизнь по законам, основанным не на принципах биологического естественного отбора, а на постулатах морали.

6. Культура выделяет человека из природы и дает ему ощущение превосходства над природным миром, которым человек пользуется во вред самому себе и окружающей его среде.

7. Культура позволяет человеку обманывать самого себя, создавая мифологию, философию, идеологию, искусство, науку, религию.

8. Культура с помощью многочисленных нравственно-этических и социально-политических запретов подавляет природу человека, тем самым разрушая его целостность.

9. Все явления культуры двойственны: они содержат как положи­тельные для человека и человеческого общества компоненты, так и от­рицательные.

10. Научно-технический прогресс неизбежно приводит человечест­во на грань самоуничтожения.

11. Развитие науки и техники позволяет человечеству изыскать до­полнительные ресурсы для наиболее полного удовлетворения его рас­тущих потребностей.

12. Культура делает человека лучше, чище и благороднее.

13. Культура позволяет человеку преобразовывать окружающий мир, улучшая его.

14. Культура позволяет человеку преобразовывать окружающий мир, нарушая законы его естественного развития.

15. Культура обеспечивает прогресс человеческого общества.

16. Культура обеспечивает человеку внутренний комфорт, дает ему духовные и идейные опоры существования.

17. Культура дает человеку средства и способы познавать мир и се­бя самого.

18. Культура снижает естественные адаптивные качества человека, данные ему от природы, и тем самым делает его беззащитным перед природой.

19. Культура порабощает человека, управляет им.

20. Культура создает человеку условия для свободной реализации его задатков и способностей.

21. Культура удерживает человека от саморазрушения и от уничто­жения себе подобных.

Таблица 3

Адаптивные признаки культуры
Деструктивные признаки культуры

Задание 4.Попробуйте найти аргументы для защиты или опровержения истинности следующих тезисов:

1. Изобразительное искусство, как и все прочие виды искусств, полезно для человека и пробуждает в нем чувство прекрасного.

Читайте также:  Признаки выброса адреналина в кровь

2. Развитие различных отраслей науки всегда происходит во благо человека и служит развитию общественного прогресса.

3. Любая музыка действует на человека благотворно.

4. Каждый человек – творец собственного счастья.

5. Согласного судьба ведет, а несогласного – тащит.

6. Только избранные люди могут творить шедевры культуры, народ – лишь потребитель этих произведений.

Источник

Подобрать материал и определить значение слова «культура».

Практическое занятие №1

Подобрать материал и определить значение слова «культура».

Составить таблицу о чертах культуры.

В науке существует очень много определений культуры: по подсчетам американских ученых более 500.

Культура не существует вне человека, а сама культура выступает как мера реализации и развития сущности человека в процессе его социальной деятельности, как «мера человека».

Человек как творец и продукт культуры. Источник культуры — в самом человеке. Пренебрежение человеком и человеческими отношениями в обществе в конечном итоге скажется и на состоянии культуры. Человек является и объектом, и субъектом культуры. Созидание человеком культуры как необычайно сложное явление бесконечно.

Вывод: Культурология изучает не отдельные проявления культуры, а всю культуру как целостность. Система — совокупность связанных друг с другом элементов, образующих определенную целостность, единство. Культурология как наука стремится выработать целостное представление о культуре.

Культура позволяет человеку приспособиться к окружающим обстоятельствам, она удовлетворяет его физические потребности и духовные запросы, в этом заключается адаптивная сторона культуры.

Вместе с тем культура подчиняет человека своим требованиям, мешает ему жить в гармонии с природой, взращивает искусственные пристрастия, и в этом проявляется деструктивная сторона культуры.

Функции культуры — это совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, к числу основных функций культуры относятся адаптивная, коммуникативная, знаковая (сигнификативная), познавательная, информационная, интегративная, регулятивная, релаксационная, аксиологическая, социализации и инкультурации.

В табл.1приведены примеры суждений о культуре с точки зрения деструктивных и адаптивных признаков. Какие утверждения могут стоять в пустых клетках?

Таблица 1

Культура облегчает жизнь человека
Культура налагает запрет на многие присущие человеку склонности
Культура позволяет человеку приспосабливаться к окружающей среде
Культура создает систему норм и ценностей, регулирующих жизнь общества
Культура препятствует гармоничным отношениям между человеком и природой
Культура доставляет человеку множество удовольствий
Культура порабощает человека, поскольку он уже не способен выжить без нее
Культура придает смысл жизни общества и каждого человека

Ответы к заданию

Защитно-адаптивная функция обеспечивает выживание человека, создает для него комфортные условия существования, представлена, в основном, объектами материальной культуры.

