8 к социальной подструктуре личности относится следующий признак

8 к социальной подструктуре личности относится следующий признак

Тесты МУ Витте (МИЭМП/МУИВ), письменные работы. запись закреплена

Тесты Витте ПРЕДМЕТ Психология личности
Консультации по сдаче тестов, задач, практик, курсовых, и др.
Кейс-задания. Отчеты НИР. Рефераты. Контрольные. Рейтинговые.
Анонимно и с гарантией! Специалисты онлайн! Все дисциплины!

Какое понятие обозначает биологическую сущность человека – это:
-: Личность
+: Индивид
-: Особь
-: Персона

Совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние – это воздействия:
+: Личность
-: Индивид
-: Особь
-: Персона

Кто рассматривал личность как совокупность структур Я, Оно и Сверх-Я?
-: К.Юнг
+: З.Фрейд
-: Э.Фромм
-: Э.Толмен

Какой тип темперамента характеризуется неуравновешенностью, вспыльчивостью, частыми сменами настроения, при этом способностью преодолевать трудности и большой настойчивостью?
+: холерик
-: сангвиник
-: флегматик
-: меланхолик

Какой тип темперамента характеризуется уравновешенностью, редкими сменами настроения, при этом трудностью в переключении с одной деятельности на другую?
-: холерик
-: сангвиник
-: флегматик
-: меланхолик

Какой тип темперамента характеризуется слабым типом нервной системы?
-: холерик
-: сангвиник
-: флегматик
-: меланхолик

Какой тип темперамента характеризуется сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой?
-: холерик
-: сангвиник
-: флегматик
-: меланхолик

Автор, который выделяет 8 главных типов манипуляторов и 8 типов актуализаторов – это:
-: Э. Шостром
-: М.Лацарус
-: Х.Штейнталь
-: Г.Лебон

разработкой классификации типов личности по характеру проявления активности занималась:
-: К. Абульханова-Славская
-: Л. Божович
-: Л. Обухова
-: Б. Зейгарник

Кто разработал типологию характеров, основанную на оценке стиля общения человека с окружающими людьми:
-: К. Абульханова-Славская
-: Л. Божович и Л. Обухова
-: К. Леонгарда и А. Личко
-: Э. Шостром

Наиболее полным и правильным перечнем типов темперамента является:
— холерик, сангвиник, флегматик
— холерик, сангвиник, флегматик, пикник
-холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик
— холерик, сангвиник, астеник, пикник

Наиболее полным и правильным перечнем типов характера, выделенных Эрнстом Кречмером, является:
— холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик
— Пикнический, Астенический, Сангвинистический
— Пикнический, Астенический, Атлетический
— Атлет, Флегмат, Сангвин

Наиболее полным и правильным перечнем частей понятия «личность» входят:
-Темперамент, характер, физиологические параметры (рост, вес, и т.д.)
-Темперамент, характер, способности
-Характер, воспитание, уровень интеллекта
-Характер, образование, задатки

Определите наиболее полное определение социализации:
— процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, в том числе системы социальных ролей
— процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе
— процесс приобщения личности к обществу, в котором она существует
— развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой

К.К. Платонов в своей классификации выделяет подстркутуры личности. К ним относятся подструктуры:
— опыта, направленности, форм отражения, биологических свойств
— опыта, направленности, отражения, свойств
— воздействия, оценки, описания, опыта
— опыта, направленности, форм, свойств

К.А Абульханова-Славская выделяет следующие типы личности:
— гармонический, продуктивный, рефлексивный, исполнительский, функциональный, созерцательный
— агармонический, репродуктивный, рефлексивный, исполнительский, функциональный, созерцательный
— кармический, гиперпродуктивный, прорефлексивный, исполнительский, сверхфункциональный, созерцательный
— агармонический, продуктивный, сверхрефлексивный, исполнительский, гиперфункциональный, созерцательный

Согласно типологии личности Э. Шострома для Манипуляторов характерно:
— ложь, неосознанность, цинизм
— ложь, недоверие, общительность
— доверие, искренность, контроль
— цинизм, осознанность, верность

К Актуализаторам Э.Шостром относит следующие типы личности:
— Фаворит, Сострадающий, Вежливый, Благодарный
— Фаворит, Сострадающий, Вежливый, Тряпка
— Адвокат, Сострадающий, Тиран, Тряпка
— Адвокат, Сострадающий, Тиран, Фаворит

К Актуализаторам Э.Шостром относит следующие типы личности:
+ Фаворит, Сострадающий, Вежливый, Благодарный
— Фаворит, Сострадающий, Вежливый, Тряпка
— Адвокат, Сострадающий, Тиран, Тряпка
— Адвокат, Сострадающий, Тиран, Фаворит

Наиболее полным и правильным перечнем типов характера, выделенных К. Леонгардом и А. Личко, является:
— холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик
— Пикнический, Астенический, Сангвинистический, Гипертимный, Застревающий, Педантичный, Тревожный, Эмотивный
— Гипертимный, Застревающий, Педантичный, Тревожный, Эмотивный, Демонстративный, Экзальтированный, Дистимный, Циклоидный, Возбудимый
— Атлет, Флегмат, Сангвин, Демонстративный, Экзальтированный, Дистимный, Циклоидный, Возбудимый

