А10 промежуточный характер наследования признаков проявляется при

Промежуточный характер наследования

Содержание лекции:

В зависимости от объекта исследования выделяют генетику растений, животных, микроорганизмов и человека и т.д. Сам термин «генетика» был предложен английским генетиком В. Бетсоном в 1905 году.

На изучении генетических закономерностей основываются технологии создания новых и улучшения существующих пород домашних животных, сортов культурных растений, а также микроорганизмов, используемых в фармацевтической промышленности и медицине. Большое значение имеет генетика для медицины и ветеринарии, поскольку многие болезни человека и животных являются наследственными и для их диагностики, лечения и профилактики нужны генетические исследования.

Основные термины и понятия генетики.

Аллель — один из возможных состояний (вариантов) гена.

Генетические исследования осуществляют в нескольких направлениях:

— изучение материальных носителей наследственной информации;

— изучение закономерностей хранения и передачи наследственной информации потомкам;

— исследование зависимости проявлений наследственной информации и механизмов их возникновения;

— изучение генетических процессов, происходящих в популяциях организмов.

Законы Г. Менделя.

№ Название закона. Формулировка закона.
1. Закон единообразия гибридов первого поколения Потомки первого поколения от скрещивания устойчивых форм, которые различаются по одной признаку, имеют одинаковый фенотип по этому признаку.
2. Закон расщепления наследственных признаков у потомков гибрида. При скрещивании гибридов первого поколения между собой среди гибридов второго поколения в определенных соотношениях появляются особи с фенотипами исходных родительских гибридов первого поколения.
3. Закон независимого комбинирования наследственных признаков. Гены, определяющие различные признаки и находящиеся в разных группах сцепления, наследуются независимо друг от друга, в результате чего среди потомков второго поколения в определенных соотношениях появляются особи с новыми (относительно родительских) комбинациями признаков.

В опытах Менделя во время скрещивания сортов гороха, которые имели желтые и зеленые семена, все потомство (т.е. гибриды первого поколения) оказались с желтыми семенами. При этом не имело значения, из каких именно семян (желтого или зеленого) выросли материнские (отцовские) растения. Итак, оба родителя в одинаковой степени способны передавать свои признаки потомству.

Например:

Методы проверки генотипа гибридных особей.

В гибридологическом анализе могут быть использованы скрещивания гибридов с одной из родительских форм. Такие скрещивания гибрида первого поколения с формой, которая является доминантной или рецессивной гомозиготой, называются обратным скрещиванием, или бекросом. Особенно важным для определения и проверки генотипов гибридных особей имеют анализирующие скрещивания.

В ряде случаев расщепление по фенотипу и генотипу во втором поколении может отличаться от ожидаемого, что может вызываться разными факторами.

Закономерности наследственности, установленные Г. Менделем, не будут выполняться при следующих условиях:

1) малое количество потомков;

2) наличие летальных генов;

3) взаимодействие неаллельных генов;

4) наличие сцепленного наследования генов;

5) цитоплазматическая наследственность4

6) промежуточный характер наследования признаков4

7) генные, хромосомные и геномные мутации и др..

Явление: Причины:
Промежуточное наследование. Неполное доминирование одногоаллельного гена над другим.
Множественный аллелизм Признак определяется не двумя аллельными генами, а несколькими.
Наследование летальных генов. Определенные гены обуславливают разную жизнеспособность гамет или зигот.
Сцепленное наследование. Расположение генов в одной хромосоме
Наследование, сцепленное с полом Расположение генов в половых хромосомах
Взаимодействие неаллельных генов Расположение генов в не гомологичных хромосомах

Промежуточный характер наследования .

Неполное доминирование является явлением, при котором доминантные аллели частично преобладают над рецессивными. В таких случаях гетерозиготная особь по фенотипу больше напоминает особь, гомозиготную по доминантной алелли, но несколько отличается от нее.

Основными отличиями промежуточного наследования является то, что:

а) фенотип F1 отличается от фенотипа родительских особей;

б) расщепление по фенотипу соответствует расщеплению по генотипу (1:2:1);

в) каждый вариант генотипа определяет свой вариант фенотипа;

г) при неполном доминировании функционируют оба аллельные гены и проявление признака обусловлен ферментов, которые кодируются этими аллелями.

Контроль знаний и умений:

Дать ответы на вопросы:

1. Что изучает генетика? Что такое ген?

2. Чем отличаются между собой доминантные и рецессивные аллели одного гена?

3. Какое значение имеет генетика для человека?

4. Что такое генотип? Что такое фенотип?

5. Какие методы генетических исследований вам известны?

