7 класс биология среда жизни признаки

Урок-игра «Среды жизни и местообитания животных» 7 класс

Город Кропоткин, Кавказский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 17 города Кропоткин

муниципального образования Кавказский район

«Среды жизни и местообитания животных»

«Среды жизни и местообитания животных»

Цель урока: формирование у учащихся знания о многообразии экологических факторов, влияющих на живые организмы в различных средах обитания; расширение круга знаний об адаптации организмов к различным условиям жизни в различных средах.

Понятия, которые должны быть усвоены учащимися в ходе урока:

• Наземно-воздушная среда обитания

• Почвенная среда обитания

• Водная среда обитания

• Организменная среда обитания

• Антропогенные факторы среды

Технология урока: проблемно-диалоговый

Оборудование: таблицы, фотографии, презентации по теме, тематические карты.

1. Актуализация знаний

• Какими особенностями обладают растительные организмы?

• Какими особенностями обладают животные организмы?

• В чём заключаются основные признаки отличия животных от растений?

. 2. Постановка проблемы.

Учащимся предлагается ответить на вопрос

— Где же на Земле обитают живые организмы?

Возникает разброс мнений, так как учащиеся называют разные среды обитания живых организмов. (Возникновение проблемной ситуации)

Побуждающий от проблемной ситуации диалог:

— Итак, сколько же разных мнений у нас в классе? (побуждение к осознанию противоречия)

— Значит, какой вопрос возникает? (побуждение к формулированию проблемы)

Учащиеся формулируют вопрос и тему урока «Где же обитают живые организмы? И почему они там обитают?»

Итак, тему урока мы определили, а теперь давайте наметим план действий, на какие вопросы мы сегодня должны ответить на уроке?

— Что про место обитания живых организмов, в частности животных, мы должны узнать?

— Давайте сформулируем вопросы, которые нас интересуют научным языком в виде плана: (вопросы плана фиксируются на доске)

1. Какие места обитания занимают живые организмов и в частности животные в природе?

2. Каковы основные особенности каждой среды обитания и их привлекательность для животных?

3. Как влияет среда обитания на живые организмы?

— Молодцы, тема урока и план урока Вами же намечены, а теперь давайте рассмотрим первый пункт плана и попытаемся ответить на поставленный вопрос.

3. Поиск решения через подводящий без проблемы диалог

Учащимся предоставляются на экране слайды с различными животными разных сред обитания, посмотрев на которые дети без проблем определяют четыре основные среды жизни (водную, почвенную, наземно-воздушную, организменную)

— Ребята, посмотрите на слайды и определите, какие среды обитания занимают эти животные.

— А как вы думаете, какую среду обитания занимают блохи, вши, глисты?

— Какая среда обитания была на ваш взгляд самой первой?

— Какие свойства среды влияют на живые организмы?

Далее внимание учащихся обращается на схему в презентации и задаётся задание найти ошибки в схеме и исправить их.

Экологические факторы среды

Биотические Абиотические Антропогенные

Структура почвы Охота

Посадка деревьев Хищничество

Подводятся итоги самостоятельной работы учащихся, обращая внимание на термины

— Ребята, какие факторы среды называются биотическими? Почему они так называются? Приведите примеры.

— А какие факторы среды называются абиотическими? Почему? Приведите примеры.

— Ну и какие факторы среды называются антропогенными? Приведите примеры.

Учащиеся составляют и записывают в тетради кластер экологических факторов среды

Рассмотрим второй пункт плана: «Основные особенности каждой среды обитания и их привлекательность для животных.

Выбираем 2-3 экспертов, остальные делятся на 4 команды

Работа в группах. Каждая группа работает со своей средой обитания

Характеристика сред обитания

Среда обитания Представители среды Особенности среды

• Не очень большое содержание кислорода

• Сильные перепады давления (глубина, толща, поверхностный слой)

• Незначительные перепады температур

• Большая плотность воды

• Неравномерное распределение солнечных лучей (глубина, толща, поверхностный слой)

• Концентрация солей (особенно в морях и океанах)

Вопросы (примерные) к команде: 1. Сколько на нашей плане океанов? (4)

2. Какой океан является самым большим, а какой самым маленьким? (Тихий океан и Северный Ледовитый океан)

3. Белое, Красное, Черное, Желтое – что это? (Название морей)

4. Какое море является самым саленным на нашей планете? (Мертвое море)

5. Как называют начало и конец реки? (Исток, устье)

6. У какого водоема бывают рукава? (Река)

7. Какая река является самой длинной на Земле? (Нил)

