7 класс по каким признакам классифицируют науки о животных

7 класс по каким признакам классифицируют науки о животных

Подробное решение параграф 2 по биологии для учащихся 7 класса, авторов В. В. Латюшин, В. А. Шапкин 2014

Каковы черты сходства и различия между растениями и животными?

Растения и животные растут, питаются, развиваются, размножаются, умирают. В отличие от растений, животные в большинстве случаев ведут подвижный (неприкреплённый) образ жизни, являются гетеротрофами (большинство растений – автотрофы) по способу питания.

Для чего надо знать зоологию?

Роль знаний о животных в повседневной жизни человека с развитием человечества снизилась. Однако возросло значение зоологических знаний в науке, сельском хозяйстве, лесном хозяйстве. Знания о животных помогают добиться успехов в животноводстве, в борьбе с вредителями, выявлении и лечении болезней, сохранении и спасении редких видов.

Вопросы

1. По каким признакам классифицируют науки о животных?

В зоологии выделяются, с одной стороны, науки, изучающие отдельные стороны жизни животных — их строение, развитие, жизнедеятельность, распространение, связь с внешней средой; с другой стороны, — науки, изучающие отдельные, наиболее крупные и практически важные группы животных (аретология, ихтиология, териология и т.п.).

2. Почему охранять животных и заботиться об их видовом многообразии должен каждый человек на Земле.

Человек относится к миру животных. Обеспечивая видовое разнообразие животных, человек гарантирует устойчивость природных комплексов. Устойчивое развитие природы является обязательным условием нормального существования человека. Каждый организм, даже самый маленький, занимает свою нишу и является важным звеном в природных круговоротах.

Задания

Пользуясь различными источниками информации, подготовьте с одноклассниками конференцию на тему «История отечественной зоологии». В ходе ее обсудите основные этапы и значение научной деятельности ученых в становлении отечественной зоологии.

После открытия в 1725 г. Академии наук, а в 1755 г. Московского университета в России начинается быстрое формирование русской науки. Еще в 1720 г. Петр Великий отправил в Сибирь ученого врача Даниила Мессершмидта, который семь лет путешествовал по Сибири и привез оттуда богатые коллекции зверей и птиц. Еще более богатые сборы и открытия сделали участники второй Камчатской северной экспедиции 1733—1742 гг.: С. П. Крашенинников, Гмелин Старший, Стеллер. Громадное влияние на развитие русского естествознания оказали исследования гениального сына русского народа М. В. Ломоносова, своими блестящими открытиями опередившего западную науку. Почти всю жизнь прожил в России академик П. С. Паллас. Он и его современники И. Лепехин, Гмелин Младший и А. Гюльденштедт обследовали восток и юг Европейской части России, Западную Сибирь, Алтай, Байкал и Забайкалье. В XIX в. зоологическое обследование России продолжалось экспедициями Академии наук (К. Бэр, А. Ф. Миддендорф), Московскими обществами испытателей природы и любителей естествознания (С. Карелин, Н. А. Северцов, А. П. Богданов, А. П. Федченко) и Русским географическим обществом (Н. М. Пржевальский, И. Потанин, П. К. Козлов, М. Н. Богданов, П. П. Семенов-Тян-Шанский).

Громадное значение для изучения фауны морей сыграло открытие биологических станций: Севастопольской биологической станции (основанной А. О. Ковалевским в 1871 г.), Неаполитанской зоологической станции (А. Дорн, 1872), пресноводной станции на Глубоком озере под Москвой (Н. Ю. Зограф, 1891), Мурманской станции (К. М. Дерюгин, 1896), Байкальской лимнологической станции и др.

Выход в свет в 1859 г. «Происхождения видов» Ч. Дарвина явилось крупным поворотным этапом в истории зоологии. Ч. Дарвин убедительно доказал, что животный мир изменяется в результате естественного развития; формирование новых видов происходит в борьбе за существование и за счет выживания наиболее приспособленных.

На основе созданного Дарвином эволюционного учения зоология стала быстро развиваться. Большие успехи были достигнуты в систематике. Об этом свидетельствует описание многих новых видов животных. Если Аристотель описал только около 500 животных, то К. Линнею стало известно 4208 видов, в начале XIX в. их было описано 48 тыс., в конце XIX столетняя — 400 тыс., а сейчас известно более 1 млн видов. Основательную поддержку эволюционное учение получило в России. Большое значение для развития зоологии имели экспедиции А.Ф. Миддендорфа на север и восток Сибири, П.П. Семенова-Тян-Шанского, Н.М. Пржевальского, их учеников и последователей в Центральную Азию, исследования по сравнительной эмбриологии А.О. Ковалевского и И.И. Мечникова, по палеонтологии — В.О. Ковалевского, по физиологии — ИМ. Сеченова и И.П. Павлова.