6. Для чего и как генетики используют гибридологический метод, также и генеалогический метод?

7. Почему при генетических исследованиях желательно использовать несколько методов?

8. Какие цитологические основы имеют законы Г.Менделя?

9. Почему законы Г.Менделя имеют статичный характер?

10. Какое практическое значение для человека имеют законы Г.Менделя?

Источник

Промежуточный характер наследования проявляется при-

1) независимом наследовании
2) полном доминировании
3) сцепленном наследовании
4) неполном доминировании+

Вопрос 167.

Механическими переносчиками цист простейших, яиц гельминтов, кишечных инфекций являются:

Читайте также:  Признак общества как системы постоянные изменения в общественной жизни

1) комар обыкновенный
2) муха комнатная +
3) муха це-це
4) тараканы+
5) осенняя жигалка
6) вольфартова муха

Вопрос 168.

Какие хромосомы содержатся в яйцеклетке

1) 22 аутосомы +у
2) 22 аутосомы+х+
3) 22 аутосомы +у и 22 аутосомы+х
4) 44 атосомы +х

Вопрос 169.

Специфическими переносчиками возбудителей сыпного и возвратного тифа являются:

1) москит
2) вошь платяная +
3) блоха человеческая
4) вошь лобковая
5) вошь головная +

Вопрос 170.

Иксодовые клещи – переносчики:

1) чесотки
2) клещевого боррелиоза (болезни Лайма)+
3) чумы
4) педикулеза
5) туляремии +
6) энцефалита +

Вопрос 171.

Внутрикожными паразитами являются:

1) лобковая вошь
2) поцелуйный клоп
3) чесоточный зудень +
4) поселковый клещ
5) демодекс +

Вопрос 172.

Москит является специфическим трансмиссивным переносчиком возбудителей:

1) африканского трипаносомоза
2) висцерального лейшманиоза +
3) южноамериканского трипаносомоза
4) кожного лейшманиоза +
5) малярии

Вопрос 173.

Переносчики вируса весенне-летнего энцефалита – клещи:

1) поселковый
2) дермацентор +
3) демодекс
4) чесоточный зудень
5) таежный +

Вопрос 174.

Паразитируют на всех стадиях развития:

1) таёжный клещ +
2) блоха человеческая
3) москит
4) вольфартова муха
5) дермоцентор+

Вопрос 175.

Клещи на стадии нимфы имеют черты организации:

1) три пары ходильных конечностей
2) четыре пары ходильных конечностей +
3) два отдела тела
4) тело не разделено на разделы+
5) три отдела тела

Вопрос 176.

Вошь человеческая является:

1) механическим переносчиком возбудителя заболевания
2) возбудителем заболевания +
3) трансмиссивным переносчиком возбудителя заболевания
4) постоянным эктопаразитом+
5) временным эктопаразитом

Вопрос 177.

К эндопаразитам относятся членистоногие:

1) триатомовые клопы
2) оводы +
3) вши
4) вольфартова муха +
5) таежный клещ

Вопрос 178.

К трансовариальной передаче возбудителя способны:

1) клещ дермацентор +
2) чесоточный зудень
3) таежный клещ +
4) демодекс
5) поселковый клещ +

Вопрос 179.

Клещи на стадии имаго имеют черты организации:

1) четыре пары ходильных конечностей +
2) три пары ходильных конечностей
3) тело не разделено на отделы +
4) два отдела тела
5) три отдела тела
6) дыхание с помощью трахеи +

Вопрос 180.

К синантропным насекомым не относятся:

1) рыжий таракан
2) оводы+
3) домовый муравей
4) комнатная муха
5) блоха

Вопрос 181.

Медицинское значение циклопов – промежуточные хозяева:

1) ришты +
2) легочного сосальщика
3) сибирского сосальщика
4) печеночнрго сосальщика
5) лентеца широкого+

Вопрос 182.

Личинки иксодовых клещей характеризуются:

1) отсутствием только полового отверстия
2) наличием 3-х пар конечностей +
3) наличием 4-х пар конечностей
4) отсутствием дыхалец и полового отверстия +

Вопрос 183.

Для нимф характерно наличие:

1) дыхалец и полового отверстия
2) 4-х пар ходильных ног +
3) дыхалец+
4) полового отверстия

Вопрос 184.

Нервную систему диффузного типа имеют:

1) членистоногие
2) хордовые
3) простейшие
4) кишечнополостные+

Вопрос 185.

Нервную систему ганглиозного типа имеют:

1) хордовые
2) членистоногие +
3) кишечнополостные
4) простейшие

Вопрос 186.