8. В каком озере находится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды всей планеты? (Байкал)

9. По руслу какой реки протекает 1/5 всей речной воды мира? (Амазонка)

10. Сколько процентов земной поверхности покрыто водой? (Примерно 70%)

11. У кого оба глаза на одном боку? (Камбала)

12. У кого одна нога дом перевозит? (Моллюск)

13. Кто одной ноздрей дышит? (Морж)

14. Кто клыками дно пашет? (Морж)

15. Какую птицу море отучило летать? (Пингвина)

16. Что такое морская капуста? (Водоросли)

17. Какая пролетная птица обещает снег? (Стая гусей)

18. Кто пьет водой? (Лягушка)

19. Эти млекопитающие выполняют кое-какие поручения в военное время, они сопровождают суда, играют с детьми возле пляжей, в морской среде они двигаются с легкостью и могут спасти человека? (Дельфины)

21. Эти млекопитающие поют и их можно услышать на расстоянии 9 км. Один из них может весить столько же, сколько 8 слонов (50 тонн), они безжалостно истребляются ради жира и мяса. (Кит)

Читайте также:  Признак беременности чувствую матку

22. Это животное относится к классу головоногих, наиболее развитых моллюсков. У него реактивное движение, есть чернильный мешок, оно может перемещаться как вперед, так и назад. (Осьминог)

Заполнятся группой • Газообразная среда с низкой плотностью

• Высокое содержание кислорода

• Неравномерное распределение влаги (пустыни-болота)

• Значительные перепады температур (даже в течение суток)

• Достаточное количество солнечного света

Вопросы (примерные) к команде:

1. Этот газ занимает одну пятую часть объёма воздуха, он необходим для дыхания живых существ. (Кислород)

2. Летательный аппарат, который легче воздуха. (Аэростат)

3. Основной компонент воздуха, занимающий 78% его объема. (Азот)

4. Почему в тесном закрытом помещении, где скопилось много людей, через некоторое время становится трудно дышать? (Уменьшается количество кислорода)

5. Где легче дышится: в городе или в лесу? Почему? (В лесу. Так как растения выделяют кислород.)

6. Почему шерстяная одежда тёплая? (Шерсть состоит из волокон, задерживающих много воздуха.)

7. Почему ласточки перед дождем летают низко? (Потому что холодный воздух, опускаясь вниз перед дождем, прибивает к земле насекомых, которыми питаются ласточки.)

8. Почему верно утверждение, что воздух имеет отношение к музыке? (Звуки – это колебания воздуха, они передаются по воздуху, и ухо воспринимает эти колебания.)

9. Почему в железнодорожном вагоне теплее спать на верхней полке, чем на нижней? (Потому что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх.)

10. Почему в сильные морозы птицы прячутся под снегом? (От холода: в снегу много воздуха, он сохраняет тепло.)

11. Верно ли то, что без воздуха в мире стояла бы полная тишина? (Да, так как звуки – это колебания воздуха.)

12. Назовите основные источники загрязнения атмосферного воздуха. (Выхлопы автотранспорта, промышленные выбросы вредных газов, золы, дыма, а также использование ядохимикатов и минеральных удобрений в сельском хозяйстве.)

14. Чем опасна пыль, содержащаяся в воздухе? (Она может механически травмировать стенки лёгочных пузырьков и воздухоностных путей, затруднять газообмен, вызывать аллергию. В пылинках оседают микробы и вирусы, которые могут быть причиной инфекционных заболеваний. Пыль, содержащая частички свинца, хрома может вызвать химические отравления.)

15. Как защитить атмосферный воздух? (Разработка и внедрение очистных фильтров, использование экологически надежных источников энергии, безотходной технологии производства, борьба с выхлопными газами автомобилей, озеленение.)

Заполнятся группой • Незначительные колебания температур

• Недостаточное количество солнечного света

• Недостаточное количество кислорода (в зависимости от глубины)

• Химический состав почвы

• Высокая плотность среды

Вопросы (примерные) к команде:

1.Что такое почва? (Почва-это верхний плодородный слой земли, большей частью покрытый растительностью и обладающий плодородием.

2.Назовите свойства почв.(Плодородие и капиллярность)

3.Что такое плодородие? (Способность почвы удовлетворять потребности растений в необходимых веществах, воде, воздухе.)

4.Перечислите агротехнические мероприятия, направленные на восстановление плодородия почв.(Вспашка, внесение удобрений, известкование.)

6.В каком виде растения берут из почвы необходимые минеральные вещества? (В растворе)

8.Какова роль животных для почвы? (Влияют на состояние почвы: измельчают растительные остатки, перерывают и рыхлят почву, перемешивают её слои.)