Широко известны успехи отечественных зоологов в XX в. Были продолжены исследования в разных областях зоологии. А.Н. Северцов и И.И. Шмальгаузен создали фундаментальные труды по эволюции животных. М.А. Мензбир, П.П. Сушкин, Г.П. Дементьев продолжили исследования по фауне и зоогеографии, Н.К. Кольцов — по генетике и эмбриологии, Д.Н. Кашкаров, А.Н. Формозов — по экологии. Е.Н. Павловский разработал теорию природно-очаговых заболеваний и заложил научные основы борьбы с природно-очаговыми инфекционными болезнями человека и домашних животных (чумой, туляремией, энцефалитом и др.]. Широко известны успехи отечественной зоологии в изучении червей-паразитов школой К.И. Скрябина.

Изучение животных имеет длительную и интересную историю. Исследованиями многих ученых создана современная зоологическая паука, имеющая важное значение. Она продолжает успешно развиваться.

Читайте также:  Основные признаки общественного мнения

Источник

По каким признакам классифицируются науки о животных?

Классифицировать науки о животных можно, в первую очередь, по объектам исследования, проще говоря по принципу принадлежности к конкретной видовой группе.

Итак, здесь будет всего два классификатора: позвоночные и беспозвоночные.

Наука о позвоночных имеет следующие ответвления и включает в себя:

Накука о беспозвоночных в свою очередь разветвляется еще на целый ряд и подряд наук. Выделим основные:

Людям есть чему поучится у братьев наших меньших!

1) у пчел надо поучится трудолюбию и преданности своему клану;

2) у муравьев надо поучится их способностью не сталкиваться друг с другом,

когда они двигаются в плотном потоке, а так же их умению на создовать «пробок» на перекрестках;

3) у пингвинов стоит поучится самопожертвованию, с которым они высиживают птенцов в суровых условиях Антактики;

4) у лебедей стоит поучится верности одному единственному партнеру;

5) у крокодилов следуют поучиться их уникальной способности двигаться только вперед (крокодилы не умеют пятиться)

6) у хамелеонов неплохо бы перенять способность подстраиваться под обстановку.

Обычно, если перед нами стоит какая-то задача, у которой нет стандартного единого решения и мы находим способ ее решения, мы говорим, что у нас появилась идея.

Очень многие виды животных, да почти, наверное, все, способны к решению задач, особенно если эти задачи как-то связаны с их выживанием.

Взять, к примеру, осьминогов. Осьминоги хорошо проходят самые запутанные водные лабиринты. Экспериментаторы постоянно повышали уровни сложности при прохождении лабиринтов, с каждым разом меняя расположение и делая лабиринты все более запутанными. На конце лабиринта осьминогов ждало вознаграждение. Они это знали, и старались пройти лабиринт как можно скорей. Так вод, один осьминог, который в очередной раз зашел в тупик, неожиданно вылез на поверхность лабиринта, и прошелся к его концу прямо по поверхности стеклянного лабиринту. Ну чем вам не решение задачки Гордеевского узла Александром Македонским? Такого экспериментаторы явно не ожидали. Им даже в голову не пришло, что их задачку с лабиринтом можно решить подобным весьма примитивным, и в то же время весьма эффективным способом.

Источник

1. Зоология – наука о животных

1. Что изучает комплексная наука зоология? Назовите специальные науки, входящие в ее состав.
Зоология – это комплексная наука, изучающая животных, их многообразие, строение, жизнедеятельность, среду обитания, историческое развитие, роль в природе и значение для человека.
В состав зоологии входят такие специальные науки, как морфология, анатомия, физиология, экология, палеонтология, этология.

2. Рассмотрите рисунки 1 (с. 5) и 7 (с. 11) и назовите внешние признаки животных, обитающих в почве, воде, на суше, в воздухе, а также в организмах других животных.

