7 признаков креативности громов моляко

Педагогика

Домашняя Карта сайта Избранное
Студентам Шпаргалки Словарик
А знаете ли Вы, что такое « » в педагогике?

Творческая природа труда учителя

Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку учитель на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые, оригинальные пути и способы ее решения. Но опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, кто добросовестно относится к труду, постоянно стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта лучших школ и учителей.

Область проявления педагогического творчества определяется структурой основных компонентов педагогической деятельности и охватывает практически все ее стороны: планирование, организацию, реализацию и анализ результатов.

В современной научной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах.

Творческую личность отличает и особое сочетание личностью-деловых качеств, характеризующих ее креативность.

Е. С. Громов и В. А. Моляко называют семь признаков креативности: оригинальность, эвристичность, фантазию, активность, концентрированность, четкость, чувствительность. Каждый учитель продолжает дело своих предшественников, но учитель-творец видит шире и значительно дальше. Каждый учитель так или иначе преобразует педагогическую действительность, но только учитель-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.

Источник

Признаки творческой личности

Одни авторы виделяют: способность личности замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу; способность отказаться от ориентации на авторитеты; умение увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны; готовность отказаться от теоретических суждений, деления на черное и белое, отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска.

Другие выделяют: легкость ассоциирования (способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбинации); способность к оценочным суждениям и критичность мышления (умение выбрать одну из многих альтернатив до ее проверки, способность к переносу решений; готовность памяти (овладение большим объемом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний); способность к обобщению и отбрасыванию несущественного.

Третьи выделяют: творческой ту личность, значимой характеристикой которой является креативность, как способность личности превращать совершаемую деятельность в творческий процесс. Е.С. Громов и В.А. Моляко называют семь признаков креативности: оригинальность, эвристичность, фантазия, активность, концентрированность, четкость, чувствительность.

По мнению А.Н. Лука, творческую личность характеризуют такие черты, как готовность к риску, независимость суждений, познавательная «дотошность», критичность суждений, самобытность, смелость воображения и мысли, чувство юмора и склонность к шутке.

Уровни пед. творчества

Уровни педагогического творчества по мере их усложнения (Дранюк О.И.):

1. Умение приспособить методические рекомендации и теоретические положения к конкретным условиям педагогического процесса.

2. Совершенствование, рационализация, модернизация известного в соответствии с возникновением новых педагогических задач.

3. Разработка новых методов, форм, приёмов, средств в их оригинальных сочетаниях.

4. Эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях, удачная импровизация на основе точного знания и компетентного расчёта.

5. Умение видеть и применять «веер» вариантов решения одной и той же проблемы.

6. Создание новых, высокоэффективных или принципиально новых систем обучения, воспитания и техники исполнения спортивных действий.

Источник

Книги онлайн

«Педагогика»

Часто сферу проявления творчества учителя непроизвольно сужают, сводя ее к нестандартному, оригинальному решению педагогических задач. Между тем творчество педагога не в меньшей мере проявляется и при решении коммуникативных задач, выступающих своеобразным фоном и основанием педагогической деятельности. В. А. Кан-Калик, выделяя наряду с логико-педагогическим аспектом творческой деятельности учителя и субъективно-эмоциональный, детально конкретизирует коммуникативные умения, особенно проявляющиеся при решении ситуативных задач. К числу таких умений в первую очередь следует отнести умения управлять своим психическим и эмоциональным состоянием, действовать в публичной обстановке (оценить ситуацию общения, привлечь внимание аудитории или отдельных учеников, используя разнообразные приемы, и т. п.) и др. Творческую личность отличает и особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих ее креативность.

Читайте также:  Какие признаки когда кошка хочет кота

Е. С. Громов и В. А. Моляко называют семь признаков креативности: оригинальность, эвристичность, фантазию, активность, концентрированность, четкость, чувствительность. Педагогу-творцу присущи также такие качества, как инициативность, самостоятельность, способность к преодолению инерции мышления, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, целеустремленность, широта ассоциаций, наблюдательность, развитая профессиональная память.