К типологии К.Юнга относятся следующие характеристики личности:
-: экстраверт
-: сенсорик
-: мыслитель
-: специалист

К поло-возрастным свойствам индивида относятся:
-: половой диморфизм
-: направленность
-: стадии онтогенетической эволюции
-: контроль и регуляция деятельности

К индивидуально-типическим свойствам индивида относятся:
-: конституциональные особенности
-: нейродинамические свойства мозга
-: функциональная геометрия больших полушарий
-: половой диморфизм

К свойствам индивида относят:
-: темперамент
-: задатки
-: характер
-: личность

К основным характеристикам личности относятся:
-: направленность
-: гуманизм
-: активность
-: задатки

К основным характеристикам свойства нервной системы по И.ППавлову относятся:
-: сила/слабость
-: подвижность/инертность
-: уравновешенность/неуравновешенность
-: лабильность/динамичность

К типам манипуляторов по Э. Шострому относятся:
-: тиран
-: шофер
-: тряпка
-: аворит

К типам личности по К.А Абульханова-Славская относятся:
+: гармонический тип
-: агармонический тип
+: созерцательный тип
-: попустительский тип

К основным свойствам сознания личности относятся:
-: воспринимать
-: различать
-: взаимодействовать
-: копировать

К подструктуре направленности и отношений личности по К.К. Платонову относятся:
-: идеалы
-: гуманизм
-: убеждения
-: задатки

_____________ — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности.

После школы возвращались домой Петя, Алена и Саша. Алена рассказывала как у нее прошли выходные. Петя не мог слушать спокойно и внимательно, часто перебивал Алену, дразнил ее, строил гримасы. Но Алена попросту не обижалась на него и не реагировала на все его выпады, она наблюдала за ним спокойно и без какой-либо реакции. Саша объяснил Пете, что вести себя так нельзя и нужно извиниться. Петя, проанализировав свой поступок, понял свою неправоту и попросил прощения у Алены, сказав, что больше такого не повториться.

Какой тип темперамента у Пети?
-: флегматик
-: меланхолик
-: сангвиник
-: холерик

Какие методы воспитания применил Саша?
-: метод поощрения
-: метод наказания
-: метод беседы
-: метод примера

Воспитанию каких черт характера могут способствовать такие ситуации?
-: зазнайству
-: гордости
-: жестокости
-: доброжелательности

Какой механизм социализации личности проявился в данной ситуации?
-: рефлексия
-: подражание
-: импринтинг
-: экзистенциальный нажим

E: Какой тип темперамента проявился в этой ситуации у Алены?
-: флегматик
-: меланхолик
-: сангвиник
-: холерик

Моника К., 7 лет 11 месяцев. Уже в 4 года девочка была дикой, неуправляемой, дезорганизовывала детский коллектив. В школе оказалась невыносимой, родители были вынуждены забрать ее. Она постоянно лгала, забирала у детей вещи, которые ей нравились, прогуливала уроки, класс ее «не принял». В клинике без всякого стеснения рассказывала о своих выходках, кражах. Никаких признаков стыда не было. Кроме того, Моника все время была неспокойна, ерзала на стуле, говорила возбужденно и без умолку. Настроение у девочки всегда приподнятое.

Какой тип темперамента у девочки?
-: флегматик
-: меланхолик
-: сангвиник
-: холерик

Какие черты личности проявились у девочки наиболее сильно?
-: доброжелательность
-: рассудительность
-: неуравновешенность
-: агрессивность

Укажите особенности эмоциональной сферы девочки.
-: возбудимость
-: устойчивость
-: гиперреактивность
-: рефлексивность

Укажите ошибки воспитания, приводящие к такому поведению.
-: чрезмерная строгость
-: любовь и доброта в отношении с ребенком
-: отчуждение в отношениях с ребенком
-: гиперопека

E: Какой особенностью обладает нервная система девочки?
-: устойчивостью
-: неуравновешенностью
-: активностью
-: слабостью

К какому типу по Э. Кречмеру относится Коля?
-: Пикнический
-: Астенический
-: Атлетический
-: Интроверт

К какому типу по Э. Кречмеру относится Ваня?
-: Пикнический
-: Астенический
-: Атлетический
-: Интроверт

К какому типу по Э. Кречмеру относится Миша?
-: Пикнический
-: Астенический
-: Атлетический
-: Интроверт

Какая черта личности по классификации К.Юнга характерна для Вани?
-: Экстраверсия
-: Разумность
-: Меланхоличность
-: Интроверсия

E: Какая черта личности по классификации К.Юнга характерна для Миши?
-: Экстраверсия
-: Разумность
-: Меланхоличность
-: Интроверсия

Определите, к какой характеристике личности относятся данные наблюдения?
-: к психическим процессам
-: к свойствам психики
-: к психическим состояниям
-: к особенностям темперамента

Определите, какой темперамент у Вовы Ч.?
-: флегматик
-: меланхолик
-: сангвиник
-: холерик

Определите, какой темперамент у Саши К.?
-: флегматик
-: меланхолик
-: сангвиник
-: холерик

Определите, какой темперамент у Вити Г.?
-: флегматик
-: меланхолик
-: сангвиник
-: холерик