Коммуникативная функция представлена сложными системами знаков для хранения и передачи информации, отражающей опыт человечества.

Функция сигнификации заключается в наделении смыслом (значением) явлений окружающего мира и феноменов человеческой культуры.

Нормативная функция регламентирует жизнь человеческого сообщества, запрещая одни формы поведения и предписывая другие.

Функция разрядки и отдыха охватывает все разновидности небиологического отдыха и все средства эмоциональной разрядки, предлагаемые человеку культурой.

Вопросы

1. Что такое культура?

2. Что изучает культурология?

3. Как соотносятся понятия «культура» и «цивилизация»?

4. Каковы основные функции культуры?

Практическое занятие №2

Вопросы

1Какие основные черты искусства Древнего Египта вы можете назвать?

2.Назовите 7 чудес света.

3. Каковы причины становления Египетской цивилизации?

4. В чем специфика религиозных верований египтян?

5. В чем особенность исторического развития древнеиндийской культуры?

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Практическое занятие №3

Практическое занятие №4

Словарная работа.

Калокагатия–единство доброго и прекрасного, идеал гражданских добродетелей, сочет

ающих в себе военные качества и гражданские достоинства.

Катарсис–особое действие искусства, очищение и возвеличивание человеческой души,

Античная культура – культура древней Греции и Рима. Античная культура – величайшее творение человечества и одновременно колыбель европейской цивилизации.

Характерные особенности греческой культуры:

— светский характер культуры;

— отношение к человеку как к подлинной ценности;

— осмысление таких понятий как гражданская свобода,

равноправие, гражданский долг, гармоничное развитие

— искусство Древней Греции – образец для подражания, развитие

европейской цивилизации на основе греческой.

Значение Римской культуры

Христианство, впитавшее в себя ценности античной культуры, стало ведущей мировой религией.

Римское праволегло в основу всех систем права западноевропейских государств.

Латынь, язык древних римлян, сделалась основой романских языков, языком науки и католической церкви.

Современные виды и жанры литературы тоже восходят к античности. К ней постоянно обращались европейский театр, драматургия, литература.

Римская строительная техника и архитектура оказали большое влияние на западноевропейскую архитектуру.

Ответить на вопросы:

. 1.С каким из чудес света связано выражение «геростратова слава» и что оно означает?

(Герострат из честолюбия, чтобы обессмертить своё имя, сжёг в 356 г. до н.э. великолепный храм Артемиды Эфесской и был приговорён судом к смерти. Имя Герострата стало нарицательным для честолюбца, добивающегося славы любым путём, вплоть до преступления. Выражение «геростратовская слава» употребляется в значении: позорная слава.)

2. Какое государство и почему поэт Вергилий назвал «завоевателем Греции и одновременно её пленником»?

(После завоевания Греции в Рим были вывезены многие произведения искусства, библиотеки, образованные рабы и т.д., которые обогатили латинскую культуру.)

3. Между библиотеками малоазиатского города Пергама и египетской Александрии существовало соперничество. Каким открытием мы ему обязаны?

(Пергамент, по-гречески «пергамская кожа».)

4. Известный русский мыслитель и общественный деятель А. И. Герцен сказал об одном из феноменов римского искусства: «Вся история римского падения выражена тут бровями, лбами, губами».

Что он имел в виду?

Практическое занятие №5

Основные стили.

Трагическая действительность 17 века воплотилась в 3 основных стилях: ренессансный реализм, барокко, классицизм.

Родиной барокко стала Италия. В основе стиля стремление католической церкви к пышности, нарядности. Барокко – эстетика неправильности.

Самым первым художником барокко стал Караваджо – человек бурного темперамента, смелый, решительный, проживший короткую жизнь (32 г.).

17 век – золотой век испанской культуры. Новая культура начинается с Сервантеса.

Во Фландрии представителем барокко является Питер Пауль Рубенс дипломат по профессии.

Любимым учеником Рубенса стал Антонис Ван-Дейк – фламандский живописец. Своеобразным антиподом Рубенса стал Рембрандт – великий голландский художник..

Антонио Вивальди – выдающийся итальянский композитор и дирижер, скрипач, работавший в стиле барокко.

Стиль Генделя – героический. Основа его произведений – четкая согласованность всех частей, ясная продуманная композиция. Гендель очень мелодичен.