Каждый учитель продолжает дело своих предшественников, но учитель-творец видит шире и значительно дальше. Каждый учитель так или иначе преобразует педагогическую действительность, но только учитель-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.

3. Перспективы развития педагогической профессии

В сфере образования, как и в других областях материального и духовного производства, наблюдается тенденция к внутрипрофессиональной дифференциации. Это закономерный процесс разделения труда, проявляющийся не только и не столько в дроблении, сколько в развитии все более совершенных и эффективных обособленных видов деятельности в пределах педагогической профессии. Процесс обособления видов педагогической деятельности обусловлен прежде всего существенным «усложнением» характера воспитания, которое, в свою очередь, вызвано изменениями социально-экономических условий жизни, последствиями научно-технического и социального прогресса.

Копирование материалов сайта www.mnogobook.ru
допускается только с письменного разрешения
администрации сайта.

Источник

Встреча с чудом
статья по теме

Статья о развитии креативности у детей 6-9 лет.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Встреча с чудом, или развитие креативности у детей

На сегодняшний день одним из основных требований к образованию является развитие творческой личности – человека, способного выходить за пределы известного, принимать нестандартные решения, создавать в результате собственной деятельности продукты, характеризующиеся новизной. Для этого необходимы творческое воображение и высокое качество творческого мышления, которые, согласно исследователям в области педагогики и психологии, являются основными компонентами творческих способностей. Таким образом, основными направлениями работы с детьми в данной области можно назвать развитие воображения и развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

Что же лежит в основе креативности и воображения, которыми должна обладать творческая личность? Что является началом всех начал? Если мы вспомним, с каким восторгом и вдохновением дети впитывают любую информацию о поразившем их явлении или событии, то ответ окажется на поверхности. Встреча с чудом — так можно назвать то, что стимулирует процесс познания детьми окружающего мира. Яркое, эмоциональное переживание от встречи с чем-то новым, неизведанным. Оно пробуждает в ребенке исследователя, первооткрывателя, порождает десятки вопросов о сути заинтересовавших явлений. Цель родителя и учителя состоит в том, чтобы вывести личность ребенка в режим развития, пробудить стремление к познанию — и поэтому очень важно не упустить моменты, когда в ребенке включается восторженный искатель. Важно помнить, что в эти моменты основной задачей взрослого становится поощрение детской любознательности.

Маленький человек копирует поведение окружающих его взрослых, соотносит с их суждениями собственное восприятие, строит картину мира. Именно взрослый может научить ребенка находить удивительное вокруг него, акцентируя внимание на интересных явлениях, поощряя тем самым любознательность. Взрослый может подарить ребенку массу поводов, чтобы удивиться, а самое главное — подать пример.

«Ничего себе! Посмотри. »

«Ты только представь себе, что. »

Это только малое количество вариантов того, как можно привлечь внимание ребенка к какому-либо явлению. Будь то превращение льдинки в капельку воды, падение листьев с деревьев осенью или движение железной стружки на бумаге под действием магнита. Абсолютно любое явление, привычное для взрослого, может стать для ребенка поводом к открытию, стоит только направить его внимание в нужном направлении. После этого важно помочь ребенку сформулировать и задать вопросы, которые у него обязательно появятся, ответить на них вместе и, самое главное, не забывать удивляться вместе с ним. Удивление — топливо, на котором разгорается страсть к познанию нового.

Однако, стимулирование любознательности лишь первый шаг на долгом пути. Оно помогает создавать базу знаний об окружающем мире, оперируя которыми и преобразовывая которые, ребенок получает возможности для развития креативности мышления.

Креативность можно и нужно развивать с помощью специальных упражнений. Среди самых действенных систем в области развития креативного мышления можно назвать некогда незаслуженно забытую, а сейчас получившую второе дыхание теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ), разработанную Г. С. Альтшуллером.