E: Определите, какой темперамент у Васи А.?
-: флегматик
-: меланхолик
-: сангвиник
-: холерик

В характере человека различаю четыре группы черт.
К какой группе черт относится аккуратность?
-: отношение к вещам
-: отношение к людям
-: отношение к труду
-: отношение к себе

К какой группе черт относится грубость?
-: отношение к вещам
-: отношение к людям
-: отношение к труду
-: отношение к себе

К какой группе черт относится инициативность?
-: отношение к вещам
-: отношение к людям
-: отношение к труду
-: отношение к себе

К какой группе черт относится скромность?
-: отношение к вещам
-: отношение к людям
-: отношение к труду
-: отношение к себе

E: К какой группе черт относится общительность?
-: отношение к вещам
-: отношение к людям
-: отношение к труду
-: отношение к себе

К функциям общения относится:
-: регулятивно-информационная
-: информационно-коммуникативная
-: аффективно-нормативная
-: информационно-аффективная

Читайте также:  Поздний впрыск на дизеле признаки

Коммуникативные барьеры могут возникнуть, когда участники коммуникации:
-: имеют профессиональные различия
-: имеют гендерные различия
-: имеют общие интересы
-: имеют различия во внешности

Многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека№:
-: эмпатия
-: общение
-: сотрудничество
-: рефлексия.

Способ рационального воздействия, основанный на логике и аргументах – это:
-: заражение
-: убеждение
-: внушение
-: подражание

Автором метода психодраммы при работе с конфликтами является:
-: Э. Шостром
-: Б. Зейгарник
-: Дж. Морено
-: Г. Лебон

Эффект конфрмности описал:
-: А. Тэшфелл
-: С. Аш
-: В. Агеев
-: Г. Лебон

Объединение людей, связанных системой социальных ценностей, норм и образцов поведения, все члены которого участвуют в деятельности – это:
-: эмпатия
-: социальная группа
-: социальное сотрудничество
-: социальная рефлексия

Закрытые позы воспринимаются как позы:
-: недоверия
-: доверия
-: доброжелательности
-: привлекательности

Если человек заинтересован в общении, то он будет:
-: ориентироваться на своего собеседника, перемещая свое тело в его сторону
-: откидываться назад
-: ориентировать свое тело в сторону от собеседника
-: опускать глаза

Социальная общность, имеющая юридический фиксированный статус – это:
-: формальная группа
-: неформальная группа
-: референтная группа
-: дружеская группа

К коммуникативным барьерам относятся:
— профессиональные, политические, интеллектуальные
— социальные, политические, практические
— активные, пассивные, социальные
— социальные, формальные, психологические

К большим неорганизованным (стихийным) группам относятся:
— масса, толпа, публика, аудитория
— масса, толпа, публика
— аудитория, трудовой коллектив, социальные классы
— масса, публика, нации

Выделяют следующие стороны общения:
— коммуникативная, перцептивная, интерактивная
— коммуникативная, перцептивная, действенная
— активная, пассивная, коммуникативная
— коммуникативная, воспринимающая, действенная

Курт Левин описал три типа лидерства:
— авторитарное, демократическое, попустительское
— авторитарное, смешанное, попустительское
— универсальное, эмоциональное, смешанное
— универсальное, авторитарное, эмоциональное

К невербальным средствам общения относятся:
+ мимика, жесты, поза
— мимика, голос, речь
— текст, речь, смысл
— мимика, смысл, глаза

Положение индивида малой группе определяют:
— статус и роль
— статус и права
— эмоции и чувства
— права и обязанности

Модель коммуникации по Г.Лассуэллу включает:
— коммуникатора, сообщение, канал, аудиторию, эффективность
— коммуникатора, сообщение, канал, аудиторию, аффективность
— коммуникатора, форму, цель, план, эффективность
— коммуникатора, цель, план, аудиторию, эффективность

К невербальным средствам общения относятся:
— мимика, жесты, поза
— мимика, голос, речь
— текст, речь, смысл
— мимика, смысл, глаза

Определите наиболее полный и верный перечень видов коммуникативных барьеров по классификации Шевандрина Н.И.:
— барьеры понимания, барьеры социально-культурного различия, барьеры отношений
— барьеры понимания, барьеры отношений
— барьеры понимания, барьеры конфликта, барьеры идеологии
— барьеры понимания, барьеры социально-культурного различия, барьеры политические

К эффектам социальной перцепции относят:
-: эффект социальной фасилитации
-: эффект ореола
-: эффект новизны
-: эффект конформизма
-: эффект синергии
-: эффект первичности

К закрытым позам относятся:
-: руки скрещены на груди
-: скрещенные ноги
-: руки спрятаны (за спину или в карманы)
-: кисти рук рассл

Источник

Тест на тему «Социализация личности»

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.

Тест по теме «Человек. Индивидуальность. Личность. Социализация личности».

