Абстрактное мышление предмет логики понятие и признаки

Содержание
  1. 1. Предмет и значение логики. Абстрактное мышление и его формы. Понятие о логической форме и логическом законе.
  2. 2. Возникновение логики как науки.
  3. 3. Понятие как форма мышления. Основные логические приемы формирования понятий.
  4. Что такое абстрактное мышление?
  5. Абстрактно-логическое мышление в психологии
  6. Чем полезно абстрактное мышление?
  7. Компоненты абстрактного мышления
  8. Можно ли научиться абстрактному мышлению?
  9. Абстрактно-логическое мышление: особенности и способы развития
  10. Определение
  11. Формы и признаки
  12. Где применяется?
  13. Способы развития
  14. Абстрактное мышление предмет логики понятие и признаки
  15. Понятие абстрактно-логического мышления
  16. Готовые работы на аналогичную тему
  17. Формы абстрактного логического мышления
  18. Специфические характеристики абстрактного логического мышления
  19. Применение абстрактного мышления
  20. Распознавание степени развития абстрактного мышления
  21. Упражнения для развития абстрактного мышления
  22. Абстрактное мышление как предмет логики.

1. Предмет и значение логики. Абстрактное мышление и его формы. Понятие о логической форме и логическом законе.

Логика — наука о мышлении, ее предметом, являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек позна­ет окружающий его мир.

Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более «грамотно», развивает критическое отноше­ние к своим и чужим мыслям.

Абстрактное мышление-мысленное отвлечение,обособление от тех или иных сторон,свойств или связей предметов или явлений для выделения существенных признаков.

Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Суждение представляет собой форму мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждения бывают простыми и сложными.

Первые два суждения, которые находятся над чертой, называются посылками, а третье суждение называется заключением.

Логическая форма-строение мысли.Структуру которой можно выразить при помощи символов.(Все караси-рыбы).Логический закон-внутренняя,существенная,необходимая связь форм мышления.Он указывает как нужно соединять элементы мысли и как употреблять их в процессе мышления.

2. Возникновение логики как науки.

Логика развивалась и в средние века,важнейшим этапом в ее развитии явилась теория индукции, разработанная английским философом Ф.Бэконом.

Разработка ин­дуктивного метода — огромная заслуга Бэкона, однако он неправо­мерно противопоставил его методу дедукции; в действительности эти методы не исключают, а дополняют друг друга. Бэкон разрабо­тал методы научной индукции, систематизированные впоследствии английским философом и логиком Дж.С. Миллем (1806—1873).

Эту логику принято называть формальной, так как она возникла и развивалась как наука о формах мышления. Ее называют также традиционной, или аристотелевской логикой.

Дальнейшее развитие логики связано с именами таких выдаю­щихся западно-европейских мыслителей, как Р. Декарт, Г. Лейбниц, И. Кант и др.Р. Декарт развил идеи дедуктивной логики, сформулировал правила научного исследования, изложенные в сочинении «Правила для руководства ума».

Г. Лейбниц сформулировал закон достаточного основания, выдвинувший идею математической логики.

3. Понятие как форма мышления. Основные логические приемы формирования понятий.

Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.

Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокупности в абстрактной, обобщенной форме на основании их существенных признаков.Основными логическими приёмами формирования понятий являются:анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.

Анализ-мысленное расчленение предметов на составные его элементы.,признаки,свойства. Синтез-мысленное соединение элементов,признаков,свойств.

Сравнение-сходство или различие между элементами,признаками и свойствами.

Абстрагирование-мысленное отвлечение от несущественных и выделение существенных признаков предмета.Обобщение-нахождение общих признаков.

Источник

Что такое абстрактное мышление?

Абстрактное мышление означает способность мыслить абстрактными понятиями, то есть концептуально воспринимать реальность. Это важная составляющая творческого процесса.

Абстрактное мышление связано со способностью создавать образы, концепции и присуще только человеку. Животные, даже самые высокоорганизованные, не могут мыслить абстрактно. Формирование абстрактного мышления является важным направлением психического развития человека.


Абстрактно-логическое мышление в психологии

Абстрактное мышление начинает развиваться у детей довольно рано, уже на третьем году жизни, но полноценно оно не функционирует до 15 лет. Со временем и по мере развития отвлечённые понятия выполняют ту же роль, что и прямые стимулы. Ребёнок начинает обобщать, различать отношения и зависимости, систематизировать полученную информацию. На основе приобретённых знаний он становится способным делать логические выводы из словесных предпосылок, а не только из действий, выполняемых с конкретными объектами.