Нервная система трубчатого типа характерна для:

1) круглых
2) членистоногих
3) хордовые +
4) плоских

Вопрос 187.

Ведущим отделом головного мозга у рыб является:

1) передний мозг
2) промежуточный мозг
3) продолговатый мозг
4) мозжечок
5) средний мозг+

Вопрос 188.

Ведущим отделом головного мозга у амфибий является:

1) передний мозг
2) средний мозг+
3) промежуточный мозг
4) продолговатый мозг
5) мозжечок

Вопрос 189.

Главным интегрирующим центром головного мозга у млекопитающих является:

1) промежуточный мозг
2) средний мозг средний мозг
3) продолговатый мозг
4) кора головного мозга +
5) мозжечок

Вопрос 190.

Ведущим отделом головного мозга у рептилий является:

1) промежуточный мозг
2) средний мозг
3) продолговатый мозг
4) мозжечок
5) передний мозг+

Вопрос 191.

Островки коры на крыше переднего мозга впервые появляются у:

1) рыб
2) амфибий
3) птиц
4) млекопитающих
5) пресмыкающихся +

Вопрос 192.

У позвоночных животных нервная система развивается из:

1) бластодермы
2) энтодермы
3) эктодермы +
4) мезодермы

Вопрос 193.

Серое вещество мозга образовано:

1) короткими отростками – дендритами
2) длинными отростками – аксонами
3) телами нервных клеток +
4) соединительной тканью

Вопрос 194.

Белое вещество мозга образовано:

1) телами нейронов
2) соединительной тканью
3) отростками нейронов +

Вопрос 195.

Вздутие передней части нервной трубки первоначально делится на:

1) три мозговых пузыря+
2) два мозговых пузыря
3) пять мозговых пузырей

Вопрос 196.

Головной мозг закладывается в виде вздутия передней части нервной трубки:

1) у всех хордовых
2) только у амниот
3) у всех позвоночных+

Вопрос 197.

К органам выделения плоских червей относятся:

1) нефридии
2) метанефридии
3) протонефридии +
4) мальпигиевы сосуды

Вопрос 198.

Органами выделения ланцетника являются:

1) пронефрос
2) мезонефрос
3) метанефрос
4) нефридии +

Вопрос 199.

Органами выделения рыб и земноводных являются:

1) нефридии
2) пронефрос
3) метанефрос
4) мезонефрос +

Вопрос 200.

Органами выделения пресмыкающихся и птиц являются:

1) пронефрос
2) метанефрос +
3) нефридии
4) мезонефрос

Читайте также:  Признаки того что беременность протекает плохо

Вопрос 201.

Органами выделения млекопитающих являются:

1) мезонефрос
2) нефридии
3) метанефрос+
4) пронефрос

Вопрос 202.

У позвоночных связь между кровеносной и выделительной системой впервые устанавливается в нефроне почки:

1) тазовой
2) головной
3) туловищной+

Вопрос 203.

Мезонефральный (Вольфов) проток у позвоночных функционирует как семяпровод у:

1) самок амниот
2) самок анамний
3) самцов амниот+
4) самцов анамний

Вопрос 204.

У амниот мезонефральный (Вольфов) проток выполняет функцию:

1) яйцевода
2) семяпровода+
3) мочеточника
4) редуцируется

Вопрос 205.

У позвоночных животных выделительная система развивается из:

1) миотома
2) склеротома
3) спланхнотома
4) нефрогонотома +

Вопрос 206.

Вопрос 207.

При бесполом размножении строгое распределение наследственного материала между дочерними особями происходит только при делении:

1) почкованием
2) митозом+
3) амитозом
4) шизогонией

Вопрос 208.

Полиэмбриония – это:

1) множественное деление
2) шизогония
3) способность к размножению фрагментацией
4) бесполое размножение зародыша на ранних стадиях эмбриогенеза животных, размножающихся половым путем+

Вопрос 209.

Какие химические связи принимают непосредственное участие в формировании вторичной структуры белка?

1) ковалентные
2) водородные+
3) гидрофобные
4) ионные

Вопрос 210.

Назовите функциональные группы соседних аминокислот в белке, между которыми образуется пептидная связь.

1) радикалы
2) радикал и ион водорода
3) карбоксильная группа и радикал
4) аминогруппа и радикал
5) карбоксильная группа и аминогруппа+

Вопрос 211.

Назовите свойство, присущее аминокисло­там благодаря наличию в их молекуле амино- и кар­боксильной групп.

1) гидрофобность
2) амфицельность
3) комплементарность
4) амфотерность+

Вопрос 212.

Каким термином называется потеря белка своей естественной пространственной структуры?