Для каждой группы животных характерны специфические внешние признаки, обусловленные средой обитания. Для животных, обитающих в воде, это жабры, плавники, обтекаемая форма тела; для животных в воздушной среде обитания – крылья, перьевой покров, острое зрение; для сухопутных животных – крепкие лапы, шерсть или кожа, зубы, когти; для животных, живущих в почве – маленькие конечности или их отсутствие, острый слух; для паразитических животных – аппарат для присасывания к организму хозяина.

3. Используя рисунок 1, составьте план рассказа о многообразии и особенностях внешнего строения животных.

1) Рассказать о том, что на планете существует огромное количество животных.
2) Все они разные, различаются по внешнему виду, среде обитания, каждое животное имеет специфические черты, связанные с его образом жизни. Привести примеры.

4. Какие признаки характерны для животных? В чем их отличие от растений?
Животные обладают признаками, которые отличают их от растений:
1) питание готовыми органическими веществами;
2) активное передвижение;
3) самостоятельная добыча пищи;
4) способность воспринимать раздражение и реагировать на него;
5) клетки животных не имеют твердой целлюлозной оболочки;
6) в отличие от растений, которые растут на протяжении всей жизни, животные растут только в период «молодости».

5. Вспомните и назовите отдельных вредителей сельскохозяйственных растений и известные вам способы борьбы с ними.
Саранча наносит огромный вред сельскохозяйственным культурам. Собираясь в колонии, эти насекомые могут уничтожать целые поля растительности. Основные методы борьбы с саранчой – перепахивание и обработка земли перед посевом, обработка полей химическими препаратами.

Источник

1. Устно дополните предложения недостающими словами:
• Зоология представляет систему наук и изучает животных, их многообразие, строение и жизнедеятельность, связи со средой обитания, распространения, индивидуального и исторического развития, роли в природе и значение для человека.
• Морфология — наука о внешнем строении организмов;
• Анатомия — наука о внутреннем строении организмов;
• Систематика — наука, занимающаяся классификацией организмов;
• Этология — наука о поведении организмов.

2. Назовите имена и труды ученых, впервые исследовавших разных животных.
Аристотель – «История животных»
Антони ван Левенгук – описал мир простейших
Карл Линней – классификация растений и животных
Паллас – труд «Русско-Азиатская зоография»
Чарлз Дарвин – «Происхождение видов путем естественного отбора».

4. Какие признаки живого организма характерны для животных? Сравните их с характерными признаками растений. Как вы объясните многообразие животных в природе?
Для животных, как и для большинства других живых организмов, характерны следующие особенности: клеточное строение, способность к питанию, дыханию, выделению, обмену веществ между организмом и окружающей средой, к размножению, росту, развитию.Животные отличаются от растений по следующим признакам. Клетки животных не имеют твердой целлюлозной оболочки. В отличие от растений животные питаются готовыми органическими веществами. В природных сообществах они играют роль потребителей органического вещества. Животные способны воспринимать раздражения и реагировать на них. Они могут активно передвигаться. Большинство сами добывают себе пищу, преследуют добычу. Благодаря этому, животные освоили разные среды жизни — водную, наземно-воздушную, почвенную.

Читайте также:  Рак грудины у женщин фото признаки 1 стадия картинки

5. Сравните животную и растительную клетки по строению. Назовите их сходство и различия.
Различия:
1. В растительной клетке присутствует прочная и толстая клеточная стенка из целлюлозы.
2. В растительной клетке развита сеть вакуолей, в животной клетке она развита слабо.
3. Растительная клетка содержит особые органоиды – пластиды (а именно, хлоропласты, лейкопласты и хромопласты), а животная клетка их не содержит.
4. В животных клетках, в отличие от растительных, имеется органоид клеточный центр. Его нет в клетках растений.Он играет важную роль в делении клеток животных.
Сходства:
В растительной и животной клетке существуют общие органоиды, такие как ядро, эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, аппарат Гольджи.В цитоплазме клеток всех живых организмов имеются многочисленные включения белков, жиров, углеводов в виде зерен, капелек различной величины и формы. Эти вещества синтезируются в разных частях клетки, транспортируются, распределяются и используются в процессе обмена веществ.

8. Дайте определение тканям. Назовите основные типы животных тканей. В чем их отличие от растительных?
Ткань – совокупность клеток и межклеточного вещества, выполняющих определенную функцию и сходных по строению и происхождению.
Эпителиальная, нервная, соединительная, мышечная. От тканей растений отличатся по строению и химическому составу клеток, а также по выполняемым функциям. У растений также нет аналога нервной ткани.