Абстрактно-логическое мышление – гораздо более высокая форма мыслительного процесса, чем конкретно-воображаемое. Оно развивается в процессе систематического обучения, когда человек осваивает новые понятия из разных областей.

Чем полезно абстрактное мышление?

Люди, которые могут мыслить абстрактно, в отличие от тех, кто использует только конкретные вещи, ищут оригинальные решения. Они могут представлять гипотетические ситуации, позволяющие быстрее понять суть дела.

Абстрактное мышление может быть представлено ​​шкалой, на одном конце которой находятся изображения, соответствующие реальным объектам, зафиксированным в процессе восприятия, а на другом конце – абстрактные понятия, которые не имеют эквивалента среди реальных объектов.

Развитие абстрактного мышления способствует:

Компоненты абстрактного мышления

Из общей классификации форм абстрактного мышления можно выделить как минимум три:

Можно ли научиться абстрактному мышлению?

Долгое время психологи считали, что способность мыслить абстрактно является врожденной чертой: она либо есть, либо её нет. Сегодня существует множество техник по развитию абстрактного мышления у детей и взрослых, проводятся тренинги, на которых используются различные упражнения и соответствующие мыслительные инструменты. Развить абстрактное мышление поможет курс Викиум «Мнемотехники».

Источник

Абстрактно-логическое мышление: особенности и способы развития

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Люди имеют способность мыслить конкретно и обобщённо. С помощью точного мышления используются знания, благодаря которым человек понимает происходящее вокруг. Абстрактно-логическое мышление расширяет возможности восприятия окружающего мира.

Определение

При обобщённом мыслительном действии человек включает логику, начинает рассуждать, предполагать и делать выводы. Таким образом активизируется абстрактно-логическое мышление. Этот тип мышления является завершающей фазой в процессе развития личности. Он основывается на рациональном, опосредованном усвоении данных, где понятия лишены непосредственной наглядности, присущей восприятию и представлениям.

В психологии такой вид познавательной активности считают опосредованным отражением общих цепочек, наблюдающихся между явлениями и предметами в мире. Иными словами, это такой познавательный процесс, при котором неведомые сведения постигаются через уже известные факты.

Абстрактно-мыслительная деятельность сопряжена с цифрами, формулами, символами и отвлечёнными понятиями, не улавливаемыми органами чувств человека. Именно этот тип мышления даёт возможность индивиду воспринимать целостную картину действительности, не погружаясь в мелкие детали и абстрагируясь от них.

Читайте также:  Признаки обострения желчного пузыря

Формирование абстрактного мышления тесно связано с языковой системой. Смысл явлений, предметов, абстракций обозначается конкретными словами.

Речь способствует включению воображения, представлению понятий и закреплению навыков воспроизведения.

Формы и признаки

Существует прямая связь между факторами абстрактного и логического мышления. Благодаря такой взаимосвязи появляется возможность поиска неординарных решений различных задач и адаптации к часто меняющимся жизненным условиям. Выделяют аналитические, обобщающие, идеализирующие, конструктивные, примитивно-чувственные и актуально-бесконечные абстракции.

Формами данного вида мышления являются понятие, суждение и умозаключение.

Начальное суждение является предпосылкой, логическое размышление – выводом, приводящим в итоге к заключению.

Мысленные логические операции демонстрируют следующие возможности:

Где применяется?

Дети с помощью абстрактного мышления рисуют, конструируют, лепят, понимают смысл загадок, могут решать задачи, связно излагают свои мысли при описании событий. В школьные годы этот вид мыслительной активности помогает школьникам осваивать математику, где требуется умение оперировать множеством данных, делить их по группам, искать взаимосвязь.

Абстрактное мышление применяется в логике, физике, астрономии и других точных науках, где надо уметь измерять, считать, вычислять, объединять элементы в одну группу. Оно необходимо психологам, философам, писателям, инженерам. Без него немыслим тайм-менеджмент.

В обыденной жизни люди тоже постоянно используют абстрактно-логическую мыслительную деятельность. Примеры абстрактного мышления отражают повседневный мыслительный процесс человека. Планирование нередко в воображении пересекается с мечтами и фантазиями. Молодые люди, находящиеся в поисках рабочего места, могут себе столько придумать, что, столкнувшись с действительностью, не выдерживают предложенные им условия. Так и девушки в ожидании принца на белом коне мысленно наделяют будущего избранника нереальными чертами. Это неизбежно ведёт к разочарованию в будущем.