1) спирализация
2) денатурация +
3) репарация
4) конденсация

Вопрос 213.

Какая структура белка разрушается в первую очередь при денатурации?

1) четвертичная+
2) третичная
3) вторичная
4) первичная

Вопрос 214.

Жиры представляют собой соединения:

1) пентоз с глицерином
2) аминокислот с высокомолекулярными жирными кислотами
3) пентоз с высокомолекулярными жирными кислотами
4) глицерина с аминокислотами
5) глицерина с высокомолекулярными жирными кислотами+

Вопрос 215.

Экспортируемые из клетки белки синтезируются.

1) в ядре
2) на гранулярной эндоплазматической сети+
3) на рибосомах, располагающихся в гиалоплазме
4) в аппарате Гольджи

Вопрос 216.

Для человека характерно развитие:

1) непрямое
2) с метаморфозом
3) личиночное
4) прямое+

Вопрос 217.

Малая субъединица рибосомы эукариотической клетки включает:

1) 1 молекулу рРНК+
2) 1 молекулу ДНК
3) 2 молекулы рРНК
4) 3 молекулы рРНК

Вопрос 218.

Большая субъединица рибосомы эукариотической клетки включает:

1) 1 молекулу ДНК
2) 1 молекулу рРНК
3) 2 молекулы рРНК
4) 3 молекулы рРНК+

Вопрос 219.

В аппарате Гольджи формируются:

1) ядрышки
2) вторичные лизосомы
3) остаточные тельца
4) аутолизосомы
5) первичные лизосомы+

Вопрос 220.

В осуществлении секреторной функции в клетке участвует:

1) пероксисома
2) митохондрия
3) клеточный центр
4) рибосома
5) аппарат Гольджи+

Вопрос 221.

Первичные лизосомы образуются:

1) на гладкой ЭПС
2) путем отшнуровки от пищеварительных вакуолей
3) на цистернах аппарата Гольджи+
4) на шероховатой ЭПС
5) из материала плазматической мембраны при фаго- и пиноцитозе

Вопрос 222.

Вторичные лизосомы образуются:

1) из материала плазматической мембраны при фаго- и пиноцитозе
2) на гладкой ЭПС
3) на шероховатой ЭПС
4) путем отшнуровки от пищеварительных вакуолей
5) в результате слияния первичных лизосом с фагоцитарными и пиноцитарными вакуолями+

Источник

Промежуточный тип наследования.

Промежуточный характер наследования какого-либо признака у живого организма возникает в том случае, если его фенотип (совокупность всех признаков живого организма, которая обеспечивает его индивидуальность) отличается от фенотипа обоих родителей, то есть возникает неполное доминирование. Один из родительских генов выступает как рецессивный аллель (аллель — за один признак отвечает совокупность генов), который неактивен, а доминантный аллель другого родителя не достаточно усилен для полного проявления признака в чистом виде. Выражение этого признака в фенотипе промежуточное, с уклонением в сторону доминантной аллели.

Таким образом, промежуточный характер наследования возникает при взаимодействии двух совокупностей аллелей, что является проявлением множественного действия генов.

Анализирующее скрещивание и его значение.

Анализирующее скрещивание — скрещивание гибридной особи с особью, гомозиготной по рецессивным аллелям, то есть «анализатором». Смысл анализирующего скрещивания заключается в том, что потомки от анализирующего скрещивания обязательно несут один рецессивный аллель от «анализатора», на фоне которого должны проявиться аллели, полученные от анализируемого организма. Для анализирующего скрещивания (исключая случаи взаимодействия генов) характерно совпадение расщепления по фенотипу с расщеплением по генотипу среди потомков.

Таким образом, анализирующее скрещивание позволяет определить генотип и соотношение гамет разного типа, образуемых анализируемой особью. Мендель, проводя эксперименты по анализирующему скрещиванию растений гороха с белыми цветками (аа) и пурпурных гетерозигот (Аа), получил результат 81 к 85, что почти равно соотношению 1:1.Он определил, что в результате скрещивания и образования гетерозиготы, аллели не смешиваются друг с другом и в дальнейшем проявляются в «чистом виде». В дальнейшем Бэтсон на этой основе сформулировал правило чистоты гамет.

Читайте также:  Внешние признаки беременности у женщин

Аллельные гены. Наследование признаков при взаимодействии аллельных генов. Примеры. Множественный аллелизм. Механизм возникновения.

Аллельные гены

У диплоидных организмов за каждый признак отвечают два гена (один от отца, другой от матери). Такие гены называются аллельными, они находятся в гомологичных хромосомах.