9. Назовите и кратко охарактеризуйте строение и функции тканей:
• эпителиальной;
• соединительной;
• мышечной;
• нервной.
Эпителиальная состоит из плотно прилегающих клеток, покровная функция.
Нервная состоит из нейронов и клеток спутниц, передают возбуждение, высшая нервная деятельность, связь организма с окружающей средой.
Соединительная – обычно много межклеточного вещества, функции: транспортная, опорная, защитная, кроветворная регуляторная.
Мышечная поперечно-полосатая и гладкая, имеют свойства возбудимости и сократимости.

10. Дайте определение системе органов. Назовите органы, образующие одну из систем у млекопитающих:
• опорно-двигательную;
• пищеварительную;
• дыхательную;
• выделительную;
• кровеносную;
• нервную.

11. Какими эволюционно прогрессивными чертами обладают птицы и млекопитающие?
1) зубы и челюстная коробка меняются
2) конечности обрастают перьями (у птиц)
3) позвоночник искривляется
2) Теплокровность
3) 1) Улучшение челюсти
2) Омертвление передний конечностей и замены их крыльями
3) Изменение осанки в низ
4) Физиологические:
1- Теплокровность
2- Высокое развитие высшей нервной деятельности.
5) Анатомические:
1- Четырехкамерное сердце
2- Крупный головной мозг с хорошо развитыми полушариями
6) Поведенческие
1- Забота о потомстве
2- Большая (по сравнению с другими позвоночными) способность к коллективным действиям.

12. Перечислите, с какими уровнями организации органического мира вы познакомились при изучении животных.
Клеточный, органно-тканевой, организменный, популяционно-видовой, биоценотический.

13. Какую роль играют животные в биоценозах?
Животные в биоценозах обычно играют роль консументов (I, II или третьего порядков) – потребителей органических веществ.

14. Какую роль играли животные в развитии человеческой цивилизации?
Некоторые животные были опасны для человека (хищники, ядовитые, вредители) – с ними он боролся, некоторые – полезны.
Множество видов человек одомашнил, чтобы использовать по своему усмотрению для получения пищи, одежды, лекарств, для приручения и помощи. Животные выполняют и эстетическую роль, как друг человека, как домашний питомец (кошка, собака, птицы, рыбки и др.). Животные помогали человеку с начала развития цивилизации.

15. Почему необходимо рационально использовать и охранять диких животных?
Животный мир на нашей планете является большой составной частью всей природной среды, это большое звено в цепочке разных экологических систем на нашей планете.
Он является незаменимым компонентом в процессе круговорота различных веществ, а также и энергии в природе.
Каждое животное выполняет какие-то предназначенные для него функции, занимает свое экологическое положение.
Есть некоторые виды животных, которые занесены в Красную книгу, а также есть и такие, которые имеют научное и воспитательное значение в принципе.
Любое животное является индивидуальным носителем своего генетического фонда. Мы должны максимально предотвратить исчезновения видов.Это прежде всего важно для будущих поколений, для сохранности нашей планеты

Источник

Урок биологии в 7 классе. Изучение нового материала с первичным закреплением.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Урок в 7 классе по теме: «Зоология – наука о животных»

Тип урока: изучение нового материала с первичным закреплением полученных знаний.

Цели : дать представление о зоологии, многообразии животных на Земле.

Образовательные: познакомить учащихся с дикими и домашними животными; раскрыть роль животных в природных сообществах; взаимосвязь животных в природе; зависимость жизни хордовых от человека; негативное и заботливое отношение к животным; об охране животного мира;

Читайте также:  Признаки неисправности ресивера триколор

Развивающие: познакомиться с принципами классификации живых организмов; продолжить формирование умений обсуждать проблему, систематизировать, строить схемы современной классификаци.

Воспитательные: воспитывать гуманное отношения к животным.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся должны уметь характеризовать зоологию как науку о животных, знать основные этапы ее развития.

Метапредметные: учащиеся должны уметь работать с учебником.

Личностные: у учащихся формируется интерес к познанию природы

I. Актуализация опорных знаний

В этом году вы продолжаете изучать биологию.

В: Что изучает биология?

— Биология изучает живые организмы. Их многообразие, строение, жизнедеятельность, историческое развитие.

Все живые организмы на нашей планете выделены в четыре царства.

В: кто скажет, какие?

Представителей царства животные изучает наука зоология.

II. Изучение новой темы

1. Зоология – система наук о животных

Современная зоология – это система наук о животных. Одни из них изучают внешнее и внутреннее строение животных, процессы их жизнедеятельности, поведение, развитие, взаимосвязь с окружающей средой, распространение на Земле, историю развития и многое другое. Это такие науки, как

Морфология- наука о строении организмов

Анатомия- наука о строении организмов

Физиология- наука о жизнедеятельности организмов

Этология- наука, изучающая поведение животных

Эмбриология- наука о зародышевом развитии организма

Экология- наука о взаимосвязи живых организмов между собой и с окружающей средой

Зоогеография- наука, изучающая распространение животных на Земле

Другие науки изучают отдельные группы животных.

Энтомология изучает насекомых,

2. Развитие науки зоологии

Как же развивалась наука зоология?

С древних времён человек изучал живую природу. Даже пещерные люди знали о животных, населяющие окружающий их мир.

В: Что может свидетельствовать об этом?

— наскальные рисунки оленей, быков, мамонтов, сохранившиеся до наших дней. Знание фактов о том, какие животные полезны, какие опасны были необходимы первобытному человеку. От этого зависела их жизнь.

3. Признаки животных

Несмотря на большое разнообразие, все животные имеют сходные признаки. Это клеточное строение, способность к питанию, дыханию, росту, развитию, размножению.

Но эти признаки характерны и для растений.

В: Почему же животных выделили в отдельное царство?

— животные имеют ряд отличительных признаков:

В: Какова роль хлоропластов?

— принимают участие в процессе фотосинтеза.

В: Как вы думаете, почему?

— животные потребляют готовые органические вещества.

Клетки растений и животных отличаются составом запасающих веществ. В клетках растений запасается крахмал, в клетках животных – гликоген.

В: О чём говорит сходство в строении клеток растений и животных?

— у растений и животных был общий предок.

4. Среды жизни животных. Местообитание

За длительный исторический период развития живые организмы освоили четыре среды жизни – водную, наземно-воздушную, почвенную и организменную (обитание одних организмов на теле или в теле других организмов).

В водной среде живут рыбы, киты, раки. Наземно-воздушную среду заселили птицы, бабочки, жуки, звери. Почвенную среду освоили кроты, дождевые черви медведки. Для клещей, блох, паразитических червей средой обитания служит другой организм.

Некоторые животные живут не в одной, а в нескольких средах. Например, лягушки освоили наземно-воздушную и водную, а полевые мыши – наземно-воздушную и почвенную.

В любой среде жизни животные занимают те участки, которые наиболее благоприятны для их жизни. Например раки, акулы, камбалы – обитатели водной среды. Но раки живут в реках и озёрах с чистой водой, илистым дном, обрывистыми глинистыми берегами; акулы – в толще морской воды; камбалы на дне.

Конкретный участок среды жизни, населённый теми или иными животными, называют местообитанием этих животных.

Крупные животные занимают большие участки среды жизни, маленькие – меньшие участки. У разных животных местообитанием могут служить одни и те же участки. Например, лес служит местообитанием зайца, волка, лисы, медведя.

5. Приспособленность животных к среде обитания

К каждой среде обитания у живых организмов выработались многочисленные приспособления. У рыб, обитающих в воде, вытянутая форма тела, плавники, жабры. У птиц, для обитания в воздушной среде – крылья. Кроты и медведки имеют мощные роющие конечности.

Приспособления к среде обитания способствуют сохранению животных в природе. Кузнечики, живущие в зелёной траве, имеют зелёную окраску. Птицы, живущие на открытых пространствах, откладывают яйца, которые имеют окраску под цвет окружающего фона. Белые медведи, живущие на Крайнем Севере, имеют белую окраску.

Орёл – хищная птица. У него крючковидный клюв и острые крючковидные когти. Цапля – жительница неглубоких водоёмов, имеет длинные ноги и шею. Поэтому она может ходить по водоёму, ловить рыб и лягушек и при этом не мочить своё тело.

Строение животных чаще всего настолько соответствует их поведению и местообитанию, что по внешнему облику можно сказать, где животное обитает, чем питается, как передвигается.

6. Взаимосвязи животных в природе

Любая среда жизни населена животными разных видов, которые связаны между собой.

— Приведите примеры хищничества.

— Приведите примеры животных – паразитов.

IV. Домашнее задание

Параграф 2, подготовиться к обсуждению вопроса «Как связаны между собой сознание человека и охрана животного мира?»

Источник