Способы развития

У детей абстрактное мышление начинает развиваться с 4–5 лет. Оно составляет основу обучающего процесса. В этот период формируется умение устанавливать связи между явлениями. Школьники наиболее восприимчивы к освоению логических навыков.

Ребёнку надо помогать в овладевании навыками абстракции. Развить их у детей дошкольного возраста можно специальными упражнениями. К процессу подключают родителей, которые дома организуют разные игры.

Игра формирует понимание и использование символов.

Нарушение чёткости абстрактно-логического мыслительного процесса может возникать из-за сильной сжатости и фрагментарности внутренней речи. Её тренируют и упорядочивают с помощью внутреннего проговаривания. При решении трудных задач необходимо добиваться точных умственных формулировок.

Выполнение заданий на выявление закономерностей и объединение единиц речи на основе общего признака, игры в шашки, шахматы развивают способности мозговой деятельности, улучшают её и помогают сохранить абстрактно-логическое мышление и память до глубокой старости.

Существуют упражнения и для взрослых.

Источник

Абстрактное мышление предмет логики понятие и признаки

Мышление – это познавательное действие, происходящее за счет рационального и опосредованного изучения окружающего мира.

Понятие абстрактно-логического мышления

Все законы функционирования общества и природной среды познаются посредством человеческого восприятия, ощущений, его чувственной стороны и памяти. Кроме того, это возможно благодаря мыслительным процессам.

Абстрактное логическое мышление – это разновидность мыслительного действия, реализуемого за счет проведения логических операций с теоретическими понятиями.

Готовые работы на аналогичную тему

Такое мышление характеризует общие связи и взаимодействия, развивающиеся между предметами, процессами и явлениями, происходящими в окружающем пространстве.

Формы абстрактного логического мышления

Выделяют три основных формы абстрактно-логического мышления:

Специфические характеристики абстрактного логического мышления

Сущность данного мыслительного процесса отражается за счет специфических признаков его проявления. К ним относятся:

Чтобы ответить на вопрос, развито ли у вас абстрактное мышление, обратите внимание на наличие критериев его развития:

Применение абстрактного мышления

Абстрактное мышление начинает развиваться только в пяти-семилетнем возрасте. Первоначально дети ориентируются на визуальное восприятие окружающего, применяя наглядно-действенное мышление. Где-то с полутора лет начинается использования конкретно-предметного типа мышления.

Каждый тип мышления присутствует в человеческой жизнедеятельности в течение всего ее осуществления. Эти типы необходимы для построения простых и сложных пространственных связей.

Процесс обучения является деятельностью, в ходе которой происходит активизация мышления, а следовательно она носит осознанный характер. В этой связи, обучение основывается на абстрактно-логическом мышлении. Оно применимо не только к учебному процессу, но и к иным направлениям деятельности, в том числе и бытовой. Его преимущество состоит в способности определять причины возникновения различных событий и определять взаимосвязи и взаимозависимости между ними.

Распознавание степени развития абстрактного мышления

Чтобы определить насколько развитым является абстрактное мышление человека применяются разнообразные системы диагностики. Распространенными являются тестовые задания. Все тесты делятся на три основные группы:

Абстрактное мышление присуще каждой личности. Однако, оно требует развития. Без соответствующей тренировки оно не будет функционировать должным образом. Тренировать абстрактное мышление нужно с самого раннего возраста, когда ребенок наиболее лучше способен усвоить информацию. В этом периоде его мышление является более чувственныи и восприимчивым, не подверженным влиянию общественных стереотипов.

Развитие мышления проходит в два основных этапа:

Упражнения для развития абстрактного мышления

Абстрактное мышление лучше всего развивать в детском возрасте. Это увеличивает его эффективность, поскольку все психические и мыслительные процессы находятся в стадии развития.

В детском возрасте развитие абстрактного мышления может быть реализовано в форме игры, построения различных конструкций из имеющихся материалов. Также, ассоциативные подборки к различным словам и процессам помогут развитию абстракции.

Шахматные игры, головоломки, ребусы, пазлы помогут развитию абстрактного мышления у ребенка.

Несмотря на то, что во взрослом возрасте мышление уже сформировано, его вполне можно развивать и совершенствовать.

Выполняя следующие упражнения, можно значительно повысить способность мыслить абстрактно:

Источник

Абстрактное мышление как предмет логики.