Источник

Семинар-практикум «Влияние профессионально-творческого развития личности педагога на учебную мотивацию младших школьников»

Семинар проводился в Муниципальном общеобразовательном учреждении дополнительного образования детей Дворце детского и юношеского творчества городского округа Тольятти. На семинар были приглашены педагоги дополнительного образования. Перед семинаром каждый участник получил программу. (Приложение 1)

Читайте также:  Признаки оплодотворения в первые часы

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ: «ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА НА УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Семинар рассчитан на 3 занятия.

Занятие 1. Теория вопроса, знакомство с литературой по проблеме «Учебная мотивация младших школьников».

Изучение мотивации и ее формирование – это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика. Изучение мотивации – это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого обучающегося. Результаты изучения становятся основной для планирования процесса формирования. Само по себе формирование является целенаправленным, если педагог сравнивает полученные результаты с тем исходным уровнем, который предшествовал формированию, и с теми планами, которые были намечены. Педагог не должен занимать позицию хладнокровного наблюдателя за тем, как стихийно развивается и складывается мотивационная сфера обучающихся, а стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов. Учебная мотивация влияет на характер деятельности младших школьников, отношение ребенка к учению, на становление ученика как личности. Изучение и формирование мотивации учения должен иметь объективный характер, с одной стороны. И осуществляться в гуманной, уважительной форме к личности ученика – с другой. Формировать мотивацию – это не значит заложить готовые мотивы и цели в голову обучающегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого обучающегося. Создание в школе благоприятного для развития детей психологического климата, который определяется продуктивным общением.

Взаимодействие ребенка и педагога, ребенка и его сверстников способствует формированию учебной мотивации. В младших классах существует тесная связь между особенностями общения младших школьников с педагогом и формированием у них мотивов учения. Положительное отношение, доверие к учителю вызывает желание заниматься учебной деятельностью, способствуют формированию познавательного мотива учения. Отрицательное отношение к педагогу у младших школьников встречается довольно редко, а конфликтное – весьма часто. У таких детей задерживается формирование познавательных процессов, так как потребность в доверительном общении с педагогом сочетается у них с недоверием к нему, а следовательно, и к той деятельности, которой он занимается. Эти дети чаще всего замкнуты, ранимы или, наоборот, равнодушны, невосприимчивы к указанию учителя, безынициативны.

Однако творчество творчеству рознь. Оно обусловлено творческим потенциалом личности, который, если вести речь о педагоге, формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. С другой стороны, опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, для кого характерно ценностное отношение к труду, кто стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта как отдельных педагогов, так и целых педагогических коллективов. Творческий потенциал любого человека, в том числе и педагога, характеризуется рядом особенностей личности, которые называют признаками творческой личности. При этом авторы приводят разные перечни таких признаков. Они выделяют способность личности замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу; способность отказаться от ориентации на авторитеты; умение увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; готовность отказаться от теоретических суждений, деления на черное и белое, отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска.

Другие авторы относят к признакам творческой личности легкость ассоциирования (способность к быстрому и свободному переключению мыслей, способность вызывать в сознании образы и создавать из них новые комбинации); способность к оценочным суждениям и критичность мышления (умение выбрать одну из многих альтернатив до ее проверки, способность к переносу решений); готовность памяти (овладение достаточно большим объемом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность к свертыванию операции, обобщению и отбрасыванию несущественного. Третьи авторы считают творческой ту личность, значимой характеристикой которой является креативность как способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс. Е.С. Громов и В.А. Моляко называют семь признаков креативности: оригинальность, эвристичность, фантазия, активность, концентрированность, четкость, чувствительность.

В современной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, педагог строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристическою поиска: анализом педагогической ситуации; проектированием результата в соответствии с исходными данными; анализом имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценкой полученных данных; формулировкой новых задач.

Читайте также:  Правовое государство понятие и признаки примеры

Занятие 2. Моделирование и анализ педагогических ситуаций.

Каждый участник круга должен представиться. Для этого он называет свое имя, а потом два личностных качества, которые помогают ему слушать партнера и два других качества, которые мешают слушать партнера. После того как первый участник представился, следующий должен дословно повторить, что сказал его коллега, а потом уже представиться сам. Третий участник должен повторить то, что предшествующий участник сказал о себе, а потом уже назвать собственные качества и так далее, пока вся группа не представится.