9. Определите значение дождевых червей для почвы? (Делая ходы в почве, черви обогащают почву воздухом. Пропуская почву через свою систему пищеварения, обогащают её органическими кислотами.)

10.Назовите известные вам виды почв. (Чернозёмы, серые лесные, солончаковые, суглинистые,болотные и др.)

11.Как называются почвы с мощными отложениями перегноя? (Чернозёмы)

12. Это единственное, совершенно слепое животное нашей фауны. Приспособлен к подземной жизни. Питается луковицами растений. Направление бесконечных подземных ходов обозначено выброшенными наружу кучами земли. О ком идет речь? (Крот)

Заполнятся группой • Обилие пищи

• Относительная стабильность условий

• Защищённость от неблагоприятных внешних факторов

• Активное сопротивление организма хозяина

• Затруднено осуществление жизненного цикла

Выступление представителей групп. Каждая группа вывешивает свою таблицу на магнитную доску. Другие команды задают вопросы.

Рассмотрим третий пункт плана «Как влияет среда обитания на живые организмы.»

— Ребята, так какая же среда самая лучшая, самая удобная?

— Почему для рыб более удобна водная среда, а для кошек наземно-воздушная?

— Какие признаки позволяют рыбам жить в водной среде?

— А какие признаки позволяют червям острицам жить в теле животных?

— Вам понятна тема урока?

— Вы удовлетворены полученными знаниями?

— Что нового вы для себя открыли?

— Что больше всего вам понравилось на уроке?

Домашнее задание: Составить подобные задания, придумать стишки про особенности различных сред обитания. (по желанию)

Источник

Рассматриваемое определение делится на несколько вариантов среды, каждая из которых имеет свои уникальные особенности и характеристики. Животные и микроорганизмы в процессе эволюции приспособились к жизни буквально везде: на суше, в воде, грунте и в воздухе.

Среда обитания – понятие и особенности

Основные особенности любой среды составляют ее главные свойства, под которые подстраиваются все существующие в ней биологические виды. К примеру, в водной сфере живут рыбы и земноводные – существа, у которых дыхательная система приспособлена работать именно в этих условиях. В каждом случае есть свои уникальные особенности, изучением и описанием которых заняты большие ученые и целые научные институты.

Чтобы выявить те или иные характеристики определенной среды, приходится буквально погружаться в нее, заниматься тщательными наблюдениями и систематизацией получаемых знаний. История знает множественные примеры, когда ученые бросали все дела и отправлялись в далекие дикие регионы, чтобы погрузиться в среду обитания изучаемых ими животных, птиц, других существ и получить от этого максимально достоверную информацию.

Читайте также:  Признаки делимости на все натуральные числа

Организменная среда обитания

Независимость этой среды обитания от других достаточно условна, но для паразитов она может рассматриваться таковой, так как большинство из них получают в организме хозяина достаточно пищи и условия для размножения.

Не нужно думать, что все существа в организменной среде – паразиты. В организме человека миллионы, если не миллиарды микроорганизмов, для которых он является целой вселенной. Простейшие составляют микрофлору нашего желудка, кишечника, других органов и являются важнейшей частью жизнедеятельности.

Наземно-воздушная среда

Этим термином обозначается среда обитания, находящаяся на поверхности грунта, а также в нижних слоях атмосферы планеты. Растения, животные, бактерии, грибки – все это существует по большей части именно здесь.

в воздухе содержится большое количество кислорода, важнейшего элемента для жизни;

здесь бывают времена года, меняется климат, поэтому почти все типы существ развивают приспособление к окружающему миру;

Наземно-воздушная область обитания жизни неразрывно связана с другими сферами.

Водная среда

Для этого элемента обитания характерны огромное разнообразие живого, которое здесь присутствует, наличие множества бактерий, микроорганизмов, витаминов и минералов, которые питают рыб, лягушек, выдр, китов и прочее.

Главными свойствами здесь являются:

температура воды, уровень ее кислотности и плотности на разных глубинах;

приливы и отливы, обусловленные действием Луны;

материально-вещественная характеристика: содержание тех или иных веществ, газов, минералов и т. д.;

световой режим в толще воды.

Совокупность всего этого создает условия для успешного существования огромного количества организмов.

Водно-наземная (наземно-водная) среда

Как понятно из самого названия, здесь имеется в виду переходное состояние и тот класс растений, животных и бактерий, которым в определенных рамках дано существовать как в воде, так и на земле.