1. Качества человека как личности проявляются прежде всего в :

1) особенностях мышления и памяти 3) протекании психических процессов

2) участии в жизни общества 4) наследуемых качествах

2. Освоение индивидом социальных норм и культурных ценностей общества представляет собой:

1) процесс социализации 3) социальную дифференциацию

2) мобильность личности в социуме 4) личностную самореализацию

3. Ниже приведены потребности человека. все они, за исключением двух, являются социальными потребностями. Найдите два термина, выпадающих из общего ряда и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) в трудовой деятельности 2) в созидании 3) в творчестве 4) во взаимопонимании 5) в отдыхе 6) в пище

4. Современная наука выделяет три измерения существования человека: биологическое, психическое и социальное.

К социальному измерению относятся:

1) унаследованные особенности развития 3) расовые отличия

2) возрастные характеристики 4) учебные достижения

К биологическому измерению относятся:

1) ценностные ориентации 2) навыки поведения 3) первичные потребности 4) знания и умения

5. Верны ли следующие суждения о социализации? Выберите верные суждения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Социализация происходит в результате стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе.

2. Социализация происходит в результате целенаправленного, в том числе педагогически организованного воздействия на личность.

3. Социализация – это любая общественно полезная деятельность человека.

4) Социализация – это столкновение интересов, взглядов, мнений отдельных людей.

5) Социализация – это усвоение индивидом культурных ценностей общества.

6) Социализация – это изменение позиции человека на социальной лестнице

6. Утверждение, что человек является продуктом и субъектом общественно-исторической деятельности, является характеристикой его:

1) социальной сущности 2) биологической природы 3) физиологических процессов 4) темперамента

7. В отличие от поведения животных деятельность человека:

1) имеет активный характер 3) имеет индивидуальный характер

2)имеет приспособительный характер 4)имеет преобразовательный характер

5) направлена на удовлетворение физиологических потребностей

6) носит узко специализированный характер

7) предваряется целеполаганием Ответ: 47

8. Сознательное участие человека в общественной жизни характеризует его прежде всего как:

1) индивидуальность 2) индивида 3) творца 4) личность

9. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) семейное воспитание 2) дополнительное образование 3) социализация молодёжи 4) школьное обучение 5) трудовая подготовка

10. К потребностям человека, обусловленным его биологической природой, относится потребность в: 1) самоутверждении 2) самосохранении 3) саморазвитии 4) самоуважении

11. Человек, в отличие от животного

1) испытывает физиологические потребности 3) обладает ощущениями

2) ставит и осуществляет цели 4) создаёт зрительные образы

12. Основным фактором формирования личности является:

1) общение с окружающими 2) природная среда 3) механизм наследственности 4) врождённые склонности

13. Какой признак отражает качества человека как личности?

1) генетически наследуемые качества 3) принадлежность к человеческому роду

2) проявление чувств и эмоций 4) ориентация на определённые ценности

14. Отметьте верные суждения о формировании личности?

1. Наследственные, врождённые, индивидуальные свойства человека не влияют на формирование его личности.

2. Формирование личности человека связано исключительно с социальными взаимодействиями.

15. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «биологические потребности человека». Найдите два термина, выпадающих из общего ряда и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) воспроизводство рода 2) самореализация 3) питание 4) дыхание 5) движение 6) общение 7) отдых

14. Вставьте пропущенные слова. Каждое слово может быть использовано только один раз.

«Особенности характера, социальные способности и уровень общей одарённости влияют на то или иное направление развития жизнедеятельности ___________(А) и на его жизнеспособность, работоспособность, трудоспособность. На темпы роста и созревания оказывают влияние образ жизни, способы_____________(Б) (игровой, спортивной учебной), трудовое и общественное поведение, наличие или отсутствие стрессоров, главнейшими из которых являются__________(В) и т.д. Все эти факторы имеют значение как моменты становления ___________(Г) субъекта. Понятие «ответственность» выступает важнейшим внутренним __________(Д) его деятельности. Чувство ответственности, долга проявляется в сознательной готовности человека следовать установленным ________ (Е), оценивать свои поступки с точки зрения их последствий для окружающих.

1) общество 2) человек 3) конфликтная ситуация 4) межличностные отношения 5) деятельность

6) личность 7) регулятор 8) нормы 9) санкции

Источник

Модуль 2. Социальная подструктура личности

Психологические аспекты социализации личности. Механизмы социализации. Стадии социализации личности.

Личностью не рождаются, ею становятся. Становление личности происходит в ходе ее социализации. Социализация – это двусторонний процесс усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта того общества, к которому он принадлежит.

Человек не только воспринимает социальный опыт и овладевает им, но и активно преобразует его в собственные ценности, установки, позиции, ориентации, в собственное видение общественных отношений. При этом личность субъективно включается в разнообразные социальные связи, в исполнение различных ролевых функций, тем самым преобразуя и окружающий ее социальный мир, и себя.

Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников – все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей. Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации.

Социальное влияние на личность осуществляется посредством определенных механизмов, наиболее значимыми из которых являются подражание, внушение, убеждение, идентификация, эмпатия. Подражание – сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом моделей поведения и опыта других людей. Подражание выполняет функцию адаптации личности или группы к нормам, эталонам, ценностям общества. Внушение – неосознанное, некритическое усвоение и последующее воспроизведение индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств, моделей поведения других людей. Убеждение – осознанное, критическое усвоение и последующее воспроизведение ценностей, норм, моделей поведения. В отличие от внушения убеждение основывается на системе логических доказательств и предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального развития человека. Идентификация – отождествление себя с определенными людьми или социальными группами, посредством которого осуществляется усвоение разнообразных норм, отношений, форм и алгоритмов поведения. Эмпатия – это эмоциональное сопереживание другому человеку. В процессе эмпатии формируется система ценностей, которая в дальнейшем определяет поведение личности по отношению к другим людям.