По словам Бетховена, Бах вырос из Генделя. У Баха ярко выражена интеллектуальная и философская направленность музыки, в которой отразился психический облик немецкого народа.

На смену барокко приходит рококо– стремление уйти в мир чувств и переживаний; развивается культ уюта, изящества, изнеженности.

Во Франции зарождается классицизм.

1.Сам термин «просвещение» появился в середине 18 в. и зарождается в Англии, высшей точки достигает во Франции.

3. Просвещение – это не направление в искусстве, а философская, социальная и этическая концепция. Главная его идея – это вера в мощь и силу человеческого разума.

Сделать вывод: просветители выступали против абсолютизма, против феодальной собственности, против экономического и духовного рабства;

— объявили войну церкви, провозгласили культ разума, а не бога, верили в победу разума;

— боролись за просвещение народа, широкое распространение знаний, видели в этом главное средство борьбы с феодальным строем;

— утверждали воспитательную задачу искусства и видели в этом главную цель творчества;

— героем произведений просветителей становится простолюдин, человек третьего сословия, он – воплощение разума и просветительского идеала.

Вопросы:

1.Художественная культура: романтический стиль.

2.Готическое искусство и архитектура.

Практическое занятие №6

Практическое занятие №1

Подобрать материал и определить значение слова «культура».

Источник

Текст книги «Криминология»

Автор книги: Елена Филиппова

Жанр: Учебная литература, Детские книги

Текущая страница: 11 (всего у книги 25 страниц) [доступный отрывок для чтения: 9 страниц]

11 Культура и воздействие на преступность

Понятие и сущность культуры

Бытие человека многогранно, он реализует себя в различных измерениях: пространственных, временных, культурных. Культура – сложнейший социальный феномен. Она имеет отношение практически ко всем аспектам жизни и деятельности людей, в том числе и криминальным. Культура может выступать мощным барьером, препятствующим возникновению и распространению социального зла. В этом ракурсе культура является эффективным инструментом разрушения преступности. К сожалению, культура может играть и деструктивную роль. Подчас культурная среда оказывается криминогенным фактором. Например, криминальный мир создает свою культуру. Когда масштабы ее распространенности и роль в социальной жизни незначительны, этот феномен обычно именуют криминальной субкультурой. В XX веке во многих странах отмечен феномен экспансии криминальной субкультуры, трансформации ее в своеобразную («полукриминальную») культуру общества. Все это делает весьма актуальным анализ как антикриминального, так и криминогенного потенциала культуры. В этом ракурсе культурологические аспекты криминологических исследований приобретают особую ценность.

В анализе данного явления криминолога прежде всего интересует то, что воздействуя на культуру, можно оказывать влияние на преступность. Правомерно ли рассматривать культуру как инструмент воздействия на преступность? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проанализировать сущность и природу культуры.

На сегодняшний день у ученых нет единства в определении данного явления (в различных монографиях можно найти более пятисот определений культуры).

Термин «культура» имеет латинское происхождение: cultura – возделывание, обработка земли. Цицерон был первым, кто употребил это слово в значении обработки и совершенствования души. С легкой руки древнеримского мыслителя культура и воспитание длительный период рассматривались как аналогичные явления. Сегодня ни у кого не остается сомнения, что хотя воспитание и является важнейшим аспектом культурного процесса, сам феномен культуры гораздо шире и объемнее. Отдельные авторы ставят знак равенства между такими глобальными феноменами, как цивилизация, мир (например, арабский мир), суперэтнос и культура.* К числу наиболее многогранных определений культуры можно отнести следующее: «культура – это чрезвычайно сложное, многообразное явление, пронизывающее буквально все сферы жизни и деятельности общества и человека:

– это – материальные и духовные ценности человека;

– это – способ жизнедеятельности людей;

– это – их отношения между собой;

– это – своеобразие жизни наций и народов;

– это – уровень развития общества;

– это – накапливаемая в истории развития общества информация;

– это – совокупность социальных норм, законов, обычаев, традиций;

– это – религия, мифология, наука, искусство, политика;

– это – знаковая система»57 57
Введение в культурологию: В 3 т. Т. 1. М., 1995. С. 24.

Из приведенного определения видно, насколько велико многообразие форм проявления данного явления. Культуру можно рассматривать и как информационную среду, возникающую между человеком и природой, обеспечивающую оптимальное бытие людей (а все перечисленное выше является носителем указанной информации, механизмом ее передачи от одних людей другим). Характер и содержание информации, составляющей культурную среду, механизмы, обеспечивающие ее функционирование, и определяют сущность культурных процессов, характер влияния культуры на преступность.