В половых клетках (гаплоидных) за каждый признак отвечает только один ген (на этом основано «правило чистоты гамет»).

Аллель – одна из форм одного и того же гена, определяет один из вариантов развития признака.

Наследование признаков при взаимодействии аллельных генов. Примеры.

Полное доминирование: гетерозигота имеет доминантный фенотип. Встречается, когда продукт гена требуется в небольших количествах, например, является регулятором. Например: желтый цвет гороха доминирует над зеленым, праворукость над леворукостью.

Неполное доминирование (промежуточный характер наследования): гетерозигота имеет фенотип, промежуточный между доминантным и рецессивным. Встречается, когда продукт гена является конечным продуктом и требуется в больших количествах. Например: у цветка ночной красавицы гомозиготы имеют красные и белые лепестки, гетерозигота – розовый.

Кодоминирование: оба признака проявляются одновременно, независимо. Например, при наследовании группы крови человека эритроцит I A I A будет иметь на поверхности мембраны антиген (агглютиноген) А, эритроцит I B I B будет иметь антиген В, эритроцит I A I В будет иметь оба антигена.

Источник

Законы Менделя

С него часто начинаются генетические задачи (в качестве первого скрещивания). Этот закон гласит о том, что при скрещивании гомозиготных особей, отличающихся одной или несколькими парами альтернативных признаков, все гибриды первого поколения будут единообразны по данным признакам.

Анализирующее скрещивание

Анализируя полученное потомство, можно сделать вывод о генотипе гибридной особи.

Неполное доминирование

«При скрещивании гетерозиготных гибридов (Aa) первого поколения F1 во втором поколении F2 наблюдается расщепление по данному признаку: по генотипу 1 : 2 : 1, по фенотипу 3 : 1″

В нем речь идет о дигибридном скрещивании, то есть мы исследуем не один, а два признака у особей (к примеру, цвет семян и форма семян). Каждый ген имеет два аллеля, поэтому пусть вас не удивляют генотипы AaBb 🙂 Важно заметить, что речь в данном законе идет о генах, которые расположены в разных хромосомах.

Запомните III закон Менделя так: «При скрещивании особей, отличающихся друг от друга по двум (и более) парам альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга, комбинируясь друг с другом во всех возможных сочетаниях.

Очевидно, что расщепление по фенотипу среди гибридов второго поколения составляет: 9:3:3:1.

Пример решения генетической задачи №1

Доминантный ген отвечает за развитие у человека нормальных глазных яблок. Рецессивный ген приводит к почти полному отсутствию глазных яблок (анофтальмия). Гетерозиготы имеют глазное яблоко малых размеров (микрофтальмия). Какое строение глазных яблок будет характерно для потомства, если оба родителя страдают микрофтальмией?

Пример решения генетической задачи №2

Полидактилия и отсутствие малых коренных зубов передаются как аутосомно-доминантные признаки. Гены, отвечающие за развитие этих признаков, расположены в разных парах гомологичных хромосом. Какова вероятность рождения детей без аномалий в семье, где оба родителя страдают обеими болезнями и гетерозиготны по этим парам генов.

В данном случае мы построим решетку Пеннета, которая сделает генотипы потомства более наглядными. Вы видите, что на потомстве буквально нет ни одного живого места: почти все 16 возможных потомков больны либо одним, либо другим заболеванием, кроме одного, aabb. Вероятность рождения такого ребенка очень небольшая 1/16 = 6.25%.

Пример решения генетической задачи №3

У голубоглазой близорукой женщины от брака с кареглазым мужчиной с нормальным зрением родилась кареглазая близорукая девочка и голубоглазый мальчик с нормальным зрением. Ген близорукости (A) доминантен по отношению к гену нормального зрения (a), а ген кареглазости (D) доминирует над геном голубоглазости (d). Какова вероятность рождения в этой семье нормального кареглазого ребенка?

Первый этап решения задачи очень важен. Мы учли описания генотипов родителей и, тем не менее, белые пятна остались. Мы не знаем гетерозиготна (Aa) или гомозиготная (aa) женщина по гену близорукости. Такая же ситуация и с мужчиной, мы не можем точно сказать, гомозиготен (DD) он или гетерозиготен (Dd) по гену кареглазости.

Аутосомно-доминантный тип наследования

Я не забыл о том, что по ходу изучения генетики вас надо научить видеть различные варианты наследования на генеалогическом древе (родословной) =) Из предыдущей статьи мы узнали о том, как выглядит и чем характеризуется аутосомно-рецессивный тип наследования, сейчас поговорим об аутосомно-доминантном, с которым мы столкнулись в задачах выше.

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Источник