Читайте также:  Что является обязательным признаком каждого слова 1 класс

В соответствии с главными критериями: временем физического и социального созревания; особенностями доминирующих видов деятельности; основными социальными институтами (или «агентами») социализации выделяют следующие стадии:

1. Первичная стадия социализации, или стадия адаптации. Эту стадию можно подразделить на три этапа: младенчество, детство, подростковый. На данном этапе происходит усвоение социального опыта некритически, адаптация, приспособление и подражание.

2. Стадия индивидуализации. Период, имеющий нижней границей подростковый возраст (13-14 лет) и характеризующийся известной временной неопределенностью верхнего рубежа (18-25 лет).

3. Стадия интеграции. Характеризует такой период жизни человека, когда появляется желание найти свое место в обществе.

4. Трудовая стадия. Эта стадия охватывает весь период зрелости человека, его трудовой деятельности. Характеризуется высокой активностью в профессиональной сфере, созданием семьи, в связи с этим превращением личности из «объекта» в «субъект» социализации. Происходит полное раскрытие личностного потенциала.

5. Послетрудовая стадия. Характеризуется существенным вкладом личности в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его последующим поколениям. Происходит осмысление пройденного жизненного пути, его оценивание.

Основные социальные процессы и поведение человека. Поведение человека уже с рождения определяется социальным окружением, социальной средой. Развивающийся ребенок, в поисках безопасности склонен развивать в себе те черты своей личности, которые встречают одобрение окружающих, одновременно искореняя те, которые встречают неодобрение. О том, как влияют люди на поведение других людей, свидетельствуют основные социальные процессы.

Социальная фацилитация – это процесс повышения скорости или продуктивности деятельности индивида в присутствии других людей.

Социальная ингибиция – процесс, противоположный социальной фацилитации. Суть его в том, что иногда реальное или воображаемое присутствие других людей ведет к ухудшению результатов деятельности. Чаще всего это происходит при выполнении не заученных и привычных задач, как при фацилитации, а при новых, сложных, творческих задачах, когда влияние других подавляет, тормозит индивидуальную активность. Например, в работе диспетчера, конструктора, архитектора и т.д.

Социальное научение – форма научения, связанная с приобретением человеком свойств и видов поведения, позволяющих ему успешно адаптироваться в обществе. Термин «социальное научение» и его теория были предложены американским психологом А. Бандурой. На основе социального научения происходит социализация индивида. Например, усвоение ребенком привычек вежливого обращения с людьми путем наблюдения за поведением взрослых в семье, на улице.

Социальное подкрепление – целенаправленное воздействие на поведение человека со стороны других людей или общества, которое служит стимулом для формирования психики и поддержки поведения соответствующих людей. Социальное подкрепление включает в себя, например, одобрение, награду, повышение престижа, предоставление человеку дополнительных полномочий, благ и т.п.

Социальный контроль – система способов воздействия общества и социальных групп на личность с целью регуляции ее поведения. Социальный контроль включает в себя правовые, экономические и моральные воздействия, оказываемые органами управления обществом на людей, которые, соответственно, соблюдают или нарушают принятые в данном обществе социальные нормы. Важнейшим средством социального контроля является санкция. Традиционно выделяют негативные (наказание, осуждение) и позитивные (поощрение, одобрение) санкции. Позитивные санкции обычно влиятельнее негативных. Сила воздействия санкции зависит от согласия по поводу их применения. Любой член общества находится под сильнейшим психологическим влиянием социального контроля. Это влияние начинается с рождения и продолжается в течение всей жизни. Переход внешней социальной регуляции во внутреннюю осуществляется при всех формах социального контроля.

Просоциальное и асоциальное поведение. Под просоциальным поведением могут пониматься любые действия, направленные на благополучие других людей. Действия эти весьма многообразны. Все действия, направленные на оказание помощи другим людям, являются формами просоциального поведения. Объектом такого поведения выступают не абстрактные организации или люди вообще, а конкретные люди, столкнувшиеся с различного рода проблемами (например, голодающие, неимущие и т.п.). Близкими понятиями (но не синонимами) являются термины «помогающее поведение», «альтруизм» и многие другие.

Асоциальное поведение – устойчивое поведение личности, нарушающее социальные нормы, ценности и установки. Для асоциального поведения характерны следующие признаки: 1) это любые действия, не соответствующие существующим законам, правилам, традициям и социальным установкам; 2) асоциальное поведение вызывает неодобрение со стороны других людей; 3) асоциальные действия наносят реальный ущерб самой личности или окружающим людям (например, суицидальное поведение, убийство); 4) асоциальное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное); 5) оно рассматривается в пределах медицинской нормы, поэтому не должно отождествляться с психическими заболеваниями; 6) асоциальное поведение сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации.