Читайте также:  Признаками недоброкачественности макарон являются
Грани взаимодействия преступности и культуры

Криминологический анализ культурного феномена позволяет выделить несколько аспектов его взаимодействия с феноменом криминальным.

1. Культура формирует социальную иерархию потребностей. Первичные потребности, данные человеку от природы, обрабатываются культурной средой, в результате чего потребностная сфера человека претерпевает существенную трансформацию.

Одни потребности могут обрести статус социально значимых, важных, одобряемых, а их удовлетворение возводится в ранг заслуг. Другие потребности принято удовлетворять стыдливо. Третьи – вообще могут оказаться под запретом. В одних культурных системах в ранг социально одобряемых возведены духовные потребности, реализация которых связана с религиозной или научной деятельностью, в других – материальные. В христианской культуре чревоугодие – грех. В большинстве нерелигиозных культур обильный обед в дорогом ресторане – символ престижа, социальной значимости, объект особой гордости. Потребности в спиртном или наркотиках отрицаются исламской культурой (в Саудовской Аравии за употребление спиртного шариатский суд может приговорить человека к двумстам ударам палками, употребление наркотиков в Иране карается смертью). В криминальной субкультуре удовлетворение этих потребностей престижно.

В отдельных социальных системах употребление спиртного и наркотиков официально не одобряется, однако весь строй социального бытия подталкивает человека к смертельно опасной грани алкоголизации или наркотизации. Форма подчас вступает в противоречие с содержанием, поэтому при анализе культуры очень важно выявлять интегрированный вектор, суммарный результат деятельности механизмов реального детерминирования поведения людей (сущность культуры).

Стандарты социальной иерархии потребностей, характерные для тех или иных культур, оказывают значительное влияние на преступность: ее масштабы, структуру, характер.

Древние германцы убивали сородичей с извращенными нравами, в Древнем Риме гомосексуализм постепенно утвердился в качестве нормального аспекта половой жизни. Крах древнеримской цивилизации под напором германцев показал, сколь серьезные последствия могут иметь незначительные на первый взгляд пороки. Сегодня православное христианство признает гомосексуализм отрицанием бога, а священники-протестанты освящают браки между лицами одного пола.

Типичные структуры потребностей и типичные способы их удовлетворения образуют стандарты поведения, которые могут быть оценены с точки зрения наличия и величины криминогенного потенциала. В этом аспекте особую значимость имеет культура реализации социальной активности населения, которая во многом зависит как от традиций, так и от объективных условий. Жажда социальной активности и творчества может реализоваться как в актах вандализма и агрессии, так и в созидании, благотворительной деятельности, милосердии.

Криминологический аспект типологии культур
Агрессивные и неагрессивные культуры

По характеру отношения к агрессии можно выделить агрессивные и неагрессивные типы культур (культуры, способствующие и препятствующие агрессии). Определенный интерес в этой связи представляет проведенное Э. Фроммом исследование первобытных культур. С точки зрения агрессивности (или миролюбия) Э. Фромм изучил тридцать первобытных культур, описанных антропологами. Ученому удалось выявить очень важную закономерность: «При изучении 30 обществ сразу обнаруживаются системы трех разных типов (А, В, С)»58 58
Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994. С. 148.

Система В – недеструктивное, но все же агрессивное общество. Деструктивность в нем также отсутствует. Однако в обществе распространены индивидуализм, соперничество, иерархичность, а агрессивность, война считаются нормальными явлениями.

Система С – деструктивные общества. Для членов этих обществ характерны агрессивность, жестокость, разрушительные наклонности. В обществе царит воинственный дух, враждебность и страх; широко распространены коварство и предательство. Большую роль в целом играет частная собственность.

Конструктивные и деструктивные культуры

С точки зрения характера влияния культуры на здоровье нации (физическое, психическое, нравственное) можно выделить конструктивные и деструктивные культуры (первые способствуют оздоровлению общества, вторые – инициируют его деградацию). Наркотизм, алкоголизм и пьянство, гомосексуализм, культ богатства, роскоши и комфорта – черты культуры, инициирующей социальную деградацию. Исторический опыт убедительно свидетельствует, что развитие в национальной культуре указанных элементов вначале детерминирует рост преступности, а затем влечет деградацию общества и гибель этноса59 59
Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1997. С.64.