Далее педагоги делятся на подгруппы, и каждая подгруппа сама выбирает ситуацию для разыгрывания. Во время разыгрывания необходимо продемонстрировать поведение учителя, способствующее развитию мотивации учения у детей.

Первая подгруппа разыгрывала ситуацию

— у ученика не получается разбор произведения, и он просит помочь учителя.

Вторая подгруппа разыгрывала ситуацию

— закончился урок и учитель предлагает ученикам самим оценить свою работу на уроке сольфеджио.

Третья подгруппа разыгрывала

— ученик не готовит домашнее задание, пропуская уроки, мотивируя это тем, что музыка ему в будущем не нужна, он выбирает другую специальность, а педагог старается его переубедить.

После разыгрывания ситуаций было предложено проанализировать педагогические ситуации по вопросам:

— Какие затруднения испытывали участники, исполняющие роль учителя?

-Что чувствовали педагоги, находясь в роли ученика?

— Смог ли «учитель» изменить позицию «ученика» или помочь, позитивно повлиял на его мотивацию?

Занятие 3. Мозговой штурм: «Как повысить учебную мотивацию учащихся младших классов музыкальной школы».

В качестве разминки группе были предложены занимательные задачи. Группе на решение задачи дается 1 мин., причем каждый участник решает задачу в уме и пишет ответ на бумаге. Руководитель пересаживает участников, группируя их с учетом одинакового ответа. После этого членам группы предлагает обменяться мнениями и прийти к общему решению в течение 5 мин. Задача считается решенной, если с правильным ответом согласны все участники. После решения следует разобрать поведение группы: выяснить, кто организатор дискуссии, умеют ли участники слушать доводы друг друга, всем ли дали высказаться, кто вел себя более эмоционально, а кто – отмалчивался.

Цель: в занимательной форме дать возможность участникам провести групповую дискуссию.

Примеры занимательных задач:

Полторы курицы за полтора дня снесут по полтора яйца. Сколько яиц снесут две курицы за два дня?

Каждый день в полдень отправляется пароход из Одессы в Архангельск. В то же время пароход той же компании отправляется из Архангельска в Одессу. Плавание в том и другом направлении длится ровно неделю. Сколько судов своей компании, идущих навстречу, встречает пароход на пути из Одессы в Архангельск?

В каждой группе по 4-5 участников. Всего участвуют 3 группы. Каждому участнику представляется возможность расставить стулья и сесть друг к другу внутри подгруппы.

Мозговой штурм проходит в 4 этапа:

— 1 этап –генерация новых идей. Длится 20 мин.

Участники придумывают и записывают максимально большое количество идей.

— 2 этап – анализ и коррекция идей. Длится 20 мин. Задача этого этапа – классифицировать идеи, продумать средства их осуществления (каждой),

выбрать наиболее красивые и реализуемые идеи.

-3 этап – каждая команда готовит текст-выступление и красочно его оформляет. Участники должны наглядно продемонстрировать свое решение.

Время подготовки 10 мин.

— 4 этап – презентация решений. Каждая подгруппа выступает не более 3 мин.

После чего дается 10 мин. для ответов на вопросы. Вопросы задают участники других подгрупп.

Инструкция к мозговому штурму:

Продумайте и обсудите проблему: «Как повысить учебную мотивацию обучающихся младших классов музыкальной школы».

Лист для записи идей:

1. Использовать на занятиях метод моделирования.
2. Чаще с учащимися публично выступать, чтобы другие могли слушать достижения своих сверстников.
3. Использование на занятиях наглядного материала: кассета со звукозаписью произведений, рисунки учащихся, дидактические игры.
4. Вынесение урока в концертный зал.
5. Привлечение учеников к оценочной деятельности, формирование адекватной сомооценки.
6. Ролевая игра «Я-учитель».
7. Подбирать репертуар, учитывая интересы и пожелания учащихся.
8. Использовать на занятиях различные виды деятельности: гимнастика, рисование, пение и т. д.

Источник