Среди большого разнообразия асоциального поведения наибольшей популярностью пользуется так называемое зависимое поведение. Зависимое поведение личности представляет собой серьезную социальную проблему, поскольку может иметь такие негативные последствия, как утрата работоспособности, конфликты с окружающими. Выделяют следующие формы зависимого поведения: 1) химическая зависимость (курение, токсикомания, лекарственная зависимость, алкогольная и наркотическая зависимость); 2) нарушение пищевого поведения (переедание, отказ от еды); 3) поведение, связанное с азартными играми; 4) сексуальные отклонения (гиперсексуальность, фетишизм); 5) религиозное деструктивное поведение. По мере изменения жизни людей появляются новые формы зависимого поведения, например, компьютерная зависимость или зависимость от телесериалов. Степень выраженности зависимого поведения может быть различной – от практически нормального поведения до тяжелых форм биологической зависимости, сопровождающихся выраженной соматической и психической патологией (например, наркомания).

Социальное аутсайдерство – люди, которые в силу ряда объективных и субъективных причин не смогли найти достойного места в обществе и оказались в самых низших его слоях. Бродяжничество является одной из крайних форм аутсайдерства. Общество как система объективно заинтересовано в том, чтобы каждый человек выполнял общественно значимые функции. Поэтому существование на нетрудовые доходы является социальным паразитизмом.

Противоправное поведение – действия личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях. Индивидуальными мотивами, побуждающими к противоправным действиям, могут быть: стремление к удовольствию и комфорту; стремление самоутвердиться; оппозиционное поведение; агрессия и садистские наклонности; потребность чувствовать принадлежность к группе; скука; альтруизм (правонарушения, совершаемые ради других).

Стратегия жизненного пути определяется следующими аспектами:

1) Начинается с концентрации подростковых мечтаний и нечетких желаний, замыслов, в которых возникает идея собственного будущего.

2) Через выбор профессии и конкретные жизненные планы реализуется жизненная программа, в которую человек воплощает свое призвание, конкретную доминирующую цель и предназначение своей жизни.

3) Активное отношение к себе и к своей жизненной практике дает возможность человеку в значительной мере сознательно определять сюжет и направленность жизненного пути в физических, социальных и духовных пространственно-временных координатах.

4)Реализуя свои потребности и мотивы, удовлетворяя интересы, человек в ходе учебы, общения и труда определяет свой жизненный путь.

Жизненная стратегия – это постоянное приведение в соответствие своей личности, характера и способа своей жизни, построение жизни, сначала исходя из своих индивидуальных возможностей и данных, а затем из тех, которые вырабатываются в жизни.

МОДУЛЬ 3. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Понятие потребности. Классификация потребностей. Механизм удовлетворения потребностей. Реализация потребностей.

Направленность личности – устойчивая устремленность, ориентированность мыслей, чувств, желаний, фантазий, поступков человека, которая является следствием доминирования определенных (главных, ведущих) мотиваций. Основные компоненты направленности: влечение, желание, стремление, установки, потребности, мотив, интерес, склонность, идеал, убеждения, мировоззрение.

Потребность – состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Специфика потребностей человека обусловлена тем, что он противостоит миру не как изолированный индивид, а как элемент различных социальных систем, в т. ч. человечества в целом как родовой общности. А. Маслоу, З. Фрейд полагают, что социальность всех без исключения человеческих потребностей проявляется в их содержании, происхождении и в способах удовлетворения. С этой точки зрения потребности человека не являются врожденными, они формируются в процессе освоения им социальной действительности, становления его личности. Развитие человеческих потребностей происходит через расширение и изменение круга их предметов. Общественное производство материальных благ и духовных ценностей обусловливает развитие общественных потребностей, которые присваиваются индивидами в процессе их социализации, вхождения в мир общественных отношений, овладения материальной и духовной культурой человечества.

Главным основанием для выделения видов потребностей является характер деятельности, к осуществлению которой потребности побуждают субъекта. На этом основании выделяют оборонительные, пищевые, половые, познавательные, коммуникативные, игровые, творческие и др. потребности. Среди них различают субстанциональные потребности, жизненная значимость которых определяется необходимостью той или иной формы взаимодействия с предметом потребности (напр., пищевая, познавательная), и функциональные потребности, побуждающие к деятельности, главным моментом которой является сам процесс (рекреационная, игровая потребности).

Потребности человека формируются в онтогенезе на основе врожденных предпосылок, создающих возможности тех или иных взаимодействий с миром, и необходимости в тех или иных формах активности, определяемой биологической и социальной программой жизнедеятельности. Обязательным условием формирования потребности в той или иной деятельности является опыт этой деятельности, которая на ранних этапах развития осуществляется совместно со взрослым и/или может выступать как средство реализации других потребностей. Так, напр., потребность в алкоголе развивается в процессе его потребления, первоначально выступая средством реализации потребности в общении, самоутверждении, принадлежности к группе или являясь следствием примера и прямого убеждения старших.

Потребности проявляются в поведении человека, влияя на выбор мотивов, которые определяют направленность поведения в каждой конкретной ситуации. Потребности человека представляют собой динамическую иерархию, ведущее положение в которой занимает то одна, то другая потребность, в зависимости от реализации одних и актуализации других потребностей. При этом выбор мотива определяется не только доминирующей в данной ситуации потребностью, но и др., сравнительно менее насущными. Субъективно потребности переживаются в форме эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а успешность их реализации – в форме оценочных эмоций; сами потребности при этом могут не осознаваться. Актуальные потребности организуют также течение познавательных процессов, повышая готовность субъекта к восприятию релевантной им информации.

Читайте также:  Виды договоров найма их признаки в римском праве

Механизм удовлетворения потребностей. В динамике процесс удовлетворения потребностей проходит три стадии:

1. Стадию напряжения (когда возникает ощущение объективной недостаточности в чем-либо). В основе мотивации лежит физиологический механизм активирования хранящихся в памяти следов тех внешних объектов, которые способны удовлетворить имеющуюся у организма потребность, и следов тех действий, которые способны привести к ее удовлетворению. Не существует мотивации без потребностного состояния.

Для этой стадии характерно общее увеличение энергии потребности. Это выражается в возникновении некоторой внутренней напряженности, появлении эмоционального возбуждения. Процесс этот протекает по законам нервной доминанты (А. Ухтомский, Н. Введенский): возникновение сильного очага напряжения угнетает или ликвидирует другие напряжения, притягивая к себе всю их энергию. Здесь большую роль играет значимость объекта, потребление которого привлекает человека, его притягательная сила.

2. Стадию оценки (когда появляется реальная возможность обладания, например, определенным предметом и человек может удовлетворить свою потребность). Это стадия соотнесения объективных и субъективных возможностей удовлетворения потребностей. На основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта происходит прогнозирование не только предмета удовлетворения потребности, но и вероятности (возможности) получения или избегания жизненно важного фактора, если последний вреден для человека.

Таким образом, почувствовав, что та или иная ситуация может удовлетворить потребность, человек начинает взвешивать имеющиеся в его распоряжении средства и способы действия, анализировать конкретные условия достижения цели. К субъективным возможностям удовлетворения потребностей относится в первую очередь оценка собственной готовности к действию, степень информированности и уверенности в вероятности удовлетворения потребности.

3. Стадию насыщения (когда до минимума снижаются напряжение и активность). Эта стадия отличается разрядкой накопившейся напряженности и, как правило, сопровождается получением удовольствия или наслаждения.

Реализация потребностей. В большинстве случаев способ реализации потребностей индивидуален и в основном определяется тремя факторами:

1) конкретизация означает, что каждая потребность удовлетворяется определенным способом. Число этих способов ограничено, так как человек отбрасывает неэффективные (не приносящие успеха, вредные для здоровья, заслуживающие отрицательной оценки окружающих) способы и ведет поиск более приемлемых, которые затем закрепляются, а впоследствии перерастают в индивидуальный стиль поведения. Это метод проб и ошибок;

2) ментализация основывается на отражении в сознании содержания потребности или отдельных ее сторон. Возможность сознательного участия человека в конкретизации способов удовлетворения потребностей может существенно влиять на весь ход поведения;

3) социализация означает соотнесение и подчинение потребностей определенным ценностям культуры, социальной среды. Осуждение одних способов действий и одобрение других в зависимости от нравственных норм, характерных для той или иной общности людей, предполагает существование унифицированной (порой стереотипной и жестко табуированной) системы способов удовлетворения потребностей.

Таким образом, осознанное поведение вообще предполагает активность человека с определенным намерением, направленным на удовлетворение насущных потребностей. Своеобразие же механизма реализации потребностей состоит в обязательном существовании реальной или идеальной (воображаемой) ситуации, в которой эти потребности удовлетворяются. Если такой ситуации не существует, то, как правило, человек начинает проявлять поисковую активность. Он или остужает пыл своих желаний, или активно ищет, или самостоятельно создает такие ситуации, которые способствовали бы максимальному удовлетворению его потребности. В итоге только тогда, когда человек с той или иной потребностью попадает в определенную ситуацию, ведущую к ее удовлетворению, возникает соответствующее поведение.

Интересы. Ценностные ориентации. Мировоззрение. Интерес – потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане. В условиях формирующейся познавательной деятельности содержание интереса может все более обогащаться, включая в себя новые связи предметного мира. Эмоциональный и волевой моменты интереса выступают специфично — как интеллектуальная эмоция и усилие, связанное с преодолением интеллектуальных трудностей. Интерес тесно связан с собственно человеческим уровнем освоения действительности в форме знаний. Интерес (особенно учебный) является традиционным предметом исследования в психологии и педагогике.

Интересы классифицируются по содержанию, т. е. по их предметной отнесенности; по широте предметного содержания; по глубине, т. е. по их укорененности в системе потребностных отношений личности; по устойчивости; по силе; по длительности. Интерес занимает промежуточное положение в усложняющемся ряду потребностных отношений человека к миру: он возникает на основе познавательного влечения (желания) к той или иной области действительности и в процессе своего развития может перерасти в устойчивую личностную потребность в активном, деятельном отношении к своему предмету, в склонность.

Ценностные ориентации – выражают предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей (благосостояние, здоровье, комфорт, познание, гражданские свободы, творчество, труд и т. п.).