Культура, ориентированная на материальное потребление, и культура, ориентированная на духовное развитие

Классификация культур на духовные и материальные является устоявшейся. В любой культуре оба этих подвида органически уживаются. Однако удельный вес каждого из рассматриваемых элементов различный. Данное соотношение и является основанием для типологии культур по характеру их ориентации.

Культуры, ориентированные главным образом на материальное потребление, имеют значительно больший криминогенный потенциал, нежели их духовный антипод. Рост материального потребления увеличивает удовлетворенность лишь до определенных пределов. Материальное пресыщение в сочетании с бездуховностью, как правило, вызывает нравственный кризис, субъективно переживаемый как очень неприятное чувство. Способом выхода из этого кризиса (а также профилактическим средством в отношении депрессии, вызываемой тупиковым пресыщением) является развитие духовных потребностей. Недаром многие богатые купцы в России, добившись богатства, становились меценатами (открывали картинные галереи, учреждали университеты, строили больницы и храмы). Другим вариантом выхода из кризиса пресыщения является обращение к спиртному или наркотикам – подавление высшего начала в своей личности, которое посредством чувства неудовлетворенности сигнализирует о том, что человек отклонился от истинного пути.

В этой связи можно выделить два вида культур:

– культура, ориентированная на обеспечение состояния («легкое счастье», «кайф»);

– культура, ориентированная на обеспечение деятельности, способной вызвать у человека ощущение глубокой и стойкой удовлетворенности («трудное счастье»).

Английский философ Дж. С. Милль (1806-1873 гг.) так охарактеризовал сущность «трудного счастья»: «Я понял, что для того, чтобы быть счастливым, человек должен поставить перед собой какую-нибудь цель; тогда, стремясь к ней, он будет испытывать счастье, не заботясь о нем»60 60
Цит. по: Леонтьев A.M. Деятельность. Сознание. Личность // Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М., 1983. С. 209.

Как правило, «легкое счастье» (в таких культурах обычно богатство и счастье – понятия равнозначные) является идеалом криминальных типов, а стремление к нему – повод абсолютного большинства корыстных и корыстно-насильственных преступлений. Соответственно, гипертрофирование материальных элементов культуры не может не вызывать роста преступности.

Духовный кризис, являющийся оборотной стороной «легкого счастья» имеет два аспекта криминогенности. Во-первых, повышает криминогенность самого лица, находящегося в кризисе (дисбаланс механизмов сдерживания и самоконтроля, развитие алкоголизма и наркомании). Во-вторых, кризис, как правило, не ограничивается одной личностью. Он инициирует пороки нравственного развития членов семьи. Особенно восприимчивы в этом плане дети. Вот почему семейные отношения у носителей такого рода культуры далеки от идеала, а так называемая «золотая молодежь» пополняет армию преступников и наркоманов. Нередко их преступления носят характер протеста. Преступный результат менее важен, главное – причинить неприятность родителям, бросить вызов людям своего круга, отмежеваться от них.

Взаимодействие и взаимовлияние культур

Культуры отдельных народов консервативны, замкнуты, недоступны внешнему влиянию. Однако в современном мире такое состояние – редкое исключение. Информационное поле Земли – среда, в которой взаимодействуют различные культуры. Взаимодействие культур может способствовать их развитию, а может инициировать деградацию одной из взаимодействующих сторон. Например, взаимодействие культуры Древнего Рима и древнегреческой культуры обогатило римлян в плане литературы, искусства, философии. Но одновременно римская культура восприняла и пороки греческого мира: роскошь, гомосексуализм, проституцию, употребление вина, – что в немалой степени способствовало деградации великого народа.

Новая история ознаменовалась появлением и развитием таких новых феноменов в культурной среде, как идеологическая война, культурная диверсия. Определенный интерес в данном ракурсе представляет анализ социальной значимости активного привнесения в российскую культуру элементов сексуальной гипертрофированности и патологии. Экспансия в Россию данных элементов культуры иногда проводится под различными благовидными предлогами (под предлогом борьбы со СПИДом детям раздают презервативы, а развращение молодежи называют повышением сексуальной грамотности). Иногда она носит практически циничный характер – например, когда импортируемую в Россию детскую жевательную резинку комплектуют вкладышами эротического характера. Указанные элементы являются абсолютно нехарактерными для нашей национальной традиции: «Древние писатели хвалят целомудрие не только жен, но и мужей славянских. Требуя от невест доказательства их девственной непорочности, они считали за святую для себя обязанность быть верными супругам… Стыдливость украшала их жен; брак издревле считался святою обязанностью между ними; мир и целомудрие господствовали в семействах»61 61
Карамзин Н.М. История государства Российского: В 6 кн. Кн. 1. М., 1993. С. 65-66.