Логика изучает закономерности, присущие основному типу мышления – понятийному, абстрактному. Абстрактное мышление – это процесс рационального (обоснованного разумом, доступного разумному пониманию) отражения объектив­ного мира, позволяющий проникать в сущность, в закономерные связи действительно­сти, творчески преобразовывать её сначала в теории, а затем и на практике.

Как известно, все предметы, явления и процессы имеют как содержание, так и форму. Наши мысли не являются исключением из этого правила. Содержание мыслей человека бесконечно разнообразно: мы можем думать и рассуждать о политике и искусстве, о любви и ненависти, о реформе политической системы и смысле жизни. Содержание мышления определяется отражённой в сознании человека действительностью, во многом обусловленной сферой его деятельности. Вполне очевидно, что в содержательном плане мысли математика отличаются от мыслей юриста, музы­кант думает совсем о другом, нежели строитель. И учёный использует в своих рассуждениях такие понятия и термины, которые, как правило, не употребляются в повседневном мышлении и языке.

Читайте также:  Признаки скорой родовой деятельности

В этой связи деятельность юриста, например, сопряжена с мышлением, имеющим правовой характер. Правовое мышление, в каких бы областях оно ни проявлялось: в нормотворчестве, в следственной деятельности, в судеб­ной практике, в теории, в юрисконсультской работе, – обладает рядом устойчивых общих характеристик. Основанием для выделения правового мышле­ния в отдельный вид является самостоятельность права как социальной реальности. Правовое мышление не просто отражает правовые явления, а через них – все основные виды отношений людей, но и конструирует свое­образную картину социального бытия. Связность этой картины также обес­печивается логическими средствами.

В различных по содержанию мыслях можно обнаружить нечто существенно общее. Оно характеризуется не конкретным содержанием этих мыс­лей, а типичностью, схемой, способом построения. При этом все содержательное многообразие укладывается в сравнительно небольшое число мыслительных форм. Дело в том, что логический строй мышления человека обладает очень важным свойством – какую бы словесную оболочку ни принимали наши мысли, на каком бы языке ни излагались, они обязательно должны принять общечеловеческие формы. Без этого невозможно осуществить обмен мыслями людей разных поколенийи профессий, а также взаим­ное понимание представителей стран и народов.

Наши знания о форме достаточно многообразны. Говорят, например, о форме ведения протокола допроса. Мы различаем форму правления, форму территориально-государственного устройства, форму политического режима, которые в совокупности составляют форму государства. Форма государства – это способ организации государственной власти, порядок образования органов государства, их структура и взаимоотношения в едином механизме. В приведённых примерах форма, таким образом, отражает способ связи содержательных частей.

Многообразно понимается и логическая форма. Наши мысли слагаются из некоторых содержательных частей, а способ их связи и представляет фор­му мысли. Логическая форма мышления – структура мысли, выражаемая в символической форме.

Логика изучает следующие основные формы логического мышления:

1). Понятие – отражает существенные признаки определённого класса предметов. Понятия выражаются в языке словами или словосочетаниями (река, дерево, студент экономического вуза).

2). Суждение – отношения между предметами и их свойствами. Суждения выражаются посредством повествовательных предложений («Солнце восходит на Востоке», «Наступила весна»).

3). Умозаключение – отражает изменение свойств и отношений между предметами.

4). Доказательство – форма мышления, посредством которой на основе истинности одних знаний раскрывается истинность или ложность других. Языковой формой выражения доказательства служат сложные речевые конструкции, состоящие из совокупности взаимосвязанных предложений и выражающих цепь умозаключений.

Следовательно, каждая из основных форм абстрактного мышления имеет нечто общее, что не зависит от конкретного содержания мыслей, а именно: способ связи элементов мысли – признаков в понятии, понятий в суждении и суждений в умозаключении. Обусловлен­ное этими связями содержание мыслей существует не само по себе, а в оп­ределённых логических формах: понятиях, суждениях и умозаключениях, каждая из которых имеет при этом свою специфическую структуру. Логические формы отражают разные структурные уровни мышления.

Возьмём, к примеру, два высказывания: «Некоторые юристы – преподаватели» и «Некоторые общественно опасные деяния являются преступлени­ем против личной собственности граждан». Заменим все их содержательные компоненты символами. Скажем, то, о чём мыслим, – латинской буквой S, а то, что мыслится об S, – латинской буквой Р. В итоге получим в обоих слу­чаях одни и те же элементы мысли: «Некоторые S есть Р». Это и есть логи­ческая форма приведённых суждений. Она получена в результате отвлече­ния от конкретного содержания.

Таким образом,логическая форма (или форма абстрактного мышле­ния) – это способ связи элементов мысли, её строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность. Все логические формы не порождены самим мышлением, а представляют собой отражение наиболее общих структурных связей и отношений между предметами и явлениями действительности.

В реальном процессе мышления содержание и форма мысли существуют в неразрывном единстве. Как нет чистого, лишённого формы содержания, абсолютно не оформленных мыслей, так нет и чистых, бессодержательных логических форм. Причём именно содержание определяет форму, а форма так или иначе зависит от содержания. Например, приведённая вы­ше логическая форма суждений «Некоторые S есть Р» имеет всё-таки некоторое содержание. Из неё мы узнаём, что у всякого предмета мысли, обо­значаемого буквой S, есть признак, обозначаемый буквой Р. Причём слово «некоторые» показывает, что признак Р принадлежит только части элемен­тов, составляющих предмет мысли. Это и есть «формальное содержание».

В то же время логическая форма обладает в своём существовании относительной самостоятельностью:

1) одно и то же содержание может принимать различные логические формы (историческое событие может отражаться в научном труде, в литературном произведении, живописном полотне, скульптурной композиции);

2) одна и та же логическая форма может заключать в себе различное содержание.

Всё неисчислимое богатство знаний, накопленных человечеством, облекается в конечном счёте в четыре фундаментальные логические формы.

В целях специального анализа мы можно отвлекаться от конкретного содержания мысли, сделав предметом изучения её форму. Исследование логических форм безотносительно к их конкретному содержанию и составля­ет важнейшую задачу науки логики. Отсюда и её название – формальная логика.

При этом следует иметь в виду, что формальная логика, исследуя формы мышления, не игнорирует его содержание. Формы, как было уже отмечено, наполнены конкретным содержанием, связаны с совершенно определённой, специфической, предметной областью. Вне этого конкретного содержания форма существовать не может, и сама по себе ничего не определяет с практической точки зрения. Форма всегда содержательна, а содержание всегда оформлено. С этими сторонами мышления и связано различение его истинности и правильности. Истинность относится к содержанию мыслей, а правильность – к их форме.

Свойствамышления:

В правовой сфере большое практическое значение имеет различение видов ложного, например, «дезинформации», «заблуждения», «клеветы». Дезинформация – это передача (объективно) ложного знания как истинного или (объективно) истинного знания как ложного. Заблуждение же представляет собой непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объек­ту. Клеветой называется распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. Сокрытие истины также является разновидностью ложного. Вот почему закон определяет меру ответственности человека за преднамеренные ложные мысленные построения, потому что ложь социальна, она не связана с объек­том познания.

Читайте также:  Перечислите признаки классификации тары

2). Правильность мышления – это его коренное свойство, которое также прояв­ляется в отношении к действительности, относится к форме мысли. Оно означает способность мышления воспроизводить в структуре мысли объективное строение бытия, соответствовать действительным отношениям предметов и явлений. И наоборот, неправильность мышления означает его способность искажать структурные связи и отношения бытия.

Формальная логика отвлекается от конкретного содержания мыслей,а не от содержания вообще. Поэтому она учитывает истинность или ложность исследуемых суждений. Однако центр тяжести она переносит на правильность мышления. Причём сами логические структуры рассматриваются независимо от составляющего их логического содержания. Поскольку в задачу логики входит анализ именно правильного мышления, то оно по имени этой науки называется еще логичным. Правильное (логичное) мышление имеет следующие существенные признаки: определённость, непротиворечи­вость, последовательность и обоснованность.

1). Определённость – это свойство правильного мышления воспроизводить в структуре мысли реальные признаки и отношения самих предметов и яв­лений, их относительную устойчивость. Она находит своё выражение в точ­ности и ясности мысли, отсутствии сбивчивости и путаницы в элементах мысли и самих мыслях.

2). Непротиворечивость– свойство правильного мышления избегать в структуре мысли противоречий, которых нет в отражаемой действительности. Оно проявляется в недопустимости логических противоречий в строгих рассуждениях.

3). Последовательность – свойство правильного мышления воспроизводить структурой мысли те структурные связи и отношения, которые присущи са­мой действительности, способность следовать «логике вещей и событий». Она обнаруживается в непротиворечивости мысли самой себе.

4).Обоснованность есть свойство правильного мышления отражать объектив­ные причинно-следственные связи и отношения предметов и явлений окру­жающего мира. Оно проявляется в установлении истинности или ложности мысли на основе других мыслей, истинность которых установлена ранее.