Примером здесь может стать целый класс земноводных: лягушек, змей, тритонов. Таблица земноводных насчитывает всего около 28 видов на территории России, а вот на Мадагаскаре их аж 247.

Обитатели этой среды отличаются особенным строением как мышечной, так и дыхательной и зрительной систем, что позволяет им нормально чувствовать себя и в воде, и на земле.

Наземная среда

Наиболее заселенный живыми организмами участок биосферы, который характеризуется легким доступом к жизненно важному кислороду и источникам питания. Лучше всего в процессе эволюции к этой сфере существования приспособились позвоночные животные и членистоногие, многоклеточные.

Наземная среда характеризуется большой зависимостью от водных источников и в некоторых местах сталкивается с опасностью высыхания. Здесь постоянно меняется уровень влажности, температура воздуха, наблюдается изменение времени суток, месяцев и лет. Биология наземных существ очень сильно зависит от фактора их территориального нахождения.

Почва

Почвой называется рыхлый поверхностный слой земной коры, который просто переполнен различными организмами. Здесь живет множество существ, которые в процессе переработки веществ в некотором роде и создают грунт. В структуре почвы присутствует вода в больших количествах, газы.

Основные обитатели: беспозвоночные, насекомые, черви, простейшие. Масса одних только беспозвоночных в грунте может достигать невероятного значения – до 50 центнеров на 1 га площади! Один земляной червь пропускает через себя около 9 тонн на 1 га органики, которая в конечном итоге составляет материал для гумуса (основная почвенная ценность для растений).

Экологические факторы мест обитания

На каждый участок окружающей нас природы действуют различные экологические факторы, которые делятся на две большие группы: биотические и абиотические. Первые относятся к живой природе, другие – к неживой. Техногенная деятельность человека действует все сильнее на абиотические факторы мест обитания.

Увеличение температуры окружающей среды, обезвоживание, выкачивание полезных ископаемых в огромных количествах, прочие явления – все это очень сильно влияет на живую природу.

Вырубка лесов, образование огромных карьеров, выращивание искусственных сортов растений, заболачивание почвы – это только малая часть того, к чему приводит социальная деятельность людей.

Местообитание человека

Человечество обосновалось в наземной среде обитания. Но с развитием технического прогресса возникли различные пути воздействия на окружающий мир, которые имеют как плюсы, так и минусы. К примеру, самолеты, космические корабли, лодки открыли человеку доступ до других сфер существования, но в то же время массовая промышленность и неразумная деятельность ведет к гибели и переформатированию всей природы.

В качестве заключения отметим, что приспособление людей к меняющимся условиям их среды обитания уже не исправит ситуацию – теперь важно не приспосабливаться к негативным тенденциям, а исправлять их, иначе уже через несколько десятилетий может остро встать вопрос нехватки всех ресурсов: питьевой воды, газа и нефти, чистого воздуха, качественной натуральной еды.

Источник

Урок биологии по теме «Среды жизни и местообитания животных», 7 класс

Урок в 7 классе по теме:

«Среды жизни и местообитания животных»

( технология проблемно-диалогического обучения)

Цель урока: формирование у учащихся знания о многообразии экологических факторов, влияющих на живые организмы в различных средах обитания; расширение круга знаний об адаптации организмов к различным условиям жизни в различных средах.

Наземно-воздушная среда обитания

Почвенная среда обитания

Водная среда обитания

Организменная среда обитания

Антропогенные факторы среды

Технология урока: проблемно-диалогический

Оборудование: таблицы, фотографии, презентации по теме, тематические карты.

Ход урока

Какими особенностями обладают растительные организмы?

Какими особенностями обладают животные организмы?

В чём заключаются основные признаки отличия животных от растений?

. 2. Постановка проблемы.

Учащимся предлагается ответить на вопрос

— Где же на Земле обитают живые организмы?

Возникает разброс мнений, так как учащиеся называют разные среды обитания живых организмов. ( Возникновение проблемной ситуации)

Побуждающий от проблемной ситуации диалог:

Итак, сколько же разных мнений у нас в классе? ( побуждение к осознанию противоречия)

Читайте также:  Понятие общества и его признаки шпаргалка

Значит, какой вопрос возникает? ( побуждение к формулированию проблемы)

Учащиеся формулируют вопрос и тему урока «Где же обитают живые организмы? И почему они там обитают?»

Фиксация на доске темы урока «Среды жизни и местообитания животных»

Побуждающий к плану урока диалог:

Итак, тему урока мы определили, а теперь давайте наметим план действий, на какие вопросы мы сегодня должны ответить на уроке?

Что про место обитания живых организмов, в частности животных, мы должны узнать?