Пороки в сексуальной сфере культуры, несомненно, негативно влияют на нравственность, а соответственно и криминальные процессы. Однако значимость данного аспекта культурного процесса не ограничивается лишь негативным влиянием на преступность. Экспорт в Россию сексуальной революции подрывает демографическую безопасность нашей страны – когда произойдет смена поколений, нам некем будет комплектовать армию62 62
Козлов В.И. Вымирание русских: историко-демографический кризис или катастрофа? // Вестник Российской Академии наук. 1995. № 9. С. 771.

В свете этих идей становится вполне очевидной подоплека обрушившейся на нас с запада сексуальной революции. Сексуальная революция, инициированная потоком порноизданий и порнофильмов, выливается в сексуальную распущенность, ослабление семейных устоев, деградацию нравственности и рост нежелательных беременностей, в том числе и девочек до 14 лет. В любом варианте результат этого процесса крайне негативен для общества. Искусственное прерывание беременности – отсюда бесплодие – отсюда снижение рождаемости. «На это вторичное бесплодие падает примерно половина всех случаев бесплодия… Это миллионы нерожденных детей. При ином государственном отношении к сексуальной революции большинства абортов при первой беременности могло не быть… В 1993 году на 100 браков в России пришлось 235 абортов. И каждый пятый ребенок в последние годы родился вне брака»63 63
Переведенцев В. Скособоченная жизнь // Литературная газета. 1996. 6 ноября.

Конфликт культур

Одной из особенностей мировой культурной среды является ее многообразие. В различных частях света стихийно формировались различные культуры. И даже в рамках одной общины могли сформироваться различные потребностные и поведенческие стандарты, которые подчас оказываются в состоянии конфликта.

В основе конфликта культур лежат особенности психической деятельности людей:

– человек с трудом меняет привычки и традиции (а иногда он вообще не способен на это);

– то, что человеку непонятно, то, что трудно воспринимается, чаще всего оценивается им отрицательно (Л.Н. Гумилев называет этот феномен «принципом отрицания права на несходство»).

Читайте также:  Системообразующий признак политической системы

Одной из первых попыток проанализировать данный феномен была вышедшая в 1938 году работа Торстона Селлина «Конфликт культур и преступность». Т. Селлин рассмотрел в качестве криминогенного фактора конфликт между культурными ценностями различных сообществ. Основой его гипотезы стали результаты чикагских исследователей, установивших повышенный уровень преступности в кварталах некоренных американцев (негров, пуэрториканцев, итальянцев). Т. Селлин своей теорией конфликта культур попытался объяснить этот феномен. Однако его теория оказалась более значимой и позволила объяснить не только преступность эмигрантов, но и раскрыла криминогенность противоречий между различными социальными группами. По существу, Т. Селлин трансформировал марксистскую теорию классовых противоречий, устранив ее наиболее острые и революционные аспекты, несколько уменьшив ее масштаб, что позволило применять ее не только к анализу противостояния двух частей общества, но и к противоречиям более мелких социальных формирований.

Сущность конфликта культур заключается в том, что различные воззрения на жизнь, привычки, стереотипы мышления и поведения, различные ценности затрудняют взаимопонимание людей, затрудняют сочувствие и сопереживание, могут вызывать озлобление в отношении представителей иных культур. В отдельных случаях правовые и моральные нормы, господствующие в обществе, могут оцениваться как выгодные лишь определенным социальным группам, поэтому их отрицание не вступает в противоречие с понятиями о нравственности, распространенными на других этажах общества.

Американский социолог А. Коэн в 1955 году разработал концепцию субкультур64 64
Cohen A. Delinqent Boys, The Culture of the Gang Glencoe. N.Y., 1955. P. 14.

Практические выводы из теории конфликта культур заключались в необходимости контролировать процессы эмиграции, принятия мер по сближению культур различных социальных слоев и групп, устранение элементов, вызывающих их противоречия. Эта теория показывает, насколько глубоки корни преступности. Изменение культуры – процесс достаточно длительный, поэтому и процесс воздействия на преступность не может носить моментный характер. Коррекция криминогенных качеств правонарушителей подчас невозможна без разрушения криминальной субкультуры, которая, подобно стенам средневекового замка, защищает криминальное сознание от воспитательных воздействий общества. Ряд криминологов провели оригинальное исследование субкультуры заключенных методом включенного наблюдения. Ученые жили в тюрьмах вместе с заключенными. Их наблюдения и личный опыт показали, насколько сильное парализующее воздействие, с точки зрения перевоспитания осужденных преступников, оказывает существование особой субкультуры заключенных.