Указанные существенные признаки правильного мышления не произвольны. Они представляют собой результат взаимодействия человека с внешним миром. Их нельзя ни отождествлять с коренными свойствами са­мой действительности, ни отрывать от них. Правильность мышления, отра­жая, прежде всего, объективные законы мира, возникает и существует сти­хийно, задолго до возникновения каких бы то ни было правил. Сами логические правила – это лишь вехи на пути постижения особенностей пра­вильного мышления, действующих в них законов, которые неизмеримо бо­гаче любого, пусть даже самого полного, свода таких правил. Но правила вы­рабатываются на основе этих законов именно для того, чтобы регулировать последующую мыслительную деятельность, обеспечивать её правильность уже сознательно.

Правильность мышления отражена в объективных закономерностях мира, а логические правила лишь помогают постичь особенности правильного мышления, избежать логических ошибок.

Таким образом, логическая правильность рассуждений обусловлена законами абстрактного мышления. Нарушение вытекающих из них требований ведёт к логическим ошибкам.Закон мышления – это необходимая, су­щественная, устойчивая связь мыслей в процессе рассуждения. Данные законы одинаковы для всех людей, независимо от их социальной и нацио­нальной принадлежности. Логические законы действуют независимо от во­ли людей, не созданы по их желанию. Они являются отражением связей ве­щей объективного мира. При этом человек не просто включается в сферу действия определённого логического закона, не только пассивно подчиняет­ся его регулирующему влиянию, но и вырабатывает сознательное отноше­ние к объективно протекающим мыслительным процессам. Познание зако­нов логики, определение их объективной основы позволяет выдвинуть и сформулировать её принципы. Принципы формальной логики, как и прин­ципы любой науки, представляют собой единство объективного и субъек­тивного. С одной стороны, они выражают объективное содержание законов логики, с другой – выступают правилами мыслительной деятельности человека. Именно через осознанное формулирование принципов законы логики становятся регуляторами мыслительной деятельности людей.

Таким образом, формальная логика, чтобы быть средством обнаружения истины, должна на основе изучения формальных структур абстрактного мышления, сохранять и учитывать логическую правильность рассуждений, обусловленную логическими законами.

Какие же аспекты абстрактного мышления изучает формальная логика?

Во-первых, она рассматривает абстрактное мышление как инструмент по­знания мира, как средство получения формально-истинных знаний.

Во-вторых, её интересует практическая результативность и правильность опосредованного (выводного) знания, полученного из раннее установлен­ных и проверенных истин без обращения к опыту, а только в результате учё­та формально-логических законов и применения соответствующих правил абстрактного мышления.

В-третьих, абстрактное мышление рассматривается как формальный процесс, имеющий свою особую структуру, отличающуюся от структуры объективно-истинного содержания мышления.

Вот почему формальная логика позволяет отвлекаться от содержания объекта и сосредоточивать внимание только на формах, в которых протекает тот или иной мыслительный процесс. Эти аспекты взаимозависимости логики и мышления определяют особенности формальной логики как науки.

Итак,формальная логика – это наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания бытия и его кон­кретных видов. К общезначимым формам мысли относятся понятия, сужде­ния, умозаключения. Общезначимыми средствами мысли являются правила (принципы), логические операции, приёмы и процедуры, формально-логи­ческие законы, лежащие в их основе, то есть всё то, что служит целям осу­ществления правильного абстрактного мышления.

Следовательно, предмет формальной логики составляют:

1) формы мыслительного процесса – понятие, суждение, умозаключение, гипотеза, доказательство и др.;

2) законы, которым подчиняется абстрактное мышление в процессе познания объективного мира, и законы самого мышления;

3) методы получения нового выводного знания – сходства, различия, сопутствующих изменений, остатков и др.;

4) способы доказательства истинности или ложности полученных знаний – прямое или косвенное подтверждение, опровержение и т. д.

Таким образом, логика в наиболее широком понимании её предмета исследует структуру абстрактного мышления, раскрывает лежащие в его осно­ве закономерности.

Однако абстрактное мышление, обобщённо, опосредо­ванно и активно отражая действительность, неразрывно связано с языком. Языковые выражения являются той реальностью, строение и способ употребления которой даёт нам знание не только о содержании мыслей, но и об их форме, о законах мышления. В связи с этим в исследовании языковых выраже­ний и отношений между ними логика видит одну из своих основных задач.

Источник