В социологических концепциях ценностные ориентации нередко трактуются как социальные ценности, которые «вкладываются» в личность в процессе ее социализации и являются главным фактором, «регулирующим, детерминирующим» ее мотивацию и, следовательно, поведение. С другой стороны, именно формирование ценностных ориентаций нередко рассматривается как основная цель и сущность воспитания, в отличие от обучения.

Мировоззрение личности – комплекс обобщенных представлений (взглядов) данной личности об окружающем мире и себе, о своем месте в мире, своих отношениях к окружающей действительности и к себе. В состав мировоззрения входят знания, необходимые для самоопределения субъекта и обоснования его отношений к миру. Самоопределяться приходится во многом: в социокультурных ценностях, в идеалах, в мировоззренческих вопросах (к ним, прежде всего, относятся вопросы о смысле существования человека), в собственном самосознании (общечеловеческом, гражданском, этническом, религиозном, историческом, нравственном, профессиональном и т. д.), в своих отношениях к миру. Мировоззрение развивается не по мере усвоения всевозможных знаний о мире и приведения их в к.-л. систему, а по мере расширения сферы самоопределения данной личности и придания ценности разным областям самоопределения.

Термин «Я-концепция» появился в научном языке на рубеже XIX-XX вв. в связи с представлениями о дуальной природе человека как познающего субъекта и познаваемого объекта. Американский психолог У. Джемс в книге «Принципы психологии» (1890) первый предложил идею «Я-концепции». Я» как объект содержит в себе четыре компонента: духовное «Я», материальное «Я», социальное «Я» и телесное «Я». Эти аспекты образуют для каждого человека уникальный образ, или совокупность представлений о себе как личности.

Самооценка – итог развития самосознания, отражает его уровень, фиксирует результат познания человеком самого себя. Самооценка – оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков. Она состоит из двух компонентов: самопознание – все, что индивид узнал о себе из различных источников, и самоотношение – собственное отношение к различным сторонам своей личности (чертам характера, поведению, привычкам и др.).

«Я-концепцию» можно представить как совокупности, или структуры установок индивида на самого себя (Р. Бернс). Установки группируются в три категории:

1.реальное «Я» (каким себя представляет индивид на данный момент);

2.социальное «Я» (как, по мнению индивида, его представляют другие люди);

3.идеальное «Я» (каким индивиду хотелось бы быть).

Психологические защиты. Защита есть зеркальное отражение возможного, но не реализованного личностью процесса мотивации или отражение неосуществленных, но в прошлом желаемых целей. Механизмы защиты находятся между потребностью личности и ее удовлетворением. Тогда непродуктивность для личности действия психологических защит связана с несовпадением целей и средств их достижения в поведении человека или нарушением меры в соотношении мотива и сил, затраченных на его реализацию, или поведением человека прямо противоположным целям.

Психологическая защита – это естественное противостояние человека окружающей среде. Она бессознательно предохраняет его от эмоционально-негативной перегрузки. В процессе социализации защитные механизмы возникают, изменяются, перестраиваются под влиянием социальных воздействий. Например, защита может перейти в альтруизм или накопление ценностей и др. В конечном итоге психологические защиты становятся способом существования нереализуемых влечений, желаний, потребностей.

Классификация психологических защит:

1. «естественные» защиты, опосредующие восприятие информации;

2. «интегративные» защиты, опосредующие различные формы искажения (трансформации) информации;

3. «ретрозащиты», основанные на первичных примитивных формах психических проявлений.

Первую группу защитных механизмов можно условно обозначить как «естественные», потому что входящие в нее психологические защиты опосредуют и формируют перцептивные процессы личности, особенности восприятия различной информации о себе и об окружающем мире.

Общим для этой группы защит является невостребованность анализа содержания информации. Здесь главное – блокирование информации, бессознательное исключение ее из сферы сознания: вытеснение, подавление, аскетизм, нигилизм.

«Интегративные» психологические защиты условно можно обозначить как «преобразование информации с помощью различных механизмов защиты». В отличие от первой, защиты, входящие в эту группу, связаны с бессознательной оценкой содержания неугодной для личности информации, ее изменением, неадекватностью оценки. Искажение, трансформация информации могут осуществляться различными способами с использованием: генерализации, опущения, категоризации и др.

В результате действия этих защит личность начинает обладать неадекватной реальности информацией и жить в мире иллюзий. В качестве таких механизмов психологической защиты выступают: агрессия; десакрализация; идеализация; проекция; трансформация; идентификация; играние роли; инверсия; юмор; эмоциональное выгорание; обесценивание; рационализация; компенсация (сублимация, маска); интеллектуализация; интроекция; ретрофлексия.

Ретро-защиты объединяют те механизмы психологических защит, которые базируются и используют механизмы, возникшие в детстве, практически без их изменения. Прибегание к этому типу защит косвенно свидетельствует о некой личностной и социальной инфантильности человека, личностной незрелости. Они наиболее близки к развитию деструктивных, порой патологических свойств личности, формируя черты подчинения и зависимостей. К этой группе относятся следующие защитные механизмы: отступление; самозамыкание; дефлексия; окаменение; уход в виртуальную реальность/виртуальность; комплекс Ионы; регрессия (примитивные механизмы: отрицание, расщепление, двигательная активность); оглушение.

Источник