В основе конфликта культур могут быть как сущностные противоречия, так и формальные (или даже мнимые). Сущностными являются противоречия при подавлении одной культурой другой, при навязывании носителям одной культуры иного образа жизни. Наиболее ярким проявлением такой культурной экспансии были захватнические войны, когда побежденных заставляли отказаться от родной культуры. По мере развития цивилизации феномен культурной экспансии приобретает все более утонченный и изощренный характер. Культурная экспансия может осуществляться замаскированно. В 90-х годах мы стали очевидцами двух негативных явлений в культурной среде России: 1) экспансии худших вариантов западной культуры; 2) завоевания все новых и новых позиций криминальной культурой. Второй процесс имеет специфическую природу – он результат внутрикультурных противоречий.

Внутрикультурные противоречия

Для того чтобы уяснить сущность внутрикультурных противоречий и направление возможного их разрешения, необходимо проанализировать еще два аспекты типологии культур:

– культуры естественные (натуральные) и культуры трансцендентные;

– культуры справедливые и несправедливые.

Древнегреческий мыслитель Демокрит отмечал, что человек создает культуру, подчиняясь своим потребностям и подражая природе. В подражании природе (натуре), угождении человеческому естеству суть естественной культуры.

Трансцендентные культуры (в основном, они носят религиозный характер) в значительной мере отрицают натуру и естество. Они ориентированы на высшую сущность, недоступную рациональному познанию и объяснению, отсюда и термин трансцендентность (от лат. transcendentis – находящийся за пределами опыта, недоступный познанию).

Немецкий философ О. Шпенглер (1880-1936 гг.) был первым, кто стал сравнивать культуру с живым организмом: он называл культуру историческим индивидуумом65 65
Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993. С. 472.

Особенностью естественной культуры является то, что она не способна обеспечить одинаково высокого уровня удовлетворенности всем членам общества. Определенная группа (аристократия, элита, нувориши) всегда имеет больший доступ к материальным и духовным благам. Другие (рабы, наемные работники, безработные) оказываются средством обеспечения комфорта первых. Соответственно в обществе формируется несколько культур: культуры высших, средних, низших. Лишь культура высших поставлена в такие условия, что она может развиться до уровня, обеспечивающего счастье его носителям. Культура низших, развившись до уровня обеспечения выживания (физического существования), встречает препятствия для дальнейшего развития в форме различных социальных механизмов, обеспечивающих счастье высших.

В то же время по характеру функционирования и вектору развития культура низших как системное саморазвивающееся образование принципиально ничем не отличается от высших образцов. Низшая культура точно так же имеет вектором развития обеспечение счастья ее носителям. Подобно маленькому растению, над которым находится слой асфальта, она способна взломать преграды, мешающие ее развитию.

Иногда вариантом преодоления преград оказывается напряженный труд, который в сочетании с удачей приводит к богатству и прорыву в высшие сферы. Эти случаи крайне редки, их скорее следует отнести к числу исключений, подтверждающих правило (хотя пропаганда активной рекламой таких примеров стремится доказать, что именно они являются нормой – это не более чем защитный механизм высшей культуры). Правилом же является один из следующих вариантов:

– достижение высоких стандартов жизни криминальными способами;

– обращение к алкоголю или наркотикам (легкодоступная форма квазисчастья);

– развитие революционных теорий и участие в революционной деятельности;

– обращение к трансцендентной культуре, которая коренным образом меняет представление о счастье и способах его достижения.

Трансцендентная культура – культура, основанная на, мистических элементах, представлениях о сверхъестественных силах (в этом и заключается ее трансцендентность, рациональная непостижимость и противопоставление культуре, ориентированной на естество). Трансцендентные культуры практически полностью отрицают материальные ценности. Рассматривают удовлетворение естественных материальных потребностей как зло либо неудобство, от которого не удается избавиться до поры до времени. Страдание в таких культурах обретает статус блага, рассматривается как источник заслуг, признак избранности. Абсолютное большинство естественных ценностей меняет знаки, превращается в антиценности в трансцендентной культуре, которая открывает людям целый пласт новых ценностей, связанных с богом и высшей, идеальной жизнью.

Трансцендентную культуру атеисты нередко считают иррациональной, противоречащей природе людей. При поверхностном анализе кажется, что так оно и есть. Однако углубленный анализ свидетельствует об ином. Потребности – это первооснова любой культуры. Именно они оказываются тем генотипом, который из микроэлемента формирует большой организм. Трансцендентные культуры не могли бы не только долго существовать, но и вообще вряд ли бы сформировались, если бы не опирались на что-то такое, что находит отклик в человеческом естестве. Генотипом трансцендентной культуры является присущая каждому человеку потребность в определении смысла жизни и периодически возникающая у людей потребность найти опору и поддержку в трудных и безвыходных ситуациях, когда бог оказывается единственным существом, обращение к которому рационально в определенных условиях. Парадоксально, но бесспорно то, что рационализм бессилен указать человеку конечную цель его бытия. Абсолютный рационализм оборачивается иррационализмом и кризисом смысла жизни, фактором глубокой неудовлетворенности. В этом смысле трансцендентные культуры могут считаться в высшей степени естественными, поскольку ориентированы на высшую часть человеческого естества.

Трансцендентные культуры полярны. Одни из них ориентируют человека на служение силам добра, другие – силам зла. Последние корректно определить как антикультуры. Они – проявление неспособности и нежелания воспринять стандарты высшей справедливости, что трансформируется в воинственное ее отрицание. С ними связано отрицание правды, добра, справедливости, порядочности, развитие агрессивности, коварства, безжалостности, безразличного отношения к окружающим. Эти элементы можно найти в основе абсолютного большинства преступлений.

Развитие трансцендентных культур, ориентированных на утверждение высшей справедливости, имеет ярко выраженную антикриминальную сущность, проявляющуюся в том, что они:

– нейтрализуют такой мощнейший криминогенный фактор, как социальное неравенство;

– на идеальном уровне устраняют безнаказанность (любой плохой поступок влечет отрицательные последствия в инобытии);

– подавляют и ограничивают материальные потребности, которые лежат в основе абсолютного большинства преступлений, учат терпеть и подавлять гордость и самолюбие;

– ориентируют на отрицание зла и насилия, на помощь ближнему и сострадание.

Они уязвимы лишь в том, что могут трансформироваться в трансцендентные антикультуры, которые нередко, сохраняя религиозную риторику (форму), криминальны по сущности.

Поскольку материальные источники существования ограничены, конкурентная борьба является сущностной характеристикой естественной культуры. Преступность в естественной культурной среде является одной из форм получения доступа к источнику существования. Естественная культура по своей сущности находится в отношениях противоречия со справедливостью: справедливость – феномен не естественный, он имеет скорее трансцендентную природу.

Культуры справедливые и несправедливые

Существуют два подхода к пониманию справедливости социального устройства. Первый – попытка сконструировать такую конфигурацию социального неравенства, при которой различие в правах и достатке находит разумное объяснение. Если человек выполняет более сложные функции, более напряженно трудится, обладает большими способностями, и в конечном итоге приносит больше пользы обществу и государству, справедливо наделить его большими правами и большим достатком. Один из примеров такой справедливости можно найти в Древнем Риме. Всадническое сословие пользовалось большими привилегиями и уважением потому, что свой высокий достаток всадники обращали на общую пользу. Они имели возможность приобрести боевого коня и тяжелое вооружение и во время боевых действий занимали самое опасное место в боевом порядке войск, выполняли самые сложные функции, эффективность их боевого применения, как правило, была самой высокой.

При таком обеспечении справедливости возникает несколько проблем. Даже при идеальном соответствии структуры общества рассматриваемой схеме (чем больше трудится, чем больше способностей, тем больше богатства), низшие слои общества не бывают довольны. Каждый человек всегда склонен преувеличивать свой вклад в общее дело и свои способности. Многочисленные восстания, борьба плебса за уравнение в правах с аристократами в Древнем Риме тому подтверждение. Вторая проблема заключается в том, что идеального соответствия важности функций и уровня обеспечения практически не бывает. А если оно по счастливому стечению обстоятельств складывается в каком-либо государстве, то носит непродолжительный характер. Дети, на которых природа, как правило, отдыхает в плане талантов и способностей, наследуют богатство своих родителей, и перераспределение перестает быть справедливым. А это, в свою очередь, возбуждает зависть и недовольство и выливается по минимуму в рост преступности, по максимуму – в народные волнения и социальные революции.

Источник

Adblock
detector