Давайте сформулируем вопросы, которые нас интересуют научным языком в виде плана: (вопросы плана фиксируются на доске)

Какие места обитания занимают живые организмов и в частности животные в природе?

Каковы основные особенности каждой среды обитания и их привлекательность для животных?

Как влияет среда обитания на живые организмы?

Молодцы, тема урока и план урока Вами же намечены, а теперь давайте рассмотрим первый пункт плана и попытаемся ответить на поставленный вопрос.

3. Поиск решения через подводящий без проблемы диалог

Учащимся предоставляются на экране слайды с различными животными разных сред обитания, посмотрев на которые дети без проблем определяют четыре основные среды жизни (водную, почвенную, наземно-воздушную, организменную)

— Ребята, посмотрите на слайды и определите, какие среды обитания занимают эти животные.

— А как вы думаете, какую среду обитания занимают блохи, вши, глисты?

— Какая среда обитания была на ваш взгляд самой первой?

— Какие свойства среды влияют на живые организмы?

Далее внимание учащихся обращается на схему в презентации и задаётся задание найти ошибки в схеме и исправить их.

Экологические факторы среды

Подводятся итоги самостоятельной работы учащихся, обращая внимание на термины

— Ребята, какие факторы среды называются биотическими? Почему они так называются? Приведите примеры.

— А какие факторы среды называются абиотическими? Почему? Приведите примеры.

— Ну и какие факторы среды называются антропогенными? Приведите примеры.

Учащиеся составляют и записывают в тетради кластер экологических факторов среды

Рассмотрим второй пункт плана: « Основные особенности каждой среды обитания и их привлекательность для животных .

— Ребята, рассмотрите таблицу на тематической карте. Вы видите, что она заполнена не полностью. Используя текстовый материал, внесите примеры обитателей сред в колонку 2 и подчеркните в третьей колонке факторы, которые на ваш взгляд, имеют первостепенное значение.

Работа в группах. Каждая группа работает со своей средой обитания

Характеристика сред обитания

Не очень большое содержание кислорода

Сильные перепады давления (глубина, толща, поверхностный слой)

Незначительные перепады температур

Большая плотность воды

Неравномерное распределение солнечных лучей (глубина, толща, поверхностный слой)

Концентрация солей (особенно в морях и океанах)

Газообразная среда с низкой плотностью

Высокое содержание кислорода

Неравномерное распределение влаги (пустыни-болота)

Значительные перепады температур (даже в течение суток)

Достаточное количество солнечного света

Незначительные колебания температур

Недостаточное количество солнечного света

Недостаточное количество кислорода (в зависимости от глубины)

Химический состав почвы

Высокая плотность среды

Относительная стабильность условий

Защищённость от неблагоприятных внешних факторов

Активное сопротивление организма хозяина

Затруднено осуществление жизненного цикла

Выступление представителей групп. Каждая группа вывешивает свою таблицу на магнитную доску.

Рассмотрим третий пункт плана « Как влияет среда обитания на живые организмы.»

— Ребята, так какая же среда самая лучшая, самая удобная?

— Почему для рыб более удобна водная среда, а для кошек наземно-воздушная?

Определение термина адаптация

Какие признаки позволяют рыбам жить в водной среде?

А какие признаки позволяют червям острицам жить в теле животных?

Работа в группах с текстовым материалом о приспособленности живых организмов к своей среде обитания. Каждая группа, работая с текстом, выписывает признаки приспособленности к той или иной среде и рассказывает о них классу.

4. Продуктивные задания

На завершающем этапе урока учителем зачитываются особенности внешнего облика различных животных. По особенностям строения этих животных учащиеся должны определить, какую среду обитания занимает то или иное животное.

Вам понятна тема урока?

Вы удовлетворены полученными знаниями?

Что нового вы для себя открыли?

Что больше всего вам понравилось на уроке?

Домашнее задание: Составить подобные задания, придумать стишки про особенности различных сред обитания. (по желанию)

Оценивание и поощрение учащихся.

Урок биологии в 7 классе «Среды жизни и местообитания животных» подготовлен с учетом требований технологии проблемно-диалогического обучения. Он формирует у учащихся знания о многообразии экологических факторов, влияющих на живые организмы в различных средах обитания; расширяет круг знаний об адаптации организмов к различным условиям жизни в различных средах. В файле расположена технологическая карта учебного занятия. Особое внимание уделяется побуждающему диалогу, поиску решения через подводящий без проблемы диалог, продуктивным заданиям.

Номер материала: 128068

Не нашли то что искали?

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник